Продолжим разговор о летающих собаках и таранах?
Эта тема уже поднималась в группе. (
https://www.facebook.com/groups/2013749 ... 323392136/ и
https://www.facebook.com/groups/2013749 ... 707604164/). Признаюсь, мне она немного поднадоела. Для меня давно все уже ясно. Но в Мурманске сложилась парадоксальная ситуация, когда требуется защита чести и достоинства не уважаемых ветеранов Великой Отечественной войны, а наоборот, человека, который всю свою сознательную жизнь занимается изучением истории воздушной войны в небе Заполярья и Карелии – Юрия Валентиновича Рыбина. Это имя очень хорошо известно в исторических кругах не только в нашей стране, но и за рубежом.
Началось это после показа на телеканале «Звезда» в программе «Легенды Армии» фильма о легендарном летчике Герое Советского Союза Захаре Артемовиче Сорокине. –
https://www.youtube.com/watch?v=rVLIntONot0В этом фильме о своем отце много интересного рассказала его дочь – Мария Захаровна Сорокина. В числе прочего, она рассказала о том, что 25 октября 1941 года ее отец в воздушном бою совершил воздушный таран, а после вынужденной посадки в тундре произошла схватка с экипажем сбитого им двухмоторного истребителя «Мессершмитта-110» – двумя летчиками и собакой, в результате которой они были убиты. А ее отец, получивший при этом ранение в голову, сумел самостоятельно вернуться через четверо суток и выжить.
После показа этого фильма в «Мурманском вестнике» № 174 от 19.11.2020г. появилась статья - «Зачем легенде сомнительная слава?» -
viewtopic.php?p=10014#p10014, в которой Юрий Валентинович Рыбин, отдавая должное героическим заслугам заполярного Маресьева, и ни разу не умоляя его реальных заслуг, на основании фактического материала утверждает, что Захар Артемович Сорокин воздушного тарана не совершал, и не было никакой схватки в тундре.
Реакция на статью была неожиданной – почти сразу же в редакцию «Мурманского вестника» и в структуры власти Мурманской области, включая и местное УФСБ, поступили письма за авторством Марии Захаровны Сорокиной, которая требовала разобраться с автором, обвиняя его в некомпетентности, и оскорблении памяти своего отца.
По, первому же требованию, Юрий Валентинович предоставил все необходимые документы, на которые опирался при написании статьи. Но это не удовлетворило Марию Захаровну, и она по-прежнему требовала «крови» автора статьи, написав повторные письма в те же структуры власти Мурманской области.
Так как дело приняло такой оборот, то не лишним будет выложить здесь архивные оперативные документы ВВС Северного флота, о боевом вылете старшего лейтенанта Сорокина 25.10.1941г., а также и другие материалы, имеющие прямое отношение к рассматриваемому вопросу. Сознательно не хочу делать ни каких выводов о воздушном таране 25.10.1941г. в небе Заполярья. Пусть об этом скажут документы, а выводы может сделать каждый самостоятельно.
Смотрим, что записано в одном из первичных документов - «Журнале боевых вылетов летчиков 72-го САП» за 25.10.1941г. и узнаем, что произошло в этот день в составе Краснознаменного 72-го САП, в котором в это время проходил службу командир звена старший лейтенант Захар Сорокин.
«В период 10:52-11.54 на патрулирование в р-не Мурманск-Кильдин вылетали на МиГ-3 летчики Сорокин и Соколов». «В р-не Кильдина ведомый Соколов потерял из виду ведущего. Лейтенант Сорокин на аэродром не вернулся».
Согласен, что если в этом документе, нет упоминания о воздушном таране, то это еще ни о чем не говорит, так как запись делалась сразу - и в полку просто не могли знать об обстоятельствах боевого вылета, ведь летчик не вернулся на свой аэродром. Достаточно много было случаев, когда летчики севшие вынуждено, через несколько дней возвращались в часть и докладывали, что произошло. Так было и в этом случае – лейтенант Сорокин через четверо суток вернулся…
Обратимся к другому источнику - «ИСТОРИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о боевой деятельности ВВС СФ в Великой Отечественной войне 1941-1945г.». Книга 1. «Хронологическое описание боевых действий», который был написан в штабе ВВС СФ в 1946 году, то есть спустя пять лет.
Запись на 25.10.1941 лаконична: «1 МиГ-3 разбился при вынужденной посадке в районе Тюва-Губа, летчик лейтенант СОРОКИН ранен». За это время командование ВВС СФ могло разобраться во всех перипетиях того боевого вылета и не могло не отметить это выдающиеся событие, как воздушный таран.
Как я уже отметил, воздушный таран – событие не рядовое, и я сомневаюсь, что этот подвиг не был бы упомянут в наградных листах.
Смотрим представление на второй орден Красного Знамени, которым Захар Артемович Сорокин был награжден 2.04.1943г (первым он был награжден 16.09.1941 года, то есть еще до рассматриваемого события): «Весной 1942г. т. Сорокин в воздушном бою был ранен, около 30 километров прошел пешком с места посадки, обморозил обе ноги. Около года находился на излечении…».
Сразу бросается в глаза, что оформлявшие наградной лист не особо помнили, когда Захар Сорокин «прошел пешком 30 км». Если бы имел место действительно первый воздушный таран 25.10.1941г. – такое громкое событие в составе ВВС СФ, подобные «ляпы» вряд ли могли случиться.
Теперь обратимся к наградному листу на 3-й орден Красного Знамени (25.05.1943):
«В 1941г. в сентябре м-це в воздушном бою был ранен. Произвел вынужденную посадку в 30-ти км от аэродрома базирования, будучи раненым и обмороженным, пришел на свой аэродром».
Опять видим не соответствие в дате.
И наконец, читаем наградной лист на звание Героя Советского Союза:
«25.10.1941г. в р-не Териберка в воздушном бою т.Сорокин был подбит в 30 км от аэродрома базирования. Совершив вынужденную посадку, будучи ранен, с обмороженными ногами шел в течение 4 суток на свой аэродром».
Как видим, ни в наградных листах, ни в одном оперативном документе ВВС Северного флота военной поры нет единого слова о том, что Захар Сорокин таранил или хотя сбил в воздушном бою истребитель «Ме-110». Здесь я повторюсь – таран, а тем более первый у ВВС Северного флота, это такое событие, которое обязательно было бы отображено в документах.
Возникает резонный вопрос – откуда взялся этот таран? Источником информации об этом в различных книгах и публикациях являются книги самого Захара Артемовича Сорокина, написанные в хорошем приключенческом стиле. Несмотря на то, что за основу взяты реальные события – расценивать их можно только как художественную литературу. Нельзя же, например, изучать историю Франции по книжкам Александра Дюма.
И напоследок про летающих собак. Посмотрим на фотографии кабины двухмоторного истребителя Bf-110, с целью выяснить на сколько «комфортно» себя мог чувствовать воздушный стрелок- борт радист во время воздушного боя с нашими истребителями, если бы вместе с ним летал «огромный и клыкастый дог». И мне было бы просто жалко собачку.
Так зачем же легенде сомнительная слава? А Захар Артемович Сорокин действительно легендарный и достойный летчик, заслужено получивший боевые награды и звание Героя Советского Союза. Может лучше чтить его память по реальным деяниям, а не по придуманным, пусть и им самим, историям?