Ил-2 № 5499 из 46-го ШАП (экипаж Новиков, Сеник)

Форум памяти В.А.Бондаренко посвящен найденным в Заполярье самолетам.

Модератор: Модераторы форумов

Правила форума
В данном форуме каждая тема посвящена только одному самолету.
При создании новой темы в её названии желательно указать: модель самолета, заводской номер, полк, пилот/экипаж.
Ответить
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Ил-2 № 5499 из 46-го ШАП (экипаж Новиков, Сеник)

Сообщение hellcat »

Первый раз на месте падения этого самолёта мы побывали прошлой осенью. Это в нескольких километрах северо-западнее озера Трифонаярви, в скальнике. По расположению обломков было видно, что в момент столкновения он шёл курсом на северо-восток, к морю. Ил-2 по касательной столкнулся с сопкой. Сила удара была такова, что части бронекорпуса и двигатель "перепрыгнули" через бугор и упали в болотистый грунт. Расстояние от места расположения основной массы обломков более ста метров. Останков экипажа не было найдено. Тогда не удалось обнаружить ничего, что позволило бы пролить свет на принадлежность машины к какой либо части. Единственное, что могло помочь в этом вопросе, был двигатель, засевший в болотистой почве. Но, чтобы добраться до поршней, на которых дублировался номер мотора, надо было его извлечь из болота. На днях удалось побывать снова на месте падения. С собой я взял ручную лебёдку и 15-и метровый капроновый конец. Поскольку время было ограничено, сразу приступил к окапыванию мотора. Первая попытка выдернуть его была неудачной-здоровый валун, за который завёл верёвку, начал сползать со своего места, мотор же приподнялся совсем немного. Тогда решено было кантонуть его в другую сторону, что увенчалось успехом-поршни показались из болотной жижи. В дело пошли наждачка и металлическая щётка, и вот, наконец, стали читаемы номера, набитые на поршнях сбоку: Ф 24139. По информации Андрея Копыткова, мотор с этим номером был установлен на самолёте № 5499, который числился за 46 шап ВВС СФ и был потерян в боевом вылете 25.11.43. За кем из экипажей был закреплён самолёт в данном вылете, пока установить не удалось.
  • Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение
AlexGor
Сообщения: 123
Зарегистрирован: 02 янв 2012 11:07

Re: Ил-2 № 5499

Сообщение AlexGor »

Альберт! Я преклоняюсь перед желанием установить истину и восстановить чье-то имя....
http://46shap.ru/forum/viewtopic.php?f= ... 0&start=10

9 25.11.1943 11.59 Hptm. Hans Schmidt 9./JG 5 Il-2 ( 13 km. N.E. Parkina: tiefst

"Т.е. в этой группе неизвестным остается только место гибели экипажа Новикова. А по заявкам немцев (9) появляется «неизвестный» Ил-2 в 13 км северо-восточнее «Parkina» (По немецкой карте – Parkkina. В наше время Нясюккя). Кто-то тянет на Пумманки??? С учетом всего, Новиков – единственный, кто мог оказаться там... И заявка 4 подходит под него, если он был подбит перед 1 атакой и ушел на запад и затем опять на север... далее точка 9 - сбит (глубоко??? А может быть – очень низко??? Т.е. на бреющем полете...). Вероятнее всего где-то немного восточнее Лиинахамари."

Я ошибся лишь чуть-чуть по азимуту, не немного восточнее, а немного севернее ... И это именно экипаж Новикова-Сенника!!!

СПАСИБО!!!!
И от себя и от погибшего экипажа... они должны лежать рядом... может быть и обнаружим когда нибудь...
Вечная им память!!!

Осталось найти экипаж Уйманова-Кириченко (или 20 км севернее или 20 км южнее Луостари... никто, кажется, еще не находил..)

Считаю, что данные об экипаже Новикова-Сенника можно выложить на "Тризне".

И еще, Альберт, если можно, то нужны координаты, чтобы на нашей карте место гибели обозначить...
AlexGor
Сообщения: 123
Зарегистрирован: 02 янв 2012 11:07

Re: Ил-2 № 5499

Сообщение AlexGor »

25 ноября 1943 года с боевого задания (бомбо-штурмовой удар по АЭ Луостари) не вернулись
Новиков Иван Алексеевич, 1916 г.р., уроженец с.Крутицы, Ивановской области, мл.лейтенант, дублер командира звена 2 авиаэскадрильи 46 ШАП ВВС СФ
Сеник Алексей Григорьевич, 1925 г.р., уроженец Каменец-Подольской обл. Украинской ССР, краснофлотец, воздушный стрелок 2 авиаэскадрильи 46 ШАП ВВС СФ
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Ил-2 № 5499

Сообщение hellcat »

Информация от В.Чернышова: "...согласно приказу командира 46-го ШАП №064 от 7.12.43 г., Ил-2 №5499 с номером мотора АМ-38Ф 24139 был списан как потерянный при выполнении боевого задания 25 ноября 1943 года. В соответствии с приказом того же командира №118 от 24 ноября 1943 года о разбивке экипажей по звеньям, самолёт Ил-2 №5499 (бортовой №14) входил в 3-е звено 2-й эскадрильи 46-го ШАП и закреплено за ним было аж 4 экипажа: мл.л-т Бондаренко А.П.+в/стрелок краснофлотец Квятковский В.И.; мл.л-т Максименко И.В.+ к/фл-ц Лидин М.И.; мл.л-т Мампория Л.Ц.+к/фл-ц Акулов А.Д.; а также командир звена - дублёр мл.л-т НОВИКОВ И.А. и возд. стрелок краснофлотец СЕНИК А.Г. Поскольку именно экипаж Новиков-Сеник не вернулся с боевого задания 25.11.43 г., а больше никто из других лётчиков 3-го звена 2-й АЭ 46-го шап не значится в списках погибших в этот день, то остаётся сделать вывод, что это именно этот экипаж." Сеник А.Г. уроженец села Лука Барска(я) Каменец Подольской, а ныне Винницкой области. В одном из списков безвозвратных потерь ошибочно записан как Василий. На самом деле Алексей Григорьевич.
  • Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Ил-2 № 5499

Сообщение sk16rus »

Вот еще один экипаж вернулся на базу...

Вечная память!
Изображение
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Ил-2 № 5499 из 46-го ШАП (экипаж Новиков, Сеник)

Сообщение hellcat »

Интересный расклад получается! http://blockhaus.ru/forum/index.php?sho ... t&p=374122 Может, оно и не взаимосвязано, но всё же...
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Ил-2 № 5499 из 46-го ШАП (экипаж Новиков, Сеник)

Сообщение sk16rus »

Думаешь, был бой?
Изображение
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Ил-2 № 5499 из 46-го ШАП (экипаж Новиков, Сеник)

Сообщение hellcat »

sk16rus писал(а):Думаешь, был бой?
Тут надо бы по месту посмотреть, Александр пишет, что мессер падал в направлении на юго-запад, а Ил летел почти строго на север. Надо веркнуммер его (мессера) искать. По опыту знаю, в отношении Г-хи это гнилой номер, тем более, что там всё растащили. Но вдруг повезёт.
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Ил-2 № 5499 из 46-го ШАП (экипаж Новиков, Сеник)

Сообщение hellcat »

Вчера посетили место падения. Ничего нового обнаружить не удалось. Удивился, когда понял, что этот Ил был вооружён пушками ШВАК, а не ВЯ-23. Рукав боепитания явно под 20 мм патрон ШВАК, патрон ВЯ туда не влезет. На фото это видно, для наглядности в рукав питания поставил пачку сигарет. Да и крепление пушки круглое, говорит само за себя. Также стало ясно, что обшивка консолей крыла и нервюры в них были из фанеры. Видимо, штурмовик был средних производственных серий. А пушки-видимо, ставили то, что было под рукой в тот момент. Также уточнил курс самолёта в момент столкновения с землёй, он шёл от озера Сариярви на северо-восток. Сбит был точно истребителем, в лонжеронах есть отверстия от пуль 7,92 мм, обстрел был сзади. Также видны и более крупные пробоины.
  • Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Ил-2 № 5499 из 46-го ШАП (экипаж Новиков, Сеник)

Сообщение hellcat »

А мессер явно не относится к тому бою. Кстати, места его падения мы не нашли, ясно, что оно где то рядом. Это был Г-6 поздний, вооружение МГ 151 и МГ 131, с высоким килем. Скорее всего лето-осень 44-го. 9 штаффель летал в конце 43-го на Г-2. Что и подтверждается пробоинами от пуль 7,92мм в лонжеронах штурмовика.
  • Изображение
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Ил-2 № 5499 из 46-го ШАП (экипаж Новиков, Сеник)

Сообщение hellcat »

Это передняя часть кока винта мессера с белой спиралью.
  • Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Ил-2 № 5499 из 46-го ШАП (экипаж Новиков, Сеник)

Сообщение sk16rus »

Альберт, если и дальше пойдет такими темпами, то придется отделять часть темы и переносить её как отдельную ветку в форум "Они не вернулись на базы" :D
Изображение
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Ил-2 № 5499 из 46-го ШАП (экипаж Новиков, Сеник)

Сообщение hellcat »

Увлёкся малость, больше не буду. :)
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Ил-2 № 5499 из 46-го ШАП (экипаж Новиков, Сеник)

Сообщение hellcat »

Тут вот что ещё подумал. Возможно, Ил-2 не имел фатальных повреждений, в горячке боя зацепил за сопку. Ему не хватило метров сорок высоты, дальше он вышел бы на бухту Долгая Щель (Peuravuono) http://fotki.yandex.ru/users/turist94/v ... 225?page=0 и потом в Варангерфьорд, на аэродром Пумманки...
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Ил-2 № 5499 из 46-го ШАП (экипаж Новиков, Сеник)

Сообщение sk16rus »

hellcat писал(а):Увлёкся малость, больше не буду. :)
То есть как это не будешь?! :shock: :lol:
Изображение
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Ил-2 № 5499 из 46-го ШАП (экипаж Новиков, Сеник)

Сообщение hellcat »

Шучу. :D Буду, но уже в другой теме. :)
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Ил-2 № 5499 из 46-го ШАП (экипаж Новиков, Сеник)

Сообщение hellcat »

Изначально мы думали, что номер этого самолёта 1875499. Откуда пошла инфа, уже не помню. Этот же номер был в названии темы. На днях коллеги с форума Тризна (Balaton и linnet) просветили меня, аргументированно объяснив, что такого быть не могло, т.к. Ил-2 № 1875499 был выпущен заводом №18 11 апреля 1944 года, и не мог быть потерян ВВС СФ 25 ноября 1943. Он был списан после повреждения ЗА и посадки на фюзеляж 13 марта 1945 года в Венгрии. Так же, он не мог быть выпуска завода №30, т.к. Ил-2 №305499 сдан заводом 27 июля 1944 года. По мнению коллег, это Ил-2 №5499 выпущенный с завода №1 в конце 1942 года. Мне эта версия кажется наиболее вероятной.
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Ил-2 № 5499 из 46-го ШАП (экипаж Новиков, Сеник)

Сообщение sk16rus »

Альберт, спасибо за пояснения.
Всегда интересно узнавать что-то новое и шлифовать старое.
Кстати, когда я правил название темы и названия ответов, то обратил внимание, что вот в этом сообщении номер самолета изначально был указан правильно (я его там не исправлял). Видимо тогда на это просто не обратили внимания.
Изображение
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Ил-2 № 5499 из 46-го ШАП (экипаж Новиков, Сеник)

Сообщение hellcat »

Сергей, я тогда даже и не думал об этом. Казалось, что в одном случае номер полный, а во втором укороченный, последние четыре цифры. Оказалось не всё так просто. До этого имел дело с Ил-2 только 18 и 30 заводов.
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 6 гостей