Иван Евграфович Федоров

Все что душе угодно про Авиацию второй мировой.
Гости (незарегистрированные пользователи) так же могут создавать темы и отвечать на сообщения.

Иван Евграфович Федоров

Сообщение gosha » 29 май 2011 17:03

Был ли Гитлер латышом?
У меня зазвонил телефон. Женский голос сообщил, что звонят из отдела проверки «Литературной газеты», где шла моя статья, чтобы узнать, правильно ли написана фамилия одного из персонажей. Я ушам своим не поверил. Но было приятно: оказывается, ещё где-то сохранился отдел проверки, оказывается, какая-то газета относится к себе и читателю с достаточным уважением, чтобы не ставить в неловкое положение и себя, и автора…
В последнее время я стараюсь не давать интервью. Я понимаю, что интервью – это представление журналиста о своей жертве. И даже если я прошу перед выходом материала позвонить мне и хотя бы прочесть опус по телефону, обычно об этом забывают, и я узнаю из «интервью» удивительные про себя вещи.
Через день-два газетная новость умирает. Этот непреложный факт вызвал к жизни целую армию журналистов, которые понимают, что отдел проверки – анахронизм, что ворчанием собеседника следует пренебречь, что если наврал, но наврал первым, – ты на коне.
Мириться с этим не хочется. Потому что, кстати, из мальчиков и девочек, которые с наглой вежливостью выслушивают тебя и пишут то, что им нужно, а не то, что ты хотел сказать, вырастают осьминоги пера. Безответственность, которую можно игнорировать, когда пишут о собачках или чудо-знахарях, оборачивается, на мой взгляд, непростительной наглостью, когда речь идёт о вещах очень серьёзных.
В качестве примера позвольте привести случай, возмутивший меня не потому, что имел место, а оттого, что в нормальных условиях его не должно быть. И в то же время подобное настолько обычно, что многие из читателей могут привести свои, не менее звонкие примеры.
Итак, некая журналистка (далее автор приводит название газеты и имя журналистки, но не в традициях «Вечёрки» пинать коллег. Ведь речь сейчас идёт не о конкретном факте, а о явлении. – Ред.) решила создать центральный материал в номере, выходящем в День Победы.
Она отправилась с визитом к весьма престарелому лётчику Ивану Фёдорову и взяла интервью. Которое затем опубликовали на целую страницу, с фотографиями.
Сотни тысяч читателей, включая ветеранов войны, прочли это интервью и узнали следующее (я перечисляю лишь малую толику сообщённого на страницах газеты): герой сбил 134 гитлеровских самолёта, получил трёхэтажную виллу в Андалузии от короля Хуана Карлоса, за неделю до начала войны три дня подряд пил с Гитлером и его ближайшими соратниками, за что был награждён фюрером «железным крестом с дубовыми листьями», испытал 297 типов самолётов, получил от фашистов в подарок «четыре монеты достоинством 10 тысяч немецких марок... на них тогда можно было купить несколько «мерседесов», но не купил, потому что предпочитал получать в подарок самолёты, каковых получил в виде премий 5 штук, а также две бочки сельди и 625 литров спирта... Только к старости он осел в аппарате Громыко, наверное, послом в секретной стране.
И это всего лишь малая часть рассказанного о себе ветераном.
Уважение к собеседнику, а главное – как к ветеранам, так и к молодым людям, что прочтут опус, требовало одного – вспомнить, есть ли в газете отдел проверки. Отдела не оказалось. Не оказалось и словаря, не оказалось даже ни одного человека, знакомого с авиацией или хотя бы с иностранными наградами, или с историей наконец!.. Автор ни с чем подобным знакома не была. А главный редактор свою газету, разумеется, не читает.
Разрешите пригласить вас в Берлин, 16 июня 1941 года. Давайте с вами на секунду представим, что всё происходило именно так, как написано в газете. Итак, за неделю до начала войны с СССР Адольф Гитлер третий день подряд не встаёт из-за праздничного стола с русским асом, который только что сбил в Испании 24 самолёта, за что получил в подарок трёхэтажную виллу от короля Хуана Карлоса. Тут же сидят, конечно, все вожди третьего рейха, чтобы Ивану Евграфычу было не скучно. Вынимает тут Гитлер из одного кармана четыре немецкие монеты по 10000 марок каждая и говорит: «Купи, Ваня, себе на эти деньги десяток «мерседесов».
– Да на черта они мне сдались, – отвечает пилот, – мне уже пять самолётов подарили.
– Возьми, – говорит тогда Гитлер, – из моих рук Железный крест с дубовыми листьями. Это награда геройская, за борьбу с мировым коммунизмом и демократией.
– Вот это возьму, – говорит советский пилот. – Очень мы ваши дубовые листья уважаем, буду носить, не снимая.
Ничего я не придумал. Весь этот бред, только другими словами, опубликован в День Победы. А если кто чего не понял, то там помещены и картинки. До картинки я знал только, что в Германии не было монет по 10 тысяч марок, что не мог король Хуан Карлос подарить виллу в Андалузии лётчику Ивану, потому что не был он тогда королем, а был младенцем, да и не могло быть оснований у испанского короля так полюбить советского аса. Каждое второе слово в интервью – ложь, и уж тем более не гулял перед самой войной три дня господин Гитлер с Иваном. Знаете, почему? Потому что Железный крест, сфотографированный там, – это значок латышской организации айзсаргов предвоенных времен, а остальные награды владельца пяти самолётов и десяти вилл (не считая сельдей, «мерседесов» и бочки спирта) – это два ордена Трёх звёзд Латвии и орден Прусской короны, отменённый, если кто не знает, в 1918 году.
Беда ещё в чём: в нашей стране, слава Богу, живы несколько миллионов человек, которые сражались с фашистами, знают, как выглядел Железный крест, и воспримут интервью как оскорбление. Как и всю похвальбу этого человека...
Впрочем, не мне судить лётчика Фёдорова. Возможно, он и не жулик, а потерял по старости лет остроту памяти.
Но журналист не имеет права терять остроту памяти, здравый смысл и забывать то, чему его учили в школе.
Сила печатного слова, а уж тем более печатной лжи такова, что кто-то по наивности может поверить, что Гитлер был латышским айзсаргом, принял перед войной нашего славного летчика Фёдорова в свою организацию и заодно вручил ему два одинаковых латышских ордена.

