Аэродромы базирования Люфтваффе в Заполярье

И о 5-ом воздушном флоте Люфтваффе в частности

Аэродромы базирования Люфтваффе в Заполярье

Сообщение sk16rus » 20 фев 2015 09:16

В общем то сабж...
Возникла такая тема и есть желание разобраться.
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1803
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: Аэродромы базирования Люфтваффе в Заполярье

Сообщение sk16rus » 20 фев 2015 12:31

Небольшое уточнение от Игоря Суворова...
Есть такой авиасимулятор "Ил-2 Битва за Сталинград" .. так вот в этот симулятор , при определённых согласованиях с разработчиками, можно вставить и карты других театров военных действий! плюсы очевидны ... с этой целью, один мой товарищ хочет сделать карту Заполярья и Норвегии!


В общем, по аэродромам ВВС СФ информация есть.
Может попробовать так же собрать инфу по Люфтам?
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1803
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: Аэродромы базирования Люфтваффе в Заполярье

Сообщение Wehrmacht » 20 фев 2015 13:30

Я уже давал хорошую ссылку:
Wehrmacht писал(а):
На сайте Микаэля Хольма добавилась страничка: Luftwaffe Airfields 1935-1945, где есть описания многих аэродромов Люфтваффе, расположенных в различных странах, выполненные Ларри де Зенгом…

Там же приведены и географические координаты аэродромов… (См. по странам: Norway и Finland)

sk16rus писал(а):Небольшое уточнение от Игоря Суворова...
Есть такой авиасимулятор "Ил-2 Битва за Сталинград"... один мой товарищ хочет сделать карту Заполярья и Норвегии!


ЗЫ: Игорь в принципе мог и у меня спросить в Скайпе… Только вот меня терзают смутные сомненья: если тот товарищ, о котором говорит Игорь, это тот о котором я думаю, то боюсь карту Заполярья в «Битве за Сталинград» мы ещё долго не увидим… :lol:
Изображение
Аватара пользователя
Wehrmacht
 
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 июл 2011 23:26
Откуда: Жигулёвск, Russland

Re: Аэродромы базирования Люфтваффе в Заполярье

Сообщение sk16rus » 20 фев 2015 13:58

Wehrmacht писал(а):Я уже давал хорошую ссылку:
Wehrmacht писал(а):
На сайте Микаэля Хольма добавилась страничка: Luftwaffe Airfields 1935-1945, где есть описания многих аэродромов Люфтваффе, расположенных в различных странах, выполненные Ларри де Зенгом…
Пропустил...
Действительно хорошая ссылка!
Еще бы язык знать...
Может перевод заказать...
А для начала копирну-ка я их себе...
Пусть тут будут ;)

Airfields - Norway.pdf
(348.57 КБ) Скачиваний: 270

Airfields - Finland.pdf
(148.58 КБ) Скачиваний: 235


P.S. Игорь у меня в ФБ спросил. Я и предложил тут тему сделать. И самому интересно, и пригодиться другим может...
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1803
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: Аэродромы базирования Люфтваффе в Заполярье

Сообщение Wehrmacht » 24 фев 2015 17:20

Для облегчения поиска, приведу краткий обзор практически всех аэродромов, использовавшихся Люфтваффе (включая разведывательными и транспортными подразделениями), а также ВВС Финляндии в период ВОВ на Мурманском ТВД (включающем в себя не только Мурманское направление, но ещё и боевые действия в направлении Кандалакши и Лоухи), на которых в различные временные периоды находились аэродромные комендатуры и т.п…
Их не так уж и много в Северной Норвегии и Лапландии – ландшафт местности не очень позволяет… Названия буду писать так, как они назывались у немцев… Обзор очень краткий… кому нужно больше информации – всегда можно перевести у де Зенга с помощью Google-Translate…

Норвегия (север):

  • Kirkenesкомандование гарнизоном, а также части обеспечения авиабазы: штаб Fl.Fü.Nord (Ost) / Fl.Fü.Eismeer, штабы других наземных служб и войск Люфтваффе, госпиталь и т.п. Какое-то время рядом строилась ВПП (возможно в черте города, или на его окраине), для которой руководство полётами должно было осуществляться из КДП гидроаэродрома (вероятно «Kirkenes-Soldatbukten»), но она так и не была достроена.
  • Kirkenes-Hoybuktmoen – авиабаза [Fliegerhorst], построена немцами в период с осени 1940 г. по весну 1941 г. Имела 2 скрещивающихся ВПП, постоянно модернизировалась и к осени 1943 г. её размеры достигали 1350×90 м – для ВПП с С-СЗ на Ю-ЮВ, и 1200×90 м – для ВПП с З-ЮЗ на В-СВ. Обе ВПП имели смешанное покрытие – гравийное и грунтовое, что делало их непригодными для бомбардировщиков-торпедоносцев. Аэродром был оборудован осветительными прожекторами и вероятно системой слепой посадки «Lorenz».
    {Де Зенг называет данный аэродром «Kirkenes-Høybuktmoen», либо просто «Høybuktmoen» (собственно, как и положено в норвежской транскрипции), хотя лично я считаю, что немцы вряд ли бы стали использовать в названии своего аэродрома норвежскую букву «ø», ибо аналогичной буквы в немецком алфавите нет, и соответственно в документах, печатавшихся на немецких печатных машинках, её заменяли на похожую букву «o», или на крайний случай «ö»}
  • Kirkenes-Hoybukten – гидроаэродром [Seeflugstützpunkt], дополнительное место посадки гидросамолётов, альтернативное основному месту их базирования – гидроаэродрому «Kirkenes-Soldatbukten». Имел достаточно места для взлёта и посадки, также имелся небольшой причал в Хей-бухте (Høybukta), и пирс примерно в 400 метрах южнее.
    {Де Зенг ошибочно называет бухту гидроаэродрома Kvalbukta, хотя очевидно, что данная бухта находится совсем в другом месте}
  • Kirkenes-Soldatbukten – морская авиабаза [Seefliegerhorst], защищённая от волн, но замерзающая зимой. Имела около 10 швартовочных буёв для гидросамолетов в Солдатер-бухте (Soldaterbukta). В 1943 г. в нескольких метрах от ангара в северной части базы был построен стапель для подъёма самолётов на берег и спуска на воду. Имелся 1 небольшой пирс и причал напротив южного конца острова Skogoen (Skogøen).
    {Я так понимаю, островом Skogoen (Skogøen) де Зенг называет о.Престё (Prestøya), который в настоящее время стал полуостровом [по-крайней мере, в Google-Maps при задании в поисковике «Skogoen, Sør-Varanger, Norge» – выкидывает почему-то именно на «Prestoya», может быть он имел 2 названия, как например в случае с Хей-бухтой, которая на норвежском будет Høybukta, а на северосаамском – Nuvvosgohppi?], так вот, судя по схеме из KTB 7-й флотилии Раумботов, любезно предоставленной Игорем Викторовичем, во времена 2-й Мировой данный п-ов был отдельным островом (схему можно посмотреть здесь на стр.9), возможно взлёты и посадки на гидроаэродроме «Kirkenes-Soldatbukten» осуществлялись именно в проливе между этим островом и материком}
  • Vadso – гидроаэродром [Seeflugstützpunkt], существовал ещё до войны как аэродром для норвежских гражданских и военных гидросамолётов, имел незамерзающую зимой внутреннюю гавань, защищённую от волн. Практически не использовался Люфтваффе, либо использовался лишь эпизодически. Инфраструктура включала в себя 122 метровый причал для судов, плюс ещё несколько небольших причалов и пирсов.
  • Svartnes – посадочная площадка [Landeplatz], введена в эксплуатацию осенью 1943 г., как истребительный аэродром для обеспечения доп. защиты немецкому судоходству вокруг п-ова Варангер. Имелась одна подготовленная ВПП (вероятно грунтовая) 1000×90 м. Территория аэродрома была заболочена и имела сильно пересечённую поверхность, в результате чего эксплуатация самолётов была возможна только с ВПП.
  • Berlevaag – посадочная площадка [Landeplatz], недостроена. Строительство началось в августе 1943 г., в эксплуатацию так и не была введена. Было построено около 950 м бетонной ВПП, но в ноябре 1944 г. она была разрушена отступающими немецкими войсками (после войны восстановлена норвежцами).
  • Banak – авиабаза [Fliegerhorst], главная база бомбардировочной авиации Люфтваффе и станция метеорологической разведки в Северной Норвегии. Бывшая посадочная площадка Армейской авиации Норвегии, также использовавшаяся RAF в мае 1940 г. Когда Германия захватила её осенью 1940 г., в первоначальном варианте она представляла собой 2 параллельные ВПП длиной 1370 м с деревянным покрытием, которые в дальнейшем были достроены и значительно реконструированы немцами, вкупе со всей остальной инфраструктурой аэродрома. В конечном итоге, обе ВПП были около 1555 м в длину и около 275 м в ширину, имели дощатое покрытие, расстояние между ними было примерно 55 м. Рулёжные дорожки шли параллельно западной и южной сторонам аэродрома, меньшая дорожка (вероятно южная) примыкала к северной части восточной стоянки самолётов. Аэродром был оборудован посадочными огнями, осветительными прожекторами и системой слепой посадки «Lorenz».
