ПР-5 СССР-Л2518
Добавлено: 14 авг 2019 16:38
На сайте airdisaster.ru есть описание одной необычной, мягко говоря, катастрофы:
Дата: 13 сентября 1941 г.
Пилот Северной особой авиагруппы ГВФ вылетел с а/д Мурмаши в Архангельск с четырьмя ранеными красноармейцами 143-го артполка 14 армии на борту.
После двух часов полета (со слов раненых красноармейцев) мотор самолета вначале стал работать с перебоями, затем через некоторое время звук мотора совсем прекратился.
Около 12-ти часов пилот произвел вынужденную посадку на торфяное болото в 270 км юго-восточнее а/д Мурмаши. Пробежав 4 метра, самолет сделал полный капот.
Красноармейцы, не получившие травм, выбрались из самолета. Пилот остался в разрушенной кабине в воде, из кабины высовывалась только его левая рука.
Никаких попыток вытащить пилота красноармейцы не предприняли. Рука пилота некоторое время была теплой. Одним из красноармейцев с руки пилота были похищены часы.
Через 3-4 часа после вынужденной посадки, обнаружив в самолете аварийный паек и папиросы в нем, красноармейцы, расположившись на плоскости самолета, решили закурить.
Раненый красноармеец Новосильцев бросил горящую спичку около самолета в болото, куда вытекал бензин из бака, вследствие чего самолет загорелся.
Несмотря на попытки красноармейцев погасить огонь, им этого не удалось. Самолет и мотор сгорели на 100%. Вследствие этого комиссии установить причину отказа мотора не удалось.
Подробности здесь http://airdisaster.ru/database.php?id=3147
В наградном на представление к ордену военного комиссара Северного особого авиационного отряда 14-й армии Карельского фронта, лейтенанта Позднякова Григория Матвеевича отмечено:
С июня по октябрь 1941 г. организовал эвакуацию раненых самолётами отряда из Мурманска в Архангельск. Вывезено 1623 человека. В августе 1941 г.
лично принял участие в розыске потерпевшего аварию самолёта ПР-5, санитарного рейса Мурмаши - Кегозеро, с 4-я ранеными красноармейцами.
В течении 9-и дней, в тундре, по пояс в воде и в болоте, (и т.д)... отыскал раненых, которые разбрелись по тундре и вывез их в Архангельск.
Приказом по войскам Карельского фронта № 0169 от 20.03.1942 г. награждён орденом Красной Звезды.
Наградной подписан в октябре 1941, то есть, если принять, что это описание одного и того же происшествия, то либо в наградном ошибка, либо на этом сайте.
Первый вопрос - кто был пилотом ПР-5? По ОБД пробить у меня не получилось. Но, там вообще летчиков ГВФ почти не найти, хотя они уже и были приписаны кто к ВВС СФ, кто к другим воинским частям.
Есть памятник на Кегострове погибшим летчикам и персоналу 5-го отдельного авиаполка ГВФ. Список будет здесь немного позже. Но в нем. что интересно, не только летчики и служащие 5-го полка, образованного 15.11.42,
там увековечены и летчики Сев. оао ГВФ, погибшие в 1941, Овчинников, например, и Евдокия Лобко. Вероятно, пилота можно будет установить, если он неизвестен.
Есть и другие вопросы - Как удалось найти самолет, если он практически сразу сгорел? Как тяжелораненые !! бойцы смогли уйти (или уползти) от места места катастрофы так далеко, что их 9 суток искали? это тундра, не дорога же.
Вполне вероятно, что маршрут проложили над Краснощельем, как раз около 270-ти км. Тогда, теоретически, можно было рассчитывать на помощь местных, которые могли как-то помочь в поисках. Как нашли, как вытаскивали? Короче, одни вопросы.
Хотя, может, кому-то уже все давно известно.
Ну и, 9-дневная поисковая экспедиция в 1941-м году, иголки в стоге сена, это тоже нечто...
Дата: 13 сентября 1941 г.
Пилот Северной особой авиагруппы ГВФ вылетел с а/д Мурмаши в Архангельск с четырьмя ранеными красноармейцами 143-го артполка 14 армии на борту.
После двух часов полета (со слов раненых красноармейцев) мотор самолета вначале стал работать с перебоями, затем через некоторое время звук мотора совсем прекратился.
Около 12-ти часов пилот произвел вынужденную посадку на торфяное болото в 270 км юго-восточнее а/д Мурмаши. Пробежав 4 метра, самолет сделал полный капот.
Красноармейцы, не получившие травм, выбрались из самолета. Пилот остался в разрушенной кабине в воде, из кабины высовывалась только его левая рука.
Никаких попыток вытащить пилота красноармейцы не предприняли. Рука пилота некоторое время была теплой. Одним из красноармейцев с руки пилота были похищены часы.
Через 3-4 часа после вынужденной посадки, обнаружив в самолете аварийный паек и папиросы в нем, красноармейцы, расположившись на плоскости самолета, решили закурить.
Раненый красноармеец Новосильцев бросил горящую спичку около самолета в болото, куда вытекал бензин из бака, вследствие чего самолет загорелся.
Несмотря на попытки красноармейцев погасить огонь, им этого не удалось. Самолет и мотор сгорели на 100%. Вследствие этого комиссии установить причину отказа мотора не удалось.
Подробности здесь http://airdisaster.ru/database.php?id=3147
В наградном на представление к ордену военного комиссара Северного особого авиационного отряда 14-й армии Карельского фронта, лейтенанта Позднякова Григория Матвеевича отмечено:
С июня по октябрь 1941 г. организовал эвакуацию раненых самолётами отряда из Мурманска в Архангельск. Вывезено 1623 человека. В августе 1941 г.
лично принял участие в розыске потерпевшего аварию самолёта ПР-5, санитарного рейса Мурмаши - Кегозеро, с 4-я ранеными красноармейцами.
В течении 9-и дней, в тундре, по пояс в воде и в болоте, (и т.д)... отыскал раненых, которые разбрелись по тундре и вывез их в Архангельск.
Приказом по войскам Карельского фронта № 0169 от 20.03.1942 г. награждён орденом Красной Звезды.
Наградной подписан в октябре 1941, то есть, если принять, что это описание одного и того же происшествия, то либо в наградном ошибка, либо на этом сайте.
Первый вопрос - кто был пилотом ПР-5? По ОБД пробить у меня не получилось. Но, там вообще летчиков ГВФ почти не найти, хотя они уже и были приписаны кто к ВВС СФ, кто к другим воинским частям.
Есть памятник на Кегострове погибшим летчикам и персоналу 5-го отдельного авиаполка ГВФ. Список будет здесь немного позже. Но в нем. что интересно, не только летчики и служащие 5-го полка, образованного 15.11.42,
там увековечены и летчики Сев. оао ГВФ, погибшие в 1941, Овчинников, например, и Евдокия Лобко. Вероятно, пилота можно будет установить, если он неизвестен.
Есть и другие вопросы - Как удалось найти самолет, если он практически сразу сгорел? Как тяжелораненые !! бойцы смогли уйти (или уползти) от места места катастрофы так далеко, что их 9 суток искали? это тундра, не дорога же.
Вполне вероятно, что маршрут проложили над Краснощельем, как раз около 270-ти км. Тогда, теоретически, можно было рассчитывать на помощь местных, которые могли как-то помочь в поисках. Как нашли, как вытаскивали? Короче, одни вопросы.
Хотя, может, кому-то уже все давно известно.
Ну и, 9-дневная поисковая экспедиция в 1941-м году, иголки в стоге сена, это тоже нечто...