Аэродромы армейской авиации Северного и Карельского фронтов, Архангельского военного округа.

Полки, летчики, события

Модератор: Модераторы форумов

7,62mm
Сообщения: 261
Зарегистрирован: 30 мар 2016 22:11

Аэродромы армейской авиации Северного и Карельского фронтов, Архангельского военного округа.

Сообщение 7,62mm »

Про аэродром в Пулоньге (Пулонге) очень мало данных - где конкретно располагался, конкретно когда и кто строил, и т.д., ну разве, только, что размеры ВПП 1250х150 м. Вскользь упоминается, можно сказать, только на паре-тройке страничек в сети. Судя по карте сети аэродромов КарФ и СФ аэродром был построен в интересах армейских. Было бы здорово, если кто нибудь что-то ещё добавил к имеющейся скудной информации по нему, а заодно и по артбатарее из двух стволов редчайшей 152 мм системы Бр-2. К слову был там ещё при укрепрайоне и узел связи.
...Перед Второй мировой в Пулоньге была поставлена батарея колесных 152 мм гаубиц, она простояла до 1947 года. Также в войну строили в 5 км от села аэродором “Скакун”, но никакой информации о нем найти не удалось. Гаубицы должны были, по-видимому, своим огнем контролировать проход судов противника на Архангельск и в Белое море, т.к. Пулоньга находится в самом узком месте Горла Белого моря.
На морском берегу сохранились остатки укрепрайона.
https://alexandragor.livejournal.com/268838.html
...5 июля 1942 г. ...штабу округа (Архангельского) подчинялись две отдельные береговые батареи РГК по 2 152-мм пушки Бр-2 в Горле Белого моря: №1 в деревне Пулоньга и №7 в деревне Инцы.
https://proza.ru/2018/04/11/2048
Глядя на нынешнюю картинку со спутника трудно даже представить, где мог дислоцироваться аэродром.
Прим: на оперативной карте аэродромной сети, аэродром в Пулоньге ошибочно написан, как Пудоньга.
Вложения
вырезка 1 из Сеть аэродромов на 22.10.42 г.jpg
7,62mm
Сообщения: 261
Зарегистрирован: 30 мар 2016 22:11

Re: Аэродромы армейской авиации Северного и Карельского фронтов, Архангельского военного округа.

Сообщение 7,62mm »

С большой долей вероятности аэродром Пулоньга, или как он имел оперативное название "Скакун", располагался в районе с носящими то же наименование топонимами (обведено желтым) - ручьём Скакунский с истоком из озера Нижнее Пулоньгское, горушки, или скорее возвышенности Скакунской, и, как написано у Ю.Орешеты в "Серебряном ручье" - на мысе Скакун (возможно - Скакунском), точное нахождение которого мне определить не удалось, но со 100% вероятностью расположенном в непосредственной близости к одноимённым топонимам, так, как именно в том месте на, как говорят поморы - Летнем (или Терском) берегу горловины Белого моря (Зимний берег - "архангельская" сторона) есть до сих пор видимая площадка (обведена красным), совпадающая с размерами 1250х150 м.,указанными на карте аэродромной сети (см. в предыдущем посте).
То, что это ныне богом забытое местечко в годы войны имело огромное военное значение, вытекает из следующего исследования малоизученных страниц Великой Отечественной в Заполярье. Удивительно, но похоже немцы так и не "раскололи" существование и назначение этого объекта и укрепрайона. А раз так, то и в документах той поры где-то обязательно должно быть упоминание об использовании аэродрома при этом объекте. Я пока нигде даже мало-мальских следов не находил.
А. П. Жарский
Организация системы управления и связи 14А Северного
(24.6. – 23.8.1941 г.), Карельского (23.8.1941 – июнь 1944 гг.) фронтов
в оборонительных боях на Мурманском и Кандалакшском4 направлениях в 1941–1942 гг.

....................
Летом 1942 г. создалось тяжелое положение с обеспечением проводной связи 14А со штабом Карельского фронта (Беломорск). В это время авиация противника особенно сильно воздействовала на Мурманскую железную дорогу и вместе с этим систематически разрушала единственную на этом направлении постоянную воздушную линию связи, построенную вдоль железнодорожной магистрали.
Попытка начальника связи Карельского фронта своими силами решить задачу постройки обходной линии связи через Кандалакшский залив и далее по Кольскому полуострову на Мурманск окончилась неудачей, так как был использован обыкновенный, небронированный кабель, имевший очень низкую изоляцию, что не обеспечивало прохождения связи по аппарату Бодо. Надежная телеграфная связь штаба Карельского фронта со штабами 14 и 19-й армий была установлена только после прокладки в декабре 1942 г. через горло Белого моря специального морского бронированного телеграфного кабеля (см. первый рисунок - прим.моя).
Работы по прокладке этого кабеля, проводившиеся в условиях суровой полярной зимы, потребовали проведения сложных организационно-технических мероприятий. Для работ была специально прислана из Москвы команда. Общую организацию и руководство прокладкой кабеля осуществляло управление связи Карельского фронта. Морской кабель длиной 87 км доставили в Северодвинск (зап. Архангельска) и там погрузили на специальное судно. Вследствие того, что в это время Белое море на значительном протяжении от берега было покрыто льдом,
потребовалось привлечь ледокол «Литке», чтобы вывести судно с кабелем на чистую воду. Трассу выбрали на участке Инцы – Пулонга. Направление прокладки кабеля корректировали представители Военно-Морского Флота. Во время работ в 18 км от берега кабель соскочил с барабана, оборвался и упал в море. Потребовалось значительное время и самоотверженная работа водолазов и других участников экспедиции, чтобы найти и поднять затонувший кабель. Только на сращивание оборвавшегося конца кабеля потребовалось более шести часов.
Успешная прокладка кабеля через горло Белого моря, а также оборудование трансляции в Онеге, Архангельске и Пулонге дали возможность установить надёжную прямую телеграфную связь штаба Карельского фронта с 14 и 19-й армиями.25 В то же время прокладка этого кабеля позволила Генеральному штабу иметь прямую телеграфную связь со штабом Северного флота и с Мурманским портом, который играл в то время особенно важную роль. Таким образом, несмотря на сложные условия Крайнего Севера, значительную полосу обороны, связисты 14А, создав разветвленную опорную сеть проводной связи, широко используя на уязвимых для ПВЛС участках радио, создали в период с 24.6.1941 г. по август 1942 г. вполне устойчивую систему связи, которая обеспечила непрерывное и оперативное управление войсками при обороне Мурманского и Кандалакшского направлений.
Вложения
Пулоньга связь.jpg
Пулоньга аэродром 1.jpg
pulonga_b_kumzhevaya 1.jpg
7,62mm
Сообщения: 261
Зарегистрирован: 30 мар 2016 22:11

Re: Аэродромы армейской авиации Северного и Карельского фронтов, Архангельского военного округа.

Сообщение 7,62mm »

Ну вот и всё. Круг замкнулся. Аэродром остался недостроенным.
...В 1942 году между Пялицей и Пулоньгой стали строить военный аэродром. Прибыли солдаты-строители и связисты. Подростки и местные жители тоже взялись за строительство. В свободные минуты осваивали военную подготовку: разборку-сборку оружия, строевые приёмы, стрельбы. Помогали военные с аэродрома. Аэродром в строй не был введён ‒ в 1944 году стало понятно, что он не потребуется...
https://vk.com/search?c%5Bper_page%5D=4 ... 056633_841
7,62mm
Сообщения: 261
Зарегистрирован: 30 мар 2016 22:11

Re: Аэродромы армейской авиации Северного и Карельского фронтов, Архангельского военного округа.

Сообщение 7,62mm »

встретил при просмотре интернета в книге Иноземцева, показалось, что в приведённом отрывке речь идёт о начале строительства именно аэродрома "Скакун" (Пулоньга), и гибель командира военной части аэродромного строительства М.М. Конкина при исчезновении "шаврушки" (Ш-2) из состава ГВФ лётчика Виктора Державцева (235 Апатитский отдельный авиаотряд ГВФ, в дальнейшем отдельная эскадрилья Карело-Финской авиагруппы, и далее 3 эскадрилья 5 отдельного авиаполка ГВФ), в той катастрофе погиб ещё один или военный или партийный руководитель.
От аэродромного отдела ВВС Карельского фронта в штаб 26-го отдельного инженерно-аэродромного батальона, возглавляемый капитаном В. И. Замятиным, летом 1942 г. поступил приказ о постройке полевого аэродрома на берегу Белого моря, на Кольском полуострове. Командир батальона майор М. М. Конкин, посоветовавшись с ближайшими помощниками, для выполнения этого задания выделил роту старшего техник-лейтенанта Я. Е. Морозова.
На большом судне «Енисей» рота была доставлена в указанный район. Но на месте выгрузки не оказалось никаких причалов, поэтому судно даже во время прилива не могло приблизиться к берегу ближе чем на 2,5 км. Для перевозка грузов были опущены на воду корабельные шлюпки, на берегу собраны все рыбацкие лодки. Бойцы роты и команда судна соорудили большие плоты, на которые грузили тракторы, катки, грейдеры и другую технику, и затем веслами, лопатами, досками гребли к берёгу при сильной волне. Через трое суток судно смогло уйти назад.
Началось трудное строительство. Из-за отсутствия дорог почти все приходилось доставлять строителям на транспортных самолетах. В одном из перелетов погиб командир батальона майор М. М. Конкин. Продуктов не хватало. Осенью из-за распутицы и самолеты перестали прилетать. И все-таки полевой аэродром был построен. Выполнив задачу, рота из-за отсутствия дороги для автотранспорта пешком совершила многокилометровый переход по берегу Белого моря и уже зимой вернулась на базу.
http://militera.lib.ru/h/inozemtsev_ig4/04.html
Аватара пользователя
Валентина Попова
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 21 авг 2023 21:22
Контактная информация:

Re: Аэродромы армейской авиации Северного и Карельского фронтов, Архангельского военного округа.

Сообщение Валентина Попова »

Здравствуйте. У дороги на ст. Сумеричи находится аэродром времен ВОВ, координаты 63.333272, 34.395398. ВПП сейчас заросла сосняком(посадка).Поперек проходит ЛЭП. А в леске рядом сохранились каменные капониры. Кто здесь стоял, воевал?
7,62mm
Сообщения: 261
Зарегистрирован: 30 мар 2016 22:11

Re: Аэродромы армейской авиации Северного и Карельского фронтов, Архангельского военного округа.

Сообщение 7,62mm »

На вскидку, так сказать "по верхам" информации из сети. Аэродром под Сумеричами использовался, как полевой, оперативный для выполнения задач по заброске в тыл врага и снабжению диверсионных и партизанских групп самолётами У-2 и Р-5 из состава 679 трап (бывший 679 нбап) и 5 оап ГВФ. Возможно его использовали как запасной и другие части армейской авиации и 7 ВА
...8 января 1944 г. на двух самолетах Р-5 (из них один с кассетой) с аэродрома Сумеричи вылетели по специальному заданию два экипажа в составе ст. лейт. Флегонтова, мл. л-та Воробьева, мл. л-та Зиневича, старшины Кощеева. На борту обоих самолетов находились 760 кг груза в парашютных мешках и один парашютист. Конечная цель маршрута — Шелтозерский р-н. На цель прибыли в 3 ч. 25 мин. и с двух заходов сбросили на поляну, где выброшены были условные сигналы. Оба самолета произвели посадку в 5 ч. 30 мин., пробыв в воздухе 3 ч. 30 мин...К-р 5 ОАП ГВФ подп-к Опришко..

https://libking.ru/books/prose-/prose-m ... .html#book
.. точную дату, когда открылась станция Сумеричи, выяснить не удалось. В железнодорожном ведомстве сообщили, что произошло это в период с 1915 по 1930 год.
В 1942 году в окрестностях станции был аэродром, с которого осуществляла вылеты 2-я эскадрилья 679 авиаполка (он был сформирован в Красноярском крае и включен в состав ВВС Карельского фронта)...
https://ptzgovorit.ru/content/sumerichi ... -do-zakata
где-то в районе Сумеричей есть могила погибшего лётчика.
...8 июня 1943 года. Амозов Василий Петрович. Капитан. Штурман 197-го истребительного авиационного полка (кавалер орденов Отечественной Войны II степени и Красной Звезды). Погиб в воздушном бою. Похоронен в м.Сумеричи Карело-Финской ССР...
https://proza.ru/2017/04/30/622
Аватара пользователя
Валентина Попова
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 21 авг 2023 21:22
Контактная информация:

Re: Аэродромы армейской авиации Северного и Карельского фронтов, Архангельского военного округа.

Сообщение Валентина Попова »

Историческая справка — 260 ШАД
// Опубликовано: 20.05.2017
// ajerodromkolezhma.ru//


260 Штурмовая Авиационная Свирская Краснознаменная Ордена Суворова Дивизия сформирована 26 февраля 1943 года.
В состав дивизии вошли: 609 ИАП, вооруженный самолетами ЛАГГ-3; 668 НББАП, вооруженный самолетами Р-5; 839 ШАП, вооруженный самолетами И-16, И-153, И-16 бис; 811 ППС, 132 ОРС.
11 марта 1943 года дополнительно в состав дивизии включен 197 ИАП, вооруженный самолетами И-16, И-153, Харрикейн. Дивизия именовалась смешанной. После формирования дивизия вошла в состав 7 ВА с базированием: управление АД, 811 ВПС, 132 ОРС — поселок Сегежа Карело-Финской ССР, 809 ИАП — на аэродроме «Сегежа», 839 ШАП и 668 НББАП на аэродроме «Кондоручей» и 197 ИАП на аэродроме «Верхний Идель».

В марте-апреле месяце 1943 года 839 ШАП быд перевооружен на самолеты ИЛ-2 и приступил к переучиванию летного состава. Для быстрейшего переучивания 839 ШАП в конце юля 1943 года был перебазирован с аэродрома «Кондоручей» на аэродром «Летняя». В октябре месце 1943 года 839 ШАП переучивание закончил и был принят командиром дивизии в составе 33 боевых экипажей на самолетах ИЛ-2. В июле-августе 1943 года 668 РББАП был перевооружен на самолеты ИЛ-2 и начал переучивать летный состав на этом типе самолета. После перевооружения на самолет ИЛ-2 директивой Командующего 7 ВА от 02.08.1943 года был переименован в 668 ШАП.

9 ноября 1943 года распоряжением Командующего ВВС КА 609 ИАП убыл из состава дивизии в г. Арзамас без материальной части. 26 декабря 1943 года на место убывшего 609 ИАП распоряжением Командующего 7 ВА в состав дивизии включен 435 ИАП, вооруженыый самолетами ЛАГГ-3 и Харрикейн, с базированием на аэродроме «Кондоручей». В начале февраля 1944 года распоряжением Командующего 7 ВА в состав дивизии был включен 152 ИАП, вооруженный самолетами Киттихаук, с базированием на аэродроме «Сумеречи».
7,62mm
Сообщения: 261
Зарегистрирован: 30 мар 2016 22:11

Re: Аэродромы армейской авиации Северного и Карельского фронтов, Архангельского военного округа.

Сообщение 7,62mm »

вот так, "с миру по нитке", понемногу раскрываем историю аэродрома.
Проверил данную вами выдержку с сайта аэродрома Колежма с настоящими документами истории 260 сад, имеющимися на "Подвиге народа".
ниже дам скрин листа Истории дивизии. Обратите внимание, что 152 иап по документам в феврале 44-го передислоцирован на аэродром Айта-Ламба. Такое бывает, что у одного объекта бывает несколько обозначений, и если Айта-Ламба, это и есть Сумеричи, то тогда ладно. А если это другой объект, и другой аэродром? И на сайте аэродрома Колежма вкралась ошибочка? Интернет, к слову, даёт местонахождение Айталамбы в Карелии значительно юго-восточнее, чем Сумеричи.
Вложения
152 иап айта-ламба.jpg
Аватара пользователя
Валентина Попова
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 21 авг 2023 21:22
Контактная информация:

Re: Аэродромы армейской авиации Северного и Карельского фронтов, Архангельского военного округа.

Сообщение Валентина Попова »

Аэродром (Сегежский аэроузел) в посёлке Сегежа был построен в начале войны в районе полей подсобного хозяйства силами работников лесобумхимкомбината, заключенными. К посильной работе на будущем аэродроме привлекались даже школьники. С первых месяцев войны посёлок и его окрестности бомбили.

На сегежском аэродроме размещалась 15-я лётная часть 609-го авиаполка 259-й истребительной авиадивизии (7-я Воздушная армия). Летчики защищали город, железную дорогу, объекты Беломорско-Балтийского канала, сопровождали на заданиях бомбардировщики и штурмовую авиацию, доставляли грузы для партизан за линию фронта. Аэродром обслуживал 26-й батальон аэродромного обслуживания (БАО).


Группа летчиков 609-го авиаполка 259-й истребительной авиадивизии 7-й воздушной армии. Айталамба. 1943.
7,62mm
Сообщения: 261
Зарегистрирован: 30 мар 2016 22:11

Re: Аэродромы армейской авиации Северного и Карельского фронтов, Архангельского военного округа.

Сообщение 7,62mm »

Фрагмент карты аэродромной сети КарФ по состоянию на конец октября 42-го. Сумеричи обозначение аэродрома с размерами ВПП есть. Айта Ламба значка аэродрома нет. На карте они читаются почти рядом. Может всё таки это одни и тот же аэродром, но с двумя названиями?
Вложения
сеть аэродромов КарФ.jpg
Аватара пользователя
Валентина Попова
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 21 авг 2023 21:22
Контактная информация:

Re: Аэродромы армейской авиации Северного и Карельского фронтов, Архангельского военного округа.

Сообщение Валентина Попова »

Изображение
На самом деле здесь две ВПП. Основная, с координатами N63.30093° E034.45548°и запасная или фальшивая! - Уж больно она открытая!
Вложения
21.png
7,62mm
Сообщения: 261
Зарегистрирован: 30 мар 2016 22:11

Re: Аэродромы армейской авиации Северного и Карельского фронтов, Архангельского военного округа.

Сообщение 7,62mm »

Может не две ВПП, а два разных аэродрома, но расположенных рядом? Такие примеры во время войны были.
Аватара пользователя
Валентина Попова
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 21 авг 2023 21:22
Контактная информация:

Re: Аэродромы армейской авиации Северного и Карельского фронтов, Архангельского военного округа.

Сообщение Валентина Попова »

Аэродром Боярская. (Из Финского архива) Военно-воздушной базе Энгозеро, расположенной в 45 милях от Лоухи на юго-востоке города, в 9 км от деревни Энгозеро на северной стороне. Длина взлетно-посадочной полосы составляет 2 320 метров, основное направление W-E. ENa 2017.
280.jpg
280 (1).jpg
Амбарный2.jpg
Последний раз редактировалось Валентина Попова 09 дек 2023 18:21, всего редактировалось 2 раза.
Аватара пользователя
Валентина Попова
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 21 авг 2023 21:22
Контактная информация:

Re: Аэродромы армейской авиации Северного и Карельского фронтов, Архангельского военного округа.

Сообщение Валентина Попова »

Аэродром Сегежа. 63.758717, 34.283434.
Сегежа.png
(Из Фин. архива)Базировался 195 ИАП, на вооружении которого были "Томагавки", "Киттихоки", Р-39, "Харрикейны" и машины Миг-3 и Лагг-3.
7,62mm
Сообщения: 261
Зарегистрирован: 30 мар 2016 22:11

Re: Аэродромы армейской авиации Северного и Карельского фронтов, Архангельского военного округа.

Сообщение 7,62mm »

Покуда есть только та информация, которая есть, мне представляется, что полевой аэродром Сумеречи и Айта-Ламба (Айталамба) это один и тот же, и это тот аэродром который описан в обсуждении первым, тот, что заросший с бетонными капонирами вдоль (у) грунтовой дороги, и кажущийся фальшивым. Это грунтовый (полевой) аэродром периода Великой Отечественной.Во время войны он был вполне действующим, и использовался авиацией. А находящийся недалече заброшенный и недостроенный аэродром Раменцы (Кяргозеро), это уже послевоенное строительство и другая история.
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя