На этом ресурсе
https://coollib.com/b/284414-s-v-ivanov ... ast-2/read дано такое объяснение к похожему фото с Харрикейном Z3577 на отсутствие опознавательных знаков :
«Харрикейн Mk II», совершивший вынужденную посадку. Авария произошла во время перегона машины. Английские опознавательные знаки уже закрашены, советские еще не нанесены. Серийный номер указывает на Mk IIВ, выпущенный летом 1941 года. Машины этой серии поставлялись в СССР с октября 1942 года. Очевидно, снимок сделан зимой 1943 года.
Можно ли верить автору? Не знаю, но если он прав, то "Харитон" с поставкой по ленд-лизу в октябре 42-го не мог быть сбит в апреле. Надо смотреть номера самолётов по поставкам в СССР. Где-то я встречал такие списки по Аэрокобрам.
На этом ресурсе
https://military.wikireading.ru/15571, вроде поподробней про тот налёт 06.04.42 г.на Тиксярви, и описание воздушных схваток с точки зрения финнов:
29 марта семь советских «Харрикейнов» штурмовали аэродром Тииксярви. На следующий лень в ответ восемь Брюстеров во главе с 1-м лейтенантом Пикури полетели на разведку в район Сигиши (Сегежи?). Финские летчики завязали бой с 12 «Харрикейнами» из 152-го ИАП и сбили шесть самолетов противника.
Через восемь дней советская авиация нанесла давно планируемый удар по Тииксярви. Целью удара являлось уничтожить как можно больше финских самолетов на земле и в воздухе. В налете на Тииксярви должны были принять участие восемь пикирующих бомбардировщиков Пе-2 из 608-го ПБАП, семь СБ из 80-го БАП, девять «Харрикейнов» из 161-го ИАП, три истребителя ЛаГГ-3 и восемь «Харрикейнов» из 767-го ИАП. Налет первоначально планировался на 5 апреля, но ухудшение погодных условий заставило русских отложить удар. Затем задержка на несколько часов последовала из-за того, что истребители прикрытия не смогли встретиться в воздухе с бомбардировщиками.
В конечном итоге, ближе к вечеру курс на Тииксярви взяли семь бомбардировщиков и 18 истребителей. Большую группу советских самолетов быстро обнаружила финская радиоразведка. Команды наведения с земли поступили патрулировавшему в воздухе 1-му лейтенанту Пикури из 2/LeLv-24. Финские истребители перехватили группу всего в нескольких минутах полета от аэродрома Тииксярви. Восемь летчиков Брюстеров лейтенанта Пикури сбили три бомбардировщика ДБ-3 (на самом деле — СБ из 80-го БАП) и 12 «Харрикейнов» без потерь со своей стороны. Бой продолжался 25 минут, с 15.25 по 15.50. Самым результативным оказался 2-й лейтенант Лаури Ниссинен (он летал на самолете с бортовым кодом «BW-384»), сбивший три самолета:
— Я летел во главе замыкающего звена. Нас вернули из разведывательного полета к Беломорску, передав, что к базе приближается 25 русских самолетов, мы набрали высоту и взяли курс на противника, вскоре завязался жесткий бой с истребителями эскорта. Я обстрелял несколько самолетов, но все время мазал.
— В один «Харрикейнов» я попал, самолет противника перевернулся через крыло, после чего стал терять высоту. Я его нагнал, после короткой очереди «Харрикейн» перешел в отвесное пикирование. Истребитель упал в лес и взорвался. Бой длился десять минут, затем уцелевшие русские самолеты повернули домой. Я заметил летевший на высоте 500 м над озером Рюкаярви одиночный самолет противника. Огонь по нему я открыл с дистанции 50 м. Самолет взорвался. Все произошло так быстро, что я не успел отвернуть — по капоту мотора моего истребителя застучали обломки взорвавшегося «Харрикейна»
— Затем я пристроился к самолетам 1-го лейтенанта Пикури и сержанта Корхонена. Вместе мы атаковали два русских «Харрикейна». После выпущенной мной короткой очереди один из «Харрикейнов» рухнул в лес. Второму удалось увернуться от Пикури. Имея численное преимущество, русские ничего не смогли противопоставить нашим атакам. Мой самолет не получил ни одного попадания, однако выхлопная система двигателя основательно пострадала от кусков «Харрикейна».
Лейтенант Пикури также сбил в том бою на Брюстере «BW-372» три самолета противника:
— Мы встретили противника в 20 км от аэродрома, я атаковал истребители сопровождения, а пара Брюстеров — бомбардировщики. Первый истребитель противника я сбил примерно в пяти километрах от аэродрома, самолет сначала загорелся, а потом упал на землю. Второму вражескому истребителю я попал в двигатель и водорадиатор. Самолет упал в 800 м от Онтросеваара, его обломки потом нашли.
— Уже перед посадкой я сбил третий «Харрикейн». Он упал в полукилометре южнее озера Рюкаярви. Раненый летчик этого «Харрикейна» попал в плен. Допрос показал, что у советского пилота не было никаких шансов — на его истребителе кончился боекомплект ко всем 12 пулеметам.
Одним из добившихся 6 апреля успеха финских летчиков был 22-летний сержант Эйно Петрола, сбивший два «Харрикейна». Петрола повторил свой успех, достигнутый 30 марта в налете на Сигишу (наверное всё же - Сегежа). Петрола писал в рапорте:
— Я летел в составе звена 1-го лейтенанта Пикури ведущим второй пары. Нам передали по радио об обнаружении группы самолетов противника в составе семи бомбардировщиков и 18 истребителей. Мы нашли их быстро. После первой атаки я видел как загорелся от выпущенной меной очереди один «Харрикейн». Этот самолет совершил вынужденную посадку в 15 км южнее Тииксярви.
— Второму «Харрикейну» я попал по кабине. Истребитель противника перешел в вертикальное пикирование, при столкновении с землей самолет взорвался. Место падения находится севернее Рикаярви.
До своей гибели 2 апреля 1944 г. Эйно Петрола в более чем 200 боевых вылетах одержал 10,5 побед, 7,5 — на Брюстере, остальные — на Bf.109.
Если пилоты «Харрикейнов» почти не оказали сопротивления летчикам Брюстеров, то бомбардировщики оказались для двух атаковавших их финнов упрямыми оппонентами. Самолет 1-го лейтенанта Килпинена (Брюстер «BW-394») получил повреждения, а сам лейтенант был ранен воздушным стрелком одного из СБ. Килпинен сбил обидчика со второго захода.
Официальные советские данные об этом бое выглядят следующим образом: потеряны один СБ из 80-го БАП, два «Харрикейна» из 609-го ИАП и четыре «Харрикейна» из 767-го ИАП. Сталинские соколы рапортовали о семи Брюстерах, сбитых в воздушном бою, и о четырех самолетах, уничтоженных на аэродроме. После неудачного рейда на Тииксярви советская авиация не появлялась в этом районе до 8 июня.
Таким образом там не упомянуты штурмовики из 17 гв.шап (65 шап), М.Тимин в своем очерке "Воздушные тараны-мифы и реальность"
https://warspot.ru/441-vozdushnye-taran ... i-realnost пишет, что
Заместитель командира 17-го Гв.ШАП
В. П. Горюн погиб 6 апреля 1942 года, успев выполнить 132 боевых вылета.
, правда без уточнения, при каких обстоятельствах и где Владимир Петрович погиб.
P.S. В ЖЖ Полярного летчика
https://eismeerjager.livejournal.com/ Горюн застрелился, но по тексту сообщения будучи комэска 767 иап (?)
06.04.1942
ВВС Карельского фронта нанесли удар по финскому аэродрому Тикш-озеро.
9-12) Четыре "Харрикейна" 767 иап ПВО сбиты в воздушном бою в районе аэродрома Тикшозеро, комэск капитан Владимир Горюн застрелился при попытке финнов захватить его в плен, старший лейтенант Александр Прижескоп и младший лейтенант Николай Куркин погибли, старшина Петр Белоусов попал в плен.
13-14) Два "Харрикейна" 609 иап сбиты в воздушном бою в районе аэродроме Тикшозеро, младшие лейтенанты Николай Белецкий и Иван Вавакин попали в плен.
15) СБ 80 бап сбит в бою над аэродромом Тикшозеро, экипаж пилот лейтенант Сергей Петраченко, штурман младший лейтенант Василий Петров и стрелок-радист сержант Анатолий Гусынин погибли.
Из статьи Юрия Рыбина "Первенцы ленд-лиза" (АвиаМастер 3/2008): "В 14.30 с аэродрома Колежма взлетели семь СБ [80 бап] и семь Пе-2 [608 бап]. Над Сегежой к ним должны были присоединиться 20 истребителей - 11 из 609-го иап и девять из 767-го иап. Но "из-за плохой организации вылета" к группе присоединились лишь два ЛаГГ-3 и три "харрикейна" из 609-го иап, а также семь "харрикейнов" из 767-го иап. Пять истребителей вообще не взлетали, а еще два поднялись в воздух с большим опозданием и не смогли догнать бомбардировщики.
Для противника налет на Тикшозеро был уже давно не новостью. При подходе к цели головную группу Пе-2 атаковала девятка "брюстеров". Но "пешки" не свернули с курса, и истребители сманеврировали вправо, чтобы напасть с задней полусферы. Тут их встретила семерка "харрикейнов" 767-го полка. Завязался бой, в ходе которого "харрикейны" встали в оборонительный круг, а "брюстеры" атаковали их сверху.
Звено "харрикейнов" 609-го иап, вместо того, чтобы прикрыть бомбардировщики, поспешило занять место в кругу "активной обороны". А в это время в воздухе появилась вторая группа вражеских истребителей. Между тем, Пе-2, сбросив бомбы на летное поле, развернулись и ушли на большой скорости.
Основной удар вражеских истребителей приняли на себя тихоходные СБ. Стрелки-радисты открыли яростный оборонительный огонь по "брюстерам", но это не помешало вражеским истребителям с первой же атаки сбить один бомбардировщик, экипаж которого погиб. Остальные СБ все же сбросили бомбы на цель и легли на обратный курс, но при этом строй бомбардировщиков "рассыпался". Вражеские истребители не отставали и вскоре повредили еще один СБ, однако летчику удалось вернуться на одном моторе.
Возможно, "брюстерам" удалось бы добиться большего, но им помешал одиночный ЛаГГ-3 из 609-го иап, которым управлял старший лейтенант Виктор Миронов. Этот единственный защитник, оставшийся с бомбардировщиками, несколько раз мужественно отражал атаки "брюстеров" на СБ, не давая финнам вести прицельный огонь.
Истребительная группа прикрытия, оторвавшаяся от своих "подопечных", понесла особенно тяжелые потери. Без преувеличения можно сказать, это были самый большой однодневный урон ВВС Карельского фронта за всю войну. Были сбиты шесть "харрикейнов" - четыре из 767 иап и два из 609 иап..."
С финской стороны в бою принимала участие группа из восьми "брюстеров" LLv 24 под командованием лейтенанта Лаури Охукайнена. Финны заявили об уничтожении 11 "Харрикейнов" (три - лейтенант Охукайнен, по два - младший лейтенант Ниссинен и старшина Киннунен, по одному - сержанты Пелтола, Лехто и Корхонен) и 1 СБ (лейтенант Килпинен). Финны потерь не понесли, по данным Рыбина, лейтенант Килпинен был ранен в ногу, но благополучно приземлился на свой аэродром.