СБ №11/114 Валентик Д.Д.
Добавлено: 22 мар 2017 16:25
Самолёт этот был потерян во время Советско-финляндской войны, в самом её конце, 9 марта 1940 г. Первые фотки его обломков были выложены на форуме Блокгауз Константином Титаренко в 2010 г.
http://blockhaus.ru/forum/topic/22868-b ... /?p=245410
Потом, когда стали доступны фотографии из финского архива, один из участников форума задал вопрос по паре фото сбитого СБ, лежащего на берегу озера в окружении финских солдат. В ответ Андрей Копытков разместил там же пост с историей этого самолёта.
http://blockhaus.ru/forum/topic/22868-b ... /?p=287184
Перепощу сюда: "Догадывался, что фотографии этого СБ финны должны были сделать. Так оно и случилось. На фотографиях вынужденная посадка СБ в марте 1940 года. Первый раз сам побывал на этом самолете в 1986 году. В этой же теме на 8 странице в сообщениях 146 и далее следует обсуждение этой же машины. Не в таком уж и удаленном месте она находится, чтобы до нее трудно было добраться и осмотреть. Озеро, которое видно на старых фотографиях, с 60-х годов называется Самолетным, и расположено в районе 149 километра по автодороге Мурманск - КПП «Лотта». Наверное, все кто хоть когда-нибудь приезжал на рыбалку или отдыхать на базу «147-ой км» слышали об этом озере. Народу там побывало очень много. То, что не вывезли в начале 80-х годов североморцы в музей в Сафоново, растащили на сувениры и на груз для постановки сетей. Еще в книге Владилена Бондаренко «Самолеты возвращаются на базу», вышедшей в 1989 году в Мурманском книжном издательстве есть очерк, посвященный этому самолету. Номер СБ – 11/114. Самолет 1-й ЭДБ ВВС 14-ой армии, совершивший посадку на лед озера 9 марта 1940 года с целью спасти экипаж, выпрыгнувший из другого, подбитого СБ. Не рассчитал немного с посадкой Дмитрий Данилович Валентик, проскочил все озеро и врезался в лес. Самолет разбил, но все остались живы, избежали плена, а через несколько дней оба экипажа прибыли в Колу. За проявленное мужество и отвагу комэску капитану Валентику в мае 1940 года было присвоено звание Героя Советского Союза. О Дмитрии Валентике можно прочитать в книге В. Сорокожердьева «Они сражались в Заполярье: Герои Советского Союза 1939 – 1945». Второй самолет СБ, сбитый финскими солдатами и упавший неподалеку от 11/114, мы тоже обследовали и нашли его заводской номер 14/114. В тот день был потерян еще один самолет СБ заводской номер 6/126. Его следов пока не обнаружили. 9 марта 2010 года на остатках центроплана отмечали 70-летие с момента удачной посадки Валентика. А хвостовое оперение, один мотор и винты с этого самолета были установлены на СБ, который сейчас в экспозиции музея Морской авиации в поселке Сафоново."
http://blockhaus.ru/forum/topic/22868-b ... /?p=245410
Потом, когда стали доступны фотографии из финского архива, один из участников форума задал вопрос по паре фото сбитого СБ, лежащего на берегу озера в окружении финских солдат. В ответ Андрей Копытков разместил там же пост с историей этого самолёта.
http://blockhaus.ru/forum/topic/22868-b ... /?p=287184
Перепощу сюда: "Догадывался, что фотографии этого СБ финны должны были сделать. Так оно и случилось. На фотографиях вынужденная посадка СБ в марте 1940 года. Первый раз сам побывал на этом самолете в 1986 году. В этой же теме на 8 странице в сообщениях 146 и далее следует обсуждение этой же машины. Не в таком уж и удаленном месте она находится, чтобы до нее трудно было добраться и осмотреть. Озеро, которое видно на старых фотографиях, с 60-х годов называется Самолетным, и расположено в районе 149 километра по автодороге Мурманск - КПП «Лотта». Наверное, все кто хоть когда-нибудь приезжал на рыбалку или отдыхать на базу «147-ой км» слышали об этом озере. Народу там побывало очень много. То, что не вывезли в начале 80-х годов североморцы в музей в Сафоново, растащили на сувениры и на груз для постановки сетей. Еще в книге Владилена Бондаренко «Самолеты возвращаются на базу», вышедшей в 1989 году в Мурманском книжном издательстве есть очерк, посвященный этому самолету. Номер СБ – 11/114. Самолет 1-й ЭДБ ВВС 14-ой армии, совершивший посадку на лед озера 9 марта 1940 года с целью спасти экипаж, выпрыгнувший из другого, подбитого СБ. Не рассчитал немного с посадкой Дмитрий Данилович Валентик, проскочил все озеро и врезался в лес. Самолет разбил, но все остались живы, избежали плена, а через несколько дней оба экипажа прибыли в Колу. За проявленное мужество и отвагу комэску капитану Валентику в мае 1940 года было присвоено звание Героя Советского Союза. О Дмитрии Валентике можно прочитать в книге В. Сорокожердьева «Они сражались в Заполярье: Герои Советского Союза 1939 – 1945». Второй самолет СБ, сбитый финскими солдатами и упавший неподалеку от 11/114, мы тоже обследовали и нашли его заводской номер 14/114. В тот день был потерян еще один самолет СБ заводской номер 6/126. Его следов пока не обнаружили. 9 марта 2010 года на остатках центроплана отмечали 70-летие с момента удачной посадки Валентика. А хвостовое оперение, один мотор и винты с этого самолета были установлены на СБ, который сейчас в экспозиции музея Морской авиации в поселке Сафоново."