В своё время я писал по этому поводу небольшую заметку на Дзене. А сейчас подумал, что пусть и тут будет.
Трагическая гибель летчиков-североморцев на территории Татарской АССР в 1944 году.
11 февраля 1944 года при перегоне группы самолетов по трассе Аляска-Сибирь-фронт из Свердловска в Казань, на территории Татарской АССР в Арском, Высокогорском, Нурлатском (ныне Зеленодольском) и Верхнеуслонском районах потерпели катастрофу 13 самолетов производства США (один Бостон А-20 и двенадцать Аэрокобр Р-39).
Погибли 16 летчиков...
Среди них, кроме летчиков 9-го ПАП (Ковалев Б.А., Екимов А.И., Ткебучава А.Д., Крюков П.И., Фомичев С.Н., Дорофеев А.С., Пашков А.Я., Лобинцев Д.Я., Кольцов В.Д., Беляев К.М., Ермаков М.А.) и 102-го ГвИАП (Шпигун Д.А.), были и летчики-североморцы из состава 2-го ГвИАП ВВС СФ (Лопатин И.К., Булка А.И., Горишный В.А.) и 118-го ОРАП ВВС СФ (Грудаков И.С.).
Причиной потери самолетов и гибели такого количества летчиков стал ошибочный метеопрогноз, выданный на маршрут. Погода на трассе оказалась штормовой - морось, сильный туман, мокрый снег и густая облачность, которые обусловили почти нулевую видимость. Летчики, многие из которых не были обучены слепым полетам, вынуждены были лететь на бреющем полете. На многих самолетах отказали радиокомпасы.
Но погибла не вся группа...
Благополучно смогли вернуться на аэродром Кольцово (Свердловск) командир группы гв. капитан Сухомлин, а также летчики Владимир Смирнов и лейтенант Геннадий Иванов. Совершили вынужденные посадки в районе Арска летчики Виктор Корнев и Василий Кириченко. Летчики гв. Капитан Абышев и гв. Лейтенант Романов произвели вынужденную посадку на запасном аэродроме Янаул. Вместе с ними благополучно совершил вынужденную посадку экипаж-лидер «Пе-3» Военно-морского авиационного училища: капитан Акулин, лейтенант Савосин и сержант Черкасов.
Такой оказалась цена фатального метеопрогноза по вине начальника метеостанции. Узнав об этом, он застрелился.
Начальник отдела перелетов УрВО полковник Коробко, виновный в выпуске самолетов на трассу, был разжалован до звания рядового и отправлен на фронт в штрафбат (к концу войны был восстановлен в звании).
На сегодняшний день на найденных могилах 10 погибших летчиков установлены памятники.
Места падения 5 самолетов остаются неизвестными и не найдены могилы 6 летчиков:
- у деревни Кадышево Высокогорского района - лейтенант Беляев Константин Михайлович, 1917 года рождения (командир звена 9-го ПАП).
- у деревни Большие Ачасыры Нурлатского (ныне Зеленодольского) района - гвардии младший лейтенант Грудаков Иван Степанович, 1917 года рождения (командир звена 118-го ОРАП) .
- в Казани, в районе водной станции - старший лейтенант Ковалев Борис Александрович, 1918 года рождения (и.д. командира эскадрильи 9-го ПАП) .
- учтен погибшим у деревни Козыли - лейтенант Кольцов Владимир Дмитриевич, 1920 года рождения (летчик 9-го ПАП) .
- Неизвестны, даже приблизительно, места гибели гвардии младшего лейтенанта Булки Андрея Ивановича и гвардии младшего лейтенанта Горишного Василия Алексеевича (летчики 2-го ГвИАП ВВС СФ).