ВВС Заполярья в Зимней войне с Финляндией

ВВС Заполярья в Зимней войне с Финляндией

Сообщение sk16rus » 25 авг 2013 09:33

Собственно случайно (благодаря Алексею75) выплыл этот вопрос и я подумал, а почему бы и не рассмотреть (очень кратко) его здесь.
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 2177
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: ВВС Заполярья в Зимней войне с Финляндией

Сообщение Swing » 02 мар 2015 09:49

Наверное, можно было назвать конференцию "ВВС Заполярья против ВВС Швеции :)
Swing
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 02 мар 2015 09:42

Re: ВВС Заполярья в Зимней войне с Финляндией

Сообщение sk16rus » 02 мар 2015 11:44

А при чем тут Швеция?
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 2177
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: ВВС Заполярья в Зимней войне с Финляндией

Сообщение Swing » 02 мар 2015 16:01

В Заполярье в 1939-1940 гг. действовали только шведские летчики-добровольцы и шведские части ПВО. Финские истребители и зенитная артиллерия в регионе отсутствовали.
Swing
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 02 мар 2015 09:42

Re: ВВС Заполярья в Зимней войне с Финляндией

Сообщение sk16rus » 02 мар 2015 17:03

Интересно.
Но тут немного по другому стоял вопрос - участие подразделений ВВС Заполярья именно в войне с Финляндией.
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 2177
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: ВВС Заполярья в Зимней войне с Финляндией

Сообщение Swing » 02 мар 2015 18:12

Шведы и воевали в 1939-1940 с ВВС 9-й и 14 армий , авиагруппу Филина потрепали. Да и сами потери понесли. Адекватную картину боевых действий советских ВВС можно нарисовать, только зная документы противника. С удовольствием выступлю в роли "адвоката дьявола" :)
Swing
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 02 мар 2015 09:42

Re: ВВС Заполярья в Зимней войне с Финляндией

Сообщение sk16rus » 02 мар 2015 19:55

Вот теперь понятно!
Спасибо!
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 2177
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: ВВС Заполярья в Зимней войне с Финляндией

Сообщение Swing » 02 мар 2015 20:38

Для затравки :)


Первый боевой вылет на Рованиеми в первый день Зимней войны, несмотря на отсутствие в регионе финских истребителей и зенитной артиллерии, закончился для ВВС 14-й армии потерей пяти бомбардировщиков ДБ-3. Один самолет разбился при взлете, а еще четыре попали в пургу и совершили «жесткую» посадку. Из двенадцати членов экипажей уцелел только стрелок-радист Т. Луканчук, который был найден в тундре только 6 декабря.
12 января 1940 г. двенадцать советских самолетов углубились на 1-2 км в воздушное пространство Норвегии в районе Пасвика. При этом советский бомбардировщик СБ обстрелял норвежский патрульный самолет «De Havilland Tiger Moth», который пилотировал лейтенант К. Якобсен. На следующий день один ДБ-3 сбросил бомбы на железнодорожную станцию Хапаранда, находившуюся на территории Швеции.
14 января целью бомбардировщиков 5-го ОСБАП стал Рованиеми. Каких-либо значительных результатов в ходе этой атаки достигнуто не было. Один самолет из состава 2-й эскадрильи совершил вынужденную посадку в районе Соданкюля; его экипаж взят в плен. Практически неповрежденный бомбардировщик в разобранном виде был доставлен в Тампере и позднее введен в состав финских ВВС. Самолет ведущего 1-й эскадрильи потерял ориентацию и совершил вынужденную посадку на территории Норвегии. К счастью, экипаж быстро разобрался в ситуации, быстро сумел взлететь и приземлился потом на территории СССР в 45 км северо-восточнее Мурманска. Всего в этот день над территорией Норвегии были замечены 32 самолета. Советское правительство дало официальное разъяснение, объяснив вторжение навигационными проблемами, и выразило сожаление по поводу случившегося. Инциденты на некоторое время прекратились, но 31 января три советских бомбардировщика снова сбросили шесть бомб на норвежскую территорию в районе Пасвика. Пять из них упали в воды пограничной реки, а шестая взорвалась на берегу, не причинив никаких повреждений.
В этот же день удар был нанесен по Рованиеми. Сигнал воздушной тревоги раздался над городом в 11.32, по данным постов ВНОС в атаке приняли участие 34 бомбардировщика. Советские самолеты за четыре захода сбросили на город 191 бомбу (в том числе 51 зажигательную). Пять зданий были повреждены, 16 человек были убиты, 56 – ранены; 9 раненых позднее скончались в больнице. Последствия удара по Рованиеми оказались настолько серьезными, что для его защиты были привлечены истребители полка F-19, укомплектованного шведскими пилотами-добровольцами.
1 февраля для нанесения ударов по глубоким тылам противника в составе ВВС 9-й армии РККА была создана специальная авиагруппа. В нее вошли эскадрилья ДБ-3 из состава 80-го САП, эскадрилья ТБ-3 из 3-го ТБАП, а также подразделения 16-го и 41-го СБАП. Возглавил группу легендарный советский полярный летчик, флаг-штурман первой в мире воздушной экспедиции на Северный полюс, Герой Советского Союза комбриг И. Т. Спирин. В этот же день по Рованиеми был нанесен новый удар. В 11.00 две волны бомбардировщиков, включавшие 8 самолетов ДБ-3 и 26 самолетов СБ из состава 5-го авиаполка сбросили на город 270 бомб общим весом 23 тонны. Атаку возглавил командир полка майор Н. Г. Серебряков, и в ее результате было разрушено несколько зданий, один человек погиб и двое получили ранения. В отражении атаки с воздуха впервые приняло участие звено из трех шведских «Гладиаторов». Истребители смогли перехватить машины второй волны (8 СБ) только после выполнения ими бомбометания. Двадцатидвухлетнему вянрику П.-Й. Салвену удалось сбить один СБ, упавший в 78 км к северу от Рованиеми; его экипаж (пилот Б. М. Бабкин, штурман А. У. Мельник и стрелок Б. И. Баторин) погиб. В фюзеляже сбитого самолета насчитали около двухсот пулевых отверстий, и этот успех стал первой воздушной победой шведских летчиков-добровольцев. Советские летчики рапортовали о двух сбитых истребителях, в том числе стрелок из экипажа Серебрякова заявил сбитый «Фоккер». На самом деле ближайший «Фоккер» финских ВВС находился за сотни километров от Рованиеми, а полк F 19 в этот день потерь не понес.
13 февраля стало несчастливым днем для 7-го ТБАП. ТБ-3, вылетевший на снабжение окружённых частей РККА, был повреждён зенитной артиллерией уже после сброса груза. Экипаж посадил самолёт на лёд озера Саунаярви, но летчикам уйти к своим не удалось: финны быстро окружили самолёт. Советские пилоты попытались отбиться огнём из бортовых пулемётов и личного оружия, но силы были явно не равны. Фотографии советского самолета, сделанные в марте 1940 г. свидетельствуют о том, что он достался финнам практически неповрежденным.
Еще один воздушный бой в зоне ответственности полка F 19 произошел 20 февраля. Утром финские посты ВНОС отметили пролет группы СБ из состава 3-й эскадрильи 16-го СБАП в направлении поселка Ухтуа. На перехват поднялась пара «Гладиаторов», в кабинах которых сидели П.-Й. Салвен и Г. Карлссон. Через 30 минут над Ваалой им удалось нагнать бомбардировщики. Салвен, несмотря на ответный огонь стрелков, попеременно атаковал оба СБ и вышел из боя, только расстреляв все патроны. Стрелок одной из советских машин лейтенант А. Я. Авруцкий, видя бедственное состояние своего самолета, выбросился с парашютом и попал в плен. Но очереди из его пулемета не пропали даром – истребитель Салвена был также сильно поврежден, и после вынужденной посадки в Оулу – списан. Советскому бомбардировщику все же удалось вернуться на базу, однако пилоту пришлось садиться на «брюхо». Во время посадки летчик и штурман – лейтенанты М. А. Борщев и Н. А. Трошенко получили травмы. Несмотря на повреждения, позднее самолет удалось снова ввести в строй. Второй СБ, который атаковали оба шведских истребителя, также был поврежден, однако смог дотянуть до своего аэродрома. Его стрелок А. П. Попов получил смертельные ранения и 27 февраля умер в госпитале.
Следующая крупная бомбардировка Рованиеми группой из 26 самолетов СБ и 13 самолетов ДБ-3 из состава 5-го авиаполка состоялась только 21 февраля. В черте города разорвались 164 бомбы, которые не причинили значительного ущерба. В воздухе в этот момент находились четыре шведских истребителя, но двум из них пришлось выйти из боя из-за нехватки горючего. Два шведских добровольца – вянрики К.-О. Стенингер (21 год) и А. Фрюкхолм (22 года) – приняли бой, в ходе которого им удалось сбить два самолета. ДБ-3, не имевший серьезных повреждений, совершил вынужденную посадку в 18 км северо-западнее Вуотсо, пилот ст. лейтенант А. Исачев и штурман Ф. Запрягаев были взяты в плен, стрелок старшина В. Волков был убит при задержании. Вторым сбитым самолетом оказался СБ, его экипаж (лейтенант И. Даниленко, лейтенант А. Лосев и старшина А. Петров) погиб.
В ходе операции 21 февраля в 13.45 семь советских бомбардировщиков сбросили 48 фугасных и более 100 зажигательных бомб на шведский городок Паяла в 150 км северо-западнее Рованиеми. В Паяле сгорело шесть зданий, два человека были легко ранены. Шведский посланник в Москве В. Ассарссон заявил протест, который первоначально был отклонен председателем Совета Народных Комиссаров В. М. Молотовым. Но после того, когда шведский дипломат представил неопровержимые доказательства – осколки бомб с советским клеймом – Кремль признал очередную «навигационную ошибку» и выплатил пострадавшим компенсацию в размере 40 000 шведских крон.

Любые дополнения и уточнения приветствуются!
Swing
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 02 мар 2015 09:42

Re: ВВС Заполярья в Зимней войне с Финляндией

Сообщение Wehrmacht » 04 мар 2015 03:45

Swing писал(а):... были привлечены истребители полка F-19, укомплектованного шведскими пилотами-добровольцами.

К слову сказать, F19 была укомплектована не только шведскими пилотами, но и шведскими самолётами, переданными из ВВС Швеции в распоряжение ВВС Финляндии (после советско-финской войны, те что уцелели были возвращены Швеции обратно): 12 истребителей J8 (шведский вариант британского Gloster GLADIATOR Mk.I); 4 лёгких дневных бомбардировщика B4 (шведский вариант британского Hawker HART I с двигателем Bristol PEGASUS I.M2), причём 3 из них были потеряны в первом же боевом вылете 12 января 1940 г. – 2 в результате обоюдного столкновения в воздухе, и ещё 1 на обратном пути был перехвачен тремя И-15бис из 145-го ИАП, подбит и совершил вынужденную посадку на советской территории… Чуть позднее F19 пополнилась ещё одним B4, вследствие чего оставшихся шведских «Хартов» стало 2…
Плюс – ещё 2 транспортных и 1 учебно-тренировочный (использовавшийся как связной): 1 Tpr1 (шведский вариант немецкого Junkers F.13), 1 Tp8A (шведский вариант американского Waco ZQC-6) и 1 Sk10 (шведский вариант немецкого Raab-Katzenstein RK.26 "Tigerschwalbe"), соответственно… Последние были куплены различными шведскими гражданскими организациями и также временно переданы Финляндии…

В Финских ВВС данная авиачасть получила обозначение LeR19 (Lentorykmentti 19 – 19-й авиаполк), но повсеместно использовалось аббревиатура F19 – сокращение от шведского Flygflottilj 19 (19-я воздушная флотилия), полученная данной добровольческой авиачастью ещё в период её формирования в Швеции…
Изображение
Аватара пользователя
Wehrmacht
 
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 июл 2011 23:26
Откуда: Жигулёвск, Russland

Re: ВВС Заполярья в Зимней войне с Финляндией

Сообщение Swing » 05 мар 2015 11:02

Wehrmacht писал(а): 3 из них были потеряны в первом же боевом вылете 12 января 1940 г.


Четверка «Хартов» в сопровождении четырех «Гладиаторов» отправилась бомбить части 122-й стрелковой дивизии в районе Салмивара и ледовый аэродром Мяркяярви. Согласно рапортам шведов на земле было уничтожено три И-15бис, еще один был сбит прапорщиком Я. Якоби в воздушном бою с двумя взлетевшими с аэродрома истребителями. Однако над аэродромом столкнулись два «Харта», еще один был сбит. Из четырех членов экипажей столкнувшихся «Хартов» один погиб, одному летчику удалось на лыжах уйти к своим, двое, включая командира звена лейтенанта Стернера, попали в плен, и были возвращены в Финляндию после окончания военных действий. На самом деле в Мяркяярви находилась пара связных У-2 и один поломанный И-15 бис, причем ни один из этих самолетов не был поврежден. Шведскими бомбами было убито 2 красноармейца 25-го отдельного инженерного батальона и 6-й авиабазы и один авиатехник 1-й эскадрильи 38-го иап, командир отделения 25-го отдельного инженерного батальона и моторист 1-й эскадрильи 20-го иап были ранены.
Когда с Мяркяярви поступил сигнал о налете, с Кайралы немедленно вылетели два звена И-15 «бис», однако противника над Мяркяярви они уже не застали. Южнее аэродрома звено лейтенанта Е. С. Крючкова догнало «Харт», пилотируемый прапорщиком Ф. Фярнстрёмом. Поврежденный в ходе атаки бомбардировщик сел западнее Йоутсиярви. Шведские летчики после ухода истребителей переночевали в кабине, утром встали на лыжи и позднее были встречены финским патрулем.
Разрешение на формирование полка было дано шведским правительством 14 декабря 1939 г., сразу после исключения СССР из Лиги Наций. Костяк полка составили военнослужащие истребительного авиаполка F 8 (111 чел.) и полка легких бомбардировщиков F 4 (83 чел.); 6 человек выделил штаб и еще около 40 – прочие формирования шведских ВВС. Все 16 шведских пилотов были, в основном, выпускниками гражданских летных школ, зачисленными в армейский резерв, в возрасте от 21 до 26 лет.
Swing
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 02 мар 2015 09:42

Re: ВВС Заполярья в Зимней войне с Финляндией

Сообщение Wehrmacht » 05 мар 2015 15:55

Swing писал(а):... Из четырех членов экипажей столкнувшихся «Хартов» один погиб, одному летчику удалось на лыжах уйти к своим...

У Жирохова М.А. (в соавторстве с Морозовым М.Э.) в их статье «Добровольцы для "Страны Суоми"» очень интересно описан переход сержанта Матти Сундстена (Sgt. Matti SUNDSTEN) – летнаба из экипажа шведского «Харта» ("X") фенриха Арне Юнга (Fk. Arne JUNG): пройдя около 90 км на лыжах, проведя почти 4 дня на морозе, достигавшем 40°C, отморозив руки, но после лечения всё же вернувшись в строй 21 января 1940 г. – это по-любому заслуживает уважения… Причём он до последнего боролся за свой самолёт и всё же сумел совершить аварийную посадку после того, как пилот Арне Юнг его покинул, выпрыгнув с парашютом…
{Либо шведские «Харты» имели двойное управление (что вряд ли, ибо такое управление имела вроде бы только учебно-тренировочная модификация Hawker HART Trainer), либо из кабины летнаба можно было пролезть в кабину пилота, откинув спинки летнабовского и пилотского кресел?.. Если имел место 2-й вариант, то в условиях падающего самолёта Сундстен достоин только похвалы за быстроту реакции и самообладание}

Wehrmacht писал(а):... Чуть позднее F19 пополнилась ещё одним B4...
Плюс... 1 Tp8A (шведский вариант американского Waco ZQC-6) и 1 Sk10 (шведский вариант немецкого Raab-Katzenstein RK.26 "Tigerschwalbe")...

Кстати, справедливости ради стОит отметить, что данное пополнение F19 получила лишь ближе к середине февраля 1940 г…
Изображение
Аватара пользователя
Wehrmacht
 
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 июл 2011 23:26
Откуда: Жигулёвск, Russland

Re: ВВС Заполярья в Зимней войне с Финляндией

Сообщение Swing » 05 мар 2015 17:17

Wehrmacht писал(а):У Жирохова М.А. (в соавторстве с Морозовым М.Э.) в их статье «Добровольцы для "Страны Суоми"» очень интересно описан переход сержанта Матти Сундстена…


Это, вообще-то, Грегер Фалк описал в своей "Хронике F 19" :) Но это нисколько не умаляет заслуг процитированных товарищей.
Swing
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 02 мар 2015 09:42

Re: ВВС Заполярья в Зимней войне с Финляндией

Сообщение Swing » 07 мар 2015 10:20

Крупного успеха полк F 19 добился 7 марта. В 15.00 из Ваалы на перехват трех СБ из состава 34-й разведывательной эскадрильи ВВС 9-й армии взлетел «Гладиатор» двадцатитрехлетнего Э. Техлера. Цель была обнаружена в 65 км юго-восточнее Оулу. Первым нападению подвергся правый бомбардировщик. После нескольких попаданий самолет окутался черным дымом и ушел вниз. Затем швед атаковал СБ, шедший на левом фланге, и также зажег его. Экипажи обеих машин (лейтенант Алексеев, мл. лейтенанты Морозов и Сегкин; капитан Гребенников, лейтенант Мацнев и ст. сержант Лепика) погибли. У шведского истребителя был пробит бензобак, но Техлеру удалось посадить самолет, несмотря на пробитый бензобак.
Перед самым концом войны для авиаударов по Рованиеми была привлечена 1-я эскадрилья 1-го ТБАП. Шесть ТБ-3 были переброшены из Ростова-на-Дону и включены в состав авиагруппы И. Т. Спирина. Командиром одного из звеньев эскадрильи был Н. Ф. Гастелло (тот самый). Первый рейд в район Рованиеми тяжелые бомбардировщики совершили 10 марта. Сигнал воздушной тревоги прозвучал в 14.49, в черте города разорвалось 37 бомб, не причинив особого вреда. Советские самолёты шли без прикрытия истребителей и, пройдя Рованиеми, повернули к станции Вика, где их в 15.30 на высоте 2000 м атаковал шведский доброволец Г. Карлссон (21 год). Швед израсходовал 2000 патронов, и ему удалось повредить все четыре двигателя ТБ-3 старшего лейтенанта С. Т. Карепова, замыкавший строй советских бомбардировщиков. ТБ-3 совершил вынужденную посадку недалеко от Кемиярви, пять членов его экипажа погибли при задержании, три стрелка были взяты в плен. У истребителя Карлссона был прострелен винт, но ему удалось вернуться на свой аэродром.
Старший сержант Н. Г. Глоба, входивший в состав экипажа Карепова, на допросе показал следующее. Шесть бомбардировщиков 28 февраля прибыли в регион из Ростова и базировались на замерзшем озере в 12 км юго-западнее Кандалакши. Первый боевой вылет летчики совершили 10 марта. ТБ-3 принял на борт 2500 литров бензина, 27 бомб (3х250-кг и 24х50-кг) и был сбит зенитной артиллерией в районе Кемиярви. Возможно, пленный не хотел сознаться в том, что воздушные стрелки просто «прозевали» истребитель Карлссона. К тому же стрелки вели настолько беспорядочную стрельбу, что поражали соседние самолеты: в двух ТБ-3, не атакованных Карлссоном, были обнаружены пробоины от «дружественного огня». В результате начальник ВВС РККА Я. В. Смушкевич отдал приказ: «В дальнейшем категорически без моего особого разрешения запрещаю применять ТБ-3 днём».
Кстати, этот рейд на Рованиеми весьма своеобразно описал в своих мемуарах ГСС Ф. Н. Орлов.
Последний налет на окрестности Рованиеми был совершен в 10 часов утра 13 марта, за два часа до окончания боевых действий между СССР и Финляндией. На деревни Луусуа, Аутти и Тайпаленкюля было сброшено 77 бомб, три гражданских лица были ранены и 17 домов получили повреждения. Всего в ходе Зимней войны на столицу Лапландии было сброшено 1033 бомбы, было разрушено 18 и повреждено 73 здания. В Рованиеми погибли 37 человек (из них 5 военнослужащих), 51 человек был ранен. Шведские добровольцы убыли домой 29 марта, а за три дня до этого в Кеми прибыл сам Маннергейм, чтобы поблагодарить летчиков за интернациональную помощь.
Swing
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 02 мар 2015 09:42

Re: ВВС Заполярья в Зимней войне с Финляндией

Сообщение Wehrmacht » 09 мар 2015 21:35

Swing писал(а):... Шведские добровольцы убыли домой 29 марта, а за три дня до этого в Кеми прибыл сам Маннергейм, чтобы поблагодарить летчиков за интернациональную помощь.

Ну, откровенно говоря, «интернациональная» помощь была более чем скромная: 6 сбитых советских самолётов – 1 ТБ-3, 4 СБ и 1 И-15бис; против 6 потерянных собственных самолётов – 3 уже упоминавшихся B4 и 3 J8 (правда один из крайне упомянутых – это не боевая потеря, а крушение в результате аварии; и ещё один был не совсем потерян, а всё же дотянул до финского аэродрома, но всё равно потом был списан из-за сильных повреждений)… C учётом 3 погибших и 2 попавших в плен лётчиков из F19 – говорить о помощи шведов в защите финской Лапландии, как о какой-то существенной, конечно не приходится…
Это если не учитывать ущерб наземной советской технике и живой силе, хотя он тоже не сказать чтобы был впечатляющего масштаба…
Изображение
Аватара пользователя
Wehrmacht
 
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 июл 2011 23:26
Откуда: Жигулёвск, Russland

Re: ВВС Заполярья в Зимней войне с Финляндией

Сообщение sk16rus » 10 мар 2015 16:38

Wehrmacht писал(а):Ну, откровенно говоря, «интернациональная» помощь была более чем скромная:
Но тем не менее, финны ведь при этом потерь не понесли? Только шведы... :wink:
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 2177
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: ВВС Заполярья в Зимней войне с Финляндией

Сообщение Wehrmacht » 11 мар 2015 15:30

sk16rus писал(а):Но тем не менее, финны ведь при этом потерь не понесли? Только шведы... :wink:

Ну, это смотря с какой стороны посмотреть… Вряд ли горстка шведских «Гладиаторов» смогла как-то существенно помешать волнам советских бомбардировщиков, а соответственно и гибели финнов (пусть в большинстве своём и гражданских) от их бомб… Взять хотя бы один из моментов:
Swing писал(а):
1 февраля... В 11.00 две волны бомбардировщиков, включавшие 8 самолетов ДБ-3 и 26 самолетов СБ из состава 5-го авиаполка сбросили на город 270 бомб общим весом 23 тонны. Атаку возглавил командир полка майор Н. Г. Серебряков, и в ее результате было разрушено несколько зданий, один человек погиб и двое получили ранения. В отражении атаки с воздуха впервые приняло участие звено из трех шведских «Гладиаторов». Истребители смогли перехватить машины второй волны (8 СБ) только после выполнения ими бомбометания. Двадцатидвухлетнему вянрику П.-Й. Салвену удалось сбить один СБ, упавший в 78 км к северу от Рованиеми; его экипаж (пилот Б. М. Бабкин, штурман А. У. Мельник и стрелок Б. И. Баторин) погиб. В фюзеляже сбитого самолета насчитали около двухсот пулевых отверстий, и этот успех стал первой воздушной победой шведских летчиков-добровольцев...

Кстати, эта была не первая воздушная победа шведов из F19 – первой была 17 января 1940 г.: И-15бис лт.Бондаренко из 145-го ИАП, который из-за сильных повреждений совершил аварийную посадку на территории, занятой советскими войсками – в 14 км западнее озера Куолаярви, и был списан (самолёт) вследствие невозможности транспортировки или ремонта из-за его труднодоступности…
А СБ (15/59) ст.лт.Бабкина из 3-й аэ 5-го ОСБАП, сбитый 01 февраля 1940 г. – стал первым советским бомбардировщиком, сбитым пилотами из F19…

Swing писал(а):... 21 февраля... Два шведских добровольца – вянрики К.-О. Стенингер (21 год) и А. Фрюкхолм (22 года) – приняли бой, в ходе которого им удалось сбить два самолета. ДБ-3, не имевший серьезных повреждений, совершил вынужденную посадку в 18 км северо-западнее Вуотсо, пилот ст. лейтенант А. Исачев и штурман Ф. Запрягаев были взяты в плен, стрелок старшина В. Волков был убит при задержании...

Жирохов и Морозов отвергают версию шведских исследователей о якобы сбитии лётчиками из F19 советского бомбардировщика ДБ-3 ст.лт.Исачева А. (в некоторых источниках он обозначен как лт.Исашев А.Н.), т.к. судя по финским протоколам допроса пленного штурмана лт.Запрягаева Ф. (в тех же источниках он обозначен как Запрягалов) – экипаж сбился с курса, и в действительности бомбил не Рованиеми, а приграничный с Финляндией шведский город Паяла (Pajala), который находится от Рованиеми примерно в 130 км (кстати, не он один – с ним допустили эту ошибку ещё не менее 6 ДБ-3, собственно здесь в крайнем абзаце этот эпизод описан)…
ДБ-3 Исачева (Исашева) совершил вынужденную посадку по техническим причинам в районе финского Вуотсо (Vuotso), что вообще около 200 км от Рованиеми – над которым 21 февраля 1940 г. вели патрулирование, а затем и воздушный бой пилоты из F19…

Если представить на карте вероятный маршрут данного ДБ-3 из 5-го ОСБАП – с начала полёта (взлетали они с Луостари) до бомбометания и последующей вынужденной посадки, то становится очевидным, что в тот день вероятность их встречи со шведскими истребителями действительно близка к нулю…
Изображение
Аватара пользователя
Wehrmacht
 
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 июл 2011 23:26
Откуда: Жигулёвск, Russland

Re: ВВС Заполярья в Зимней войне с Финляндией

Сообщение Swing » 17 мар 2015 19:58

Wehrmacht писал(а):Жирохов и Морозов отвергают версию шведских исследователей о якобы сбитии лётчиками из F19 советского бомбардировщика ДБ-3 ст.лт.Исачева А. …

Если быть предельно точным, то в "Истории полка F 19" записано, что Стенингер сбил один самолет и повредил другой, по наблюдениям - пробил бензобак (наблюдался шлейф вытекающего горючего). Подтвердил повреждение командир второго звена фенрик Е. Техлер. Позднее из радиоперехвата (сообщение из Африканды) удалось узнать, что один ДБ-3 не вернулся на аэродром. Этот самолет и приписали Стенингеру.
Swing
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 02 мар 2015 09:42

Re: ВВС Заполярья в Зимней войне с Финляндией

Сообщение Wehrmacht » 17 мар 2015 21:45

Swing писал(а):... Позднее из радиоперехвата (сообщение из Африканды) удалось узнать, что один ДБ-3 не вернулся на аэродром...

Странно, что сообщение вообще пришло из Африканды…
Учитывая то, что в тот период 5-й ОСБАП базировался в захваченном советскими войсками Луостари, и вылеты совершал оттуда же… И в Африканде (находящейся за 200 с лихуем км юго-восточнее) – до этого никогда не бывал… :roll:
Изображение
Аватара пользователя
Wehrmacht
 
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 июл 2011 23:26
Откуда: Жигулёвск, Russland

Re: ВВС Заполярья в Зимней войне с Финляндией

Сообщение Swing » 18 мар 2015 10:03

Про Африканду написал Грегер Фалк, во время оно бывший офицером связи F 19, приходится верить ему на слово :) Вполне возможно, что донесение просто передавалось по инстанциям.
Swing
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 02 мар 2015 09:42

Re: ВВС Заполярья в Зимней войне с Финляндией

Сообщение sk16rus » 02 янв 2017 22:27

Сергей Черепанов выложил список л/с 72-го САП ВВС СФ, принимавших участие в советско-финляндской войне.
Кому интересно - вот ТУТ
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 2177
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань


Вернуться в Разное о ВВС в Заполярье



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


cron