  • Billefjord – морская авиабаза [Seefliegerhorst], начала использоваться с мая 1941 г. и в течении последующих месяцев сформировалась как база, способная к размещению разведывательных, патрульных, и торпедоносных авиаподразделений от штаффеля и выше. Билле-фьорд в зимний период был незамерзающим, и обеспечивал очень хорошие условия для взлётов и посадок своими размерами – 1830×915 м. Бухта имела причалы для гидросамолетов наряду с деревянными пирсами для судов, а также небольшую пристань на берегу.
  • Alta-Land – авиабаза [Fliegerhorst] – с мая 1943 г. До мая 1943 г. – аварийно-посадочная площадка [Notlandeplatz] (ещё с довоенного времени служила для авар. посадок, имела одну ВПП – с В на З, длиной всего 850 м), в мае 1943 г. данная ВПП была удлинена немцами до 1000×40 м, и покрыта дощатым настилом, затем началось строительство ещё одной дощатой ВПП – с З-СЗ на В-ЮВ, длиной 1325×65 м, но до сентября 1944 г. она так и не была закончена.
  • Alta-See – гидроаэродром [Seeflugstützpunkt], использовался Люфтваффе с октября 1940 г. для разведывательных и патрульных операций, а также операций по сопровождению морских конвоев. Залив Bukta {де Зенг называет его на манер немецкого переозвучивания Bugten} имел достаточно места для взлёта и посадки. На берегу имелись пирс для гидросамолётов и несколько причалов.
  • Tromso – морская авиабаза [Seefliegerhorst], начала строиться норвежцами ещё до войны, и в начале апреля 1940 г. там уже базировались 3 «Хейнкеля» He-115A Морской авиации Норвегии. Оккупировав её, немцы провели значительную модернизацию, сделав из неё главную базу немецкой гидроавиации в Северной Норвегии, служащей центром разведывательных, патрульных, эскортных и поисково-спасательных операций в Норвежском и Баренцевом морях на Крайнем Севере Норвегии. Гидроаэродром имел неограниченную длину с С на Ю, и около 2285 м с В на З. Самолёты швартовались у берега в обе стороны от мыса Skattøra (западная оконечность острова Tromsøya) – как в северную, так и в южную. Для якорных стоянок гидросамолётов имелось около 30 буев, и известны случаи, когда не менее 25 машин стояли на этих креплениях одновременно.
  • Bardufoss – авиабаза [Fliegerhorst]. Постепенное строительство аэродрома началось норвежцами ещё в апреле 1935 г. и было продолжено Люфтваффе в июне 1940 г., после его захвата. Используя две строительные роты Люфтваффе с прикрепленным контингентом австрийский радикальной молодёжи и 1558 норвежских рабочих, в 1941 году было завершено строительство основной бетонной ВПП, идущей с В-ЮВ на З-СЗ – длиной 1180×80 м, позже удлинённой до 1600 м. По-большей частью в 1941-42 гг. была проведена реконструкция по расширению аэродрома, стоянок самолётов, и других объектов инфраструктуры. В 1943 г. примерно в 2 км западнее аэродрома Bardufoss – чуть севернее хутора Fossmoen было начато строительство новой бетонной ВПП, идущей с С-СЗ на Ю-ЮВ – размером 1850×90 м, но построено было лишь 230 м полосы, вследствие чего данная ВПП могла использоваться лишь в зимний период (когда утрамбованный снег закрывал все изъяны недостроенной полосы, и благодаря тому, что хотя и было построено всего 230 м ВПП, но благодаря расчистке и подготовке полосы к строительству – для взлёта и посадки было доступно порядка 1300 м), однако в 1944 г. немецкое командование решило отказаться от её дальнейшего строительства. В августе 1944 г. рядом с вышеупомянутой ВПП Fossmoen (с восточной стороны, ссылка как раз указывает на начавшую строиться третью ВПП) начались работы по прокладке 3-й ВПП, идущей с С на Ю – длиной приблизительно 1690 м, но в октябре 1944 г. она всё ещё не имела покрытия и находилась в зачаточном состоянии, поэтому её строительство немцы также решили дальше не продолжать. Бардуфосс постоянно использовался бомбардировочной, дальней разведывательной и истребительной авиацией на протяжении 1940-45 гг. Основная ВПП аэродрома Bardufoss, идущая с В-ЮВ на З-СЗ, была оборудована посадочными огнями, а также радиомаяками и системой радионавигации.
    {У де Зенга не упоминается, что остальные две ВПП строились чуть в стороне от аэродрома Bardufoss – в Fossmoen. Вероятно немцы вообще планировали их как отдельный дополнительный аэродром рядом с основным «Бардуфоссом». После войны в 1945 г. норвежцы приняли решение срыть обе ВПП Fossmoen, но остатки их до сих пор хорошо видны на фотографиях данного района и на спутниковых снимках. Вдобавок он (де Зенг) или ошибся, или опечатался с направлением 2-й ВПП, написав, что она шла с С-СВ на Ю-ЮВ, что конечно же, хотя бы чисто географически просто не может быть}
Южнее и западнее Бардуфосса аэродромы рассматривать не стал, т.к. это крайний филд в Северной Норвегии, где какой-то временной период дислоцировались немецкие бомбардировщики, в частности Stab./KG26 и 3./KG26… Там же «сидел» и Stab/Fl.Fü.Lofoten… Далее (южнее) уже идут промежуточные аэродромы «подскока» для перелётов из Южной Норвегии…
Последний раз редактировалось Wehrmacht 24 фев 2015 19:30, всего редактировалось 3 раз(а).
Изображение
Аватара пользователя
Wehrmacht
 
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 июл 2011 23:26
Откуда: Жигулёвск, Russland

Re: Аэродромы базирования Люфтваффе в Заполярье

Сообщение Wehrmacht » 24 фев 2015 17:40

Финляндия (Лапландия):

  • Petsamo – авиабаза [Fliegerhorst] расположена в 20 км Ю-ЮЗ посёлка Petsamo (Печенга) и в 3,5 км Ю-З посёлка Luostari (Луостари), введена в эксплуатацию 02 июня 1940 г. в качестве финского гражданского аэропорта. Имела 3 подготовленные ВПП на песчаном грунте – первая с С-СВ на Ю-ЮЗ длиной около 1550×275 м, вторая с В на З – длиной примерно 1370×275 м. Третья ВПП размером 915×75 м шла параллельно 1-й полосе с С-СВ на Ю-ЮЗ – с её западной стороны, и возможно имела деревянное покрытие (первые две ВПП вероятно были грунтовыми). 1-я ВПП была оборудована посадочными огнями, и также есть данные, что она была дополнительно оборудована осветительными прожекторами и системой слепой посадки «Lorenz».
  • Salmijärvi – авиабаза [Fliegerhorst], начала строиться советскими военнопленными с августа 1942 г. (по финским источникам), имела одну основную ВПП 1000×80 м – с С-В на Ю-З. На период 1943 года шли работы по строительству ещё одной ВПП – с С-З на Ю-В, но они завершены не было, и данная ВПП использовалась в качестве обычной стоянки самолётов.
  • Nautsi – авиабаза [Fliegerhorst], начала строиться в июне 1941 г. Использовав труд советских военнопленных, была введена в эксплуатацию с сентября 1942 г. Имела одну грунтовую ВПП с С-В на Ю-З, возможно покрытую гравием или деревянным настилом. Из-за очень заболоченной местности её эксплуатация прекращалась весной и осенью, а также в период сильных дождей. Территория аэродрома имела размер примерно 1465×275 м.
  • Kaamanen – посадочная площадка [Landeplatz], начала строиться советскими военнопленными примерно в марте 1944 г., введена в эксплуатацию в июле-августе 1944 г., но на 23 октября 1944 г. работы на ней всё ещё продолжались. Имела одну покрытую гравием ВПП с С-СВ на Ю-ЮЗ – длиной приблизительно 2010 м, и несколько капониров со всех сторон окружённые деревьями.
  • Ivalo – посадочная площадка [Landeplatz], до войны использовалась как промежуточный аэродром для гражданских авиарейсов в Петсамо (как промежуточная взлётно-посадочная площадка продолжала использоваться и в первую половину войны до 1943 г.). В 1943 г. немцы используя советских военнопленных начали её реконструкцию, которая была завершена в середине лета 1944 г. (первая посадка на обновлённой ВПП – 29 июля 1944 г.). Имел одну покрытую гравием ВПП длиной 900 м. В конце октября или начале ноября 1944 г. была разрушена отступающими немецкими войсками (восстановлена финнами после войны).
  • Vuotso – авиабаза [Fliegerhorst], начала строиться финнами в период 1939-40 гг., но завершена не была. Летом 1942 г. её стали достраивать немцы. ВПП бетонного покрытия не имела и была грунтовой. Территория аэродрома имела размер примерно 650×600 м.
  • Sodankylä – посадочная площадка [Landeplatz]. До начала 1944 г. нет данных об её эксплуатации, вероятно использовалась в зимний период самолётами, оборудованными лыжами. Имела травяное покрытие на песчаном грунте, 2-е ВПП – одна 660×80 м с С на Ю, вторая – 550×80 м с В на З.
  • Kemijärvi – посадочная площадка [Landeplatz] с грунтовой ВПП, использовавшаяся в основном всеми видами авиации, кроме бомбардировочной. Использовалась ещё до войны, в течение 1941-42 гг. была реконструирована и расширена немцами. До немецкой реконструкции, территория аэродрома имела размер примерно 1000×600 м.
  • Rovaniemi – авиабаза [Fliegerhorst], построена в 1940 г. Изначально имела 2-е травяные ВПП, которые были значительно модернизированы, когда аэродром заняли немцы в 1941 г. ВПП идущая с С на Ю была увеличена до 1280 м, ВПП идущая с В на З была увеличена до 1000 м. Южный конец ВПП, идущей с С на Ю, был забетонирован. Аэродром был оборудован для ночных посадок.
  • Kemi – авиабаза [Fliegerhorst], существовала ещё до войны и была модернизирована немцами в июле 1941 г. Имела одну бетонную ВПП с С на Ю – длиной 915 м (один из 2-х или 3-х аэродромов на севере Финляндии, имеющих бетонные полосы), и одну грунтовую ВПП с В на З – также длиной не менее 915 м, данные ВПП пересекались практически под прямым углом. Аэродром был оборудован для ночных посадок.
Северная Карелия и юг Мурманской обл. (оккупированная территория СССР):

  • Alakurtti – авиабаза [Fliegerhorst], бывший советский аэродром близ одноимённого посёлка Алакуртти, захваченный немецко-финскими войсками в сентябре 1941 г. Авиабаза была отремонтирована немцами и улучшена, и с ноября 1941 г. использовалась Люфтваффе как минимум до сентября 1944 г. Данных о размерах аэродрома на тот период нет.
  • Pontsalenjoki – посадочная площадка [Landeplatz] на правом берегу р.Понча – река протекает с З на В всего в 1,5 км севернее от пересечения ВПП. Площадка располагалась недалеко от п.Пяозерский, была построена немцами в течение 1941 г. и первой половины 1942 г. Имела 2-е грунтовые ВПП – длинную с В на З, и короткую – с С на Ю. Одна из 2-х ВПП вероятно была покрыта гравием или деревянным настилом. Стоянка самолётов из примерно 12 деревянных капониров была недалеко от ВПП, идущей с В на З – с её северной стороны. Данных о размерах аэродрома нет.
  • Kiestinki – посадочная площадка [Landeplatz] в районе п.Кестеньга, передовая импровизированная ВПП, оборудованная после захвата данной территории немецко-финскими войсками в августе 1941 г. Редко упоминается после января 1942 г., за исключением эпизодического её использования курьерскими самолётами Люфтваффе. Данных о размерах аэродрома нет.
Надеюсь, ничего не забыл… :roll:
Изображение
Аватара пользователя
Wehrmacht
 
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 июл 2011 23:26
Откуда: Жигулёвск, Russland

Re: Аэродромы базирования Люфтваффе в Заполярье

Сообщение sk16rus » 25 фев 2015 09:18

Вот спасибо!
Теперь из этого можно сделать маленький PDF с картинками (для удобства, так сказать)
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1803
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: Аэродромы базирования Люфтваффе в Заполярье

Сообщение Wehrmacht » 25 фев 2015 14:30

Ну, не думаю, что мой краткий обзор (причём очень краткий) достоин оформления в PDF… Если уж делать такой документ, то нужно делать всё основательно – примерно как у де Зенга… Мой же перевод 70…80% информации оставил «за бортом»…
В оригинале там вообще всё замечательно: по большинству аэродромов указана инфраструктура – какие имелись ангары, казармы и др. административные здания, где располагались… Указана оборона филдов, на некоторых вплоть до расположения огневых позиций зенитных батарей… Да и самое главное: у де Зенга указаны авиаподразделения, которые базировались на филдах, вплоть до временных периодов их базирования… Какие аэродромные комендатуры там «рулили»…

А на перевод такого огромного объёма информации, откровенно говоря, нет ни времени, ни сил, к сожалению… :(
Изображение
Аватара пользователя
Wehrmacht
 
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 июл 2011 23:26
Откуда: Жигулёвск, Russland


Вернуться в Разное о Люфтваффе



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1