История Zerstorerstaffel JG 5
Добавлено: 15 июл 2012 21:01
На западе в начале 1941 г.
В январе 1941 г. в Норвегии находилось совсем немного немецких самолетов, что вполне оправдывалось давно царившим там затишьем – единственной проблемой были редкие налеты английских разведывательных и ударных самолетов на южную часть страны и конвойные пути вдоль ее берегов. В Ставангере на аэродроме Сола базировались Stab. и III./ZG 76 на Bf.110 (отдельные самолеты также временами находились на аэродромах Мандаль и Кьевик). Это были единственные истребители, имеющиеся у немцев на тот момент на Севере. Ударную часть составляли Stab., I. и III./KG 26 (Не.111), но они в основном располагались пока в датском Ольборге; Stab и IV./LG 1 (Ju.87) находились в Кьевике. Многочисленной была разведывательная авиация, представленная Stab Aufkl.Gr. 22, 2. и 3.(F)/22 (Do.17 и Ju.88, Ставангер/Сола), 1.(F)/120 (He.111 и Ju.88 в Вернесе), 1.(F)/121 (Do.215, тоже Вернес), 1.(F)/124 (Do.17, опять Вернес). В Вернесе сидел еще и Westa 5 на Не.111. Транспортную авиацию представляла KGzbV 108 (в Хоммельвике), морскую – 1./406 (Bv.138, Лист), 2./406 (Do.18, Тронхейм), 1./706 (Ar.196, Тистед), Seenot 5 (He.59, Ольборг). Именно в январе 1941 г. впервые появляется упоминание о т.н. "Команде Кьевик", позже через несколько стадий переродившейся в Zerstorerstaffel/JG 5. Кстати говоря, в конце января в Норвегию стали прибывать первые машины I./JG 77, ставшей затем базой для создания JG 5.
В истории эскадрильи все началось, можно сказать, 31.12.40 г., когда восемь лейтенантов, недавно закончивших школу слепых полетов (ELF 2) в Брандисе около Лейпцига, после недолгого отпуска собрались в Берлине. Там они отпраздновали Новый год и на следующий день отправились к новому месту службы – в Норвегию. Эти лейтенанты были Ф. Брандис, В. Дитрихс, М. Францискет, Д. Клаппенбах, Ф. Ласковиц, К.-Ф. Шлоссштайн, Х. Видебентт и Д. Вейерганг. Ехали они через Швецию, поездом – причем стрелки-радисты, с которыми их свели в один экипаж еще в школе, были в том же поезде, только во втором классе.
Уже 2 января все 16 человек прибыли в Осло, поздним вечером 4 января – в Ставангер, откуда через 4 дня на "тетушке Ю" перелетели в Кьевик. Именно тогда из них составили "команду Кьевик" (Kommando Kjevik) – довольно необычное подразделение, не имевшее собственных самолетов и даже командира. Главным пока назначили старшего по возрасту – Феликса Брандиса, 1916 г. рождения. Передача матчасти – старых Bf.110C от III./ZG 76 с тремя осами на носах – продолжалась до 12 января. Самолеты получили новое обозначение: вместо прежних 2N+ рисовали LN. Каждая машина четвертым символом имела "S", третьи менялись. Первая буква досталась командиру, так что Брандис летал на LN+AS.
Главной задачей эскадрильи стало прикрытие конвоев и боевых кораблей в Южной Норвегии между Кристиансандом и Ставангером (дальше на север ту же функцию выполняла ZG 76). Работа была спокойная и мало отмеченная событиями. Вероятно, во второй половине года немцы вспоминали первую как некий затянувшийся отпуск. За день выполнялся зачастую только один вылет на пилота, иногда вообще все ограничивалось посменным сидением пар (Rotte) в немедленной готовности к старту.
14 января прибыл прикомандированный из Erg.ZG 76 (учебно-боевой группы) лейтенант Хорст Райнике, который стал командиром команды. Ему, однако, не удалось достигнуть взаимопонимания со сплоченным коллективом молодых лейтенантов.
Первый же боевой вылет по тревоге для команды закончился плачевно. Брандис вместе со стрелком ефрейтором Гансом отправились наперехват английского разведчика, но у них перед самым носом его сбил командир III./ZG 76 гауптманн Кальдрак. При возвращении у старого "церштёрера" внезапно загорелся мотор и он упал в море. При этом спасательный жилет Ганса был пробит, спасло его только то, что он умел хорошо плавать. Хотя, конечно, в январском море и это не поможет – но тут на счастье рядом был норвежец на рыбачьей лодке, и неудачники были выловлены из воды уже через 4 минуты. Норвежец думал, что они англичане, в противном случае, может быть, и не стал так торопиться. Ганс в письме домой написал, что теперь он дескать заговоренный и ему никакие посадки в море не страшны. Увы для него, через полгода около Рыбачьего новая посадка на воду закончилась плачевно.
Первая неделя февраля была отмечена несколькими стартами по тревоге. 8-го числа в 13.48 ЮЗ Ставангера лейтенант Дитрих Вейерганг добыл для команды первую победу: "Хадсон" из 269-й эскадрильи (серийный номер Р5128). П/о Е.А. Тинги и его экипаж погибли. История имела небольшое продолжение. Когда в мае лейтенант Дитрихс вернулся с тремя щенками таксы, одного из них назвали "Локхид" в честь первого сбитого. Якобы именно этот щенок позже изображался на носах "мессершмиттов", хотя непонятно, чем одна такса отличается от другой.
15 февраля еще один самолет команды – Bf.110C-4, заводской №3528, попал в неприятности. На рулежке он столкнулся с препятствием на аэродроме Сола, однако поврежден был лишь на 10%.
27 февраля команда Кьевик по сути дела потеряла право называться таковой, потому что была перебазирована на аэродром Мандаль (30 км на ЮЗ). Оттуда было немного ближе и удобнее лететь к мысу Листер – излюбленному месту нападений англичан на конвои. На Мандале уже сидел 2./JG 77 и команду временно ввели в его структуру, дав обозначение 2.(Zerstorerkette)/JG 77. Райнике в Мандаль не перелетел, вместо него командовать стал обер-лейтенант Ф. Менцель. Последний однако был пилотом Bf.109 и мало что понимал в специфике боевой деятельности тяжелых истребителей. Видимо, поэтому он "рулил" только две недели.
10 марта один самолет из I.(Z)/JG 77 (именно так она теперь именовалась в документах) был тяжело поврежден в воздушном бою. Это был Bf.110C-4, заводской №2275, однако подробностей этого события Момбеек не описывает.
11 марта "звено тяжелых истребителей" перелетело на новую базу – аэродром Хердла около Бергена. Однако, три машины с экипажами Шлоссштайна, Францискета и Ласковица еще некоторое время оставались на Мандале. После перебазирования главным в "звене" вновь стал Брандис. 23 марта он опять угодил в историю: взлетев на "2N+BR" по тревоге, он был ошибочно атакован лейтенантом Тетцнером из 2./JG 77. И снова Брандису с Гансом повезло – коллега вовремя осознал свою ошибку и прекратил атаку. В машину попал только один снаряд и она благополучно вернулась на базу.
26 марта "звено" занималось прикрытием возвращающегося домой из Атлантики тяжелого крейсера "Адмирал Хиппер". Все прошло благополучно.
В начале апреля к большому сожалению личного состава из небытия вновь возник Райнеке, к тому времени уже ставший обер-лейтенантом, и по новой принял командование.
4 апреля Bf.110C-4, заводской №3527 участвовал в воздушном бою (подробности отсутствуют) и при этом получил несколько попаданий. В конце концов ему пришлось аварийно садиться на своем аэродроме. Результат: повреждения на 35%.
8 апреля Брандис пытался сбить разведывательный "бленхейм", но тот искусно скрылся от немца в облаках. Зато на следующий день невезучий лейтенант наконец смог открыть свой боевой счет, причем сразу с реальной победы. Это опять был "бленхейм" – QY-H из 254-й эскадрильи, заводской № N3609. Все три человека экипажа п/о Джей.А. Пэйви погибли.
15 апреля Брандис вновь праздновал успех. Взлетев утром по тревоге на Bf.110D-3, код "2N+AT", он завалил еще один "бленхейм" 254-й эскадрильи – на сей раз QY-P, L8840. Снова все три члена экипажа во главе с ф/лт А.Э. Хиллом лишились жизней.
Примерно в это же время поползли слухи, что Брандиса переведут на одномоторные истребители. Когда лейтенант летал получать ЖК 2-го класса к командиру группы (гауптманну В. Громмесу), он смог отбиться от такого назначения.
18 апреля был для подразделения днем настоящего триумфа. Ранним утром англичане (8 "бленхеймов" из 21-й эскадрильи) напали на немецкий конвой. Отражать налет полетел лично командир и он заявил сбитого, вместе с ведомым, лейтенантом Видебанттом. Райнике был ранен в глаз осколком стекла. Тот же конвой был атакован еще раз вечером, и теперь на помощь ему полетел из Мандаля Шлоссштайн. На сей раз его противником были бомбардировщики из 107-й и 114-й эскадрилий, уже в который раз "бленхеймы". Видебантт тоже был тут, также в вылете участвовал обер-лейтенант Тонне, командир 9./ZG 76. Видебантт не поскупился, заказав себе сразу три победы (но засчитали ему только две), Тонне – одну, Шлоссштайн – одну вероятную (не засчитана). Самолет Видебантта был легко поврежден, однако его стрелок Кинд был ранен в голову, потерял ориентировку и выбросился из кабины на высоте всего 70 метров. Он стал первым погибшим в подразделении. Самолет (№3330) сел обратно на Мандаль с 20% повреждений. В последнем бою англичане на самом деле потеряли 3 самолета, подробностей по первому бою за тот день нет. Любопытно, что на официальный счет I.(Z)/JG 77 ни одна победа не попала – все достались III./ZG 76. Возможно, роль сыграло то, что Райнике был, в общем, из этой эскадры, а Видебантта туда вскоре перевели, причем как раз в 3-ю группу. Позже он стал известным асом-штурмовиком, летая над Каналом и Южной Италией. 30 декабря 1942 г. он получил РК, а 1 мая 1945 г. погиб, пытаясь долететь до окруженного Берлина с какими-то грузами на борту.
Пока же 19 апреля за выдающееся достижение Видебантт немедленно получил ЖК, причем сразу 1-й и 2-й степеней.
20 апреля Мандаль покинул Францискет, а на следующий день лейтенант Ласковиц, стартовав на Bf.110C-4, заводской №3126, код "LN+DS", в составе звена по тревоге, через сорок минут упал в море. Пилота и стрелка смогли спасти. В начале мая экипаж перевели в 2./Erg. ZG 76.
На смену двум убывшим экипажам I.(Z)/JG 77 получила другие: унтер-офицера Р. Райтца и лейтенанта К. Коха.
24 апреля Райнике окончательно стал для подразделения историей, причем случилось это весьма непривычно. Отношения у командира с подчиненными так и не сложились, причем причины были какие-то таинственные и есть упоминание о "неприличном поведении". Сама собой возникает версия о нетрадиционной сексуальной ориентации. Что еще может возмутить других летчиков? "Отбытие" Райнике было тоже нестандартным. Обер-лейтенант сел в свой Bf.110C, заводской №2633, код "2N+ES", взлетел с Мандаля и спикировал прямо в море.
10 мая подразделение получило приказ перехватить и сбить, либо принудить к посадке, свой самолет. Это был, конечно, удирающий в Англию Гесс, но он мимо так и не пролетел.
17 мая началась подготовка к проводке в Атлантику "Бисмарка" и "Принца Ойгена". 22 мая его проводили, причем пилоты Bf.110 были последними, кто видел линкор на поверхности моря (не считая, конечно, моряков с крейсера).
25 мая с подразделением случилась крупная неприятность – сразу три машины сели на вынужденные посадки и получили повреждения от 30 до 45%. Это были Bf.110D с заводскими №№ 3377, 4306, 3142. Причина – авария, но подробности неизвестны.
К тому времени уже был получен приказ на скорое перебазирование, еще дальше на Север. Пока же 1 июня Брандис одержал последнюю победу своего подразделения на западе (официально – четвертую). Западнее Хердлы им был сбит "Хадсон" из 220-й эскадрильи (NR-R, T9366). 4 члена экипажа ф/о Джей.Л. Хэлстида погибли.
9 июня "мессершмитты" прикрывали проходящий мимо в Атлантику "Лютцов". Они свою задачу выполнили, но через четыре дня тяжелый крейсер английским торпедоносцам все же удалось поразить. Кораблю-неудачнику пришлось возвращаться в Германию на ремонт.
Подводя итоги, за полгода боевой деятельности подразделение смогло отчитаться, кроме 4 сбитых и 3 безвозвратно потерянных самолетов, о 80 боевых вылетах.
17 июня стало точно известно, что I.(Z)/JG 77 убывает на север и будет участвовать в войне против СССР. Как писал домой Ганс, стрелок Брандиса, предприятие им представлялось легким и недолгим. С собой они брали буквально "зубные щетки и запасные трусы", больше ничего. Брандис к тому времени был официально назначен командиром того, что называлось теперь 1.(Zerstorerstaffel)/JG 77. На тот момент в нем было снова 8 экипажей, с указанными ранее изменениями.
21 июня эскадрилья перелетела из Хердлы в Вернес (около Тронхейма), на следующий день – в Бодё. 23 июня самолеты перебазировались в Бардуфосс и пока там остановились: немцы ожидали немедленной реакции англичан на начало войны с СССР и хотели быть готовыми к нападению на Норвегию с запада. Только 26 июня поздним вечером 1.(Z)/JG 77 наконец добралась до Киркенеса. В ее истории началась новая, долгая и кровавая глава.
В январе 1941 г. в Норвегии находилось совсем немного немецких самолетов, что вполне оправдывалось давно царившим там затишьем – единственной проблемой были редкие налеты английских разведывательных и ударных самолетов на южную часть страны и конвойные пути вдоль ее берегов. В Ставангере на аэродроме Сола базировались Stab. и III./ZG 76 на Bf.110 (отдельные самолеты также временами находились на аэродромах Мандаль и Кьевик). Это были единственные истребители, имеющиеся у немцев на тот момент на Севере. Ударную часть составляли Stab., I. и III./KG 26 (Не.111), но они в основном располагались пока в датском Ольборге; Stab и IV./LG 1 (Ju.87) находились в Кьевике. Многочисленной была разведывательная авиация, представленная Stab Aufkl.Gr. 22, 2. и 3.(F)/22 (Do.17 и Ju.88, Ставангер/Сола), 1.(F)/120 (He.111 и Ju.88 в Вернесе), 1.(F)/121 (Do.215, тоже Вернес), 1.(F)/124 (Do.17, опять Вернес). В Вернесе сидел еще и Westa 5 на Не.111. Транспортную авиацию представляла KGzbV 108 (в Хоммельвике), морскую – 1./406 (Bv.138, Лист), 2./406 (Do.18, Тронхейм), 1./706 (Ar.196, Тистед), Seenot 5 (He.59, Ольборг). Именно в январе 1941 г. впервые появляется упоминание о т.н. "Команде Кьевик", позже через несколько стадий переродившейся в Zerstorerstaffel/JG 5. Кстати говоря, в конце января в Норвегию стали прибывать первые машины I./JG 77, ставшей затем базой для создания JG 5.
В истории эскадрильи все началось, можно сказать, 31.12.40 г., когда восемь лейтенантов, недавно закончивших школу слепых полетов (ELF 2) в Брандисе около Лейпцига, после недолгого отпуска собрались в Берлине. Там они отпраздновали Новый год и на следующий день отправились к новому месту службы – в Норвегию. Эти лейтенанты были Ф. Брандис, В. Дитрихс, М. Францискет, Д. Клаппенбах, Ф. Ласковиц, К.-Ф. Шлоссштайн, Х. Видебентт и Д. Вейерганг. Ехали они через Швецию, поездом – причем стрелки-радисты, с которыми их свели в один экипаж еще в школе, были в том же поезде, только во втором классе.
Уже 2 января все 16 человек прибыли в Осло, поздним вечером 4 января – в Ставангер, откуда через 4 дня на "тетушке Ю" перелетели в Кьевик. Именно тогда из них составили "команду Кьевик" (Kommando Kjevik) – довольно необычное подразделение, не имевшее собственных самолетов и даже командира. Главным пока назначили старшего по возрасту – Феликса Брандиса, 1916 г. рождения. Передача матчасти – старых Bf.110C от III./ZG 76 с тремя осами на носах – продолжалась до 12 января. Самолеты получили новое обозначение: вместо прежних 2N+ рисовали LN. Каждая машина четвертым символом имела "S", третьи менялись. Первая буква досталась командиру, так что Брандис летал на LN+AS.
Главной задачей эскадрильи стало прикрытие конвоев и боевых кораблей в Южной Норвегии между Кристиансандом и Ставангером (дальше на север ту же функцию выполняла ZG 76). Работа была спокойная и мало отмеченная событиями. Вероятно, во второй половине года немцы вспоминали первую как некий затянувшийся отпуск. За день выполнялся зачастую только один вылет на пилота, иногда вообще все ограничивалось посменным сидением пар (Rotte) в немедленной готовности к старту.
14 января прибыл прикомандированный из Erg.ZG 76 (учебно-боевой группы) лейтенант Хорст Райнике, который стал командиром команды. Ему, однако, не удалось достигнуть взаимопонимания со сплоченным коллективом молодых лейтенантов.
Первый же боевой вылет по тревоге для команды закончился плачевно. Брандис вместе со стрелком ефрейтором Гансом отправились наперехват английского разведчика, но у них перед самым носом его сбил командир III./ZG 76 гауптманн Кальдрак. При возвращении у старого "церштёрера" внезапно загорелся мотор и он упал в море. При этом спасательный жилет Ганса был пробит, спасло его только то, что он умел хорошо плавать. Хотя, конечно, в январском море и это не поможет – но тут на счастье рядом был норвежец на рыбачьей лодке, и неудачники были выловлены из воды уже через 4 минуты. Норвежец думал, что они англичане, в противном случае, может быть, и не стал так торопиться. Ганс в письме домой написал, что теперь он дескать заговоренный и ему никакие посадки в море не страшны. Увы для него, через полгода около Рыбачьего новая посадка на воду закончилась плачевно.
Первая неделя февраля была отмечена несколькими стартами по тревоге. 8-го числа в 13.48 ЮЗ Ставангера лейтенант Дитрих Вейерганг добыл для команды первую победу: "Хадсон" из 269-й эскадрильи (серийный номер Р5128). П/о Е.А. Тинги и его экипаж погибли. История имела небольшое продолжение. Когда в мае лейтенант Дитрихс вернулся с тремя щенками таксы, одного из них назвали "Локхид" в честь первого сбитого. Якобы именно этот щенок позже изображался на носах "мессершмиттов", хотя непонятно, чем одна такса отличается от другой.
15 февраля еще один самолет команды – Bf.110C-4, заводской №3528, попал в неприятности. На рулежке он столкнулся с препятствием на аэродроме Сола, однако поврежден был лишь на 10%.
27 февраля команда Кьевик по сути дела потеряла право называться таковой, потому что была перебазирована на аэродром Мандаль (30 км на ЮЗ). Оттуда было немного ближе и удобнее лететь к мысу Листер – излюбленному месту нападений англичан на конвои. На Мандале уже сидел 2./JG 77 и команду временно ввели в его структуру, дав обозначение 2.(Zerstorerkette)/JG 77. Райнике в Мандаль не перелетел, вместо него командовать стал обер-лейтенант Ф. Менцель. Последний однако был пилотом Bf.109 и мало что понимал в специфике боевой деятельности тяжелых истребителей. Видимо, поэтому он "рулил" только две недели.
10 марта один самолет из I.(Z)/JG 77 (именно так она теперь именовалась в документах) был тяжело поврежден в воздушном бою. Это был Bf.110C-4, заводской №2275, однако подробностей этого события Момбеек не описывает.
11 марта "звено тяжелых истребителей" перелетело на новую базу – аэродром Хердла около Бергена. Однако, три машины с экипажами Шлоссштайна, Францискета и Ласковица еще некоторое время оставались на Мандале. После перебазирования главным в "звене" вновь стал Брандис. 23 марта он опять угодил в историю: взлетев на "2N+BR" по тревоге, он был ошибочно атакован лейтенантом Тетцнером из 2./JG 77. И снова Брандису с Гансом повезло – коллега вовремя осознал свою ошибку и прекратил атаку. В машину попал только один снаряд и она благополучно вернулась на базу.
26 марта "звено" занималось прикрытием возвращающегося домой из Атлантики тяжелого крейсера "Адмирал Хиппер". Все прошло благополучно.
В начале апреля к большому сожалению личного состава из небытия вновь возник Райнеке, к тому времени уже ставший обер-лейтенантом, и по новой принял командование.
4 апреля Bf.110C-4, заводской №3527 участвовал в воздушном бою (подробности отсутствуют) и при этом получил несколько попаданий. В конце концов ему пришлось аварийно садиться на своем аэродроме. Результат: повреждения на 35%.
8 апреля Брандис пытался сбить разведывательный "бленхейм", но тот искусно скрылся от немца в облаках. Зато на следующий день невезучий лейтенант наконец смог открыть свой боевой счет, причем сразу с реальной победы. Это опять был "бленхейм" – QY-H из 254-й эскадрильи, заводской № N3609. Все три человека экипажа п/о Джей.А. Пэйви погибли.
15 апреля Брандис вновь праздновал успех. Взлетев утром по тревоге на Bf.110D-3, код "2N+AT", он завалил еще один "бленхейм" 254-й эскадрильи – на сей раз QY-P, L8840. Снова все три члена экипажа во главе с ф/лт А.Э. Хиллом лишились жизней.
Примерно в это же время поползли слухи, что Брандиса переведут на одномоторные истребители. Когда лейтенант летал получать ЖК 2-го класса к командиру группы (гауптманну В. Громмесу), он смог отбиться от такого назначения.
18 апреля был для подразделения днем настоящего триумфа. Ранним утром англичане (8 "бленхеймов" из 21-й эскадрильи) напали на немецкий конвой. Отражать налет полетел лично командир и он заявил сбитого, вместе с ведомым, лейтенантом Видебанттом. Райнике был ранен в глаз осколком стекла. Тот же конвой был атакован еще раз вечером, и теперь на помощь ему полетел из Мандаля Шлоссштайн. На сей раз его противником были бомбардировщики из 107-й и 114-й эскадрилий, уже в который раз "бленхеймы". Видебантт тоже был тут, также в вылете участвовал обер-лейтенант Тонне, командир 9./ZG 76. Видебантт не поскупился, заказав себе сразу три победы (но засчитали ему только две), Тонне – одну, Шлоссштайн – одну вероятную (не засчитана). Самолет Видебантта был легко поврежден, однако его стрелок Кинд был ранен в голову, потерял ориентировку и выбросился из кабины на высоте всего 70 метров. Он стал первым погибшим в подразделении. Самолет (№3330) сел обратно на Мандаль с 20% повреждений. В последнем бою англичане на самом деле потеряли 3 самолета, подробностей по первому бою за тот день нет. Любопытно, что на официальный счет I.(Z)/JG 77 ни одна победа не попала – все достались III./ZG 76. Возможно, роль сыграло то, что Райнике был, в общем, из этой эскадры, а Видебантта туда вскоре перевели, причем как раз в 3-ю группу. Позже он стал известным асом-штурмовиком, летая над Каналом и Южной Италией. 30 декабря 1942 г. он получил РК, а 1 мая 1945 г. погиб, пытаясь долететь до окруженного Берлина с какими-то грузами на борту.
Пока же 19 апреля за выдающееся достижение Видебантт немедленно получил ЖК, причем сразу 1-й и 2-й степеней.
20 апреля Мандаль покинул Францискет, а на следующий день лейтенант Ласковиц, стартовав на Bf.110C-4, заводской №3126, код "LN+DS", в составе звена по тревоге, через сорок минут упал в море. Пилота и стрелка смогли спасти. В начале мая экипаж перевели в 2./Erg. ZG 76.
На смену двум убывшим экипажам I.(Z)/JG 77 получила другие: унтер-офицера Р. Райтца и лейтенанта К. Коха.
24 апреля Райнике окончательно стал для подразделения историей, причем случилось это весьма непривычно. Отношения у командира с подчиненными так и не сложились, причем причины были какие-то таинственные и есть упоминание о "неприличном поведении". Сама собой возникает версия о нетрадиционной сексуальной ориентации. Что еще может возмутить других летчиков? "Отбытие" Райнике было тоже нестандартным. Обер-лейтенант сел в свой Bf.110C, заводской №2633, код "2N+ES", взлетел с Мандаля и спикировал прямо в море.
10 мая подразделение получило приказ перехватить и сбить, либо принудить к посадке, свой самолет. Это был, конечно, удирающий в Англию Гесс, но он мимо так и не пролетел.
17 мая началась подготовка к проводке в Атлантику "Бисмарка" и "Принца Ойгена". 22 мая его проводили, причем пилоты Bf.110 были последними, кто видел линкор на поверхности моря (не считая, конечно, моряков с крейсера).
25 мая с подразделением случилась крупная неприятность – сразу три машины сели на вынужденные посадки и получили повреждения от 30 до 45%. Это были Bf.110D с заводскими №№ 3377, 4306, 3142. Причина – авария, но подробности неизвестны.
К тому времени уже был получен приказ на скорое перебазирование, еще дальше на Север. Пока же 1 июня Брандис одержал последнюю победу своего подразделения на западе (официально – четвертую). Западнее Хердлы им был сбит "Хадсон" из 220-й эскадрильи (NR-R, T9366). 4 члена экипажа ф/о Джей.Л. Хэлстида погибли.
9 июня "мессершмитты" прикрывали проходящий мимо в Атлантику "Лютцов". Они свою задачу выполнили, но через четыре дня тяжелый крейсер английским торпедоносцам все же удалось поразить. Кораблю-неудачнику пришлось возвращаться в Германию на ремонт.
Подводя итоги, за полгода боевой деятельности подразделение смогло отчитаться, кроме 4 сбитых и 3 безвозвратно потерянных самолетов, о 80 боевых вылетах.
17 июня стало точно известно, что I.(Z)/JG 77 убывает на север и будет участвовать в войне против СССР. Как писал домой Ганс, стрелок Брандиса, предприятие им представлялось легким и недолгим. С собой они брали буквально "зубные щетки и запасные трусы", больше ничего. Брандис к тому времени был официально назначен командиром того, что называлось теперь 1.(Zerstorerstaffel)/JG 77. На тот момент в нем было снова 8 экипажей, с указанными ранее изменениями.
21 июня эскадрилья перелетела из Хердлы в Вернес (около Тронхейма), на следующий день – в Бодё. 23 июня самолеты перебазировались в Бардуфосс и пока там остановились: немцы ожидали немедленной реакции англичан на начало войны с СССР и хотели быть готовыми к нападению на Норвегию с запада. Только 26 июня поздним вечером 1.(Z)/JG 77 наконец добралась до Киркенеса. В ее истории началась новая, долгая и кровавая глава.