СБ №2/67 из 137 сбап (Кедун И.К., Моргунов Г.С., Марков Б.А)
Добавлено: 24 апр 2014 00:00
В конце лета 2003 года мой товарищ Олег Шрамко, собирая вместе с женой грибы в лесу, наткнулся на обломки самолёта. На большой площади лежали куски конструкции самолёта и двигателей. Там же валялась и ФАБ-100. Было это в нескольких километрах юго-восточнее посёлка Корзуново (бывший аэродром Луостари), в лесу за стрельбищем, на высоком западном берегу реки Малая Печенга. Олег взял с собой карбюратор от двигателя, на котором была видна надпись: СССР завод 33 К-100А.Позже, когда я увидел его, стало ясно, что это деталь от двигателя М-103, которые устанавливались на бомбардировщиках СБ. В июне 2004 мы вместе отправились к месту падения самолёта. Обследовав саму воронку и разлёт обломков, стало возможным более менее точно установить картину происшедшего. Самолёт под небольшим углом столкнулся с землёй, воронка в месте соприкосновения с земной поверхностью была неглубокой, с полметра и вытянутой в длину. Буквально рядом с ней проходила рыбацкая тропа и тягачная дорога. Коленвалы двигателей с остатками блоков цилиндров отлетели метров на сто, а то и больше. На некотором удалении лежали трубчатые конструкции центроплана, кусок приборной доски пилота, выхлопные трубы двигателей и куски обшивки, окрашенные в зелёный цвет. На одном был виден фрагмент красной звезды.Практически сразу подтвердилась версия, что перед нами место катастрофы самолёта СБ, причём самолёт ранний, имел лобовые радиаторы системы охлаждения-были найдены жалюзи радиаторов. Останков экипажа мы тогда не обнаружили. Скажу сразу, не нашли мы их и потом. Само место было изрядно подчищено, обломков валялось очень мало, стало ясно, что эту "мелочь" оставили металлисты, собиравшие цветмет на сдачу. Тогда мы ещё не знали, где на деталях двигателей искать номера, а номер самолёта на оставшихся частях конструкции не нашли. В следующий раз побывали там только осенью 2008 года, на этот раз удалось найти номер одного из двигателей 913-1035 и это была удача!Примерно тогда я зарегистрировался на форуме поискового сайта "Тризна" http://trizna.ru/forum/viewforum.php?f= ... c6223f14fd Форум этот нам очень помог в будущем, и не один раз. Написал известному питерскому поисковику Илье Прокофьеву, вот его ответ: "Приветствую! Можно не только номер самолета установить! Уж придётся вам еще раз идти на это место! Там экипаж ПОГИБ! Самолет СБ № 2/67 с моторами М-103 №/№ 913-1118 , 913-1035 из состава 137 СБАП 1 САД не вернулся с боевого задания из района Луостари 26 июня 1941 года. Экипаж: летчик лейтенант Кедун И.К., штурман лейтенант Моргунов Г.С., стрелок-радист младший сержант Марков Б.А... С уважением, Илья." Здесь повезло ещё раз, т.к. практически сразу по номеру мотора был установлен экипаж самолёта! Ведь далеко не часто так бывает, некоторые самолёты, даже имея номера обоих двигателей, до сих пор неидентифицированы...
Потом продублировал тему на форуме "Блокгауз" в разделе "Боевая авиация за Полярным кругом". http://blockhaus.ru/forum/index.php?sho ... t&p=273531
И вот тут повезло в третий раз! Буквально через месяц на форуме написала письмо Евгения Иванченко из Красноярска, она искала информацию о своём дальнем родственнике, лётчике 137 сбап, лейтенанте Кедуне Иване Кирилловиче, погибшем над Луостари 26.06.1941.г. Завязалась переписка. Евгения-уникальный человек, я восхищён её энергией и настойчивостью в поиске воевавших и погибших родственников, стремлением установить истину. От неё мы много узнали о Иване Кирилловиче, увидели его на старых семейных фотографиях... Спасибо ей за это! Всю найденную на данный момент информацию о лётчике она оформила в рассказ, ознакомиться с которым можно здесь http://forum.vgd.ru/1594/54158/
Вот такая вышла грустная (останки экипажа до сих пор не найдены) и в то же время удивительная история, длившаяся несколько лет.
Но поиск не закончен...
Потом продублировал тему на форуме "Блокгауз" в разделе "Боевая авиация за Полярным кругом". http://blockhaus.ru/forum/index.php?sho ... t&p=273531
И вот тут повезло в третий раз! Буквально через месяц на форуме написала письмо Евгения Иванченко из Красноярска, она искала информацию о своём дальнем родственнике, лётчике 137 сбап, лейтенанте Кедуне Иване Кирилловиче, погибшем над Луостари 26.06.1941.г. Завязалась переписка. Евгения-уникальный человек, я восхищён её энергией и настойчивостью в поиске воевавших и погибших родственников, стремлением установить истину. От неё мы много узнали о Иване Кирилловиче, увидели его на старых семейных фотографиях... Спасибо ей за это! Всю найденную на данный момент информацию о лётчике она оформила в рассказ, ознакомиться с которым можно здесь http://forum.vgd.ru/1594/54158/
Вот такая вышла грустная (останки экипажа до сих пор не найдены) и в то же время удивительная история, длившаяся несколько лет.
Но поиск не закончен...