Пе-2 № 6/95 из 29-го БАП (Ивлиев, Серебряков, Филоненко)

Форум памяти В.А.Бондаренко посвящен найденным в Заполярье самолетам.

Модератор: Модераторы форумов

Правила форума
В данном форуме каждая тема посвящена только одному самолету.
При создании новой темы в её названии желательно указать: модель самолета, заводской номер, полк, пилот/экипаж.
Ответить
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Пе-2 № 6/95 из 29-го БАП (Ивлиев, Серебряков, Филоненко)

Сообщение sk16rus »

В 2007 году в газете "Печенга" была опубликована статья "Находка в тундре: поиск продолжается" о найденном в районе озера Санта-Ярви бомбардировщике Пе-2 из состава 2-ой авиаэскадрильи 29-го БАП.
19 октября 2005 года, в день, когда г. Заполярный праздновал годовщину разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье, состоялось погребение останков советских летчиков в братском захоронении. В Свято-Троицком храме состоялось отпевание погибших в бою Филоненко Анатолия Васильевича и Серебрякова Томаса Васильевича. Захоронены они были с воинскими почестями: с военным караулом, залпами салюта, возложением венков, батюшка отслужил литию. Их имена выбиты на кресте, установленном над братским захоронением. Через десятилетия воины нашли упокоение на суровой русской северной земле.

А началось всё двумя годами ранее, когда летом 2003 года члены поискового отряда «Петсамо» обнаружили в районе озера Санта-ярви (между Спутником и Печенгой) обломки пикирующего бомбардировщика с останками двух погибших летчиков. Вначале сбитый самолет увидели грибники и ягодники, которые и указали поисковикам место находки и примерно его описали. Но выйти на него с первого раза не получилось. Зато второй поход оказался удачным.

На снимках, сделанных на месте падения самолета, видны разорванные взрывом остатки штурвала, пропеллера, куски дюралевой обшивки… Карликовые березки пробиваются через детали, куски металла, разбитые приборы…

Никаких документов на месте трагедии найдено не было, так как самолет горел, и все в нем было уничтожено огнем. Расплавились пряжки парашютных строп и вплавились в дюраль кабины самолета. Но на одном из фрагментов был обнаружен заводской номер, по которому удалось в результате поисковой работы установить личности погибших.

Чтобы получить эти данные, потребовались два года переписки и сбора архивных данных. Запросы отправили в г. Подольск — в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации, а также в Центральный военно-морской архив в г. Гатчина Ленинградской области. Одновременно обратились к известному в Мурманской области писателю, историку-поисковику Юрию Рыбину, который занимается историей воздушных сражений в годы Великой Отечественной войны (у него большая база данных). От него от первого и получили сведения, которые помогли восстановить события и имена.

Удалось выяснить, что сбитый самолет Пе-2 (бортовой номер 34) находился в составе второй авиаэскадрильи 29-го бомбардировочного авиаполка особой морской авиагруппы (ОМАГ ВВС ВМФ).

Из документов эскадрильи. Боевое задание: 11.09.42 г. штабом ОМАГ была поставлена задача: имеющимися в наличии истребителями нанести бомбоудар по материальной части, живой силе на аэродроме Луостари с целью максимального уничтожения. Ведущий группы майор Сыромятников.

Метеоусловия: облачность кучевая 4-5 баллов, Н = 3000-3500 м, видимость 20 км.

Аэродром Луостари открыт. Наносили бомбоудар с Н – 4400 м.

По этим же документам удалось выяснить, что в найденном самолете погибли сержант, воздушный стрелок-радист, краснофлотец Филоненко Анатолий Васильевич 1915 года рождения, проживавший до войны в г. Ростов-на-Дону и старшина Серебряков Томас Васильевич 1920 года рождения, уроженец станицы Тифлисской Краснодарского края.

С третьим членом экипажа — летчиком, командиром экипажа младшим лейтенантом Ивлиевым Георгием Васильевичем 1920 года рождения — всё оказалось намного сложней. Несмотря на данные военно-морского архива о гибели всего экипажа, поисковикам удалось выяснить, что раненый командир выбросился с парашютом из горящего самолета и был взят в плен горными немецкими егерями и допрошен. Существует протокол его допроса. Но его дальнейшая судьба пока неизвестна.

За подтверждением сведений, предоставленных Юрием Рыбиным, поисковики повторно обратились в военные архивы.

Министерство обороны РФ, Центральный военно-морской архив, 17 ноября 2004 года: установлено, что 11 сентября 1942 года между 19-20 час. над аэродромом Луостари наши бомбардировщики были атакованы истребителями противника "Ме – 109ф». Экипаж самолета «Пе-2» 2-ой эскадрильи был сбит огнем зенитной артиллерии. Горящий произвел сбрасывание бомб по цели противника, после снижения ушел в облачность курсом на свою территорию /место падения самолета не указано/.

Кроме подтверждений, из архива пришли новые данные, которых у Рыбина не было: адреса летчиков и кто откуда родом. Естественно, были отправлены запросы по полученным адресам. Надеясь отыскать родственников, обратились с такой же просьбой в военкоматы по месту жительства летчиков. Совместно с главой администрации г. Заполярный руководители отряда «Петсамо» Алексей и Юрий Бидненко сделали запросы в областные администрации.

Из Ростова-на-Дону пришел ответ, что по указанному адресу Филоненко не проживают, дом снесен. Работники управления соцзащиты просили уточнить данные, что сделать не удалось. Тогда решили в ростовском военкомате попросить адреса всех однофамильцев Филоненко, проживающих в Ростове-на-Дону, чтобы отправить им письма с вопросом: не ваш ли родственник погиб у нас на Севере в воздушном бою. Представители ростовского областного военкомата обратились в совет ветеранов, на телевидение, радио, в поисковые отряды.

На ростовском ТВ в мае 2006 года прошла передача, посвященная находке отряда «Петсамо», а в апреле 2007 года из Ростовской области в Заполярный пришло письмо. Из него стало известно, что в военкоматы области обратились 26 граждан, имеющих фамилию Филоненко и считающих, что в Заполярье погиб… именно их родственник.

Как говорит А.П. Бидненко, командир отряда, теперь главная задача — определить родственников погибшего Анатолия Васильевича Филоненко.

Г. Быстрова
Меня в этой статье зацепила судьба Ивлиева Г.В. и я решил покопаться в ОБД "Мемориал".
С ходу найти ничего интересного (кроме того, что Ивлиев Г.В. действительно погиб 11.09.1942 г.) не удалось. Но, зная, что в ОБД часто бывают искажены фамилии или другие учетные данные, я начал искать использую различные варианты поисковых запросов и нашел таки сведения, подтверждающие, что Ивлиев Георгий Васильевич действительно попал в плен. В документе (я его скопировал себе на всякий случай) сказано, что Ивлиев два раза бежал из лагеря (25.06.43 г. и 26.07.44 г.) и в дальнейшем - 23.11.44 г. - был исключен из лагерных списков как не найденный в течении 3-х месяцев!
В карточке фамилия написана Ивлев, а не Ивлиев и указан другой (1921) год рождения.
Первая страница лагерной карточки Ивлиева Г.В.
Первая страница лагерной карточки Ивлиева Г.В.
К моему сожалению, дальнейшая судьба Ивлиева Г.В. по ОБД "Мемориал" не прослеживается.
Изображение
AlexGor
Сообщения: 123
Зарегистрирован: 02 янв 2012 11:07

Re: Пе-2 из 29-го БАП (оз. Санта-Ярви)

Сообщение AlexGor »

Сергей!
Ради любопытства я тоже глянул в "Мемориале"...
Ивлиев Георгий там проходит минимум по 3 документам у немцев!!!
Кроме найденного документа он еще проходит по 2-м, как Ивлев Григорий, 14.04.21 г.р., Астраханская обл., и как Ивелев Георгий, 14.04.21 г.р., Астраханская...
И это без долгих поисков... не исключаю, что может и еще записи есть в БД.
На досуге поищу повнимательнее и с разными вариациями.
Кстати, фамилия может быть написана и как Иевлев, как вариант...

Кстати!!! Почему то не нашлось "нормальной" карточки потерь, с указанием года и места рождения, места жительства родных... а ведь должна быть!
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Пе-2 из 29-го БАП (оз. Санта-Ярви)

Сообщение sk16rus »

Да, тоже заметил - даже в личной карточке очень мало сведений...
Изображение
dublik
Сообщения: 108
Зарегистрирован: 24 май 2011 19:36

Re: Пе-2 из 29-го БАП (оз. Санта-Ярви)

Сообщение dublik »

1920-го или 1921-го года.
Плен в 1942-ом.
В 1943-ем и 1944-ом - побеги, второй - удачный.
Тогда ему было максимум 24 - пацан еще зеленый.
Вечная память этим мальчикам, отстоявшим нашу Родину!
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Пе-2 из 29-го БАП (оз. Санта-Ярви)

Сообщение hellcat »

Все самолёты рано или поздно находят. Даже те, которые лежат под водой. Которые на земле в доступном районе, находят не по одному разу. И тут, как повезёт-станет о нём известно людям неравнодушным к истории, или сразу уйдёт на металл или на запчасти (как экспонат) в частные руки. Этой "Пешке" повезло. В 1995-м, находясь вместе с солдатами в сопках немного восточнее озера Санта-ярви (там производят стрельбы на плаву морпехи), на неё случайно наткнулся зам. по тылу самоходного артдивизиона 61-й бригады морской пехоты из посёлка Спутник майор Валерий Трутников. Вернее, сначала ему бойцы принесли самолётный дюраль, а потом майор, в общем то далекий от поиска человек, развернул солдат цепью и прочесал местность. Так и был найден этот самолёт. Потом о нём стало известно служившему там же командиру поискового отряда "Обелиск" Роману Неудахину. В 1996-м была предпринята первая попытка по подъёму останков экипажа. То, что было найдено позже захоронили в Долине Славы как неизвестных. Несколько лет спустя, Дмитрий Дулич, историк и краевед http://www.dobrohot.org/progress/kanatnaya_doroga.html а тогда офицер морской пехоты со Спутника, показал мне на подслеповатой ксерокопии куска карты приблизительное место падения. Поискать пришлось не один час. Погода тогда стояла солнечная, торопиться некуда. Сначала нашёл кусок радиооборудования, пройдя ещё метров около ста, наткнулся и на само место падения. В тот раз ничего, что могло бы пролить свет на принадлежность самолёта, обнаружить не удалось. Не удалось и в следующий, когда пришли уже втроём, с братьями Бидненко. Тогда Юрий и Алексей подняли то из останков, что было незамечено при первом подъёме. Вообще, найти полностью все останки при подобной катастрофе, я считаю нереально. Что то всё равно будет пропущено, и потом со временем вымоется дождями. А номер я нашёл случайно. Была дождливая погода, мы рядом рыбачили с товарищем, и я решил ещё раз сбегать на "Пешку". Вот тогда то и заметил на смятом куске киля нанесённые красной краской цифры. Чтобы прочесть их, пришлось немало потрудиться, разгибая смятый в гармошку и очень неподатливый дюраль. Потом стал виден номер 6/95. А потом началась долгая работа по установлению имён экипажа.
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Пе-2 из 29-го БАП (оз. Санта-Ярви)

Сообщение hellcat »

Район посёлка Спутник и озера Санта-ярви из Викимапии.
  • Изображение
Место падения. Хорошо видно, какая мелочёвка осталась от самолёта.
  • Изображение
Братья Бидненко.
  • Изображение
Номер самолёта. Цифра 5 почти не видна с этой стороны, т.к. она как раз на сгибе листа. Видно остатки белой "пилотки", которая наносилась кистью и закрывала собой заводской номер.
  • Изображение
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Пе-2 из 29-го БАП (оз. Санта-Ярви)

Сообщение hellcat »

Само озеро Сантаярви.
  • Изображение Изображение
dublik
Сообщения: 108
Зарегистрирован: 24 май 2011 19:36

Re: Пе-2 из 29-го БАП (оз. Санта-Ярви)

Сообщение dublik »

hellcat писал(а):Все самолёты рано или поздно находят.
Спасибо за интересное дополнение и фотографии.
А родственников членов экипажа так и не нашли?
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Пе-2 из 29-го БАП (оз. Санта-Ярви)

Сообщение hellcat »

Пока нет.
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Пе-2 из 29-го БАП (оз. Санта-Ярви)

Сообщение sk16rus »

Еще статья в газете "Печенга" (ссылку прислала, за что ей огромное спасибо, Галина Быстрова).
ТАМ ВЫЖИТЬ ОЗНАЧАЛО ПОБЕДИТЬ

Об истории поиска. 5 сентября 2003 года сбитый в воздушном бою самолёт Пе-2, заводской номер №6/95, бортовой номер 34 из 29-го ближнего бомбардировочного авиаполка, входящего в Особую морскую авиационную группу Резерва Верховного Главнокомандования ВВС ВМФ, найден и исследован поисковиками из отряда «Петсамо» А. Бидненко, Ю. Бидненко и А. Ничипоруком, работниками ОАО «Кольская ГМК», в районе озера Санта-ярви.

Запросы об экипаже через администрацию муниципального образования г. Заполярный были сделаны в Центральный Военно-Морской архив в Гатчину. Удалось установить имена и фамилии лётчиков, а также обстоятельства последнего боя бомбардировщика «Пе-2».

Обстоятельства боя

11 сентября 1942 года штабом ОМАГ ВВС ВМФ была поставлена задача перед экипажами 29 авиаполка ВВС ВМФ по нанесению бомбоудара по материальной части и живой силе противника на аэродроме в Луостари. В операции участвовали экипажи 1-ой и 2-ой эскадрилий полка на самолётах «Пе-2».
По документам установлено, что 11 сентября 1942 года между 19-20 часами над аэродромом Луостари наши бомбардировщики были атакованы истребителями противника. Экипаж самолёта Пе-2 2-ой эскадрильи был сбит огнём зенитной батареи. Горящий самолёт после сброса бомб по цели отвернул курсом на 180 градусов и с резким снижением ушёл в облачность. Больше группа самолёт младшего лейтенанта Ивлиева не наблюдала. Все члены экипажа погибли. (Из справки ЦМВА.)

В огне навек сплавились металл и человек

На месте падения и взрыва самолёта поисковиками были найдены фрагменты обшивки самолёта с вплавившимися в них парашютными стропами, карабинами, тканью бушлатов и костями лётчиков.

Два члена экипажа: краснофлотец Анатолий Васильевич Филоненко, воздушный стрелок-радист 1915 года рождения, и старшина Томас Васильевич Серебряков, штурман, 1920 года рождения, погибли во время воздушного боя. 19 октября 2005 года их останки похоронены в г. Заполярный на Аллее Славы (улица Ленина). Две фамилии из экипажа — Ивлиева и Серебрякова — в перечне погибших в Долине Славы. Но…

Как удалось узнать поисковикам, командир экипажа – пилот, младший лейтенант Георгий Васильевич Ивлиев, 1920 года рождения, будучи раненым, выбросился с парашютом из горящего самолёта и был взят в плен горными егерями. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Так мы писали об Ивлиеве в первых публикациях в 2005 году.

Новые сведения

За прошедшее с той поры время стали доступными архивные данные Германии. Сведения о воздушном бое в заполярных сопках подтверждены записью в персональной карточке советского военнопленного лётчика Ивлева в графе «время и место пленения»: «11-9-42 Petsamo». Ниже наклеена фотография двадцатидвухлетнего Георгия, которую мы сегодня публикуем впервые. И далее персональные данные:

-Русский, лейтенант из 29 авиаполка, Ивлев. Правда, фамилия несколько изменена, по немецким документам он теперь Ивлев (писал, как слышалось, или изменил сознательно?) Георгий. Имя отца – Василий, матери – Надежда.

Год рождения у него теперь 14-11-21 (вместо 1920 по советским документам), место рождения – Сталинград (по советским документам – г. Пугачёв, Саратовская область). Гражданская специальность – токарь по металлу.

Первая запись в персональной учётной карточке сделана 13 октября 1942 года по прибытии в пересыльный лагерь в Litzmannstadt (так немцы тогда называли г. Лодзь).

Карточка пересечена по диагонали толстой красной чертой, вверху, у начала счёта граф, поставлены штампом прописные буквы: красная О, ниже тёмно-синяя R. На стандартном бланке на немецком языке указаны не только персональные данные, но и тип лагеря, номер лагеря и его «географическое» название. А также номер, который наносился на опознавательный жетон узника — 1129.

Особые приметы

Перечислены «особые приметы»: рост 172 см, волосы темно-русые, серо-голубые глаза, овальное лицо, толстый широкий нос, маленький рот, на затылке два маленьких шрама, на висках большие залысины, крепкого телосложения.

Нам повезло, что сохранились не только персональные данные, отпечаток указательного пальца правой руки, описание особых примет, но и фотография Ивлиева. Обычно лагерные «фотопортреты» немцы сопровождали небольшой табличкой, где писали фамилию пленника, номер опознавательного жетона, тип и номер лагеря.

На фотографии Ивлева – надпись «Kgf. Lg. 2 d. Lw. 1129 Iwlew G». В немецких документах сокращение Kgf. = Kriegsgefangene(n) обозначало «военнопленный; ...для военнопленных». Эту табличку военнопленные при съёмке обычно держали своей рукой.

Вы сами, наши читатели, вглядевшись в лицо лётчика Георгия Ивлиева, из далёкого 42 года смотрящего на нас, можете уловить то, что осталось, как говорится, за скобками: отстранённость, печаль, вдумчивая затаённость и собранность… Без всякого сомнения, есть особая примета — это не сломленный обстоятельствами человек.

Петля судьбы

Да, он похож на человека, попавшего в петлю судьбы, но (и это не надо сбрасывать со счетов) он пилот, умеющий выводить самолёт из пике или бросать его в мёртвую петлю, следовательно, владеющий умением выбираться из очень сложных ситуаций, что подтверждается записями на обратной стороне листка.

К сожалению, мы не можем выложить фото – нечёткие записи будут «слепыми» на газетной полосе. Но увеличив формат, нам всё-таки удалось в них разобраться с помощью Т.А. Сысоевой, учителя немецкого языка.

Вверху слева ещё раз указан номер его опознавательного жетона 1129. Сделана запись, что Ивлев с июля 1942 был в комсомоле (по данным из нашего архива – он кандидат в члены ВКП(б). Ниже есть графа о наказаниях, их причине. У Ивлева 25.9.43 сделана запись о строгом аресте на 21 сутки из-за побега и кражи.

В графе о рабочих командах указаны сроки и перемещения из лагеря в лагерь.

После Litzmannstadt он попадает в концлагеря, расположенные в земле Нижняя Саксония в Германии. Там рядом с хорошо известным миру университетским городом Геттинген был такой треугольник из концентрационных лагерей, где Ивлев «путешествовал» и где должен был, по замыслу фашистов, как выбившаяся из сил, исчерпавшая ресурс рабочая скотина, исчезнуть во рвах или печах:

АК 3478 Qkverum-Braungshweig, прибыл 17.12.42, бежал 25.6.43, был пойман 6.7.43, 18.9.43 помещён в st XI B III (или VI, неясно) BAT, 31.9.43 перемещён в лагерь Oerbke, 1.10.43 арест-Bergen, после 21-однодневной отсидки 22.10.43 возвращён в Sta lag XI B, затем отправлен для работ в arb kus soo III uslag (Nortxiem), 26.7.44 - сбежал, 23.11.44 – исключён из списков, так как свыше трёх месяцев в побеге.

Остаётся добавить, что в списке сокращений в немецких документах Sta, st – Шталаг - Stalag Luft: лагерь для военнопленных из ВВС, Stalag: лагерь для военнопленных рядового и сержантского состава, U-Lag = Lager fur Unverlassige, лагерь для неблагонадёжных. Римские цифры давались лагерям, расположенным на территории рейха, и соответствовали номеру военного округа, на территории которого они были размещены.

Там выжить означало победить. Ивлиев Георгий Васильевич не просто выжил: совершив два побега, победил дважды – избавился от пленения.

Настало время

сообщить о добытых сведениях родственникам лётчика, говорит Ю. Бидненко: «Мы в раздумье были до сих пор. Ясно, что Ивлиев – человек большого мужества, о чём свидетельствуют два побега из плена. Судьба его – до сих пор загадка. Захоронения нет. О том, что пришлось пережить двадцатидвухлетнему молодому лётчику в немецком плену и тылу, мы можем только представлять по сохранившимся кинодокументам и фотографиям лагерей, сделанных американцами, воевавшими на земле Нижней Саксонии. Даже поверхностный просмотр – зрелище не для слабонервных, это настоящее испытание».

Поисковиков интересует, сумел ли Ивлиев выбраться из Германии? Нижняя Саксония – север страны, рядом Атлантика. А может быть, он добрался до своих? В этом случае должен был бы пройти проверки, отметки о которых должны остаться в личном деле. «А их нет, – продолжает Ю. Бидненко. – Как сложилась судьба Георгия Васильевича, неизвестно, а узнать хотелось бы».

Мать и сестра Георгия Ивлиева - Надежда Нестеровна и Александра Васильевна - в 1941 году проживали в г. Астрахань. Он сам родом из г. Пугачёв Саратовской области. С декабря 1938 года по апрель 1940 Георгий Васильевич Ивлиев – курсант Сталинградского военного авиационного училища. По его окончании с апреля 1940 года – пилот в частях ВВС Красной Армии и ВМФ. С 24 августа 1942 года – пилот 2-ой авиа-эскадрильи 29 полка в Заполярье. 11 сентября 1942 года был его 20-ый боевой вылет.

Не найдены и родственники Томаса Серебрякова, так как до сих пор не удаётся установить связь с Тбилиси, где проживала сестра воздушного штурмана Наталья Васильевна Серебрякова по адресу: ГССР, г. Тбилиси, ул. Квали, 17-5.

Точка поставлена только в истории поиска родных краснофлотца Филоненко (материал И. Саевой в газете «Печенга» от 9 мая 2008 года "Мама была уверена, что отец найдётся" http://www.pechenga-gazeta.ru/?view=article&id=417).

И всё-таки, почему?

Почему же бомбили авиабазу в Луостари 11 сентября 1942 года? Для того чтобы ответить на этот вопрос, пришлось сопоставить даты и события.

Необходимо упомянуть, что финны в самом начале войны сразу предоставили все аэродромы Петсамо немцам: Луостари, Сальмиярви, Алакуртти. Самолёты Люфтваффе также базировались в северной Норвегии на аэродромах Хебуктен (Киркенес), Банак, Ваернес и Бардуфос, в Тромсё. Сюда на Север были стянуты мощные силы. И 1942 год – год полного превосходства немецких лётчиков в небе Заполярья.

Всё лето 1942 они систематически бомбили и практически уничтожили город Мурманск. 6 сентября немцы снова атаковали рыбный порт, сбросив на него 45 фугасных бомб всех калибров. 8 сентября две эскадрильи JG5 блокировали аэродромы Мурмаши и Арктика.

Мурманск вбивали в пыль, чтобы он не мог принимать союзные конвои. Это был момент решающих сражений на Восточном фронте, где дивизии Вермахта победоносно наступали на Кавказ и штурмовали город Сталина на Волге, который, как и Мурманск, превратили в руины. Немцам стратегически важно было уничтожать сами конвои (пример – разгром конвоя PQ-17 летом 1942) и не давать возможности опомниться СССР, который именно в это время был вынужден и восстанавливать свою эвакуированную промышленность, и одному воевать по всей огромной линии фронта.

Наши союзники 2 сентября 1942 г. отправили в Мурманск огромный конвой PQ-18 из 40 судов. В это же время были готовы выйти из Архангельска уцелевшие суда из разгромленного конвоя PQ-17. Естественно, что немцы подтянули все силы Люфтваффе для очередной большой охоты, тем более что в составе каравана шли военные корабли и авианосец.

Вот поэтому противники ожесточённо обменивались упреждающими ударами по аэродромам, стремясь нанести вред материальной части и живой силе.

Бой над Луостари в вечерних сумерках 11 сентября 1942 года для экипажа Пе-2 стал последним. Но это был их вклад в Победу.

А противник, в конечном счёте, захлебнулся в атаке.

Нельзя нам забывать ни плохого, ни хорошего. Они, наши отцы и деды, а я народившихся молодых – уже прадеды, сражались за нас. И время от времени их судьбы, как судьба Георгия Ивлиева, пронзив толщу времени ослепительным светом, высвечивают факты, которые, наряду с уже известными, раскрывают обыкновенную правду: за счастье и жизнь человека и страны испокон веку нам приходится воевать, не жалея живота своего. Иначе и человек, и страна становятся добычей врага немилосердного.

Дальнейшая судьба пилота Г.В. Ивлиева пока не открыта. Поисковики отряда «Петсамо» уверены, что они продолжат работу, в которую, кстати, бескорыстно включается множество добровольцев, которые помогают связывать концы с концами в разорванной войной сети времени.

Газета "Печенга" № 2496 от 23.02.2013 г.
Текст статьи откорректирован 03.03.13
Изображение
igor
Сообщения: 847
Зарегистрирован: 25 июл 2011 11:07
Откуда: Киселевск
Контактная информация:

Re: Пе-2 из 29-го БАП (оз. Санта-Ярви)

Сообщение igor »

Почему автор пишет, что "тогда бомбардировщики еще летали без сопровождения истребителей"? Это неверно. Без прикрытия летали только на дальние цели (Банак, Тромсё - кстати говоря, как раз 11.9.42 9 "пешек" на самом деле летали без прикрытия для удара по Банаку, но это совсем другой вылет и полк). В данном случае было прикрытие, по 4 самолета из 20 ГИАП и 255 ИАП (Яки и ЛаГГи). Один ЛаГГ даже сбит в бою.
Кроме того, неверная интерпретация карточки военнопленного. Все рукописные записи сделаны после войны нашими переводчиками, в т.ч. и рукописное "Сталинград" в графе "религия". Это просто перевод места рождения, написанного по-немецки строчкой выше.
galinazap
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 05 мар 2012 12:27

Re: Пе-2 из 29-го БАП (оз. Санта-Ярви)

Сообщение galinazap »

igor » 01 мар 2013 07:19
Igor, спасибо за внимательное чтение. Ещё раз пересмотрела документы. Дополняю текст выписками из ответов ЦВМА на запросы поисковиков из отряда «Петсамо».
1. В полученном из Министерства обороны ответе на запрос №568 от 4 октября 2004 г., сделанный поисковиками из отряда «Петсамо», указано:
-В приказе начальника ВВС ВМФ СССР от 25 октября 1942 года №061 значится:
«Списать с боевого состава ВВС ВМФ следующие самолеты:
ОМАГ ВМФ:
«тип самолета» - Пе-2, «номер самолета» - «6-95», «место нахождения» - «29 АП», «причина исключения» - «боевая убыль», «основание» - «инсп. свид.» - №0630».
По документам архива/актам расследования летных боевых потерь в частях ВВС ВМФ от 15 октября 1942 года, спискам личного состава авиагруппы резерва Ставки Верховного Главного командования за 1942 год; спискам потерь личного состава Особой морской авиагруппы /ОМАГ/ ВВС ВМФ на 22 сентября 1942 года; приказом начальника Командного Управления ВМФ СССР за 1942 год/ установлено, что 11 сентября 1942 года штабом ОМАГ ВВС ВМФ была поставлена задача перед экипажами 29 авиаполка ВВС ВМФ по нанесению бомбоудара по материальной части и живой силе противника на аэродроме Луостари. В операции участвовали экипажи 1-ой и 2-ой эскадрилий полка на самолетах «Пе-2».
По документам установлено, что 11 сентября 1942 года между 19-20 час. над аэродромом Луостари наши бомбардировщики были атакованы истребителями противника «Ме-109ф». Экипаж самолета «Пе-2» 2-ой эскадрильи был сбит огнем зенитной артиллерии. Горящий произвел сбрасывание бомб по цели противника, после снижения ушел в облачность курсом на свою территорию / место падения самолета не указано/. Все члены экипажа погибли.
Основание: ф.1067, лп.2,д.6,л.л.2,3,5.7;
Ф. 12, оп.1, д.1134, л.л.30,32;
Ф.12, оп.09271, д.494, л.3;
Ф.12, оп.1, д.84, л.л.134, 135, 214, 215;
Ф.12, оп.5, д.125, л.л.207, 208;
Ф.1067, оп.2, д.5, л.л.145,146;
Ф. 3,оп.1, д. 281, л.л. 367, 158.
Зав. архивохранения К.Белова
17 ноября 2004 года
188350, г.Гатчина, Ленинградская обл., Красноармейский проспект, 2.
Как видите, в данной выписке - речь только о бомбардировщиках 29 полка.
Но есть еще один текст, где, действительно, упомянуто об участии истребителей в бою 11 сентября 1942 года:
2.Выписка из актов потерь двух Пе-2 во время бомбардировочного удара по аэродрому в Луостари 11.09.42:
-Боевое задание: 11.09.42 г. штабом ОМАГ была поставлена задача: имеющимися в наличии истребителями нанести бомбоудар по материальной части и живой силе на аэродроме Луостари с целью максимального уничтожения. Ведущий группы майор Сыромяткников.
Команды: при соприкосновении с истребителями противника командир подал команду: Сомкнуться. Принять положение для отражения атаки истребителями противника. Благодаря принятым мерам во время отражения атаки в групповом бою был сбит один истребитель типа Ме-109 Ф.
Истребители сопровождения на отходе от цели были связаны боем, оставив бомбардировщиков на самостоятельную оборону. Намеченная отсечка к месту прибыла с опозданием.
Метеоусловия: облачность кучевая 4-5 баллов, Н = 3000-3500 м, видимость 20 км. Аэродром Луостари открыт. Наносили бомбоудар с Н-4400 м.
Обстоятельства: в 19.20 над аэродромом на боевом курсе самолёт был подбит зенитным огнем. Горящий самолет после сброса бомб отвернул курсом на 180 и с резким снижением вошел в облачность. Больше группа самолет мл. л-та Ивлиева не наблюдала". (ЦВМА, ф.12, оп.1, д.1134, л.л.30-31)
3. Замечания справедливы. Правлю. Благодарю. Спасибо. Прошу указать ссылки на приведённые Вами сведения о бое 11 сентября 1942 года над Луостари. Это было бы прекрасным дополнением к собранным материалам и сделало более ясным картину боя. С уважением,
Галина.
igor
Сообщения: 847
Зарегистрирован: 25 июл 2011 11:07
Откуда: Киселевск
Контактная информация:

Re: Пе-2 из 29-го БАП (оз. Санта-Ярви)

Сообщение igor »

Таких же солидных ссылок на архивы дать не могу. Данные об участии истребителей в прикрытии "пешек" - из книги Момбеека о JG 5 и списка потерь ВВС СФ Ю. Рыбина. Момбеек для своей книги получал сведения из наших архивов. Сбит при сопровождении Пе-2 и погиб штурман 255 ИАП Игорь Иванович Воинов на ЛаГГ-3.
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Пе-2 из 29-го БАП (оз. Санта-Ярви)

Сообщение sk16rus »

igor писал(а):Сбит при сопровождении Пе-2 и погиб штурман 255 ИАП Игорь Иванович Воинов на ЛаГГ-3.
Кстати вот - небольшая темка про "ЛаГГ-3 Воинова И.И."
Изображение
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Пе-2 из 29-го БАП (оз. Санта-Ярви)

Сообщение hellcat »

Всё верно-поскольку наш запрос в ЦВМА касался самолёта Пе-2, то и ответ был соответствующий. Они не описывают всю картину боя. Указаны сбитые самолёты из 1-й и 2-й эскадрилий 29 бап, экипажи Ивлева и Ильченко. В конце архивной справки: "других сведений о боевых потерях в частях ВВС ВМФ 11 сентября 1942 года самолётов типа "Пе-2" в документах архива нет."
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Пе-2 из 29-го БАП (оз. Санта-Ярви)

Сообщение hellcat »

igor писал(а):кстати говоря, как раз 11.9.42 9 "пешек" на самом деле летали без прикрытия для удара по Банаку, но это совсем другой вылет и полк
Пе-3 121 ап http://sk16.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=1158
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Пе-2 № 6/95 из 29-го БАП (Ивлиев, Серебряков, Филоненко)

Сообщение hellcat »

Добавлю картинку. После бомбометания по аэродрому Луостари лётчику удалось протянуть на подбитой машине в сторону полуострова Средний ещё 20 км, после чего он выпрыгнул с парашютом.
Вложения
Иевлев.jpg
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость