Краткий обзор

Полки, летчики, события

Краткий обзор

Сообщение sk16rus » 29 июн 2008 22:21

Закончил писать краткий обзор ВВС Северного флота в годы войны (ну совсем краткий).
Прочитать можно тут.

А в этой теме можно обсудить текст и высказать свои замечания и предложения.
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1771
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

В чём цель и назначение?

Сообщение chatun » 09 июл 2008 00:10

Мне понравилось, очень подробно и познавательно. Но, кажется, стоило бы добавить об задачах, которые ставились перед авиацией Северного флота и как єти задачи менялись. Хотя бы в паре предложений...
chatun
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 09 июл 2008 00:06

Уточнение....

Сообщение chatun » 09 июл 2008 00:17

Прошу прощения, хотел уточнить...Если я правильно понял, то отсутствие на начало войны торпедоносцев предполагало "работу" авиации только по воздушному противнку, то есть защиту своих коммуникаций, а их появление означало, что авиасоединениям придётся действовать и против кораблей противника. Хотя єто только мои предположения, а как дело обстоятло на самом деле?
chatun
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 09 июл 2008 00:06

Re: Уточнение....

Сообщение sk16rus » 09 июл 2008 10:54

chatun писал(а):Если я правильно понял, то отсутствие на начало войны торпедоносцев предполагало "работу" авиации только по воздушному противнку...
Скорее просто не ожидали такого быстрого начала войны. Но думаю, что в планах было увеличение авиасоединений.
И не стоит забывать, что были еще армейские авиаполки.
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1771
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Сообщение sk16rus » 24 июл 2008 06:35

На Авиафоруме Мирослав Морозов написал довольно много замечаний к моему тексту "ВВС Северного флота в годы войны", так что, скорее всего, на следующей неделе страничка претерпит значительные изменения.
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1771
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Сообщение sk16rus » 28 июл 2008 18:52

Благодаря помощи Мирослава Морозова внесены значительные изменения и дополнения на страничке ВВС Северного флота в годы войны.
Многие моменты мне были ранее неизвестны, так что, после переделки текста, сам с удовольствием прочитал еще раз :)
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1771
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Сообщение ambrozei » 04 сен 2008 12:50

Вчитываясь в тексты о Великой Отечественно Войне и наших знаменитых авиа войсках, в ум приходят образы! А, именно двигательные системы, которые стояли в те времена, на военных самолётах. Я так понимаю – их выпускали по всей территории тогдашнего СССР.

Мне маленькому мальчику ещё дед рассказывал о фактах боевых действий, ну а жили тогда мы не далеко от Запорожья. И вот, вспоминаю, что есть там, такой завод называется МОТОРОСТРОТЕЛЬ (всегда выпускал авиа двигатели) – возможно, что именно на нём могли собирать двигателя для военной техники того времени?!
ambrozei
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 22 авг 2008 19:33

Re: Краткий обзор

Сообщение iznaroda » 24 май 2011 20:51

Прочитал и хочу спросить, а Вы собираетесь писать о других полках и летчиках?
Или собираетесь ограничиться только историей полка, в котром служил Ваш дедушка? Было бы интересно почитать и про других если чесно.
iznaroda
 
Сообщения: 96
Зарегистрирован: 24 май 2011 20:37

Re: Краткий обзор

Сообщение sk16rus » 26 май 2011 09:18

Вообще, если Вы заметили, количество подразделений ВВС Северного флота довольно значительное, и сделать описание по всем - это огромный (но интересный) труд. Есть еще такая проблема, как необходимость работы в архивах для качественного сбора материала - для меня это пока не достижимо.
Поэтому, если я и начну что-то собирать, то наверное для начала ограничусь полками, входившими в Особую морскую авиагруппу (ОМАГ), которая действовала в составе североморской авиации с начала июля до конца октября 1942 года. В неё входили истребительные полки: 13-й, 20-й, 121-й и 255-й (о нем уже написано), бомбардировочные: 28-й и 29-й, а также 35-й МТАП (на самолетах Ил-4), который был сформирован весной 42-го года.
Возможно, получится не так подробно, но попробовать стоит.
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1771
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: Краткий обзор

Сообщение iznaroda » 26 май 2011 09:41

Я читал где-то, что 13 иап был раньше бомбардировочным и летал на пе-2 на западном фронте а потом стал истребительным и в июле 1942 года вошел в омаг ВВС Северного флота и участвовал в прикрытии союзных конвоев. А после расформирования омаг тоже был расформирован.
iznaroda
 
Сообщения: 96
Зарегистрирован: 24 май 2011 20:37

Re: Краткий обзор

Сообщение sk16rus » 26 май 2011 09:47

Кстати, здорово написано про 13-й ИАП ВВС СФ и вообще про полеты над морем в книге Цупко П.И. "Над просторами северных морей".
Я когда ее читал, зачем-то стал сверять описанные в ней факты гибели экипажей 13-го и 95-го ИАП ВВС СФ с данными о потерях ВВС СФ.
До определенного момента все вроде совпадало, а потом наткнулся на описание того, как в сентябре 1942 года при катастрофе Пе-3 выжил техник-лейтенант Цеха Владимир.
А по данным Ю.В.Рыбина (с сайта "Eismeerfront") этот экипаж: пилот ст.с-нт Киселев П.В., бомбардир л-нт Ананьев С.М., техник с-нт Безгин П.И. и механик Цеха В.П. числятся пропавшими без вести.
Решил перепроверить через ОБД Мемориал и выяснил, что эта Пешка числится как потерпевшая катастрофу
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filte ... d641103377
и... Цеха Владимир Самойлович на самом деле выжил!!!
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filte ... 29ade8a94a

Это уже третий "выживший", которого я нахожу в потерях ВВС СФ :)
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1771
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: Краткий обзор

Сообщение iznaroda » 02 окт 2013 12:50

Довольно интересная и подробная статья об истории ВВС СФ, перекликающаяся с краткой справкой "ВВС Северного флота в годы войны", опубликованной на этом сайте.

    Морская авиация СССР в годы войны. Северный Флот
    (взято отсюда)

    В 1933 г. командованием ВМФ было принято решение о воссоздании Северной военной флотилии (с мая 1937 г. — Северного флота). Это послужило толчком создания в ней авиационных структур.

    7 июня 1934 г. Совет Труда и Обороны СССР принял постановление «О развитии военно-морских баз и аэродромов Морских Сил Севера». Главной базой флотилии был выбран поселок Полярный, тыловой — губа Ваенга (Грязная), судоремонтной — Мурманск. Постоянный аэродром Морской Авиации должен был находиться в губе Грязная (ныне — пос. Сафоново), с последующим его расширением в Росляково и Чалмпушку.

    Официальной датой создания ВВС СФ считается 18 августа 1936 г. Тогда был подписан приказ НК ВМФ о перебазировании на Север первого авиационного подразделения — 7-го отдельного морского разведывательного авиационного звена, из 105-й авиабригады ВВС БФ (3 МБР-2 под командованием ст. лейтенанта В.П.Степанова).

    Морской ближний разведчик МБР-217 сентября 1936 г. 7-е ОМРАЗ по железной дороге было доставлено из Ленинграда в Мурманск. Первые вылеты в Заполярье самолёты МБР-2 звена произвели после их сборки в июле 1937 г. Позднее, с поступлением авиационной техники и личного состава, авиазвено переформировали в 29-ю МБРАЭ (позже переименованную в 45-ю ОМБРАЭ). Это была первая авиационная часть будущих ВВС СФ.

    В августе 1939 г. вводится должность командующего ВВС СФ, на которую назначается комбриг А.А.Кузнецов (с 04.06.1940 г. — генерал-майор авиации).

    В отличие от ВВС других флотов, на Севере процесс перехода на новую оргштатную структуру произошёл на год позднее: 16 сентября 1939 г. приказом НК ВМФ СССР №00124 на базе 45-й ОМБРАЭ формируется 118-й морской ближнеразведывательный авиационный полк ВВС СФ.

    Начавшаяся вскоре советско-финская война показала, что одной разведывательной авиации в составе флота недостаточно . Поэтому в конце декабря из Белорусского особого военного округа на Север прибыли две истребительные авиационные эскадрильи самолётов И-15бис и И-16, а также эскадрилья скоростных бомбардировщиков СБ. Приказом НК ВМФ от 23.12.1939 г. из них был сформирован 72-й смешанный авиационный полк ВВС СФ. В ходе короткой, но ожесточённой Зимней войны авиация Северного флота выполняла воздушную разведку, наносила бомбоштурмовые удары, осуществляла прикрытие пунктов базирования флота и аэродромов от возможных ударов с воздуха. Учитывая незначительные силы противника на ТВД, части ВВС СФ потерь не имели.

    К началу Великой Отечественной войны Авиация СФ была самой малочисленной, по сравнению с ВВС других флотов. На 22 июня в её составе имелось четыре авиационные части и 116 боевых самолётов, в том числе:

    118-й морской разведывательный авиационный полк— 35 МБР-2 и 7 ГСТ;
    72-й смешанный авиационный полк — 49 истребителей (в том числе: 28 И-15бис, 17 И-153, 4 И-16) и 11 бомбардировщиков СБ;
    49-я отдельная морская разведывательная авиаэскадрилья — 10 МБР-2;
    24-е отдельное авиационное звено связи (БелВМБ) — 2 МБР-2;
    34-е отдельное санитарное авиационное звено — 2 МБР-2.

    Минно-торпедной и штурмовой авиации в это время в составе ВВС СФ не было. Обслуживали авиачасти ВВС СФ 15-я и 30-я авиабазы.

    Все эти силы располагались только на одном сухопутном аэродроме (в пос. Ваенга) и трёх гидроаэродромах (в губе Грязной в районе Североморска, на оз. Холмовское под Архангельском и на Большом Соловецком острове). Имеемых сил и аэродромов было явно не достаточно, чтобы противостоять натиску Люфтваффе, поэтому были приняты безотлагательные меры по усилению авиационной группировки в Заполярье: В связи с недостаточным количеством бомбардировщиков в составе ВВС СФ, НК ВМФ 3 июля 1941 г. приказал Военному Совету Балтийского флота немедленно перебазировать на Север эскадрилью самолётов, в составе 9 СБ, и к 15 июля сформировать из них ещё одну бомбардировочную эскадрилью в составе 72-го САП. В этом же месяце в 72-й САП от промышленности было передано 6 самолётов Пе-2, вошедших в 5-ю бомбардировочную эскадрилью полка. Тогда же на Север прибыло 10 самолётов МиГ-3 от промышленности и 22 И-16 — из других частей ВВС ВМФ, а в августе — ещё 10 И-153 из ВВС ЧФ.

    7 июля 1941 г. НК ВМФ приказал перебазировать одну эскадрилью самолётов МБР-2 118-го ОМРАП из губы Грязной на о. Моржовец, а звено из её состава — в Йоканку1.

    29 июля 1941 г. командующий СФ донёс НК ВМФ, что в составе ВВС флота имеется всего 20 современных истребителей, которые неспособны выполнять все поставленные задачи. В свете этого, была высказана просьба в срочном порядке поставить на флот дополнительно истребители любого типа.

    К 15 августа 1941 г., согласно приказу НК ВМФ, Беломорская Военно-морская база была переформирована в Беломорскую военную флотилию, с подчинением Военному совету СФ. В её состав была передана 49-я ОМРАЭ и 24-е ОАЗСВ. Кроме того, Морская Авиация на Севере пополнилась ещё одним объединением, решающим задачи в её интересах. Из экипажей и самолётов Полярной Авиации была сформирована 2-я авиационная группа главного управления Севморпути (ГУ СМП), под командованием ГСС полковника И.П.Мазурука. Штаб авиагруппы размещался в Архангельске.

    1 сентября 1941 г. Военный Совет СФ доложил Наркому ВМФ, что для выполнения плана ПЛО и обеспечения проводки конвоев, помимо других средств, требуется усиление ВВС СФ 15 самолётами Че-2.

    8 сентября 1941 г. в Североморск прибыли 24 самолёта «Харрикейн» 151-го авиакрыла RAF, которые перелетели туда с английского авианосца «Аргус».

    12 сентября 1941 г. с Балтики, из 1-го МТАП было перебазировано авиационное звено самолётов ДБ-3ф, возглавляемое И.Я.Гарбузом. Эти три машины также вошли в состав 72-го САП и положили основу минно-торпедной авиации Северного флота СССР. Уже 15 сентября состоялся первый боевой вылет самолётов ДБ-3ф.

    В сентябре 1941 г. с Балтики прибыла 22-я ОМРАЭ самолётов Че-2 (МДР-6). Она была включена в состав 118-го МРАП ВВС СФ.

    11 октября 1941 г. НК ВМФ приказал сформировать к 25 октября в составе ВВС СФ истребительный полк, вооружённый английскими самолётами «Харрикейн». Командиром полка был назначен Герой Советского Союза капитан Б.Ф.Сафонов. К установленному сроку был сформирован новый 78-й ИАП, основу которого составили опытные пилоты 72-го САП ВВС СФ.

    23 октября 1941 г. Военный совет СФ обратился к командованию Архангельского военного округа с просьбой усилить ПВО в горле Белого моря и перебазировать на аэродром Поной 6-9 истребителей. На это особо указывало английское Адмиралтейство. На данную просьбу из состава ВВС АрхВО было выделено 3 И-153, которые перебазировались на данный аэродром.

    К 13 ноября, в связи с нехваткой бомбардировщиков в составе ВВС СФ, были вооружены 10 самолётов У-2, на которые установили пулемёты и бомбодержатели. Эти самолёты предназначались для действий ночью и сложных метеоусловиях, когда применение других самолётов было затруднено. Практически сразу после окончания перевооружения самолёты У-2 стали использоваться как ночные бомбардировщики.

    19 ноября 1941 г. командующий Карельским фронтом, в связи со сложившимся крайне тяжёлым положением на Кестеньгском направлении, потребовал от командующего СФ перебросить туда 9 истребителей из состава ВВС СФ. Командующий СФ донёс командующему Карельским фронтом, что, в соответствии с его приказом, на оборону ВМБ Йоканка была переброшена группа истребителей «Харрикейн», но попросил отменить приказ о переброске истребителей в Кестеньгу, так как в Ваенге осталось всего 27 боеспособных самолётов. Командующий Карельским фронтом разрешил истребители туда не высылать.

    17 декабря 1941 г. командующий СФ донёс НК ВМФ, что, в связи со сложной ледовой обстановкой, часть кораблей БелВФ оказались затёртыми во льдах и связь с ними затруднена. Самолёты МБР-2, из-за больших расстояний, не могли выполнять эти функции, а самолётов СБ имелось очень ограниченное количество. Командующий СФ просил обязать командующего АрхВО выделить для целей разведки 2 самолёта СБ.

    19 декабря 1941 г. приказом командующего СФ был установлен следующий состав авиационных полков ВВС СФ: 72-й САП — 1-я, 2-я, 3-я ИАЭ, 4-я и 5-я БАЭ; 118-й МРАП — 1-я и 2-я МБРАЭ, 3-я МДРАЭ.

    По докладу Военного Совета СФ НК ВМФ, в составе бомбардировочной авиации ВВС СФ на 23 декабря оставалось всего 7 СБ, 2 ДБ-3 и один Пе-2.

    23 марта 1942 г. из 4-го МТАП ВВС ТОФ на Север были переброшены ещё 6 ДБ-3ф, под командованием капитана Г.Поповича, которые, вместе с машинами, прибывшими раньше, составили 6-ю минно-торпедную эскадрилью 2-го гв. САП (так с января 1942 г. стал называться 72-й САП).

    В марте 1942 г. на базе двух эскадрилий 2-го гв. САП был сформирован 27-й ИАП, вооружённый самолётами И-153, И-16 и «Харрикейн».

    24 марта 1942 г. 4 Пе-3 95-го авиаполка и 3 ДБ-3 (из состава 4-го МТАП ВВС ТОФ) перелетели из Архангельска на аэр. Североморск.

    Директивой Ставки ВГК №170405с от 21.05.1942 г., для обеспечения проводки каравана судов PQ-16 в Баренцевом море, командующему АДД генерал-лейтенанту авиации Голованову было предписано выделить в период с 22 по 29 мая 36-ю АД ДД, с перебазированием её на аэр. Ваенга. Дивизии была поставлена задача — в указанный период систематически разрушать аэродромы: Бардуфосс, Стермоен, Тромсё, Гаммерфест. Для прикрытия бомбардировщиков предполагалось использовать истребительную авиацию ВВС СФ, Карельского фронта и ПВО, базирующуюся в районе Мурманска. Подобная задача 36-й АД ДД ставилась в последующем в сентябре-октябре 1942 г. и в ноябре 1943 г. — январе 1944 г.

    С 23 по 26 мая 1942 г. 40 ДБ-3ф и 4 ПС-84 36-й АД ДД перелетели из Ярославля на аэр. Ягодник, а в последующем — на аэр. Североморск. Там они были оперативно подчинены командованию ВВС СФ.

    18 июня 1942 г., на время проведения операции по встрече конвоя PQ-17, в состав ВВС СФ был передан 21 самолёт Пе-2 из 28-го и 29-го ПБАП ВВС ВМФ, с переброской их на аэрордром Ягодник из центральной части страны.

    В конце июня того же года командующему ВВС СФ была оперативно подчинена 122-я ИАД ПВО (767-й, 768-й и 769-й ИАП ПВО),2 базирующаяся в районе Мурманска, а командующему БелВФ — 104-я ИАД ПВО (348-й, 729-й и 730-й ИАП ПВО), базирующаяся в районе Архангельска. В конце года 36-я АД ДД, из-за больших потерь, понесённых полками, была отведена в тыл на переформирование.

    Для обеспечения проводок союзных конвоев, в июле 1942 г. в состав ВВС СФ была переброшена Особая морская авиационная группа (ОМАГ), возглавляемая генерал-майором авиации Н.Т.Петрухиным. В состав группы входили 13-й, 20-й, 121-й и 255-й ИАП, а также 35-й МТАП. Кроме истребительных частей, в неё несколько ранее вошли также 28-й и 29-й ПБАП ВВС ВМФ, которые ещё в июне прибыли на Север. Эта группировка действовала до конца октября того же года, после чего была расформирована.

    По состоянию на 30 июля 1942 г., командующему ВВС СФ подчинялись силы ВВС 14-й армии:

    19-й гв. ИАП на аэр. Шонгуй: 7/3 Р-39, 9/6 Р-40;
    197-й ИАП на аэр. Мурмаши: 17/6 «Харрикейн»;
    608-й БАП на аэр. Кица 4/3 Пе-2;
    122-я ИАД ПВО на аэр. Арктика: 7/7 «Харрикейн», 6/6 Р-40.

    26 августа 1942 г. командующий СФ приказал перебазировать с аэр. Поной на аэр. Амдерма 2 Пе-3 95-го АП и с аэр. Североморск-1 — 1 ДБ-3 2-го гв. САП и 2 Пе-3 95-го АП, для уничтожения линкора «Адмирал Шеер», действующего в Карском море.

    5 сентября 1942 г. на аэр. Африканда сели 24 самолёта «Хемпден» ВВС Великобритании. Ещё один самолёт был сбит по ошибке истребителями Як-1. Один торпедоносец сел в районе Мончегорска, один самолёт — на аэр. Североморск, а ещё один разбился при вынужденной посадке в районе Нива-2. В этот же день 8 «Хемпденов» перелетели с аэр. Африканда на аэр. Североморск.

    В связи с расширением зоны боевых действий на восточный сектор Арктики, с 9 сентября 1942 г. был принят в эксплуатацию сухопутный аэр. Рогачёво, а 25 сентября было завершено строительство гидроаэродрома в б. Самоед Белушьей губы. В сентябре туда перелетели 9 МБР-2, которые стали вести разведку в Карском море.

    С 14 октября 1942 г., в связи с большими потерями в авиационной технике и лётном составе, были расформированы 95-й АП и 49-я ОМРАЭ.

    30 октября 1942 г. наступил новый этап развития ВВС СФ, когда формируются две авиационные бригады: 5-я бомбардировочная и 6-я истребительная. В 5-ю БАБ вошли вновь сформированный 24-й МТАП, 29-й ПБАП и 255-й ИАП, а в 6-ю ИАБ — 2 гв. ИАП, 20-й, 27-й и 78-й ИАП. В 24-м МТАП была сформирована 3-я МТАЭ, а на аэр. Шойна сформирован 48-й авиационный полк (другой информации по этому полку не имеется — возможно, в документе допущена ошибка). Кроме того, был восстановлен 95-й АП на аэр. Североморск. Одновременно было расформировано управление ОМАГ и 121 -й ИАП (в ряде документов он именуется 121-м БАП). Входившие в её состав 35-й МТАП, 13-й АП, 28-й ПБАП и 20-й ИАП были выведены в тыл на переформирование.

    К 1 ноября 1942 г., на базе личного состава и авиатехники 5-й и 6-й эскадрилий 2-го гв. САП, 35-го МТАП и 118-го ОРАП, завершилось формирование 24-го МТАП ВВС СФ. Таким образом, на Севере появился собственный полноценный минно-торпедный полк3.

    В 1943 г. 28-я ОРАЭ, вооружённая колёсными самолётами, и 118-й МРАП, вооружённый летающими лодками, были переформированы в 118-й отдельный разведывательный авиационный полк смешанного состава.

    В феврале 1943 г. в оперативное подчинение командованию Авиации флота поступила 258-я САД 7-й ВА Карельского фронта.

    В марте 1943 г. из Саранска на Север, после переформирования, прибыл 46-й ШАП, ранее воевавший в составе ВВС ЧФ. Этим было положено начало существования штурмовой авиации СФ.

    В июне 1943 г. 46-й ШАП приступил к боевым вылетам в интересах флота.

    В июле 1943 г., как и на всех флотах, авиабригады ВВС СФ были переформированы в авиационные дивизии: 5-ю МТАД и 6-ю ИАД.

    28 апреля 1944 г. в составе ВВС СФ сформировали ещё одно соединение — 14-ю смешанную авиационную дивизию. В её состав вошли 20-й ИАП и 95-й АП, а также 46-й ШАП.

    В июне 1944 г., после освобождения Крыма и Севастополя, с Чёрного моря на Север прибыл 36-й МТАП, вошедший в состав 5-й МТАД. Это было последнее пополнение ВВС СФ в ходе войны.

    7 сентября 1944 г. командующий ВВС СФ генерал-лейтенант авиации А.Х.Андреев потерпел аварию на самолёте Як-9, после чего находился на излечении до февраля 1945 г. На этот период его обязанности исполнял начальник штаба ГСС генерал-майор авиации Е.Н.Преображенский.

    В декабре 1944 г. в состав ВВС СФ были переданы самолёты Ил-4 из 113-й БАД ВВС Карельского фронта, которая, в свою очередь, перевооружилась на Ту-2.

    С первого до последнего дня Великой Отечественной войны авиаторы-североморцы успешно решали боевые задачи воздушной разведки, прикрытия аэродромов, ВМБ и портов СФ. Они наносили удары по военным и промышленным объектам, конвоям и боевым кораблям противника в Заполярье, защищали свои коммуникации и содействовали приморскому флангу сухопутных войск.
    Награды ВВС СФ

    За мужество и героизм, проявленные в боях с фашистской Германией, указами Президиума Верховного Совета СССР, приказами Верховного Главнокомандующего и НК ВМФ были преобразованы в гвардейские, награждены орденами, и удостоены почётных наименований следующие части и соединения Военно-воздушных Сил СФ.

    Разведывательная авиация:

    — 118-й разведывательный авиационный полк был награждён орденом Красного Знамени и удостоен почётного наименования «Киркенесский».

    Минно-торпедная и бомбардировочная авиация:

    — 5-я минно-торпедная авиационная дивизия была награждена орденом Красного Знамени и удостоена почётного наименования «Киркенесская»;

    — 14-я смешанная авиационная дивизия была награждена орденом Красного Знамени;

    — 24-й минно-торпедный авиационный полк был преобразован в 9-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк, награждён орденом Красного Знамени и удостоен почётного наименования «Киркенесский»;

    — 95-й авиационный полк был награждён орденом Красного Знамени.

    Штурмовая авиация:

    — 46-й штурмовой Краснознамённый авиационный полк был награждён двумя орденами Красного Знамени и удостоен почётного наименования «Печенгский».

    Истребительная авиация:

    — 6-я истребительная авиационная дивизия была награждена орденом Красного Знамени и удостоена почётного наименования «Печенгская»;

    — 20-й истребительный авиационный полк был награждён орденом Красного Знамени и удостоен почётного наименования «Киркенесский»;

    — 27-й истребительный авиационный полк был награждён орденом Красного Знамени;

    — 72-й смешанный авиационный полк был преобразован во 2-й гвардейский смешанный (позднее — в истребительный) авиационный полк, награждён орденом Красного Знамени, удостоен почётного наименования «Печенгский». Ему также было присвоено имя дважды Героя Советского Союза Б.Ф.Сафонова;

    — 78-й истребительный авиационный полк был награждён орденом Красного Знамени;

    — 255-й истребительный авиационный полк был награждён орденом Красного Знамени.

    С окончанием Великой Отечественной войны в составе ВВС СФ и БелВФ произошли некоторые организационные изменения: 44-й и 54-й смешанные авиационные полки в течение второй половины 1945 г. были расформированы, а 53-й САП4 переформирован в дальнеразведывательный полк. Вместо расформировываемых полков создаются 25-я, 26-я, и 27-я отдельные морские дальнеразведывательные авиационные эскадрильи, вооружённые самолётами МБР-2 и «Каталина».

    Источник: Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.

    Примечания:
    1. Здесь и далее дается старое наименование населенного пункта (местности), как оно приводилось в документах тех лет и в изданиях «Боевые действия авиации ВМФ в годы Великой Отечественной войны в 1941-1945 гг.» т. 1 и «Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном театре» (в трех томах). В послевоенные годы населенный пункт более известен под наименованием Йоканьга.
    2. Дивизия в послевоенные годы вновь связала свою судьбу с ВВС СФ, когда её в 1949 г. передали в состав последнего.
    3. Входивший ранее в состав ОМАГ 35-й МТАП был минно-торпедным только по названию, так как его самолёты не были оборудованы для подвески торпед.
    4. Все три полка были сформированы к апрелю 1944 г. на основе частей и подразделений ВВС СФ и БелВФ.
iznaroda
 
Сообщения: 96
Зарегистрирован: 24 май 2011 20:37


Вернуться в ВВС Северного флота



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1