Самолеты ВВС Северного флота (цикл небольших заметок)

Полки, летчики, события

Модератор: Модераторы форумов

Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Самолеты ВВС Северного флота (цикл небольших заметок)

Сообщение sk16rus »

"Летающие парты" Североморцев У-2 и УТИ-4.
А так же редкие УИл-2 и УСБ.


И снова, когда мало что известно про какие-то самолеты, объединяю в одной статье несколько машин.
Это общеизвестные У-2 и УТИ-4, а так же довольно редкие модификации ударных машин - УИл-2 и УСБ.

У-2/По-2
  • У-2 или По-2 (Поликарпов-2) — советский многоцелевой биплан, созданный в 1927 году в СССР, под руководством Н. Н. Поликарпова. Один из самых массовых самолётов в мире. Строился серийно до 1953 года, было построено 33 000 машин. В 1944 году после гибели Поликарпова переименован в По-2 в честь его создателя.
    У-2 имел широкий спектр применения в сельском хозяйстве, связи и других областях. Существовали штабные, санитарные, предназначенные для аэрофотосъёмки, пассажирские, поплавковые и многие другие модификации. В 1932 году был разработан учебно-боевой вариант У-2 (У-2ВС), который мог брать с собой шесть 8-килограммовых бомб на держателях, а в задней кабине машины располагалась стрелковая точка с пулемётом ПВ-1.
    С началом Великой Отечественной войны имевшиеся стандартные варианты У-2 стали переделывать в лёгкие ночные бомбардировщики. Бомбовая нагрузка варьировалась от 100 до 350 кг.
    По материалам из Википедии


По имеющимся у меня данным, самолет У-2 "засветился" в составе 72-го, 78-го и 255-го ИАП, 118-го МРАП и 53-го САП ВВС СФ.
Хотя, наверняка, этот самолет был и в других полках ВВС СФ. Вероятнее всего, в этих подразделениях он использовался исключительно как штабная машина.

Две самые известные фотографии, на которой можно увидеть У-2 из состава ВВС Северного флота, были сделаны, когда осматривался Мессершмитт немецкого аса Рудольфа Мюллера, сбитого летчиками 2-го ГвИАП.

1.jpg
2.jpg

УТИ-4
  • Учебно-тренировочный истребитель УТИ-4 является наиболее массовым вариантом И-16. За годы серийного строительства заводы построили около 3400 таких самолетов.
    Он оснащался двигателями М-25А и М-25В, и конструктивно во многом повторял И-16 тип 5 без вооружения. Элероны были сделаны увеличенного размаха, механизм их дифференциального опускания на посадке не использовался, посадочные щитки не монтировались. Ручное управление самолетом и двигателем было двойное. Подъемник шасси и механический указатель подъема шасси были оборудованы в задней кабине. Радиостанция не устанавливалась, а для связи между инструктором и учеником был предусмотрен стандартный переговорный аппарат, представляющий систему трубок с раструбами.
    По материалам сайта "Уголок неба"

Мне пока известно, что самолеты УТИ-4 числились в составе 2-го ГвИАП и 255-го ИАП ВВС Северного флота. Причем, в составе Гвардейского полка УТИ-4 "засветился" в 1942-ом году, а в составе 255-го ИАП - в 1943-ем. И я не исключаю, что, возможно, это был один и тот же самолет.

3.jpg
4.jpg

Кроме этих известных всем и каждому "летающих парт", у меня есть данные о наличии в составе ВВС Северного флота как минимум двух учебных модификаций ударных самолетов.

УИл-2

5.jpg

Обломки учебного самолета УИл-2 № 1876265 из состава 46-го ШАП ВВС СФ были найдены совершенно случайно в октябре 2011 года.

Фото Андрея Копыткова с сайта sk16.ru/forum
Фото Андрея Копыткова с сайта sk16.ru/forum

25 декабря 1943 года при выполнении учебного бомбометания и стрельб погиб экипаж 2 эскадрильи 46-го штурмового авиационного полка Северного флота в составе летчика младшего лейтенанта Гордиенко Ивана Митрофановича и воздушного стрелка краснофлотца Лоргина Виктора Георгиевича.
Более подробно о трагедии можно прочитать в теме "УИл-2 № 1876265, 46 ШАП (экипаж Гордиенко, Лоргин)".
УСБ



По учебному варианту самолета СБ у меня информации тоже не много:

Есть фотография и боковик самолета УСБ б/н 6 из состава 72-го САП ВВС СФ.

Фото взяты с сайта sk16.ru/forum
Фото взяты с сайта sk16.ru/forum

Есть фотография самолетов ВВС северного флота, где виден самолет УСБ между двумя "Пешками".

8.jpg

И есть данные о катастрофе 23.12.1942 г. самолета УСБ из состава 28-ой ОРАЭ ВВС СФ (в дальнейшем - 2-я РАЭ 118-го РАП ВВС СФ) при перелете по маршруту Ваенга - Ягодник. Погибли: гвардии капитан Зарубин Н.Е. и гвардии лейтенант Белов П.О.

ЦВМА, фонд 787, опись 2, дело 143
ЦВМА, фонд 787, опись 2, дело 143
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Самолеты ВВС Северного флота (цикл небольших заметок)

Сообщение sk16rus »

Истребитель МиГ-3.

В составе ВВС Северного флота советские истребители МиГ-3 были в 72-ом САП, куда они поступили в июле 1941 года в количестве 10 шт.

По имеющимся у меня данным, они были получены от промышленности с завода № 1. По данным с сайта ava.org.ru - прибыли с экипажами из ВВС Черноморского флота. Хотя, возможно, что самолеты были получены новые, а вот экипажи уже были набраны в ВВС ЧФ.

МиГ-3 из состава 72-го САП ВВС СФ, 1941 год. Фотография из открытых источников из собрания автора.
МиГ-3 из состава 72-го САП ВВС СФ, 1941 год. Фотография из открытых источников из собрания автора.

Как-то раз я даже сделал масштабную модель этого МиГ-3 с бортовым номером "77", о которой есть отдельная статья "Модель самолета МиГ-3 из состава 72-го САП ВВС СФ".

Масштабная модель (масштаб 1/72) самолета МиГ-3 из состава 72-го САП ВВС СФ. Автор Сергей Красильников, фото автора.
Масштабная модель (масштаб 1/72) самолета МиГ-3 из состава 72-го САП ВВС СФ. Автор Сергей Красильников, фото автора.
  • Из новых истребителей была организована в составе полка «Группа МиГ-3», это говорит о том, какое особое значение придавало наше командование поступлению новой скоростной авиационной техники. Несколько дней ушло на сборку самолётов, их облёты и первые боевые вылеты флотские МиГ-3 совершили 18 июля.
    Из книги А. Марданова "Война в Заполярье. 1941 год."
Но уже к лету 1942 года было безвозвратно потеряно 6 или 7 самолетов. И в апреле 1943 года 3 оставшихся МиГ-3 были переданы в состав 12-ой ОИАЭ ВВС КБФ.

Хотя, тут есть один интересный момент - по информации с того же сайта ava.org.ru, в составе 255-го ИАП ВВС СФ в январе 1943 года числились три неисправных истребителя МиГ-3. И, возможно, это были именно те три самолета, которые потом передали потом в ВВС КБФ. То есть, вероятно, что из 2-го ГвИАП ВВС СФ (бывшего 72-го САП) в 12-ю ОИАЭ КБФ самолеты МиГ-3 прошли транзитом через 255-й ИАП.

Дополнительно
Хочется отметить, что на самолете МиГ-3 воевал будущий Герой Советского Союза - летчик 72-го (в дальнейшем 2-го ГвИАП) ВВС СФ - Захар Артёмович (Артемьевич) Сорокин.

Лейтенант З.А. Сорокин на фоне истребителя МиГ-3. Аэродром Ваенга, 1941 год. Фотография из открытых источников из собрания автора.
Лейтенант З.А. Сорокин на фоне истребителя МиГ-3. Аэродром Ваенга, 1941 год. Фотография из открытых источников из собрания автора.
На старт выруливает младший лейтенант З.А. Сорокин на истребителе МиГ-3 с бортовым номером 71 из состава 72-го САП ВВС СФ. Аэродром Ваенга, июль 1941 года. Фотография из открытых источников из собрания автора.
На старт выруливает младший лейтенант З.А. Сорокин на истребителе МиГ-3 с бортовым номером 71 из состава 72-го САП ВВС СФ. Аэродром Ваенга, июль 1941 года. Фотография из открытых источников из собрания автора.
И, вероятнее всего, именно лейтенантом З.А. Сорокиным (на МиГ-3) 19 июля 1941 года в воздушном бою был подбит (сбит) "Мессершмитт" Bf-110C-4 №3588 с бортовым кодом «LN+DR»‚ который совершил вынужденную посадку западнее Кольского залива. Экипаж сбитого самолета через пять дней был взят в плен. А сбитый самолет - перевезен в Мурманск.

Про этот "Мессершмитт", в том числе, была опубликована статья на этом канале - "Парочка потерянных немцами в Заполярье Bf.110, обломки которых были выставлены на всеобщее обозрение"
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Самолеты ВВС Северного флота (цикл небольших заметок)

Сообщение sk16rus »

Один из самых красивых истребителей второй мировой - "Спитфайр".

Первые «Спитфайры» разведывательной модификации появились в Заполярье в сентябре 1942 года. Тогда, три самолета с английскими летчиками участвовали в обеспечении проводки союзного морского конвоя PQ-18. По окончании операции самолеты были оставлены в СССР и переданы в 118-й РАП ВВС Северного флота.

«Spitfire» PR. Mk.lV 118-го РАП ВВС СФ. Фотография с сайта авиару.рф
«Spitfire» PR. Mk.lV 118-го РАП ВВС СФ. Фотография с сайта авиару.рф
«Spitfire» PR. Mk.lV 118-го РАП ВВС СФ. Фотография с сайта авиару.рф
«Spitfire» PR. Mk.lV 118-го РАП ВВС СФ. Фотография с сайта авиару.рф

Учитывая, что эксплуатация этих самолетов производилась в условиях отсутствия запчастей, наземному персоналу приходилось проявлять смекалку. Ведь, чтобы продлить срок службы разведчиков, на самолеты приходилось ставилось отечественное оборудование и подгонять запчасти от советских самолетов.

В сентябре 1943 года на Север опять прилетела группа английских разведчиков PR. Mk.lV. На этот раз их целью был Альтен-фьорд, где базировались германские линкоры «Тирпиц» и «Шарнхорст». Но англичанам отыскать их стоянку не удалось. Эту задачу на «Спитфайре» успешно выполнил 12 сентября 1943 года командир эскадрильи 118-го РАП ВВС СФ Леонид Ильич Елькин (в будущем - Герой Советского Союза, пропал безвести 29.02.1944 г.).

Фрагмент наградного листа от 15.09.1943 г. на присвоение звание Героя Советского Союза ВрИД командира 3 АЭ 118-го РАП Еликину Л.Е.
Фрагмент наградного листа от 15.09.1943 г. на присвоение звание Героя Советского Союза ВрИД командира 3 АЭ 118-го РАП Еликину Л.Е.

В дальнейшем, на основании разведданных, полученных советским летчиком, британские подлодки на некоторое время вывели «Тирпиц» из строя.

Английские пилоты отправились домой, а их самолеты, как и предыдущая партия, вновь вошли в состав 118-го РАП ВВС СФ и использовались до конца войны. Именно они 1 апреля 1944 года еще раз провели разведку места стоянки «Тирпица», по которому затем нанесли удар бомбардировщики «Ланкастер» (операция "Параван").

Всего же, за годы войны, авиация Северного флота получила 10 PR. Mk.lV.

Потери: по имеющимся у меня данным, за 1942 - 1944 годы в 118-ом РАП ВВС СФ 4 летчика на "Спитфайрах" пропали безвести, еще 4 самолета были сбиты или были разбиты в авариях при посадке (летчики живы).

Самолет летчика 118-го РАП ВВС СФ Соловкина В., пропавший безвести 04.09.1943 г. Найден в Норвегии. Фотография с сайта ktsorens.tihlde.org
Самолет летчика 118-го РАП ВВС СФ Соловкина В., пропавший безвести 04.09.1943 г. Найден в Норвегии. Фотография с сайта ktsorens.tihlde.org
Место падения (в Норвегии) самолета "Спитфайр" из состава 118-го РАП ВВС СФ Александрова В.В. Фотография с сайта ktsorens.tihlde.org
Место падения (в Норвегии) самолета "Спитфайр" из состава 118-го РАП ВВС СФ Александрова В.В. Фотография с сайта ktsorens.tihlde.org

По уточненным данным, Александров Виктор Васильевич, числившийся пропавшим безвести, 16 мая 1944 г. вылетел на фиксацию результатов удара нашей авиации по конвою в районе Крамвик. В последовавшем воздушном бою был сбит над полуостровом Варангер лейтенантом Вернером Гайко из 9./JG 5.
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Самолеты ВВС Северного флота (цикл небольших заметок)

Сообщение sk16rus »

Бипланы И-15бис и И-153, о которых кое-что известно, но фотографий нет совсем...

О бипланах И-15бис и И-153 в составе ВВС Северного флота известно не мало.
А вот фотографий этих машин на Севере у меня, к сожалению, нет.

Хотя, в конце статьи я покажу пару фотографий одной "Чайки", которую иногда привязывают к 72-му САП ВВС СФ.

Пока покажу фотографии восстановленных экземпляров.

Самолет И-15бис, восстановленный Фондом "Крылатая память Победы". Фотография из группы Фонда на Фейсбуке.
Самолет И-15бис, восстановленный Фондом "Крылатая память Победы". Фотография из группы Фонда на Фейсбуке.
Самолет И-153, восстановленный Фондом "Крылатая память Победы". Фотография из группы Фонда на Фейсбуке.
Самолет И-153, восстановленный Фондом "Крылатая память Победы". Фотография из группы Фонда на Фейсбуке.

К началу войны бипланы числились на вооружении 72-го САП ВВС СФ, который включал четыре истребительные и одну бомбардировочную эскадрильи, и имел на вооружении 49 истребителей Поликарпова, из которых 45 были бипланами (28 И-15бис и 17 И-153).

Потери этих машин в 1941 году были значительными - около 20 самолетов.
Так, например, 1 июля 1941 года:
  • "Группа в составе 9 И-15бис, каждый из которых нёс по две бомбы ФАБ-50, во главе с командиром звена капитаном Чаричанским в 15:50 вылетела на бомбардировку колонны войск. Через 35-40 минут полёта И-15бис оказались над целью‚ преодолев 90-100 километров. Находясь в тылу у противника, наши экипажи обнаружили скопление войск и автомашин в 5 километрах от Луостари. Сбросив бомбы с пикирования, «бисы» несколько раз зашли с бреющей высоты и обстреляли цель пулемётным огнём. <...> На перехват немцы подняли большую часть всех имевшихся здесь своих истребителей. И-15бис, отбиваясь, стали отходить на свою территорию. Советские лётчики на малой высоте всего 200-300 метров вели маневренный воздушный бой, оказывая выручку друг другу, а «Мессершмитты», используя своё преимущество в скорости, производили атаки «наскоком» с уходом на большой скорости бреющим полётом. <...> Ведя бой в течение 25 минут до Ура-губы, советская группа потеряла 4 И-15бис."
    © А.. Марданов "Воздушная война в Заполярье. 1941 год. Хроника, факты."
Как я предполагаю, в марте 1942-го года оставшиеся бипланы из 72-го САП были переданы во вновь сформированный 27-ой ИАП.

Довольно активное использование устаревших бипланов в воздушных боях продолжалось до середины 1942 года.

Всего же за 1942 - 1943 годы было потеряно еще около 15 машин этого типа. А то, что осталось, в начале 1944 года передали в 53-й и 54-й САП ВВС СФ (если судить по имеющимся у меня данным о наличии самолетов этого типа в полках ВВС СФ).

В январе 1943 года два И-15бис из состава 27-го ИАП столкнулись в районе Териберки во время тренировочного боя. Оба летчика, судя по данным ОБД "Мемориал", погибли.

Фотография Константина Титаренко с места падения. Остальные можно посмотреть по ссылке чуть выше.
Фотография Константина Титаренко с места падения. Остальные можно посмотреть по ссылке чуть выше.

Вероятно, несколько И-15 бис использовались в других полках. По крайней мене мне известно о двух фактах: в конце 1942 года один И-15бис числился в составе 11-ой УчАЭ, и на одном И-15бис в июне 1943 года потерпел катастрофу летчик 255-го ИАП Самарков Ф.Е.

Последняя потеря И-153, насколько мне известно, была 3 декабря 1943 года, когда самолет старшего лейтенанта Н.И. Игнатьева из 27-го ИАП по неизвестным причинам упал в воду при буксировании конуса (UPD 18.11.2020 13:20 - Игнатьев погиб на И-15бис, будучи в составе 10-ой ОАЭ).

А вот и фотография "Чайки", которую частенько приписывают 72-му САП ВВС Северного флота.

4.jpg
5.jpg

Хотя я всё-таки придерживаюсь мнения, что это не Север, а Юг. И эта машина принадлежит 8-му ИАП ВВС ЧФ, аэродром Кача.

Если у вас вдруг есть фотографии самолетов И-15бис и И-153 именно из состава полков ВВС Северного флота, то буду рад, если вы их
Изображение
Закрыто

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 10 гостей