В этот день 70 лет назад...

Re: В этот день 70 лет назад...

Сообщение sk16rus » 12 авг 2012 19:09

12 августа 1942 года

По данным Ю.В.Рыбина в этот день у ВВС Северного флота была только одна неприятность - в воздушном бою в районе Ваенги-1 истребителями противника был сбит самолет Як-1 из состава 20-го ИАП ОМАГ ВМФ. Летчик ранен.
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1788
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: В этот день 70 лет назад...

Сообщение igor » 13 авг 2012 14:06

Время непонятно. У немцев на тот день две заявки на сбитые: Харикейн у Хартвайна и Миг-1 у Шольца. Харикейн вроде как опознается как победа Хартвайна (самолет из 767 ИАП, старлей Точилкин жив). Значит остается как бы Шольц, но у него "ура-губа", а не Ваенга-1... Либо кто-то другой, либо Як только взлетел с Ваенги, а сбит у Уры.
Также в тот день потеряны 2 кобры из 19 ГвИАП и Пе-2 из 608 БАП, но на них претендентов у немцев нет.
igor
 
Сообщения: 618
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

Re: В этот день 70 лет назад...

Сообщение sk16rus » 14 авг 2012 11:04

13 августа 1942 года

В этот день по данным Ю.В.Рыбина в воздушных боях было сбито два самолета ВВС Северного флота:
- ЛаГГ-3 из состава 255-го ИАП (летчик ранен) в районе Ваенги-1;
- И-16 из состава 27-го ИАП (летчик невредим) в районе Ваенги-2

13 августа германская авиация атаковала аэродром «Ваенга-1», где базировались основные силы авиации Северного флота. Ударная группа из 14 бомбардировщиков Ju 88 в сопровождении восьми Me 109 с высоты 6000-7000 метров сбросила на аэродром до 120 авиабомб разного калибра. В результате прямых попаданий в капониры сгорели три Пе-2 и один ДБ-ЗФ. Кроме того, была разрушена столовая и автомобиль-бензозаправщик. К счастью, обошлось без человеческих жертв, лишь три авиамеханика получили легкие ранения.
Отвлекающие действия во время налета производила группа Me 109 и Me 110 из 6-го, 8-го и 13-го отрядов. Они атаковали над Мурманском 13 истребителей И-15бис и И-16 из 27-го ИАП. Немцы попытались внезапно напасть со стороны солнца, обходя наших с двух сторон, но пилоты «ишаков» развернулись на противника в строю пеленга и пошли в лобовую. То же сделала и группа И-15бис.
Закипел ожесточенный воздушный бой, который длился 26 минут. Противниками наших летчиков, большинство из которых составляли молодые сержанты, являлись опытные пилоты 6-го и 8-го отрядов. Многие из них уже успели стать асами. Это усугублялось очевидным техническим неравенством. Тем не менее, летчики 27-го ИАП выстояли.
Ведущим группы И-16 был капитан Адонкин, группы И-15бис - капитан Грязнов. Немцы, пользуясь значительным преимуществом в скорости и скороподъемности, атаковали сверху с заходом в хвост и последующим уходом наверх. Наши истребители этой тактике противопоставили эшелонирование по высоте. Выше всей группы на 200-300 метров находилась пара И-16 старшего лейтенанта Плотникова и сержанта Россейчука, которые перехватывали «мессершмитты», выходящие из атак «горкой».
По нашим самолетам было выполнено множество атак. Два И-16 и четыре И-15бис получили по несколько пробоин. Больше всех пострадал самолет сержанта Лаптева. Во время следования за ведущим старшим лейтенантом Воловодовым Лаптеву зашел в хвост Me 109F и открыл огонь. Один из фугасных снарядов взорвался, попав в бронеспинку, но пробить ее не смог. Стальная плита получила вмятину, полотняную обшивку с фюзеляжа сорвало почти до киля, осколки повредили силовой набор.
Истребитель сорвался в штопор, но летчику удалось выровнять машину и благополучно сесть на своем аэродроме. Возможно, эту атаку по Лаптеву провел фельдфебель Мюллер, так как на его счет в тот день был записан «сбитый» И-153. Впрочем, еще три якобы сбитых «чайки» пополнили счета других пилотов 8-го отряда - унтер-офицеров Бартельса, Кайзера и Дилевс-кого. Но, ни один из «бисов» не был сбит, а чайки в бою, вообще, не участвовали. Мюллеру реально удалось сбить И-16 сержанта Лебедева, пушечной очередью отстрелив у него стабилизатор. Лебедев покинул самолет на парашюте.
Всего же пилотам 5-й истребительной эскадры были засчитаны 15 сбитых самолетов. В частности лейтенанту Эрлеру, фельдфебелю Мюллеру и унтер-офицеру Бартель-су записали по три «сбитых» истребителя каждому. В действительности же из боя не вернулся лишь один И-16. Таким образом, «полярные асы» 13 августа 1942 года установили своеобразный рекорд, завысив свои успехи ровно в 15 раз.
Пока флотские истребители вели воздушный бой в районе Мурманска, юго-западнее города сражались истребители 14-й армии. Здесь события развивались следующим образом. С 15:09 четыре «аэрокобры» и два «киттихаука» из 19-го ГИАП сопровождали разведчик Пе-2 на фотографирование линии фронта. Успешно выполнив задачу, группа возвращалась домой, но затем истребители сопровождения были направлены по радио на прикрытие Туломской ГЭС.
Вскоре прилетели еще три истребителя из того же полка - два «киттихаука» и «Аэрокобра». Около 16:00 они встретили группу истребителей противника - девять «мес-сершмиттов-110» во главе с обер-фельдфебелем Вайссенбергером. Гвардейцы успешно провели бой, уничтожив один самолет противника. Пилот сбитого Bf 110F-2 №5547 (LN+MR) лейтенант фон Рабинау погиб, а стрелок выбросился с парашютом.
Списки немецких потерь также говорят об одном разбившемся в тот день Bf 109E-7 №6033 из 7-го отря- да 5-й эскадры (60% повреждений).

А.Марданов "Восемь пишем - два в уме"

Летчику 27-го ИАП (заместителю командира полка?) капитан Адонкину Василию Семеновичу (в последующем - Герою Советского Союза, начальнику ВСС 255-го ИАП ВВС СФ) в этот день засчитан один сбитый в районе Челнопушки самолет противника (Ме-109)

------------------------------
Размышления
В общем, немного не понятно, откуда у Рыбина появился сбитый ЛаГГ-3 из 255-го ИАП...
В описании боя у Марданова проскочила фамилия Россейчук (возможно, тут имелся в виду Российчук И.И., погибший 16.05.1944 г. будучи в составе 255-го ИАП), но в статье он идет вроде в контексте 27-го ИАП, и, тем более, указано, что он был на И-16.
Лаптев не подходит, так как был сбит на Поликарповской машине, в то время как 255-й ИАП летал на ЛаГГ-ах.
То же самое относится к Лебедеву, сбитому на И-16. Вполне возможно, что сбитый Лебедев - это Лебедев Олег Николаевич, погибший 4.11.1943 года (будучи в составе 255-го ИАП).
Но если верить Марданову, то значит в июле 1942 года он служил в 27-ом ИАП, и тогда в список Рыбина вкралась неточность.
Если это так, то сбитыми в этот день получаются Лаптев (ранен из-за удара снаряда в бронеспинку), посадивший самолет, и Лебедев, прыгнувший с парашютом.
Вроде все ясно, но откуда взялся ЛаГГ у Рыбина?
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1788
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: В этот день 70 лет назад...

Сообщение igor » 14 авг 2012 11:22

Видимо, у Рыбина вкралась какая-то ошибка. В Хронике только один сбитый И-16 (Лебедев), т.к. самолет Лаптева сел на свой аэродром, трудно его считать сбитым. Хотя, нельзя исключать, что у Марданова описание боя неполное.
Кстати, из сбитого 110-го выпрыгнул не только стрелок, но и зондерфюрер из пропаганда-компание. Там с их спасением была целая эпопея потом.
igor
 
Сообщения: 618
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

Re: В этот день 70 лет назад...

Сообщение sk16rus » 15 авг 2012 09:32

14 августа 1942 года

В этот день выполняя тренировочное бомбометание загорелся и упал в озеро Среднее Ваенгское самолет Пе-2 из состава 2-ой эскадрильи 29-го БАП ОМАГ ВМФ.
Погибли:
- командир эскадрильи капитан Щербинин Георгий Павлович;
- начальник связи эскадрильи младший лейтенант Пластинин Леонид Кириллович;
- штурман эскадрильи старший лейтенант Зильберг Исаак Александрович.

14.08.1942.jpeg

Вечная память!
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1788
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: В этот день 70 лет назад...

Сообщение sk16rus » 17 авг 2012 11:50

17 августа 1942 года

По данным Ю.В.Рыбина 17.08.42 истребительной авиацией противника в районе полуострова Рыбачий был сбит самолет СБ из состава 2-го ГвИАП ВВС СФ им. Сафонова Б.Ф.. Погибли:
- гвардии майор Погодин Константин Дмитриевич;
- гвардии капитан Неженец Василий Андреевич;
- гвардии старший сержант Димуков Александр Изосимович;

Вечная память!

P.S. По ОБД Мемориал этот экипаж числится не вернувшимся с боевого задания 18 августа 1942 года.

Погодин-Неженец-Димуков-18.08.1942.JPG
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1788
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: В этот день 70 лет назад...

Сообщение igor » 17 авг 2012 13:06

В "Хронике" сказано, что 18 августа авиация не летала из-за плохой погоды.
У немцев заявок на сбитый СБ нет. Вообще вопрос, откуда сделан вывод, что он сбит ИА, может на самом деле пропал (погода, зенитки, тех. неисправность).
igor
 
Сообщения: 618
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

Re: В этот день 70 лет назад...

Сообщение sk16rus » 17 авг 2012 14:47

igor писал(а):Вообще вопрос, откуда сделан вывод, что он сбит ИА...
Может потому, что Гвардейцы-орденоносцы, и, тем более - командиры, не могут просто пропасть?
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1788
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: В этот день 70 лет назад...

Сообщение igor » 17 авг 2012 20:18

Может и так, а может с Рыбачьего видели бой. Дело в том, что у немцев не все заявки сохранились.
igor
 
Сообщения: 618
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

Re: В этот день 70 лет назад...

Сообщение sk16rus » 21 авг 2012 13:22

21 августа 1942 года

По данным Ю.В.Рыбина в этот день истребительной авиацией противника было сбито 4 самолета из состава ВВС Северного флота.
Что хорошо - все летчики остались живы!
- И-16 (Алексеев А.А.) из состава 27-го ИАП ВВС СФ;
- И-16 (Богданов П.Д.) из состава 27-го ИАП ВВС СФ;
- ЛаГГ-3 (Самарков Ф.Е.) из состава 255-го ИАП ОМАГ ВМФ;
- ЛаГГ-3 (Баграев К.А.) из состава 255-го ИАП ОМАГ ВМФ

"21 августа посты ВНОС засекли очередное проникновение большой группы «мессершмиттов» на нашу территорию. У советских аэродромов были замечены до 15 истребителей Me 109, очевидно, имевших целью связать боем наши перехватчики, чтобы расчистить дорогу бомбардировщикам.
По немецкой версии событий, "мессершмитты" 6-го, 7-го и 8-го отрядов были подняты по тревоге, но тревога оказалась ложной, и вся группа истребителей отправилась в район Мурманска на "свободную охоту". Здесь они вступили в бой, якобы, с 25 советскими истребителями, но никто из немецких пилотов о сбитых самолетах не заявил. В действительности, боевой контакт с "мессершмиттами" имели только девять советских летчиков. Бой завершился безрезультатно.
Через два часа немцы предприняли еще один налет. Восьмерка Me-110 в сопровождении такого же количества Me-109F на высоте 6000 метров подошла к аэродрому "Мурмаши". Из-за слишком позднего оповещения постами ВНОС взлетевшие истребители перехватить врага не успели. Но, несмотря на отсутствие воздушного противодействия, сброшенные немцами бомбы упали в полутора километрах от аэродрома. Восьмерка Me-109F вступила в бой с перехватчиками, тем самым позволив «стодесятым» уйти на запад.
С нашей стороны в бою участвовали четыре ЛаГГ-3, семь И-16 и четыре "Киттихаука". Немцы обладали преимуществом в высоте и первую атаку они произвели с пикирования на ведущую пару ЛаГГ-3 (255 ИАП - прим. sk16rus) младшего лейтенанта Самаркова . Истребитель Самаркова был подбит и летчик переворотом ушел вниз, направившись на свой аэродром. Вскоре поврежденный мотор остановился и при посадке самолет потерпел аварию. Следом был сбит и самолет ведомого Сармакова - младшего лейтенанта Баграева. У его ЛаГГ-3 загорелся двигатель и летчик выпрыгнул с парашютом.
Бой продолжился в течение 20 минут. Несмотря на первые потери от молниеносной атаки противника, флотские истребители дрались достойно. Нашим летчикам засчитали четыре сбитых Me 109. Немцы признали потерю двух Bf 109F-4 №10101 и №10161. Оба пилота пытались перетянуть через линию фронта, но одному из них, оберлей-тенанту Хартвейну это не удалось и он решил сесть на нашей территории, предварительно передав в эфир сигнал бедствия (сообщение было перехвачено службой радиоразведки Северного флота).
При посадке самолет Хартвейна с 16 «абшуссенбалками» на руле поворота разбился и сгорел. Так погиб еще один «полярный ас» Люфтваффе. Пилот второй подбитой машины - тоже ас фельдфебель Бруннер поступил более благоразумно - он выпрыгнул с парашютом и пешком вернулся в часть.
Кроме того, самолет главного героя нашего повествования -фельдфебеля Мюллера получил попадание снаряда ЛаГГ-овской авиапушки прямо в кабину. Но Мюллеру тогда крупно повезло: он был лишь легко ранен осколками, вернулся на аэродром и благополучно совершил посадку.
У нас, помимо двух ЛаГГ-3, сбитых в первые секунды боя, получили повреждения два И-16, которые сели, не выпуская шасси на своем аэродроме и были отправлены в ремонт. Пилоты не пострадали."


Источник информации: А.Марданов "Восемь пишем, два в уме"


Один из сбитых самолетов был засчитан летчику 255-го ИАП Попову Сергею Петровичу (погиб 12.10.1943 г.).
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1788
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: В этот день 70 лет назад...

Сообщение igor » 22 авг 2012 08:42

Похоже, что в первом бою все же были заявки на победы - у того же Хартвайна сбитый "И-180" в 12.50, как будто в самом конце боя. Хотя, при этом, в другом месте Момбеек пишет, что эта победа одержана во втором бою вместе с остальными.
По мнению немцев, истребителей противника было аж 35 штук! Поэтому они не постеснялись себе записать 8 или 9 сбитых.
Хартвайн кстати был командиром 6./JG 5. Сдается мне, 16 абшуссов на его хвосте не могло быть, т.к. 16-ю победу он себе заявил только в день гибели, а победа 12.8 была не засчитана.
В Хронике пишут, что сбито только 3, а не 4 ме-109.
igor
 
Сообщения: 618
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

Re: В этот день 70 лет назад...

Сообщение sk16rus » 25 авг 2012 13:29

25 августа 1942 года

Сбит в воздушном бою (по другим данным потерпел катастрофу) Як-1 из состава 20-го ИАП ОМАГ ВМФ.
Летчик сержант Сулимов Константин Павлович погиб...

В ОБД "Мемориал" указана еще одна дата гибели Сулимова К.П. - 25.09.1942 г.
Однако наиболее вероятно все таки 25 августа, так как есть документ, в котором указана дата гибели Сулимова К.П. 25.08.1942 года и который датирован 22 сентября.

25.08.42-20-IAP.jpg


Вечная память!
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1788
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: В этот день 70 лет назад...

Сообщение igor » 27 авг 2012 08:15

В этот день потеряно два Як-1 - один сбит, второй сел на вынужденную. Кроме того, на земле бомбами уничтожено 2 самолета и 5 повреждено. У немцев всего 3 заявки (2 у Мюллера) и 3 потерянных "юнкерса" (1 сбит, 1 разбился, 1 поврежден при посадке). Правда один "юнкерс" якобы был на небоевом вылете и место его упокоения - Бардуфосс (остальные два взлетели с Петсамо), но мало ли. Наши заявки с этими потерями тоже почти согласуются: 3 Ю-88, 1 Ме-109. Правда это только зенитки, были ли заявки у летчиков, не знаю.
igor
 
Сообщения: 618
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

Re: В этот день 70 лет назад...

Сообщение sk16rus » 28 авг 2012 10:09

28 августа 1942 года

Погиб на стрельбище мастер вооружения 95-го ИАП ВВС СФ сержант Ушаков Илья Георгиевич.

Вечная память!
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1788
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: В этот день 70 лет назад...

Сообщение sk16rus » 02 сен 2012 13:20

2 сентября 1942 года

В этот день на самолете Як-1 погиб летчик 20-го ИАП ОМАГ ВВС ВМФ сержант Митин Борис Петрович (по неизвестной причине врезался в землю).

Вечная память!

А в воздушном бою, прошедшем в этот день, было сбито два самолета:
- один И-16 из состава 27-го ИАП ВВС СФ - летчик сержант Емельянов был ранен.
- один P-40 "Киттихаук" из состава Армейских ВВС (из 19-го ГвИАП или из 197-го ИАП) пилот которого сержант Силаев спасся на парашюте.

Описание некоторых событий, происходивших в этот день над Мурманском, можно прочитать на странице "Боевая работа" в разделе 2 сентября 1942 года.
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1788
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: В этот день 70 лет назад...

Сообщение sk16rus » 05 сен 2012 09:14

5 сентября 1942 года

По сведениям Ю.В.Рыбина 5.09.1942 пропал безвести самолет СБ из состава 2-го ГвСАП ВВС СФ.
Однако по документам ОБД "Мемориал" это произошло только 5 октября 1942 года. Поэтому о погибших поговорим позже...

Еще 05.09.1942 г. командиру первой эскадрильи 255-го ИАП ОМАГ ВМФ капитану Юзову Сергею Егоровичу была засчитана победа над самолетом противника Ме-109. А у немцев как раз в этот день был потерян Bf-109 F-4 "желтая 7" из состава 6./JG5 (Fw. Albert Brunner, вернулся в подразделение через 4 дня). Так что, возможно, это именно его победа.
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1788
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: В этот день 70 лет назад...

Сообщение sk16rus » 08 сен 2012 08:25

8 августа 1942 года

В этот день в воздушном бою был сбит ЛаГГ-3 лейтенанта Баграева К.А. из 255-го ИАП ОМАГ ВМФ. Летчик спасся на парашюте получив небольшие ожоги.

Напряженные воздушные сражения на Мурманском направлении развернулись с улучшением погоды 8 сентября и с началом движения конвоя PQ-18 из Исландии в Архангельск. Облачность в этоть день была переменной 10-3 балла и высотой 1000-2000 метров. Фашистская авиация 8 сентября совершила два налета на Мурманск.

Читать далее
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1788
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: В этот день 70 лет назад...

Сообщение sk16rus » 11 сен 2012 09:45

11 сентября 1942 года

Довольно "черный день" для ВВС Северного флота...
По имеющимся данным в этот день было потеряно 7 (!) самолетов. Из них:

4 Пе-3 из состава 121-го ИАП ОМАГ ВМФ:
- Экипаж: младший лейтенант Юдин Виктор Гаврилович, лейтенант Ширяев Геннадий Иванович - погибли все;
- Экипаж: лейтенант Назаркин Степан Антонович, старший сержант Уланов Сергей Дмитриевич - погибли все;
- Экипаж: сержант Соловьев Виктор Иванович, старшина Данилец Петр Петрович - погибли все;
- Экипаж: старшина Самарин Владимир Матвеевич вернулся через 18 суток, старший лейтенант Шустов Николай Александрович погиб (подорвался на мине);

2 Пе-2 из состава 29-го БАП ОМАГ ВМФ:
- Экипаж: старшина Ильченко П.П. - жив, сержант Смирнов Константин Павлович и младший сержант Леваков Иван Кириллович - погибли;
11.09.42.JPG
- Экипаж: лейтенант Ивлиев Георгий Васильевич, старшина Серебряков Томас Васильевич, краснофлотец Филоненко Анатолий Васильевич - погибли все (о судьбе экипажа более подробно написано в теме "Пе-2 из 29-го БАП (оз. Санта-Ярви)");

1 ЛаГГ-3 из состава 255-го ИАП ОМАГ ВМФ:
- Погиб штурман полка старший лейтенант Воинов Игорь Иванович (Сбит зенитной артиллерией противника в районе Лоустари. Детали самолета использовались для изготовления модели самолета ЛаГГ-3, выставленного на Поклонной горе в Москве. То, что это самолет Воинова И.И., установлено только в 2011 году. Тема на форуме "ЛаГГ-3 Воинова И.И.".)

Вечная память!
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1788
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: В этот день 70 лет назад...

Сообщение igor » 11 сен 2012 14:19

В ОБД похоже ошибка. 11 сентября сбиты только пешки из 121-го полка. Шустов, кстати, начальник связи полка. Они в бою смогли сбить одного немца (фельдфебель Форбёзе, погиб, найден только 8.8.43).
Пе-2 и ЛаГГ-3 сбиты во время налета на Луостари на следующий день, 12 сентября. Там данные Хроники на этот счет подтверждаются немецкими данными.
igor
 
Сообщения: 618
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

Re: В этот день 70 лет назад...

Сообщение sk16rus » 11 сен 2012 15:18

igor писал(а):В ОБД похоже ошибка.
А может быть ошибка в Хронике?
Уж очень много документов указывают на гибель экипажей Пешек 29-го БАП и Воинова И.И. 11-го числа...
И я не нашел в ОБД "Мемориал" ни одного документа, указывающего на 12-е.

Да и в статье дважды указывается (со ссылкой на архивы) на 11-е число.
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1788
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Пред.След.

Вернуться в Разное о ВВС в Заполярье



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


cron