Цитата и фотографии отсюдаС 10 по 12 сентября более 30 учащихся ковдорских школ №№ 1, 2 и курсанты ВПК "Граница" стали участниками традиционного похода "Рубежи славы".
Вместе со своими руководителями Олегом Лежниным, Владимиром Слетковым и Фёдором Мангушем ребята прошагали более 30 километров к месту сбора - к району возле посёлка Риколатва. Основной их задачей было найти место гибели бомбардировщика ДБ 3 и установить там стелу.
В определении самолета и установлении имен экипажа, я принял непосредственное участие (не нашел подходящего смайлика, показывающего мою скромность). Я уже писал об этом в тематических группах на фейсбуке в конце марта. По просьбе, уважаемых мною людей, которые по каким-то причинам не дружат с ФБ, решил продублировать текст здесь.
Подбросили мне на днях небольшую задачку. Решить ее не составило особого труда – неизвестных в ней оказалось мало. Но было интересно, так как к этой теме у меня сильный интерес. Позвонил мне один дядечка, Игорь Васильевич Зинченко, из г. Ковдор Мурманской области и рассказал про одно место падения самолета времен войны. Сказал, что это ДБ-3ф. Но у меня тут же возникли сомнения, что это так, а была почти полная уверенность, что это один из самолетов ДБ-3 из состава 5 САП ВВС 14 Армии времен Советско-Финляндской войны 1939-40 г.г., потерянных в первый день боевых действий. Он так же рассказал, что самолет был вывезен еще в конце 80-х, якобы в Москву на реставрацию. И еще, на обшивке была надпись карандашом с именами экипажа. Он ее сам видел и даже вырубил ее, но пока найти ее не может. А цель его звонка – хотел узнать, может я помогу разобраться что это за самолет. Казалось бы, если найти фрагмент с надписью, то все станет понятно, но в дальнейшем оказалось, что не все так просто с ней. Но об этом чуть позже.
По началу неизвестных было много, но в последующем телефонном разговоре выясняется, что сохранился мотор! «Имя, сестра, имя!!!» - прошу поискать номер. И вот долгожданные циферки – 87174. Так как не у домашнего компа, пробить по свой базе пока не могу. Очередной звонок из Ковдора радует новостями. Хотя обшивку с фамилиями найти не удалось, но есть статья в местной газете еще советских времен, где есть текст, той загадочной надписи: ««В этом самолете летим в 109 боевой вылет, Гребенников Н.Ф., Нечаев Н.Ф, Песков В.П. Смерть белофинам!» Номер боевого самолета 392111.» Фамилии мне ни о чем не говорят. Но это точно не ВВС 14 А – наизусть всех конечно не помню, но точно знаю, что потерь с такими именами не было. Но номер самолета, пусть даже и в газете это уже что-то.
Добираюсь до своей базы: Самолет ДБ-3 №392111 1ДБЭ 5 Группы ДБ. Моторы М 87А №№87174, 87346 Не вернулся с задания из-за плохих метеоусловий 30.11.1939 года. Экипаж: Якушев, Крылов, Фролов. 100% попадание – предчувствие меня не обмануло. Только остался вопрос, что за имена были написаны карандашом? И как-то напрягло количество боевых вылетов в том районе.
Для полноты картины - что произошло 30 ноября 1939 года.
Согласно директиве, полученной еще до начала боевых действий, на группу ДБ-3, в случае начала войны, была возложена задача нанести бомбовый удар по Кемиярви и Соданкюля, где могла базироваться авиация противника. Вылет был назначен группе ДБ-3, под командованием капитана Тихонова. Несмотря на неблагоприятные метеоусловия над аэродромом, командующий Мурманской авиабригады комбриг Красовский дает разрешение на вылет с указанием, что в случае встречи с плохой погоды возвращаться обратно. На старте самолет ст. лейтенанта Бурых терпит аварию – самолет полностью разбит, экипаж не пострадал. Взлетевшие самолеты собрались в две группы и легли на курс. Погода, которую, в первое время еще было можно назвать благоприятной начала портиться. Командир группы принимает решение о возвращении. Вместе со своим ведомым они ложатся на обратный курс, за ними следует звено ст. лейтенанта Чупанова. Самолет л-та Чередниченко при посадке, выкатившись за границу аэродрома разбивает хвостовую часть самолета. Экипаж невредим, самолет подлежит ремонту.
Вторая пятерка, возглавляемая комиссаром эскадрильи ст. политруком Орловым, продолжает полет. В районе оз. Пиренга самолеты попадают в пургу. Миновав полосу непогоды недосчитались самолетов ст. лейтенантов Семенова и Куликова. Оставшиеся три ДБ-3 отбомбившись по ж/д станции Кемиярви, на обратном пути опять попадают в полосу непогоды в районе того же оз. Пиренга. Из оставшихся самолетов, вернулся только один – капитан Берсон, пробившись через облачность в районе Апатит, благополучно произвел посадку на своем аэродроме. Поиски пропавших самолетов продолжались еще несколько дней. 1 декабря в р-не оз. Пиренга был найден самолет ст. лейтенанта Семенова, который вертикально вошел в землю. Сам Семенов пытался спастись на парашюте, его тело было найдено рядом с самолетом. Штурман Маршалкин и стрелок-радист Крылов погибли в самолете.
6 декабря нашелся стрелок-радист Лукьянчук из экипажа Орлова. При наборе высоты, не дотянув всего 4-5 метров, самолет врезался в вершину сопки 1115 хребта Чунатундра. Комиссар Орлов и его штурман Романенко погибли. Судьба других экипажей была неизвестна.
Теперь точно известно место, где упал еще один самолет. По рассказу Игоря Васильевича Зинченко можно предположить, что самолет с работающими моторами по касательной врезался в склон горы Высокая.