"Харрикейны" на Северном флоте

Полки, летчики, события

"Харрикейны" на Северном флоте

Сообщение iznaroda » 03 июн 2012 09:58

Из статьи "Харрикейны" над морями. ВВС СФ" ("Война в воздухе" № 74)

Летчики Северного Флота быстро освоили английские истребители. Пер­вую победу 78-му полку, сформирован­ному в октябре 1941 года, принес лейте­нант Д. Синев, сбивший Bf 110. А 27 ок­тября 1941 года первую победу на «Харрикейне» одержал командир полка Б. Сафонов. До конца года летчики 78-го полка сбили еще около десяти немецких самолетов.

С наступлением полярной ночи и во­царением полярной зимы обслуживать самолеты стало гораздо сложнее, но и интенсивность боев ослабла. Весной бо­евые действия вновь активизировались. Немецкая авиация возобновила налеты на Мурманск и Кольский залив. Этот участок прикрывала авиация Северного флота, а также 104-я и 122-я дивизии ПВО. В этот период морская авиация располагала большим числом «Харрикейнов». Кроме 78-го ИАП и 72-го САП, ставшего к тому времени уже 2-м ГвИАП, «Харрикейны» имелись и в других частях. В марте 1942 года был сформи­рован 27-й ИАП, который кроме И-16 и И-153 получил «Харрикейны». Летом 1942 года «Харрикейны» получила одна эскадрилья 20-го ИАП и летала на них до конца войны.

Крупную победу североморские летчики одержали 24 марта 1942 года, отра­жая очередной налет люфтваффе на Мур­манск. На перехват противника вылете­ло 29 «Харрикейнов», а следом за ними еще 16 «Харрикейнов» и И-16. В ожесточенной схватке удалось сбить восемь немецких самолетов. Спустя несколько дней североморцы сбили еще пять немец­ких бомбардировщиков и один истреби­тель, потеряв один «Харрикейн».

15 апреля произошло крупное сраже­ние, вошедшее в историю 2-го ГвИАП. В этот день посты дальнего обнаружения засекли многочисленную группу Ju 87, шедших на Мурманск в сопровождении Bf 109. Командир полка подполковник Б.Ф. Сафонов поднял в воздух на пере­хват три звена истребителей. В воздух поднялось десять «Харрикейнов» и три МиГ-3. Вскоре 18 Ju 87 и 8 Bf 110 были обнаружены. Чуть выше следом шло еще девять Bf 109. Советские пилоты атако­вали пикировщики со стороны солнца. Сначала все истребители выпустили ра­кеты, а затем начали сближение. В итоге истребителям Сафонова удалось сбить восемь Ju 87 и пять истребителей. Пило­ты 78-го ИАП также время даром не те­ряли. 29 апреля четыре «Харрикейна» в бою с семью немецкими истребителями сбили три из них. Другое звено того же полка в бою с шестью «мессерами» так­же одержало победу. Командир звена старший лейтенант С.Г. Сгибнев сбил один Bf 109.

Тяжелее пришлось с асами из 6./JG5, летавшими на новых Bf 109F-4. 23 апреля два «Харрикейна» из 2-го ГвИАП были сбиты над своим аэродромом, 28 апреля в одном бою над линией фронта в районе укреплений по берегу реки За­падная Лица 2-й ГвИАП потерял пять «Харрикейнов» и четырех пилотов. Все­го в тот день полк потерял семь «Харри­кейнов». 10 мая истребители Северного флота поддерживали наступление сухо­путных войск. Девять «Харрикейнов» из 2-го ГвИАП, сопровождавших бомбар­дировщики СБ, столкнулись с восемью Ju 88, шедших в сопровождении шести Bf 110 и пяти Bf 109. Завязался бой, в кото­ром гвардейцы потеряли пять «Харри­кейнов», а немцы потерь не понесли. Все­го за эти сутки 2-й ГвИАП и 78-й ИАП потеряли десять «Харрикейнов».

В мае 2-й ГвИАП начал получать аме­риканские истребители Р-40. Уже 17 мая комполка Борис Сафонов первым поднял в воздух новый истребитель. В районе Ваенги восемь «Харрикейнов» и один Р-40Е перехватили семь Ju 88 в сопровож­дении трех Bf 109, пытавшихся бомбить один из советских аэродромов. В бою советские летчики сбили один Bf 109 и один Ju 88, потеряв один «Харрикейн» вместе с пилотом.

Постепенно к лету 1942 года 2-й ГвИАП целиком перешел на Р-40 и Р-39. На «Харрикейнах» продолжали летать моло­дые пилоты, которые становились легкой жертвой немецких асов. 2 июня группа молодых пилотов на «Харрикейнах» за­вязала бой с одиночным Bf 109. Летчики маневрировали довольно вяло, в резуль­тате чего немец сумел сбить двух из них.

Летом 1942 года немцы на какое-то время захватили господство в воздухе Заполярья. Истребительные полки СФ понесли потери, которые не успевали вос­полнять. В конце 1942 года в составе 78-го ИАП сформировали новую эскадри­лью, летавшую на «Харрикейнах». До апреля 1943 года ВВС СФ насчитывали 96 «Харрикейнов», в том числе 60 в боеготовом состоянии. Истребители остава­лись на вооружении 27-го и 78-го ИАП до осени 1943 года.

Весной 1943 года «Харрикейнам» все труднее становилось противостоять но­вым немецким Bf 109F и G. Ранним ут­ром 5 июня над небольшим конвоем, при­крываемым истребителями Северного флота разгорелся бой, длившийся не­сколько часов. С советской стороны в бою участвовало в общей сложности 52 машины. Истребители выполнили свой долг. Конвой без ущерба добрался до порта, но было потеряно шесть «Харрикейнов». Немецкая сторона признала потерю одного Bf 109F из 9./JG 5.

Малоэффективные «Харрикейны» все чаще стали использовать в роли истреби­телей-бомбардировщиков и штурмови­ков. Если они и вылетали на сопровож­дение Ил-2, то всегда при поддержке ис­требителей других типов. 23 июня 1943 года восемь «Харрикейнов» из 78-го ИАП, ведомые капитаном Дорошиным, а также четыре Р-39 из 2-го ГвИАП со­провождали восемь Ил-2 из 46-го ШАП. Штурмовики имели задачу потопить два транспорта в районе Вадисо. Штурмови­ки успешно отбомбились, но во время атаки цели был сбит командир эскадри­льи капитан B.C. Дорошин.

«Харрикейны» не только сопровож­дали Ил-2, но и сами атаковали суда, неся при этом потери и от зенитного огня. По немецким данным все суда конвоя все же сумели дойти до порта предназначения. Советская сторона потеряла три «Харрикейна» из 78-го ИАП, один Ил-2 из 46-го ШАП и один «Бостон» из 9-го ГвМТАП.

14 сентября 1943 года восемь «Харри­кейнов» из 78-го ИАП, четыре Р-39 и че­тыре Як-1 сопровождали 11 Ил-2 на штурмовку другого конвоя в районе мыса Кибергинес. В районе цели группу пере­хватили 14 «мессеров». Несмотря на про­тиводействие истребителей, гитлеровцам удалось сбить пять штурмовиков и три истребителя. Пилоту одного из сбитых «Харрикейнов», в будущем Герою Совет­ского Союза В.П. Стрельникову удалось дотянуть до берега и посадить горящий «Харрикейн». Это был последний вылет Стрельникова на «Харрикейне», на кото­ром он сбил пять немецких самолетов. Вскоре полк получил истребители Р-40.
iznaroda
 
Сообщения: 96
Зарегистрирован: 24 май 2011 20:37

Re: "Харрикейны" на Северном флоте

Сообщение hellcat » 03 июл 2012 23:09

В издательстве "Оспри" выйдет новая книга по Харрикейнам Юрия Рыбина. http://www.ospreypublishing.com/store/S ... 1849087414
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 579
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: "Харрикейны" на Северном флоте

Сообщение igor » 04 июл 2012 01:10

Надо брать. Оч жаль, что он с отечественными издателями не договорился.
igor
 
Сообщения: 616
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск


Вернуться в ВВС Северного флота



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


cron