Ссылка на англоязычный источникКраткая история самолета P-39Q-15 Airacobra , серийный номер 44-2911.
Самолет Бэлл Аэрокобра P-39Q-15, серийный номер 44-2911 был обнаружен на дне озера Март-Явр (Мурманская область) летом 2004 года, поисковой группой Бориса Осетинского. В это время там производился подъем самолета Харрикейн. Местный рыбак указал поисковой партии на еще один самолет, который оказался Аэрокоброй.
Самолет был поднят со дна озера. Останки летчика были обнаружены в кабине и захоронены 6 октября 2004 года, с воинскими почестями в мемориале Долины Славы (район Западная Лица к северо-востоку от Мурманска).
В 1943 году после прохождения по трассе АЛСИБ самолет был передан в 773 ИАП 257 САД 7-й ВА. Самолету был присвоен бортовой номер 23.
«Белая 23» участвовала в Свирской операции с 21 июня по 9 августа и в конце августа перебазировалась в Микколу. Из бортового журнала, найденного в самолете, известно, что в июне 1944г. «белая 23» налетала 34 часа 37 минут и выполнила 34 посадки. Известно, что фамилия техника самолета была Ветлич.
Во время свирской операции с 18 июля 1944 года самолетом пилотировал лейтенант Иван Иванович Барановский.
В начале октября 1944 года 7 ВА была перенацелена в район Мурманска и 773 ИАП был включен в состав 1 ГСАД. 773 ИАП базировался на аэродроме Мурмаши.
19 ноября 1944 года «белая 23» ушла в свой последний полет. Полк получил приказ на перебазирование на аэродром Луостари, захваченный за месяц до этого.
В окрестностях озера Чапр, 15 км от места посадки, летчик Барановский передал в эфир, что он уходит влево, развернулся на 90-120 градусов и вышел из строя со снижением. Командир эскадрильи передал приказ ему и его ведомому вернуться в строй. Ведомый приказ выполнил, а Барановский исчез из поля зрения и в Луостари не прибыл. Летчик и самолет найдены не были. Вину возложили на Барановского за самовольный выход из строя и комэска Зайцева, который не проследил за местом его вынужденной посадки.
Самолет совершил вынужденную посадку в 29 км с юго-востоку от Луостари. Пряжки ремня были отстегнуты и посадка была совершенна на тонкий лед озера с убранными шасси. Летчик не предпринял попытки покинуть самолет, скорее всего он потерял сознание и погиб во время посадки.
Барановскому было 22 года, и он был опытным летчиком с 90 боевыми вылетами в составе 773 ИАП.
Во время подъема были найдены его награды: Орден Славы 3-ей степени и Орден Боевого Красного Знамени.
Самолет был приобретен английским коллекционером-поисковиком Джимом Пиарсом. В 2009 году самолет был куплен Niagara Aerospace Museum в Баффало, штат Нью-Йорк.
1 апреля 2009 года самолет прибыл к месту своего рождения, в помещение завода Бэлл, где он был изготовлен в конце 1943 года.
Музей начал консервационные работы над самолетом. Планируется его экспозиция именно в том виде, как он был найден с минимальными объемами восстановительных и реставрационных работ. Главная цель – сохранить его именно в виде оригинала со всеми характерными особенностями маркировки и окраски. Музей считает, что это наиболее рациональный путь сохранить историю данного самолета, особенно при наличии его полной биографии. Во время проведения консервационных работ (удаление коррозии и очистки) при снятии двигателя были обнаружены следы повреждения картера двигателя шатунами. Вероятно, это и явилось причиной выхода самолета из строя и ухода на вынужденную посадку. Ранее причина оставалась неизвестной.
Музей планирует представить самолет публике и провести ряд мероприятий с приглашением официальных лиц, ветеранов завода, ветеранов войны. Планируется пригласить Посла Российской федерации в США и послов стран союзников. В настоящее время готовится предложение по организации указанного мероприятия и поиска средств на его проведение.
При наличии средств планируется пригласить родственников лейтенанта Барановского. При возможности, музей был бы благодарен за предоставление в его экспозицию фотографий летчика и связанных с ним документов и воспоминаний. Мероприятие планируется провести в Ниагара-Фолс (рядом с бывшим заводом Бэлл) в июне 2010 года…»
Данные погибшего пилота:
Барановский Иван Иванович, 1922 г.р., лейтенант, летчик 733 истребительного авиаполка 7-й Воздушной Армии Карельского фронта. Не вернулся с боевого задания, пропал без вести при перелете с аэродрома Мурмаши на аэродром Луостари 19 ноября 1944 года, пропал в р-не оз. Чапр.
Уроженец: БССР Минская область Старобинский район дер. Кутнево, мать Анна Васильевна. Мобилизован Старобинским РВК в 1944 году.
Отсюда
P-39Q-15, номер 44-2911 из 773-го ИАП (л-т Барановский И.И.)
Модератор: Модераторы форумов
Правила форума
В данном форуме каждая тема посвящена только одному самолету.
При создании новой темы в её названии желательно указать: модель самолета, заводской номер, полк, пилот/экипаж.
В данном форуме каждая тема посвящена только одному самолету.
При создании новой темы в её названии желательно указать: модель самолета, заводской номер, полк, пилот/экипаж.
P-39Q-15, номер 44-2911 из 773-го ИАП (л-т Барановский И.И.)
Почему бы тут не написать от этом самолете.
- sk16rus
- Site Admin
- Сообщения: 2344
- Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
- Откуда: Казань
- Контактная информация:
Re: P-39Q-15, номер 44-2911 из 773-го ИАП (л-т Барановский И
Недавно мне прислали диск с довольно хорошим фильмом "Истребители второй мировой войны" студии "Крылья России".dublik писал(а):Музей начал консервационные работы над самолетом. Планируется его экспозиция именно в том виде, как он был найден с минимальными объемами восстановительных и реставрационных работ. Главная цель – сохранить его именно в виде оригинала со всеми характерными особенностями маркировки и окраски. Музей считает, что это наиболее рациональный путь сохранить историю данного самолета, особенно при наличии его полной биографии.
Вот несколько кадров из этого фильма, относящихся к этому самолету.
Его на самом деле оставили в том виде, в котором нашли!
- sk16rus
- Site Admin
- Сообщения: 2344
- Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
- Откуда: Казань
- Контактная информация:
Re: P-39Q-15, номер 44-2911 из 773-го ИАП (л-т Барановский И
Наградной на Орден Славыdublik писал(а):Во время подъема были найдены его награды: Орден Славы 3-ей степени и Орден Боевого Красного Знамени.
Наградной на орден Красного Знамени
- Алексей Истомин
- Сообщения: 10
- Зарегистрирован: 01 ноя 2013 13:04
- Откуда: Северодвинск
Re: P-39Q-15, номер 44-2911 из 773-го ИАП (л-т Барановский И
Моделисты-стендовики не обошли вниманием этот борт...собрали, правда не знаю автора, модель этой "Аэрокобры"...
- sk16rus
- Site Admin
- Сообщения: 2344
- Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
- Откуда: Казань
- Контактная информация:
Re: P-39Q-15, номер 44-2911 из 773-го ИАП (л-т Барановский И
А я где то видел не просто модель, а всю панораму подъема самолета из озера - с озером, машиной, людьми и т.п.
О, нашел...
О, нашел...
Re: P-39Q-15, номер 44-2911 из 773-го ИАП (л-т Барановский И
Вот кстати фото самого Барановского и еще фото его Аэрокобры
Re: P-39Q-15, номер 44-2911 из 773-го ИАП (л-т Барановский И
В статье И.Сейдова "История одного полка", опубликованной в журнале "Арсенал коллекция" за июнь 2013г. есть групповое фото лётчиков полка, в том числе и И.Барановского. Во время ПКО полк в боях потерял 2 самолёта с пилотами (Рыжков С. и Бондаренко И.) и один при перелёте с Барановским. Все в районе Луостари.
Re: P-39Q-15, номер 44-2911 из 773-го ИАП (л-т Барановский И
Читал в сети на разных форумах обсуждение гибели И.Барановского, почему мол, да как. У меня информация от людей, непосредственно осущестлявших подъём самолёта из озера. Изначально причина его посадки на воду была не ясна, возникали разные предположения, тем более в кабине находилась водочная бутылка, заткнутая бумажным чопиком. Теперь совершенно ясно, что причина-пробитие картера двигателя оборвавшимся шатуном, пробоину хорошо видно на фото. Скорость снижения была такова, что нижняя передняя часть фюзеляжа была деформирована, как и передняя кромка крыла в районе центроплана. А, так как были выпущены закрылки, то задняя обшивка крыла над щитками от удара выгнулась вверх. Лётчик погиб мгновенно от удара головой о прицел, так как от головы были найдены одни осколки, нижняя челюсть и мозговое вещество. Прицел был отломан и висел на проводах. Самих костных останков было найдено очень мало, руки, ноги в ботинках или сапогах, остальное в минимальном количестве... Одежда сгнила, шёлк парашюта был на месте, награды и некоторые документы были завёрнуты в что то навроде вощёной бумаги. Мне обещали фото всего этого. Думаю, размещать их здесь будет излишне.
- sk16rus
- Site Admin
- Сообщения: 2344
- Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
- Откуда: Казань
- Контактная информация:
Re: P-39Q-15, номер 44-2911 из 773-го ИАП (л-т Барановский И
Альберт, спасибо за интересные подробности.
Хоть форум и позиционируется как для аудитории 16+, думаю, ты прав, не стоит...hellcat писал(а):Мне обещали фото всего этого. Думаю, размещать их здесь будет излишне.
Re: P-39Q-15, номер 44-2911 из 773-го ИАП (л-т Барановский И
Я тоже так подумал. Что интересно, при обсуждении способности пресной озёрной воды разъедать кости скелета, один "знаток" договорился до того, что "в Мурманской области озёра с пресной водой встречаются крайне редко".
-
- Сообщения: 1
- Зарегистрирован: 22 окт 2015 13:57
Re: P-39Q-15, номер 44-2911 из 773-го ИАП (л-т Барановский И
На фото от 4.01 14 в первом ряду первый слева мой отец Смирнов Дмитрий Борисович, инженер по вооружению 773 ИАП. Есть еще дома фото его сослуживцев, я сам родился в Африканде в 1947 году
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 7 гостей