МиГ-3 № 3447 из 145-го ИАП (к-н Груздев Ф.А.)

Форум памяти В.А.Бондаренко посвящен найденным в Заполярье самолетам.

Модератор: Модераторы форумов

Правила форума
В данном форуме каждая тема посвящена только одному самолету.
При создании новой темы в её названии желательно указать: модель самолета, заводской номер, полк, пилот/экипаж.
Ответить
Аватара пользователя
muarg
Сообщения: 178
Зарегистрирован: 21 авг 2011 21:46
Откуда: Мурманск

МиГ-3 № 3447 из 145-го ИАП (к-н Груздев Ф.А.)

Сообщение muarg »

Одним из любимых мест сбора грибов и ягод жителей Мурманска остается район поселка Шонгуй. Кто добирается на поезде, кто на машине или рейсовом автобусе. Многие грибники выходили со станции Шонгуй, а потом с урожаем лесных даров, пройдя по лесу на юг километров десять, возвращались по домам со станции Магнетиты. Один из любителей лесных походов Алексей (фамилию я его, к сожалению, не записал) поведал мне зимой 2004 года историю о своей находке.
С раннего детства отец брал Алексея в лес за грибами около Шонгуя. В один из таких выездов в конце 80-х, обходя одно из небольших озер, Алексей забрался на скалистую сопку и увидел разбросанные железные и алюминиевые обломки. Позвал отца и тот объяснил десятилетнему пареньку, что это место падения самолета: разбитый мотор, остатки крыльев, шасси, приборы из кабины летчика. Среди груды искореженного металла лежал пулемет. Отец Алексея уже не первый раз встречал в лесах и на болотах в районе бывшего военного аэродрома Шонгуй разбившиеся самолеты.
1.jpg
Аватара пользователя
muarg
Сообщения: 178
Зарегистрирован: 21 авг 2011 21:46
Откуда: Мурманск

Re: МиГ-3 № 3447 из 145-го ИАП (к-н Груздев Ф.А.)

Сообщение muarg »

В конце 90-х годов в районе Шонгуя появились дачники. Алексей с отцом тоже купили участок, расчистили землю под огород и поставили небольшой домик. Несколько раз Алексей ходил к найденному ранее самолету. Было заметно, что с каждым годом деталей на месте падения оставалось все меньше и меньше: безработные местные жители в середине 90-х выносили и сдавали металл в скупку.
Работая в строительной организации, Алексей оказался среди мастеров, которые ремонтировали здание на территории Мурманского морского торгового порта. Узнав, что в порту есть поисковый отряд «Подводник», пришел к поисковикам и рассказал о своей находке.
Экспедицию спланировали на лето 2005 года. Но все как-то у нас не получалось по времени вместе с Алексеем выехать на место падения самолета, или погода была плохая. Случай побывать у Шонгуя выпал в начале сентября, когда я и Сергей Коновалов вышли в отпуск. Позвонили Алексею, а он оказался в Анапе на пляже. Объяснил по телефону как найти самолет, и пожелал удачи, т.к. его до зимы в Мурманске не будет.
4 сентября я и Сергей выехали в Магнетиты. Заходить к самолету решили с юга, проверяя еще одну информацию от другого грибника о немецком самолете в болоте. Листва с берез и осин уже почти вся слетела, видимость в лесу была на «отлично». Выйдя на указанное болото, как это частенько у поисковиков бывает, обещанного торчащего из воды хвоста «мессершмитта» не обнаружили. Да и болото было верховое, твердое, а собравшаяся в ложбине между сопок вода на нем была после дождливого лета. Алексей тоже с отцом здесь ходили много лет, и никакого «хвоста в болоте» не видели.
Болото на котором должен был торчать из воды хвост «мессера»
Болото на котором должен был торчать из воды хвост «мессера»
Аватара пользователя
muarg
Сообщения: 178
Зарегистрирован: 21 авг 2011 21:46
Откуда: Мурманск

Re: МиГ-3 № 3447 из 145-го ИАП (к-н Груздев Ф.А.)

Сообщение muarg »

Солнце уже вовсю пригревало, но от утреннего морозца болото еще не оправилось, и мы хрустя льдом перешли болото в направлении к поселку Шонгуй. Комаров не было – так бы в июле и августе. Впереди показалось озерко, около которого, со слов Алексея, упал самолет.
Широкая тропа, натоптанная за много лет грибниками-ягодниками, проходит в нескольких метрах от озера. Рядом с большим валуном два кострища. На одном «ванькой» служила металлическая труба от самолета. Здесь же лежали еще несколько деталей.
Мы тоже тут перекусили, выпили чайку из термоса. Осмотрели железки - самолетные.
Сергей поднялся выше метров тридцать выше по склону, и обнаружил место падения самолета. Упал компактно – уложился в ложбинку среди камней. Алюминий практически весь вынесли в скупку лома, от двигателя тоже остались только стальные детали. Сергей остался перебирать детали на месте падения, а я обошел по округе в радиусе метров сто в надежде что-нибудь еще найти от самолета. Не найдя ничего вернулся, а Сергей к этому моменту уже откопал из дерна кусок обшивки или капота с номером 3447.
3.JPG
4.JPG
5.JPG
6.JPG
Аватара пользователя
muarg
Сообщения: 178
Зарегистрирован: 21 авг 2011 21:46
Откуда: Мурманск

Re: МиГ-3 № 3447 из 145-го ИАП (к-н Груздев Ф.А.)

Сообщение muarg »

Марку самолета установили по обследованным остаткам конструкции летательного аппарата. Их осталось к нашему приходу немного, но характерные узлы крепления крыла к центроплану, фрагменты основных стоек шасси дали 100% гарантию идентифицировать обнаруженный самолет как истребитель МиГ-3. Истребитель после падения горел – под дерном и в песке среди камней выкапывали слитки алюминия.
7.JPG
8.JPG
9.JPG
10.JPG
Аватара пользователя
muarg
Сообщения: 178
Зарегистрирован: 21 авг 2011 21:46
Откуда: Мурманск

Re: МиГ-3 № 3447 из 145-го ИАП (к-н Груздев Ф.А.)

Сообщение muarg »

В годы Великой Отечественной войны «МиГи» стояли на вооружении полков Военно-воздушных сил 14-й армии, базировавшихся на аэродромах Мурмаши и Шонгуй, несколько самолетов были в составе авиации Северного флота.
Номер самолета мы нашли, оставалось узнать судьбу пилота. Проводя раскопки, обнаружили пряжки крепления только с привязной системы кресла летчика. Сложив все осмотренные детали истребителя в кучу вернулись в Мурманск.
Дальнейшие поиски в архивных материалах по обнаруженному на месте падения самолета номеру дали положительный результат. МиГ-3 с заводским номером 3447 числился за 145-м истребительным авиаполком ВВС 14-й армии в конце июля 1941 года.
11.JPG
12.JPG
13.JPG
Аватара пользователя
muarg
Сообщения: 178
Зарегистрирован: 21 авг 2011 21:46
Откуда: Мурманск

Re: МиГ-3 № 3447 из 145-го ИАП (к-н Груздев Ф.А.)

Сообщение muarg »

В сводке о состоянии матчасти 145 ИАП указано наличие на 25.07.1941 в полку четырех истребителей МиГ-3. С начала войны полк принимал участие в боевых действиях на Мурманском направлении на И-16, и только 12 июля из резерва Ленинградского военного округа пришло пополнение – 4 МиГ-3. Звено «мигов» под командованием капитана Груздева, прибыло “для перехвата бомбардировщиков противника” – так значится в архивных документах. В составе этого звена прибыли опытные летчики, прошедшие советско-финскую войну 1939-1940 годов: капитан Груздев Федор Акимович, лейтенанты Кутахов Павел Степанович и Дмитриев Петр Григорьевич, младшие лейтенанты Дрожжин Василий Иванович и Кузьмин Борис Михайлович.
Аватара пользователя
muarg
Сообщения: 178
Зарегистрирован: 21 авг 2011 21:46
Откуда: Мурманск

Re: МиГ-3 № 3447 из 145-го ИАП (к-н Груздев Ф.А.)

Сообщение muarg »

27 июля 1941 года 145 ИАП в течение дня производил вылеты на разведку, штурмовку, сопровождение И-153, на прикрытие своего базирования и отражения налета.
В 15:10 несколько групп самолетов И-16 было поднято по тревоге в воздух, так как был получен сигнал о появлении самолетов противника, идущих в направлении на аэродром Шонгуй. На помощь «ишачкам» успел взлететь на МиГ-3 капитан Груздев.
В 15:17 с северо-запада к аэродрому Шонгуй на бреющем подошли три Ме-110, которые были замечены с аэродрома. Увидев наши самолеты в воздухе, один «сто десятый» стал набирать высоту в направлении наших истребителей. В завязавшемся воздушном бою, капитан Груздев атаковал двухмоторный истребитель противника в лоб, а потом, развернувшись, в хвост. К этому времени пара Ме-110 набрала высоту и атаковала одинокий советский истребитель. В течение 2-3 минут вел воздушный бой капитан Груздев против трех немецких истребителей. В один из моментов боя одному из «сто десятых» удалось зайти в хвост «мигу», когда Груздев резко пошел «на горку». С дистанции 300-400 метров «мессер» открыл огонь из всего курсового вооружения. Подбитый МиГ-3, успев набрать высоту 500-600 метров, резко опустил нос и, оставляя за собой черный хвост дыма, устремился к земле. Потеряв управление самолетом, в считанные секунды капитан Груздев смог выбрался из кабины горевшего истребителя и выбросился с парашютом. На высоте около 400 метров над землей парашют раскрылся.
Спускаясь, Груздев видел как упал в лес недалеко от аэродрома горящий «миг» и то, что на него для обстрела заходит Ме-110. «Мессер» выпустил по опускающемуся на парашюте летчику длинную пулеметную очередь. Все происходящее в воздухе южнее аэродрома было хорошо видно с земли. Казалось, что от этой очереди вряд ли парашютист остался жив. Летчик на парашюте опустился недалеко от аэродрома, и на место приземления срочно была выслана поисковая группа. Когда прибыли на место, оказалось, что капитан Груздев жив и был лишь ранен в ногу (огнестрельное ранение мягких тканей левой голени в верхней трети). Летчика отправили в госпиталь Мурманска на лечение.
Аватара пользователя
muarg
Сообщения: 178
Зарегистрирован: 21 авг 2011 21:46
Откуда: Мурманск

Re: МиГ-3 № 3447 из 145-го ИАП (к-н Груздев Ф.А.)

Сообщение muarg »

В архивных документах и на сайте «Бессмертного полка» нашел информацию по Федору Акимовичу Груздеву. Собрал все вместе, и получилась такая биография:
Родился 12 февраля 1910 года. Уроженец: РСФСР, Горьковская область, Семеновский район, деревня Красный Раммье. Социальное положение – рабочий. Учился на гравера, работал в артели, начальником которой был отец Якова Свердлова.
Призван на службу в РККА с декабря 1929 года. Поступил в Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков им. В.П. Чкалова. Член ВКП (б).
После окончания авиашколы в 1932 году, направлен в 30-ю авиаэскадрилью 10 авиабригады МВО. С начала февраля 1933 года старший летчик, командир звена 13-ой отдельной разведывательной эскадрильи МВО, базировавшейся рядом с городом Липецк.
Участник советско-финской войны 1939-1940 гг. За участие в боях с белофиннами в мае 1940 года капитан Груздев был награжден орденом Красного знамени.
Капитан Груздев Федор Акимович,<br />1940 год.
Капитан Груздев Федор Акимович,
1940 год.
До 6 июня 1941 года переучивался на новую матчасть.
Великая Отечественная война застала Груздева на Балтике: в небе под Ленинградом осваивал новый истребитель МиГ-3.
В начале июля 1941 года был направлен в Заполярье командиром звена МиГ-3 в 145-й истребительный авиаполк 1-ой смешанной авиадивизии ВВС Ленинградского военного округа. В воздушном бою под Мурманском 27 июля 1941 года получил тяжелое ранение. После госпиталя вернулся в 145 ИАП, и вскоре был назначен заместителем командира полка.
Воинское звание майора было присвоено приказом МВО № 01170 от 7 мая 1943 года.
С июля 1943 года в должности начальника штаба 405-го истребительного авиаполка 144-ой истребительной авиационной дивизии ПВО.
К концу ноября 1943 года имел общий налет 1360 часов, из них ночью 63 часа. С начала Великой Отечественной войны совершил 25 боевых вылетов (91 час налета), участвовал в трех воздушных боях.
Через год, 15 июля 1944 года, назначен командиром 802-го истребительного авиационного полка 310 ИАД 6-го Корпуса ПВО Южного Фронта. Воевал в небе Украины, Австрии, Венгрии и Румынии. Полком командовал до окончания Великой Отечественной войны.
Из наградного листа (февраль 1945 года):
«За короткий срок командования полком сумел хорошо организовать летную работу… проявляет инициативу, учебно-боевую работу организует правильно. Работает с желанием и полной отдачей энергии. Обладает хорошими организаторскими способностями, много сделал в организации летной работы и сколачивания полка.
...Товарищ Груздев лично имеет хорошую технику пилотирования. Дисциплинирован. Требователен к себе и подчиненным. Пользуется среди личного состава авторитетом».
Уволен с военной службы в марте 1946 года по достижении предельного возраста по состоянию здоровья.
За период службы (28 лет) освоил самолеты: У-2, П-5, ПР-5, И-16, МиГ-3, ЯК – 1, ЯК - 7, ЯК – 9, ЛА-5, английский истребитель «Харрикейн», американский—«Аэрокобра».
После окончания войны жил в Липецке. Умер 23 сентября 1980 года.
Награжден орденом Красного Знамени (27.05.1940), знаком «Отличник РККА» (1941 г.), 3 ордена Красной Звезды (04.12.1943; 27.02.45 «…за успешное выполнение специального задания правительства»; ?), орденом Отечественной войны II степени (19.02.1945), медалью «За боевые заслуги».
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 7 гостей