Северные летчики – хозяева воздуха

Модератор: Модераторы форумов

Ответить
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Северные летчики – хозяева воздуха

Сообщение Тунгус »

Наткнулся в сети на статью, которую написал полковник М.Головня. Указано, что она из газеты "Сталинский сокол" 04.02.1942.

В первые дни войны в Заполярье обстановка сложилась в пользу немцев. У них было много преимуществ: внезапность нападения, тройное численное превосходство, новейшие типы самолетов, вполне подготовленная и хорошо оборудованная сеть аэродромов на севере Норвегии и Финляндии.

Фашистское командование придавало особое значение Северному фронту, и потому военно-воздушные силы немцев здесь были укомплектованы первоклассными летчиками. Среди них можно назвать капитана Шашке, капитана Лоевского и других летчиков, которых немцы считали непобедимыми, «богами воздуха».

И все же, несмотря на преимущества фашистов, наши северные соколы в упорных боях с врагом твердо завоевали господство в воздухе и удерживают его до сих пор.

Эта победа, была одержана, с одной стороны, благодаря беззаветному мужеству и героизму наших летчиков, их готовности к самопожертвованию для уничтожения ненавистного врага. С другой стороны, мы достигли господства в воздухе, настойчиво изучая в ходе боев тактические приемы врага и противопоставляя им свою тактику.

Фашисты на первых порах пытались внезапными налетами уничтожить нашу авиацию на аэродромах. На четвертые сутки войны более 20 фашистских самолетов совершили налет на аэродром в III. Там тогда базировались истребители. Но налет не принес немцам успеха: был сожжен лишь один учебный самолет и повреждено несколько истребителей. Налет не удался потому, что наши летчики все время были в боевой готовности, и когда немцы приблизились к аэродрому, истребители уже поднялись в воздух. Они навязали фашистам бой, рассеяли их, заставили сбросить бомбы куда попало и скрыться. Все дальнейшие попытки немцев застать нас врасплох кончились так же неудачно.

Встретив активное противодействие наших истребителей, немцы переменили тактику. Они стали устраивать воздушные засады. Пользуясь сложным, сильно пересеченным рельефом Заполярья, фашисты большой группой скрытно ходили в стороне, а к аэродрому высылали 2—3 истребителей, чтобы выманить нас. Когда поднималось дежурное звено, немцы пытались уничтожать наши самолеты на взлете. Но и этот коварный прием сразу же был разгадан. Ему мы противопоставили свой прием – поднимали с соседней площадки группу истребителей, она подходила на достаточной высоте, в хороших условиях для атаки, навязывала бой фашистам, и те дорогой ценой расплачивались за налеты.

В нападениях на наши аэродромы немцы понесли большие потери, из строя были выведены их лучшие летчики. В одном из таких боев, 4 августа 1941 года, командир эскадрильи т. Зайцев с помощью своих летчиков сбил капитана Шашке, пользовавшегося у немцев славой непобедимого «асса». Тяжелые потери, а также то, что мы организовали сильную зенитную оборону, вынудило немцев не только прекратить налеты на аэродромы, но обходить их далеко в стороне.

Наступила новая фаза воздушной войны на севере. Фашисты стали пытаться бомбить столицу советского Заполярья – Мурманск. В некоторых налетах участвовало по 50—70 самолетов врага. Наши летчики в тесном взаимодействии со своими братьями по оружию – летчиками Северного флота успешно отбивали все эти налеты. На подступах к городу немцы потеряли десятки первоклассных самолетов и наиболее подготовленных летчиков.

Прикрывая Мурманск и другие важнейшие об’екты, наши летчики выработали свои тактические приемы. Обычно одни группы завязывали бои с истребителями врага и сковывали их, другие наносили удар по головной группе бомбардировщиков, разбивали их строй и уничтожали. При этом наши летчики с презрением констатировали трусость немецких истребителей, стремившихся спасти себя и бросавших прикрываемых бомбардировщиков.

Фашисты от крупных, массированных налетов перешли к налетам мелкими группами и даже одиночными самолетами, производившие бомбометание с большой высоты, из-за облачности. Вражеская авиация стала активно действовать по нашим наземным войскам. Однако и эта попытка потерпела крах. Пехота стойко держалась в обороне, глубоко зарывшись в землю, и почти не несла потерь.

Наши истребители – «Чайки», «И-16» и имевшиеся у нас уже к этому времени «ЛАГГ’и» и «МИГ’и» – успешно штурмовали наземные части противника и активно противодействовали фашистским бомбардировщикам. Это противодействие приносило порой совершенно неожиданные для немцев и очень удачные для нас результаты.

Однажды девятка фашистских бомбардировщиков шла бомбить наши войска на линии фронта. Звено «И-16» под командованием т. Беликова, штурмовавшие вражескую пехоту, внезапно напало на девятку. Перепуганные немцы повернули назад и сбросили бомбы на свои же войска. В другой раз тройка фашистских самолетов, уходя от наших истребителей, разбомбила свои позиции.

В противовес тактике фашистов, хорошо изученной нами, наши истребители выработали свою тактику. В основе ее – отличное знание района действий, умение поливаться рельефом местности и метеорологической обстановкой, взаимная выручка, сочетаемая с военной хитростью.

Основным методом ведения воздушного боя с бомбардировщиками противника была атака со стороны солнца сверху, снизу и в хвост и лобовая атака, которую фашисты, как правило, не принимают. В воздушном бою с немецкими истребителями наши летчики обычно становятся в круг, чтобы прикрывать хвосты друг друга. Это тактическое выражение принципа взаимной выручки всегда приносило успех.

В один из массовых налетов на Мурманск в августе 1941 г. несколько наших истребителей, действуя этим методом, рассеяли крупную группу фашистских самолетов. Отважный летчик Ефим Фомин в этом бою на своей «Чайке» сбил два «Ю-88».

Было время, когда фашисты пытались подлавливать наши самолеты во время штурмовки при выходе из атаки. Но и этот прием не принес успеха немцам. Наши летчики всегда быстро приходили на помощь друг другу.

Сила взаимной выручки не один раз приносила истребителям замечательные победы. Однажды командир эскадрильи т. Гальченко и летчик т. Ваулин возвращались на «ЛАГГ’ах» из глубокой разведки. За ними увязались три «Мессершмитты». Двое немцев пошли на Ваулина. Это увидел Гальченко. Он искусным маневром зашел в хвост одному «Ме-109», приблизился на 50 метров и несколькими очередями сбил его. Старший лейтенант тов. Громов, сопровождая бомбардировщиков, один вступил в бой с 6 «Ме-109»; 2 самолета врага он сбил, остальные обратились в бегство.

Тяжелые условия воздушной войны на севере не сломили наступательного духа наших летчиков. В любых условиях они стремились взять инициативу в свои руки и добивались этого. Еще успешнее пошло дело после получения «ЛАГГ’ов» и «МИГ’ов». Эти новые самолеты были в совершенстве освоены нашими летчиками и значительно повысили их активность.

В октябре 1941 г. грунта «Чаек» и «И-16» под прикрытием «ЛАГГ’ов» совершила налет на аэродром противника в Луостари. Водил группу, в которой летели тт. Берлов, Бут, Иванов В. А., Иванов. В. П., Миронов и другие летчики, орденоносец В. Соломонов. Подготовка и сам налет были проведены отлично. Каждый летчик заранее знал, что он должен делать – бомбить самолеты врага, подавлять зенитки или прикрывать штурмующих с воздуха. Немцы оказались застигнутыми врасплох, их зенитки не успели даже открыть огонь. В результате смелого налета были уничтожены два «Ме-109», серьезно повреждены 2 «Ме-110» и 1 «Ю-88», взорван склад боеприпасов и уничтожены четыре зенитно-пулеметных точки.

Ярчайшей страницей в историю части вошел подвиг нашего северного Гастелло летчика-комсомольца Алексея Небольсина. Его машина была зажжена вражеской зениткой. И вот тут с необычайной силой проявилось мужество Небольсина: он заметил скопление автомашин врага, бросил свою машину в последнее, смертельное пике и разметал всю автоколонну. Бессмертным подвигом прославил себя летчик-комсомолец Павел Кайков, который ради спасения прикрываемых им товарищей, только что опустившихся на аэродром, на малой высоте, зная о своей неминуемой гибели, протаранил «Чайкой» самолет матерого фашистского пирата Эриха Керстена.

Все возраставшая активность наших летчиков проявлялась в крупных воздушных боях, смелых разведках и штурмовках противника. В результате воздушной войны на севере наши истребители провели 155 воздушных боев и сбили 91 самолет противника, сбросили на головы врага 107.000 кг бомб, уничтожили, помимо большого количества техники, около 3000 солдат и офицеров. Действия наших частей помогли наземным войскам сорвать неоднократно об’явленные «решительные наступления» немцев на Мурманск и все сроки, которые Гитлер назначал для его захвата.

При этом надо отметать, что действовали мы в условиях полярного дня, сопряженных с колоссальным напряжением физических и моральных сил наших людей, неделями почти не выходивших из машин. И все же господство в воздухе осталось и всегда останется в наших руках.

Во второе полугодие воздушной войны в Заполярье мы вступили сильными и крепкими, стойкими и закаленными в борьбе, отлично вооруженными новой материальной частью и готовыми к тому, чтобы нанести здесь решительный удар немецким захватчикам и окончательно уничтожить их.

Полковник М. Головня.
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 6 гостей