Страница 1 из 1

Ил-2 из 214-го ШАП (с оленем на борту)

Добавлено: 11 янв 2017 10:10
sk16rus
В 2016 году в Живом журнале я прочитал пост своего френда avp23649 про самолет Ил-2 из 214-го ШАП ("Ил-2 с оленем на борту").
Там говорилось о том, что во время Петсамо-Киркинесской операции 22 октября 1944 года над Норвегией был сбит самолёт ИЛ-2МЗ 214-го штурмового авиаполка. Летчик - Александр Максимович Чечулин сумел посадить подбитую машину на замерзающее озеро Сеннагрессваннет (Sennagressvatnet) и выйти к своим. Его стрелок - Николай Степанович Максименко, видимо погиб при прыжке из падающей машины.
Впервые этот Ил-2 был обнаружен в 1947 году.
В 1972 году впервые попытались его поднять из воды, но отломили хвостовую часть.
И только лишь в 1984 году, наконец, самолёт был извлечён из воды.
Норвежские власти обратились за помощью в Мурманск, так как не имели необходимого опыта, чертежей и материалов для достоверного восстановления штурмовика. И в июле 1988 года самолет был передан в СССР для реставрации. В дальнейшем, восстановленный Ил-2 был передан в Норвегию, и в настоящее время хранится в музее.
0_dd6d3_5c3a99d3_orig.jpg

Re: Ил-2 с оленем на борту

Добавлено: 11 янв 2017 10:25
sk16rus
В начале 2017 года я решил сделать модель этого самолета в масштабе 1/48, используя набор фирмы "Тамия" (Tamiya).
Рассказывать о своей работе я решил на форуме Каропка.ру.
И сразу же в начале обсуждения прототипа возникли вопросы о модификации самолета.
Если интересуют подробности, то их можно прочитать вот в ЭТОЙ теме.

А если кратко, то суть такова: на стенде (в музее ПГТ Ревда), посвященном этому Ил-2, указана его модификация - Ил-2М-3. Так же есть данные о том, что на самолете были установлены пушки НС-37. То есть в данном случае получается, что это был так называемый Ил-2 КСС (крыло со стрелкой) и с 37-и мм пушками. Так же известно, что самолет был выпущен заводом № 30.
Но!
ГКО своим Постановлением от 12 ноября 1943 года прекратил их серийный выпуск самолетов Ил-2 с пушками НС-37, а выпуск самолетов Ил-2 КСС был налажен на заводе № 30 только в апреле 1944 года. И на фотографиях восстановленного самолета явно угадывается прямое крыло! То есть получается, что это не может быть Ил-2М-3...
В ходе дискуссии на форуме Каропка.ру рассматривались различные варианты развития событий, и в конце концов все-таки было принято допущение, что такой самолет (Ил-2 КСС с пушками НС-37) все-же мог существовать. А при восстановлении машины пошли по простому пути и не стали делать крыло с увеличенной стреловидностью. Тем более, что, вроде, имеется номер самолета - 305560, по которому получается, что он был выпущен в начале лета 1944 года и мог быть с крылом со стрелкой.

Re: Ил-2 с оленем на борту

Добавлено: 11 янв 2017 10:38
sk16rus
Казалось бы, что на этом можно вопрос считать закрытым, но тут один из коллег (Евгений aka JohniGo) обратил внимание на ответ МО
МО.jpg
А точнее на слова, что "Самолет Ил-2 № 3035560, /а не 3560/..."
И спросил, а вдруг в семизначном номере (а он должен быть шестизначным), который написан в письме, лишняя цифра не "3" (как мы думали раньше), а "5" и номер самолета не 305560, как мы считаем, а 303560? Тогда серия становится 35-ой, крыло прямым, и НС-37 вполне возможными...
Я попытался было этому возразить, сказав, что возможно, что в запросе указали номер 303560, а в МО вместо тройки вбили пятерку, но тройку убрать забыли.
А потом подумал, а что если наши в запросе спрашивали именно про номер "3560", а в своем ответе Министерство обороны их поправило, указав полный номер (с указанием завода), но действительно поставили лишнюю "5"...

В общем, не знаю, кому и как, но вопрос о номере и модификации "Ил-2 с оленем на борту" остается открытым.

Re: Ил-2 из 214-го ШАП (с оленем на борту)

Добавлено: 11 янв 2017 15:56
muarg
В контрольном списке 260 САД на 1.10.1944г. значится Ил-2 № 303560. Штурмовика с номером 305560 в 214 ШАП не было. В контрольных списках движения матчасти 260 САД и в 214 ШАП в октябре 1944г. указано, что Ил-2 № 303560 потерян 20.10.1944 года. Исходник здесь: ЦАМО, Ф.342, оп.5459, д.97.

Re: Ил-2 из 214-го ШАП (с оленем на борту)

Добавлено: 11 янв 2017 18:50
sk16rus
Андрей, огромное спасибо за информацию!
Значит номер все-таки 303560.

Ну и добавлю дополнительную информацию с "Тризны" (для полноты карины):
От пользователя linnet
Да, мотор № 4519860 действительно был выпущен на самолете № 303560 16.12.1943 года. С пушкой 37 мм, радиопередатчиком и ВМШ.
Самолеты конца 1943 года не могли быть с крылом со стрелкой, я думаю?
<...>
305560 выпущен 1.8.1944

Re: Ил-2 из 214-го ШАП (с оленем на борту)

Добавлено: 11 янв 2017 19:00
sk16rus
Ну и для полноты картины добавлю фотографии этого самолета с норвежского сайта.

Ilyushin IL-2 "Shturmovik" Sennagressvatnet Finnmark
214. ShAP (Ground Attack Regiment) VVS code 9 SNo 303560 22.10 1944
Received hit in the engine by German ground fire after an attack on Elvenes bridge. The gunner Sgt. Nikolai Makimenko (KIA) bailed out, but the aircraft was flying to low. The pilot, Senior Lt. Alexandr Tsejetsjulin managed to land on lake Sennagressvatnet and walked away from the aircraft. sources:
Vesa Viero/ Rune Rautio
sennagress-02.jpg
sennagress-01.jpg

Re: Ил-2 из 214-го ШАП (с оленем на борту)

Добавлено: 05 май 2017 12:29
sk16rus
Отделил сообщения по Козлову в отдельную тему - http://sk16.ru/forum/viewtopic.php?f=25&t=1448