По последнему пункту, абсолютно с Вами согласен! Правильно командование делало что держало немецкие аэродромы в постоянном тонусе, несмотря на переориентирование на работу по наступающим немцам.Александр Марданов писал(а):Можно точно утверждать, что в первые же дни войны наше командование предприняло очень энергичные действия в попытках уничтожить авиацию противника на земле. Этому способствовало наличие большого количества самолетов в нашем распоряжении. Но результативность оказалась нулевая (по крайней мере в Заполярье). Объяснить это можно отсутствием серьезного боевого опыта у командования и экипажей, сюда входит отсутствие точных разведывательных данных о базировании авиации противника, главное -фотоснимков аэродромов, отсутствие эффективной пикирующей бомбардировочной авиации с боевым опытом для точного нанесения бомбардировочных ударов. Здесь нужно подчеркнуть, что в наших отчетах отмечалось как пикирующие бомбардировщики противника совершали первые налеты на наши аэродромы с малых высот, выполняя по несколько заходов на цель, это и обеспечило высокую эффективность "Юнкерсов" (но после понесенных потерь налеты противника стали с одного захода, осторожные, порой неприцельные). Важнейшим фактором, снизившим эффективность налетов являлось также то, что на атакованных аэродромах противника в Заполярье было малое число самолетов, по которым попасть было не просто. В отличие от наших аэродромов, забитых авиатехникой.
Кроме того. наше командование не смогло добыть достоверные подтверждения первых докладов о результатах налетов на аэродромы, а значит не смогло сделать правильные выводы о неэффективности первых ударов и быстро принять меры к устранению такого положения. Дней через десять ведения боевых действий командование ВВС улучшило планирование налетов. интересно, как это сказалось на эффективности налетов на других участках фронта?
Ну а переключение основных усилий нашей авиации на наземного противника - абсолютно верное, диктуемое тяжелой наземной обстановкой - отступления под натиском противника. При этом наше командование не забывало и про бомбардировки аэродромов противника.
По разведке, мало того что немцы серьезно готовились, причем с начала 1941 года, когда с аэродрома Tana начала работать 1 эскадрилья группы Ровеля. Так еще и в ходе боевых действий, имейте ввиду, что немцы использовали прекрасно подготовленные кадры разведавиации, а наши сначала обычные экипажи из 72 САП и 137 СБАП, ну и даже прибывшая 118 РАЭ ничего не поправила, так как была мягко говоря слабо подготовлена. Плюс качество и колличество фотоаппаратов и старая пленка. Про это есть достаточно документов где наши жалуются на это все...
Качество ударов по аэродромов завесило далеко не только от пикирующих бомбардировщиков!
Первое это использование немцами для прикрытия аэродромов (и войск в целом) большого колличества МЗА, чего у нас в 1941 году просто не было...
Второе превосходство самолетов противника в вооружении и его номенклатуре. Основным боеприпасом для борьбы с авиацией противника на аэродромах стали осколочные бомбы SD-50, а так же SD-2 (реже SD-10), которыми вооружались практически все самолеты от Ju88A до Bf 109E и Bf 110 Кроме того все истребители и многие бомбардировщики Ju88A, имели пушечное вооружение. Ju88A грузил внутрь бомбосека по 20 SD-50 или 360 SD-2.
Таким образом даже небольшие группы немецких самолетов, могли буквально засыпать аэродромы градом бомб, кроме того все немецкие истребители и часть бомбардировщиков, имели пушечное вооружение, что позволяло им после сброса бомб еще и эффективно штурмовать цели. Ну а превосходство в скорости позволяло уйти от перехватчиков...
Короче нашим было на порядок сложнее уничтожить цели, а еще сложнее уйти... Тем не менее и в июне 1941 года налеты по немецким аэродромам вполне удавались!