Игорь Можейко, доктор исторических наук
Газета «Вечерняя Москва», 18.05.1998


На самом деле что-ли такая фигня была?
gosha
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 24 май 2011 20:33

Re: Иван Евграфович Федоров

Сообщение dublik » 29 май 2011 17:14

Вроде да.
Вот более свежая публикация помоему 2005 года.
Открытое письмо в редакцию газеты
"Комсомольская правда"

В преддверии Дня Победы, на телеэкране, по Первому каналу в документальном фильме "Воздушный штрафбат" (режиссёр Михаил Калмыков, сценарий В.Володченко и М.Калмыкова) мы увидели человека со звездой Героя Советского Союза и многими орденами на груди. Это был Иван Евграфович Фёдоров. То, что он говорил с экрана, вызвало, мягко говоря, удивление. Это были выдумки, одна нелепее другой. Если опровергать всё сказанное им, это займет несколько страниц. И ранее, в течение многих лет, то и дело появлялись статьи в газетах о лётчике-испытателе И.Е.Фёдорове, в которых в разных вариантах были подобные рассказы.

Мы знаем этого человека и его биографию более чем 50 лет. Справедливости ради надо отметить, что И.Е.Фёдоров действительно заслуженный лётчик. Он воевал в Испании в 1937-38 гг., с июля 1942 года воевал на фронтах Великой Отечественной войны, а в 1946-49 г.г. был лётчиком-испытателем в ОКБ С.А.Лавочкина, где первым в стране достиг скорости 1.000 км/ч и затем на пикировании достиг скорости звука. Когда в 1948 году Правительством было принято решение о присвоении звания Героя Советского Союза лётчикам-испытателям, испытывавшим первые советские реактивные самолёты, от ОКБ Лавочкина это звание получил И.Е.Фёдоров (от ОКБ Микояна - И.Т.Иващенко, от ОКБ Яковлева - М.И.Иванов, и от военных - П.М.Стефановский).
Однако его рассказы являются выдумкой, часто нелепостью, и ничем не подтверждаются. В частности, число сбитых им в Испании и в Великой Отечественной войне самолётов противника преувеличено им более чем в десять раз. Причем с годами число "сбитых" им самолётов в рассказах постепенно увеличивалось.
И.Е.Фёдоров говорит, что он два раза сбивал самого результативного немецкого летчика Э.Хартманна, но оба раза "он уходил к своим". Если он уходил, то как Фёдоров узнал, что он сбивал именно Хартманна? Тем более, что Хартманн воевал не на Калининском фронте, где был Фёдоров, а на Южном.
По данным личного дела И.Е.Фёдорова в Испании он сбил два самолёта, а в Великой Отечественной войне совершил 114 боевых вылетов, провёл 15 воздушных боёв и сбил одиннадцать самолетов лично и один в группе. Таранов самолётов противника он не совершал, тем более шести, о которых он говорит. Метод тарана выпущенными колёсами шасси может вызвать только ироническую улыбку.
Выдумкой является и рассказ его о полётах в Германии (на самом деле, в составе советской делегации в Германии был Герой Советского Союза С.П.Супрун, лётчик-испытатель НИИ ВВС, который летал там на истребителе "Хейнкель"). И, конечно, ни Гитлер, ни Геринг при полётах не присутствовали, вопреки рассказу Фёдорова. И Железным крестом никто его не награждал.
Что касается войны в Испании, то, в частности, можно отметить, что в книге воспоминаний генерала Бориса Смирнова, получившего звание Героя Советского Союза за войну в Испании, "Испанский ветер" упоминается много лётчиков, отличившихся там в боях, но фамилия Фёдорова не упомянута. Очевидно, его успехи не были выдающимися. А в корейской войне, о чём Фёдоров рассказывает, он вообще не участвовал и американские самолёты не сбивал. И, конечно, не возил в Корею Л.П.Берию (члены высшего руководства СССР летали на транспортных самолётах и с лётчиками особой лётной бригады ВВС).
Для того, чтобы убедиться в том, что рассказы И.Е.Фёдорова не соответствуют действительности, достаточно ознакомиться с его личным делом, хранящимся в Центральном архиве Министерства обороны РФ. В документах, в том числе и в написанной им самим автобиографии, ничего не говорится ни о таранах, ни о многих десятках сбитых самолётов, ни о поездке в Германию.
Федоров рассказывает о том, что будто бы Курчатов попросил его сбросить первую атомную бомбу. Это абсолютная нелепость - просить сбросить бомбу лётчика, не летавшего на бомбардировщиках и не входившего в число людей, допущенных к этой секретной работе. На самом деле бомбу с самолёта Ту-4 сбрасывал экипаж специального Испытательного Центра, который длительно к этому готовился (Кстати, Фёдоров, не будучи знаком с этими самолётами, назвал потолок самолёта в полтора раза больший действительного. Да ещё сказал, что будто бы облачный столб после взрыва поднимался вверх со сверхзвуковой скоростью!).
Надо отметить, что испытателем у Лавочкина Фёдоров работал недолго - уже в 1949 году он перешёл на менее ответственную работу - испытания авиационного оборудования. На такую работу лётчики добровольно не уходят. Видимо, С.А.Лавочкин был им не очень доволен. А в 1954 году Фёдоров вообще ушёл с лётной работы, и вышел на пенсию, хотя ему был всего 41 год.
Два очень известных лётчика-испытателя старшего поколения - М.Л.Галлай и Г.А.Седов, а также один из авторов этого письма, А.А.Щербаков, знавшие И.Е.Фёдорова с первых послевоенных лет, рассказывали, что у него всегда была "слава" неистощимого фантазёра, если не сказать более резко, но лётчики относились к этому снисходительно. Иногда возникало желание разоблачить его рассказы, но "не хотелось обижать старика". Однако в последние 15 лет он начал излагать свои фантазии журналистам газет и журналов. И теперь, когда его "история" выходит на высокий и даже официальный уровень, мы не считаем возможным промолчать.
Мы считаем, что журналисты, а теперь и ТВ, распространяющие рассказы И.Е.Фёдорова, делают на самом деле для него недоброе дело. Его действительных заслуг достаточно для уважения, а неправда, которая неминуемо откроется, только бросит на него, а также на журналистов и на руководителей, которые поверят в его россказни, нехорошую тень. Говорят, что есть намерение отметить его званием Героя Российской Федерации. Такое решение будут просто позорным.

Участники Великой Отечественной войны:

Заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза,
генерал-лейтенант авиации в отставке С.А.Микоян

Заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза,
полковник в отставке А.А.Щербаков

Приложения

Сведения из личного дела И.Е.Фёдорова:

В собственном письме Главному маршалу авиации А.А.Новикову от 24.06.1945 И.Е.Фёдоров пишет, что сбил в Великую Отечественную войну 10 бомбардировщиков и 7 истребителей и два самолета - в группе. Имел два тяжёлых и два лёгких ранения "и в целом до 40 царапин". В Испании и Китае якобы сбил 18 самолётов.
Т.е. в сумме 35 самолётов, а теперь он говорит, что сбил 148!

Из письма генерал-лейтенанта С.И.Руденко Главному маршалу авиации А.А.Новикову:
За руководство боевой работой частей и лично сбитые 8 самолётов противника тов. ФЁДОРОВ награждён: орденом Отечественной войны I степени в 1942 г. и орденом Александра Невского в 1943 г.
Имея личную нескромность и пристрастие к Правительственным наградам, не удовлетворяясь уже полученными двумя орденами, тов. ФЁДОРОВ стал на путь вымогательства и очковтирательства, приписывая себе несуществующие боевые заслуги (15 лично сбитых и 3 подбитых самолёта противника).
В результате настоятельных требований полковника ФЁДОРОВА командиром 6 ИАК был представлен наградной лист на присвоение звания Героя Советского Союза полковнику ФЁДОРОВУ. При рассмотрении наградного материала в январе 1944 года в представлении мною было отказано.
В феврале месяце 1944 г. командир 6 ИАК вторично представил наградной лист с приложением справок о сбитых самолётах противника. Рассматривая наградной лист и приложенные к нему справки, у меня возникло сомнение в правильности последних, т.е. не выданы ли справки на одни и те же сбитые самолёты, только разными частями и лицами. Запросив Командующего 3 Воздушной армии по существу этого вопроса, я получил ответ как и предполагал ранее, что полковник ФЁДОРОВ проявил исключительную нечестность и очковтирательство, приписав себе дважды одни и те же самолёты, сбитые им.
За недостойное поведение старшего офицера, выразившееся в вымогательстве и очковтирательстве, а также неудовлетворительную работу как командира дивизии - ходатайствую о снятии полковника ФЁДОРОВА с занимаемой должности и о назначении с понижением.
Командующий 16 ВА генерал-лейтенант авиации С.И.Руденко 7.04.1944 г.

Письмо командующего 3 ВА ген-лейтенанта авиации Н.Ф.Папивина генерал-лейтенанту авиации С.И.Руденко 25.03.1944 (в ответ на его запрос, почему И.Е.Фёдорову не было присвоено звание Героя Советского Союза за 12 сбитых самолётов):
Бывший инспектор по технике пилотирования 3 Воздушной армии и командир группы штрафников подполковник, ныне полковник ФЁДОРОВ Иван Евграфович, за всё время пребывания на Калининском фронте по данным боевых донесений и учётным данным сбил 8 самолётов противника, о чём ему Штабом Армии 5 марта 1943 года и была выдана справка. Подтверждая достоверность этой справки, сообщаю, что все остальные справки лётного состава 157 и 163 истребительных полков и телеграмма ГРОМОВА подтверждают те же самолёты, которые указаны в итоговой справке от 5.3.1943 г. о боевой работе ФЁДОРОВА на Калининском фронте.
Оснований к представлению тов. ФЁДОРОВА к званию 'Герой Советского Союза' не было.

Справка предоставлена Андреем Симоновым.


Герой Советского Союза Федоров Иван Евграфович скончался в феврале 2011 года.

А вообще в википедии про Федорова И.Е. много ссылок на статьи о нем.
А вот еще.
dublik
 
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 24 май 2011 20:36

Re: Иван Евграфович Федоров

Сообщение sk16rus » 29 май 2011 17:42

Да, Федоров много чего навыдумывал, но ИМХО - свою Звезду Героя он получил вполне заслуженно!
Вечная память...

Тема закрыта
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1814
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань


Вернуться в Авиация Второй мировой



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


cron