Фотографии

Re: Фотографии

Сообщение ValAngler » 27 апр 2018 12:01

Кестеньга, Озеро Топозеро Февраль 1942 года. Самолет Hawker Hurricane MK.IIA совершил аварийную посадку из-за повреждения двигателя. Самолет был разобран и доставлен грузовиком в Оулу и далее на авиационный завод, где он был отремонтирован для использования финскими военно-воздушными силами. Фото из Музея Оулу.
Вложения
7991.jpg
ValAngler
 
Сообщения: 237
Зарегистрирован: 17 дек 2017 19:53

Re: Фотографии

Сообщение sk16rus » 28 апр 2018 10:13

ValAngler писал(а):Кестеньга, Озеро Топозеро Февраль 1942 года.
Вот тут еще несколько фотографий этого самолета - viewtopic.php?f=23&t=667&start=80#p5049
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 2083
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: Фотографии

Сообщение Тунгус » 17 май 2018 22:55

На сайте Борисоглебского летного училища нашел фотографию.
Изображение

Справа, по всей видимости майор Берлов. Он начал войну в составе 147 ИАП, потом служил 768 ИАП ПВО 122 ИАД. А затем в 651 ИАП ПВО, которому скорей всего и принадлежит эта Кобра, в 768 ИАП их вроде не было. Я вот только не разобрался с этим 651-м полком , вычитал только у Быкова в книге "Все истребительные полки Сталина":
17.04.1944-22.04.1944 Начал перевооружаться на американские самолеты "Аэрокобра"
01.08.1944 Из 125 ИАД ПВО передан в состав 320 ИАД ПВО 82 дивизии ПВО Северного фронта ПВО. Вел боевую работу (патрулирование и дежурство на земле на самолетах "Киттихаук" и "Аэрокобра"
01.10.1944 Из 320 ИАД ПВО передан в состав 36 ИАД ПВО 5 корпуса Северного фронта ПВО.


А про Северный фронт ПВО в Википедии написано:
Фронт действовал в полосе шириной свыше 3000 километров, от Баренцева моря до линии городов Куйбышев, Курск, Луцк, прикрывая от ударов авиации противника Москву, Центральный промышленный район, Мурманск, коммуникации войск фронтов и важные объекты прифронтовой зоны на западном и северо-западном стратегических направлениях.

Таким образом мне подумалось, что этот полк действовал в Заполярье, раз Берлов там служил. Это конечно не аргумент, я понимаю, но все же...

Ландшафт правда опять на Северный не похож)

Очень интересные звезды на самолете. Это еще американские?
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
Тунгус
 
Сообщения: 217
Зарегистрирован: 21 мар 2017 13:54
Откуда: г. Москва

Re: Фотографии

Сообщение hellcat » 18 май 2018 04:10

Модификация Q похоже, с усиливающими накладками на фюзеляже, в районе опознавательного знака. Отсутствуют крыльевые пулемёты.
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 840
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: Фотографии

Сообщение sk16rus » 13 июл 2019 20:05

Совершенно случайно наткнулся на такую фотографию (здесь)

Летчики 255-го Краснознаменного истребительного авиаполка ВВС Северного Флота на фоне истребителя И-16.jpg

...подписана как "Летчики 255-го Краснознаменного истребительного авиаполка ВВС Северного Флота на фоне истребителя И-16".
Я что-то никого не узнаю, кроме товарища справа, который очень похож на "Рассадкина" с этой фотографии...
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 2083
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: Фотографии - Харрикейн Z3577 из состава 609-го ИАП

Сообщение ValAngler » 13 янв 2020 01:43

Харрикейн Z3577 из состава 609-го ИАП, сбит 6.04.192. при налёте на аэродром Тикшозеро.
(в том же бою сбит Харрикейн ВМ 959, Мл. лейтенанты Белицкий и Вавякин взяты финнами в плен.)
Вложение 2ca8e176a4ac.jpg больше недоступно

Вложение 0_7beec_b727ea07_XXL.jpg больше недоступно
[/quote]


