ГСТ № 02314 из 118-го РАП ВВС СФ (Талалихин Н.В., Кцоев А.А., Наконечный Ф.Д., Бобков С.Д., Рыжичков Л.Ф.)

Форум памяти В.А.Бондаренко посвящен найденным в Заполярье самолетам.

Модератор: Модераторы форумов

Правила форума
В данном форуме каждая тема посвящена только одному самолету.
При создании новой темы в её названии желательно указать: модель самолета, заводской номер, полк, пилот/экипаж.
Ответить
Аватара пользователя
Сема
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 20 апр 2021 19:33

ГСТ № 02314 из 118-го РАП ВВС СФ (Талалихин Н.В., Кцоев А.А., Наконечный Ф.Д., Бобков С.Д., Рыжичков Л.Ф.)

Сообщение Сема »

ГСТ №02314 ст.л-т Талалихин Н.В. ст.л-т Кцоев А.А. воентехник 2ранга Наконечный Ф.Д. мл. л-т. Бобков С.Д. ст.сержант Рыжичков Л.Ф.
11 июля 1941года в 10 ч. 32м. 5 самолетов ГСТ (ГСТ№1, ГСТ№2, ГСТ№3, ГСТ№4. ГСТ№5) 4-й авиаэскадрильи 118-го РАП под прикрытием 9 истребителей 72-го АП вылетели на бомбардирование батареи противника у высоты 105,3. В районе Большой Западной Лицы ГСТ№1 был атакован истребителями противника и с задания не вернулся (пропал без вести).
Об этом самолете знали почти все: грибники, охотники. 6-ой километр от Заозёрска, рядом на высоте Чёрная дивизион ПВО. В начале 90-х самолет обследовали, очень много расплавленного металла. В августе 2020 года поисковый отряд «Обелиск» совместно с «Икаром» провели работы более тщательней. Были обнаружены костные фрагменты на двух человек, предметы обмундирования, парашютов и т.д. Был найден ключ от квартиры, но это отдельная история. Более подробно по итогам работ написано в журнале «Военная археология» №5(68) 2020г.
Старшего лейтенанта Талалихина Николая Васильевича и старшего лейтенанта Кцоева Агубечира Асламурзаевича похоронили в Долине Славы в октябре 2020года. На захоронении были родственники.
Остальные трое летчиков выпрыгнули с парашютом, но попали в плен. Воентехник 2ранга Наконечный Филипп Давыдович (Давидович), был казнен в Дахау на стрельбище Хебертсхаузен. Младший лейтенант Бобков Сергей Дмитриевич был серьезно ранен в ногу и в плен попал в бессознательном состоянии. Ему повезло, так как в лагере были хорошие врачи из числа заключенных. Он остался жив и жил в Москве по улице Талалихина. Старший сержант Рыжичков Леонид Федорович остался жив и жил на Украине (информации мало).
Небольшое отступление: в экипаже Талалихина Н.В. были - Кцоев А.А., Наконечный Ф.Д., Меев А.И. и Панасько. Талалихин Н.В. вылетел вместо капитана Сокола Станислава Викторовича, взяв с собой штурмана и техника.
Аватара пользователя
Сема
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 20 апр 2021 19:33

Re: ГСТ № 02314 из 118-го РАП ВВС СФ (Талалихин Н.В., Кцоев А.А., Наконечный Ф.Д., Бобков С.Д., Рыжичков Л.Ф.)

Сообщение Сема »

Талалихин Николай Васильевич
Талалихин Николай Васильевич
Кцоев Агубечир Асламурзаевич
Кцоев Агубечир Асламурзаевич
Аватара пользователя
Сема
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 20 апр 2021 19:33

Re: ГСТ № 02314 из 118-го РАП ВВС СФ (Талалихин Н.В., Кцоев А.А., Наконечный Ф.Д., Бобков С.Д., Рыжичков Л.Ф.)

Сообщение Сема »

IMG_2529.JPG
Рыжичков Леонид Федорович
Рыжичков Леонид Федорович
Рыжичков Леонид Федорович
Рыжичков Леонид Федорович
Бобков Сергей Дмитриевич
Бобков Сергей Дмитриевич
igor
Сообщения: 847
Зарегистрирован: 25 июл 2011 11:07
Откуда: Киселевск
Контактная информация:

Re: ГСТ № 02314 из 118-го РАП ВВС СФ (Талалихин Н.В., Кцоев А.А., Наконечный Ф.Д., Бобков С.Д., Рыжичков Л.Ф.)

Сообщение igor »

Наконечный тоже был ранен и лечился в лазарете Шталаг 322. В лазарете разговаривал, а лежащий рядом раненый лейтенант Абрамов все запоминал и докладывал немцам.
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: ГСТ № 02314 из 118-го РАП ВВС СФ (Талалихин Н.В., Кцоев А.А., Наконечный Ф.Д., Бобков С.Д., Рыжичков Л.Ф.)

Сообщение sk16rus »

Константин Титаренко на Фейсбуке недавно выкладывал протокол допроса Бобкова (тыц).

Думаю, он не будет возражать, если я его здесь выложу.
"Точка еще не поставлена"

В истории с обнаружением фрагментов самолета "ГСТ" (экипаж:Талалихин Н.В.,Кцоев А.А.,Бобков С.Д.,Наконечный Ф.Д.,Рыжичков Л.Ф.) точка еще не поставлена.В моем распоряжении оказались протоколы допроса выживших(Талалихин и Кцоев-погибли) и попавших в плен членов экипажа "ГСТ",сбитого 11 июля 1941 года.Итак,часть первая,протокол допроса мл.л-та Бобкова С.Д(второй пилот):

"Протокол допроса заключенного No.24"
Командный пункт дивизии,Херцберг,12.07.41.
Младший лейтенант ВВС Сергей Бобков 1915 г.р. ,место рождения-г.Ревель

Войсковая принадлежнось: гидроаэродром, Грязная Губа
Взят в плен: 11 июля, 10.30 ,высота 274,в результате падения самолета.

Показания: Родился в Ревеле в 1915 году в семье русских родителей. Отец был модельщиком, членом коммунистической партии, до недавнего времени-заместителем директора комбината. Семья переехала в Москву в 1919 году. Бобков С. окончил 7 классов средней школы и был членом коммунистического союза молодёжи. По окончании школы выбрал техническую профессию. Работал контроллером, а затем слесарем. Позже он поступил в авиационное училище полярных летчиков в Николаеве, где стал пилотом .Через год, в 1928 году, это училище было преобразовано в школу военных летчиков.Он закончил обучение 2 июня во всемирно известной военной школе в Ейске на Азовском море.(прим.Ветер- Военная школа морских летчиков и летчиков-наблюдателей ВВС РККА имени Сталина,затем Военная школа летчиков и летнабов морской и сухопутной авиации им. И.В.Сталина.Приказом НКО СССР No.56 от 14.04.37 г. Школа переименована в Военно-Морское авиационное училище имени тов. Сталина и вскоре передана под командование ВМФ).
После окончания школы служил младшим лейтенантом ,с окладом 750 рублей. Бобков С. отказывается назвать имя и звание начальника этой школы, подчеркивает свой отказ разглашать военные секреты. Далее он поясняет, что при присвоении офицерского звания в Красной Армии только проф.пригодность, а не членство в партии является решающим. Сам он не состоит в партии. В 1940 г. Бобков С. получил должность второго пилота ,место дислокации-гидроаэродром Грязная Губа,где базировалось 5 гидросамолетов, один из которых был сбит вместе с ним. Вылет из Грязной Губы состоялся сегодня. У них не была указана конкретная цель, но, возможно,о ней был осведомлен первый пилот, ст.лейтенант, сгоревший в самолете вместе со штурманом. Он хотел совершить аварийную посадку. В полете они встретили присоединившиеся к ним бомбардировщики «Мартин». Он не хочет давать типовое обозначение гидросамолетов и поясняет, что, вероятно, оно уже известно вермахту. Затем он неохотно объясняет, что их скорость составляла 250 км/ч и он не хочет указывать количество пулеметов и пушек. Самолеты - русская продукция, с двумя двигателями русского производства. Они производятся на фабрике, которая, как и все другие фабрики, обозначается номером,но он отказывается говорить про этот номер.Оборудование хорошее, но скорость самолета слишком мала. Самолеты также могут принимать на борт бомбы. Гидроаэродром находится в ведении военно-морского флота.Высшим руководящим органом был соответствующий командующий армией.Верховное командование находится в Москве. Он также подтверждает, что аэродромы были уничтожены ВВС Германии. В Грязной губе нет боевых единиц флота,гидроаэродром держится в секрете.
Заключенный несколько раз подчеркивает свой долг соблюдать конфиденциальность,как офицер,имеющий лояльное отношение к государству. Он считает, что не всех советских граждан устраивает форма правления, но 90% довольны, поскольку что они могли выразить свои убеждения на тайных выборах.Утверждает, что из-за узкого круга общения у него нет сведений о других объектах, наземных аэроэродромах, флоте и т. д. В ходе допроса он также упоминает, что около недели назад в Кольском заливе разбился немецкий пилот. Говорят, что это был штурмовик. В лазарете в Мурманске был еще один немецкий пилот, с которым очень хорошо обращались. Он не смог припомнить звание, так как товарищи видели заключенного только в больничной одежде. По вопросу,были ли отданы конкретные приказы об обращении с заключенными и был ли отдан приказ «действовать согласно своей совести»,он ответил,что солдат Красной Армии, которые жестоко обращались с заключенными или убивали их или раненых, немедленно расстреливали. Заключенный производит впечатление интеллигентного, но очевидно фанатично приверженного идее Советов."

P.S. Вопреки бытующему мнению,Сергей Дмитриевич сумел выжить в немецком плену,о чем свидетельствует награждение его 06.04.1985 г. Орденом Отечественной войны II степени.
Продолжение следует.

©Титаренко К.И.,2020 г.

Источники:
1.Gefangenenvernehmung Nr. 24,Division Gefechtsstand am Herzberg
2.Российский государственный архив Военно-Морского Флота
3.http://podvignaroda.ru/
4.https://obd-memorial.ru/
Изображение
Tor
Сообщения: 81
Зарегистрирован: 27 июн 2012 10:58
Откуда: Ленинград/Романов на Мурмане

Re: ГСТ № 02314 из 118-го РАП ВВС СФ (Талалихин Н.В., Кцоев А.А., Наконечный Ф.Д., Бобков С.Д., Рыжичков Л.Ф.)

Сообщение Tor »

Не возражаю) .Корректировка к заглавному посту-"вылетели на бомбардирование батареи противника у высоты 105,3"-это не высота,а отметка уреза воды.

Перевод протокола допроса Наконечного:

"Протокол допроса заключенного No.25"

Командный пункт дивизии,Херцберг,12.07.41.
Борт.механик Филипп Наконечный
Родился в 1917 году в Кировграде, Украина.
Войсковая принадлежнось: гидроаэродром, Грязная Губа
Взят в плен: 11 июля, 10.30 ,высота 274,в результате падения самолета.

Допрос борт.механика Наконечного очень сложен, так как он был тяжело ранен при задержании и испытывает сильную боль, ответы-зачастую непонятны. Он утверждает, что это была ошибка и он только вытащил пистолет, чтобы отдать его, это движение было неправильно понято. При этом он, похоже, очень боялся ареста: он подтверждает, что ему тоже рассказывал политрук, что с заключенными будут плохо обращаться.
Наконечный отвечает тихо и говорит, что ответит на все вопросы, когда почувствует себя немного лучше, но в свое выздоровление не верит.
Он украинец, его отец был портным, сам он сначала работал в сельском хозяйстве, а потом получил образование учителя. В 1935 году по инициативе комсомола (действующей молодежной организации) был призван на подготовку в ВВС. Германия начала наращивать военно-воздушные силы, а в Советской России подходящую молодежь готовили в школах юных авиаторов, что Наконечный называет контрмерой. Как техник второго ранга, он был на одном уровне с лейтенантом, но ел в сержантской столовой. Техническое обслуживание самолета было его основной задачей. Призван в г.Черкассы (Украина), был отправлен в военное авиационное училище в Перми для обучения. Там он пробыл с 1935 по 1938 год, затем переведен техником на гидроаэродром «Новая Ладога» (Прибалтика),находившегося в подчинении ВМФ. В конце 1939 года он был переведен в Грязную Губу,в 118-й авиаполк, в который также входила эскадрилья гидросамолетов. Весь полк, количественно не очень большой, находился в Грязной. В его состав входит около 40 самолетов, в том числе 7 гидросамолетов, один из которых некоторое время назад был потерян. Летающие лодки были двухмоторными, остальные - одномоторными. Некоторые из них были уничтожены атаками немецких самолетов, командир - майор Васильев, заместитель политрук Потапин, комиссар. Он и рассказал Наконечному о зверствах немецких войск против русских пленных (!). Гидросамолеты принадлежали военно-морскому флоту. Построены на заводе № 31 (возможно, он был в Таганроге, отвечает он на вопрос, но, вероятно, его там уже нет).
Первые машины были получены в 1940 году, они имеют 4 пулемета - 7,62 мм, пушки не установлены,могут нести около 1000 кг бомб. Менее крупные летающие лодки используются в качестве морских разведчиков. Наконечный подтверждает немецкие атаки на Грязную, но говорит, что повреждения, нанесенные самолетам, в настоящее время устранены. Нападение было, вероятно, позавчера. Доступен только этот гидроаэродром, остальные самолеты находятся в заливе. Наконечный - партийный кандидат, но не по внутреннему убеждению, а потому, что этого потребовали (тем самым он подтверждает заявление радиста). Район к западу от Мурманска он не знает, потому что летает всего год. Он не знает боевой состав полка, разделение на эскадрильи (например, 6 гидросамолетов, состав меняется). Его эскадрилья была 3-й в Грязной, самолеты были распределены по «оперативным аэродромам. Теперь его бы демобилизовали, если бы не началась война, и он хотел бы стать коммерческим авиатором. На вопрос о дорогах в Мурманской области он отвечает, что их постоянно строят. Известие о полной оккупации Украины немецкими войсками произвело на него сильное впечатление: из-за ослабления пленного допрос следует прервать и продолжить в госпитале.
Дополнение к заявлению радиста:
На втором допросе в главном перевязочном пункте 12 июля 1941 г. захваченный борт.механик.2 ранга Наконечный все еще очень слаб, так как его рана оказалась очень тяжелой (выстрел в легкое). Возможно, под влиянием лихорадки он думал, что его расстреляют, когда он выздоровеет. Это почти панический страх, который уже имеет характер фобии, причиной возможно является то, что комиссар обещал ужасы при попадании в немецкий плен.Наконечный также заявил, что российские солдаты не могут вернуться, потому что их тогда расстреляют их же командиры.
После непродолжительных уговоров Наконечный немного успокоился и отрицал, что отказывался принимать пищу, опасаясь отравления. Невозможно определить, кто вызвал этот страх среди заключенных, но похоже, что они влияли друг на друга. Наконечный заявил, вопреки утверждению Рыжичкова о переводе командира эскадрильи майора Васильева, именно майор дал указания эскадрилье перед последним вылетом. Однако эти инструкции носили технический характер и не имели отношения к поставленной задаче, которая была известна только первому пилоту. Однако вне эскадрильи были внесены изменения. Гидросамолеты «Консолидейт» предназначались для экспедиций в Арктике, но незадолго до войны были быстро переоборудованы для военных целей. Недавно на таком самолете была проведена арктическая экспедиция на мыс Молотова. Обратный рейс осуществлялся наземным самолетом, так как не было возможности подняться на гидросамолете в указанном выше районе.
Наконечный просит прекратить дальнейший допрос, потому что чувствует себя слишком слабым.
В разговоре с переводчиком Наконечный заявил, что он мог бы остаться в Германии, если бы там были возможности для работы, и не возвращаться в Россию вообще. Он считает, что после взятия Мурманска война в этом районе будет окончена, так как земли дальше на восток очень пустынны и вряд ли будут защищены. Он также говорит, что эту пустыню нужно было вообще не защищать, а отдавать добровольно, поскольку такие человеческие жертвы того не стоят. Пленный спрашивает, действительно ли против Мурманска было переброшено всего 3 немецких полка. Он получает ответ, что немного больше, и его спрашивают, почему он хотел это знать. Наконечный заявил, что русским было бы еще более неловко отступать только перед тремя полками, потому что они сами собрали намного больше войск. Но он не мог сказать, сколько всего было полков. Приведены уже известные ему полки, но он не знает список, который нужно дополнить или исправить, потому что русский офицер знает не так много, как немецкий, его намеренно держат в неведении, а его познания ограничиваются собственным вооружением.

©Титаренко К.И.,2021 г.,продолжение следует.
Источники:
1.Gefangenenvernehmung Nr. 25,Division Gefechtsstand am Herzberg
От ненужных побед остается усталость...
Tor
Сообщения: 81
Зарегистрирован: 27 июн 2012 10:58
Откуда: Ленинград/Романов на Мурмане

Re: ГСТ № 02314 из 118-го РАП ВВС СФ (Талалихин Н.В., Кцоев А.А., Наконечный Ф.Д., Бобков С.Д., Рыжичков Л.Ф.)

Сообщение Tor »

Часть третья,протокол допроса Рыжичкова.

«Протокол допроса заключенного No.26»

Командный пункт дивизии,Херцберг,12.07.41.
Старший сержант ВВС (радист) Андрей Рыжичков
Родился в 1915 г. в г.Иваново-Вознесенске.
Войсковая принадлежнось: гидроаэродром, Грязная Губа
Взят в плен: 11 июля, 10.30 ,высота 274,в результате падения самолета.

Заключенный был батраком, ему не нравиться быть солдатом и он хотел бы снова вернуться домой. Он явно настроен враждебно к Советскому Союзу, но только постепенно осмеливается показать это, потому что ожидает возвращения в Советскую Россию. Но потом очень охотно отвечает на все вопросы. Он был призван на 4 года в 1937 году и хотел быть демобилизован после финской войны, но этого не произошло. Это была 45-я морская эскадрилья. Сюда входило 6 гидросамолетов, которые, по его мнению, к настоящему времени уже уничтожены. Их самолет- американская модель под названием "Consulidate", в России назывался GTS (прим.-так в тексте документа). Самолеты строили по лицензии в Таганроге. Командиром эскадрильи был капитан Бойко, которого недавно перевели. Другие самолеты на гидроаэродроме - одномоторные летающие лодки, одна эскадрилья, как сообщается, была серьезно повреждена Me-111(прим.-так в тексте документа) на воде,около 5 дней назад. Р. считает, что если их и не уничтожили, то вряд ли можно будет использовать. О других аэродромах он знает только то, что есть еще один «За горой Грязной Губы», названия им не дали. Он находит его уже нарисованным на представленной карте и упоминает название «Роста» для аэродрома наземных самолетов. Его эскадрилья подчиняется ВМФ, штаб должен находиться в Полярном. Имеется 4 пулемета, нет пушки, но дополнительно может брать нагрузку до 1000 кг. Он со смехом говорит, что нужно пробежать от Грязной до Мурманска,чтобы взлететь с такой нагрузкой. Максимальная скорость от 180 до 200 км/ч.Сегодня бомбовая нагрузка составила 400 кг. На Грязной нет навесов, самолеты стоят под открытым небом. Район вокруг Мурманска он не знает.В Полярном он видел 4 эсминца, легкие крейсера, небольшие подводные лодки, точное количество ему неизвестно. Первого пилота звали ст.л-т Талалихин, он не знает имени борт-стрелка, который был для них новичком. Как радист, он получал перед каждым полетом один листок с 3–4 сигналами. Самолеты контактировали только с собственной базой, ближайшая радиостанция – в Грязной. Они не получали шифров. Радиосвязь была запрещена с началом войны.Летчики часто решают, как попасть домой в плохую погоду; тоже самое происходит и с остальными самолетами. По поводу взаимоотношений офицеров и солдат заключенный сказал, что существует определенный разрыв. Неизвестно, являются ли офицеры или товарищи стойкими коммунистами, потому что о них никто не говорит открыто. У пилотов хорошее чувство товарищества, как и еда. Размещение- в 4-5 бараках, в которых также живут рабочие. С мая поездки в Мурманск были запрещены.
Перед сегодняшним вылетом приехал первый пилот и в большой спешке приказал взлететь. Назначение полета было известно только ему. Рыжичков не видел Martin Bomber, но считает,что лучше Me-111(прим.-так в тексте документа), который он очень высоко оценивает. Так называемые «рата» у них называются И-15(прим.-так в тексте документа). В России самолеты обозначаются буквой и цифрой. GTS(прим.-так в тексте документа) - это летающие лодки, которые плавают на фюзеляже и имеют два поплавка в качестве опор. 6 И-15 присоединились к эскадрилье сегодня (в качестве истребительной защиты). О себе Рыжичков рассказал, что у него есть жена и двое детей, которые хотели жить в Грязной, но были эвакуированы, когда разразилась война, неизвестно куда. Комиссар Алёнов, который недавно разбился, говорил убедительно Рыжичкову, что немцы пытают и калечат заключенных. Рыжичков не верил в это, и думает, что возможно, из-за этого его товарищи позволили взять себя в плен. В России не было инструкции калечить немецких раненых или пленных. Сообщалось, что немецкий десантник попал в плен и находится в советском госпитале. Больше он об этом не знает.Рыжичков говорит, что здесь всего два аэродрома, остальные только планируются. Является кандидатом в партию, но на него оказывается давление, поскольку от него этого требуют.
Он убежден, что правда в России замалчивается. Он носит с собой немецкую листовку и говорит, что это единственный источник, из которого можно узнать, чего на самом деле хотят немцы. Он хочет лучших условий для России.

©Титаренко К.И.,2021 г.

Источники:
1.Gefangenenvernehmung Nr. 25,Division Gefechtsstand am Herzberg
От ненужных побед остается усталость...
Аватара пользователя
Сема
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 20 апр 2021 19:33

Re: ГСТ № 02314 из 118-го РАП ВВС СФ (Талалихин Н.В., Кцоев А.А., Наконечный Ф.Д., Бобков С.Д., Рыжичков Л.Ф.)

Сообщение Сема »

Не согласен с Константином по определению "отметка уреза воды". В выписке из центрального архива указана именно высота 105.3. Высота с похожей отметкой есть в устье Западной Лицы и на ней сохранились артиллерийские дворики. Есть позиция на которой валялись гильзы от 8.8 см. орудия. Высота 274, на которую "вынесло" парашютистов, находится относительно недалеко. Отмечу довольно большое количество остатков от авиабомб. download/file.php?mode=view&id=3236
Вложения
30.jpg
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 7 гостей