Атака на Киркенес и Петсамо 30 июля 1941 г.

И о 5-ом воздушном флоте Люфтваффе в частности

Атака на Киркенес и Петсамо 30 июля 1941 г.

Сообщение igor » 14 фев 2013 19:35

С началом Великой Отечественной войны в лице Великобритании СССР приобрел весьма могущественного союзника. Несмотря на то, что англичане совсем не торопились открывать второй фронт, оказание помощи своему недавнему врагу они начали довольно скоро.
Одним из самых первых фактов этого взаимодействия стала атака, произведенная самолетами FAA (Fleet Air Arm – ВВС флота) на норвежский порт Киркенес и финский Лиинахамари (часто в литературе и документах называется "Петсамо", хотя на самом деле это название провинции, а не населенного пункта).
15 июля в Архангельск из Москвы прибыла английская военная миссия, в составе которой имелось целых два контр-адмирала. Одной из главных целей миссии была подготовка совместных операций.
Уже 20-го июля из Англии в СССР вышел минный заградитель ADVENTURER с военными грузами (глубинные бомбы и магнитные мины), а к концу месяца Советское правительство попросило англичан нанести удар по немецким базам на Крайнем севере Норвегии. Причин для этой просьбы было две: во-первых, советская сторона желала затруднить доставку грузов, поступающих морем для группировки горных егерей под Мурманском, во-вторых нужно было попытаться уничтожить немецкие эсминцы из 6-й флотилии, внушавшие нам большое беспокойство. Не далее, как 24 июля они совершили вылазку к бухте Восточная Лица и потопили там гидрографическое судно МЕРИДИАН. Еще болезненней была вылазка немцев 13 июля, когда они разгромили отряд ЭПРОН из двух тральщиков и сторожевого корабля. Удары авиации СФ по эсминцам результат не давали; теперь счастья должны были попытать британцы.
Надо заметить, что немецкие эсминцы действительно базировались на Киркенес с 9 июля, и оттуда выходили на обе операции. Однако, похоже на то, что в штабе Адмирала Норвегии сидел медиум – 25 июля 6-я флотилия ушла, так как базу сочли слишком уязвимой для ударов с воздуха. Тут, скорее всего, сказались несколько налетов, произведенных самолетами СФ. Новым местом базирования стал Тана-фьорд. Увы, советская разведка этого перемещения вскрыть не смогла. Самолеты-разведчики регулярно обнаруживали "эсминцы" (27 июля 4 штуки в Варангер-фьорде курсом на Киркенес, через сутки на выходе из Варангер-фьорда), а ударные машины бомбили их в порту. Не далее, как 29 июля 2 ДБ и 3 СБ во время бомбежки Киркенеса в том числе считали, что там находились 3 эсминца…
Лично Уинстон Черчилль приказал провести операцию, получившую кодовое обозначение EF для того, чтобы помочь русским если не материально, то морально. Заодно налет на порты должен был прикрыть переход в СССР вышеупомянутого минзага.
Уже 23 июля (в 23.45) отряд кораблей, предназначенный для операции, покинул Скапа-Флоу и направился в Сейдис-фьорд (Исландия). Под флагом контр-адмирала Уэйк-Уокера шли флагманский тяжелый крейсер DEVONSHIRE (типа LONDON), второй тяжелый крейсер – SUFFOLK (типа KENT), авианосцы VICTORIOUS (тип ILLUSTRIOUS) и FURIOUS (в 20-х годах переделан из крейсера времен ПМВ), а также эсминцы ACTIVE, ANTHONY, ACHATES, ANTELOPE (все – типа "А"), ESCAPADE (тип "Е") и INTREPID (тип "I"). 25 июля они прибыли в Исландию. На входе в Сейдис-фьорд эсминец ACHATES угодил на английскую мину из оборонительного заграждения и был тяжело поврежден. Погибло 65 человек.
Кроме перечисленных кораблей, для операции предназначался также флотский танкер BLACK RANGER, отправившийся в Исландию еще 22 июля и прибывший 24-го, в сопровождении эсминцев ECLIPSE и ECHO. В связи с тем, что ANTHONY выпал из состава ударного отряда, буксируя на Фареры поврежденного собрата, ECLIPSE и ECHO (оба – типа "Е") заменили обоих в первоначальном составе прикрытия авианосцев. Сопровождать танкер вместо них пришлось INGLEFIELD и ICARUS, срочно вышедших из Скапа-Флоу в середине дня 25 июля.
Перед началом операции советская сторона была уведомлена о том, что следует воздержаться от посылки кораблей и самолетов в район севернее норвежско-финского побережья вдоль 38 градуса в.д. примерно от 71 до 75 градусов с.ш.
Поздно вечером 26 июля отряд (обозначенный как "Force P") вышел из Сейдис-фьорда. Замысел был довольно нехитрым: авианосцы атакуют каждый свою цель. VICTORIOUS получил Киркенес, а FURIOUS – Лиинахамари. В случае, если стоящих целей в портах не будет обнаружено, первая группа должна была подвергнуть удару рудодробильный комбинат, а вторая – топливные баки.
Авианосцы располагали следующими авиагруппами: на FURIOUS были погружены 812 эскадрон (9 "Swordfish I TSR"), 817 эскадрон (9 "Albacore I TSR"), 800 эскадрон (9 истребителей "Fulmar II"), звено 880А (4 истребителя "Sea Hurricane Ib"). На VICTORIOUS находились 827 эскадрон (12 "Albacore I TSR"), 828 эскадрон (9 "Albacore I TSR"), 809 эскадрон (12 истребителей "Fulmar II"). Большая часть летчиков не имела боевого опыта. Например, оба эскадрона торпедоносцев перебазировались на VICTORIOUS только 2 и 3 июля, а истребители и того позже – 12-го!
Совершив переход в течение 3 дней, британцы 28 июля в море встретили танкер, с которого были дозаправлены эсминцы. Для того, чтобы избежать обнаружения немецкой авиаразведкой, англичане отклонились далеко на север. 30 июля они вышли в исходную позицию для атаки, находившуюся примерно в 80 милях на северо-восток от Киркенеса (71°22' N - 33°02' E). К тому времени ADVENTURER в сопровождении эсминца ANTHONY был отпущен в Мурманск. Остальной отряд разделился на две части – каждая формировалась вокруг авианосца.
К 13.30, когда позиции были заняты, имевшийся до того облачный покров совершенно пропал, и уже в 13.45 англичане были замечены немецким разведчиком (Не.111). К счастью для сынов Туманного Альбиона, противник доложил о них с весьма немалой погрешностью (координаты 69°58' N - 34°45' E).
igor
 
Сообщения: 622
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

Re: Атака на Киркенес и Петсамо 30 июля 1941 г.

Сообщение igor » 14 фев 2013 19:36

В 14.00 с VICTORIOUS стартовали оба его торпедоносных эскадрона (20 "Albacore"), за ними через некоторое время последовали все 12 истребителей. Одновременно проводились старты и со второго авианосца, который поднял 18 ударных самолетов и "Sea Hurricane" для прикрытия кораблей, а в 14.18 – 6 "Fulmar" для сопровождения ударных самолетов к Петсамо. Окончательное распределение целей выглядело так: 827 эскадрон атакует корабли в районе Ланг-фьорда (юго-западнее гавани Киркенеса) и собственно гавань, в то время как 828 эскадрон получил якорные стоянки в Хольменграа-фьорде и у острова Рёнё. Из группы, атаковавшей Лиинахамари, несколько самолетов было вооружено бомбами и изначально нацеливались на слипы и нефтебаки. Истребители должны были сосредоточиться только на прикрытии ударных самолетов – штурмовка земли для них исключалась. Подход к цели предусматривался на малой высоте, дабы избежать обнаружения радаром; противодействия не ожидалось, либо ожидалось небольшое.
Над полуостровом Рыбачий самолеты поднялись на высоту 900 м и разделились в соответствии с назначенными целями. Погода в тот день была переменчивой – утром и вечером небо затягивали тучи, видимость ухудшалась, однако днем, как по заказу, было солнечно и почти ясно. Ветер едва достигал 1 балла, море было совершенно спокойным. Температура воздуха +18°.
На момент атаки в Киркенесе находилось более десятка разнообразных немецких и норвежских судов, включая один танкер, однако англичане большую их часть не заметили. По окончании налета летчики доложили, что порт был почти пуст.
К сожалению, непосредственно перед появлением у Киркенеса англичан (в 15.10 московского времени) над городом прошел советский разведчик Пе-2, сбросивший несколько бомб на стоящие в порту суда (это советские данные. Немцы считали, что бомбардировщиков было пять и целью им служил аэродром Хебуктен). Наперехват ему поднялись истребители, разведчика не догнавшие, зато встретившие британские самолеты во всеоружии.
Выдвинутые несколько вперед "фулмары" еще до подхода немецких истребителей вызвали на себя огонь зениток и выстрелили опознавательные в виде четырех красных ракет. Однако, трюк не сработал – цвет британских ракет оказался намного темнее немецкого и сразу был распознан как ложный. Тогда "фулмары" ушли на высоту 1200 м, отвлекая на себя огонь зениток, чтобы дать возможность атаковать "альбакорам".
У немцев в воздухе находилось 4 тяжелых истребителя Bf.110 из 1.(Z)/JG 77 и девятка Bf.109 E из 1./JG 77. Кроме того, произошел уникальный случай, когда неповоротливые и медлительные Ju.87 из IV.(St)/LG 1, как раз возвращавшиеся с задания, сыграли роль истребителей. Восемь машин приняли участие в охоте на британские бипланы, и претендовали на победы. Конечно, большую роль в отражении налета сыграли зенитные батареи люфтваффе, флота и артиллерия кораблей. Известно, что Bf.109 заявили около 15 побед, остальные самолеты еще 12, зенитчики (корабли и 1./MAA 513) тоже не стали скромничать, в результате общий счет "абшуссов" составил 31. В реальности англичане потеряли 12 торпедоносцев и 3 истребителя. 25 человек попали в плен, еще 17 погибли. Все остальные участвовавшие в налете бипланы вернулись поврежденными. Это был форменный разгром, учитывая результаты атаки на главную цель – суда и корабли на многочисленных киркенесских рейдах. Немцам воздушные бои стоили всего пары самолетов – одна "штука" пропала (сбита "альбакором" на отходе), а один Bf.110 сел на вынужденную после боевых повреждений (сбит "фулмаром", экипаж спасен BREMSE). Один из выживших летчиков – радист/воздушный стрелок – вспоминал, что уже на входе во фьорд их встретил очень сильный зенитный огонь. После сброса торпед их звено "альбакоров" пыталось уйти на полной скорости в 100 миль в час, но один ведомый загорелся над устьем фьорда и упал, а второй пытался уйти в сторону советской территории, но был настигнут и сбит Bf.110.
С моря события виделись следующим образом. Первым противника заметил моторный тральщик R.152, в 14.35 в Бек-фьорде, у маяка Хунгернесет, выбросивший на мель выловленную советскую мину и ждущий возвращения минера, который ее осматривал. Тральщик определил атакующих как 8 Fairey "Battle", летящих на высоте 1700 м. Немцы немедленно открыли огонь, который заставил англичан разомкнуть строй, однако сброса бомб не последовало. Уже через пять минут появились немецкие истребители, и тут же в воду упал британец, сбитый одним из Bf.109. Зафиксировав место падения (около маяка Бек-фьорда), R.152 пошел туда. В это время мимо тральщика, за кормой на высоте 10 метров, пролетела четверка бипланов. R.152 развернулся в направлении их полета, чтобы ввести в дело всю свою артиллерию. Огонь был открыт внезапно, с дистанции 500 м, наблюдались попадания. Ближайший биплан в ответ обстрелял тральщик из пулемета, но пули ложились позади корабля. Тут же этот самолет был сбит, опять Bf.109. Второй биплан получил в крыле большую дыру и затем его добил немецкий самолет, на сей раз тяжелый истребитель. В этот момент мимо тральщика пролетела тройка других английских торпедоносцев, преследуемых "штуками". Моряки видели, как пикировщики свалили двух врагов – на месте их падения поднялись столбы дыма.
Тем временем пара бипланов из первой группы повернула и полетела прямо на R.152. Они вели огонь из пулеметов и очереди ложились очень близко, хотя попаданий в конце концов не оказалось. Зато тральщик ответным огнем смог поразить мотор и плоскости одной машины. В ведении огня поучаствовал лично командир корабля. Английский самолет отвернул с курса всего в 50 м от корабля; зенитки продолжали держать его под обстрелом – от "альбакора" отлетали куски обшивки. Пилот, видимо, пытался совершить вынужденную посадку на западном берегу фьорда, у Герёлль, но потом передумал и снова повернул в сторону моря. Далеко он не улетел – в конце концов он упал в 20 м от R.152. Позже обломки были подняты на борт. Оставшийся самолет пролетел прямо над тральщиком, преследуемый Ju.87. Непрерывно обстреливаемый, он повернул на восток. Уйти не смог и он – "штука" сбила и его. Уже после боя на R.152 были приняты три английских летчика, спасенных норвежским сухогрузом (2 офицера и 1 унтер-офицер). В итоге тральщик подтвердил 3 сбитых биплана за "штуками", 2 за Bf.110 и 1 – за Bf.109, а также один заявил сам. Плюс на расстоянии наблюдалось, как Bf.110 сбили два вражеских моноплана, а еще одного – Bf.109.
Этот отчет из КТВ 7-й флотилии показывает якобы полное уничтожение еще до подхода к Киркенесу одной из групп торпедоносцев, атаковавших через фьорд – но судя по всему, это не совсем так. Немного далее к югу восемь "альбакоров" из 828-го эскадрона атаковали готовый к выходу конвой, состоящий из учебно-артиллерийского корабля BREMSE, плавбазы КАТЩ BALI и пароходов SANDNAES и KARIN. Немцы должны были выходить еще в 14.00, но последний пароход задержался и BREMSE вернулся, чтобы найти его и поторопить. Пока флагман искал отставшего, "потеря" нашлась сама, в 15.05 заняв место в конвое. Теперь возвращаться пришлось плавбазе – чтобы вернуть назад BREMSE. Как мы видим, неразберихи у немцев хватало и без воздушных налетов.
Все корабли и суда конвоя увидели противника в 15.12. Сначала им показалось, что над ними, подлетая с северо-запада, на высоте 3 километра, находятся 8 монопланов. Огонь зениток заставил их отвернуть и скрыться на северо-восток. Когда через три минуты сначала два, а потом еще не менее шести самолетов планировали вниз и атаковали немцев торпедами, их определили уже как "гладиаторы". Ближе всех к британцам оказались неподвижные пароходы, но ни в один из них торпеды не попали. Некоторые из них взорвались в скалах на западном берегу Бек-фьорда. Также одна торпеда прошла совсем рядом с носом BALI. Плавбаза яростно отстреливалась из трех 2-см зениток, расположенных по правому борту.
Через 5 минут на BALI зафиксировали еще одну торпедную атаку. Смертоносный снаряд шел с кормы, с правого борта – от него смогли уклониться крутым поворотом руля на левый борт. Торпеда взорвалась на берегу. Всего с плавбазы насчитали 8 торпедных дорожек.
Этим участие BALI в бою не ограничилось. Атак на нее больше не было, но в 15.22 корабельные зенитки открыли огонь по двум самолетам, пролетающим мимо, и наблюдали многочисленные попадания в один из них. Наконец, спустя 2 минуты был успешно обстрелян еще один самолет – попадания на этот раз находились в районе двигателя. В результате, плавбаза заявила о двух сбитых и одном поврежденном самолетах. В 16.35 BALI перешла в Ренё-сунд, чтобы с помощью лодок спасти экипаж сбитого самолета. Увы, на обломках машины были найдены только трупы, зато двух офицеров и раненого унтер-офицера доставили с норвежского танкера VESCO.
igor
 
Сообщения: 622
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

Re: Атака на Киркенес и Петсамо 30 июля 1941 г.

Сообщение igor » 14 фев 2013 19:36

"Альбакоры" из 827-го эскадрона при подлете к гавани Киркенеса наткнулись на шедший по фьорду учебно-артиллерийский корабль BREMSE (как мы помним, он пытался найти пароход KARIN) и стоящую на якоре в бухте Ляйерполен (северо-западнее Киркенеса) плавбазу 7-й флотилии МТЩ WESER. В 15.20 на обоих кораблях сыграли тревогу. Командир плавбазы самонадеянно решил не давать хода – он посчитал, что его небольшой корабль в удаленной бухте не будет объектом атаки. Через 5 минут после сигнала тревоги появились самолеты: их было восемь и они шли на большой высоте. Огонь зениток и атака тяжелых истребителей заставили противника повернуть, но уже в 15.30 с востока над горами пролетели на бреющем еще 6-8 торпедоносцев. Плавбаза выпустила по ним 14 8,8-см и 100 2-см снарядов, чем затруднила прицельный сброс торпед. При этом кормовая 2-см зенитка вышла из строя из-за взрыва снаряда в стволе на шестидесятом выстреле. Попадания явно наблюдались только по одному из бипланов, однако признаков, что он сбит, не зафиксировано. Торпеды в данном случае опять прошли мимо – с WESER видели и слышали взрыв трех или четырех из них на скалах южнее стоянки (видимо, все они предназначались BREMSE), а еще одна детонировала на берегу северо-восточнее. Эту посчитали нацеленной на плавбазу. Сам BREMSE при отражении налета также пострадал от разрыва снаряда в стволе – только на нем этой случалось с гораздо более крупным калибром. Несчастье постигло носовое орудие (12,7-см). Каким-то чудом это не привело к человеческим жертвам, не было даже раненых, хотя некоторые повреждения на баке имелись. Корабль в течение налета маневрированием уклонился от двух торпед, а также наблюдал пять взрывов в прибрежных скалах.
Судя по всему, количество атаковавших эти два корабля самолетов завышено и на самом деле их было не более пяти, потому что еще одна группа машин 827-го эскадрона смогла прорваться к главной гавани Киркенеса и атаковать несколько целей там. Встреченные сосредоточенным огнем сторожевиков NORDLICHT, POLARKREIS и TOGO, англичане и здесь не смогли точно прицелиться. Попаданий не было, а немцы доложили о двух сбитых. Единственной неприятностью снова стали собственные снаряды. На сей раз из-за разрыва стволов вышли из строя сразу две 2-см зенитки – и обе на POLARKREIS!
По возвращении на авианосцы британские пилоты доложили о том, что смогли поразить два небольших торговых судна, а также сбить 2 Bf.110, один Bf.109 и один Ju.87, опрометчиво погнавшийся за "альбакорами" в море. Упорный немец никак не мог добиться попаданий и в конце концов после неудачного маневра оказался впереди торпедоносца. Как ни удивительно, очереди из единственного курсового пулемета "альбакора" хватило, чтобы сбить "лаптежника"! Победителем стал самолет с кодом "4K" из 827-го эскадрона, пилот J.N. Ball.
С целью спасения пилотов вне пределов фьорда выходил R.152, который к 19.00 доставил в Киркенес несколько пленных. На следующий день R.162 подобрал застрявшую в скалах торпеду без боеголовки, а R.152/154/156 предприняли контрольное траление Бек-фьорда, на случай если англичане под шумок сбросили мины. Естественно, ничего обнаружено не было.
igor
 
Сообщения: 622
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

Re: Атака на Киркенес и Петсамо 30 июля 1941 г.

Сообщение igor » 14 фев 2013 19:37

Самолеты с FURIOUS достигли своей цели в 15.20 и обнаружили гавань Лиинахамари практически пустой. У причалов стояли лишь несколько мелких суденышек и два немецких моторных тральщика. Те торпеды, которые взорвались, нанесли в основном повреждения деревянным пирсам, которые было довольно легко ремонтировать. Самолеты с бомбами разгрузились на емкости с горючим и слипы, причем, хотя попаданий не было, все баки кроме одного (№9) получили повреждения и вышли из строя.
В начале налета команды R.151 и R.158 частично находились на берегу. Командир R.151 приказал всем искать спасения на берегу и сам первым выполнил свой приказ, но место для спасения выбрал странное – деревянный сарайчик. Там он и погиб вместе с еще одним моряком с R.158, когда их ненадежное убежище прошили пулеметные очереди англичан. Командир R.158, хотя он и был в момент появления врага в 50 метрах от корабля на берегу, поступил противоположным образом. Он бросился на свой пост, после чего оба тральщика, до сих пор связанные швартовыми, отчалили и разъединились только на глубокой воде посреди бухты. После этого оба корабля пошли зигзагом, стреляя по самолетам из всех стволов. В результате, один вражеский самолет, тянувший за собой дымный хвост, ушел со снижением за горы. В 15.40 четыре истребителя снизились – возможно, вопреки приказу, они провели штурмовку целей. Их тральщики также подвергли сосредоточенному обстрелу. Всего немцы "увидели" над Лиинахамари 27 самолетов, из них 5 "харрикейнов".
В результате налета англичане лишились одного биплана и одного истребителя, сбитых над целью. Еще один "фулмар" еще на подлете вследствие отказа двигателя был вынужден сесть на воду в 6 милях от берега. Его экипаж пропал – в последний раз их видели в лодке. Экипаж сбитого "альбакора" после изнурительной 48-часовой гребли в резиновой лодке смог добраться до советских позиций на Рыбачьем . Хотя в немецких документах нет упоминания об участии истребителей в отражении этого налета, летчики с этого самолета доложили, что их "завалил" именно Bf.109. В качестве успеха британцы доложили 2 потопленных небольших судна.
В принципе, они были недалеки от истины. На самом деле торпеда потопила только одно суденышко – норвежский пароход ROTVÆR. Жертв среди команды не было, а вот причал №2, около которого стоял пароход, был сильно разрушен, как и Шведский причал. В них попали три торпеды. Тем не менее, 120 метров второго причала оставались все еще пригодными к приему судов.
Кроме уже описанных двух погибших, жизни лишились водитель грузовика и один финский матрос, а одна финская женщина была тяжело ранена. Немцы заявили 4 сбитых (по одному тральщики, еще два – 8,8-см и 2-см зенитные батареи, тоже по одному на каждую). После боя на волнах остались качаться две торпеды. Одну потопил R.151, вторую зенитчики из 2-см пушки. Кроме того, в гавани собрали различные обломки, в том числе 3 хвостовых оперения – забавный факт, если вспомнить, что реально сбитых машин было всего две.
После приведения в порядок кораблей и гавани, оба тральщика 1 августа вышли на контрольное траление. Из-за подозрений на минирование с воздуха во время налета, Лиинахамари и сам фьорд были закрыты для судоходства еще с 10.28 31 июля. Очевидно, наблюдателями была замечена еще одна плавающая английская торпеда. Траление результатов не дало, однако на всякий случай траление гавани и фьорда повторили еще раз, 5 августа. Результат был тот же.
Последняя английская машина села на авианосец в 18.45. Сразу после этого корабли отошли на север. Еще раньше контакт немецкого самолета с противником был утерян, когда британцы скрылись в полосе тумана – к тому же, как мы помним, первое сообщение было передано с очень большой погрешностью. Хотя Адмирал Норвегии и просил летчиков не выпускать врага из виду, выполнить эту просьбу орлы Геринга не смогли.
Эсминцы 6-й флотилии, которые можно назвать одними из главных "виновников торжества", 30 июля находились в море, так как вышли в 23.00 предыдущего дня для очередного набега на советские коммуникации. Операция была отменена из-за сильного тумана, и немцы болтались между Каниным Носом и Новой Землей, дожидаясь, когда самолеты наведут их на какую-нибудь цель. Получив известие о воздушном налете, эсминцы пошли домой и разминулись с англичанами у тех за кормой. Опять сказалась плохая погода.
Подводным лодкам в море было приказано держаться отведенных позиций и ждать подхода англичан к Кольскому заливу. Так как корабли туда не пошли, подлодки тоже оказались не у дел.
igor
 
Сообщения: 622
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

Re: Атака на Киркенес и Петсамо 30 июля 1941 г.

Сообщение igor » 14 фев 2013 19:37

31 июля FURIOUS передал все свои боеготовые самолеты на VICTORIOUS и отправился домой из-за нехватки топлива. VICTORIOUS и его охранение были обнаружены немецкой авиаразведкой севернее Нордкапа в точке 74°00' N - 28°00' E, на курсе 330°. Державший контакт гидросамолет Do.18 был сразу после передачи им в 13.01 сообщения сбит 2 принадлежавшими FURIOUS истребителями Sea Hurricane из звена 880A. Победа принадлежала лейтенант-коммандеру Джадду и стала первой подтвержденной для этого типа истребителей.
В тот же день советский ЭМ СОКРУШИТЕЛЬНЫЙ с командиром 1-го дивизиона ЭМ, капитаном 1 ранга В.А. Фокиным на борту, вышел в море к отметке Большой Городецкий, чтобы принять ADVENTURE. После встречи кораблей британца отконвоировали в Архангельск, куда оба корабля прибыли 1 августа.
VICTORIOUS снова был замечен 1 августа вечером южнее о. Медвежий, на курсе зюйд, позже зюйд-ост. С немецкой стороны не знали, собирается ли он здесь долго задерживаться. Адмирал Арктики поднял перед Люфтваффе вопрос об атаке предполагаемых позиций британских танкеров в море, а также заключил, что проводимая до сих пор авиаразведка для защиты побережья от внезапных нападений противника недостаточна.
Положение англичан 2 августа для немцев было все еще загадкой. С одной стороны, имелось предположение, что с улучшением погоды стоит ждать повторения налетов на порты и коммуникации. С другой стороны, Адмирал Норвегии считал возможным, что все это на самом деле только прикрытие грядущей операции против о. Медвежий.
В 1.10 4 августа с VICTORIOUS в точке 71°37' N - 01°20' E стартовали 3 истребителя-бомбардировщика Fulmar, нацеленные на Тромсё. Целью налета была база гидроавиации. Однако, британские самолеты оказались слишком далеко на юге, так что им пришлось довольствоваться в 1.45 атакой в Маланген-фьорде сторожевик ELSTER бомбами и бортовым оружием. Это стоило им одной машины – истребитель упал на о. Квалё, сильно дымя и несколько раз взорвавшись. Пилот при этом погиб, а наблюдатель и стрелок выпрыгнули с парашютами . Одного из англичан выловил из моря сторожевик, а второго нашел на острове норвежский лесник. ELSTER доложил о двух сбитых, так как видел 2 парашюта и 2 два места их приземления. Сам немецкий корабль отделался одним раненым и пулевыми пробоинами.
Наконец, в 6.00 4 августа авианосная группа отправилась домой. При этом эсминец INTREPID сбил погодный зонд, а один человек погиб в аварии. VICTORIOUS достиг Сейдис-фьорда 5 августа в 18.00, а в Скапа-Флоу вернулся утром 8 августа.
Также 4 августа ADVENTURE снова покинул Архангельск, направляясь в Англию. До Канина Носа его сопровождал эсминец СОКРУШИТЕЛЬНЫЙ, в то время как ГРОЗНЫЙ профилактически охотился на ПЛ в Белом море, до широты 66°30' N.

Со стороны англичан данный рейд расценивался и расценивается как несомненный провал, к которому привело, во-первых, полное отсутствие разведывательной информации, а во-вторых – явная уязвимость устаревших бипланов во время дневной атаки на прикрытую истребительной авиации базу. Именно поэтому пришлось заплатить 15-ю сбитыми самолетами и потерей 42 человек, почти половина которых погибла, за один крошечный пароходик и несколько десятков метров разрушенных причалов.
Однако, в налете была и еще одна сторона – политическая. Здесь о провале говорить не приходится. Англичане по первому требованию советской стороны показали свою решимость сражаться вместе с ними, что в реалиях лета 1941 года было весьма немаловажно. Пускай первый блин вышел комом, в СССР были рады увидеть, что союзник не сидит сложа руки. Все это хоть немного, да оправдывает по крайней мере материальные потери FAA.
igor
 
Сообщения: 622
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

Re: Атака на Киркенес и Петсамо 30 июля 1941 г.

Сообщение igor » 14 фев 2013 19:37

Самолеты, потерянные немцами 30-31 июля 1941 г.:
1. Тяжелый истребитель Bf.110E-2 из 1.(Z)/JG 77, заводской номер 4394, бортовой код LN+DR. Сел в море, экипаж спасен.
2. Пикирующий бомбардировщик Ju.87B-1 из IV.(St)/LG 1, заводской номер 5310, бортовой код L1+EW. Пропал – пилот лейт. K. Rommel и стрелок обер-ефрейтор E. Czopik с тех пор числятся пропавшими.
3. Гидросамолет Do.18G из 3./KüGr 906, заводской номер 0000870, бортовой код 8L+BL. Сбит истребителями Sea Hurricane в Норвежском море, весь экипаж – наблюдатель лейт. цур Зее E. Mainhold, пилот обер-фельдфебель A. Thцne, бортмеханик фельдфебель A. Ihns, бортстрелок унтер-офицер K. Wolter с тех пор считаются пропавшими.

Потери англичан 30 июля 1941 г.:
1. Торпедоносец Fairey Albacore из 827-го эскадрона FAA, заводской номер N4289, бортовой код "4B". Сбит при атаке судов в Бек-фьорде. Экипаж – пилот лейтенант H.F. Bond, наблюдатель лейтенант H.H. Bracken, радист/воздушный стрелок лид аэйрмен E. Lancaster – попали в плен.
2. Торпедоносец Fairey Albacore из 827-го эскадрона FAA, заводской номер N4364, бортовой код "4C". Сбит при атаке судов в Бек-фьорде – разбился в скалах. Экипаж – пилот лейтенант M.G. McKendrick, наблюдатель мидшипмен E.A. Mills (RNVR), радист/воздушный стрелок лид аэйрмен F. Sharples – целиком погиб.
3. Торпедоносец Fairey Albacore из 827-го эскадрона FAA, заводской номер N4288, бортовой код "4F". Сбит истребителем Bf.110 при атаке судов в Бек-фьорде, сел на воду в районе Вардё. Экипаж – пилот лейтенант A. Turnbull, наблюдатель лейтенант H.K. Serjeant, радист/воздушный стрелок лид аэйрмен J.W. James – целиком получил ранения попал в плен.
4. Торпедоносец Fairey Albacore из 827-го эскадрона FAA, заводской номер N4420, бортовой код "4G". Сбит при атаке судов в Бек-фьорде. Пилот лейтенант J.S. Olsen и наблюдатель суб-лейтенант A.J. Bolford попали в плен, радист/воздушный стрелок лид аэйрмен H.J.R. Wade погиб.
5. Торпедоносец Fairey Albacore из 827-го эскадрона FAA, заводской номер N4304, бортовой код "4H". Сбит при атаке судов в Бек-фьорде. Экипаж – пилот суб-лейтенант P.J. Greenslade, наблюдатель суб-лейтенант W.W. Parsons, радист/воздушный стрелок лид аэйрмен H. Pickup – попал в плен.
6. Торпедоносец Fairey Albacore из 827-го эскадрона FAA, заводской номер N4389, бортовой код "4M". Сбит при атаке судов в Бек-фьорде, сел на воду восточнее о. Рёнё. Экипаж – пилот суб-лейтенант D. Myles, наблюдатель суб-лейтенант A.P. Keep, радист/воздушный стрелок лид аэйрмен H.C. Griffin – попал в плен. Хвостовая часть самолета подобрана и с 1984 г. находится в музее FAA.
7. Радист/воздушный стрелок E.P. Fabien с самолета "4L" был убит.
8. Торпедоносец Fairey Albacore из 828-го эскадрона FAA, заводской номер N4325, бортовой код "5B". Сбит при атаке судов в Киркенесе. Пилот суб-лейтенант L.E.R. Bellairs и наблюдатель суб-лейтенант D.M. Lubbock попали в плен, радист/воздушный стрелок лид аэйрмен C.F. Beer погиб.
9. Торпедоносец Fairey Albacore из 828-го эскадрона FAA, заводской номер N4359, бортовой код "5M". Сбит при атаке судов в Киркенесе. Пилот суб-лейтенант C.V. Howard, наблюдатель суб-лейтенант G.L. Turner, радист/воздушный стрелок лид аэйрмен D.E. Polmeer попали в плен.
10. Торпедоносец Fairey Albacore из 828-го эскадрона FAA, заводской номер неизвестен, бортовой код "5C". Сбит при атаке судов в Киркенесе. Пилот суб-лейтенант D.R. McKay (RNVR), наблюдатель суб-лейтенант J.G. Paton (RNVR), радист/воздушный стрелок лид аэйрмен D.W. Corner погибли.
11. Торпедоносец Fairey Albacore из 828-го эскадрона FAA, заводской номер неизвестен, бортовой код "5K". Сбит при атаке судов в Киркенесе. Пилот суб-лейтенант E.E. Hughes-Williams (RNVR), наблюдатель суб-лейтенант J.J.R. Davies, радист/воздушный стрелок лид аэйрмен A. Fox погибли.
12. Торпедоносец Fairey Albacore из 828-го эскадрона FAA, заводской номер неизвестен, бортовой код "5L". Сбит при атаке судов в Киркенесе. Пилот лейтенант R. Ross-Taylor, наблюдатель суб-лейтенант S. Clayton, радист/воздушный стрелок лид аэйрмен L.W. Miles попали в плен.
13. Торпедоносец Fairey Albacore из 817-го эскадрона FAA, заводской номер N4250, бортовой код неизвестен. Сбит Bf.109 при атаке Петсамо. Пилот лейтенант L.H. Lee, наблюдатель суб-лейтенант G. Gorrie, радист/воздушный стрелок лид аэйрмен N.F. Train сели на воду, в спасательной лодке достигли советского берега и спасены.
14. Истребитель Fairey Fulmar II из 809-го эскадрона, заводской номер неизвестен, сбит при атаке Киркенеса. Экипаж – пилот суб-лейтенант T.E. Blacklock и наблюдатель лейтенант A.T. Easton – взяты в плен.
15. Истребитель Fairey Fulmar II из 809-го эскадрона, заводской номер неизвестен, сбит при атаке Киркенеса. Пилот суб-лейтенант R.S .Miller взят в плен, радист/воздушный стрелок лид эйрман L.E. Barrow погиб (тело поднято немцами).
16. Истребитель Fairey Fulmar II из 800-го эскадрона, заводской номер X8624, сбит при атаке Петсамо. Экипаж – пилот суб-лейтенант F.J.G. Gallichan и наблюдатель пайлот офицер J.F. Black – погибли.
17. Истребитель Fairey Fulmar II из 800-го эскадрона, заводской номер N4029, сбит при атаке Петсамо. Экипаж – пилот суб-лейтенант E.S. Burke (RNVR) и радист/воздушный стрелок лид эйрман J. Beardsley – погибли.
igor
 
Сообщения: 622
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

Re: Атака на Киркенес и Петсамо 30 июля 1941 г.

Сообщение sk16rus » 15 фев 2013 12:18

Вчера прочитал с экрана "по диагонали", а сегодня распечатал и еще раз перечитал.
Очень интересно, даже для человека "не в теме" - такого, как я.
Единственное, что сбивало - это чтение названий на английском - мой французский на троечку тридцать лет назад для этого оказался неподходящим.

Ну, и улыбнуло :D вот это:
igor писал(а):Командир R.151 приказал всем искать спасения на берегу и сам первым выполнил свой приказ, но место для спасения выбрал странное – деревянный сарайчик. Там он и погиб вместе с еще одним моряком с R.158, когда их ненадежное убежище прошили пулеметные очереди англичан.

Еще раз - большое спасибо!
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1803
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: Атака на Киркенес и Петсамо 30 июля 1941 г.

Сообщение Wehrmacht » 15 фев 2013 13:30

Здорово!.. Просто отличная статья, Игорь!..

Только Вы может упустили небольшой момент, хотя он конечно не настолько существенный (или может просто забыли о нём написать), насчёт кол-ва истребителей прикрытия в группе, атакующей Киркенес:

igor писал(а):В 14.00 с VICTORIOUS стартовали оба его торпедоносных эскадрона (20 "Albacore"), за ними через некоторое время последовали все 12 истребителей...

Я тоже везде встречал то же кол-во взлетевших с «Викториес», но также везде пишется, что в самой атаке на Киркенес участвовало те же 20 Fairey ALBACORE Mk.I, но не 12, а 9 Fairey FULMAR Mk.II… Куда же делись ещё 3 «Фульмара»?.. Нашёл по Вашей же ссылке на NAVAL-HISTORY.NET (запись: «Wednesday, 23 July»):


Aircraft carrier VICTORIOUS launched an air strike of twenty Albacore torpedo bombers of 827 Squadron (Lt Cdr J.A. Stewart-Moore) and 828 Squadron (Lt Cdr D.E. Langmore) and nine Fulmar fighters of 809 Squadron (Lt Cdr V.C. Grenfell) on the Kirkenes on the 30th. Three additional Fulmars flew as protection for the carrier...


Т.е. получается, что эти 3 «Фульмара» остались для прикрытия авианосной группы «Викториес», и в атаке на Киркенес участия не принимали (в то время как 4 SEA HURRICANE Mk.Ib из 880A флайта прикрывали свою авианосную группу «Фьюриес»)…

Далее просто для уточнения, а не как попытка что-то оспорить 8) :

Не совсем корректно называть английские флайты [Flight] – звеньями… Даже если проводить аналогию с советскими ВВС (или даже с немецкими швармами/кеттенами [Schwarm/Kette] Люфтваффе) – в составе которых было 3…4 самолёта… Полный флайт британских Королевских ВВС (собственно как и FAA) состоял же, как правило, из 7…8 самолётов, т.е. – из в 2 раза большего кол-ва… И таких флайтов было в составе британской эскадрильи [Squadron] – всего 2, в редких случаях – 3…
Если всё-таки проводить аналогию с нашими ВВС – то более правильнее будет называть их авиаотрядами (или просто отрядами), т.к. в 1920–1930 гг. в составе нашей авиации тоже были авиаотряды из 6…10 машин…

Если писать название норвежских пароходов в ихней, норвежской транскрипции, то как и «Rotvær» – следует написать название парохода «Sandnæs»… А норвежская «Karin», по-моему, в точном написании по-ихнему обзывалась: «Karen», хотя по последнему – не точно…
Последний раз редактировалось Wehrmacht 15 фев 2013 13:45, всего редактировалось 3 раз(а).
Изображение
Аватара пользователя
Wehrmacht
 
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 июл 2011 23:26
Откуда: Жигулёвск, Russland

Re: Атака на Киркенес и Петсамо 30 июля 1941 г.

Сообщение Wehrmacht » 15 фев 2013 13:35

Ещё один момент, Игорь, который я никак для себя не могу понять…
И у Вас, и у Момбеека, Бергстрёма и Пегга – в их книге «Jagdwaffe – volume Three, section 2: Barbarossa the Invasion of Russia June–December 1941» [стр.174, глава «In the Far North»], говорится об участии самолётов только из штаффелей 1./JG77 и 1.(Z)/JG77 в отражении этих атак… Но ведь как известно, на период налёта (т.е. 30 июля 1941 г.) – 1./JG77 базировался в Петсамо, и лишь 1.(Z)/JG77 – в самом Киркенесе… Понятно, что они взлетели перехватывать разведчика Пе-2…
НО я никак не могу взять в толк – ЗАЧЕМ было гнать на перехват «Мессершмитты» из 1./JG77 аж из Петсамо в Киркенес (а это без малого более 50 км), и тем самым оставить без прикрытия этот самый финский порт (а как известно – туда потом ведь прилетела 2-я ударная группа с «Фьюриеса»), когда можно было поднять в воздух Bf-109 из 14./JG77 или Stab.IV/JG77, которые на тот момент вроде уже как были сформированы и в этом самом Киркенесе базировались?!
Может у Вас есть какие-нибудь данные на этот счёт, чтобы объяснить этот вроде бы нелогичный шаг командования JGr.Kirkenes?..
Изображение
Аватара пользователя
Wehrmacht
 
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 июл 2011 23:26
Откуда: Жигулёвск, Russland

Re: Атака на Киркенес и Петсамо 30 июля 1941 г.

Сообщение Wehrmacht » 15 фев 2013 23:45

Да… Ещё забыл – исходя из этого:

Wehrmacht писал(а):…если проводить аналогию с … немецкими швармами/кеттенами [Schwarm/Kette] Люфтваффе … в составе которых было 3…4 самолёта…

Разумнее было бы предположить, что Ju-87'мых было не 8, а всё-таки ж 9 единиц – как вот в этом Вашем варианте… Учитывая то, что бомбардировочные кеттены насчитывали не 4, как истребительные швармы, а 3 самолёта – то по-смыслу и выходит, что «Штуки» возвращались с боевого вылета в составе 3-х кеттенов… (И не такие уж они и «неповоротливые», а очень даже наоборот… Манёвренность у Ju-87 была будь здоров – это даже наши лётчики-истребители отмечали) :)
Изображение
Аватара пользователя
Wehrmacht
 
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 июл 2011 23:26
Откуда: Жигулёвск, Russland

Re: Атака на Киркенес и Петсамо 30 июля 1941 г.

Сообщение Wehrmacht » 16 фев 2013 01:45

Всё никак не успокоюсь… :lol:

Ещё раз перечитал (просто действительно интересно написано) и нашёл ещё одну случайную оговорку:

igor писал(а):...На входе в Сейдис-фьорд эсминец ACHATES угодил на английскую мину... В связи с этим ANTHONY выпал из состава ударного отряда (25 июля), буксируя на Фареры поврежденного собрата...

