Аэрокобра, Луостари.

Форум памяти В.А.Бондаренко посвящен найденным в Заполярье самолетам.

Модератор: Модераторы форумов

Правила форума
В данном форуме каждая тема посвящена только одному самолету.
При создании новой темы в её названии желательно указать: модель самолета, заводской номер, полк, пилот/экипаж.
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Аэрокобра, Луостари.

Сообщение hellcat »

Рядом с Луостари есть место падения самолёта Р-39 "Аэрокобра". К сожалению, место падения полностью подчищено от обломков. Осталась только небольшая воронка с водой, несколько патронов 12,7 мм, один боеприпас 37 мм, и разная мелочёвка. По этой причине установить принадлежность самолёта и имя пилота представляется почти нереальным. Но попытаться позвонить вокруг можно, может и попадётся на удачу номерок какой.
  • Изображение Изображение
Донце гильзы 37 мм.
  • Изображение
Разная мелочёвка.
  • Изображение
Остатки текстолитового кресла пилота.
  • Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Аэрокобра, Луостари.

Сообщение sk16rus »

Надеюсь, тебе опять повезет...
Изображение
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Аэрокобра, Луостари.

Сообщение hellcat »

Будем надеяться, хотя шансов почти нет.
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Аэрокобра, Луостари.

Сообщение hellcat »

Констатирую-опять повезло. Благодаря Михаилу Шемякову, он запостил на Блокгаузе фотки с Ебэя.
http://blockhaus.ru/forum/topic/22868-b ... /?p=585987
Дальше, как говорится, дело техники.
AlexGor
Сообщения: 123
Зарегистрирован: 02 янв 2012 11:07

Re: Аэрокобра, Луостари.

Сообщение AlexGor »

Альберт, а меня терзают сомнения... а точно это самолет Турганова?
Процитирую отрывок из книги А.Скробача...

Тем временем, командование 6-й ИАД все никак не могло смириться с гибелью своих пилотов. В итоге, комдив решил не сидеть сложа руки, а попытаться отыскать места вынужденных посадок «Аэрокобр» (и, заодно, Ил-2 46-го ШАП) в районе Шульгульявр. Для этой цели в 20.35 в воздух поднялись четыре «Кобры» 20-го ИАП, ведомые капитаном Тарасовым, для которого это был уже третий боевой вылет за сутки. В 21.25 все самолеты благополучно вернулись на Ваенгу. По результатам вылета капитан Тарасов доложил следующее:
«В районе озера Лой-Явр (юго-западнее озера Лайя) обнаружен один самолет «Аэрокобра» хвостовой номер «34» летчика лейтенанта Турганова. Самолет цел, лежит на фюзеляже. От самолета к опорному пункту немцев «Изельлагер» (3-й бат. 136 пп) ведут до 10 лыжных следов. Опорный пункт отштурмован» .

И сноска: На следующий день (13 апреля) Начальник Штаба ВВС СФ приказал командующему 6-й ИАД уничтожить «Аэрокобру» лейтенанта Турганова. Для этой цели в 16.44 в воздух поднялись четыре Як-9 и две «Аэрокобры» из состава 20-го ИАП. Задание они выполнить не смогли – снежный заряд закрыл цель. В 17.34 все шесть машин благополучно вернулись на Ваенгу.

Ведь Лой-явр (Лай-явр) и Лайя - примерно км так 15 от Луостари...
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Аэрокобра, Луостари.

Сообщение hellcat »

AlexGor писал(а):Альберт, а меня терзают сомнения... а точно это самолет Турганова?
Нет, Турганов сел на вынужденную и попал в плен. А это Качевский, он был сбит над Луостари.
Последний раз редактировалось hellcat 18 ноя 2017 23:22, всего редактировалось 1 раз.
AlexGor
Сообщения: 123
Зарегистрирован: 02 янв 2012 11:07

Re: Аэрокобра, Луостари.

Сообщение AlexGor »

Виноват... Турганова с Качевским перепутал... оба сбиты в один день... старею ((
AlexGor
Сообщения: 123
Зарегистрирован: 02 янв 2012 11:07

Re: Аэрокобра, Луостари.

Сообщение AlexGor »

А Качевский застрелился при попытке его пленения немцами!
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Аэрокобра, Луостари.

Сообщение hellcat »

AlexGor писал(а):А Качевский застрелился при попытке его пленения немцами!
Застрелился кто-то из экипажа Варгина, видимо единственный оставшийся в живых после падения. Качевский погиб при падении Кобры, там на фото плохо видно, среди обломков лежит его тело. Он не мог выжить после такого. А Васильев сел на вынужденную у озера Валъявр, там пост ВНОС был, оттуда их и эвакуировали. Там на восточном берегу их Ил и лежал до недавних времён.
Вложения
Подпись-сбитый русский пилот.
Подпись-сбитый русский пилот.
kon26jiz6l.jpg
igor
Сообщения: 847
Зарегистрирован: 25 июл 2011 11:07
Откуда: Киселевск
Контактная информация:

Re: Аэрокобра, Луостари.

Сообщение igor »

У немцев в документах отмечено два отдельных пилота двух севших на вынужденную самолетов. Варгин сел на вынужденную?
Застрелившийся у немцев - почему-то старший лейтенант, хотя таковых не было среди пропавших ни одного. При этом взятый в плен назван "младшим лейтенантом".
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Аэрокобра, Луостари.

Сообщение hellcat »

igor писал(а):У немцев в документах отмечено два отдельных пилота двух севших на вынужденную самолетов. Варгин сел на вынужденную?
Застрелившийся у немцев - почему-то старший лейтенант, хотя таковых не было среди пропавших ни одного. При этом взятый в плен назван "младшим лейтенантом".
Насчёт Варгина это моё предположение, т.к. Качевский разбился с самолётом, Турганов пленён, а Васильев со стрелком спаслись. Больше некому.
Или у немцев какая-то путаница в донесениях, из одного пленного двух сделали.
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Аэрокобра, Луостари.

Сообщение hellcat »

Сами фотографии.
Вложения
kon275uyud.jpg
kon26jiz6l.jpg
kon25tvxzz.jpg
kon24gkzxe.jpg
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Аэрокобра, Луостари.

Сообщение hellcat »

...
Вложения
s-l1600.jpg
Без имени.jpg
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Аэрокобра, Луостари.

Сообщение hellcat »

Качевский погиб при падении Кобры, там на фото плохо видно, среди обломков лежит его тело. Он не мог выжить после такого.
Здесь на фото хорошо видно тело погибшего лётчика. Так что точно застрелился не Качевский.
Вложения
2085fcd1fc88.jpg
Без имени.jpg
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Аэрокобра, Луостари.

Сообщение hellcat »

Как понимаю, летуны осматривают результаты своей работы. Кто бы это мог быть?
Вложения
Качевский.jpg
1 (3).jpg
Mustango70
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 27 апр 2014 19:25

Re: Аэрокобра, Луостари.

Сообщение Mustango70 »

I think he is not a pilot but a motor vehicle driver in Luftwaffe.

Maybe he wears this sleeve insignia?

Изображение
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Аэрокобра, Луостари.

Сообщение hellcat »

Эмблема похожа, но точно сказать сложно, т.к. на фото плохо видно.
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Аэрокобра, Луостари.

Сообщение hellcat »

Похоже, точно водила Люфтваффе на лыжах.
Знаки отличия водителя грузового автомобиля Люфтваффе: http://www.thirdreicharts.com/index.php ... uct_id=375
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Аэрокобра, Луостари.

Сообщение hellcat »

В "Мурманском вестнике" вышла статья Юрия Рыбина о лётчике Е.Качевском.

Отомстил за Сафонова.
Летчик Евгений Качевский сбил «Юнкерс», ставший виновником гибели легендарного аса.

Благодаря недавно рассекреченным архивным трофейным документам Центрального архива Минобороны стали известны обстоятельства гибели североморского аса, дважды Героя Советского Союза гвардии подполковника Бориса Сафонова (читайте в «МВ» № 79, 80 и 81). Там же упоминается летчик Евгений Качевский, отомстивший за гибель североморского аса. В минувшем феврале исполнилось 95 лет со дня его рождения.
На перехват!
18 мая 1943 года был обычным весенним днем, не особо отличавшимся от других будничных дней военный поры. Ночью шел дождь, но и с наступлением дня небо по-прежнему оставалось затянутым облаками. Основные ударные силы ВВС Северного флота в этот день бездействовали, лишь отдельные экипажи разведывательных самолетов в течение суток поднимались в воздух, да парами истребители «Харрикейн» вылетали на патрулирование над главной базой СФ и собственными аэродромами.
Ближе к обеду от береговых постов наблюдения поступило сообщение, что в районе острова Кильдин появился немецкий воздушный разведчик - двухмоторный «Юнкерс-88». Немедленно на его перехват в воздух поднялась дежурная пара «Аэрокобр» 2-го гвардейского Краснознаменного авиаполка имени Бориса Сафонова. Ведущим был опытный летчик гвардии младший лейтенант Павел Климов, к этому времени на его личном счету уже числилось десять сбитых вражеских самолетов. В начале мая командование СФ представило его к званию Героя Советского Союза. Ведомым у Климова в этом вылете был молодой двадцатилетний летчик - гвардии старшина Евгений Качевский.
Севернее острова Кильдин гвардейцы обнаружили вражеский самолет-разведчик и, маскируясь за облаками, пошли на перехват. К сожалению, не удалось найти подробного описания того воздушного боя. Но известно, что немецкий разведчик, перейдя на бреющий полет и прижимаясь к поверхности воды, пытался оторваться от преследователей. Но после атаки Евгения Качевского «Юнкерс» рухнул и сразу же скрылся в темной морской воде. Никто из членов экипажа не спасся.
Это была первая воздушная победа Качевского. Командование представило его к ордену Красной Звезды. Эх, знали бы в штабе ВВС СФ, кого сбил молодой летчик, думаю, награда могла быть и повесомей.
В наши дни благодаря оперативным ежедневным сводкам и спискам безвозвратных потерь 5-го Воздушного флота люфтваффе стали известны фамилии немецких летчиков сбитого «Юнкерса-88» из состава 1-й эскадрильи 124-й группы дальней разведки. Командир экипажа, он же штурман самолета - лейтенант Йохим Лёбель, пилот - унтер-офицер Лудольф Шмитц, воздушный стрелок-радист - унтер-офицер Вильгельм Петерсен и воздушный стрелок - унтер-офицер Франц Нойбауер. Именно эти люди 30 мая 1942 года сбили истребитель «Киттихаук» Бориса Сафонова.
Правда, замечу, тогда командиром экипажа немецкого разведчика был обер-лейтенант доктор Хельмут Шубринг. Но он погиб раньше - в январе 43-го во время боевого вылета в район Мурманска на двухмоторном истребителе «Мессершмитт» Bf-110, за штурвалом которого находился фельдфебель Шмитц. Шубринг умер от недостатка кислорода - во время полета на большой высоте отсоединилась трубка его кислородной маски.
Рецепт победы - мужество и отвага
К моменту первой победы гвардии старшина Качевский совершил 52 боевых вылета, участвовал в шести воздушных боях. В наградном листе за сбитый разведчик, подписанном 25 мая 1943 года исполняющим обязанности командира 2-го ГКАП гвардии майором Маратом Семенихиным, читаем:
«В воздушных боях принимает правильные решения, смело идет в атаку с противником и хорошо прикрывает своего ведущего. Тов. Качевский, прикрывая своего командира звена гв. лейтенанта Климова, обеспечил ему ряд воздушных побед. Под прикрытием товарища Качевского гв. лейтенант Климов сбил четыре самолета противника. <…> Храбрость, хладнокровие и выдержка, мужество и отвага, проявленные в бою, - вот черты летчика тов.Качевского».
Евгений Качевский до Дня Победы не дожил. Удивительно, но его судьба очень схожа с судьбой знаменитого североморского аса Бориса Сафонова. Евгений родился в селе Редькино под Рязанью. Как и Сафонов, по окончании школы учился в железнодорожном ФЗУ. Работал слесарем по ремонту паровозов в депо станции Рязань-1 и одновременно посещал местный аэроклуб. В 1940 году поступил в Батайскую военную школу летчиков имени Серова. В его выпускной аттестации отмечено: «Техника пилотирования отличная, летает смело, уверенно. Воздушная стрельба - отлично. Летает на самолетах: У-2, Ут-2, УТИ-4, И-16, Як-7 и ЛаГГ-3».
12 апреля 1944 года гвардии младший лейтенант Качевский не вернулся с боевого задания. Утром этого дня воздушной разведкой было обнаружено прибытие семи транспортных самолетов «Юнкерс-52» на аэродром Луостари, где базировались основные истребительные силы люфтваффе за полярным кругом.
Командованием ВВС Северного флота было решено нанести штурмовой удар по вражескому аэродрому. В воздух поднялись четыре штурмовика «Ил-2» 46-го ШАП под командованием капитана Демьяна Осыка в сопровождении четырнадцати истребителей.
Несмотря на сильное противодействие и зенитной артиллерии, и истребителей противника, штурмовикам удалось нанести удар по вражескому аэродрому. По докладам экипажей там было уничтожено два транспортных «Юнкерса», а в воздушном бою сбито пять «Мессершмиттов-109». Наши вернулись на базу без потерь.
Пройти сквозь огонь
Через несколько часов по решению командования в воздух поднялась вторая штурмовая группа в составе двух «Ил-2» в сопровождении семи истребителей с целью «закрепления успеха и фотофиксирования результатов налета». Истребители сопровождения были выделены из 20-го ИАП и 2-го ГКАП под командованием опытных летчиков-истребителей капитана Алексея Тарасова и гвардии старшего лейтенанта Николая Диденко. Евгений Качевский находился в составе звена Диденко.
Надо прямо сказать, все, кто находился на аэродроме, понимали, что многих летчиков из этой группы они видят в последний раз. Выполнить боевую задачу столь малочисленными силами было очень сложно, так как вся система противовоздушной обороны аэродрома Луостари после предыдущего налета находилась в наивысшей степени боевой готовности, застать противника врасплох не получится, а значит, потерь не избежать.
Так и вышло: штурмовая группа в районе цели была встречена яростным зенитным огнем, а над аэродромом уже барражировали «мессершмитты». Зенитки сразу же сбили один штурмовик, второй получил сильные повреждения. После этого группу атаковали «мессеры», они добили по-врежденный «Илюшин» и сбили еще два наших истребителя. Среди них был и самолет Евгения Качевского - его машина упала и разбилась вместе с летчиком недалеко от вражеского аэродрома.
Второму летчику из 20-го ИАП - лейтенанту Николаю Турганову - удалось провести вынужденную посадку, после чего немцы взяли его в плен (выжил, после войны вернулся домой). Из сбитых «илов» через несколько суток вернулся лишь один экипаж - в составе лейтенанта С. В. Васильева и сержанта А. М. Мельника, второй - младший лейтенант Г. С. Варгин и сержант В. И. Саяпин - погиб.
Так закончился боевой и жизненный путь Евгения Качевского - летчика-сафоновца, который отомстил за смерть легендарного командира своего полка. Узнать об этом ему и его товарищам было не суждено.
Опубликовано: Мурманский вестник от 15.03.2018

http://www.mvestnik.ru/history/otomstil-za-safonova/
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Аэрокобра, Луостари.

Сообщение sk16rus »

Сбили убийц Сафонова
Стали известны подробности знаменательного для летчиков-североморцев боя
Две пулеметные установки MG-81 «Юнкерса-88» для защиты задней верхней полусферы, откуда чаще всего производили атаку советские истребители.
Две пулеметные установки MG-81 «Юнкерса-88» для защиты задней верхней полусферы, откуда чаще всего производили атаку советские истребители.
Мы уже рассказывали о летчике Евгении Качевском («Мурманский вестник» от 15 марта нынешнего года), который отомстил за гибель своего командира - дважды Героя Советского Союза гвардии подполковника Бориса Сафонова. Но без подробностей того знаменательного воздушного боя, описание которого недавно удалось найти в Центральном военно-морском архиве в Гатчине.

Враг упал на проспект Сталина

Евгений Качевский в 1943 году был ведомым у опытного летчика гвардии младшего лейтенанта Павла Климова.

Сержант Павел Дмитриевич Климов на Крайней Север прибыл в январе 42-го после недолгой службы на Черном море. Первую победу одержал в очень тяжелом воздушном бою 10 мая 1942 года при сопровождении бомбардировщиков СБ к линии фронта.
Гвардии лейтенант Павел Дмитриевич Климов – сфотографирован в июне 1943 года на аэродроме Ваенга-2. На кителе видна кроме двух орденов Красного Знамени английская медаль «За службу в военно-воздушных силах» - ею награждали английских летчиков, образцово выполнявших свои обязанности.
Гвардии лейтенант Павел Дмитриевич Климов – сфотографирован в июне 1943 года на аэродроме Ваенга-2. На кителе видна кроме двух орденов Красного Знамени английская медаль «За службу в военно-воздушных силах» - ею награждали английских летчиков, образцово выполнявших свои обязанности.
В этом поединке летчики-гвардейцы потеряли четыре «Харрикейна». Климов на подбитом самолете совершил вынужденную посадку в районе Полярного и пешком благополучно вернулся на свой аэродром и доложил об одном сбитом вражеском истребителе - Ме-109. К концу лета он уже имел три сбитых и был представлен к ордену Красного Знамени.

31 октября того же года гвардии старший сержант Климов при отражении налета на Мурманск сбил два вражеских «Юнкерса», один из которых упал прямо в центре города на проспект Сталина. При этом экипаж бомбардировщика из состава 7-й эскадрильи 30-й ударной эскадры «Адлер» полностью погиб. В начале 1943 года Климова наградили вторым орденом Красного Знамени. Именно в это время у него появляется ведомый гвардии сержант Евгений Качевский. Молодого летчика нужно было на практике обучать азам воздушного боя. Вскоре такой случай представился.

Десятый сбитый

29 апреля 1943 года Климов и Качевский вылетели на перехват вражеского разведчика «Юнкерс-88». В районе Кильдина на высоте около 4500 метров гвардейцы самолет противника настигли. Климов с боевым разворотом сзади сверху с дистанции 100-150 метров атаковал «Юнкерс», сблизившись с ним до 30 метров. Немецкий воздушный стрелок успел лишь выпустить короткую очередь, после чего был убит.

Затем Павел Климов вывел из строя левый мотор «Юнкерса», тот перешел в пикирование и, прижимаясь к воде, попытался оторваться от преследователей на бреющем. Ведущий, уверенный в том, что самолет противника уже не уйдет от них, по радио приказал ведомому: «Атакуй!». Евгений немедленно вышел вперед и с дистанции 100-200 метров выпустил две длинные пулеметно-пушечные очереди, после чего «Ю-88» упал в воду в районе Сеть-Наволока и затонул. Из экипажа никто не спасся.

Этот сбитый записали на боевой счет ведущего. Это была десятая победа Павла Климова и командование СФ представило его к званию Героя Советского Союза.

8 мая в представлении на самую высокую награду командующий СФ вице-адмирал Арсений Головко написал: «(Климов) Один из лучших летчиков-истребителей флота. Известен не только на флоте, но и на всем Карельском фронте. Опытный, смелый летчик. За боевые заслуги перед Родиной заслуживает присвоения звания Героя Советского Союза». Климова удостоили этого звания 24 июля 1943 года.

Зачет на зрелость

А через десять дней, когда на наградном листе еще не высохли чернила, пара Климов - Качевский снова отличилась! 18 мая 1943 года они сбили еще один вражеский разведчик - как раз тот самый, что виновен в гибели Сафонова. В районе Териберки обнаружили разведывательный «Юнкерс-88», возвращавшийся из разведки нашего побережья.

Взлет пары с аэродрома Ваенга-2 произошел в 14. 24. А уже через 14 минут гвардии младший лейтенант Климов снизу в хвост атаковал вражеский самолет. Снова сначала был убит воздушный стрелок, а потом выведен из строя левый мотор. И вновь в эфире прозвучала команда: «Атакуй!».
Евгений Качевский
Евгений Качевский
Гвардии сержант Качевский с дистанции около 300 метров на одной высоте с «Юнкерсом» выпустил пулеметную очередь, затем, подойдя ближе, обстрелял кабину воздушного стрелка и фюзеляж. Самолет противника сделал попытку уйти в облачность вверх, но на одном работающем моторе это было сделать сложно, и пилот повел подбитый самолет вниз.

За ним следовал Качевский - третья пулеметно-пушечная очередь прошила кабину самолета и зажгла левый мотор. «Юнкерс» продолжал держаться в воздухе и уходить в сторону острова Кильдин. Здесь его еще раз атаковал Павел Климов. На высоте всего 20-30 метров от самолета отлетел колпак кабины и один из членов экипажа выпрыгнул в море, после чего немецкий разведчик упал в воду и утонул вместе с экипажем.

В этот раз самолет записали на счет молодого летчика - гвардии сержанта Евгения Качевского, в описании этого воздушного боя читаем: «Действия ведущего гвардии младшего лейтенанта Климова были правильными и могут служить показательным примером воспитания воздушных бойцов для всех командиров звеньев».

Крепкий орешек

Подозреваю, что у кого-то из читателей может возникнуть представление, что летчикам-истребителям сбить самолет-разведчик ничего не стоило. Главное - перехватить «Юнкерс», а там исход очевиден. Но это далеко не так.

Начнем с того, что в разведывательной авиации немцев воевали проверенные летные кадры люфтваффе, имевшие богатый боевой опыт. Например, погибший 18 мая 1943 года экипаж немецкого «Юнкерса-88» из состава 1-й эскадрильи 124-й группы дальней разведки (1.(F)/124): командир экипажа - он же штурман самолета лейтенант Йохим Лёбель, пилот - унтер-офицер Лудольф Шмитц, воздушный стрелок-радист унтер-офицер Вильгельм Петерсен и воздушный стрелок унтер-офицер Франц Нойбауер на момент гибели имел более 1500 боевых вылетов. Много это или мало?
Аэродром Хебуктен под Киркенесом. Экипаж немецкого воздушного разведчика 1.(F)/124 поздравляют с выполнением 1500-го боевого вылета.
Аэродром Хебуктен под Киркенесом. Экипаж немецкого воздушного разведчика 1.(F)/124 поздравляют с выполнением 1500-го боевого вылета.
Все познается в сравнении. Например, известный североморский воздушный разведчик Герой Советского Союза Родион Михайлович Суворов, провоевавший с первых и до последних дней войны, совершил в общей сложности 270 боевых вылетов. Этот показатель для воздушных разведчиков ВВС Северного флота довольно высок.

Кроме того, вражеский самолет «Юнкерс-88» имел очень хорошее оборонительное вооружение и поэтому при попытке его сбить нужно было вести атаку на большой скорости, чтобы как можно меньше находиться под обстрелом его воздушных стрелков. Также хорошо нужно было знать мертвые зоны вражеского самолета, в которых оборонительный огонь менее губителен для атакующего истребителя.

Пренебрежение или незнание этих правил могли привести к фатальному исходу. Напомню, что легендарный североморский ас Борис Сафонов погиб именно при атаке немецкого разведывательного самолета. Он тогда атаковал «Юнкерс» без достаточного запаса скорости и поэтому чересчур долго находился на линии огня воздушных стрелков.

И этот случай не единичный. Однажды при попытке перехватить и сбить разведывательный «Юнкерс-88» погибли сразу два наших опытных армейских пилота-гвардейца. Это произошло 20 августа 1943 года над Кировской железной дорогой. Гвардии старший лейтенант Петр Хижняк и его ведомый гвардии младший лейтенант Степан Лобкович из состава 1-й эскадрильи 19-го гвардейского ИАП, командиром которой в то время являлся уже Герой Советского Союза гвардии майор Павел Кутахов, вылетели на перехват вражеского разведчика. В районе станции Ковда на высоте около 5000 метров они перехватили «Юнкерс-88» и произвели по нему две атаки. В результате обе «аэрокобры» были сбиты оборонительным огнем воздушных стрелков - летчики погибли. Причем ведущий пары - заместитель командира эскадрильи гвардии старший лейтенант Петр Хижняк был участником финской войны и на Карельском фронте воевал с первых дней войны, за боевые заслуги в 1942 году был награжден орденом Красного Знамени. Тем не менее сбить «Юнкерс-88» и самому не погибнуть ему тогда не удалось.

Как видим, летчики-североморцы Павел Климов и Евгений Качевский за два сбитых разведывательных «Юнкерса-88» свои боевые награды получили вполне заслуженно. Это был крепкий орешек.

Текст: Юрий Рыбин
Автор выражает благодарность за предоставленный материал Андрею Латкину.


Опубликовано: Мурманский вестник от 26.07.2018
Изображение
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 6 гостей