ВВС СФ - атака немецкого конвоя 25-26 мая 1944 года
Добавлено: 10 июн 2011 08:33
Из книги М.Э.Морозова "Морская торпедоносная авиация"
Взято с сайта "Цусимские форумы"Две последних декады мая стали пиком активности ВВС СФ на коммуникациях противника за весь 1944 г. Это объяснялось тремя причинами: установлением сравнительно неплохой летной погоды, решимостью командования СФ обрушить на врага всю мощь своей авиации и определенной недооценкой этой мощи командованием противника, которое все еще допускало проводку караванов в дни с хорошей погодой, надеясь на корабельную зенитную артиллерию и перехватчики. А между тем, последние уже начинали выдыхаться. 16 мая в боях участвовало всего восемь «мессершмиттов», пилоты которых, тем не менее, умудрились доложить о 22 воздушных победах. Создается впечатление, что этими многочисленными завышениями командование 5-го воздушного флота пыталось снять с себя обвинения моряков в слабом прикрытии конвоев с воздуха. По-видимому, критика все-таки подействовала, и для обеспечения прохода очередного «восточного» каравана на аэродром Свартнес временно перебазировалось боевое ядро группы III/JG5.
Битва с этим конвоем была сравнительно короткой, но ожесточенной. Суда были обнаружены на дальних подступах - в 17.00 25 мая у м. Нордкин, и это позволило нанести первый массированный удар уже в районе Тана-фьорда. Его замысел сильно напоминал замысел удара 11 мая: шесть Ил-4 с высотными торпедами, затем истребители-бомбардировщики «Киттихаук» (восемь в варианте пикирующих бомбардировщиков и четыре в варианте топмачтовиков), и, наконец, тройка низких торпедоносцев. Последняя группа, которой традиционно предоставлялась роль нанесения главного удара, была слишком малочисленна, но четвертый экипаж «Бостона» был отстранен от выполнения боевой задачи, как не прошедший необходимой подготовки. Впрочем, и два из трех экипажей, которые были выделены для удара, могли считаться подготовленными лишь весьма условно. Только ведущий тройки лейтенант Гнетов имел необходимый минимум опыта. На прошедшем незадолго до этого партийном собрании, где, очевидно, разбирались неудачные действия 16 мая, парторг эскадрильи Гнетов заявил (цитируется в изложении дневниковой записи Е.И. Францева): «Пойдем в атаку – с курса не свернем. Если не потопим торпедой, пойдем на таран!» Ему же приписываются слова: «Гвардия не отступает! Гвардия бьет врага насмерть!». Так и получилось…
Хотя трем ударным волнам придали 22 «Аэрокобры» сопровождения, сильного противодействия в воздухе в районе Тана-фьорда не ожидалось. Мероприятий для достижения скрытности не планировалось, и единственной мерой обеспечения являлась блокировка аэродромов Луостари и Хебуктен самолетами 7 ВА. Как мы знаем, они оказались пусты. Группы истребителей-бомбардировщиков и низких торпедоносцев облетали Вардё на бреющем полете, но высотные «ильюшины» шли на большой высоте, и, по-видимому, были обнаружены при помощи радара. Согласно журналу боевых действий 61-й флотилии сторожевиков воздушная тревога была объявлена за девять минут до визуального обнаружения первого самолета. Когда в 22.32 «ильюшины» приблизились к конвою, их там ждала не традиционная пара «мессершмиттов», а шесть или восемь вражеских машин. Помешать заходу на цель они не успели, но на отходе навязали нашим ожесточенный воздушный бой. До этого торпедоносцы сбросили свои торпеды на носовых курсовых углах конвоя, после чего наблюдали попадания в 6-8000-тонный транспорт и миноносец. На этот раз заявка не так уж сильно отличалась от реальности – две 45-36АВА попали в норвежский пароход «Сольвикен» (3502 брт; перевозил строительный лес, погибло три члена экипажа). Точность торпедометания объяснялась сравнительно небольшой высотой – всего 1900 м, но это же обстоятельство облегчило противнику организацию контратаки. Шестерка Р-39 эскорта оказалась скована боем, и торпедоносцам пришлось пробиваться домой самостоятельно. К счастью, ведущему группы капитану Шкарубе удалось сохранить строй, что позволило избежать полного уничтожения. Потери, тем не менее, оказались тяжелыми. Упал в воду и погиб со всем экипажем Ил-4 ст. лейтенанта Евдокимова. Машины мл. лейтенантов Титова, Ледового и лейтенанта Губанова получили серьезные повреждения, причем последней пришлось ремонтироваться капитально. Прибытие в район боя новых групп советских самолетов заставило пилотов люфтваффе оставить Ил-4 в покое.
Тем временем увеличилось и количество перехватчиков, поскольку к месту боя прибыли 19 Bf-109 из Свартнеса. Связанные боем «Киттихауки» бомбили неточно, а группа топмачтовиков и вовсе отстала. Она вышла в атаку уже после низких торпедоносцев, нападение которых, согласно плановой таблице, ей и надлежало обеспечить. Кроме того, ведущий группы решил атаковать не топмачтовым методом, а с планирования с 800 до 200 м. Все бомбы легли мимо цели. Сразу после бомбометания Р-40 ложились на обратный курс и спешили покинуть место боя, хотя по замыслу им следовало усилить эскорт торпедоносцев.
Все это и предопределило трагедию звена Гнетова. Оно подошло к каравану со стороны носовых курсовых углов, а затем развернулось для атаки со стороны берега. В этот момент четверка «мессершмиттов» попыталась нанести удар в лоб. В бой вступили четыре «кобры» группы воздушного боя. Другая пара Bf-109 связала боем шесть Р-39 непосредственного сопровождения. Летчики наших истребителей увлеклись боем, в ходе которого, якобы, сбили один «мессершмитт», но торпедоносцев они больше не видели. На базу те не вернулись. Пилот самолета-разведчика впоследствии утверждал, что примерно в это же время он наблюдал потопление миноносца и сторожевого корабля. С учетом предшествующих заявлений Гнетова политорганы разрисовали картину гибели звена в неподражаемых красках: «.. На боевом курсе они были атакованы истребителями противника и обстреляны сильным огнем; все три торпедоносца загорелись, но несмотря на это, бесстрашные летчики продолжали сближаться с конвоем. Впереди летел лейтенант Гнетов, за ним его ведомые комсорг эскадрильи гвардии мл. лейтенант Рыбчинский и комсомолец гвардии мл. лейтенант Николаев. С дистанции 500-1000 м самолеты сбросили 3 торпеды и потопили миноносец и сторожевой корабль противника. В районе конвоя все три торпедоносца «Бостон» упали в море и погибли, но поставленную задачу они с честью выполнили» (цитируется по политдонесению начальника Политотдела ВВС СФ). В некоторых пропагандистских материалах дописались даже до утверждения, что Гнетов совершил «огненный таран». Свет на истинное положение вещей проливает журнал боевых действий 61-й флотилии сторожевиков (время отличалось от московского на один час):
Дата и время Место Событие
21.29 Квадрат 7396 АС 6 СБ-2 под прикрытием 6 истребителей атакуют конвой с направления 110°, высоты 3000 м. Корабли охранения и пароходы открывают огонь из всего оружия.
21.32 Со всех направлений новые нападения посредством бомб, парашютных торпед и бортового оружия.
21.34 ПХ «Сольвикен» получил два попадания торпедами.
21.35 4 Ил-2 (Ил-2 в налете не участвовали, за них прияты истребители-бомбардировщики Р-40 – прим. М.М.) атаковали СКР «V 6115» на бреющем полете бомбами и бортовым оружием. 4 близких разрыва бомб у борта «V 6115».
21.40 Подлет к конвою 9 «Бостонов». Соединение разделилось и атаковало 6 машинами с направления 330° и 3 машинами с направления 260°.
Одна из 6 машин оказалась в хорошем положении для обстрела с «V 6115», получила многочисленные попадания и загорелась.
21.42 1 «Бостон» упал.
21.44 1 из 3 «Бостонов» также получил порцию хорошо ложившегося огня с «V 6111» и упал по направлению 340°.
21.50 СКР «V 6110» и «V 6115» по приказу командира конвоя отпущены для оказания помощи торпедированному ПХ «Сольвикен».
21.55 3 «Бостона» атаковали «V 6107» торпедами и бортовым оружием. Налет отбит, от торпед уклонились маневрированием. В результате обстрела из бортового оружия вышел из строя компас, многочисленные пробоины в катере и выход из строя личного состава.
22.15 Попытка буксировки СКР «V 6115» неудачна. ПХ «Сольвикен» тонет.
22.20 71°06’ N 28°55’ 2 O ПХ «Сольвикен» затонул.
22.25 СКР «V 6110» и «V 6115» присоединились к конвою.
Потери личного состава – общий итог:
«V 6107» 2 убитых, 1 легкораненый
«V 6115» 6 тяжело и 6 легкораненых.
Это описание несколько отличается от советской картины боя, но если предположить, что на «V 6107» часы опаздывали на 10-13 минут, все становится на свои места. Получается, что торпедоносцы атаковали караван со стороны этого сторожевика (только он наблюдал сброс торпед и торпедные следы), и пулеметным обстрелом смогли нанести потери его зенитчикам. Тем не менее, огнем находившихся рядом кораблей два «Бостона» оказались сбиты. Третий, по всей видимости, стал жертвой истребителей 5-й эскадры (они по результатам боя 25 мая донесли о 34 воздушных победах, в т.ч. о сбитии 20 «Бостонов»!). Других наших самолетов, кроме одного Ил-4 и трех А-20 из состава сил первого массированного удара потеряно не было.
Второй массированный удар командующий ВВС СФ запланировал в районе Перс-фьорда. Поскольку «Бостонов» с экипажами в строю уже не оставалось, роль первой скрипки отводилась штурмовикам Ил-2, в то время как группе высотных торпедоносцев надлежало расстроить ордер каравана. В промежутке между ударами командующий распорядился отправить в район Вардё демонстративную группу, которой по радио передавались различные ложные приказы, направленные на то, чтобы вызвать преждевременный старт и изматывание перехватчиков. Враг, вроде бы, клюнул на эту утку, но у него оставалось почти два часа времени, чтобы вернуть самолеты на аэродром, заправить их и подготовить к новому старту.
Главные события развернулись в промежутке между 05.58 и 06.14 26 мая. Первыми, как и было предусмотрено планом, атаковали высотные торпедоносцы. На этот раз их воздушный эскорт вырос до 16 «кобр», но бой с «мессершмиттами» все равно оказался тяжелым. В нем оказались потеряны три Р-39, а один из Ил-4 (пилот – мл. лейтенант Титов) упал в море вскоре после торпедометания. Поскольку прорыва Bf-109 никто не видел, сочли, что это результат попадания зенитного снаряда. Ожесточенное противодействие заставило летчиков избавиться от торпед в стороне от каравана, так что попаданий не было. Тем не менее, действия высотных торпедоносцев в операции командование сочло довольно успешными, что выразилось в представлении их ведущего заместителя командира 1-й эскадрильи 9-го гмтап капитана К.Ф. Шкарубы к званию Героя Советского Союза (награжден указом от 19 августа).
Не менее жестокий бой пришлось выдержать трем группам штурмовиков, атаковавшим позже. Успех сопутствовал только четырем топмачтовикам Ил-2, добившимся попадания одной ФАБ-250 в носовую часть транспорта «Герта Энгелин Фрицен» (3672 брт). Судно загорелось, но вражеским сторожевикам удалось отконвоировать его в Вардё. В конце войны оно было обнаружено в тяжело поврежденном состоянии в Брюнсбюттеле, по-видимому, как раз таки после взрыва бомбы и пожара 26 мая (возможно новые повреждения были получены при налетах союзной авиации на порт). В воздушных боях мы потеряли четыре Ил-2 и «Киттихаук». Многие самолеты получили повреждения. Генерал-лейтенант Андреев хотел было нанести третий удар по каравану в Варангер-фьорде, но доклады из частей убедили его отказаться от этого намеренья. Особенно плачевным оказалось и состояние 9-го гмтап, который мог выставить не более четырех высотных торпедоносцев и ни одного низкого.
Результат операции: произведено 127 вылетов, в т.ч. 57 ударными машинами, куда входили и 13 торпедоносцев. Нам удалось потопить или тяжело повредить два из пяти крупных транспортов конвоя, небольшой танкер «Марштайнен» пострадал от близкого взрыва бомбы. Эскортные корабли отделались легкими повреждениями, но на некоторых из них имелась серьезная убыль личного состава. Истребители люфтваффе потерь не понесли. Мы лишились 13 самолетов, примерно три четверти из которых оказались сбиты в воздушных боях. Получила повреждения и подводная лодка «С-15», безуспешно попытавшаяся атаковать караван в промежутке между авиаударами, и накрытая глубинными бомбами немецких охотников. Выпускала торпеды и «малютка» XV серии «М-201», но противник ее торпедного залпа не зафиксировал. Перевес по очкам оказался на стороне немцев, которые впервые с начала года сосредоточили в небе над караваном все остававшиеся в их распоряжении силы истребительной авиации. Для нас это оказалось неожиданным, на что указывает тот факт, что мероприятия по обеспечению оперативной маскировки планировались шаблонно и не в достаточной мере. Ошибки командования многократно усугублялись неправильными действиями наших истребителей, который легко бросали подопечных, а в ряде случаев вели себя пассивно, ожидая, что противник атакует их первыми. Тем не менее, тот факт, что нам впервые удалось «дотянуться» до крупных судов каравана говорил о том, что мы находимся на правильном пути. Один из транспортов был торпедирован высотными торпедами, которые в условиях громоздкого построения конвоя оказались куда более действенным оружием, чем торпеды «низких» «Бостонов». Это не осталось незамеченным нашим командованием, которое пришло к выводу, что «высотники» при соответствующем обеспечении могут наносить не только обеспечивающие, но и главные удары. Собственно говоря, выбирать все равно было не из чего – к 1 июня в части оставалось только 13 «Бостонов», к которым имелось всего несколько подготовленных экипажей, и восемь Ил-4.