Ил-2 из 46-го ШАП № 304848 экипаж Смородин, Потехин

Форум памяти В.А.Бондаренко посвящен найденным в Заполярье самолетам.

Модератор: Модераторы форумов

Правила форума
В данном форуме каждая тема посвящена только одному самолету.
При создании новой темы в её названии желательно указать: модель самолета, заводской номер, полк, пилот/экипаж.
Ответить
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Ил-2 из 46-го ШАП № 304848 экипаж Смородин, Потехин

Сообщение sk16rus »

Страничка с сайта ktsorens.tihlde.org
Stormovik Storvarden.pdf
(297.48 КБ) 475 скачиваний
и дополнительно с неё же:
storvarden-04.jpg
storvarden-05.jpg
storvarden-06.jpg
storvarden-07.jpg
А "приключениям" П.И.Смородина и Ю.И.Потехина в Норвегии и их возвращению к своим посвящена целая глава в книге Харальда Риесто "Маленький город и война: Вадсё в 1941-1945 гг." (стр. 209-215)
Изображение
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Ил-2 из 46-го ШАП № 304848 экипаж Смородин, Потехин

Сообщение hellcat »

Самолёт вроде был целым, его взорвали в 52-м году, т.к. на нём находились боеприпасы, если я правильно перевёл. Похоже, они сели примерно тут.
  • Изображение
Фото 44-го года.
  • смородин-потехин.jpg
mexanik
Сообщения: 370
Зарегистрирован: 13 янв 2012 23:00

Re: Ил-2 из 46-го ШАП № 304848 экипаж Смородин, Потехин

Сообщение mexanik »

sk16rus писал(а):А "приключениям" П.И.Смородина и Ю.И.Потехина в Норвегии и их возвращению к своим посвящена целая глава в книге Харальда Риесто "Маленький город и война: Вадсё в 1941-1945 гг." (стр. 209-215)
Не поможете найти эту книгу? В любом виде.
Юрий Потехин был сослуживцем и другом моего отца.
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Ил-2 из 46-го ШАП № 304848 экипаж Смородин, Потехин

Сообщение sk16rus »

Мне часть отфотографированной книги прислал Альберт (hellcat).
А вообще, я планировал перепечатать эту главу и выложить здесь, так сказать, в текстовом варианте.
Изображение
mexanik
Сообщения: 370
Зарегистрирован: 13 янв 2012 23:00

Re: Ил-2 из 46-го ШАП № 304848 экипаж Смородин, Потехин

Сообщение mexanik »

sk16rus писал(а):Мне часть отфотографированной книги прислал Альберт (hellcat).
А вообще, я планировал перепечатать эту главу и выложить здесь, так сказать, в текстовом варианте.
Было бы здОрово! И большое спасибо Альберту!

Заранее извиняюсь за малоинформативную лирику, врядли я к этому вернусь еще раз.
Со слов отца. Из памяти. Радость в полку об известии о спасении Смородина и Потехина была безмерной. Ведь это произошло на фоне тяжелейших потерь, понесенных полком. "Юрка очень переживал, что отправили "похоронку" родным. До актирования при составлении описи личных вещей летчиков для высылки родственникам дело, похоже, так и не дошло. Обычно это происходило через месяц-другой после гибели.
Об отношении Синицына. Комэск-3 46 шап ГСС Александр Николаевич Синицын очень дорожил экипажем П.И.Смородин-Ю.И.Потехин. Существовала байка (нет у меня подтверждения ей), что Синицын просил разрешение командования дивизии лично вылететь для спасения своих летчиков( якобы самолет был замечен с воздуха именно в неразрушенном виде). Получил отказ. Командование не хотело рисковать. Как бы Александр Николаевич осуществил свою операцию на вражеской территории остается только гадать...
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Ил-2 из 46-го ШАП № 304848 экипаж Смородин, Потехин

Сообщение sk16rus »

