17-й ГвШАП - сержант Гордеев Сергей Афанасьевич

Полки, летчики, события

Модератор: Модераторы форумов

Ответить
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

17-й ГвШАП - сержант Гордеев Сергей Афанасьевич

Сообщение sk16rus »

Их помнит мир спасённый

Удивительную роль отвела жизнь Юрию Павловичу Бидненко, да и всем поисковикам из отряда «Петсамо», – связывать, казалось бы, безвозвратно, навеки оборванные в сопках и болотах нашей тундры в годы войны нити человеческих судеб… И возвращать в чужие родословные имена и память о героических предках.

Вот и сегодня просится к рассказу история 70-летней давности, которая дала о себе знать в начале 80-ых годов, но точку в ней поставить удалось только в 2013 году. Такой вот счёт: 1943-1982-1983 – 2013. Но обо всём по порядку…

Пришедший с новыми материалами в редакцию газеты «Печенга» заместитель командира поискового отряда «Петсамо» Юрий Павлович Бидненко признался, что прямо на митинге в посёлке Корзуново, у памятника погибшим во время Великой Отечественной войны лётчикам, у поисковиков – Юрия Кобякова, Альберта Ничипорука, Алексея Бидненко – родилась мечта определить имя последнего неизвестного героя, захороненного здесь. Этот разговор состоялся на открытии мемориальной доски В.Е. Кочеткову, лётчику с «Аэрокобры». Надежда была, все точно знали: безымянный воин – с двухместного штурмовика Ил-2, но кто он, и кто этим занимался, было неизвестно.

История находок в 1982 году

Ю.П. Бидненко говорит:
-Стали расспрашивать, вспоминать, как всё было, вышли на Александра Степановича Купрацевича, руководителя клуба любителей подводного плавания «Нерей», который рассказал, что занимались находкой все вместе ребята из клуба, и показал действующий и ныне стенд в ДОСААФ, посвящённый штурмовику – «летающему танку» Ил-2.
По его свидетельству, кабина лётчика до бронеперегородки вся выгорела, кабина стрелка тоже. Задний бак, выход из кабины стрелка, хвост с правой стороны, стабилизаторы сильно помяты. В самолёте имелись большие пробоины диаметром 250-300 миллиметров. Создалось впечатление, что самолёт приземлился на толстый слой снега и, когда снег растаял, опустился на камни. И хотя местность очень каменистая, самолёт не развалился.
А привёл группу ребят к месту падения самолёта Валерий Роговский.
Чтобы уточнить детали, мы вместе с Ю.П. Бидненко встретились с Валерием Леонидовичем Роговским, нашим местным художником. Он, несмотря на прошедшие тридцать лет, помнит многое: «В начале 80-ых нашёл Ил-2 Володя Федосин, нашёл в районе озера Чапр, в метрах девятистах от горы Малый Кариквайвишь и показал мне.

Они сели прямо под немецкой обороной – у подножия горы. Мы туда, к Ил-2, не один раз ходили, переправляясь в гидрокостюмах через Титовку: возвращались, чтобы записать номер самолёта. В последний раз осмотрели всё вокруг более тщательно и увидели, что из дёрна торчало одно ребро. Аккуратно провели вскрытие дёрна. Когда сняли дёрн, открылось, что он (лётчик — Г.Д.) рядом с самолётом прятался в камнях и отстреливался – осталась кучка советских стреляных гильз. Всё хорошо видно на чёрно-белой фотографии, которую сделал тогда А. Купрацевич. Они горели, сели на вынужденную. Погибший был в лётной кожаной куртке, металлические молнии сохранились, в кармане у него двойной сине-красный карандаш. Рядом – все пряжки и рамка от парашюта. Документов никаких не было, видно, немцы забрали. Останки мы собрали, загрузили в патронный ящик и привезли в Заполярный. Потом хоронили его в Корзуново. (Хоронили в тот день двоих лётчиков – ещё никельчане одного нашли)».
Валерий рассказал о некоторых подробностях: скелет хорошо сохранился, кости были белыми, а вот череп погибшего разбит; рядом валялась толстостенная тяжёлая немецкая бутылка из-под шампанского. Одна нога была в валенке, а второй ноги не было, рядом тоже ничего не обнаружили.
Александр Купрацевич, работавший в ту пору в одном из отделов управления ГМК «Печенганикель», рассказал, что похороны 25 октября 1982 года в Корзуново были организованы совместно с руководством лётной части.
Сохранились фотографии почётного караула у памятника, а также фото Купрацевича и Роговского, снявшихся рядом с майором Орловым на память о том, далеко не рядовом событии в их жизни.
Есть и мне, вашему корреспонденту, что добавить, как говорится, в строку. Работала я тогда в газете «Горняк Заполярья», и ребята из клуба «Нерей» пригласили в ДОСААФ к А. Купрацевичу посмотреть стенд, витрину и фотографии Ил-2. Тогда, в 1983 году, в многотиражке ГМК «Печенганикель» мы напечатали статью и фотографию сбитого самолёта у подножия горы. Вот её-то я и узнала, когда Ю.П. Бидненко принёс материалы поиска в редакцию газеты «Печенга». «Что-то рвётся в этот мир, – подумала я, – раз самолёт «вернулся» через 30 лет. Тело может быть разрушено, душа бессмертна! Душа – это сгусток энергии, а значит, и информации. Ей нужно пробиться к нам!»
А что другое будешь думать, если уже не раз становишься свидетелем закольцованности событий?

Поиск в 2012 году

Подтвердил мои невысказанные мысли Ю. Бидненко. Он продолжил рассказ: «Да, там были найдены останки одного из членов экипажа. Но в тот период информация закрыта была, и с архивами трудно было работать, им не удалось больше узнать об экипаже… Неизвестно, кто это был: пилот ли, стрелок ли?.. Главное, ребята записали номера: на нескольких фрагментах номер 2734, на бронеспинке кресла лётчика номер, выбитый вручную на табличке, – 1871534, также были обнаружены несколько номеров на агрегатах.

И уже нам предстояло разобраться, какой номер истинный. К расследованию подключились знакомые и друзья-поисковики. Попали в руки акт обследования самолёта и фотография фрагмента, где указан заводской номер 2734, написанный чёрной краской. Этот же номер – на левой и правой створках шасси: 2734Л и 2734П.
(-Забегая вперёд, – продолжает Юрий Павлович, – сразу скажу, что номер на бронеспинке лётчика, выбитый вручную на табличке, принадлежал другому самолёту. Это факт, подтверждённый сводкой происшествий от 05.06.1943 года: при посадке на аэродром в Подужемье у этого самолёта было сломано шасси и повреждён фюзеляж, самолёт был отправлен в ремонт, пилот сержант М.Г. Дружинин остался жив.)
Конечно, для уточнения сведений мы должны были обратиться в архив, что и сделали. Глава администрации муниципального образования г. Заполярный И.П. Цыпилёв от своего имени отправил наш запрос в Центральный архив Министерства обороны РФ в г. Подольск.
Из ответа стало понятно, что наши предположения о заводском номере были верны. В архивной справке от 29 мая 2012 года за № 11/14683 были сведения, которые пролили свет и на другие наши вопросы, дали возможность продолжить работу по поиску родных.

Из далёкого 1943 года

АРХИВНАЯ СПРАВКА

По документам учёта безвозвратных потерь сержантов и солдат Советской Армии за период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. установлено:
-воздушный стрелок 17-ом гвардейского штурмового авиационного полка 258-ой смешанной авиационной дивизии 7 Воздушной армии старшина Гордеев Сергей Афанасьевич, 1914 года рождения, уроженец Вологодской обл., Белозерского р-на, Раменского с/с, д. Погорелки, призван Вологодским РВК г. Вологда, погиб 5 марта 1943 года в районе с. Луостари, что в 16 км юго-западнее Петсамо, Финляндия (с 1945 года посёлок городского типа Печенга, Мурманской обл.).
Жена – Гордеева Лидия (отчество не указано) проживала по адресу: Свердловская обл., Карпинский р-н, (так в документе), с. I Павловка, Горный пос., д. 7. Основание: ЦА МО РФ, донесение № 13359с – 1943 год (фонд 58, опись 18001, дело 1281, лист 17).

В журнале учёта боевых потерь 258-ой смешанной авиационной дивизии, в состав которой входил 17 гвардейский штурмовой авиационный полк за 1942 – 1944 гг. значится: «17-ый гв шап 5.03.1943 года самолет ИЛ-2 № 2734 воздушный стрелок Гордеев … После штурмовки аэр. Луостари был атакован и сбит самолетом Ме-109 ф. Упал в 10-15 км восточнее аэр. Луостари. Стрелок погиб (всё – так в документе). Основание: ЦА МО РФ, ф.20070, оп. 2, д. 3, л. 12 об., л. 13.

В оперативной сводке штаба 258 смешанной авиационной дивизии № 097 от 5 марта 1943 года г. Мурманск записано:
«Части 258 сад 5.03.1943 года штурмовыми действиями уничтожили м/часть самолетов противника на аэродроме Луостари… 17 гв шап … в результате воздушного боя … стрелок радист, старшина Гордеев не вернулись с боевого задания» (всё – так в документе). Основание: ЦА МО РФ, ф. 20070, оп.1, д.3-а, л. 89.

В книге учёта безвозвратных потерь 258 сад за 1941-1945 гг. значится: «Гордеев Сергей Афанасьевич, старшина ИЛ – 2, воздушный стрелок 17 шап, 1914 года рождения, уроженец Вологодской обл., Белозерского р-на, призван Вологодским РВК, погиб в воздушном бою 5 марта 1943 года в районе Луостари (место захоронения не указано)». Основание: ЦА МО РФ, ф 20070, оп. 2, д. 3-а, л. 36 (об.), л. 37. И подпись: «Начальник отдела М. Чернего».

Из оперативной сводки стало известно, что 3 марта 1943 года были две штурмовки аэродрома Луостари: утром и днём.
Двухместный экипаж Ил-2 № 2734 участвовал в бою, который продолжался с 13 час. 28 мин. по 14 час. 40 мин. В вылете были задействованы 8 ИЛ-2 17 гшап в сопровождении 7 P-39 («Аэрокобр») из 19 гиап и 4 Р-40 («Киттихаук») из 195 иап, ведущий гв. лейтенант Бочков. Они нанесли штурмовой удар с высоты 25–50 м.
В результате в Луостари уничтожено: 4 Ju–88 (двухмоторные бомбардировщики); 3 FW 109, повреждено 4 FW 109; отмечен сильный взрыв на аэродроме. 2 ИЛ-2 и три человека не вернулись из боевого задания: Пажогин, Пенюгин и Гордеев. Основание: ЦА МО РФ, ф. 16 ГИАД, оп. 1, д. 5, л. 89.

Бидненко уточняет: «Их атаковали 8 «мессершмитов», а также зенитная артиллерия с аэродрома. Один из сбитых Ил–2 № 6731 был одноместный, его пилот ст. сержант Пажогин Иван Семёнович погиб. А вот пилот «нашего» Ил-2 № 2734 ст. сержант Пенюгин Василий Константинович в том бою остался жив. Пилот Пенюгин вернулся в часть. Но он тоже погиб, выполняя боевое задание. Мл. лейтенант В.К. Пенюгин погиб 18 ноября 1943. Такая судьба.

Благодаря находке В.Л. Роговского, мы узнали обстоятельства последнего боя лётчиков на земле 5 марта 1943 года. И можем предположить вполне достоверно, что воздушный стрелок Сергей Гордеев был тяжело ранен в воздухе и принял последний смертный бой, прикрывая отход пилота Василия Пенюгина».

Последний бой – на земле

Для тех, кто хорошо знает местность и историю боевых действий на территории Печенгского района, уже после упоминания места вынужденной посадки самолёта у подножия горы Малый Кариквайвишь, стало понятно, что экипаж попал из огня да в полымя.
Сама высота имела крутые каменистые склоны, местами недоступные гранитные обрывы. На Большом и Малом Кариквайвишь были расположены мощные узлы сопротивления противника. Они имели развитую сеть долговременных укреплений из опорных пунктов.
Горные егеря в 1943 году здесь строили укрепления и готовились к обороне. Обживались, одним словом. До самолёта – рукой подать. Не взорвался – значит, лётчиков надо взять в плен. Поэтому Гордеев отстреливался, а Пенюгин уходил вниз по склону к Титовским порогам. Световой день был уже достаточно продолжительным, но время послеобеденное, ближе к сумеркам. Ему удалось уйти. О чём наши в документах отметили дополнительно.
Кстати, «копатели» (есть такая категория добытчиков) нашли в одном из блиндажей сапёров на Малом Кариквайвише большой кусок резины – протектированный бак самолета, броню от Ил-2 и редуктор винта (выложили фото в Интернет), что говорит о том, что егеря, благоустраиваясь, использовали самолёт как трофей. Понятно, что они праздновали победу – тут и объясняется наличие бутылки шампанского. Понятно, что Гордеев, скорей всего, кого-то подстрелил или убил – поэтому вымещали злобу, пробив его череп.

Остаются вопросы: добивали живого или уже мёртвого и куда делась нога с валенком? Маловероятно, что участники того боя с раненым воздушным стрелком живы, да и вряд ли бы они сегодня взялись откровенничать, поэтому эти вопросы теперь останутся, скорей всего, без ответа.
Вступив в бой «за други своя», приняв мучения в глухой и неуютной тундре на виду немецких «лисьих нор» на горе Малый Кариквайвишь, Сергей Гордеев исполнил не только воинский долг. Он победил страх перед смертью. Он сделал выбор и не сдался в плен, прикрыл отход более молодого товарища, потому что для души смерти нет, а долг перед своей душою у каждого человека есть.

За что бились наши лётчики в те дни?

Почему столь активно наши штурмовали Луостари и другие немецкие аэродромы? Была этому весьма существенная причина.
В начале марта 1943 наши войска после сталинградской битвы выдавливали немцев из Подмосковья, освободили города Ржев и Гжатск, вели кровопролитные бои под Харьковом (Харьковский котёл) и, несмотря ни на что, готовились к летней кампании – к Курской битве. Для успешной подготовки Сталин выжимал из союзников обещанную помощь. Поэтому в Мурманске под разгрузкой стояли транспорты, пришедшие из Ливерпуля с конвоями JW-52 (14 транспортов), JW-53 (28 транспортов). Немцы ожесточённо бомбили город и порт. Нам надо было обеспечить безопасность, сохранить прибывшие грузы. Немцы в те дни разбомбили здание НКВД, потому что стремились обеспечить работу своей агентуры – в городе было много шпионов.

Но мы уже научились отвечать, о чём свидетельствовали массированные атаки аэродромов, приносившие противнику бОльшие потери в материальной и живой силе, сковавшие их работу…

Хорошо, если такие есть в роду…

Нет, недаром всё больше наших современников интересуются правдивой историей тех лет. Нам, нашим детям и последующим, кто придёт и наследует, жить дальше.
Хорошо, если за плечами в роду у тебя такие сильные и крепкие душой и духом предки, как воздушный стрелок Сергей Афанасьевич Гордеев. Душа его достучалась, добилась – передали поисковики «Петсамо» весточку его семье. Оказалось, есть у Сергея Афанасьевича внук Сергей, понятно, в честь кого так названный. Он, говорит Ю.П. Бидненко, приедет на открытие мемориальной доски. И приедет не один – в дорогу собирается вся родня Гордеевых.

Г.Быстрова
Отсюда
Изображение
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: 17-й ГвШАП - сержант Гордеев Сергей Афанасьевич

Сообщение hellcat »

Cамолёт сел рядом с Титовкой, где проходила вторая линия обороны немцев. Недалеко от него был ещё один Ил-2, его в 85-м году вывезли киевляне. Номер неизвестен. Обломки ещё одного Ил-2, вернее части бронекорпуса, я собирал на немецких позициях на Ортлере, недалеко от Б.Кариквайвиша, они и сейчас там лежат. Там же лежит шестерня редуктора от Кобры, которая была на болоте в том районе. Несколько фото самолёта Гордеева.
  • Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение
Изначально информацию предоставил Владимир Чернышов из Заозёрска (в своё время получил её от А.С.Купрацевича), он же предположил, что это самолёт экипажа Пенюгин-Гордеев. Что потом и подтвердилось.
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: 17-й ГвШАП - сержант Гордеев Сергей Афанасьевич

Сообщение sk16rus »

Газета «Красный Север»
№66 (27 333) / среда, 25 июня 2014/
Воздушный стрелок выполнил свой долг до конца

Некоторое время назад в районной газете «Белозерье» была опубликована информация о том, что поисковый отряд «Петсамо» из Мурманской области разыскивает родных погибшего в годы войны уроженца Белозерского района, воздушного стрелка Сергея Афанасьевича Гордеева. В марте текущего года эта история получила продолжение. В редакцию «районки» пришел житель Белозерска Михаил Михайлович Михайлов, который рассказал о том, что он приходится племянником Гордеева и, прочитав заметку, написал мурманским поисковикам.

С собой Михаил Михайлович принес ответ от заместителя поискового отряда «Петсамо» Ю.П.Биденко и заметку о своем дяде «Их помнит мир спасенный…», опубликованную в районной газете «Печенга» 8 мая 2013 года. Из этой статьи стали известны новые факты гибели нашего земляка.
Когда поисковики обнаружили сбитый самолет Ил-2, они тщательно обследовали местность вокруг. Неподалеку увидели торчащее из дерна ребро и аккуратно провели снятие дерна: «Открылось, что летчик рядом с самолетом прятался в камнях и отстреливался (осталась кучка советских стреляных гильз). Скорее всего, самолет был подбит, горел, сел на вынужденную посадку... Погибший одет в кожаную летную куртку, металлические молнии сохранились, в кармане двойной сине-красный карандаш… Череп погибшего был разбит, рядом валялась тяжелая немецкая бутылка из-под шампанского. Одна нога была в валенке, а вторую поисковики так и не обнаружили. Останки похоронили в октябре 1982 года в Корзунове.
Документов не было, но ребята записали номера: на нескольких фрагментах самолета номер 2734, на бронеспинке летчика номер 187 1534, выбитый вручную на табличке…
Для уточнения сведений пришлось обращаться в архив. По документам учета безвозвратных потерь солдат и сержантов Красной Армии за период с 1941 по 1945 годы установлено: «Воздушный стрелок 17 гвардейского штурмового авиационного полка 258 смешанной авиационной дивизии 7 Воздушной армии старшина Гордеев Сергей Афанасьевич, 1914 года рождения, уроженец Вологодской области, Белозерского района, Раменского сельсовета, д. Погорелки, призван Вологодским РВК, г. Вологда, погиб 5 марта 1943 года в районе с. Луостари, что в 16 км юго-западнее Петсамо, Финляндия (с 1945 года поселок городского типа Печенга Мурманской области)».
Также из архивных документов стало известно, что «5 марта 1943 года были две штурмовки аэродрома Луостари: утром и днем. Двухместный экипаж Ил-2 № 2734 участвовал в бою, который продолжался с 13 часов 28 минут до 14 часов 40 минут. В вылете были задействованы восемь Ил-2. Они наносили штурмовой удар с высоты 25-50 метров. В результате в Луостари было уничтожено четыре Ju-88 (двухмоторные бомбардировщики), три FW109, повреждено четыре FW109, отмечен сильный взрыв на аэродроме. Два Ил-2 и три человека не вернулись с боевого задания: Пажогин, Пенюгин и Гордеев...»
«Их атаковали восемь «мессершмиттов» и зенитная артиллерия с аэродрома. Один из Ил-2 был одноместный, его пилот старший сержант И. С. Пажогин погиб. А пилот второго Ил-2 сержант В. К. Пенюгин в том бою остался жив и позже вернулся в часть. Но он погиб 18 ноября 1943 года в другом бою…», - говорилось в газетной статье.
Благодаря находкам поисковиков стали известны обстоятельства последнего боя летчиков на земле 5 марта 1943 года:
«Воздушный стрелок Сергей Гордеев был тяжело ранен в воздухе и принял последний смертный бой, прикрывая отход пилота Василия Пенюгина… В том месте, где совершил посадку самолет, у подножия горы Малый Кариквайвишь, были расположены мощные узлы сопротивления противника. Горные егеря в 1943 году строили здесь укрепления и готовились к обороне... Они увидели: самолет упал, не взорвался, значит, летчиков надо взять в плен. Поэтому Гордеев отстреливался, а Пенюгин уходил вниз по склону к Титовским порогам. Ему удалось уйти.
Егеря же и праздновали победу над раненым летчиком, отсюда и бутылка из-под шампанского… Понятно, что Гордеев, скорее всего, кого-то подстрелил или убил - поэтому враги вымещали злобу, пробив ему череп.
Вступив в бой за «други своя», приняв мучения в глухой тундре на виду немецких «лисьих нор» у горы Малый Кариквайвишь, Сергей Гордеев исполнил не только воинский долг. Он победил страх перед смертью. Он сделал выбор и не сдался в плен, прикрыл отход более молодого товарища, потому что для души смерти нет. А долг перед своей душою есть у каждого человека».
Благодаря белозеру Михаилу Михайлову поисковики из Мурманской области завершили свою работу - нашлись родные и близкие Сергея Гордеева. У него есть родной внук, названный в честь деда. Живет Сергей Рудольфович в местечке Ура-Губа, это тоже в Мурманской области. Нашли еще племянницу фронтовика, Ларису Федоровну Бутанову из Череповца.
Поисковики поддерживают связь со всеми родственниками воздушного стрелка и пригласили их на открытие памятника Сергею Гордееву, которое состоялось совсем недавно. Организацию мероприятий по увековечиванию памяти погибшего героя-белозера взяли на себя администрации города Заполярный и поселка Корзуново, которые оказывают большую помощь в поисковой работе отряда «Петсамо».
В Книге памяти Вологодской области Белозерского района (Вологда, 1995) на странице 83 есть короткая запись под номером 735: «Гордеев Сергей Афанасьевич, старшина, 1914 - 5.03.1943. Погиб. Место рождения - Белозерский район. Место захоронения - Карелия». Теперь, через 71 год после гибели отважного воина, в эту запись можно добавить подробности. Родным воздушного стрелка есть кем гордиться!

Светлана ОНЕГИНА

Отсюда
Изображение
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя