Ответы на замечания по книге "1941: воздушная война в Запол"

Модератор: Модераторы форумов

МишаТ
Сообщения: 148
Зарегистрирован: 25 фев 2017 13:57
Откуда: Москва

Re: Ответы на замечания по книге "1941: воздушная война в За

Сообщение МишаТ »

Котов точно был над Луостари, его экипаж заявил 5 уничтоженных там Ю-87 25 июня :mrgreen: , только вот он летал ли он второй раз - большой вопрос, скорее всего нет...
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Ответы на замечания по книге "1941: воздушная война в За

Сообщение hellcat »

Приветствую.
Коль разговор зашёл про СБ и Луостари, хочу задать вопрос. В полутора километрах восточнее северной окраины аэродрома, под Генеральской сопкой, лежал мотор М-103. Номер его 023-1988, я смотрел его на двух поршнях. Мы там были в 2008 году. Место падения самолёта не нашли, вероятно где-то рядом. Мотор разбивали металлисты, скорее всего, они и приволокли его сюда, поближе к дороге. "Хозяин" мотора, вероятно самолёт СБ. Мы пытались установить его по номеру, но пока безуспешно. Может, кто прояснит ситуацию с этим мотором?
Вложения
Без имени - копия.jpg
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Ответы на замечания по книге "1941: воздушная война в За

Сообщение hellcat »

Номер на поршнях.
Вложения
Без имени - копия.jpg
МишаТ
Сообщения: 148
Зарегистрирован: 25 фев 2017 13:57
Откуда: Москва

Re: Ответы на замечания по книге "1941: воздушная война в За

Сообщение МишаТ »

Это мотор М-103А поздний, ставили его на машины 300х серий, в 137 СБАП таких в начале войны не было, может флотский?
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Ответы на замечания по книге "1941: воздушная война в За

Сообщение hellcat »

Может и флотский. Необязательно 41 год, СБ и в 42-м на Луостари летали. Если не ошибаюсь, мотор выпуска 2 квартал 40 года? СФВ отменяется тогда.
МишаТ
Сообщения: 148
Зарегистрирован: 25 фев 2017 13:57
Откуда: Москва

Re: Ответы на замечания по книге "1941: воздушная война в За

Сообщение МишаТ »

Ну дык 300-е серии это лето 1940 года...
МишаТ
Сообщения: 148
Зарегистрирован: 25 фев 2017 13:57
Откуда: Москва

Re: Ответы на замечания по книге "1941: воздушная война в За

Сообщение МишаТ »

Александр Марданов писал(а):Да, может вел звено и не командир звена лейтенант Кедун, а лично комэск к-н Котов, но тогда командиром 3-го звена кто шел? Должен быть командир звена или комэск. В оперсводке сказано, что боевые действия вели 9 СБ. Количество совпадает с ЖБД 72-го САП: 1 СБ, 3, 3 и 2. Только есть разночтение в количестве последнего вылета - в ЖБД 2, а в ОС - звено. Скорее всего правильная цифра в последнем вылете - 2 СБ.
Я вот что подумал, а может этот вылет 2 СБ в 17:04 по заданию (То что Вы писали: ни ведущий, ни часть не указаны, но понятно, что это и есть вылет звена СБ 137-го КСБП, о котором в 18:05 говорится в ОС 1-й САД №8, так как в это время в "Журнале учета боевых вылетов 72-го АП" вылетов нет) - может это все таки вылеты на разведку?
Просто странно что все остальные до Луостари добирались через 30-35 минут, маршрут видимо через Маяк Мишукова, около 120 км, а эти выходи час летели, странно. Тем более что у Вас указано что было 4 вылета на разведку?
Хамдохова, Котова, по идее еще два? Может это как раз эти вечерние полеты?
МишаТ
Сообщения: 148
Зарегистрирован: 25 фев 2017 13:57
Откуда: Москва

Re: Ответы на замечания по книге "1941: воздушная война в За

Сообщение МишаТ »

В цело подводя итог исследования налетов наших самолетов 25 июня 1941 года, согласно общего плана действий по аэродромам противника, хочется отметить, что в Заполярье прошло все примерно тоже как и на других направлениях...
В следствии отсутствия разведки, большинство ударов было проведено по аэродромам на которых отсутствовали самолеты противника, либо вообще по местам где аэродромы отсутствовали. Да и в случаях атак аэродромов Рованиеми и Луостари, где были небольшие группы немецких самолетов, эфект от ударов был нулевой.

Нанести противнику ни какого урона не удалось, а вот потери оказались весьма значительные.
Кроме выше упомянутых СБ Кедуна, и И-16 Соколенкова, а так же поврежденного И-153 №6346 Е.С.Крючкова (согласно донесению 1 САД о повреждениях матчасти, самолет был поврежден огнем ЗА, у него были пробита нижняя правая плоскость от 1 до 5 нервюры и поврежден задний лонжерон).
На обратном пути немецким истребителем был внезапно атаковал и получил тяжелые повреждения И-153 зам.комэска ст.лейтенанта А.З.Дудника, который при этом был ранен, из наградного листа:
"25.6.41 года в составе 7-ми самолетов И-153 производилась атака в районе противника аэродрома Луостари бомбами и пулеметным обстрел площади аэродрома, а также населенного пункта Луостари.
На обратном маршруте самолет старшего лейтенанта Дудника в районе горы Гремяка (по реке Тулома) был атакован самолетом противника в хвост, в результате чего выведен из строя руль поворота, маслобак, прострелян винт, изрезана осколками перкаль фюзеляжа, простреляна покрышка левого колеса и деформирован стабилизатор. Сам летчик получил ранение в левую руку и ногу.
Не смотря на сильное повреждение самолета и ранение самого летчика тов.Дудник проявил мужество и привел свой самолет на свой аэродром и сделал посадку..."
В донесении 1 САД о повреждениях матчасти, все выглядело еще менее радужно: "И-153 №8981 ст.л-т Дудник, авария. Перебиты лонжероны фюзеляжа, задний лонжерон центроплана "чайка". Винт АВ-1, 5-я тяга элеровнов в 2-х местах, хвостовой оперение, пробиты плоскости". хотя надо отметить и в наградном эпизод представлен весьма брутально. Самолет судя по всему был списан, однако даже если это не так, то отметим меткую стрельбу немецкого истребителя, а старшему лейтенанту Дуднику прямо скажем повезло, просто в рубашке родился...

Охотой занимались истребители из Киркинеса, гауптман Г.Шашке из штабного звена ZG26 и лейтенант Леш из 14/JG77 которые очевидно заметили, что советские самолеты ходят к Луостари одной тропой от Маяка Мишукова, а туда от Ваенги и Шонгуя, и караулили их там на номерах...
Сначала была расстреляна "чайка" Дудника, причем возможно что это они провели незадолго до этого бой с Крючковым. Вслед за Дудником, вечером они догнали, как раз на обратном пути, чуть не дойдя до Маяка Мишукова и завалили почти так же и "ишак" Соколенкова...
А потом видимо Шашке вошел в раж, пошел дальше и уже дойдя почти до Ваенги сбил одиночный И-16 Варфоломеева.
Да кстати еще кто-то подстрели У-2 который летел из Ура-Губы, но я с нашей стороны обстоятельства и время не знаю, и если там все это один Шашке натворил, то ему реально фортило в этот день!!! У Момбиека отмечено что Шашке заявил 4 победы 25.06.41г. Плюс одна победа Леша.
Ну а нашим этот день стоил 2 СБ (один боевая - скорее всего от ЗА, другой не боевая потеря), 2 И-16, 1 И-153, 1 У-2 а также 1 И-15бис Чудинова (потерянный от огня своей зенитной артиллерии в районе злосчастного маяка Мишукова).

Немецкие истребители, так же как и финские, вроде бы неплохо себя проявили в этот день, однако следует обратить внимание на то что несмотря на наличие на аэродроме Луостари возможно правда частично 1/JG77, истребители этой части не завили ни одной победы, и судя по всему даже не смогли ни разу толком обстрелять советские самолеты. Все наши группы действовали по своим планам, и гораздо больше на них повлияла погода в районе цели...
Вообще кроме индивидуального мастерства, гауптмана Шашаке и довольно эффективного огня зениток, которые могут претендовать на сбитый СБ и подбитый И-153...
Поэтому отметим что в целом немецкая служба ВНОС и ПВО стояли на низком уровне, возможно из-за того что находились в стадии развертывания. И при наличии подготовленных в плане разведки и координации частей действий, части 1 САД и 72 САП вполне могли нанести противнику весьма серьезный урон, что в реальности сделано не было. Тем не менее потери советской стороны были разумеется не фатальные, и на этом участке действия еще только разворачивались, противники только сосредотачивали силы и борьба за господство в воздухе была еще впереди.
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Ответы на замечания по книге "1941: воздушная война в За

Сообщение hellcat »

В районе Мишуково были сбиты только И-16 Соколёнкова и У-2 Ашмарина (в 9 км западнее). Ну и Чудинов, сбит огнём 5 озад ПВО СФ. Дудник подбит в 20 км юго-западнее Мурмашей (гора Гремяха), на полпути от Аэродрома до Ристикента. Там же, только на западном берегу Туломы, в р-не Юркино, Шашке или Дамер 7 июля собьют И-16 Чегаева. И-16 Варфоломеева вообще упал в 70 км юго-западнее Ура-Губы, куда он вылетал на перехват вражеских бомбардировщиков, в р-не горы Бол.Мочесвайвишь. Для наглядности картинка. Так что нельзя сказать, что немцы "пасли" в строго определённом месте.
Вложения
Безымянный.. - копия.jpg
МишаТ
Сообщения: 148
Зарегистрирован: 25 фев 2017 13:57
Откуда: Москва

Re: Ответы на замечания по книге "1941: воздушная война в За

Сообщение МишаТ »

hellcat писал(а):В районе Мишуково были сбиты только И-16 Соколёнкова и У-2 Ашмарина (в 9 км западнее). Ну и Чудинов, сбит огнём 5 озад ПВО СФ. Дудник подбит в 20 км юго-западнее Мурмашей (гора Гремяха), на полпути от Аэродрома до Ристикента. Там же, только на западном берегу Туломы, в р-не Юркино, Шашке или Дамер 7 июля собьют И-16 Чегаева. И-16 Варфоломеева вообще упал в 70 км юго-западнее Ура-Губы, куда он вылетал на перехват вражеских бомбардировщиков, в р-не горы Бол.Мочесвайвишь. Для наглядности картинка. Так что нельзя сказать, что немцы "пасли" в строго определённом месте.

Ну с чего Дуднику лететь Ю-З Мурмаши? Там очевидно в наградном перепутана Гремяха с Гремихой, в деле полка "Журнал потери самолетов" без относительно написано: "в районе Маяка Мишукова", причем там же указано что самолет на аэродром не вернулся...
Так что уже четверо...
Варфоломеев вылетал на перехват именно в район Мурмашей, из Шонгуя, так что то ли преследовал кого-то, то ли вел бой и его отжимали на запад...
Его там нашли получается?
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Ответы на замечания по книге "1941: воздушная война в За

Сообщение hellcat »

МишаТ писал(а):Ну с чего Дуднику лететь Ю-З Мурмаши? Там очевидно в наградном перепутана Гремяха с Гремихой, в деле полка "Журнал потери самолетов" без относительно написано: "в районе Маяка Мишукова", причем там же указано что самолет на аэродром не вернулся...
Так что уже четверо...
Варфоломеев вылетал на перехват именно в район Мурмашей, из Шонгуя, так что то ли преследовал кого-то, то ли вел бой и его отжимали на запад...
Его там нашли получается?
Неизвестно, с чего он туда полетел. Как вариант-возвращались от Луостари не по прямой, через занятую противником территорию и линию фронта, а уходили на юго-восток до реки Тулома, а по ней выходили на Мурмаши. Не думаю, что в наградном напутали, тем более, что Гремиха (Иоканьга) по прямой от Мурманска на юго-восток почти 290 км. А Гремяха как раз у реки Тулома. И-16 Варфоломеева нашли там, где я написал выше, его самолёт стоит в музее ВВС СФ.
МишаТ
Сообщения: 148
Зарегистрирован: 25 фев 2017 13:57
Откуда: Москва

Re: Ответы на замечания по книге "1941: воздушная война в За

Сообщение МишаТ »

И тем не менее, Дудника сбили у маяка Мишукова.
Изображение
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Ответы на замечания по книге "1941: воздушная война в За

Сообщение hellcat »

МишаТ писал(а):И тем не менее, Дудника сбили у маяка Мишукова.
Изображение
Здесь ясно только одно-в каком-то из документов ошибка. Мне кажется маловероятным, чтобы представители командования полка ставили свои подписи под недостоверной информацией. "Район горы Гремяха (по реке Тулома)" и "район Мишукова маяка" совершенно разные вещи и расстояние между ними 47 км. Как оно на самом деле было, можно только предполагать. Чтобы дать точный ответ, надо искать дополнительную информацию.
Вложения
Без имени....jpg
МишаТ
Сообщения: 148
Зарегистрирован: 25 фев 2017 13:57
Откуда: Москва

Re: Ответы на замечания по книге "1941: воздушная война в За

Сообщение МишаТ »

hellcat писал(а):
МишаТ писал(а):И тем не менее, Дудника сбили у маяка Мишукова.
Изображение
Здесь ясно только одно-в каком-то из документов ошибка. Мне кажется маловероятным, чтобы представители командования полка ставили свои подписи под недостоверной информацией. "Район горы Гремяха (по реке Тулома)" и "район Мишукова маяка" совершенно разные вещи и расстояние между ними 47 км. Как оно на самом деле было, можно только предполагать. Чтобы дать точный ответ, надо искать дополнительную информацию.
У Вас, как бы это по мягче сказать - романтическое представление о заполнении наградных документов...
Никакого смысла лететь Дуднику к Гремяхе не было, летали они явно через Маяк Мишукова, причем и туда и обратно, документы о потери матчасти это подтверждают. Ну впрочем, я не настаиваю, скажем так это моя гипотеза.
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Ответы на замечания по книге "1941: воздушная война в За

Сообщение hellcat »

МишаТ писал(а):
hellcat писал(а):
МишаТ писал(а):И тем не менее, Дудника сбили у маяка Мишукова.
Изображение
Здесь ясно только одно-в каком-то из документов ошибка. Мне кажется маловероятным, чтобы представители командования полка ставили свои подписи под недостоверной информацией. "Район горы Гремяха (по реке Тулома)" и "район Мишукова маяка" совершенно разные вещи и расстояние между ними 47 км. Как оно на самом деле было, можно только предполагать. Чтобы дать точный ответ, надо искать дополнительную информацию.
У Вас, как бы это по мягче сказать - романтическое представление о заполнении наградных документов...
Никакого смысла лететь Дуднику к Гремяхе не было, летали они явно через Маяк Мишукова, причем и туда и обратно, документы о потери матчасти это подтверждают. Ну впрочем, я не настаиваю, скажем так это моя гипотеза.
Я прекрасно понимаю, что информация из наградных не тянет на истину в последней инстанции, особенно что касается личности человека и описания его заслуг. Как они летали, было известно только им. Мы можем, как Вы выразились, выдвигать гипотезы. Полно примеров, когда пишут, сбит над Луостари, а найден самолёт под Мурманском (наши), или, сбит над Ростой, а найден в верховьях З.Лицы (немцы). Точку здесь может поставить только нахождение конкретного самолёта (обломков) в конкретном месте.
Михаил, у меня есть вопрос по найденным самолётам. На западном берегу залива напротив Мурманска, есть места падения двух И-153. В обоих случаях есть номера моторов, номера самолётов предположительные, набиты на деталях лентоподачи. Вот они: И-153 №7708 мотор М-62 № 622311; И-153 №8193 мотор М-62 №622363. Нигде не встречались такие?
МишаТ
Сообщения: 148
Зарегистрирован: 25 фев 2017 13:57
Откуда: Москва

Re: Ответы на замечания по книге "1941: воздушная война в За

Сообщение МишаТ »

Ну где они были на 1940 год то мы их точно узнаем, а вот в 1941 не обещаю...
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Ответы на замечания по книге "1941: воздушная война в За

Сообщение hellcat »

Важна любая информация. Спасибо.
Сейчас подсказали, когда печатал предыдущий пост, запамятовал.
Есть такие данные: оба мотора числились за ВВС СФ, списаны как боевая убыль инспекторским свидетельством №130 за 1942 год.
Как свидетельствуют люди знающие, на самолёте с мотором 2311 находили останки лётчика, на другом-наручные часы.
Вложения
IMG_0295.jpg
МишаТ
Сообщения: 148
Зарегистрирован: 25 фев 2017 13:57
Откуда: Москва

Re: Ответы на замечания по книге "1941: воздушная война в За

Сообщение МишаТ »

Эти чайки в сентябре 1940 года числились в 32 ИАП ВВС ЧФ, наверное их прислали в июле, вместе с МиГами...
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Ответы на замечания по книге "1941: воздушная война в За

Сообщение hellcat »

МишаТ писал(а):Эти чайки в сентябре 1940 года числились в 32 ИАП ВВС ЧФ, наверное их прислали в июле, вместе с МиГами...
Спасибо ещё раз. Смотрели по номеру самолёта или есть привязка №№ самолёта-мотора?
МишаТ
Сообщения: 148
Зарегистрирован: 25 фев 2017 13:57
Откуда: Москва

Re: Ответы на замечания по книге "1941: воздушная война в За

Сообщение МишаТ »

hellcat писал(а):
МишаТ писал(а):Эти чайки в сентябре 1940 года числились в 32 ИАП ВВС ЧФ, наверное их прислали в июле, вместе с МиГами...
Спасибо ещё раз. Смотрели по номеру самолёта или есть привязка №№ самолёта-мотора?

Именно по номерам самолетов.
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя