История Zerstorerstaffel JG 5

Действия истребительной авиации 5-го воздушного флота Люфтваффе на Севере

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение sk16rus » 24 ноя 2012 20:19

Вот что накопал на сайте http://www.preservedaxisaircraft.com/

BF 110 Moscow_1.jpg
Bf 110F-2/Trop 5020 LN+AR 13.(Z)/JG5
Only tail and one wing. Victory Museum, Moscow

Значит все таки он...
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1963
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение hellcat » 24 ноя 2012 20:57

Там ещё и второе фото есть. http://www.preservedaxisaircraft.com/Lu ... scow_2.jpg Только почему то со 110-м я его увязать не могу. Больше смахивает на часть правой консоли от Ju 88...
Вложения
Bf 110 Moscow_2.jpg
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 825
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение sk16rus » 24 ноя 2012 21:46

hellcat писал(а):Только почему то со 110-м я его увязать не могу.
То же самое... Именно поэтому и выкладывать не стал.
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1963
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение Wehrmacht » 20 фев 2013 20:30

igor писал(а):Война против СССР – начало.
Итак, эскадрилья прибыла в Киркенес, на аэродром Хойбуктен (или как называли его наши, Хебуктен). Построен он был еще норвежцами в 1939 г. и сначала состоял из одной ВПП, ведущей с севера на юг. Потом пристроили еще одну, поменьше, с востока на запад.
На тот момент здесь базировались IV.(St)/LG 1 с 36 Ju.87 (на восточной стороне аэродрома), 1.(F)/124 с 3 Ju.88, Stab/ZG 76 с шестью самолетами и 13./JG 77, которая имела десяток Bf.109. Последняя эскадрилья скоро убыла на Петсамо...

Я вот только никак не могу взять в толк, почему везде в нашей литературе этот аэродром зовётся «Хебуктен» («Хойбуктен»)?.. Ведь правильное его написание: Høybuktmoen:

http://no.wikipedia.org/wiki/Kirkenes_lufthavn,_Høybuktmoen

Куда буква «M» то теряется: HøybuktMoen?.. Да и в современной нашей транслитерации он пишется как – Хейбуктмен:

http://онлайнбилет.рф/info/?cmd=alfabet&name=aeroporty&page=hejbuktmen-KKN

Т.е. уже с этой самой буквой «М»… Куда же она раньше девалась-то?! Непонятно…

(Насчёт 13./JG77 наверное опечатались?.. Правильнее наверное было 1./JG77 {случайно на лишнюю тройку нажали}?)
Изображение
Аватара пользователя
Wehrmacht
 
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 июл 2011 23:26
Откуда: Жигулёвск, Russland

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение sk16rus » 20 фев 2013 22:04

Wehrmacht писал(а):Т.е. уже с этой самой буквой «М»… Куда же она раньше девалась-то?!
Виталий, а посмотри на оборотную сторону фотографии Едуша на странице о Бойченко. Заметь, как там "Луостари" написано - "Ло-Остари"
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1963
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение Wehrmacht » 21 фев 2013 01:05

Та это-то понятно, Сергей, что в те времена наши могли и напутать, не вдаваясь в тонкости произношения и написания норвежских слов, в условиях фронтовой обстановки…
Просто мне не понятно, почему и в наши дни продолжают так писать, ладно бы когда приводили цитаты из наших документов тех времён, а ведь так пишут в общих случаях – когда просто идут исследования в контексте уже современного взгляда на те события… Это относится ВООБЩЕ ко всей нашей литературе по исследованиям того периода 2-й Мировой, ибо я это везде постоянно встречаю…
Просто действительно хочу понять – может я чего-то не знаю?..
Изображение
Аватара пользователя
Wehrmacht
 
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 июл 2011 23:26
Откуда: Жигулёвск, Russland

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение igor » 21 фев 2013 09:42

Это устоявшееся название, принятое от немцев. Они писали его как Hoybugten или Hoybukten. И я соответственно, повторяю за немцами, и наши во время войны давали перенятую у них транскрипцию. У немцев вообще очень много норвежских названий исковеркано по сравнению с оригиналом, причем не так, чтобы кто-то там ошибался, один-два человека, а все подряд. Вот как с этом аэродромом. Немцы вообще не заморачивались называть его Хойбуктеном, практически всегда это Киркенес. Также как Луостари всегда Петсамо.
ПС: 13./JG 77 конечно ошибочка. Опять не моя, но я виноват, что тупо переписал. Момбеек зазря тройку приставил.
igor
 
Сообщения: 687
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение Wehrmacht » 22 фев 2013 00:40

Вот теперь всё стало на свои места… Спасибо!.. Немецкая переделка Høybuktmoen на Hoybukten теперь всё объясняет (а я так подозреваю, что не только немецкая, а и англичане, к примеру, так же называли, а заодно и какие-нибудь другие финны)… :)
Изображение
Аватара пользователя
Wehrmacht
 
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 июл 2011 23:26
Откуда: Жигулёвск, Russland

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение igor » 03 мар 2013 20:08

Вторая половина 1943 г.
Затишье, начавшееся в июне, продолжалось вплоть до 10 июля, когда рутина была разбавлена экзотическим заданием - охотой за подводной лодкой в Варангер-фьорде. Впрочем, лодок не нашли, зато проштурмовали "батарею" на п-ове Средний. На самом деле 6 бомб было сброшено рядом с поста Пумманки.
В промежутке нежданного "отдыха" эскадрилью покинул очередной экипаж - Кайлиг/Шрёдтер. Как и многие другие, они отправились в Радом, переучиваться на ночных истребителей. В основном из них в январе 1944 г. была создана специальная эскадрилья, Nachtjagdstaffel Finnland.
11 июля один самолет (F-2, №5103) имел повреждения шасси при посадке на аэродром Киркенес. Ударился он довольно серьезно, на 40% - вероятно, после одного из двух вылетов на сопровождение конвоя.
16 июля семерка Bf.110 летала вместе с эскадрильей "штук" штурмовать батареи на п-ове Средний. Никакого особого ущерба батарейцам этот налет не нанес, зато наши зенитки похвалились сбитыми "мессерами" - одним большим и двумя маленькими. Конвою, правда, артиллерия не смогла ничего сделать, все три моторных тральщика и охраняемые ими 3 маленьких каботажника прорвались в Лиинахамари без повреждений. Тогда наши подняли с аэродрома Пумманки для удара по конвою 2 Ил-2, 6 "харрикейнов" и 2 И-16. Прикрывали их 16 Як-1, 8 Р-39 и 10 "харрикейнов" с Ваенги. Т.к. с нашей стороны докладывали о наличии над конвоем, кроме ударных самолетов противника, еще 3 Не.115, 13 Fw.190 и 14 Bf.109, бой был нешуточный, с большим количеством участников. Кораблям снова ничего толком сделано не было - советские пилоты заявили только поврежденный РС танкер. Про участие в боях "фоккеров" с немецкой стороны данных нет, из "ягеров" участвовали летчики 6., 7. и 8./JG 5. В воздушных боях истребители заявили 1 "штуку", один Не.115, один BF.110 и 4 Bf.109. Итого за утро немцы должны были лишиться сразу 9 самолетов! Ни один тяжелый истребитель на самом деле не пострадал, как и остальные типы тяжелых машин. Потери понесли только "ягеры", причем сбили напрочь только один, с фельдфебелем Дёбрихом за штурвалом. Раненый, он смог выпрыгнуть с парашютом, и был настолько везучим, что МТЩ подобрали его с воды. Затем корабли пережили штурмовку, главной целью которой стал R.64, имевший 2 раненых. Кроме Норца, это были единственные потери у противника. Еще один "мессер" был поврежден на 20%, второй сел на вынужденную на аэродром Сальмиярви. Наши потеряли сбитыми 2 Як-1 20-го ГИАП, оба пилота погибли. У Bf.110 на них заявок не было. Ягеры в тот раз, кстати говоря, приврали очень скромно, заявив себе по 2 Р-39 и Р-40.
Следующая схватка произошла 20 июля, снова над конвоем, но на сей раз в районе Вардё. Утром авиаразведка обнаружила идущий в Киркенес караван под управлением СКР V.6109, который вначале безрезультатно атаковала подлодка Щ-403. Вечером на него набросилась авиация СФ, выславшая 4 торпедоносца А-20, 13 Пе-2 и мощное прикрытие из 27 истребителей (9 Р-39 и 16 Як-1). Торпедоносцы предположительно потопили транспорт в 4000 т, Пе-2 двумя группами сбросили больше 2 десятков ФАБ-250 и якобы попали 2 раза в один транспорт и раз в другой. На самом деле, единственными потерями немцев стали несколько раненых на охотниках UJ.1207 и 1208. Береговые и корабельные зенитки отчитались о двух сбитых самолетах, еще один "бостон" заявил лейт. Эрдманн из 5./JG 5. "Церштёреры" тоже поучаствовали в бою и лейт. Цигенхаген претендовал на сбитый Пе-2. На самом деле наши потеряли один "бостон", причина гибели которого разнятся - "Хроника" дает ЗА, Рыбин - истребителей. Стрелок погиб, остальные трое сели в шлюпку и стали в ней дрейфовать в сторону Рыбачьего. Пе-2 из 29 БАП вроде тоже был потерян (нет в списке Рыбина, но есть пропавшие в ОБД) и здесь вновь неясно, кто виноват в его гибели. Наши летчики отчитались, что в бою с 6 Ме-109, 6 ФВ-190 и 2 Ме-110 они сбили 3 самолета первого типа, ничего не потеряв взамен. Здесь, однако, только командир 5./JG 5 был ранен в руку и вынужден лечь в лазарет, больше никто не пострадал. Зато 13.(Z)/JG 5 недосчиталась двух самолетов. Момбеек прямо не говорит, что они пострадали в результате этого боя, но вывод напрашивается сам собой. Одну машину (Bf.-110G-2, №6198) неизвестный пилот смог привести на одном моторе в Киркенес, она была повреждена на 30%. Фельдфебель Хайнрих Дрешлер тоже пытался дотянуть на Bf.-110G-2, №6201 до дома, но не смог. Самолет упал в Фалькфьелле, в 10 км западнее Квальнеса и полностью сгорел вместе с экипажем. Второй погибший - унтер-офицер Георг Мёст.
Очередной бой состоялся 25 июля примерно в тех же местах и снова над конвоем, что неудивительно. На сей раз его возглавлял тральщик М.303, а атаку проводили 12 "пешек" из 29 БАП под прикрытием 12 Як-1 и 6 Р-39. Бомбили с горизонтального полета, якобы разломив пополам один транспорт в 12000 т и подпалив второй. Довольно трудно представить, чтобы от попадания даже нескольких 250-кг бомб такого размера пароход мог разломиться. На самом деле, немцы все остались целы, а вот наши понесли весьма чувствительные потери. Домой не вернулись сразу 5 Пе-2, 3 Р-39 и 1 Як-1 и 17 человек летчиков. Спасли только двух человек из 255 ИАП (+ на самом деле немцы выловили кого-то двоих из офицерского состава, претендентов сразу 13!). По нашим данным, все до одного самолеты сбиты зенитками. Видимо, огонь врага был на самом деле очень силен, моряки претендуют на 7 сбитых (2 - М.303, по одному М.306 и 343, V.5910, UJ.1206 и 1212). С точки зрения наших, в воздухе им противостояли до 30 самолетов противника, из числа которых они сбили 11 Ме-109 и 3 Ме-110. Снова успех был сильно преувеличен. Только два Bf.109 были сбиты на самом деле. Обер-лейтенант Ляйтнер из штаба II./JG 5 погиб, фельдфебель Фогель из 5./JG 5 - ранен. 13.(Z)/JG 5 в этот раз самолетов не теряла, но стрелок обер-лейтенанта Колвайса, фельдфебель Роберт Хинк был убит в бою. Момбеек пишет, что в него, возможно, попал снаряд пушки лейт. Куренка из 255 ИАП. Тяжелые истребители заказали себе 4 Пе-2 (по одному лейт. Цигенхаген, обер-лейтенанты Колвайс и Кирхмейер, обер-фельдфебель Беккер). Учитывая, что еще 4 записали себе на счет ягеры из 7./JG 5 (в том числе 3 Вайссенбергер), шансы пилотов Bf.110 действительно оказаться победителями довольно невелики. Кроме того, у ягеров в активе 5 Р-39 и 1 "харрикейн". Итого, счет оказался 2-9 в пользу немцев, по заявкам 14-21.
Вплоть до конца июля 13.(Z)/JG 5 летала на сопровождение конвоев, но боев больше не было. Тем не менее, случилась еще одна потеря, хотя и не фатальная. 27 июля при посадке на Киркенес лопнула шина на стареньком Bf.110F-2 "LN+VR", №5105. В результате, машина имела повреждения 15%. Пилот неизвестен, как обычно в таких случаях.
Август продолжился конвоированием своих караванов и одним вылетом на бомбардировку 6 августа. Самолеты 13.(Z)/JG 5 в этот раз стали ударными, а Bf.109 из III группы JG 5 их прикрывали. С точки зрения наших, аэродром Ваенга-1 пытались атаковать 8 "штук", 11 Ме-110 и пятерка Ме-109, из которых под плотным огнем зениток только 6 "церштёреров" прорвались к цели и сбросили на нее 12 бомб. В результате, один А-20 сгорел, погибло 5 и ранено 3 человека. Остальные самолеты, как пишет "Хроника", до цели не дошли и бомб не сбрасывали. Воздушных боев не было, потерь у немцев тоже.
10 августа 13.(Z)/JG 5 прикрывала вместе с 7./JG 5 отряд боевых кораблей (во главе с минзагом KAISER). Поздно вечером на широте Конгс-фьорда их атаковала пара торпедоносцев под прикрытием 8 Р-39. Как доложили летчики, они смогли потопить транспорт и тральщик; в воздухе им пришлось столкнутся с 8 Ме-110, 4 Фв-190 и 2 Хе-115. По результатам боя один "бостон", почти дотянув до Рыбачьего, упал возле Зубовки в море. Штурман капитан Золкин и летавший в качестве стрелка-радиста ст. лейт. Каранаев погибли, пилота капитана Адинскова и стрелка сержанта Алферова смогли спасти. В отместку наши "отправили на землю" сразу 3 Ме-110, один Фв-190 и один Хе-115. Надо сказать, что бой оказался на самом деле результативным, однако цели наши определяли совершенно неверно. Во-первых, в который раз в боях над конвоями появляются "Фв-190". В 1943 г. в Заполярье на них летала только одна эскадрилья - 14(Jabo)./JG 5, и ее не применяли для прикрытия конвоев. Соответственно, легкие истребители были представлены "мессерами" из 7 эскадрильи. В бою они заявили 2 сбитых "кобры", ни одна из которых не подтверждается. Зато сами они потеряли унтер-офицера Ляйперсбергера (или Ляйберспергера, черт ногу сломит), который упал в море. Момбеек пишет, что его мог сбить капитан Товстый. Еще одна машина разбилась, когда Bf.109 из-за нехватки топлива еле дотянули до полевого аэродрома Свартнес (60%, пилот цел). Возможно, на самом деле виноваты были боевые повреждения. Хотя, по советским заявкам был сбит только один одномоторный самолет. Ни один из якобы сбитых Bf.110 не подтверждается, а заваленный Хе-115 - это на самом деле Bv.138 из 3-й эскадрильи 406-й береговой группы! Как их можно было спутать, неясно. Видимо, все логично объяснить очень плохими условиями видимости, так как со стороны немцев унтер-офицер Вундерле претендовал на сбитый Пе-2, хотя на самом деле это он ответственен за гибель А-20. На него никто другой не претендует, даже моряки лишь подтвердили, что один самолет сбило истребительное прикрытие. Корабли, кстати, все остались целы. Счет по заявкам 5-3, в реальности - 2-1.
В дальнейшем при рутинных полетах над конвоями без боестолкновений только одна неприятность случилась с 13.(Z)/JG 5: 22 августа Bf.110F-2/trop "1B+CX", №5073 после неполадок с мотором нештатно садился на аэродром Киркенес и был поврежден на 15%.
Наконец, как будто накопив силы, 26 августа стороны устроили над очередным конвоем новую кровавую бойню. Вновь целью стал отряд боевых кораблей во главе с минзагом ROLAND. По мнению немцев, атаковали их 3 "бостона", только два из которых смогли сбросить (мимо цели) торпеды, главные силы атакующих были рассеяны истребительным прикрытием. Судя по тому, что про Ил-2 нет даже упоминания, а истребителей заметили только пару, это правда. Ни одной заявки на сбитые от кораблей нет, а сбитых было очень много... Наши высылали те самые 3 А-20 под прикрытием 8 Р-39, и второй отряд из 4 Ил-2 под прикрытием 8 Як-1. Торпедоносцы заявили один транспорт потопленным и один поврежденным, штурмовики, как пишет "Хроника", опоздали, а по факту просто не смогли прорваться к цели. Практически весь их отряд был уничтожен: 2 "горбатых" сбили над целью, третий сел в море северо-восточнее Вардё, последний, подбитый, сел на вынужденную на аэродроме Пумманки. Кроме того, один Як-1 также не вернулся домой. К торпедоносцам противник прорваться не смог, потому они смогли выйти на цель, но цена была очень высока - было сбито 3 "кобры", все пилоты, включая командира 255 ИАП майора ГСС Панина, погибли. Из экипажей сбитых штурмовиков спасти удалось только одного стрелка. Кроме прочего, 4 "харрикейна", летавшие на отсечение противника, при попытке это сделать потеряли два самолета, а третий, подбитый, при попытке сесть на Рыбачьем, разбился. Снова все пилоты погибли.
Противника наши оценивали как 16-20 самолетов типов Фв-190, Ме-110 и 109. На самом деле в бою участвовали "мессеры" взлетавшей с Свартнеса 5./JG 5, несколько "церштёреров" и, в завершающей фазе боя, несколько истребителей из спешно переброшенной из Сальмиярви в Петсамо 6./JG 5, а также штаба III./JG 5. Заявок у противника было много. Интересующие нас летчики с Bf.110 якобы сбили 3 Ил-2 - по одному обер-лейтенанты Колвайсс и Шваб, лейтенант Мюллер. Заявки "ягеров", видимо, обрывочны, так как у них только пара сбитых "кобр" и один "харрикейн". Таким образом, получается, что все заявки противника реальны. Увы, потерь у врага почти не было, хотя наши и заявляли по результатам всех боев 11 Ме-109, 5 Ме-110 и 5 Фв-190. Единственная за тот день потеря "ягеров" - поврежденный на Петсамо при рулежке "мессер". В бою же досталось только одному Bf.110 F-2 с №5184, он с поврежденным мотором при посадке в Киркенесе разбился на 50%. Экипаж цел, и поэтому неизвестен.
28 августа Bf.110 снова стали ударными самолетами, поучаствовав в массированном по меркам Заполярья налете на бухту Озерко. Наши насчитали 26 Ю-87, 10 Ме-110 и 12 Фв-190. Превращаем некоторое число "штук" в Bf.109 и получаем примерно реальный состав сил. Известно, что прикрытие ударных машин вела часть "экспертенштаффеля", но точное число неизвестно. Всего насчитали около 140 сброшенных бомб. 1 человек был убит, 7 ранено. Погибло 9 лошадей. Зенитки якобы сбили одну "штуку", подтверждения этому нет.
Наконец, под занавес месяца, 31-го числа при облетывании только что отремонтированного Bf.110 F-3 с №5105, ефрейтор Зигфрид Йеттканд внезапно упал вместе с ним в Коббхольм-фьорд.
Начало сентября прошло спокойно, а вот 6-е число стало вновь напряженным днем. Опять конвой, опять атака на него ВВС СФ. Под раздачу второй раз за две недели стал ROLAND и его эскорт, хотя наши считали, будто атакуют три транспорта и 14 конвойных кораблей. На сей раз ударной силой служили 4 А-20 в варианте торпедоносца и еще 4 - в качестве штурмовиков для подавления ПВО. Прикрывали "бостонов" семь Р-39. По результатам атаки торпедоносцы отчитались о потоплении одного транспорта ценой одного сбитого. На отходе наших атаковали 8 Ме-110 и 7 Ме-109, в бою с которыми "кобры" уничтожили соответственно одного и двух врагов. При этом потерян был один истребитель с красными звездами.
На самом деле корабли отделались только двумя убитыми на ROLAND и тральщике М.381, работа штурмовиков и их пулеметов. На тральщике также было 3 раненых. Заявок на сбитые моряки не дали, а вот летчики расстарались: 6 "сбитых" А-20, 1 Р-39 и 1 "харрикейн" у ягеров! "Церштёреры" были поскромнее - только их босс, гауптманн Шлоссштайн доложил о "действенном обстреле" вражеской машины. Обер-фельдфебель Колодзией на Bf.110G-2 №5221 в азарте боя не смог увернуться от расстрелянного им советского истребителя и врезался в него. Так погиб мл. лейт. Мартыненко из 2 эскадрильи 255 ИАП, так погибли и немцы. Вместе с немецким поляком на тот свет отправился унтер-офицер Вилли Шиппер. Вообще обстоятельства этой тройной смерти не до конца понятны, так как в победы покойному немцу записали почему-то Пе-2. Может на самом деле он атаковал "бостон", а Р-39 его таранил.
7 сентября произошел комичный случай. Лейт. Волленвебер получил задание сопровождать Не.111, который перевозил из Санднеса на Банак генерал-полковника Штумпффа. Когда Не.111 взлетел, выяснилось, что мотор ведомого Волленвебера не заводится. Лейтенант взлетел один и стал сопровождать ценный самолет. Вдруг по радио сообщили, что к ним приближается неизвестная цель. Волленвебер вылетел навстречу и увидал, что это их догоняет ведомый! Соединившись, они довели Не.111 до места назначения. Генерал потом прислал в Киркенес благодарность за то, что эскорт "отогнал от него самолеты противника".
13 сентября, в составе довольно большой по северным меркам группы самолетов (наши насчитали до 30 штук) разных типов, самолеты бомбили и штурмовали Озерко, Ейну и Пумманки. Воздушных боев не случилось, повреждения у нас были, но какие, мне неизвестно. Немцы потеряли один "мессер" из 6./JG 5, разбившийся на 45% при посадке на Сальмиярви.
16 сентября последовал новый комбинированный вылет: по нашим данным, 7 Ме-110, 6 Фв-190, 11 Ме-109. Мощный огонь зениток и истребители не дали врагу прицелиться, так что 14 сброшенных бомб никакого вреда не нанесли. Против немцев вылетали 23 советских истребителя, но только 5 нашли врага, заявив сбитыми 2 "церштёрера" и 1 Ме-109. Потерян был "харрикейн" мл. лейт. Зюзина, который погиб. У немцев на самом деле потерь не было, победу одержал кто-то из двоих летчиков "отсекавшей" противника 6./JG 5, заявивших победы.
16 сентября сбитый "бостон" числится на счету обер-фельдфебеля Ролльника, но в этот день ни у одной из сторон нет записей о боях и потерях. Возможно, здесь путаница с 14 сентября, когда был большой бой над конвоем.
18 сентября 8 Bf.110 провели налет на аэродром Мурмаши, без успехов и потерь.
20 сентября вновь разгорелось воздушно-морское сражение над конвоем с маткой катерных тральщиков BALI во главе. С точки зрения наших это были 5 транспортов и 23 боевых корабля; против них были высланы 6 "бостонов"-торпедоносцев под прикрытием 18 истребителей. Одновременно 4 "харрикейна" бомбили аэродром Свартнес, чтобы не дать взлететь оттуда вражеским самолетам. Непосредственно с А-20 держались истребители 255 ИАП. Когда атаковали несколько групп вражеских истребителей (до 30 по нашим докладам), "кобры" не смогли с ними справиться. Противник атаковал торпедоносцы на подлете, так что два самолета бросали торпеды уже горящими. Всего домой вернулся только один самолет, ведущего, майора Костькина, сбили уже после атаки, когда А-20 улетали уже без всякого прикрытия. Истребители потеряли одну "кобру", один Як-1 из 20 ГИАП и "харрикейн". Все летчики, 18 человек, погибли.
Торпеды, увы, никуда не попали и немецкие корабли остались совершенно нетронутыми. Моряки заявок на победы не дали, ягеры, как всегда, блеснули талантом преувеличивать - 14 заявок! Из них 10 были "бостоны". "Церштёреры" присовокупили скромненько: унтер-офицер Борк заказал один А-20, а Ролльник - одну "кобру". Шансы на реальные победы у них невелики, тем более, что у нас участие тяжелых истребителей в бою даже не упоминается. Только Фв-190 и Ме-109, которых якобы сбили 10 штук, а на самом деле только один, из штаба II./JG 5. Летчик погиб. У героев нашего рассказа тоже была потеря, но ее характер неясен - Bf.110G-2, №6360 имел повреждения шасси при посадке в Киркенесе. Ущерб 30%, что вызвало неполадки, непонятно, может быть, боевые повреждения.
Вслед за этим боем 13(Z)./JG 5 кратковременно покинула Киркенес. 10 самолетов были посланы на юго-запад Норвегии, чтобы прикрывать переход поврежденного тяжелого крейсера LUTZOW домой, в Германию. 27 сентября проводились собственно вылеты на сопровождение, при этом в последний раз эскадрилью вел за собой Шлоссштайн, которого затем вызвали в Осло. У руля временно встал обер-лейтенант Кирхмайер. Шлоссштайна хотели послать учиться на офицера Генерального штаба, но он отказался, хотел и дальше летать. Тогда его поставили командиром учебной группы школы тяжелых истребителей в Меммингене. С 15 июля 1944 он вернулся на фронт, приняв в Словакии II./ZG 76 на Ме.410. Осенью под Кенигсбергом группу переучили на Fw.190, потом с января под названием IV./JG 54 до самого конца она сражалась с советскими войсками. Сам Шлоссштайн смог выжить. Позже, кстати, он вызвал к себе в ZG 76 обер-лейтенанта Маула, который стал командиром эскадрильи в его новой группе. 2 февраля 1945 его насмерть сбили зенитки под Кюстрином.
Половина октября, фактически, прошла для эскадрильи вне активной боевой деятельности. 3-го высланные на запад десять машин начали возвращение, только 10 октября достигли Бодё, 12-го - Бардуфосс и в тот же день, в 14.55, наконец, Киркенеса. Неизвестно, из этой ли группы был Bf.110G-2 "1B+GX", который при рулежке на аэродроме получил повреждения 20%.
Все это время оставшаяся в Заполярье часть 13(Z)./JG 5 совершала вылеты на охрану конвоев. 9 октября она понесла потерю, причем очень экзотическим способом. Фельдфебель Мёлинг погиб в Германии, на аэродроме Анкальм во время налета авиации союзников. Он прибыл туда после отпуска, взять и перегнать на Север новую машину.
Уже 13 октября случилась новая "конвойная битва", в которой Bf.110, видимо, не смогли принять слишком уж активное участие. Несмотря на то, что наши высылали в бой 3 шестерки ударных машин (Илы, "бостоны" и "пешки" в 3 группах) под прикрытием в общей сложности 30 истребителей, "церштёреры" видели только штурмовики и прикрывающие их Яки и "харрикейны". С ними немцы вели безрезультатный бой. У наших было другое мнение: в бою они заявили, кроме 4 сбитых Ме-109, еще и один Ме-110. Ягеры тоже не остались в долгу: без потерь со своей стороны они сбили сразу 5 Ил-2! На самом деле наши лишились только одного штурмовика и двух Яков. Еще 3 Ил-2 были изрешечены пулями (80-115 пробоин), но вернулись домой. Отряд "пешек" тоже потерял одну машину (записана на зенитки), а у немцев как раз одна заявка на самолет такого типа. Хуже всего пришлось, как всегда, "бостонам". Они атаковали тройками, сближаясь с конвоем над водой, каждую группу атаковало больше десятка немцев. Из каждой группы были сбиты по две машины, плюс по одной "кобре". Немецкие заявки дают 5 А-20 и 2 "хэмпдена" (которые на самом деле уже не участвовали в боевых действиях), 8 Р-39 и даже один Р-40. Наши истребители в одном случае заявили 6 сбитых "мессеров", в другом - 2. Общий счет получился по заявленным 15-22, по сбитым 9-0. Впрочем, я забыл прибавить 4 заявки от кораблей, плюс по документам Кригсмарине, заявок от истребителей на самом деле было 26, т.е. не все они были задокументированы. Тогда первое соотношение должно быть 15-30. Атаке подвергался идущий в Киркенес конвой во главе с тральщиков М.365. Самого большого успеха против кораблей достигли штурмовики 46 ШАП: они попали бомбой в бак парохода ALSTERDAMM, убив одного человека и повредив якорный шпиль. От обстрела из бортового оружия на канлодке К.3 и сторожевике V.6104 было по 2 раненых. Кроме того, последняя группа "бостонов", пролетая мимо охотника UJ.1207, окатила его пулеметным огнем, ранив двух человек.
19 октября эскадрилья потеряла очередных летчиков. Опять это случилось в Германии: откомандированные для переобучения на ночных истребителей унтер-офицеры Виденхорн и Леонхардт разбились насмерть в учебном вылете в Китцингене, на Bf.110G-2. Видимо, на тот момент они еще числились в строю 13(Z)./JG 5.
Больше в октябре никаких событий не происходило. В начале ноября подразделение принял гауптманн Херберт Треппе, тем самым похоронив амбиции Кирхмайера стать боссом. От обиды обер-лейтенант ушел в ночные истребители (служил в 4./NJG 4), потом пересел на одномоторные самолеты и погиб 8 октября 1944, когда уже опять был в рядах JG 5. Причем, погиб по глупому, врезавшись при посадке в бочку с бензином.
Интересно будет взглянуть, какими силами обладали немцы в это время. Есть состав авиакомандования Север (Восток) со штабом в Киркенесе на 10 ноября: 1.(F)/124 (Киркенес), Kette Lappland из 1.(F)/124 (Алакуртти), Wekusta 6 (Банак), 3.(F)/130 (Билле-фьорд), 1.(H)/32 (по 1 звену в Алакуртти, Петсамо и Понтсаленйоки), Stab/JG 5 (Петсамо), Jagdkdo Nord (звено II./JG 5, Альтенгаард), III./JG 5 (без одного звена, Петсамо), Jagdkdo Sud (звено III./JG 5, Алакуртти), 13.(Z)/JG 5 (Киркенес), 14.(Jabo)/JG 5 (Петсамо). К сожалению, не указана численность, но ее можно глянуть у Хольма. Так, 13.(Z)/JG 5 имела на начало ноября 16 машин (2 "фридриха" и 14 "густавов"). В 1.(H)/32 имелось 12 "рам", в 1.(F)/124 - 13 "юнкерсов" и 4 Bf.109G-4, в Wekusta 6 - 6 "юнкерсов", в III./JG 5 - 31 "мессер", в 14.(Jabo)/JG 5 - 14 "фоккеров".
12 ноября во время вылета на охрану конвоя на самолете обер-фельдфебеля Беккера отказал мотор и ему пришлось садиться на вынужденную на аэродром Свартнесс. Видимо, при этом самолет был разбит (один из последних Bf.110F-2/trop с №5073, "1B+CX"). Степень повреждений неизвестна, но Беккер и находившийся с ним лейт. Либе из роты пропаганды получили ранения. Затем Беккер очень долго отсутствовал, как сказано, "для восстановления здоровья командовал отрядом лесной стражи" в Бескидене (Бескиды, Польша). Больше похоже на наказание. Обратно он вернулся только в конце 1944 г.
За последующие две недели "церштёреры" смогли слетать только 4 раза на охрану конвоев (13, 21, 25 и 26 ноября). Никаких событий за это время не произлошло.
2 декабря на аэродром Киркенес был совершен налет - тройка Пе-2 сбросила бомбы. Момбеек уверят, что одной из жертв этого налета стал поврежденный (а фактически уничтоженный, 80%) Bf.110G-2, №6363. Однако, есть некоторые сомнения, что все было именно так. В другом налете, на Луостари, второй отряд Пе-2 и прикрывавших их Р-39 вели бой с истребителями и заявили сбитый Ме-110. Очень возможно, что именно там и был потерян тяжелый истребитель. Наши потеряли пару "пешек".
8 декабря в очередную беду (после долгого перерыва) угодил "Огр" Шваб. Облетывая после ремонта Bf.110G-2 №5604 "1B+VX", он был вынужден садить машину около Санднеса, так как оба мотора встали. Самолет был разбит в хлам (90%), однако каким-то чудом Шваб и летавший с ним авиационный инженер Литтров отделались ранениями.
Это была, фактически, последняя потеря эскадрильи в 1943 г. Правда еще 11 декабря сел на вынужденную после отказа мотора южнее Оулу Fi.156 (№1409), приписанный к 13.(Z)/JG 5, но числился он там неофициально.
22 декабря в последний вылет отправился очередной летчик: обер-фельдфебель Курпирс, завершив охрану конвоя, отбыл на 4 месяца для обучения на офицера в Военно-авиационную школу №9. На тот момент, с 9 сбитыми, он был лучшим пилотом в эскадрилье.
Впервые 13.(Z)/JG 5 встретила зиму в самом дальнем Заполярье. Раньше они постоянно перебазировались в Лаппландию, но теперь рождество встречали в Киркенесе. Несмотря на темень, в середине дня случались старты по тревоге, а 26-28 декабря прошло несколько вылетов самых опытных экипажей на бесплодные поиски следов потопленного в Баренцевом море линкора SCHARNHORST.
igor
 
Сообщения: 687
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение igor » 03 мар 2013 20:09

Последняя глава: 1944 и 1945 г.
С началом нового года плохая погода в основном препятствовала вылетам эскадрильи. 8-го числа часть самолетов (4 штуки) под предводительством лейт. Цигенхагена улетела в Понтсаленйоки. Неофициально их называли "ближнебомбардировочная группа Кистинки/Восток". Задача, как явствует из названия - бомбежка, цель - железная дорога из Мурманска на юг. Тогда же организовали эскадрилью ночных истребителей "Финляндия" (позже - "Норвегия"), которая сначала оставалась частью "эскадрильи такс". В ее составе летал прежний экипаж 13.(Z)/JG 5 Кайлиг/Шрёдтер и новоприбывший на Север Грундей/Онертц. Успехов они добыть не смогли. Через какое-то время все четверо отбыли в отпуск и назад уже не вернулись, так как стали летать из Южной Норвегии.
9 января Шваб должен был лететь вожаком у группы Bf.109, совершавших перелет в Пори. Для этого он отправился в Петсамо, усадив в кабину третьим своего механика. Однако аэродром легких истребителей оказался слишком плохо расчищен, на посадке "Огр" влетел в гигантский сугроб. Машине (Bf.110F-2, №5103) пришел полный капут, однако везучий Шваб отделался легким испугом. Зато его стрелок Фальгенхауэр и механик Цандер получили ранения. Задачу лидирования 109-х передали Волленвеберу, а Шваб скоро перевелся в Германию, летать на Ме.210.
13 января понесла первую потерю группа в Понтсаленйоки. Во время штурмовки поезда южнее станции Кузема "1B+HX" лейт. Мюллера получил попадание в правый мотор и сел в 30 км ЮЗ станции. В Bf.110G-2 №5227 стрелком был унтер-офицер Сардоник, получивший ранение в левый глаз. Через 3 дня их, совершивших переход до озера Нижне-Кумозеро, подобрал "шторьх" на лыжном шасси. Сардонику пришлось лечиться три месяца.
16 января Цигенхаген сбил ЛаГГ-3, а его стрелок унтер-офицер Хесс - ЛаГГ-5. Проверить возможности нет, Момбеек ничего не уточняет.
К 25 января задание на юге было выполнено и эскадрилья воссоединилась. В этот день, возглавляемая лидирующим Ju.88, она навсегда покинула театр боевых действий, на котором находилась безвылазно 2,5 года. Через Банак "церштёреры" перебазировались в Бардуфосс. Там лейт. Волленвебер посадил самолет на брюхо, как следует из его воспоминаний. В списках потерь этого случая нет. По крайней мере один экипаж (Маул/Гунцельманн) однако оставался в Понтсаленйоки и до 12 февраля летал оттуда на разведку.
26 января: следующий этап перелета в новые места. Сначала добрались до Бодё, где самолет разбил унтер-офицер Борк (пришлось садиться на одно колесо). Конечным пунктом был аэродром Хердла, откуда предстояло летать над морем для разведки и защиты конвоев. Уже оттуда эскадрилью покинул Волленвебер, отправившийся в воздушную академию в Бад Бланкенбурге, где он учился летать на ракетных истребителях.
13 февраля в некоей "летной катастрофе" был потерян на 100% Bf.110G, но никаких подробностей и пострадавших людей нет. Точно такая же потеря случилась на следующий день.
Начиная 14 февраля эскадрилья приступила к боевым вылетам в новом районе - очень долго они оставались безрезультатными. В западной Норвегии было гораздо спокойнее, чем в Заполярье.
1 марта два самых старых стрелка в 13.(Z)/JG 5, фельдфебели Пфайффер и Гунцельманн отбыли учиться на пилотов в Крайлсхайм.
Во второй половине марта командир, Треппе, отбыл в отпуск, рулить стал его заместитель Цигенхаген, но и он внезапно заболел и угодил в больницу. Тогда главным в эскадрилье стал стрелок, наверное, уникальный случай! Правда это был не обычный нижний чин, а некий "офицер при эскадрилье" Герхард Фридрих. Кто был этот кадр, неизвестно. Имел чин лейтенанта и с ноября 1944 г. командовал 10./ZG 26, в 1945 г. опять стал сбоку припека - адъютант II./JG 5 и одновременно командир штабной роты.
В марте опять было две малопонятных потери с неизвестными результатами. 10-го и 19-го по одному самолету повреждены на аэродроме - больше об этом ничего неизвестно.
Только 30 марта случилось нечто, выбивающееся из привычной рутины. Для обер-фельдфебеля Мака и унтер-офицера Мёбиуса это окончилось смертью. Вообще-то на "1B+EX" с Маком должен был лететь командир, Фридрих, но постоянный радист настоял, чтобы лететь ему. Именно в этот день состоялся первый воздушный бой с 18 "бофайтерами". Последние пытались атаковать конвой с пароходом MONTE ROSA; Мак перед тем, как погибнуть, сам сбил один "бофайтер". Еще один стал жертвой неизвестного стрелка (в бою участвовали еще лейт. Шмолль, фельдфебели Альт и Вундерле). Противниками немцев были канадцы из 404 эскадрона. Винг коммандер Виллис смог выпрыгнуть с парашютом и попал в плен, во втором погиб флайт лейтенант Робинсон. Мака же не сбивал никто - во время маневрирования он пролетел слишком низко, задел крылом воду и разбился. Ни обломков машины (Bf.110G-2, №5603), ни тел погибших не нашли.
1 апреля вновь один самолет был потерян при загадочных обстоятельствах на своем аэродроме.
Наконец, 18 апреля во время патрулирования побережья, лейт. Бётге сбил "бофайтер" - он стал последней, 126-й официальной победой 13.(Z)/JG 5. Вероятно, это был отбившийся от своего отряда самолет 144-го эскадрона, пропавший в тот день около Норвегии.
Затем было еще много рутинных вылетов. 5 мая и 7 июля по одной машине было потеряно в катастрофах. Спустя 4 месяца отсутствия в эскадрилью вернулся Курпирс, а затем Сардоник. Последний воссоединился с прежним летчиком, Хельмутом Мюллером, но ненадолго. После переброски на оборону Рейха они снова разделились. Мюллер погиб 5 декабря 1944 г., уже как командир эскадрильи 9./JG 1.
17 июля 13.(Z)/JG 5 была переименована в 10./ZG 26. Об этом периоде деятельности эскадрильи известно мало. Возможно, в своем тихом месте она иногда участвовала в боях с английскими самолетами, атаковавшими конвои. У некоторых летчиков иногда даже случались всплески "революционного настроения". После известия о покушении на Гитлера, Сардоник выкрикнул: "Жаль, что это не получилось!". К счастью для него, стукачей среди товарищей не было. На том фельдфебель не успокоился и еще не раз начинал разговоры в том духе, что надо восстать, как матросам кайзеровского флота в 1918 г. За это его прозвали "красным матросом". Прозвище прилипло к нему как следует, и даже через 50 лет после войны, во время встреч ветеранов, его продолжали так называть.
25 августа Bf.110G-2 "2N+EN" из 12./ZG 26 сел на вынужденную на о. Смёла. Его пилот, обер-фельдфебель Вагнер, этой посадки не пережил, техник Лойдерт был ранен. Третий человек в кабине - стрелок унтер-офицер Глёзер из 10./ZG 26, был тяжело ранен. Он там оказался случайно - был "взят взаймы" в связи отсутствием штатного пилота Борка и нехваткой радистов в соседнем подразделении... Больше он назад не вернулся. В апреле 1945 в составе сборной группы выздоравливающих летчиков Глёзер попал в советский плен, но ввиду нетрудоспособности скоро оттуда освободился.
В начале сентября, когда финны сдались, IV./JG 5 срочно перебросили в Заполярье. После этого IV./ZG 26 осталась одна на все западное побережье Норвегии. 10./ZG 26 при этом поделили на две части: одну Треппе увел на Ставангер-Форус, вторую Фридрих - на Листер. Вылеты по-прежнему совершались нечасто и о стычках с противником никаких данных нет до 28 сентября. В этот день звено под предводительством Треппе взлетело для перехвата 4-моторных бомбардировщиков, проводивших поиски немецких подлодок. Лично сам гауптманн смог найти и сбить один В-24 из 206 эскадрона RAF западнее Листера. Экипаж флаинг офицера Карлайста погиб. "Южная" половина эскадрильи тоже проводила вылеты. Неизвестно, какой из групп принадлежал самолет "1B+FX" ефрейтора Штёра, который при маневрировании на малой высоте задел воду и разбился. Вторым был унтер-офицер Франк, машина Bf.110G-2, номер точно неизвестен - не то 5603, не то 6115.
3 октября лейт. Бётге смог сбить еще одного охотника за подлодками. Далеко над морем он перехватил и отправил вниз В-24, вероятно, принадлежавший 311 эскадрону RAF (чешскому). Машиной "К", заводской FI937, управлял пайлот офицер Хала. Хотя немцы видели парашюты и направили на место катастрофы спасательные самолеты, они никого не смогли найти.
24 октября 12./ZG 26 получила чувствительный удар, когда английские истребители сбили сразу три самолета во главе с ее командиром, гауптманном Климмером. После этого Курпирса перебросили туда, водить эскадрилью в бой.
30 октября 1944 обе части ранее разделенной эскадрильи соединились вновь на аэродроме Тронхейм-Ладе. Треппе назначили командиром всей группы. При этом 11./ZG 26, недавно прибывшая, базировалась на Тронхейм-Ёрландет, а 12./ZG 26 - была поделена между Ставангером-Солой и Хердлой. 10./ZG 26 стал командовать лейт. Бётге.
14 ноября Курпирс заявил сбитым В-24 далеко над морем. Подтверждения этой победы нет, а Курпирс после боя сел на брюхо. Bf.110G-2, "1B+DX" имел повреждений всего на 8%. Тем не менее, на следующий день он вылетел уже на другом самолете ("1B+NX") и опять заявил в море сбитый В-24. Это была его 11-я и последняя за войну заявка.
Самый конец года и начало 1945 г. проходили в рутинных вылетах, совершавшихся все реже из-за нехватки топлива. Наконец, 1 апреля эскадрилья окончила свое существование окончательно. Ее распустили, использовав личный состав для формирования новой II./JG 5 (старую в ноябре 1944 г. переименовали в IV./JG 4). Командиром стал Треппе, адъютантом Фридрих, техническим офицером Шмолль, офицером связи лейт. Брюггентис. Эскадрильями командовали: 5-й обер-лейт. Гайко, 6-й - лейт. Кох, 7-й - лейт. Курпирс. Стрелки отправились в Германию: кто в зенитчики, а кто и вовсе в пехоту.
При переучивании на Bf.109 2 апреля в Госсене насмерть разбился Бётге. Последней потерей стал фельдфебель Вундерле, причем погиб он по глупому. Взлетев 3 апреля с Ладе, имея на борту почту, он взял, несмотря на запрет, одну из такс (а именно Локхида). В тесной кабине 109-го собака, вероятно, чем-то помешала пилоту, после взлета он почти сразу пошел вниз и разбился.
Фактически, этим и закончился война для данного подразделения. Взятые в плен, летчики в основном отправились на работы во Францию, в трудовые лагеря военнопленных. Условия там были тяжелые, и до освобождения в 1947 г. дожили не все...
igor
 
Сообщения: 687
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение igor » 03 мар 2013 20:10

На этом история Zerstorerstaffel окончена. Можно было подбить статистику - сколько человек погибло, кто из летчиков сколько сбил и сколько из их побед подтверждаются. Но времени на это пока нет.
igor
 
Сообщения: 687
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение minm » 04 мар 2013 12:28

Спасибо, очень интересно!

igor писал(а):16 июля... Наши потеряли сбитыми 2 Як-1 20-го ГИАП, оба пилота погибли.

Опечатка, верно 20-го ИАП ВВС СФ.

igor писал(а):20 сентября... Одновременно 4 "харрикейна" бомбили аэродром Свартнес, чтобы не дать взлететь оттуда вражеским самолетам...

Хм, у меня почему-то отмечено, что ударная группа атаковала конвой в 16.39, а "Хури" 27 иап бомбили Свартнес в 18.15 и были перехвачены "мессерами" уже на обратном пути.

В тот же день:
igor писал(а):один Як-1 из 20 ГИАП

Вновь самолет из 20 ИАП ВВС СФ.

igor писал(а):2 декабря на аэродром Киркенес был совершен налет - тройка Пе-2 сбросила бомбы. Момбеек уверят, что одной из жертв этого налета стал поврежденный (а фактически уничтоженный, 80%) Bf.110G-2, №6363. Однако, есть некоторые сомнения, что все было именно так. В другом налете, на Луостари, второй отряд Пе-2 и прикрывавших их Р-39 вели бой с истребителями и заявили сбитый Ме-110. Очень возможно, что именно там и был потерян тяжелый истребитель. Наши потеряли пару "пешек".

Бой с "худыми" над Луостари вели летчики 255 иап, Бурматов заявил сбитый Ме-109, Рассадкин - ФВ-190. Возможно, их жертвой стал лт.Айхгорн из 9./JG 5, сбитый над Рыбачьим, и попавший в плен. Про заявленные 110-е у меня информации нет.
minm
 
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 23 июл 2011 21:41

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение igor » 04 мар 2013 14:13

Два раза одно и то же - это уже не опечатка. Это в мозгу такая путаница.
По 20 сентября: я стал жертвой невнимательности. Прочитал про то, что было запланировано и воспроизвел. А то, что реальность оказалась страшно далека от планирования - не заметил.
По бою 2 декабря: так записано в "Хронике". "Противник потерял в возд. бою один Ме-110, упавший на территории противника, и один Фв-190 - над расположением войск 14-й армии; летчик этого самолета выбросился с парашютом и был взят в плен. Значит в Хронике описка, и мои подозрения насчет отчетности немцев снимаются. А Айхгорн теперь наверное точно, раз такие совпадения.
Спасибо за поправку, Владимир!
igor
 
Сообщения: 687
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение hellcat » 05 мар 2013 09:56

igor писал(а): Фельдфебель Хайнрих Дрешлер тоже пытался дотянуть на Bf.-110G-2, №6201 до дома, но не смог. Самолет упал в Фалькфьелле, в 10 км западнее Квальнеса и полностью сгорел вместе с экипажем. Второй погибший - унтер-офицер Георг Мёст.
Вот тут http://finnmarkunderhakekorset.origo.no ... checkpoint норг делится впечатлениями от посещения места падения этого "мессера." Даже на карте отметил. Рекомендует для посещения, как я понял.
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 825
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение sk16rus » 10 мар 2013 14:16

После внесения незначительных исправлений и добавления фотографий, работа Игоря Борисенко "История Zerstorerstaffel JG 5" из этой темы переведена в формат PDF и выложена на страницу "Статьи о действиях ВВС Северного флота и Люфтваффе в Заполярье" (доступна по ссылке)
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1963
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение Wehrmacht » 11 мар 2013 21:45

Отлично получилось!.. С фотками ещё интереснее читать!..

Тут чё-то случайно обратил внимание (в самом начале статьи):

igor писал(а):
В январе 1941 г... Ударную часть составляли... Stab и IV./LG 1 (Ju.87) находились в Кьевике. Многочисленной была разведывательная авиация, представленная Stab Aufkl.Gr. 22, 2. и 3.(F)/22...

Разве Stab./LG1 базировался на тот момент в Норвегии?.. Сужу чисто по Холму: в 1941 году он до мая находился в сицилийской Катании (Catania), а с мая – в греческом Элевсине (Eleusis – нем.)… И летал на Ju-88, а не на «Штуках»…

P.S.: Чисто на мой взгляд – если уж писать полные сокращения нем. авиаподразделений, то наверное более правильней будет писать: IV(St)/LG1 [именно с индексом «St» – Sturzkampfgruppe]…
Просто IV/LG1 (уже без «St») она стала после января 1942 г., когда была воссоздана заново из Erg/LG1 (т.е. – из Ergänzungsgruppe/LG1: после преобразования IV(St)/LG1 – в I/StG5)… И летала уже на «Юнкерсах» Ju-88 и «Хейнкелях» He-111, т.е. стала уже не «пикировочной»…
Изображение
Аватара пользователя
Wehrmacht
 
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 июл 2011 23:26
Откуда: Жигулёвск, Russland

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение igor » 12 мар 2013 07:21

Все честно списано у Момбеека. Возможно, он спутал со штабом группы (т.к. написано конкретно Stab Lehrgeschwader 1)? Или именно так было в каких-то документах. Хольм увы, слишком слабая база для исправления, у него много ошибок. К тому же и у Хольма в самом начале января штаб был в Лехфельде.
Попробую заглянуть дома в справочник Де Зенга, но не уверен, что там есть штаб LG 1.
Насчет приписки (St) чисто теоретически вы конечно правы. Сергей, если сочтете нужным, исправьте! Но это на мой взгляд не критично.
igor
 
Сообщения: 687
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение Wehrmacht » 12 мар 2013 12:25

igor писал(а):
Насчет приписки (St) чисто теоретически вы конечно правы. Сергей, если сочтете нужным, исправьте! Но это на мой взгляд не критично.

Не, так-то конечно не критично… Это я просто так – для большей точности упомянул… Да и более полно, на мой взгляд, это отображает специфику данной авиачасти на тот момент…

igor писал(а):Все честно списано у Момбеека. Возможно, он спутал со штабом группы (т.к. написано конкретно Stab Lehrgeschwader 1)? Или именно так было в каких-то документах. Хольм увы, слишком слабая база для исправления, у него много ошибок. К тому же и у Хольма в самом начале января штаб был в Лехфельде.

У Холма написано, что в Лехфельде Stab./LG1 был с 15 декабря 1940 г. по 06 января 1941 г. – т.е. всего около 22 дней…
В то же время у него написано, что в Катании он находился уже с декабря 1940 г. (возможно перебазирование шло поэтапно), и был там до 01 мая 1941 года…
К тому же, судя по-всему, Лехфельд (Lechfeld) – это не город в Норвегии, а аэродром близ города Аугсбурга (Augsburg; юго-запад Баварии, Германия)…
Да и тот факт, что летал он в тот период на Ju-88 (и вроде как он вообще никогда на Ju-87 не летал), мне кажется даёт мало оснований причислять его к пикировочным подразделениям «Штук»…

Думаю, тут Момбеек просто немного опечатался… Видимо он писал, что в Кьевике располагались вся группа IV(St)/LG1 вместе с её штабом – Stab.IV/LG1 (забыл к слову «Stab.» ещё и римскую «IV» приписать)…
Изображение
Аватара пользователя
Wehrmacht
 
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 июл 2011 23:26
Откуда: Жигулёвск, Russland

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение sk16rus » 12 мар 2013 14:28

ИМХО - пока точно не известно, "кто и где напутал" (Момбек, Хольм и т.п.) вносить сразу и много поправок не стоит.
Для себя просто сделал отметку, что фразу - "Stab и IV./LG 1 (Ju.87) находились в Кьевике"" надо написать так - "Stab и IV(St)/LG 1 (Ju.87) находились в Кьевике"
По "Stab/LG1" -> "Stab.IV/LG1" пока думаю повременить.

Кстати, Ju-88 тоже были как бы "пикировщиками"...
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1963
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: История Zerstorerstaffel JG 5

Сообщение Wehrmacht » 12 мар 2013 15:30

sk16rus писал(а):
Кстати, Ju-88 тоже были как бы "пикировщиками"...

Всё верно, но ведь не «Штуками» Ju-87, и тем более они никогда не подходили под определение «Sturzkampf» (в обозначении нем. авиаподразделений)… так ведь?.. :wink:

Я так думаю, что в том предложении слово Stab. вообще бы пока лучше убрать – ибо даже если Stab./LG1 там каким-то образом и был, то он уж точно со «Штукам» в одну корзину не лезет… :)
Изображение
Аватара пользователя
Wehrmacht
 
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 июл 2011 23:26
Откуда: Жигулёвск, Russland

Пред.След.

Вернуться в Истребительная авиация 5-го воздушного флота Люфтваффе



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


cron