Вроде как «Achates» ушёл на Фареры в сопровождении «Antelope»… А «Anthony» добуксировал его только до Сейдис-фьорда… Ибо Вы же сами в дальнейшем пишете:

igor писал(а):...К тому времени (к 30 июля) ADVENTURER в сопровождении эсминца ANTHONY был отпущен в Мурманск...

Т.е., «Anthony» ушёл чуть позже – с минзагом «Adventure» (без "R" на конце).
Изображение
Аватара пользователя
Wehrmacht
 
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 июл 2011 23:26
Откуда: Жигулёвск, Russland

Re: Атака на Киркенес и Петсамо 30 июля 1941 г.

Сообщение igor » 16 фев 2013 19:24

sk16rus писал(а):Единственное, что сбивало - это чтение названий на английском - мой французский на троечку тридцать лет назад для этого оказался неподходящим.

Увы, не могу себя заставить писать чужие названия на русском языке, мне это кажется неправильным. Иду наперекор себе только когда этого требуют издатели. В данной статьей не требовали.
Вам тоже спасибо на добром слове, рад что понравилось.
igor
 
Сообщения: 622
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

Re: Атака на Киркенес и Петсамо 30 июля 1941 г.

Сообщение igor » 16 фев 2013 19:51

Ответ Wehrmacht в одном флаконе.
Вам тоже большое спасибо как за положительный отзыв, так и за вопросы/поправки. Попробую ответить на некоторые.
Признаюсь, в структуре ВВС ройал нэйви я не самый лучший знаток. Может быть переводить Flight как звено и не совсем правильно, но отряд большинству читателей, боюсь, покажется еще более чуждым. Сплошь и рядом squadron и staffel переводят как эскадрилья, хотя это тоже не очень правильно. К тому же, звено харрикейнов, по крайней мере по числу взлетевших самолетов, все же похоже на наше звено. Но вообще вопрос про то, сколько там кого взлетело и прочие подробности про FAA - это как раз то самое место, в котором информация у меня была слегка ограничена. Теперь есть отрывок из официальной истории FAA по этой операции, надеюсь он мне поможет разобраться окончательно.
По поводу названий норвежских пароходов вы совершенно правы, причем я когда выкладывал, то заметил различие в написаниях Санднеса и Ротвера, но исправлять не стал, т.к. решил вообще ничего не трогать в тексте. То же и с Энтони, кстати. Простите мне эту маленькую лень.
С Карин (http://warsailors.com/homefleet/shipsk.html) вы тоже правы - я списал название у Гомма, не перепроверив. Очередной пример того, что писателям, даже очень авторитетным, никогда нельзя доверять на 100% и нужно проверять когда есть такая возможность.
Вопрос "почему 1./JG 77?" мне совершенно не приходил в голову. Вот что значит свежий взгляд со стороны... Но здесь мне быстро пришло в голову объяснение. На протяжении нескольких дней до даты 14 штаффель довольно регулярно летал на сопровождение "штук". Легко предположить, что и в этот день тоже. Слетали, вернулись вперед "штук" и сели - дозаправка, вооружение. Как раз в этот момент прозвучала тревога и 14./JG 77 оказался не готовым к взлету. Немцы всегда были мастера маневрировать силами, поэтому быстро бросили на защиту Киркенеса штаффель, который мог идти в бой немедленно. Штаб 4-й группы на тот момент ЕМНИП еще не был сформирован, был штаб JGzbV Kirkenes. Он может в бою тоже участвовал, но я нигде не видел свидетельств тому. Вообще, авиационные дела немцев в 1941 году оказываются освещенными весьма слабо, гораздо хуже, чем в 1942-44 гг.
Число "штук" я взял, кажется, из документов. В тот момент у меня не было 1-го тома Момбеека с подробностями боя, а там цитируется отчет OKL. В нем действительно указано 9 "штук". Неповоротливые в отношении Ю-87 конечно не самый удачный термин. Скорее надо было писать "медлительные".
Так что еще раз отдельное спасибо за ваши ценные замечания. Постараюсь все их учесть при переделке.
igor
 
Сообщения: 622
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

Re: Атака на Киркенес и Петсамо 30 июля 1941 г.

Сообщение sk16rus » 16 фев 2013 21:33

igor писал(а):
sk16rus писал(а):Единственное, что сбивало - это чтение названий на английском...
Увы, не могу себя заставить писать чужие названия на русском языке, мне это кажется неправильным.
Игорь, я, возможно, немного неправильно выразился. Написание названий на "чужом языке" - это не изъян статьи, а только моя проблема, так как писать названия на языке того, кто назвал - это самое правильное.
В очень крайнем случае можно, наверное, давать транскрипцию. Или наоборот (как я иногда сейчас делаю) - сначала транскрипцию, а потом оригинальное написание.
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1803
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: Атака на Киркенес и Петсамо 30 июля 1941 г.

Сообщение Wehrmacht » 17 фев 2013 21:10

igor писал(а):...Но здесь мне быстро пришло в голову объяснение. На протяжении нескольких дней до даты 14 штаффель довольно регулярно летал на сопровождение "штук". Легко предположить, что и в этот день тоже. Слетали, вернулись вперед "штук" и сели - дозаправка, вооружение. Как раз в этот момент прозвучала тревога и 14./JG 77 оказался не готовым к взлету. Немцы всегда были мастера маневрировать силами, поэтому быстро бросили на защиту Киркенеса штаффель, который мог идти в бой немедленно...

Да, действительно, такое объяснение видится наиболее логичным и многое объясняет… По-крайней мере, для меня теперь стал понятен этот, на первый взгляд, кажущийся странным выбор подразделений JGr.Kirkenes для отражения налёта противника… Ещё раз огромная благодарность, Игорь, за Ваш труд в скрупулёзном сборе информации, и терпении в ответах на назойливые вопросы некоторых!.. :)

А насчёт "A" флайта 880-й эскадрильи (в составе английских эскадрилий флайты имели обозначения латинскими буквами: A, B или C [в тех случаях, когда имелся 3-й флайт]): так тут я тоже могу только предполагать, т.к. к сожалению, не обладаю информацией по истории 880 Squadron FAA британского Королевского ВМФ и флайтов в него входящих…
Но как известно, вся палубная авиация ВМФ (любой страны) имеет местом своей постоянной дислокации наземные аэродромы, и перебазируется на корабли только в момент выхода последних в море … И может британским командованием было принято решение, что «Фьюриесу» хватит и половины флайта «Си Харрикейнов» – в дополнение к 18 торпедоносцам 812-й и 817-й эскадрилий и 9 «Фульмарам» 800-й эскадрильи… Либо может из всего "A" флайта этой самой 880-й эскадрильи FAA – только 4 были технически готовы к данной операции… Или же их вообще пока во флайте было только 4 (остальные 3…4 ещё не поступили), не было обученных пилотов для их пилотирования – как известно, «Си Харрикейны» Mk.Ib стали поступать на вооружение FAA только с начала 1941 г., и 880-я эскадрилья была первая, которая их получила… В любом случае – нам пока остаётся только гадать…
Вот и получается, что 880A флайт, базирующийся на авианосце «Фьюриес» при проведении операции «EF», вроде как бы и был больше похож по своему составу на советское звено, но скорее всего просто-напросто – мы имеем дело с неполным флайтом…

А насчёт неправильности называния Squadron – эскадрильей… Так я думаю – тут большой ошибки нет (так же, как если называть немецкие штаффели – эскадрильями, а швармы/кеттены – звеньями)… Ибо по составу они практически равны…
А применительно к английскому термину Squadron – так тут сам бог велел :wink: , ибо ещё и имеют общие корни с советской эскадрильей (в плане грамматики… собственно как и с кавалерийским эскадроном или флотской эскадрой)…
Если же звучание иностранного слова в корне отличается от наших русских аналогов – то тогда лучше, конечно, использовать данные слова в русском написании: штаффель, шварм, кетте, флайт – для их большей удобочитаемости… Ну, это лично я придерживаюсь такого мнения, ИМХО… 8)
Изображение
Аватара пользователя
Wehrmacht
 
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 июл 2011 23:26
Откуда: Жигулёвск, Russland

Re: Атака на Киркенес и Петсамо 30 июля 1941 г.

Сообщение igor » 18 фев 2013 05:45

Английский эскадрон ЕМНИП имел в два раза больше самолетов по штату, чем наша эскадрилья, за счет резервных машин. У немцев до какого-то времени в штаффелях тоже было значительное количество запасных. А у наших было такое? Я вот не припомню, чтобы встречал.
igor
 
Сообщения: 622
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

Re: Атака на Киркенес и Петсамо 30 июля 1941 г.

Сообщение Wehrmacht » 18 фев 2013 10:50

У наших я такого, честно говоря, тоже не встречал…
Но тут речь больше идёт не о фактическом кол-ве самолётов, имеющихся в эскадрилье, а о кол-ве летающих экипажей, состоящих в ней по штату… Ибо резервная техника, не имеющая собственного экипажа ей управляющего – не считается боевой единицей… По штату же, английский Squadron имел 14…16 боеготовых экипажей, либо 21…24 – но это в очень редких случаях: когда он не из 2-х, как положено, а из 3-х флайтов состоял…
Изображение
Аватара пользователя
Wehrmacht
 
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 июл 2011 23:26
Откуда: Жигулёвск, Russland

Re: Атака на Киркенес и Петсамо 30 июля 1941 г.

Сообщение Wehrmacht » 03 фев 2014 03:20

igor писал(а):
Потери англичан 30 июля 1941 г.:

10. Торпедоносец Fairey Albacore из 828-го эскадрона FAA, заводской номер неизвестен, бортовой код "5C". Сбит при атаке судов в Киркенесе. Пилот суб-лейтенант D.R. McKay (RNVR), наблюдатель суб-лейтенант J.G. Paton (RNVR), радист/воздушный стрелок лид аэйрмен D.W. Corner погибли.


Изображение
Аватара пользователя
Wehrmacht
 
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 июл 2011 23:26
Откуда: Жигулёвск, Russland

Re: Атака на Киркенес и Петсамо 30 июля 1941 г.

Сообщение Wehrmacht » 10 мар 2014 20:50

Опять вопросы, Игорь… :roll:

Не совсем понятен данный момент:

igor писал(а):
В 1.10 4 августа с VICTORIOUS в точке 71°37' N - 01°20' E стартовали 3 истребителя-бомбардировщика Fulmar, нацеленные на Тромсё. Целью налета была база гидроавиации. Однако, британские самолеты оказались слишком далеко на юге, так что им пришлось довольствоваться в 1.45 атакой в Маланген-фьорде сторожевик ELSTER бомбами и бортовым оружием. Это стоило им одной машины – истребитель упал на о. Квалё, сильно дымя и несколько раз взорвавшись. Пилот при этом погиб, а наблюдатель и стрелок выпрыгнули с парашютами . Одного из англичан выловил из моря сторожевик, а второго нашел на острове норвежский лесник. ELSTER доложил о двух сбитых, так как видел 2 парашюта и 2 два места их приземления...

Откуда может взяться в «Фульмаре» – 3-й член экипажа?! Его экипаж состоял из 2-х человек, сидящих в разных кабинах… И в кабине второго члена экипажа (также как и в кабине первого – пилота) – никак не было предусмотрено место для ещё одного человека… Куда они могли его запихнуть (да и вообще – зачем он нужен в боевом вылете)?..

Очень похоже, что эти 3-е взлетевших самолёта – были всё же «Альбакорами», либо на крайний случай – «Суордфишами»… Их экипажи как раз из 3-х человек и состоят…
Либо, и не было в действительности-то этого 3-го члена экипажа – погибшего пилота… и это лишь немцы посчитали, что он должен там быть?..
(Кстати, не нашёл данный самолёт в списках потерь англичан… Правда там упоминается, что этот список потерь 30 июля, а этот «Фульмар» («Альбакор»/«Суордфиш»?) был сбит уже 04 августа… Может поэтому?)

И ещё кстати, если уж зашёл разговор о «Фульмарах» – не совсем корректно будет писАть:

igor писал(а):
Потери англичан 30 июля 1941 г.:

15. Истребитель Fairey Fulmar II из 809-го эскадрона, заводской номер неизвестен, сбит при атаке Киркенеса. Пилот суб-лейтенант R.S .Miller взят в плен, радист/воздушный стрелок лид эйрман L.E. Barrow погиб (тело поднято немцами).

17. Истребитель Fairey Fulmar II из 800-го эскадрона, заводской номер N4029, сбит при атаке Петсамо. Экипаж – пилот суб-лейтенант E.S. Burke (RNVR) и радист/воздушный стрелок лид эйрман J. Beardsley – погибли.

Ибо 2-й член экипажа на «Фульмарах» – выполнял задачи чисто по обеспечению аэронавигации, и поддержанию радиотелеграфной связи с кораблём базирования… Никакого вооружения в его кабине не устанавливалось… Поэтому согласитесь, думаю логично, что название «воздушный стрелок» – для него меньше всего подходит… :wink:
Изображение
Аватара пользователя
Wehrmacht
 
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 июл 2011 23:26
Откуда: Жигулёвск, Russland

Re: Атака на Киркенес и Петсамо 30 июля 1941 г.

Сообщение igor » 12 мар 2014 11:02

По первой претензии - несомненной ошибкой было тупо переписать немецкий взгляд на события. Не знаю, по какой причине немцы именно так все описали. На самом деле лейт. Мэттьюз и саб-лейт. Бэрроуз оба попали в плен (не знаю, кто из них был кто).
По второй претензии должен сказать, что вы напрасно призвали на помощь логику. Данные господа числятся на фулмарах как TAG's. А TAG - это Telegraphist/Air Gunner. Как по вашему я еще мог перевести это слово сочетание?
Вообще говоря, статья давно нуждается в ревизии. Есть новые материалы - но нет времени для их обработки.
igor
 
Сообщения: 622
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

След.

Вернуться в Разное о Люфтваффе



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1