Страница 1 из 1

ПР-5 СССР-Л2518

Добавлено: 14 авг 2019 16:38
ValAngler
На сайте airdisaster.ru есть описание одной необычной, мягко говоря, катастрофы:
Дата: 13 сентября 1941 г.
Пилот Северной особой авиагруппы ГВФ вылетел с а/д Мурмаши в Архангельск с четырьмя ранеными красноармейцами 143-го артполка 14 армии на борту.
После двух часов полета (со слов раненых красноармейцев) мотор самолета вначале стал работать с перебоями, затем через некоторое время звук мотора совсем прекратился.
Около 12-ти часов пилот произвел вынужденную посадку на торфяное болото в 270 км юго-восточнее а/д Мурмаши. Пробежав 4 метра, самолет сделал полный капот.
Красноармейцы, не получившие травм, выбрались из самолета. Пилот остался в разрушенной кабине в воде, из кабины высовывалась только его левая рука.
Никаких попыток вытащить пилота красноармейцы не предприняли. Рука пилота некоторое время была теплой. Одним из красноармейцев с руки пилота были похищены часы.
Через 3-4 часа после вынужденной посадки, обнаружив в самолете аварийный паек и папиросы в нем, красноармейцы, расположившись на плоскости самолета, решили закурить.
Раненый красноармеец Новосильцев бросил горящую спичку около самолета в болото, куда вытекал бензин из бака, вследствие чего самолет загорелся.
Несмотря на попытки красноармейцев погасить огонь, им этого не удалось. Самолет и мотор сгорели на 100%. Вследствие этого комиссии установить причину отказа мотора не удалось.
Подробности здесь http://airdisaster.ru/database.php?id=3147

В наградном на представление к ордену военного комиссара Северного особого авиационного отряда 14-й армии Карельского фронта, лейтенанта Позднякова Григория Матвеевича отмечено:
С июня по октябрь 1941 г. организовал эвакуацию раненых самолётами отряда из Мурманска в Архангельск. Вывезено 1623 человека. В августе 1941 г.
лично принял участие в розыске потерпевшего аварию самолёта ПР-5, санитарного рейса Мурмаши - Кегозеро, с 4-я ранеными красноармейцами.
В течении 9-и дней, в тундре, по пояс в воде и в болоте, (и т.д)... отыскал раненых, которые разбрелись по тундре и вывез их в Архангельск.
Приказом по войскам Карельского фронта № 0169 от 20.03.1942 г. награждён орденом Красной Звезды.
Наградной подписан в октябре 1941, то есть, если принять, что это описание одного и того же происшествия, то либо в наградном ошибка, либо на этом сайте.

Первый вопрос - кто был пилотом ПР-5? По ОБД пробить у меня не получилось. Но, там вообще летчиков ГВФ почти не найти, хотя они уже и были приписаны кто к ВВС СФ, кто к другим воинским частям.
Есть памятник на Кегострове погибшим летчикам и персоналу 5-го отдельного авиаполка ГВФ. Список будет здесь немного позже. Но в нем. что интересно, не только летчики и служащие 5-го полка, образованного 15.11.42,
там увековечены и летчики Сев. оао ГВФ, погибшие в 1941, Овчинников, например, и Евдокия Лобко. Вероятно, пилота можно будет установить, если он неизвестен.

Есть и другие вопросы - Как удалось найти самолет, если он практически сразу сгорел? Как тяжелораненые !! бойцы смогли уйти (или уползти) от места места катастрофы так далеко, что их 9 суток искали? это тундра, не дорога же.
Вполне вероятно, что маршрут проложили над Краснощельем, как раз около 270-ти км. Тогда, теоретически, можно было рассчитывать на помощь местных, которые могли как-то помочь в поисках. Как нашли, как вытаскивали? Короче, одни вопросы.
Хотя, может, кому-то уже все давно известно.
Ну и, 9-дневная поисковая экспедиция в 1941-м году, иголки в стоге сена, это тоже нечто...

Re: ПР-5 СССР-Л2518

Добавлено: 16 авг 2019 02:22
ValAngler
АВИАТОРЫ 5-го ОТДЕЛЬНОГО АВИАЦИОННОГО ПОЛКА ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА, ПОГИБШИЕ В ГОДЫ
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЫ:
АФАНАСЬЕВ Петр Павлович — летчик.
АРЕНЗОН Борис Давидович — летчик.
БОНДАРЕВ Александр Константинович — летчик.
ВОРОБЬЕВ Александр Дмитриевич — летчик.
ВОЛКОВ Андрей Васильевич — летчик.
ГЕРАСИМОВ Петр Федорович — летчик.
ГИЧКИН Тимофей Дмитриевич — летчик.
ГИЛЕВ Георгий Гаврилович — летчик.
ДОНЧУК Василий Иванович — летчик.
ДУДКИН Алексей Васильевич — летчик.
ДРОЗДОВ Сергей Владимирович — летчик.
ДЕРЖАВЦЕВ Виктор Петрович — летчик.
ЕДЕМСКИЙ Александр Андреевич — бортрадист.
ЗИНКЕВИЧ Тимофей Максимович — штурман.
ИВАЩЕНКО Николай Николаевич — летчик.
КОРШУНОВИЧ Петр Григорьевич — летчик.
КУДИНОВ Алексей Павлович — летчик.
ЛОБКО Евдокия Яковлевна — летчица.
НИКИТОВ Владимир Дмитриевич — летчик.
НИКИШИН Евгений Николаевич — бортмеханик.
ОВЧИННИКОВ Пантелеймон Карпович — летчик.
ПОДОБЕД Владимир Степанович — воздушный стрелок.
ПОЛЯКОВ Пантелеймон Петрович — летчик.
ПЕТРОВ Александр Федорович — авиатехник.
СКУЛКОВСКИЙ Владимир Петрович — бортмеханик.
САМОЙЛОВ Евгений Иванович — авиатехник.
СЕМКО Михаил Андреевич — авиамеханик.
ТЕРЕШКЕВИЧ Константин Александрович — врач.

Re: ПР-5 СССР-Л2518

Добавлено: 16 авг 2019 15:59
7,62mm
Лобко и Овчинников были лётчиками 235-го Апатитского авиотряда ГВФ, который в результате ряда переподчинений в начале войны стал называться 3-тьей Апатитской транспортно-бомбардировочной эскадрильей этого самого 5-го отдельного авиаполка ГВФ.
Северный особый авиаотряд ГВФ
Карело-финская особая авиагруппа ГВФ
5-й отдельный авиационный полк ГВФ
----------------------------------------------------
Значительный вклад в разгром гитлеровских войск в Заполярье внесла 3-я Апатитская транспортно-бомбардировочная эскадрилья, которой командовал известный на Севере авиатор Я. В. Бадюлин, а затем Ф. Ф. Лысенко. С апреля 1942 года по январь 1945-го личный состав этого подразделения выполнил свыше десяти тысяч боевых вылетов. На оккупированной гитлеровцами территории летчики сбрасывали боеприпасы и продовольствие разведгруппам, доставляли с одного участка фронта на другой морскую пехоту для уничтожения вражеских диверсионных групп. В этой боевой работе отличились пилоты Я. Бадюлин, Ф. Лысенко, С. Скоренко, М. Карабанов, А. Иванов, Г. Нарбут, П. Долгошеенко, В. Мороз, А. Люканова и А. Амосова.
Самоотверженно трудились, обеспечивая боевые вылеты, старший инженер Г. Куликов, авиатехники В. Агафонов, А. Соколов, Г. Дроздецкий, А. Подвальная, Г. Второв, П. Кучер, мотористы Д. Цыпышев, А. Милютина, командир роты аэродромного обслуживания В. Ветренников, старший фельдшер, комсорг эскадрильи Е. Веркина. Большой любовью среди личного состава пользовался комиссар эскадрильи И. Платошин.
Нельзя не вспомнить о командире самолета Ш-2 23-летней комсомолке Дусе Лобко. Третьего июля 1941 года при нападении на гидропорт Апатиты фашистских стервятников Ме-110 она показала пример высокой доблести: находясь в самолете, отвлекла на себя внимание неприятеля. Своей геройской смертью славная «заполярная чайка» Дуся Лобко спасла свыше десятка самолетов Ш-2 , замаскированных в зарослях кустов залива Имандра, а также их летный и техсостав.
Пали смертью храбрых летчики авиаэскадрильи П. Овчинников, Б. Арензон, А. Бондарев, В. Державцев, А. Воробьев. Они также отдали свои жизни, защищая Север от немецко-фашистских захватчиков.
https://andreytg1961.livejournal.com/
А вот представленный список, это по всей видимости сводный список тех людей. кто в какой-то период времени имели отношение к 5 оап ГВФ. Например Дончук погиб не летчиком 5-го авиаполка ГВФ, а уже будучи командиром 108 ораэ 7ВА, то есть военным лётчиком армейской авиации. Дуся Лобко погибла 3 июля 41-го, когда 5 оап ГВФ ещё организационно не было. С Пантелеем Овчинниковым тоже не всё понятно, так, как к моменту гибели он уже перешел из 235-го апатитского авиаотряда в другое авиационное подразделение, и погиб 17 июля 41-го (тоже ещё до организационного появления 5-го оап ГВФ) при доставке фельдъегеря связи под. ж/д станцией Магнетиты, по пути из Мурманска в Ленинград. То есть фактически мог относится к какому-то ленинградскому авиаподразделению ГВФ. Список может оказаться и не полный. Мало ли или много ли перешли в войсковую авиацию и погибли бывшие лётчики ГВФ? Думаю не мало.

Re: ПР-5 СССР-Л2518

Добавлено: 16 авг 2019 17:48
ValAngler
Все так, да. Только эта информация, к сожалению, не помогает установить, кто был тем пилотом ПР-5.

Re: ПР-5 СССР-Л2518

Добавлено: 16 авг 2019 21:06
7,62mm
Есть у меня подозрение, что этот случай со сгоревшим самолетом мною ранее где-то встречался. Буду "копать".