После корректировки список потерь 5 ВФ по листам ГК выглядит следующим образом:
Теперь статистика потерь по первоисточнику - листам генерал-квартирмейстерства и дополнениям по списку Х.Валтонена следующая:
Сравнивая с данными, которые приведены мною в книге «1941: воздушная война в Заполярье» на стр.484, видно, что общее число уничтоженных и повреждённых самолётов уменьшилось на 7 (со 175 до 168). Уменьшение произошло по причине уточнения мест аварий самолётов по листам ГК. Из таблицы убрал следующие самолёты, которые раньше учёл в книге:
1) Ju-88 №0746 из разведотряда 1.(F)/120, который пропал без вести 18 августа, его нет в тексте книги и первоначально я его учитывал в таблице, так как отряд 1.(F)/120 в августе также действовал и в районе Мурманска (о чём свидетельствует потеря 04.08.41 Ju-88 №814 из разведотряда 1.(F)/120), но поскольку в списках ГК Ju-88 №0746 отмечен не на восточном фронте, из таблицы его нужно исключить;
2) повреждённый 7 августа Не-111 №3583, который я предположил подбитым лейтенантом Соколовым, но в списках ГК самолёт отмечен не на восточном фронте, поэтому нет оснований на такое предположение;
3-4) два гидросамолёта Do-18, пропавшие без вести 31 июля и 9 августа, в тексте книги их нет, но они учтены в статистической таблице, как выяснилось, оба самолёта по спискам ГК отмечены не на восточном фронте, поэтому из таблицы их исключил;
5) Повреждённый 26 июня Bf-109Е №2747 на аэродроме Альта - всё-таки этот район слишком удалённый от восточного фронта, дальше аэродрома Банак, его в 1941 году учитывать не стоит, так как в том районе боевые действия наша авиация ещё не вела;
6) Сбитый 12 сентября английскими «Харрикейнами» Bf-109Е №1075;
7) Ju-88 №3388, который разбился 19.09.41 г. в районе Вааза (район юго-западной Финляндии). Причина этой потери была полное израсходование горючего, в списках ГК он отнесён на восточный фронт. Вылет был небоевой, возможно , а район удалён от Заполярья, поэтому согласен, что его учитывать не стоит (в результате остается 40 Ю-88 из состава 5 ВФ, уничтоженных и повреждённых на восточном фронте).
Разбившийся 24 ноября Bf-109Е №7795, его нет в тексте моей книги, но есть в статистической таблице, так как он присутствует в списке потерь Ханну Валтонена, но, как выяснилось по спискам ГК, этот самолёт отмечен не на восточном фронте.
При этом добавился один «Хейнкель-111» - пропавший без вести 5.09.41 Не-111 №3782, который в списках ГК отмечен на восточном фронте.
Таким образом из таблицы исключил 8 самолётов и добавил 1, в результате список уменьшился на 7 самолётов (168 вместо 175)
В статистике, которую я привёл в своей книге, нужно сделать существенную поправку. Самолёты, пропавшие без вести, в реальности погибали как по боевым причинам (уничтоженные истребителями, стрелками, зенитной артиллерией), так и в авиакатастрофах и авариях, поэтому эти потери нужно учитывать отдельно от боевых и небоевых потерь. Тогда статистика становится ещё более точной. Так при подсчёте потерь 5-го Воздушного флота на рассматриваемом участке фронта по данным генерал-квартирмейстерства получается следующая статистика за период времени 22.06.41 г. – 31.12.41 г.: потеряно безвозвратно и повреждено в размере от 50% и выше 126 самолётов. Еще 42 самолёта были повреждены в размере от 10% до 45%. Из них уничтожены и повреждены в размере от 50% и выше: в воздушных боях 26 самолётов; от огня зенитной артиллерии – 22; не вернулись с боевых заданий – 23; уничтожены в результате бомбардировок аэродромов − 4; уничтожен по другим причинам, то есть потерян от разрыва своей же бомбы 1 Ю-87; разбиты в авариях и катастрофах − 50. 31 самолёт были значительно повреждены в авариях‚ 4 − в результате воздушных боёв, 2 − из-за обстрелов ЗА, 1 – повреждён стрелками (Ю-88 24.07.41), 1 – в результате бомбардировки; 3 – по другим причинам. Таким образом потерянными по небоевым причинам отмечены 50 самолётов‚ что составляет почти 40% от числа всех потерянных самолётов (126). Отнесены к пропавшим без вести – 23 самолёта (18% от всех потерь). При этом чисто по боевым причинам потери составляют всего 48 самолётов (26 в воздушных боях и 22 – от огня ЗА), то есть 38%, а это меньше, чем по небоевым причинам. Как видно, эта статистика изменилась не сильно после перепроверки списков немецких потерь, составленных западными исследователями и использованными мною при написании книги. Поэтому мой вывод о том, что причины потерь‚ которые указаны в немецких списках весьма часто не соответствуют реальным причинам и число боевых потерь должно быть значительно большим, остаётся в силе. Особенно невероятная картина по «Мессершмиттам-109», которых ,по немецким данным, по небоевым причинам потеряно более 48%, а по боевым – лишь 36%, а также «Юнкесам-88», которых якобы по небоевым причинам потеряно почти 39% и по боевым – всего лишь 19%.
Пять самолётов с повреждениями в размере 50% я учитываю вместе с уничтоженными самолетами и поврежденными на 60% и более по той причине, что они имели повреждения половины конструкции самолёта и в любом случае должны были убыть на немецкие авиазаводы, а значит потеряны для 5 ВФ, при этом их восстановление под вопросом. Вообще грань между поврежденными и уничтоженными самолетами условная, так как выше я уже писал, что были случаи брошенных и не вывезенных немцами самолетов и с 30% повреждений. Хочу обратить внимание на то, что в своей книге я привожу статистические таблицы как по немецким данным, так и выверенные по нашим данным с наиболее вероятными причинами потерь, но если кому-то последние сильно не нравятся, то могут пользоваться только первыми таблицами (то есть по немецким данным). При этом не стоит забывать, что выше уже была доказана одна запись в списках ГК небоевой причины потери Bf-109Е-7 №3523 3.04.42, а по факту – в результате воздушного боя. Здесь после работы со списками ГК хочу дополнить, что в данном случае обозначение причины потери «Notlandung infolge Motorschaden» никак не является боевой. В списках ГК есть самолёты, отмеченные потерянными из-за повреждения двигателя в результате обстрела и они записывались следующим образом:
«Motorschaden infolge Feindbeschuss», (повреждение двигателя вследствие вражеского обстрела),
«Motorschaden nach Luftkampf», (повреждение двигателя после воздушного боя),
«Motorschaden infolge Flakbeschuss», (повреждение двигателя вследствие вражеского обстрела).
Так что «моторшадены» были разными.