Фрагменты 13-ой главы книги Харальда Риесто "Маленький город и война: Вадсё в 1941-1945 гг.", посвященные Смородину и Потехину (набрал таки...):
  • РУССКИЕ ЗА ЛИНИЕЙ ФРОНТА
    Осенью 1944 г. на полуострове Варангер находилось много русских. Некоторые вели разведку, они высаживались с подводных лодок или прыгали с паращютом. Другие были из экипажей подбитых самолетов, а некоторые бежали из плена. Как рассказывалось в главе о больнице Вадсё, несколько заблудившихся русских нашли там приют, когда немцы ушли из региона. Многим помогали мирные жители, и поэтому они смогли выжить не смотря на то, чтонаходились в тылу противника. На основе рассказов русского, бывшего военным летчиком, опубликованных в газете "Совьетнютт", а так же на основе рассказов норвежцев, участвовавших в этих событиях, опубликованных в этой газете и в норвежских органах печати, нам удалось реконструировать рассказ об экипаже разбившегося русского самолета. В наши дни он, может быть, кажется незначительным, но для участников этих событий в то время, когда путь от жизни до смерти мог быть очень коротким, эта история была достаточно драматичной. Вот она.

    Сбитый самолет
    16 октября 1944 г. в Варангер-фьерде на немецкий конвой напали летчики Северного флота. В операции участвовал штурмовик Ил-2, с экипажем, состоящим из пилота, 29-летнего лейтенанта П.И.Смородина, и радиста-стрелка Ю.И.Потехина. Немецкая зенитка поразила самолет в хвостовую часть, и штурмовик был выведен из строя. Сослуживцы видели, как самолет теряет высоту и исчезает за холмами, и сочли, что больше не увидят своих товарищей. Поэтому, вернувшись на базу, они вносят Петра и Юрия в список погибших, и их семьям отправляются похоронки.
    Однако летчики выжили. Они совершили безупречное приземление на холме Уксеванисхэйден на мысе Свартнес. Самолет сел практически без повреждений, и оба летчика без труда выбрались наружу. Установив свое точное местоположение и обсудив ситуацию, они решили попытаться проделать весь долгий и тяжелый путь вдоль Варангер-фьерда и добраться до своих. До наступления темноты они оставались возле самолета, а затем начали свой нелегкий переход. Они взяли с собой оружие, неприкосновенный запас продовольствия и карту района, где проходила их операция.
    Летчики предпочитали передвигаться ночью, когда возможность их обнаружения была наименьшей. Днем они отсыпались. Погода стояла хорошая, если не считать второй ночи, когда сильный ветер пригнал дождевые облака. Дни выдались ясные и теплые, солнце по-прежнему пригревало, но ночи были уже прохладными. Согреваться у костров было, конечно, немыслимо: ночью огонь был слишком заметен и мог привлечь внимание немецких поисковых команд, а днем их местоположение мог бы выдать дым.
    Вскоре летчики, оставаясь все время на открытом воздухе, стали испытывать сильную усталость. Болота, заросли и завалы были труднопроходимыми, особенно ночью. Хотя они ничего не знали о том, что происходит в населенных пунктах вдоль фьорда, занятых противником, они решили идти к Вадсё и попытаться найти лодку, чтобы переправиться к своим.

    Жильцы в землянке
    На третий день около 22.00 они наткнулись на землянку.Внутри слышались человеческие голоса, но летчики не могли разобрать, говорят там по-норвежски или по-немецки. Конечно, они были бы рады хоть на одну ночь получить крышу над головой, и, обсудив ситуацию, они решили так: если в землянке живут норвежцы, то можно не бояться. Если там немцы, летчики могут разобраться с ними при помощи оружия. Держа пистолеты наготове, они распахнули дверь. Вземлянке испуганно вскочили четверо людей, двое мужчин и две женщины в гражданской одежде. Норвежцы!
    Землянка, которая находилась на пастбище у долины Стурэльвдален, принадлежала 61-летней Ольге Викки, которая из-за повторяющихся налетов на город и в соответствии с немецкими приказами перебралась сюда. Вместе с ней здесь жили ее дочь Ольга с мужем Рейнхолдтом Дидриксеном и второй зять Юхан Берсвенсен.
    В молодости фрау Викки сталкивалась с купцами-поморами и научилась как-то объясняться по-русски. Мало-помалу она нашла общий язык с экипажем сбитого самолета. Русские предстваились и объяснили ситуацию. Они показали на карте место, где остался их самолет, и объяснили, что хотят идти к Вадсё и попытаться найти лодку, чтобы переплыть через фьорд. Когда жильцы землянки объяснили им, что город и шоссе кишат немцами, летчикам пришлось отказаться от этого плана.
    Семья Викки заметила, что двое чужеземцев очень устали, и решила оставить их на ночлег, хотя в землянке площадью всего 7-8 м2 было не так много места. Русские с благодарностью приняли предложение, и, поужинав, хозяева и гости легли спать.
    В эту ночь фрау Викки не сомкнула глаз. Русские крепко спали на полу, положив рядом оружие, но фрау Викки боялась, что кто-нибудь из норвежцев мог заметить, как двое чужаков в военной форме зашли к ним, и поднять тревогу или что в округе появится немецкий патруль и дело дойдет до перестрелки. Но когда наступил рассвет, все по-прежнему было спокойно. Разделив с гостеприимными норвежцами скромный завтрак, русские вытащили карту и объяснили, что хотят обогнуть Варангер-фьорд и добраться до своих, как первоначально планировали. После того, как им указали самый удобный путь, они с благодарностью распрощались с приветливой семьей и отправились на запад.

    Помощь других норвежцев
    К востоку от начала долины Фрёкендален располагались покосы семьи Ратикайнен, и там же стоял маленький домик, где косцы жили во время страды. В то время, о котором идет речь, там жила Эбба (Ратикайнен) Матисен с двумя дочерьми, одной из которых было полгода, а другой - 6 лет, с 69-летней матерью и племянниками и племянницами из семьи Артура Хильдунена: Петтером (19лет), Арне (17 лет), Элизабет (14 лет, её звали "Сестренкой"), 12-летняя Ингер Мария (по прозвищу Куколка) и Иваром 10 лет. В доме, где на каждого приходилось по одному квадратному метру, им едва хватало места для ночлега на маленьком чердаке.
    И вот однажды из зарослей кустарника с востока вдруг появились двое мужчин в военной форме. По их одежде Эбба поняля, что они русские. К ее огромному удивлению, эти двое направились прямо к открытой двери дома и поздоровались за руку с ее матерью. Затем они уселись лицом к дверному проему, держа оружие наготове. При помощи жестов и знаков они объяснились с обитателями дома и попросили указать им дорогу, которая была бы наиболее безопасной и позволяла бы избежать встречи с немцами. Ближайшие немецкие позиции располагались у озера Сваневаннет, всего в 2-3 километрах к юго-западу. Немного передохнув, гости распрощались и вновь отправились в путь.
    Когда русские ушли, Эбба спросила мать, почему эти двое поздоровались с ней за руку так, будто уже были знакомы с ней. Старушка рассказала, что несколько дней назад она зашла в землянку Оскара Хильдунена у холма Гаммераббен и двое русских тоже были там. Она не хотела никому об этом рассказывать, в их тогдашнем положении было лучше знать о таких вещах как можно меньше.
    После встречи с большой семьей Эббы Петр и Юрий ушли не слишком далеко. Около 1,5 километров к востоку, немного в глубь Фрёкендален, стоял маленький домик. Он принадлежал семье Оливера Хансена вместе с прилегающим пастбищем. Внутри домик был не больше 5-6 м2, однако в то время там жило много взрослых людей из нескольких семей. Им было так тесно, что вечерами трое мужчин должны были идти ночевать в маленькую продуваемую насквозь хижину под Виникой. Другие устраивались на ночлег на двух узких кроватях и на полу. Русские набрели на этот домик поздно вечером, и здесь их так же гостеприимно встретили. Когда наступило время ложиться спать, русским предложили лечь на пол, но они, осмотревшись, с улыбкой покачали головами. Они вышли наружу и зарылись в стог сена неподалеку.
    На следующий день, рано утром фру Хансен смогла убедиться, что русские держатся настороже даже во время сна. Она вышла из дома, чтобы набрать воды для умывания, и постаралась идти как можно тише, чтобы не разбудить спящих в стогу. Когда она выходила, ведро за что-то зацепилось и тихонько звякнуло. И тут из стога выскочил один из русских, держа пистолет наготове! Позавтракав на скорую руку с обитателями дома, летчики продолжили свой путь на запад.

    Помощь полицмейстера
    Когда полицмейстер Бьерва получил от немцев приказ освободить помещения, он устроил собрание, куда пришли все служащие. На собрании он объявил, что каждый должен сам решать, хочет ли он эвакуироваться, сам же Бьерва решил остаться. Полицмейстер отправился домой и переоделся в гражданскую одежду, сложил в рюкзак теплые вещи, шерстяной плед, спальный мешок и запас еды и вечером, после наступления темноты, отправился в горы. Он не очень хорошо ориентировался на мемтности, так что пошел наугад, углубляясь в плоскогорье, пока около часу ночи не набрел на дровяной сарай, где и решил заночевать. Утром он понял, где оказался, и решил остаться здесь, так как счел, что это место расположено достаточно далеко от больших дорог.
    Дни в сарае тянулись долго, и Бьерва время от времени забирался в спальный мешок и дремал. Однажды после полудня, когда он спал, дверь распахнулась, и на пороге появился парень в кожанной куртке, летном шлеме, с мешком на спине и оружием. Он растерянно посмотрел на полицмейстера и сказал ему несколько слов, которые Бьерва совершенно не понял. Затем человек исчез. Полицмейстер хорошо знал немецкий и, поскольку он не понял ни слова из того, что ему сказал незнакомец, он решил, что тот, должно быть, русский. Он не поднял оружия, так что, вероятно, не ожидал, что в старом сарае кто-то будет. Полицмейстер решил опять лечь, чтобы внушать как можно меньше опасений в случае, если молодой человек вернется.
    Так и случилось! Прошло около получаса, а затем дверь резко распахнулась, и на пороге вновь оказался чужак, на этот раз вместе с еще одним человеком, и оба держали оружие наизготовку. Это были петр и Юрий. Довольно быстро выяснилось, что противников здесь нет, и трое мужчин стали объясняться при помощи жестов, знаков и нескольких русских слов, которые знал Бьерва. После долгой дискуссии он узнал об их плане попытаться дойти до своих и сумел дать им понять, что в нынешней ситуации, когда по дорогам днем и ночью движутся немецкие части, этот план совершенно нереален. В конце концов эти двое остались в сарае вместе с полицмейстером. Погода по-прежнему стояла хорошая, а под шерстяным пледом, который норвежец одолжил им, летчики не мерзли по ночам.
    Вскоре скромным запасам еды Бьервы пришел конец. Ему пришлось идти в город за новыми запасами. В это время оставшиеся горожане не испытывали недостатка в еде, так как немцы раздали населению припасы изсвоих складов. Бьерва сообщил, что на окраине города у него были знакомые, снабжавшие его едой. Вероятно, это были служащие дорожного управления, которые работали в районе Вегшлетта. В эти дни там жил техник Бьярне Амундсен. В его дневнике есть запись: "...мы объедаемся как свиньи".
    Однажды к сараю приблизился человек, одетый в гражданскую одежду. За плечом у него был автомат, но не успел он прицелиться, наткнувшись у сарая на Бьерву, как из дверей выбежали русские со своим оружием. К счастью, до перестрелки не дошло. Когда чужак увидел форму летчиков, он заговорил с ними по-русски, и выяснилось, что он сам был русским разведчиком, спрыгнувшим с паращютом с несколькими товарищами несколько дней назад, недалеко от озер Треттенваннене.
    Тепреь едоков прибавилось, и полицмейстеру пришлось вновь идти в город за продуктами. Он совершил три таких похода, прежде чем немцы ушли из округи и все жильцы сарая смогли вернуться в город.

    Назад на родину
    Вскоре русские решили вернуться к своим. Жители Вадсё сумели спрятать пару автомобилей, например сотрудники дорожного управления смогли оставить себе автомобиль, вытащив из двигателя некоторые детали. Немцы поверили, что запчастей не достать и завести автомобиль не удастся. Как только немцы ушли, недостающие детали вернулись обратно и машина снова была в порядке. На этом автомобиле Бьерва подбросил своих гостей до Кибю. Сюда добрались так же те двое, что жили у семьи Викки. Отсюда русских отвезли на рыболовном боте до полуострова Рыбачий. У русских на базе все были очень удивлены, увидев Петра и Юрия в добром здравии. Как упоминалось выше, летчики, участвовавшие в операции вместе с ними, сообщили об их гибели и об этом было послано сообщение их семьям. Поэтому, когда они получили извещение, что двое летчиков, так сказать, воскресли из мертвых, их радость была неописуемой.
    Ранее мы уже упоминали, что осенью 1944 г. на полуострове Варангер находилось не так уж мало русских летчиков, бежавших пленных и разведчиков. Когда немцы отступили, они приходили в норвежские поселения. Некоторые еще некоторое время укрывались в горах. так было, например, с двумя русскими, которых в конце концов вывели к мысу Гульнес и дальше, к мысу Крампнес и Скаллэльв. Неизвестно, были ли они бежавшими пленниками, летчиками с подбитого самолета или разведчиками. Из Скаллэльва их переправили в Вайда-губу на полуострове Рыбачий. Рыболовный бот, на котором они плыли, принадлежал Кристиану Квалвику, который в том плавании был шкипером, а команда состояла из Ингвалда и Хильмара Баунов, Биргера Бассу, Хокона Эриксена, Евгения Тернтьева и Рагнвальда Ананиассена.
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Ил-2 из 46-го ШАП № 304848 экипаж Смородин, Потехин

Сообщение sk16rus »

Кстати, после очередного прочтения этой истории возник вопрос - а сколько же они блуждали? Ведь судя по описанию, они должны были вернуться сразу после окончания боевых действий на Севере...
И вот что выяснилось:
Сбиты они были 16.10.1944 года
ЦВМА, ф.1986 о.16532 д.7
ЦВМА, ф.1986 о.16532 д.7
Кстати, в этом деле они почему-то так и числятся погибшими...
А вот вернулись они в часть аж через две с половиной недели - 2 ноября 1944 года!
ЦВМА, ф.864 о.1 д.1358
ЦВМА, ф.864 о.1 д.1358
Посмотрел по ОБД Мемориал: Козлов В.П., Иванов В.В. и Прокин Д.М. были, вероятнее всего, члены одного экипажа из 2 АЭ 36-го МТАП, сбитого 29.10.1944 г.
Изображение
mexanik
Сообщения: 370
Зарегистрирован: 13 янв 2012 23:00

Re: Ил-2 из 46-го ШАП № 304848 экипаж Смородин, Потехин

Сообщение mexanik »

Несколько, может быть, сухих цифр, относящихся к экипажу Смородин-Потехин.
Каждый из этого замечательного экипажа совершил в составе 46-го полка по 16 боевых вылетов. Харальд Риесто почти прав: Смородину на момент сбития было 28 лет, а вот Юрию Потехину едва ли 19.
Петр Ильич Смородин первый свой боевой вылет совершил 4 июля 1944 года вместе со стрелком Анатолием Ходосевичем. Юрий Иванович Потехин начал летать в экипаже лейтенанта Ивана Андреевича Беликова 26.05.1944г., причем последний их совместный вылет состоялся 5.06.44г.. На следующий день Беликов вылетел с другим воздушным стрелком капитаном Маергойзом, что закончилось для обоих, как известно достаточно трагически.
Всего же на счету Смородина и Потехина 13 совместных боевых вылетов, начиная с 23.08.44 г.
По результатам своей боевой деятельности Петр Ильич Смородин был награжден орденами Красное Знамя и Отечественная Война 2-ой степени(хотя был представлен ко второму ордену Красное Знамя). Юрий Иванович Потехин награжден орденом Отечественная Война(так и не знаю какой степени).
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость