Женщины-летчики в Заполярье

Модератор: Модераторы форумов

Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2351
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Женщины-летчики в Заполярье

Сообщение sk16rus »

Красивая девушка.
Интересный рассказ.
Смутил немного только пассаж про "крупную машину" "фашистский бомбовоз" "FW-190" и его "экипаж".
Изображение
7,62mm
Сообщения: 276
Зарегистрирован: 30 мар 2016 22:11

Re: Женщины-летчики в Заполярье

Сообщение 7,62mm »

:D я тоже на одном из сайтов эти же доводы высказал, что отважная лётчица , даже если и по прошествии многих лет, так "лажает". На что мне с иронией заметили, что ты бы прошел, через что она прошла, так, что, мол, не серчай на старушку, уже хорошо,что хоть про Fw-190 помнит, и то здорово.
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2351
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Женщины-летчики в Заполярье

Сообщение sk16rus »

Да ведь никто и не спорит)))

А сейчас сразу анекдот вспомнился про "факеров на фокке-вульфах" )))
Изображение
7,62mm
Сообщения: 276
Зарегистрирован: 30 мар 2016 22:11

Re: Женщины-летчики в Заполярье

Сообщение 7,62mm »

Минаева 1.jpg
Минаева 2.jpg
7,62mm писал(а): 15 апр 2020 20:52 Минаева Полина Александровна мл.л-т старший летчик 716 нбап (на вооружении По-2) орден Красной Звезды (ещё будучи старшиной, вылеты на бомбардировку в светлое время, полёты вдоль линии фронта по связи), медаль "За оборону Советского Заполярья"
Минаева (в замужестве Жильцова) Полина Александровна; 06.06.1922 г.р.; д.Бурдаково Тульская губ.; окончила Сталиногорский (ныне г.Новомосковск) аэроклуб в 1939 г.; мл. лейтенант. летала на По-2 (У-2). Ордена: Красной Звезды ( 1944 г.) Отечественной Войны II ст.(1985 г.) Медали: За оборону Советского Заполярья; За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.
С началом войны служба лётчиком-инструктором в аэроклубах г.Ефремов (Тульская обл.), г.Невьянск (Свердловская обл.), г.Томск (на тот период в Новосибирской обл.). В августе 1942г. вступает добровольцем в ВВС РККА, переподготовка в 46 зап г. Алатырь, с июня 1943 г. в 716 лбап (ббап; нбап) в составе соединений 257 сад(осад) и 261 сад (осад; шад) 7 Воздушной Армии Карельского фронта.
В один из фронтовых вылетов, идя с бомбовой нагрузкой на малой высоте, что называется "брея" верхушки деревьев, Полина засекла в глуши леса во вражеской прифронтовой полосе довольно большой костёр с различимыми вокруг него расположившимися на бивак финнами, которые беспечно отнеслись к маскировке своего привала, вероятно просчитав, что для серьёзных бомбардировщиков одиноко горящий костёр, как цель не интересен, ну а для По-2 полёты в тылу противника в светлое время суток, что называется "смерти подобны". Напрасно так считали. Полина с бреющего "уложила" бомбу, что называется "в лузу" - в центр кострища с дремлющими вокруг него лахтарями (финнами)
- Пускай погреются, усмехнулась девушка.
В другой раз вместе со своим штурманом мл.л-том К.Ф.Гвоздь Полина применила довольно оригинальный приём для бомбометания, почти "вслепую". Вылетев на задания для поддержки нашей ударной группы по овладению ключевым пунктом, экипаж Минаевой шел в направления цели прячась в облаках, по расчётам штурмана незадолго до выхода в район действия наших десантников Полина вывела самолёт из под нижней кромки облаков, и на высоте не больше 50 метров, почти "по головам" финских войск находящихся на марше по дороге пронеслась в направления цели, одновременно ориентируюсь, примеряясь к расстояниям и дистанции до неё. Финны ошалев от такой наглости принялись палить в "пошку" из всего что у них имелось, но Полина лихо маневрируя и следуя указаниям штурмана ушла из под шквального огня, и буквально перед целью взмыла вверх и нырнула в облачность, и уже оттуда, из-за облаков, с тонким расчётом произвели сброс бомб, которые по сведениям наших бойцов, легли точнёхонько туда, куда нужно.
Об этих, и других боевых буднях экипажа Полины Минаевой не раз писалось во фронтовых газетах "Боевая вахта", "Вперёд к победе"...
Демобилизовалась в октябре 1945 г. после чего жила и работала на Дальнем Востоке по месту службы мужа. в 56-ом вернулась на малую Родину в Тульскую область. Скончалась в феврале 2003 г.
7,62mm
Сообщения: 276
Зарегистрирован: 30 мар 2016 22:11

Re: Женщины-летчики в Заполярье

Сообщение 7,62mm »

7,62mm писал(а): 15 апр 2020 20:52 Антипова Анна Гавриловна. мл.л-т летчик 773 иап. (на вооружении Р-39 "Аэрокобра") медаль "За оборону Советского Заполярья"
Антипова Анна Гавриловна. 02.02.1916 г.р. в д. Хутор Орловской губ.( ныне Курская обл.) мл. лейтенант. летчик. Ордена: Красной Звезды (1970 г.) Орден Отечественной войны 1 ст. (1985 г.) Медали: "За оборону Советского Заполярья"; "За Победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг."
С 1936 по 1938 гг. поочерёдно училась и заканчивала Липецкую и Херсонскую авиашколы пилотов, с 1939 г. лётчик-инструктор Липецкой авиашколы. С июня 41-го по август 42-го летчик-инструктор 6-ой Воронежской военной авиашколы пилотов, с августа 42-го по март 43-го летчик-инструктор Бирмской военной авиашколы. В июне 1943 г. после переподготовки в 46 зап, направлена в действующие войска в 716 лбап (ббап; нбап) Карельского фронта. В феврале 1944 г. во время выполнения боевого задания получила тяжёлое ранение. При нахождении в госпитале встал вопрос о её комиссовании, и прекращении лётной карьеры, но Аня настояла на продолжении службы, и уже в июне 44-го её направляют в 773 иап входившего поочерёдно в состав соединений - 257 осад, 1 гв.сад, 16 гв.иад 7 Воздушной Армии Карельского фронта, ВВС 14 Отдельной Армии, и Беломорского Военного Округа. Есть так же упоминания о её службе где-то в период с июня 44-го до демобилизации в 1947 г. в составе 20 гв.иап. После увольнения в запас уехала в Среднюю Азию поступила на работу в Ташкентский аэропорт, и до 1958 г. летала на По-2 и Ан-2 над песками пустыней Кара-Кум и Кызыл-Кум, вершинами и пропастями Памира и Тянь-Шаня, а после завершения лётной карьеры, уже выйдя на заслуженный отдых, до 1966 г. работала в наземной службе аэропорта Ташкент. В дальнейшем проживала в Житомире и Липецке. Ушла из жизни в августе 2004 г.
Липецкая авиашкола. Летчик-инструктор Антипова А.Г - в центре
Липецкая авиашкола. Летчик-инструктор Антипова А.Г - в центре
Антипова А.Г. 2.jpg
7,62mm
Сообщения: 276
Зарегистрирован: 30 мар 2016 22:11

Re: Женщины-летчики в Заполярье

Сообщение 7,62mm »

Ченцова Зоя Михайловна 1919 или 1921 г.р. в с. Залазна Омутненского р-на Кировской обл., гвардии красноармеец, воздушный стрелок в экипаже Бостон Mk III. в 114 Гвардейском Краснознамённом бомбардировочном авиаполку (бывший 137 ксбап). На апрель 1944 г. имела 5 боевых вылетов. Так например 12 апреля 1944 при ночной бомбардировке аэродрома Кемиярви отразила атаку истребителя, и вероятно его подбила, так, как самолёт противника вышел из боя. В следующие сутки при разведывательном полёте на Мурманском направлении ею была получена информация о противнике, которая была признана большой ценности. Представлена к награде медалью "За отвагу".
Далее, судя по информации в Сети, медаль "За освобождение Советского Заполярья" Зоя Михайловна получила уже будучи с 1.09.44 г. пилотом 679 апнб (авиаполк ночных бомбардировщиков) 7 Воздушной Армии, укомплектованного По-2 и Р-5, хотя к 1944 г. этот полк уже был переформирован и назывался 679 транспортным авиаполком (по Википедии)
использовался для транспортировки командного состава, ведения ближней разведки, снабжения как регулярных частей, так и партизан, разведывательных и диверсионных групп. При этом, несмотря на название, вплоть до окончания боевых действий на севере в 1944 году, частично использовался как бомбардировочный полк.
Информации о награждении медалью "За Победу над Германией" нет, что в принципе довольно странно. Дальнейшая судьба Ченцовой З.М. неизвестна.
P.S. Нашлись таки похоже следы Зои Михайловны. Дело в том, что на Памяти народа есть информация, что 14.11.1944 г. была уволена в запас Тагер Зоя Михайловна рождённая 2 мая 1921 г. в Омутненском р-не Кировской обл. В учётной карточке указано, что последнее место службы был 114 гв.ближнебомбардировочный авиаполк(а не 679 апнб (679 нбап; 679 трап) что, тоже загадочно, если Тагер и Ченцова одно лицо). Тагер З.М. в 1985 г. награждалась Орденом Отечественной войны IIст.. Судя по отметке в учётной карточке проживала в г. Москва. Скончалась 24.12.2002 г.
ValAngler
Сообщения: 452
Зарегистрирован: 17 дек 2017 18:53

Re: Женщины-летчики в Заполярье

Сообщение ValAngler »

7,62mm писал(а): 28 апр 2023 02:08 Ченцова Зоя Михайловна 1919 или 1921 г.р. в с. Залазна Омутненского р-на Кировской обл., гвардии красноармеец, воздушный стрелок в экипаже Бостон Mk III. в 114 Гвардейском Краснознамённом бомбардировочном авиаполку (бывший 137 ксбап). На апрель 1944 г. имела 5 боевых вылетов. Так например 12 апреля 1944 при ночной бомбардировке аэродрома Кемиярви отразила атаку истребителя, и вероятно его подбила, так, как самолёт противника вышел из боя. В следующие сутки при разведывательном полёте на Мурманском направлении ею была получена информация о противнике, которая была признана большой ценности. Представлена к награде медалью "За отвагу".
Далее, судя по информации в Сети, медаль "За освобождение Советского Заполярья" Зоя Михайловна получила уже будучи с 1.09.44 г. пилотом 679 апнб (авиаполк ночных бомбардировщиков) 7 Воздушной Армии, укомплектованного По-2 и Р-5, хотя к 1944 г. этот полк уже был переформирован и назывался 679 транспортным авиаполком (по Википедии)
использовался для транспортировки командного состава, ведения ближней разведки, снабжения как регулярных частей, так и партизан, разведывательных и диверсионных групп. При этом, несмотря на название, вплоть до окончания боевых действий на севере в 1944 году, частично использовался как бомбардировочный полк.
Информации о награждении медалью "За Победу над Германией" нет, что в принципе довольно странно. Дальнейшая судьба Ченцовой З.М. неизвестна.
P.S. Нашлись таки похоже следы Зои Михайловны. Дело в том, что на Памяти народа есть информация, что 14.11.1944 г. была уволена в запас Тагер Зоя Михайловна рождённая 2 мая 1921 г. в Омутненском р-не Кировской обл. В учётной карточке указано, что последнее место службы был 114 гв.ближнебомбардировочный авиаполк(а не 679 апнб (679 нбап; 679 трап) что, тоже загадочно, если Тагер и Ченцова одно лицо). Тагер З.М. в 1985 г. награждалась Орденом Отечественной войны IIст.. Судя по отметке в учётной карточке проживала в г. Москва. Скончалась 24.12.2002 г.
Насколько я вижу, это карточка переучета, выпущена в 1980. Соответственно, и фамилия там не девичья.
7,62mm
Сообщения: 276
Зарегистрирован: 30 мар 2016 22:11

Re: Женщины-летчики в Заполярье

Сообщение 7,62mm »

Всё может быть. Конторские переучёты действительно давали порой необъяснимые поправки, ошибки, искажения. Я считаю, что Зоя Тагер и Зоя Ченцова одно и то же лицо. Когда она на самом деле сменила девичью фамилию на мужнину, можно только предполагать. Известны случаи, и их было немало, когда девчонки выходили замуж на фронте, и демобилизовывались уже с другими фамилиями. та же самая Анна Люканова (выше в постах темы) ставшая Анной Нарбут. Но, мне всё таки стало интересным, если принять за версию, что Зоя Ченцова выходила замуж и меняла фамилию ещё будучи в войсках, и после демобилизации попала в Москву ( на Родину мужа?) то, кто мог быть этот самый Тагер? Из того, что выдавал интернет наиболее интересной получилась бы история с москвичом Евгением Григорьевичем Тагером, инженером-конструктор(механик) по авиационным приборам и оборудованию самолётов, досрочно освобождённым в июле 1943 г.( з-д №81, уж не шарашка ли какая?), который мог заниматься изучением и доводкой авиационной техники, в том числе и из её работы в полевых фронтовых условиях?. Среди перечисляемых моделей самолётов, которыми занимался Тагер были Пе-2(Пе-3) и ленд-лизовские, в том числе и ....Бостон (!). Правда я не нашел полной географии работы авиаспециалиста Тагера, но предполагаю, что Карельский фронт, где эксплуатировались во множестве самолёты поставляемые нам союзниками, теоретически он мог бывать. Там же мог и встретить Зою. Но это так, лирическое отступление.
7,62mm
Сообщения: 276
Зарегистрирован: 30 мар 2016 22:11

Re: Женщины-летчики в Заполярье

Сообщение 7,62mm »

На могиле Амосовой Анны, в замужестве Бондаренко, на памятнике указана дата рождения 18 февраля 1919 г. Так, что 1919-ый, а не 1920-ый, как у меня в раннем посте о ней.
могила амосовой.jpg
7,62mm
Сообщения: 276
Зарегистрирован: 30 мар 2016 22:11

Re: Женщины-летчики в Заполярье

Сообщение 7,62mm »

Появилась в интернете новая информация по упомянутой в ранних постах Анне Васильевне Люкановой , пилоту 235 Апатитского отдельного авиаотряда ГВФ СССР (п. Тик-губа оз. Имандра недалеко от ст. Апатиты Мурманской обл.) Уточняется дата и место её рождения, и др. Но дальнейшее ставит вопросы к достоверности тех уточнений, что приводятся.
Люканова Анна Васильевна
Родилась 5 ноября 1917 года в ст.Войбакало Мгинского района Ленинградской области.
С 1935 по 1936 – курсант Балашовской ШП ГВФ.
С 04.1936 по 09.1938 – курсант Батайской ШП ГВФ.
С 14.09.1938 – пилот Северной ОАГ ГВФ.
С 3.12.1941 по 1945 – пилот-инструктор Узбекского УГВФ.

https://historydepositarium.ru/public_s ... id=1092710
стоит наверное добавить, что 3 июня 1940 г Люканова была направлена для дальнейшей работы в 235 Апатитский отдельный авиаотряд ГВФ СССР, который базировался на гидроаэродроме в п. Тик-губа на оз Имандра, в 3-х км. от ст. Апатиты.
Вызывает очень большое сомнение, что Анна Васильевна уже в декабре 41-го покинула Заполярье и переехала в Узбекистан. Ибо перечень её лётных эпизодов и подвигов описанных в раннем посту выше в теме, с перегоном самолётов, вывозом раненных и заброской в тыл норвежских партизан-разведчиков, выходом замуж за Георгия Нарбута, просто не смог бы уместиться в полугодовой период с июня по декабрь 41-го. Возможна ошибка с годом убытия не 1941, а скажем 1943 или 1944.
По крайней мере по результатам исследования М.Орешеты Анна Люканова в 1943, будучи пилотом самолёта, с аэродрома под Мурманском забрасывала в тыл врага норвежских партизан. О чём была статья в СМИ https://tass.ru/arktika-segodnya/4365336
В общем, вот так вот.
Последний раз редактировалось 7,62mm 19 фев 2025 12:56, всего редактировалось 3 раза.
7,62mm
Сообщения: 276
Зарегистрирован: 30 мар 2016 22:11

Re: Женщины-летчики в Заполярье

Сообщение 7,62mm »

Есть уточнения по Антиповой Анне.
Антипова Анна Гавриловна
02.02.1916 г. - 01.08.2004 г.
д.Хутор Новосильского района Орловской области
С 11.1938 — курсант Херсонской школы пилотов ОАХ.
С 12.1939 — летчик-инструктор аэроклуб Липецк.
С 25.05.1941 — летчик-инструктор 6 Военной авиационной школы пилотов Приволжского округа.
С 1.11.1942 — летчик-инструктор Бирмской Военной авиационной школы пилотов.
С 10.104.1943 — летчик, 46 Запасной авиаполк.
С 07.1943 — летчик, 716 НБ авиаполк, Северо-Западный фронт.
С 06.1944 — старший летчик, 773 истребительный авиационный полк Северо-Западный фронт.
С 09.1945 — летчик 20 гвардейский истребительный авиационный полк.
С 12.1945 — командир звена управления 16 гвардейская истребительная авиационная дивизия.
С 07.1946 — летчик 222 ОСАЭ.
С 5.07.1947 — пилот По-2 Аэроэкспедиции Геологоуправления Узбекской ССР.
С 17.04.1956 по 7.04.1958 — командир Ан-2 в Узбекском Управлении гражданского воздушного флота.
Гвардии младший лейтенант.
Награждена медалями «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Пишут что 716 нбап и 773 иап это Северо-Западный фронт. Но по фото и документам это всё таки Карельский фронт. Хотя, особенно в самом начале боевого применения, авиаполки возможно и действовали где-то прямо на стыке фронтов. Однако в дальнейшем передислоцировались всё севернее и севернее, и уже точно действовали в интересах Карельского фронта и 7 Воздушной Армии до самой Победы в мае 45-го. 773 иап так точно ещё в феврале 45-го дислоцировался в Норвегии, и вёл боевую работу, хотя вроде бы активная часть опреации по освобождению Советского Заполярья была завершена.
Изюминкой в авиабиографии Анны Гавриловны можно предположить её службу в послевоенное время в 222 осаэ (отдельная смешанная авиаэскадрилья). Подобные авиачасти создавались под государственные проекты особой важности. Если предположить, что географически рядом числятся 1946 год, Узбекистан и геологоуправление, то это с большой долей вероятности обслуживание объектов атомной промышленности, возможно урановые разработки.
Вложения
Антипова Анна Гавриловна.jpg
7,62mm
Сообщения: 276
Зарегистрирован: 30 мар 2016 22:11

Re: Женщины-летчики в Заполярье

Сообщение 7,62mm »

В дополнение на Лобко Евдокию Яковлевну (см. посты выше) пилота 235 оап ГВФ СССР. 15 октября 1918 г.р.
Вложения
Архивная справка по Лобко 2.jpg
Архивная справка по Лобко 1.jpg
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя