17-й ГвШАП - сержант Гордеев Сергей Афанасьевич

Полки, летчики, события

17-й ГвШАП - сержант Гордеев Сергей Афанасьевич

Сообщение sk16rus » 29 май 2013 20:10

Их помнит мир спасённый

Удивительную роль отвела жизнь Юрию Павловичу Бидненко, да и всем поисковикам из отряда «Петсамо», – связывать, казалось бы, безвозвратно, навеки оборванные в сопках и болотах нашей тундры в годы войны нити человеческих судеб… И возвращать в чужие родословные имена и память о героических предках.

Вот и сегодня просится к рассказу история 70-летней давности, которая дала о себе знать в начале 80-ых годов, но точку в ней поставить удалось только в 2013 году. Такой вот счёт: 1943-1982-1983 – 2013. Но обо всём по порядку…

Пришедший с новыми материалами в редакцию газеты «Печенга» заместитель командира поискового отряда «Петсамо» Юрий Павлович Бидненко признался, что прямо на митинге в посёлке Корзуново, у памятника погибшим во время Великой Отечественной войны лётчикам, у поисковиков – Юрия Кобякова, Альберта Ничипорука, Алексея Бидненко – родилась мечта определить имя последнего неизвестного героя, захороненного здесь. Этот разговор состоялся на открытии мемориальной доски В.Е. Кочеткову, лётчику с «Аэрокобры». Надежда была, все точно знали: безымянный воин – с двухместного штурмовика Ил-2, но кто он, и кто этим занимался, было неизвестно.

История находок в 1982 году

Ю.П. Бидненко говорит:
-Стали расспрашивать, вспоминать, как всё было, вышли на Александра Степановича Купрацевича, руководителя клуба любителей подводного плавания «Нерей», который рассказал, что занимались находкой все вместе ребята из клуба, и показал действующий и ныне стенд в ДОСААФ, посвящённый штурмовику – «летающему танку» Ил-2.
По его свидетельству, кабина лётчика до бронеперегородки вся выгорела, кабина стрелка тоже. Задний бак, выход из кабины стрелка, хвост с правой стороны, стабилизаторы сильно помяты. В самолёте имелись большие пробоины диаметром 250-300 миллиметров. Создалось впечатление, что самолёт приземлился на толстый слой снега и, когда снег растаял, опустился на камни. И хотя местность очень каменистая, самолёт не развалился.
А привёл группу ребят к месту падения самолёта Валерий Роговский.
Чтобы уточнить детали, мы вместе с Ю.П. Бидненко встретились с Валерием Леонидовичем Роговским, нашим местным художником. Он, несмотря на прошедшие тридцать лет, помнит многое: «В начале 80-ых нашёл Ил-2 Володя Федосин, нашёл в районе озера Чапр, в метрах девятистах от горы Малый Кариквайвишь и показал мне.

Они сели прямо под немецкой обороной – у подножия горы. Мы туда, к Ил-2, не один раз ходили, переправляясь в гидрокостюмах через Титовку: возвращались, чтобы записать номер самолёта. В последний раз осмотрели всё вокруг более тщательно и увидели, что из дёрна торчало одно ребро. Аккуратно провели вскрытие дёрна. Когда сняли дёрн, открылось, что он (лётчик — Г.Д.) рядом с самолётом прятался в камнях и отстреливался – осталась кучка советских стреляных гильз. Всё хорошо видно на чёрно-белой фотографии, которую сделал тогда А. Купрацевич. Они горели, сели на вынужденную. Погибший был в лётной кожаной куртке, металлические молнии сохранились, в кармане у него двойной сине-красный карандаш. Рядом – все пряжки и рамка от парашюта. Документов никаких не было, видно, немцы забрали. Останки мы собрали, загрузили в патронный ящик и привезли в Заполярный. Потом хоронили его в Корзуново. (Хоронили в тот день двоих лётчиков – ещё никельчане одного нашли)».
Валерий рассказал о некоторых подробностях: скелет хорошо сохранился, кости были белыми, а вот череп погибшего разбит; рядом валялась толстостенная тяжёлая немецкая бутылка из-под шампанского. Одна нога была в валенке, а второй ноги не было, рядом тоже ничего не обнаружили.
Александр Купрацевич, работавший в ту пору в одном из отделов управления ГМК «Печенганикель», рассказал, что похороны 25 октября 1982 года в Корзуново были организованы совместно с руководством лётной части.
Сохранились фотографии почётного караула у памятника, а также фото Купрацевича и Роговского, снявшихся рядом с майором Орловым на память о том, далеко не рядовом событии в их жизни.
Есть и мне, вашему корреспонденту, что добавить, как говорится, в строку. Работала я тогда в газете «Горняк Заполярья», и ребята из клуба «Нерей» пригласили в ДОСААФ к А. Купрацевичу посмотреть стенд, витрину и фотографии Ил-2. Тогда, в 1983 году, в многотиражке ГМК «Печенганикель» мы напечатали статью и фотографию сбитого самолёта у подножия горы. Вот её-то я и узнала, когда Ю.П. Бидненко принёс материалы поиска в редакцию газеты «Печенга». «Что-то рвётся в этот мир, – подумала я, – раз самолёт «вернулся» через 30 лет. Тело может быть разрушено, душа бессмертна! Душа – это сгусток энергии, а значит, и информации. Ей нужно пробиться к нам!»
А что другое будешь думать, если уже не раз становишься свидетелем закольцованности событий?

Поиск в 2012 году

Подтвердил мои невысказанные мысли Ю. Бидненко. Он продолжил рассказ: «Да, там были найдены останки одного из членов экипажа. Но в тот период информация закрыта была, и с архивами трудно было работать, им не удалось больше узнать об экипаже… Неизвестно, кто это был: пилот ли, стрелок ли?.. Главное, ребята записали номера: на нескольких фрагментах номер 2734, на бронеспинке кресла лётчика номер, выбитый вручную на табличке, – 1871534, также были обнаружены несколько номеров на агрегатах.

И уже нам предстояло разобраться, какой номер истинный. К расследованию подключились знакомые и друзья-поисковики. Попали в руки акт обследования самолёта и фотография фрагмента, где указан заводской номер 2734, написанный чёрной краской. Этот же номер – на левой и правой створках шасси: 2734Л и 2734П.
(-Забегая вперёд, – продолжает Юрий Павлович, – сразу скажу, что номер на бронеспинке лётчика, выбитый вручную на табличке, принадлежал другому самолёту. Это факт, подтверждённый сводкой происшествий от 05.06.1943 года: при посадке на аэродром в Подужемье у этого самолёта было сломано шасси и повреждён фюзеляж, самолёт был отправлен в ремонт, пилот сержант М.Г. Дружинин остался жив.)
Конечно, для уточнения сведений мы должны были обратиться в архив, что и сделали. Глава администрации муниципального образования г. Заполярный И.П. Цыпилёв от своего имени отправил наш запрос в Центральный архив Министерства обороны РФ в г. Подольск.
Из ответа стало понятно, что наши предположения о заводском номере были верны. В архивной справке от 29 мая 2012 года за № 11/14683 были сведения, которые пролили свет и на другие наши вопросы, дали возможность продолжить работу по поиску родных.

Из далёкого 1943 года

АРХИВНАЯ СПРАВКА

По документам учёта безвозвратных потерь сержантов и солдат Советской Армии за период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. установлено:
-воздушный стрелок 17-ом гвардейского штурмового авиационного полка 258-ой смешанной авиационной дивизии 7 Воздушной армии старшина Гордеев Сергей Афанасьевич, 1914 года рождения, уроженец Вологодской обл., Белозерского р-на, Раменского с/с, д. Погорелки, призван Вологодским РВК г. Вологда, погиб 5 марта 1943 года в районе с. Луостари, что в 16 км юго-западнее Петсамо, Финляндия (с 1945 года посёлок городского типа Печенга, Мурманской обл.).
Жена – Гордеева Лидия (отчество не указано) проживала по адресу: Свердловская обл., Карпинский р-н, (так в документе), с. I Павловка, Горный пос., д. 7. Основание: ЦА МО РФ, донесение № 13359с – 1943 год (фонд 58, опись 18001, дело 1281, лист 17).

В журнале учёта боевых потерь 258-ой смешанной авиационной дивизии, в состав которой входил 17 гвардейский штурмовой авиационный полк за 1942 – 1944 гг. значится: «17-ый гв шап 5.03.1943 года самолет ИЛ-2 № 2734 воздушный стрелок Гордеев … После штурмовки аэр. Луостари был атакован и сбит самолетом Ме-109 ф. Упал в 10-15 км восточнее аэр. Луостари. Стрелок погиб (всё – так в документе). Основание: ЦА МО РФ, ф.20070, оп. 2, д. 3, л. 12 об., л. 13.

В оперативной сводке штаба 258 смешанной авиационной дивизии № 097 от 5 марта 1943 года г. Мурманск записано:
«Части 258 сад 5.03.1943 года штурмовыми действиями уничтожили м/часть самолетов противника на аэродроме Луостари… 17 гв шап … в результате воздушного боя … стрелок радист, старшина Гордеев не вернулись с боевого задания» (всё – так в документе). Основание: ЦА МО РФ, ф. 20070, оп.1, д.3-а, л. 89.

В книге учёта безвозвратных потерь 258 сад за 1941-1945 гг. значится: «Гордеев Сергей Афанасьевич, старшина ИЛ – 2, воздушный стрелок 17 шап, 1914 года рождения, уроженец Вологодской обл., Белозерского р-на, призван Вологодским РВК, погиб в воздушном бою 5 марта 1943 года в районе Луостари (место захоронения не указано)». Основание: ЦА МО РФ, ф 20070, оп. 2, д. 3-а, л. 36 (об.), л. 37. И подпись: «Начальник отдела М. Чернего».

Из оперативной сводки стало известно, что 3 марта 1943 года были две штурмовки аэродрома Луостари: утром и днём.
Двухместный экипаж Ил-2 № 2734 участвовал в бою, который продолжался с 13 час. 28 мин. по 14 час. 40 мин. В вылете были задействованы 8 ИЛ-2 17 гшап в сопровождении 7 P-39 («Аэрокобр») из 19 гиап и 4 Р-40 («Киттихаук») из 195 иап, ведущий гв. лейтенант Бочков. Они нанесли штурмовой удар с высоты 25–50 м.
В результате в Луостари уничтожено: 4 Ju–88 (двухмоторные бомбардировщики); 3 FW 109, повреждено 4 FW 109; отмечен сильный взрыв на аэродроме. 2 ИЛ-2 и три человека не вернулись из боевого задания: Пажогин, Пенюгин и Гордеев. Основание: ЦА МО РФ, ф. 16 ГИАД, оп. 1, д. 5, л. 89.

Бидненко уточняет: «Их атаковали 8 «мессершмитов», а также зенитная артиллерия с аэродрома. Один из сбитых Ил–2 № 6731 был одноместный, его пилот ст. сержант Пажогин Иван Семёнович погиб. А вот пилот «нашего» Ил-2 № 2734 ст. сержант Пенюгин Василий Константинович в том бою остался жив. Пилот Пенюгин вернулся в часть. Но он тоже погиб, выполняя боевое задание. Мл. лейтенант В.К. Пенюгин погиб 18 ноября 1943. Такая судьба.

Благодаря находке В.Л. Роговского, мы узнали обстоятельства последнего боя лётчиков на земле 5 марта 1943 года. И можем предположить вполне достоверно, что воздушный стрелок Сергей Гордеев был тяжело ранен в воздухе и принял последний смертный бой, прикрывая отход пилота Василия Пенюгина».

Последний бой – на земле

Для тех, кто хорошо знает местность и историю боевых действий на территории Печенгского района, уже после упоминания места вынужденной посадки самолёта у подножия горы Малый Кариквайвишь, стало понятно, что экипаж попал из огня да в полымя.
Сама высота имела крутые каменистые склоны, местами недоступные гранитные обрывы. На Большом и Малом Кариквайвишь были расположены мощные узлы сопротивления противника. Они имели развитую сеть долговременных укреплений из опорных пунктов.
Горные егеря в 1943 году здесь строили укрепления и готовились к обороне. Обживались, одним словом. До самолёта – рукой подать. Не взорвался – значит, лётчиков надо взять в плен. Поэтому Гордеев отстреливался, а Пенюгин уходил вниз по склону к Титовским порогам. Световой день был уже достаточно продолжительным, но время послеобеденное, ближе к сумеркам. Ему удалось уйти. О чём наши в документах отметили дополнительно.
Кстати, «копатели» (есть такая категория добытчиков) нашли в одном из блиндажей сапёров на Малом Кариквайвише большой кусок резины – протектированный бак самолета, броню от Ил-2 и редуктор винта (выложили фото в Интернет), что говорит о том, что егеря, благоустраиваясь, использовали самолёт как трофей. Понятно, что они праздновали победу – тут и объясняется наличие бутылки шампанского. Понятно, что Гордеев, скорей всего, кого-то подстрелил или убил – поэтому вымещали злобу, пробив его череп.

Остаются вопросы: добивали живого или уже мёртвого и куда делась нога с валенком? Маловероятно, что участники того боя с раненым воздушным стрелком живы, да и вряд ли бы они сегодня взялись откровенничать, поэтому эти вопросы теперь останутся, скорей всего, без ответа.
Вступив в бой «за други своя», приняв мучения в глухой и неуютной тундре на виду немецких «лисьих нор» на горе Малый Кариквайвишь, Сергей Гордеев исполнил не только воинский долг. Он победил страх перед смертью. Он сделал выбор и не сдался в плен, прикрыл отход более молодого товарища, потому что для души смерти нет, а долг перед своей душою у каждого человека есть.

За что бились наши лётчики в те дни?

Почему столь активно наши штурмовали Луостари и другие немецкие аэродромы? Была этому весьма существенная причина.
В начале марта 1943 наши войска после сталинградской битвы выдавливали немцев из Подмосковья, освободили города Ржев и Гжатск, вели кровопролитные бои под Харьковом (Харьковский котёл) и, несмотря ни на что, готовились к летней кампании – к Курской битве. Для успешной подготовки Сталин выжимал из союзников обещанную помощь. Поэтому в Мурманске под разгрузкой стояли транспорты, пришедшие из Ливерпуля с конвоями JW-52 (14 транспортов), JW-53 (28 транспортов). Немцы ожесточённо бомбили город и порт. Нам надо было обеспечить безопасность, сохранить прибывшие грузы. Немцы в те дни разбомбили здание НКВД, потому что стремились обеспечить работу своей агентуры – в городе было много шпионов.

Но мы уже научились отвечать, о чём свидетельствовали массированные атаки аэродромов, приносившие противнику бОльшие потери в материальной и живой силе, сковавшие их работу…

Хорошо, если такие есть в роду…

Нет, недаром всё больше наших современников интересуются правдивой историей тех лет. Нам, нашим детям и последующим, кто придёт и наследует, жить дальше.
Хорошо, если за плечами в роду у тебя такие сильные и крепкие душой и духом предки, как воздушный стрелок Сергей Афанасьевич Гордеев. Душа его достучалась, добилась – передали поисковики «Петсамо» весточку его семье. Оказалось, есть у Сергея Афанасьевича внук Сергей, понятно, в честь кого так названный. Он, говорит Ю.П. Бидненко, приедет на открытие мемориальной доски. И приедет не один – в дорогу собирается вся родня Гордеевых.

Г.Быстрова

Отсюда
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1814
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: 17-й ГвШАП - сержант Гордеев Сергей Афанасьевич

Сообщение hellcat » 01 июн 2013 07:34

Cамолёт сел рядом с Титовкой, где проходила вторая линия обороны немцев. Недалеко от него был ещё один Ил-2, его в 85-м году вывезли киевляне. Номер неизвестен. Обломки ещё одного Ил-2, вернее части бронекорпуса, я собирал на немецких позициях на Ортлере, недалеко от Б.Кариквайвиша, они и сейчас там лежат. Там же лежит шестерня редуктора от Кобры, которая была на болоте в том районе. Несколько фото самолёта Гордеева.
    Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение
Изначально информацию предоставил Владимир Чернышов из Заозёрска (в своё время получил её от А.С.Купрацевича), он же предположил, что это самолёт экипажа Пенюгин-Гордеев. Что потом и подтвердилось.
Аватара пользователя
hellcat
 
Сообщения: 668
Зарегистрирован: 27 авг 2011 18:14

Re: 17-й ГвШАП - сержант Гордеев Сергей Афанасьевич

Сообщение sk16rus » 10 авг 2014 12:43

Газета «Красный Север»
№66 (27 333) / среда, 25 июня 2014/

Воздушный стрелок выполнил свой долг до конца

Некоторое время назад в районной газете «Белозерье» была опубликована информация о том, что поисковый отряд «Петсамо» из Мурманской области разыскивает родных погибшего в годы войны уроженца Белозерского района, воздушного стрелка Сергея Афанасьевича Гордеева. В марте текущего года эта история получила продолжение. В редакцию «районки» пришел житель Белозерска Михаил Михайлович Михайлов, который рассказал о том, что он приходится племянником Гордеева и, прочитав заметку, написал мурманским поисковикам.

С собой Михаил Михайлович принес ответ от заместителя поискового отряда «Петсамо» Ю.П.Биденко и заметку о своем дяде «Их помнит мир спасенный…», опубликованную в районной газете «Печенга» 8 мая 2013 года. Из этой статьи стали известны новые факты гибели нашего земляка.
Когда поисковики обнаружили сбитый самолет Ил-2, они тщательно обследовали местность вокруг. Неподалеку увидели торчащее из дерна ребро и аккуратно провели снятие дерна: «Открылось, что летчик рядом с самолетом прятался в камнях и отстреливался (осталась кучка советских стреляных гильз). Скорее всего, самолет был подбит, горел, сел на вынужденную посадку... Погибший одет в кожаную летную куртку, металлические молнии сохранились, в кармане двойной сине-красный карандаш… Череп погибшего был разбит, рядом валялась тяжелая немецкая бутылка из-под шампанского. Одна нога была в валенке, а вторую поисковики так и не обнаружили. Останки похоронили в октябре 1982 года в Корзунове.
Документов не было, но ребята записали номера: на нескольких фрагментах самолета номер 2734, на бронеспинке летчика номер 187 1534, выбитый вручную на табличке…
Для уточнения сведений пришлось обращаться в архив. По документам учета безвозвратных потерь солдат и сержантов Красной Армии за период с 1941 по 1945 годы установлено: «Воздушный стрелок 17 гвардейского штурмового авиационного полка 258 смешанной авиационной дивизии 7 Воздушной армии старшина Гордеев Сергей Афанасьевич, 1914 года рождения, уроженец Вологодской области, Белозерского района, Раменского сельсовета, д. Погорелки, призван Вологодским РВК, г. Вологда, погиб 5 марта 1943 года в районе с. Луостари, что в 16 км юго-западнее Петсамо, Финляндия (с 1945 года поселок городского типа Печенга Мурманской области)».
Также из архивных документов стало известно, что «5 марта 1943 года были две штурмовки аэродрома Луостари: утром и днем. Двухместный экипаж Ил-2 № 2734 участвовал в бою, который продолжался с 13 часов 28 минут до 14 часов 40 минут. В вылете были задействованы восемь Ил-2. Они наносили штурмовой удар с высоты 25-50 метров. В результате в Луостари было уничтожено четыре Ju-88 (двухмоторные бомбардировщики), три FW109, повреждено четыре FW109, отмечен сильный взрыв на аэродроме. Два Ил-2 и три человека не вернулись с боевого задания: Пажогин, Пенюгин и Гордеев...»
«Их атаковали восемь «мессершмиттов» и зенитная артиллерия с аэродрома. Один из Ил-2 был одноместный, его пилот старший сержант И. С. Пажогин погиб. А пилот второго Ил-2 сержант В. К. Пенюгин в том бою остался жив и позже вернулся в часть. Но он погиб 18 ноября 1943 года в другом бою…», - говорилось в газетной статье.
Благодаря находкам поисковиков стали известны обстоятельства последнего боя летчиков на земле 5 марта 1943 года:
«Воздушный стрелок Сергей Гордеев был тяжело ранен в воздухе и принял последний смертный бой, прикрывая отход пилота Василия Пенюгина… В том месте, где совершил посадку самолет, у подножия горы Малый Кариквайвишь, были расположены мощные узлы сопротивления противника. Горные егеря в 1943 году строили здесь укрепления и готовились к обороне... Они увидели: самолет упал, не взорвался, значит, летчиков надо взять в плен. Поэтому Гордеев отстреливался, а Пенюгин уходил вниз по склону к Титовским порогам. Ему удалось уйти.
Егеря же и праздновали победу над раненым летчиком, отсюда и бутылка из-под шампанского… Понятно, что Гордеев, скорее всего, кого-то подстрелил или убил - поэтому враги вымещали злобу, пробив ему череп.
Вступив в бой за «други своя», приняв мучения в глухой тундре на виду немецких «лисьих нор» у горы Малый Кариквайвишь, Сергей Гордеев исполнил не только воинский долг. Он победил страх перед смертью. Он сделал выбор и не сдался в плен, прикрыл отход более молодого товарища, потому что для души смерти нет. А долг перед своей душою есть у каждого человека».
Благодаря белозеру Михаилу Михайлову поисковики из Мурманской области завершили свою работу - нашлись родные и близкие Сергея Гордеева. У него есть родной внук, названный в честь деда. Живет Сергей Рудольфович в местечке Ура-Губа, это тоже в Мурманской области. Нашли еще племянницу фронтовика, Ларису Федоровну Бутанову из Череповца.
Поисковики поддерживают связь со всеми родственниками воздушного стрелка и пригласили их на открытие памятника Сергею Гордееву, которое состоялось совсем недавно. Организацию мероприятий по увековечиванию памяти погибшего героя-белозера взяли на себя администрации города Заполярный и поселка Корзуново, которые оказывают большую помощь в поисковой работе отряда «Петсамо».
В Книге памяти Вологодской области Белозерского района (Вологда, 1995) на странице 83 есть короткая запись под номером 735: «Гордеев Сергей Афанасьевич, старшина, 1914 - 5.03.1943. Погиб. Место рождения - Белозерский район. Место захоронения - Карелия». Теперь, через 71 год после гибели отважного воина, в эту запись можно добавить подробности. Родным воздушного стрелка есть кем гордиться!

Светлана ОНЕГИНА

Отсюда
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1814
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань


Вернуться в ВВС Армии и ПВО



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


cron