Страница 1 из 2

Airacobra I BX225, 2 ГИАП (ст. с-нт Гридюшко Е.А.)

Добавлено: 30 янв 2017 20:12
muarg
14 марта 1943 года в воздушном бою в районе Урдозера (40 км западнее Мурманска) произошел воздушный бой трех истребителей из 2-го гв. ИАП ВВС СФ с группой «мессеров» из JG5. В бою был сбит истребитель Airacobra I старшего сержанта Гридюшко Евгения Александровича. Пилот, имея ранения, на горящем самолете произвел вынужденную посадку на лед Урдозеро, был найден пограничниками и доставлен в госпиталь. После излечения североморский летчик вернулся в полк и закончил войну, совершив около 350 боевых вылетов, в звании гвардии лейтенанта. В 1960 году, по состоянию здоровья ушел в запас в звании подполковника авиации.
Гвардии мл. лейтенант Гридюшко<br />на стоянке самолетов 2-го ГИАП.<br />Аэродром Ваенга-1. 1944 г.<br />Фото из коллекции Музея морской авиации<br />Северного флота.
Гвардии мл. лейтенант Гридюшко
на стоянке самолетов 2-го ГИАП.
Аэродром Ваенга-1. 1944 г.
Фото из коллекции Музея морской авиации
Северного флота.

Re: Airacobra I BX225, 2 ГИАП (ст. с-нт Гридюшко Е.А.)

Добавлено: 30 янв 2017 20:20
muarg
О том, что на восточном берегу Урдозера лежат остатки самолета, я узнал от своего отца. Он много охотился в начале 70-х годов в тех районах, и в очередной раз, обходя вдоль берега Урдозеро, нашел под камнем два авиационных пулемета, а рядом, в траве детали самолета с надписями на английском языке.
Когда мне с коллегами из поискового отряда «Подводник» удалось попасть на это место, пулеметов уже не было, а детали от самолета нашли в северном конце Урдозера, около шалаша каких-то туристов или рыбаков. После осмотра остатков, пришли к выводу, что фрагменты от немецкого «юнкерса» и американской «аэрокобры».
Детали «Аэрокобры» на берегу Урдозеро. <br />1993 год.
Детали «Аэрокобры» на берегу Урдозеро.
1993 год.
Летом 2000 года, из-за большой волны на озере, нам пришлось обходить с лодкой по восточному берегу Урдозеро. В березняке, 200 метров южнее ранее обнаруженных остатков самолетов, около камня, лежал редуктор с втулкой винта американского истребителя Airacobra I. Лопасти винта были сняты.
На мелководье у берега просматривались еще какие-то алюминиевые фрагменты от самолета, но из-за волнения мы побоялись на резиновой лодке выходить на акваторию озера с гидролокатором.
Редуктор с втулкой винта истребителя <br />«Аэрокобра». Урдозеро, сентябрь 2000 г.
Редуктор с втулкой винта истребителя
«Аэрокобра». Урдозеро, сентябрь 2000 г.
В марте 2001 года редуктор винта от «Аэрокобры» вывезли в санях за снегоходом к ближайшей дороге. Вес этой детали около 100 кг и ворочать в снегу было втроем проблематично.
17.03.2001_1.jpg
Урдозеро,17.03.2001 г.
Урдозеро,17.03.2001 г.
Находку доставили в Мурманск на базу нашего поискового отряда. Поисками и обследованием акватории Урдозера, напротив места обнаружения деталей самолета, нам заняться так и не удалось.
25.03.2001.jpg

Re: Airacobra I BX225, 2 ГИАП (ст. с-нт Гридюшко Е.А.)

Добавлено: 30 янв 2017 20:21
muarg
Летом 2008 года поисково-исследовательская группа раритетной авиации «Икар» из города Заозерска Мурманской области проводила поисковые работы на Урдозере. Поисковики обнаружили на глубине 15 метров, у восточного берега, крупный фрагмент истребителя «Аэрокобра» как раз напротив того места, где раньше лежал редуктор винта. В августе следующего года остатки самолета извлекли на берег и доставили на базу «Икара». К сожалению, от истребителя сохранились только центральная часть фюзеляжа с центропланом, отъемные части крыла. На конструкции краской во многих местах был нанесен номер самолета – ВХ225. По этому номеру в архивных документах обнаружили, что вынужденную посадку совершил старший сержант Гридюшко.
Извлечение остатков истребителя Airacobra I. <br />Урдозеро, 2009 год. Фото В.Чернышова.
Извлечение остатков истребителя Airacobra I.
Урдозеро, 2009 год. Фото В.Чернышова.

Re: Airacobra I BX225, 2 ГИАП (ст. с-нт Гридюшко Е.А.)

Добавлено: 30 янв 2017 20:27
muarg
В октябре 2016 года «икаровцы» передали, извлеченные из Урдозера, остатки истребителя Airacobra I в Музей военно-воздушных сил Северного флота. Впереди экспортной американке предстоит долгий процесс восстановления. Планируется установить на самолет максимальное количество оригинальных деталей от других самолетов Р-39, обнаруженных ранее поисковиками в Заполярье.
Консоль крыла с маркировкой ВХ225.
Консоль крыла с маркировкой ВХ225.
Остатки «Аэрокобры» в кузове КАМАЗа. 2016 г.
Остатки «Аэрокобры» в кузове КАМАЗа. 2016 г.
Остатки фюзеляжа и элероны «Аэрокобры» ВХ225<br />после разгрузки из кузова грузовика в ангаре <br />Музея Военно-воздушных сил Северного флота.<br />Октябрь 2016 года.
Остатки фюзеляжа и элероны «Аэрокобры» ВХ225
после разгрузки из кузова грузовика в ангаре
Музея Военно-воздушных сил Северного флота.
Октябрь 2016 года.
Нижняя обшивка левой отъемной части крыла<br />«Аэрокобры» ВХ225.
Нижняя обшивка левой отъемной части крыла
«Аэрокобры» ВХ225.

Re: Airacobra I BX225, 2 ГИАП (ст. с-нт Гридюшко Е.А.)

Добавлено: 30 янв 2017 22:11
sk16rus
Андрей, получается машина с двухцветным верхом была (судя по предпоследней фотографии)?

Re: Airacobra I BX225, 2 ГИАП (ст. с-нт Гридюшко Е.А.)

Добавлено: 31 янв 2017 01:12
muarg
sk16rus писал(а):Андрей, получается машина с двухцветным верхом была (судя по предпоследней фотографии)?
Сейчас покажу.

Итак, очередная «птица войны» вернулась на базу, в колыбель североморской авиации - аэродром Губа Грязная. Пока не построили полноценную реставрационную мастерскую, экспортную «Аэрокобру» разместили в экспозиционном ангаре.
Восстановлением истребителя занимается штатная техническая группа музея.
Экспозиционный ангар Музея Военно-воздушных сил<br />Северного флота. Поселок Сафоново, ноябрь 2016 года.
Экспозиционный ангар Музея Военно-воздушных сил
Северного флота. Поселок Сафоново, ноябрь 2016 года.
Для удобства проведения работ, из подручных материалов изготовили подставки фюзеляжу и деталям крыла. В ноябре проводили работы по очистке конструкции от донных отложений и коррозии.
Моторный отсек фюзеляжа.<br />Ноябрь 2016 года.
Моторный отсек фюзеляжа.
Ноябрь 2016 года.
Верх левой плоскости крыла. Английский круг <br />закрашен черной краской. Ноябрь 2016 года.
Верх левой плоскости крыла. Английский круг
закрашен черной краской. Ноябрь 2016 года.
Низ правой плоскости крыла.  Ноябрь 2016 года.
Низ правой плоскости крыла. Ноябрь 2016 года.
Из фюзеляжа выгребли несколько ведер песка и ржавчины. Еще снимки фюзеляжа, сделанные в ноябре 2016 года.
DSC00198.JPG
DSC00310.JPG
Ниша передней стойки шасси и центроплан.
Ниша передней стойки шасси и центроплан.

Re: Airacobra I BX225, 2 ГИАП (ст. с-нт Гридюшко Е.А.)

Добавлено: 31 янв 2017 10:48
sk16rus
Супер!!!
Спасибо огромное!

Re: Airacobra I BX225, 2 ГИАП (ст. с-нт Гридюшко Е.А.)

Добавлено: 02 фев 2017 20:37
muarg
В начале декабря 2016 года, поисковики отрядов "Подводник", "Петсамо" и "Икар" передали в музей Военно-воздушных сил Северного флота остатки от других, ранее обнаруженных истребителей Р-39. Среди других, необходимых для восстановления Airacobra I деталей, приехал в Сафоново и редуктор с втулкой винта от ВХ225.
Подарки поисковиков Мурманской области.
Подарки поисковиков Мурманской области.
Чтобы составить список недостающих деталей, сделали вдоль стены ангара выкладку того, что есть в наличии.
Р-39 ВХ225_020.jpg

Re: Airacobra I BX225, 2 ГИАП (ст. с-нт Гридюшко Е.А.)

Добавлено: 02 фев 2017 20:41
muarg
Пока зимой 1943-го самолет два месяца лежал на льду Урдозера, кто-то с помощью топора начал его разбирать. Полежал бы подольше, возможно, успели бы и это сдать на лом.
Р-39 ВХ225_021.jpg
Демонтаж поврежденных элементов конструкции фюзеляжа начали с отсека вооружения. Вскрыв лючки правого лонжерона, обнаружили гильзы крупнокалиберного пулемета.
Р-39 ВХ225_022.JPG
Р-39 ВХ225_023.JPG

Re: Airacobra I BX225, 2 ГИАП (ст. с-нт Гридюшко Е.А.)

Добавлено: 02 фев 2017 20:45
muarg
Конструкция лонжеронов фюзеляжа Airacobra I («модель 14») во многом схожа с Р-39С и более поздними модификациями.
Правый лонжерон Airacobra I.
Правый лонжерон Airacobra I.
Р-39 ВХ225_025.JPG
Из-за того, что сброс гильз с 20-мм пушки происходил на Airacobra I в нишу правого лонжерона под отсеком вооружения, расстояние между шпангоутами и их конструкция отличаются от других Р-39.
Р-39 ВХ225_026.JPG

Re: Airacobra I BX225, 2 ГИАП (ст. с-нт Гридюшко Е.А.)

Добавлено: 05 фев 2017 12:34
muarg
Есть еще отличительная деталь на фюзеляже экспортной «Аэрокобры».
Для связи между самолетами во время ночных полетов в строю установлены строевые огни. Они расположены по бокам фюзеляжа на противокапотажной раме.
Р-39 ВХ225_027.JPG
Огни синего цвета. Сила свечения огней регулируется реостатом на вспомогательном щитке электрооборудования в кабине.
Р-39 ВХ225_030.JPG
Демонтировав обшивку с правой стороны, добрались до скрытых полостей противокапотажной рамы.
Р-39 ВХ225_028.JPG
Р-39 ВХ225_029.JPG

Re: Airacobra I BX225, 2 ГИАП (ст. с-нт Гридюшко Е.А.)

Добавлено: 05 фев 2017 12:38
muarg
В нише передней стойки шасси на левой вертикальной стенке лонжерона фюзеляжа установлена распределительная коробка.
Р-39 ВХ225_036.JPG
По количеству входящих и выходящих из нее жгутов проводов, она среди всех модификаций истребителя «Аэрокобра» на первом месте. В нижней части коробки гнезда с предохранителями.
Р-39 ВХ225_037.JPG
В верхней части расположена колодка плюсовой шины от аккумулятора. Почти вся проводка имеет цифровую нумерацию.
Р-39 ВХ225_038.JPG
На крышке распределительной коробки размещены держатели для запасных предохранителей. Карандашом написан конструкционный номер самолета «14-450»: 14 – модель, 450 – порядковый номер серии.
Неизвестный заводской сборщик оставил в далеком 41-ом свои инициалы «V.N.G.».
Р-39 ВХ225_039.JPG

Re: Airacobra I BX225, 2 ГИАП (ст. с-нт Гридюшко Е.А.)

Добавлено: 05 фев 2017 12:50
muarg
Законцовки крыла Airacobra I ВХ225. Левая сохранилась лучше.
Р-39 ВХ225_040.JPG
Шильдик на левой законцовке крыла Airacobra I.
Р-39 ВХ225_041.JPG

Re: Airacobra I BX225, 2 ГИАП (ст. с-нт Гридюшко Е.А.)

Добавлено: 05 фев 2017 12:53
muarg
С правой стороны фюзеляжа на площадке над тоннелем маслорадиатора установлен электромотор с редуктором управления посадочными щитками и цепная передача (в закрытом корпусе) на вспомогательные валики управления щитками.
Р-39 ВХ225_042.jpg
Штурвальчики управления триммерами руля направления и руля высоты, расположенные на консоли в кабине с левой стороны от сидения пилота.
Р-39 ВХ225_043.JPG

Re: Airacobra I BX225, 2 ГИАП (ст. с-нт Гридюшко Е.А.)

Добавлено: 05 фев 2017 12:54
muarg
На штатных местах в нишах под фюзеляжем установлены маслорадиаторы.
Масло было слито заботливыми руками поисковиков, перед перевозкой в музей.
Р-39 ВХ225_044.JPG

Re: Airacobra I BX225, 2 ГИАП (ст. с-нт Гридюшко Е.А.)

Добавлено: 05 фев 2017 13:03
muarg
После демонтажа, каждую деталь осматривали на наличие номеров и надписей, оценивали повреждения. Задача: собрать самолет с максимальным количеством подлинных элементов конструкции.
Р-39 ВХ225_045.JPG

Re: Airacobra I BX225, 2 ГИАП (ст. с-нт Гридюшко Е.А.)

Добавлено: 05 фев 2017 13:09
muarg
Не пощадила коррозия переднюю стойку: цилиндр очагами прогнил насквозь. С него демонтировали все конструкционные элементы, т.к. восстанавливать его нецелесообразно и сотрудники музея придумали ему другое назначение в экспозиции.
Р-39 ВХ225_049.JPG
На цилиндре передней стойки на пайке закреплена медная шильда.
Р-39 ВХ225_032.JPG
На переднем плане складывающийся подкос передней стойки шасси.
Р-39 ВХ225_031.JPG
Диск переднего колеса Airacobra I отлит из магниевого сплава. На более поздних модификациях Р-39 диск переднего колеса сделали большего диаметра и другой конструкции.
Р-39 ВХ225_033.JPG
На диск устанавливался токопроводящий пневматик с гладким контуром.
Р-39 ВХ225_034.JPG

Re: Airacobra I BX225, 2 ГИАП (ст. с-нт Гридюшко Е.А.)

Добавлено: 05 фев 2017 13:10
muarg
В пневматике два отделения, заполняемых воздухом с одного ниппеля. Сделано так, чтобы если произойдет прокол покрышки и камеры, то внутренняя камера находится под давлением.
Р-39 ВХ225_034а.jpg
Р-39 ВХ225_035.JPG

Re: Airacobra I BX225, 2 ГИАП (ст. с-нт Гридюшко Е.А.)

Добавлено: 05 фев 2017 13:16
muarg
Из техописания самолета «Аэрокобра»:
«…Составной частью передней стойки является пара самоцентрирующихся кулачков. Один из них закреплен на поршне и перемещается вместе с ним. Второй закреплен в нижней части внутренней поверхности цилиндра. Когда самолет отрывается от земли, шток будет выходить из цилиндра до тех пор, пока кулачки не упрутся друг в друга. Совмещение профилей кулачков обеспечивает установку переднего колеса строго по оси самолета и тем самым создает возможность его нормальной уборки».
Р-39 ВХ225_050.JPG
На схемах и чертежах все эти шайбочки, втулочки и резиночки штока выглядят менее понятно, особенно для разборки. Много хлопот доставила кольцевая гайка, мешавшая извлечь шток из цилиндра. С торца на бронзовой направляющей штока передней стойки шасси нанесены клейма и номера.
Р-39 ВХ225_051.JPG

Re: Airacobra I BX225, 2 ГИАП (ст. с-нт Гридюшко Е.А.)

Добавлено: 05 фев 2017 13:19
muarg
Ось колеса из вилки извлекли без усилий: все было смазано. При нажатии на ниппель камеры вышло совсем немного воздуха 43-го года. Всё остальное пространство между камерой и покрышкой было заполнено водой.
Р-39 ВХ225_052.JPG
Разбортировали одну сторону пневматика и слили 15 литров воды Урдозера. После этого вес колеса стал около 13 кг, как заявлено в техдокументации.
Р-39 ВХ225_053.JPG
Так как корпус цилиндра передней стойки с ВХ225 был практически уничтожен водой, приняли решение на самолет установить аналогичную деталь с другой экспортной «Аэрокобры». На этой стойке даже демпфер «шимми» функционирует, а в полости цилиндра до сих пор под давлением родное американское масло.
Р-39 ВХ225_054.JPG
Р-39 ВХ225_055.JPG