Впечатление от работы очень хорошее – сразу видно, что потрачено много трудов и времени на поиск эмблем подразделений данной эскадры и прочей информации. Молодец! Фотографии тоже не лишние – можно было бы прикрепить их ещё больше. Всегда ведь интересно посмотреть, как всё выглядело в живую, а не на рисованных картинках.
Насчёт эмблемы
12./JG5 – порывшись тут, я склоняюсь к выводу, что его эмблемой всё-таки ж был 1-й вариант (жёлтый щит с Микки-Маусом на лыжах). Вот, даю ссылку на довольно интересную литературу (правда, на английском языке, в котором я полный ноль
):
Luftwaffe Fighters and Fighter-Bombers over the Far North: Units - Camouflage - Markings 1940-1945
Там есть ссылки для скачивания данной книжки, а в ней много интересной информации, в том числе и по эскадре
JG5 «Eismeer». Так вот, порывшись в ней, нашёл на
стр. 98 интересное фото, где на «Фридрихе»
F-4 была изображена эмблема, очень похожая на твой 2-й вариант эмблемы
12./JG5 (сердце с надписью). Правда, фото чёрно-белое, какого цвета сердце – не разобрать, но насколько я смог разглядеть – надпись на этом сердце такая же, что и на том 2-м варианте, только сделана более витиевато. Под фотографией надпись, цитирую:
«Uffz. Heinrich-Friedrich Wiegand from 9 Staffel flew a distinctive Bf-109F-4 during the winter 1942/43. His 'Yellow 5' was obviously an ex - JG54 machine, but instead of painting out the Grünherz emblem as was done with most machines, Wiegand adopted this for his personal marking, a name in yellow writing superimposed on the Grünherz, apparently with a patch of white distemper as well. The finish of his aircraft is very dark, probably a mix of greens - the original JG54 scheme. However, this has been modified with two distinct applications of white distemper, the first using a spray gun, the second a brush…».
Т.к., как я упоминал выше, в английском я не силён, то переводил с помощью PROMT’а. В общем, как я понял, для восполнения потерь в штатной технике эскадры
JG5, было пригнано несколько самолётов из эскадры
JG54 «Grünherz», эмблемой которой, как известно, является зелёное сердце. Так вот, что я смог понять из моего (вернее PROMT’ового
) перевода пояснения под этой фотографией:
«Унтер-офицер Генрих-Фридрих Виганд из 9-го штаффеля летал на отличающимся от других
Bf-109F-4, в течение зимы 1942/43 гг. Его «Желтый»
5 был перекрашенной машиной из эскадры
JG54, но вместо того, чтобы перекрасить эмблему «Grünherz», как был проделано с большинством машин, Виганд использовал её для своей персональной эмблемы, дополнительно написав белой краской, на «Зелёном сердце» в жёлтой окантовке – часть имени (вероятно, имеется в виду, что написал просто имя девушки, без фамилии). Окончательный вариант эмблемы на его самолете получился очень тёмным, вероятно из-за смешивания зелёных цветов – оригинала эмблемы
JG54 и задуманной им его эмблемы. Ещё это могло быть обусловлено двумя разными покрытиями белой краской, первое – с использованием аэрозоля, второе – кистью…».
Вполне возможно, что впоследствии Генриха-Фридриха Виганда перевели в
12./JG5, и ты мог где-нибудь увидеть фотографию его самолёта, с вышеупомянутой персональной эмблемой и с пояснением под фотографией, что это самолёт из 12-го штаффеля?! А тёмно-зелёный цвет на чёрно-белой фотографии принять за красный?! Хотя, конечно же, может я и не прав, да и перевёл, может быть, не совсем точно…
Насчёт Генриха Бартельса, то тут, видимо, имеет место нанесение на борт имени его подруги, с которой он, может быть, встречался на тот момент времени. Фотография, где на «Мессершмидте» Бартельса написано «Hella», относится к 1942 г., когда он служил в
8./JG5 и имел борт. номер «Чёрный»
13. Как известно, на тот момент,
8./JG5 базировался в тогда ещё финском Петсамо (Petsamo), так что вполне возможно, в тот период, Бартельс имел подругу среди местного населения – финку или норвежку по имени Hella. Фотография же, где на борту самолёта Бартельса (борт. номер – «Красный»
13) написано «Hlarga», сделана уже после его перевода, весной 1943 г., из
8./JG5, в состав только что сформированного
11./JG27, который, на тот момент, базировался на греческом аэродроме Каламаки (Kalamaki). Так что, вполне возможно, это имя его уже новой подруги, опять же – наверное, из местного населения – какой-нибудь гречанки с вышеупомянутым именем. Всё вышенаписанное, конечно же – всего лишь мои умозаключения, на достоверность которых я нисколько не претендую
. Но, ведь многие пилоты Люфтваффе писали на бортах самолётов имена своих временных подруг из местных, среди которых, походу, были даже и наши, советские женщины. Вот, к примеру, интересное фото, где какой-то пилот военно-транспортного
Ю-52 (насколько можно судить по фотографии), написал типичное русское имя – «Наташа»:
REIBERT.info->Неизвестные эмблемы Люфтваффе->Post#61
Ведь надо сказать, что среди пилотов тех времён (да и в наше время), причём не обязательно только среди немецких, было модно давать самолётам, на которых они летали, имена своих возлюбленных, невест, жён, любовниц, да и просто знакомых девушек, в которых они были тайно влюблены, или имена актрис, которые им очень нравились. Так, к примеру, «Мессершмидт»
F-4 фельдфебеля Йозефа Кайзера (борт. номер «Чёрный»
10) из того же штаффеля
8./JG5, носил имя «Anny». Другой пилот, всё из того же
8./JG5, летавший на «Мессершмидте» с борт. номером «Чёрный»
9, назвал свой 4-й «Фридрих» именем «Rita». При потери самолёта, пилоты, получая новый самолёт, как правило, давали ему уже другое, новое имя – какой-нибудь другой девушки, приглянувшейся им.