Решил посмотреть, что это за странный самолет без бортового номера. Кроме 609 ИАП, по моим предположениям, в штурмовке Тикшозера участвовал и 17 ГШАП, который потерял там пять самолетов и пять летчиков. Поскольку в 17 полку были и Харрикейны и Илы, а потерь в/стрелков не было, то были потеряны, соответственно, или Харрикейны или одноместные Илы. На форуме https://forum.axishistory.com/viewtopic.php?t=158522 давно как-то было обсуждение этого фото и некто eugenek13 заявил, что в налете участвовали Харрикейны 769 ИАП ( на самом деле, исходя из списка потерь - 17 ГШАП), причем непосредственно этот был командира эскадрильи капитана В.П. Горюна. В пользу этой версии говорят вот эти фото. То есть, это не плененные финнами Белецкий или Вавакин.
2b850fcdd49c.jpg[/attachment]
2b850fcdd49c — копия (2).jpg
Непонятно только, почему это самолет именно Горюна, а не другого пилота 17 ГШАП. Видимо, у человека были финские документы на руках, не знаю.
И, - почему самолет без номера?
Еще фото из той же серии https://www.sotasampo.fi/en/photographs ... kuva_15154
Вложения
2b850fcdd49c — копия (2).jpg
2b850fcdd49c.jpg
ValAngler
 
Сообщения: 237
Зарегистрирован: 17 дек 2017 19:53

Re: Фотографии

Сообщение 7,62mm » 14 янв 2020 11:20

На этом ресурсе https://coollib.com/b/284414-s-v-ivanov-hawker-hurricane-chast-2/read дано такое объяснение к похожему фото с Харрикейном Z3577 на отсутствие опознавательных знаков :
«Харрикейн Mk II», совершивший вынужденную посадку. Авария произошла во время перегона машины. Английские опознавательные знаки уже закрашены, советские еще не нанесены. Серийный номер указывает на Mk IIВ, выпущенный летом 1941 года. Машины этой серии поставлялись в СССР с октября 1942 года. Очевидно, снимок сделан зимой 1943 года.

Можно ли верить автору? Не знаю, но если он прав, то "Харитон" с поставкой по ленд-лизу в октябре 42-го не мог быть сбит в апреле. Надо смотреть номера самолётов по поставкам в СССР. Где-то я встречал такие списки по Аэрокобрам.
На этом ресурсе https://military.wikireading.ru/15571, вроде поподробней про тот налёт 06.04.42 г.на Тиксярви, и описание воздушных схваток с точки зрения финнов:
29 марта семь советских «Харрикейнов» штурмовали аэродром Тииксярви. На следующий лень в ответ восемь Брюстеров во главе с 1-м лейтенантом Пикури полетели на разведку в район Сигиши (Сегежи?). Финские летчики завязали бой с 12 «Харрикейнами» из 152-го ИАП и сбили шесть самолетов противника.
Через восемь дней советская авиация нанесла давно планируемый удар по Тииксярви. Целью удара являлось уничтожить как можно больше финских самолетов на земле и в воздухе. В налете на Тииксярви должны были принять участие восемь пикирующих бомбардировщиков Пе-2 из 608-го ПБАП, семь СБ из 80-го БАП, девять «Харрикейнов» из 161-го ИАП, три истребителя ЛаГГ-3 и восемь «Харрикейнов» из 767-го ИАП. Налет первоначально планировался на 5 апреля, но ухудшение погодных условий заставило русских отложить удар. Затем задержка на несколько часов последовала из-за того, что истребители прикрытия не смогли встретиться в воздухе с бомбардировщиками.

В конечном итоге, ближе к вечеру курс на Тииксярви взяли семь бомбардировщиков и 18 истребителей. Большую группу советских самолетов быстро обнаружила финская радиоразведка. Команды наведения с земли поступили патрулировавшему в воздухе 1-му лейтенанту Пикури из 2/LeLv-24. Финские истребители перехватили группу всего в нескольких минутах полета от аэродрома Тииксярви. Восемь летчиков Брюстеров лейтенанта Пикури сбили три бомбардировщика ДБ-3 (на самом деле — СБ из 80-го БАП) и 12 «Харрикейнов» без потерь со своей стороны. Бой продолжался 25 минут, с 15.25 по 15.50. Самым результативным оказался 2-й лейтенант Лаури Ниссинен (он летал на самолете с бортовым кодом «BW-384»), сбивший три самолета:

— Я летел во главе замыкающего звена. Нас вернули из разведывательного полета к Беломорску, передав, что к базе приближается 25 русских самолетов, мы набрали высоту и взяли курс на противника, вскоре завязался жесткий бой с истребителями эскорта. Я обстрелял несколько самолетов, но все время мазал.

— В один «Харрикейнов» я попал, самолет противника перевернулся через крыло, после чего стал терять высоту. Я его нагнал, после короткой очереди «Харрикейн» перешел в отвесное пикирование. Истребитель упал в лес и взорвался. Бой длился десять минут, затем уцелевшие русские самолеты повернули домой. Я заметил летевший на высоте 500 м над озером Рюкаярви одиночный самолет противника. Огонь по нему я открыл с дистанции 50 м. Самолет взорвался. Все произошло так быстро, что я не успел отвернуть — по капоту мотора моего истребителя застучали обломки взорвавшегося «Харрикейна»
— Затем я пристроился к самолетам 1-го лейтенанта Пикури и сержанта Корхонена. Вместе мы атаковали два русских «Харрикейна». После выпущенной мной короткой очереди один из «Харрикейнов» рухнул в лес. Второму удалось увернуться от Пикури. Имея численное преимущество, русские ничего не смогли противопоставить нашим атакам. Мой самолет не получил ни одного попадания, однако выхлопная система двигателя основательно пострадала от кусков «Харрикейна».

Лейтенант Пикури также сбил в том бою на Брюстере «BW-372» три самолета противника:

— Мы встретили противника в 20 км от аэродрома, я атаковал истребители сопровождения, а пара Брюстеров — бомбардировщики. Первый истребитель противника я сбил примерно в пяти километрах от аэродрома, самолет сначала загорелся, а потом упал на землю. Второму вражескому истребителю я попал в двигатель и водорадиатор. Самолет упал в 800 м от Онтросеваара, его обломки потом нашли.

— Уже перед посадкой я сбил третий «Харрикейн». Он упал в полукилометре южнее озера Рюкаярви. Раненый летчик этого «Харрикейна» попал в плен. Допрос показал, что у советского пилота не было никаких шансов — на его истребителе кончился боекомплект ко всем 12 пулеметам.

Одним из добившихся 6 апреля успеха финских летчиков был 22-летний сержант Эйно Петрола, сбивший два «Харрикейна». Петрола повторил свой успех, достигнутый 30 марта в налете на Сигишу (наверное всё же - Сегежа). Петрола писал в рапорте:

— Я летел в составе звена 1-го лейтенанта Пикури ведущим второй пары. Нам передали по радио об обнаружении группы самолетов противника в составе семи бомбардировщиков и 18 истребителей. Мы нашли их быстро. После первой атаки я видел как загорелся от выпущенной меной очереди один «Харрикейн». Этот самолет совершил вынужденную посадку в 15 км южнее Тииксярви.

— Второму «Харрикейну» я попал по кабине. Истребитель противника перешел в вертикальное пикирование, при столкновении с землей самолет взорвался. Место падения находится севернее Рикаярви.

До своей гибели 2 апреля 1944 г. Эйно Петрола в более чем 200 боевых вылетах одержал 10,5 побед, 7,5 — на Брюстере, остальные — на Bf.109.

Если пилоты «Харрикейнов» почти не оказали сопротивления летчикам Брюстеров, то бомбардировщики оказались для двух атаковавших их финнов упрямыми оппонентами. Самолет 1-го лейтенанта Килпинена (Брюстер «BW-394») получил повреждения, а сам лейтенант был ранен воздушным стрелком одного из СБ. Килпинен сбил обидчика со второго захода.

Официальные советские данные об этом бое выглядят следующим образом: потеряны один СБ из 80-го БАП, два «Харрикейна» из 609-го ИАП и четыре «Харрикейна» из 767-го ИАП. Сталинские соколы рапортовали о семи Брюстерах, сбитых в воздушном бою, и о четырех самолетах, уничтоженных на аэродроме. После неудачного рейда на Тииксярви советская авиация не появлялась в этом районе до 8 июня.

Таким образом там не упомянуты штурмовики из 17 гв.шап (65 шап), М.Тимин в своем очерке "Воздушные тараны-мифы и реальность" https://warspot.ru/441-vozdushnye-tarany-mify-i-realnost пишет, что
Заместитель командира 17-го Гв.ШАП
В. П. Горюн погиб 6 апреля 1942 года, успев выполнить 132 боевых вылета.
, правда без уточнения, при каких обстоятельствах и где Владимир Петрович погиб.

P.S. В ЖЖ Полярного летчика https://eismeerjager.livejournal.com/ Горюн застрелился, но по тексту сообщения будучи комэска 767 иап (?)
06.04.1942

ВВС Карельского фронта нанесли удар по финскому аэродрому Тикш-озеро.

9-12) Четыре "Харрикейна" 767 иап ПВО сбиты в воздушном бою в районе аэродрома Тикшозеро, комэск капитан Владимир Горюн застрелился при попытке финнов захватить его в плен, старший лейтенант Александр Прижескоп и младший лейтенант Николай Куркин погибли, старшина Петр Белоусов попал в плен.

13-14) Два "Харрикейна" 609 иап сбиты в воздушном бою в районе аэродроме Тикшозеро, младшие лейтенанты Николай Белецкий и Иван Вавакин попали в плен.

15) СБ 80 бап сбит в бою над аэродромом Тикшозеро, экипаж пилот лейтенант Сергей Петраченко, штурман младший лейтенант Василий Петров и стрелок-радист сержант Анатолий Гусынин погибли.

Из статьи Юрия Рыбина "Первенцы ленд-лиза" (АвиаМастер 3/2008): "В 14.30 с аэродрома Колежма взлетели семь СБ [80 бап] и семь Пе-2 [608 бап]. Над Сегежой к ним должны были присоединиться 20 истребителей - 11 из 609-го иап и девять из 767-го иап. Но "из-за плохой организации вылета" к группе присоединились лишь два ЛаГГ-3 и три "харрикейна" из 609-го иап, а также семь "харрикейнов" из 767-го иап. Пять истребителей вообще не взлетали, а еще два поднялись в воздух с большим опозданием и не смогли догнать бомбардировщики.

Для противника налет на Тикшозеро был уже давно не новостью. При подходе к цели головную группу Пе-2 атаковала девятка "брюстеров". Но "пешки" не свернули с курса, и истребители сманеврировали вправо, чтобы напасть с задней полусферы. Тут их встретила семерка "харрикейнов" 767-го полка. Завязался бой, в ходе которого "харрикейны" встали в оборонительный круг, а "брюстеры" атаковали их сверху.

Звено "харрикейнов" 609-го иап, вместо того, чтобы прикрыть бомбардировщики, поспешило занять место в кругу "активной обороны". А в это время в воздухе появилась вторая группа вражеских истребителей. Между тем, Пе-2, сбросив бомбы на летное поле, развернулись и ушли на большой скорости.

Основной удар вражеских истребителей приняли на себя тихоходные СБ. Стрелки-радисты открыли яростный оборонительный огонь по "брюстерам", но это не помешало вражеским истребителям с первой же атаки сбить один бомбардировщик, экипаж которого погиб. Остальные СБ все же сбросили бомбы на цель и легли на обратный курс, но при этом строй бомбардировщиков "рассыпался". Вражеские истребители не отставали и вскоре повредили еще один СБ, однако летчику удалось вернуться на одном моторе.

Возможно, "брюстерам" удалось бы добиться большего, но им помешал одиночный ЛаГГ-3 из 609-го иап, которым управлял старший лейтенант Виктор Миронов. Этот единственный защитник, оставшийся с бомбардировщиками, несколько раз мужественно отражал атаки "брюстеров" на СБ, не давая финнам вести прицельный огонь.

Истребительная группа прикрытия, оторвавшаяся от своих "подопечных", понесла особенно тяжелые потери. Без преувеличения можно сказать, это были самый большой однодневный урон ВВС Карельского фронта за всю войну. Были сбиты шесть "харрикейнов" - четыре из 767 иап и два из 609 иап..."

С финской стороны в бою принимала участие группа из восьми "брюстеров" LLv 24 под командованием лейтенанта Лаури Охукайнена. Финны заявили об уничтожении 11 "Харрикейнов" (три - лейтенант Охукайнен, по два - младший лейтенант Ниссинен и старшина Киннунен, по одному - сержанты Пелтола, Лехто и Корхонен) и 1 СБ (лейтенант Килпинен). Финны потерь не понесли, по данным Рыбина, лейтенант Килпинен был ранен в ногу, но благополучно приземлился на свой аэродром.
Последний раз редактировалось 7,62mm 14 янв 2020 13:39, всего редактировалось 1 раз.
7,62mm
 
Сообщения: 162
Зарегистрирован: 30 мар 2016 23:11

Re: Фотографии

Сообщение 7,62mm » 14 янв 2020 13:20

Вообще если погружаться, что у нас на аэродроме вылета Колежма и Подужумье происходило накануне и в день вылета 06.04.42 г., можно обозначить, как "непруха". Ниже приведу пару фоток Харрикенов, по которым видно, что самолёты накануне (в марте) и в день вылета 6 апреля не имели на бортах тактических номеров. При чем из инета вынес такую информацию, что 767 иап и 17 гв.шап в этот период интенсивно обменивался и переформировывался личным составом и техникой. Да ещё по данным из некоторых источников в день вылета ( 6 апреля 42 г.) в авиакатастрофе погибает командир 767 иап - майор Юрьев.http://allaces.ru/p/people.php?id=14378 Может он вообще собирался лично возглавить группу истребителей прикрытия бомбардировщиков, и разбился на взлёте. Оттого и возникший хаос, и отложенный боевой вылет. В общем всё с самого начала пошло "наперекосяк".
И ещё с одного ресурса
По финским данным им удалось пленить следующих пилотов, покинувших горящие машины с парашютами: мл.лейтенант Иван В. Вавякин, (609 ИАП, Hurricane Z3577), мл. лейтенант Николаи А. Белетский (609 ИАП, Hurricane BM959, номер «60», бортовая надпись «За Сталина — Зa Родину»), и сержант Петр Федорович Белоусов (767 ИАП, Hurricane Z5049)
Источник: http://aviarmor.net/interest/article/finnish_data.htm

Обратите внимание как на килях массово рисуется "зоопарк". Не то в подражание "черной-белой кошке" командира 609 иап Л.А. Гальченко, не то от союзников осталось - не стали замазывать, типа талисман самолёта, что-ли?
Вложения
hurricane_6apr42_609ap_1.jpg
Харрикейн Белецкого из 609 иап.
767 иап харя разобранный_1.jpg
Харрикейн Вавякина из 609 иап?
767 иап юрьев.jpg
апрель 1942г. на аэродроме "Подужемье" на "Харрикейне" с серийным номером AP 558 разбился командир 767-го ИАП майор Л.П.Юрьев. На киле - леопард
767 иап харитон.jpg
"Харрикейн" Z 3227 из состава 767-го ИАП. Такой внешний вид он имел на аэродроме "Подужемье" в период подготовки летного состава авиаполка. 21.03.1942г. самолет потерпел аварию в тренировочном полете и впоследствии был списан.
7,62mm
 
Сообщения: 162
Зарегистрирован: 30 мар 2016 23:11

Re: Фотографии

Сообщение ValAngler » 15 янв 2020 04:06

Спасибо за такое количество материала. Понятно, почему Харрикейн без номера считали принадлежащим 767 иап. Капитан В.П. Горюн, как отмечено в ЖБД полка за февраль и март 1942г., до 17 гшап служил в 767 полку. На конец марта 1942 в 767 иап всего 6 исправных самолетов. А если взять вот этот документ - "Материал к истории боевых действий ВВС КарФ - 7 ВА в Отечественной войне", то в нем видно, что на март месяц в 65 шап (ставшем в марте 17 гшап) Харрикейнов вообще нет.
00000273.jpg

00000273.jpg


Не знаю, конечно, насколько точны в нем эти данные. Вы пишите, что было движение личного состава и техники между полками, и я бы тоже предположил, что Харрикейн Z3577 был передан в 17 гшап, возможно, с несколькими другими самолетами. Что из матчасти осталось в 767 иап, непонятно, нужно в документы смотреть. Но в жбд отмечено, что полк с 1 по 25 апреля провел 74 с/вылета и встреч с ВВС противника не было.
Версия - самолет передали в 17 гшап, старые номера закрасили, а новые не успели нанести.
ЗЫ: файлы как-то криво вставляются (
Вложения
00000272.jpg
ValAngler
 
Сообщения: 237
Зарегистрирован: 17 дек 2017 19:53

Re: Фотографии

Сообщение 7,62mm » 15 янв 2020 09:35

Тоже когда смотрел, то, что есть по 767 иап, на Памяти народа" https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=451008423&backurl=q%5C767%20%D0%B8%D0%B0%D0%BF::use_main_string%5Ctrue::group%5Call::types%5Copersvodki:rasporyajeniya:otcheti:peregovori:jbd:direktivi:prikazi:posnatovleniya:dokladi:raporti:doneseniya:svedeniya:plani:plani_operaciy:karti:shemi:spravki:drugie пролистывал ЖБД (больше похожий на отчёт боевой деятельности полка, составленный значительно позже, в 1945 г.!) 767 иап 122 иад ПВО (других 767-ых авиаполков не находил), и тоже был озадачен, что за апрель 1942 г. подытожено -
1.4.-25.4.42 года ... выполнено 74 самолёто-вылета. Встречь с ВВС противника не было
. Вот так вот, "догадайся кума, мол, сама".
7,62mm
 
Сообщения: 162
Зарегистрирован: 30 мар 2016 23:11

Re: Фотографии

Сообщение ValAngler » 16 янв 2020 11:43

Скорее всего, просто самолетов не было. Но, без ЖБД и прочих документов полка, это конечно же, не более, чем размышление).
ValAngler
 
Сообщения: 237
Зарегистрирован: 17 дек 2017 19:53

Пред.

Вернуться в Разное о ВВС в Заполярье



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


cron