Аэрокобра, Луостари.

Форум памяти В.А.Бондаренко посвящен найденным в Заполярье самолетам.
Правила форума
В данном форуме каждая тема посвящена только одному самолету.
При создании новой темы в её названии желательно указать: модель самолета, заводской номер, полк, пилот/экипаж.

Аэрокобра, Луостари.

Сообщение hellcat » 22 май 2013 05:02

Рядом с Луостари есть место падения самолёта Р-39 "Аэрокобра". К сожалению, место падения полностью подчищено от обломков. Осталась только небольшая воронка с водой, несколько патронов 12,7 мм, один боеприпас 37 мм, и разная мелочёвка. По этой причине установить принадлежность самолёта и имя пилота представляется почти нереальным. Но попытаться позвонить вокруг можно, может и попадётся на удачу номерок какой.
    Изображение Изображение
Донце гильзы 37 мм.
    Изображение
Разная мелочёвка.
    Изображение
Остатки текстолитового кресла пилота.
    Изображение
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 820
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: Аэрокобра, Луостари.

Сообщение sk16rus » 29 май 2013 20:31

Надеюсь, тебе опять повезет...
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1902
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: Аэрокобра, Луостари.

Сообщение hellcat » 01 июн 2013 07:41

Будем надеяться, хотя шансов почти нет.
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 820
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: Аэрокобра, Луостари.

Сообщение hellcat » 18 ноя 2017 23:32

Констатирую-опять повезло. Благодаря Михаилу Шемякову, он запостил на Блокгаузе фотки с Ебэя.
http://blockhaus.ru/forum/topic/22868-b ... /?p=585987
Дальше, как говорится, дело техники.
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 820
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: Аэрокобра, Луостари.

Сообщение AlexGor » 19 ноя 2017 00:11

Альберт, а меня терзают сомнения... а точно это самолет Турганова?
Процитирую отрывок из книги А.Скробача...

Тем временем, командование 6-й ИАД все никак не могло смириться с гибелью своих пилотов. В итоге, комдив решил не сидеть сложа руки, а попытаться отыскать места вынужденных посадок «Аэрокобр» (и, заодно, Ил-2 46-го ШАП) в районе Шульгульявр. Для этой цели в 20.35 в воздух поднялись четыре «Кобры» 20-го ИАП, ведомые капитаном Тарасовым, для которого это был уже третий боевой вылет за сутки. В 21.25 все самолеты благополучно вернулись на Ваенгу. По результатам вылета капитан Тарасов доложил следующее:
«В районе озера Лой-Явр (юго-западнее озера Лайя) обнаружен один самолет «Аэрокобра» хвостовой номер «34» летчика лейтенанта Турганова. Самолет цел, лежит на фюзеляже. От самолета к опорному пункту немцев «Изельлагер» (3-й бат. 136 пп) ведут до 10 лыжных следов. Опорный пункт отштурмован» .

И сноска: На следующий день (13 апреля) Начальник Штаба ВВС СФ приказал командующему 6-й ИАД уничтожить «Аэрокобру» лейтенанта Турганова. Для этой цели в 16.44 в воздух поднялись четыре Як-9 и две «Аэрокобры» из состава 20-го ИАП. Задание они выполнить не смогли – снежный заряд закрыл цель. В 17.34 все шесть машин благополучно вернулись на Ваенгу.

Ведь Лой-явр (Лай-явр) и Лайя - примерно км так 15 от Луостари...
AlexGor
 
Сообщения: 114
Зарегистрирован: 02 янв 2012 12:07

Re: Аэрокобра, Луостари.

Сообщение hellcat » 19 ноя 2017 00:18

AlexGor писал(а):Альберт, а меня терзают сомнения... а точно это самолет Турганова?

Нет, Турганов сел на вынужденную и попал в плен. А это Качевский, он был сбит над Луостари.
Последний раз редактировалось hellcat 19 ноя 2017 00:22, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 820
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: Аэрокобра, Луостари.

Сообщение AlexGor » 19 ноя 2017 00:20

Виноват... Турганова с Качевским перепутал... оба сбиты в один день... старею ((
AlexGor
 
Сообщения: 114
Зарегистрирован: 02 янв 2012 12:07

Re: Аэрокобра, Луостари.

Сообщение AlexGor » 19 ноя 2017 00:20

А Качевский застрелился при попытке его пленения немцами!
AlexGor
 
Сообщения: 114
Зарегистрирован: 02 янв 2012 12:07

Re: Аэрокобра, Луостари.

Сообщение hellcat » 19 ноя 2017 00:28

AlexGor писал(а):А Качевский застрелился при попытке его пленения немцами!

Застрелился кто-то из экипажа Варгина, видимо единственный оставшийся в живых после падения. Качевский погиб при падении Кобры, там на фото плохо видно, среди обломков лежит его тело. Он не мог выжить после такого. А Васильев сел на вынужденную у озера Валъявр, там пост ВНОС был, оттуда их и эвакуировали. Там на восточном берегу их Ил и лежал до недавних времён.
Вложения
kon275uyud.jpg
Подпись-сбитый русский пилот.
kon26jiz6l.jpg
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 820
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: Аэрокобра, Луостари.

Сообщение igor » 19 ноя 2017 12:25

У немцев в документах отмечено два отдельных пилота двух севших на вынужденную самолетов. Варгин сел на вынужденную?
Застрелившийся у немцев - почему-то старший лейтенант, хотя таковых не было среди пропавших ни одного. При этом взятый в плен назван "младшим лейтенантом".
igor
 
Сообщения: 669
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

Re: Аэрокобра, Луостари.

Сообщение hellcat » 19 ноя 2017 13:43

igor писал(а):У немцев в документах отмечено два отдельных пилота двух севших на вынужденную самолетов. Варгин сел на вынужденную?
Застрелившийся у немцев - почему-то старший лейтенант, хотя таковых не было среди пропавших ни одного. При этом взятый в плен назван "младшим лейтенантом".

Насчёт Варгина это моё предположение, т.к. Качевский разбился с самолётом, Турганов пленён, а Васильев со стрелком спаслись. Больше некому.
Или у немцев какая-то путаница в донесениях, из одного пленного двух сделали.
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 820
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: Аэрокобра, Луостари.

Сообщение hellcat » 20 ноя 2017 14:19

Сами фотографии.
Вложения
kon275uyud.jpg
kon26jiz6l.jpg
kon25tvxzz.jpg
kon24gkzxe.jpg
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 820
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: Аэрокобра, Луостари.

Сообщение hellcat » 20 ноя 2017 14:23

...
Вложения
s-l1600.jpg
Без имени.jpg
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 820
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: Аэрокобра, Луостари.

Сообщение hellcat » 10 янв 2018 03:00

Качевский погиб при падении Кобры, там на фото плохо видно, среди обломков лежит его тело. Он не мог выжить после такого.

Здесь на фото хорошо видно тело погибшего лётчика. Так что точно застрелился не Качевский.
Вложения
2085fcd1fc88.jpg
Без имени.jpg
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 820
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: Аэрокобра, Луостари.

Сообщение hellcat » 05 фев 2018 02:14

Как понимаю, летуны осматривают результаты своей работы. Кто бы это мог быть?
Вложения
Качевский.jpg
1 (3).jpg
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 820
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: Аэрокобра, Луостари.

Сообщение Mustango70 » 05 фев 2018 13:57

I think he is not a pilot but a motor vehicle driver in Luftwaffe.

Maybe he wears this sleeve insignia?

Изображение
Mustango70
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 27 апр 2014 20:25

Re: Аэрокобра, Луостари.

Сообщение hellcat » 05 фев 2018 14:49

Эмблема похожа, но точно сказать сложно, т.к. на фото плохо видно.
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 820
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: Аэрокобра, Луостари.

Сообщение hellcat » 08 фев 2018 01:52

Похоже, точно водила Люфтваффе на лыжах.
Знаки отличия водителя грузового автомобиля Люфтваффе: http://www.thirdreicharts.com/index.php ... uct_id=375
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 820
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: Аэрокобра, Луостари.

Сообщение hellcat » 20 мар 2018 16:00

В "Мурманском вестнике" вышла статья Юрия Рыбина о лётчике Е.Качевском.

Отомстил за Сафонова.
Летчик Евгений Качевский сбил «Юнкерс», ставший виновником гибели легендарного аса.

Благодаря недавно рассекреченным архивным трофейным документам Центрального архива Минобороны стали известны обстоятельства гибели североморского аса, дважды Героя Советского Союза гвардии подполковника Бориса Сафонова (читайте в «МВ» № 79, 80 и 81). Там же упоминается летчик Евгений Качевский, отомстивший за гибель североморского аса. В минувшем феврале исполнилось 95 лет со дня его рождения.
На перехват!
18 мая 1943 года был обычным весенним днем, не особо отличавшимся от других будничных дней военный поры. Ночью шел дождь, но и с наступлением дня небо по-прежнему оставалось затянутым облаками. Основные ударные силы ВВС Северного флота в этот день бездействовали, лишь отдельные экипажи разведывательных самолетов в течение суток поднимались в воздух, да парами истребители «Харрикейн» вылетали на патрулирование над главной базой СФ и собственными аэродромами.
Ближе к обеду от береговых постов наблюдения поступило сообщение, что в районе острова Кильдин появился немецкий воздушный разведчик - двухмоторный «Юнкерс-88». Немедленно на его перехват в воздух поднялась дежурная пара «Аэрокобр» 2-го гвардейского Краснознаменного авиаполка имени Бориса Сафонова. Ведущим был опытный летчик гвардии младший лейтенант Павел Климов, к этому времени на его личном счету уже числилось десять сбитых вражеских самолетов. В начале мая командование СФ представило его к званию Героя Советского Союза. Ведомым у Климова в этом вылете был молодой двадцатилетний летчик - гвардии старшина Евгений Качевский.
Севернее острова Кильдин гвардейцы обнаружили вражеский самолет-разведчик и, маскируясь за облаками, пошли на перехват. К сожалению, не удалось найти подробного описания того воздушного боя. Но известно, что немецкий разведчик, перейдя на бреющий полет и прижимаясь к поверхности воды, пытался оторваться от преследователей. Но после атаки Евгения Качевского «Юнкерс» рухнул и сразу же скрылся в темной морской воде. Никто из членов экипажа не спасся.
Это была первая воздушная победа Качевского. Командование представило его к ордену Красной Звезды. Эх, знали бы в штабе ВВС СФ, кого сбил молодой летчик, думаю, награда могла быть и повесомей.
В наши дни благодаря оперативным ежедневным сводкам и спискам безвозвратных потерь 5-го Воздушного флота люфтваффе стали известны фамилии немецких летчиков сбитого «Юнкерса-88» из состава 1-й эскадрильи 124-й группы дальней разведки. Командир экипажа, он же штурман самолета - лейтенант Йохим Лёбель, пилот - унтер-офицер Лудольф Шмитц, воздушный стрелок-радист - унтер-офицер Вильгельм Петерсен и воздушный стрелок - унтер-офицер Франц Нойбауер. Именно эти люди 30 мая 1942 года сбили истребитель «Киттихаук» Бориса Сафонова.
Правда, замечу, тогда командиром экипажа немецкого разведчика был обер-лейтенант доктор Хельмут Шубринг. Но он погиб раньше - в январе 43-го во время боевого вылета в район Мурманска на двухмоторном истребителе «Мессершмитт» Bf-110, за штурвалом которого находился фельдфебель Шмитц. Шубринг умер от недостатка кислорода - во время полета на большой высоте отсоединилась трубка его кислородной маски.
Рецепт победы - мужество и отвага
К моменту первой победы гвардии старшина Качевский совершил 52 боевых вылета, участвовал в шести воздушных боях. В наградном листе за сбитый разведчик, подписанном 25 мая 1943 года исполняющим обязанности командира 2-го ГКАП гвардии майором Маратом Семенихиным, читаем:
«В воздушных боях принимает правильные решения, смело идет в атаку с противником и хорошо прикрывает своего ведущего. Тов. Качевский, прикрывая своего командира звена гв. лейтенанта Климова, обеспечил ему ряд воздушных побед. Под прикрытием товарища Качевского гв. лейтенант Климов сбил четыре самолета противника. <…> Храбрость, хладнокровие и выдержка, мужество и отвага, проявленные в бою, - вот черты летчика тов.Качевского».
Евгений Качевский до Дня Победы не дожил. Удивительно, но его судьба очень схожа с судьбой знаменитого североморского аса Бориса Сафонова. Евгений родился в селе Редькино под Рязанью. Как и Сафонов, по окончании школы учился в железнодорожном ФЗУ. Работал слесарем по ремонту паровозов в депо станции Рязань-1 и одновременно посещал местный аэроклуб. В 1940 году поступил в Батайскую военную школу летчиков имени Серова. В его выпускной аттестации отмечено: «Техника пилотирования отличная, летает смело, уверенно. Воздушная стрельба - отлично. Летает на самолетах: У-2, Ут-2, УТИ-4, И-16, Як-7 и ЛаГГ-3».
12 апреля 1944 года гвардии младший лейтенант Качевский не вернулся с боевого задания. Утром этого дня воздушной разведкой было обнаружено прибытие семи транспортных самолетов «Юнкерс-52» на аэродром Луостари, где базировались основные истребительные силы люфтваффе за полярным кругом.
Командованием ВВС Северного флота было решено нанести штурмовой удар по вражескому аэродрому. В воздух поднялись четыре штурмовика «Ил-2» 46-го ШАП под командованием капитана Демьяна Осыка в сопровождении четырнадцати истребителей.
Несмотря на сильное противодействие и зенитной артиллерии, и истребителей противника, штурмовикам удалось нанести удар по вражескому аэродрому. По докладам экипажей там было уничтожено два транспортных «Юнкерса», а в воздушном бою сбито пять «Мессершмиттов-109». Наши вернулись на базу без потерь.
Пройти сквозь огонь
Через несколько часов по решению командования в воздух поднялась вторая штурмовая группа в составе двух «Ил-2» в сопровождении семи истребителей с целью «закрепления успеха и фотофиксирования результатов налета». Истребители сопровождения были выделены из 20-го ИАП и 2-го ГКАП под командованием опытных летчиков-истребителей капитана Алексея Тарасова и гвардии старшего лейтенанта Николая Диденко. Евгений Качевский находился в составе звена Диденко.
Надо прямо сказать, все, кто находился на аэродроме, понимали, что многих летчиков из этой группы они видят в последний раз. Выполнить боевую задачу столь малочисленными силами было очень сложно, так как вся система противовоздушной обороны аэродрома Луостари после предыдущего налета находилась в наивысшей степени боевой готовности, застать противника врасплох не получится, а значит, потерь не избежать.
Так и вышло: штурмовая группа в районе цели была встречена яростным зенитным огнем, а над аэродромом уже барражировали «мессершмитты». Зенитки сразу же сбили один штурмовик, второй получил сильные повреждения. После этого группу атаковали «мессеры», они добили по-врежденный «Илюшин» и сбили еще два наших истребителя. Среди них был и самолет Евгения Качевского - его машина упала и разбилась вместе с летчиком недалеко от вражеского аэродрома.
Второму летчику из 20-го ИАП - лейтенанту Николаю Турганову - удалось провести вынужденную посадку, после чего немцы взяли его в плен (выжил, после войны вернулся домой). Из сбитых «илов» через несколько суток вернулся лишь один экипаж - в составе лейтенанта С. В. Васильева и сержанта А. М. Мельника, второй - младший лейтенант Г. С. Варгин и сержант В. И. Саяпин - погиб.
Так закончился боевой и жизненный путь Евгения Качевского - летчика-сафоновца, который отомстил за смерть легендарного командира своего полка. Узнать об этом ему и его товарищам было не суждено.
Опубликовано: Мурманский вестник от 15.03.2018

http://www.mvestnik.ru/history/otomstil-za-safonova/
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 820
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14


Вернуться в Самолеты возвращаются на базу



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1