Вместе с торпедоносцами.

Все о 46-ом ШАП ВВС СФ, потерях, победах, летчиках и т.д. Форум посвящен памяти О.В.Скопинцева.

Модератор: Модераторы форумов

Правила форума
- Темы форума, содержащие основную информацию о Полке, будут закреплены в верхней части и закрыты.
- Обсуждение основной информации о Полке будет производиться в отдельных темах.
- Любая вновь созданная тема, не относящаяся к истории Полка, будет удалена (перенесена в другое подходящее место).
Ответить
Аватара пользователя
Ghost Gray
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 23 май 2013 08:06
Откуда: Москва

Вместе с торпедоносцами.

Сообщение Ghost Gray »

Фрагмент главы 7 "Черная смерть" над морем" из книги Д. М. Дёгтева, Д. В. Зубова
"Черная смерть". Правда и мифы о боевом применении штурмовика ИЛ-2. 1941 1945".

Активные действия штурмовиков на Северном флоте начались только после того, как туда весной 1943 г. с Черного моря перебазировался 46 й ШАП. Его боевой дебют состоялся 7 июня, когда самолет-разведчик обнаружил в Кобхольм-фьорде два немецких транспорта, шедшие без охранения. Для нанесения воздушного удара по ним вылетели пять Ил 2 во главе с капитаном Алексеем Мазуренко. Их прикрывали 12 «Харрикейнов» и «Аэрокобр». Штурмовики зашли на цель со стороны финского берега и на высоте 1500 метров появились над морем.

Немецкие моряки, до этого в Арктике ни разу не видавшие «черную смерть», поначалу даже не поняли, что это за самолеты, и подали опознавательные сигналы. И только не получив ответа, корабельные зенитки открыли по ним огонь. Трассеры также появились и со стороны берега, с замаскированных зенитных батарей.
Штурмовики выполнили сброс бомб по традиционной «сухопутной» схеме, с пологого пикирования и с высоты 1200–1400 метров. Лейтенант Сергей Гуляев затем доложил, что после прямых попаданий его 100 кг бомб «загорелся и затонул» транспорт тоннажем в 5000 брт, а капитан Мазуренко претендовал на «повреждение» другого судна. Однако на самом деле оба транспорта благополучно дошли до порта назначения.

Через двенадцать дней – 19 июня – береговые посты наблюдения в 00.50 заметили конвой из трех транспортов, двух тральщиков и шести сторожевых катеров, который шел вдоль берега по маршруту Кобхольм-фьорд – залив Петсамовуоно. В небе над конвоем барражировали истребители. Ночь была белой, и в 2.20 по московскому времени для нанесения удара по кораблям вылетели четыре Ил 2 из 46 го ШАП в сопровождении восьми «Харрикейнов» Mk.II.
В 2.56, незадолго до подхода штурмовиков, к конвою вышли восемь Р 39, завязавших бой с патрульными Bf 109G. Пилоты «Аэрокобр» бились геройски, расчищая дорогу Илам, и потеряли пять машин. Четыре из них были на счету командира 9 й эскадрильи JG5 обер-лейтенанта Вульфа Дитриха Видовитца. Кроме того, по немецким данным, затем были сбиты еще и четыре «Харрикейна» из прикрытия штурмовиков.

Тем временем появившиеся «горбатые», развернувшись, начали заход на конвой со стороны открытого моря. Атака в направлении берега давала больше шансов на спасение в случае повреждения самолета зенитным огнем. Однако, вероятно не выдержав напряжения, пилоты штурмовиков с большой дистанции выпустили все «эрэсы» одним залпом, потом побросали в воду бомбы и поспешили удалиться, пока никого из них не сбили.

26 августа самолет-разведчик обнаружил в районе мыса Кибергнес очередной германский конвой. По оценке летчиков, он состоял из четырех миноносцев и еще девятнадцати различных кораблей, а в воздухе поблизости барражировали истребители. Для его атаки с аэродрома Ваенга вылетели четыре Ил 2 из 46 го ШАП, а также три торпедоносца A 20J из 9 го ГвМТАП майора Ф.В. Костькина. Ударную группу сопровождали 16 Як 1, Р 39 и «Харрикейнов». Однако эта операция закончилась полнейшим фиаско.

В 17.03 в районе Сюльт-фьорда советские самолеты попытались выйти на «фашистские транспорты». Но уже при заходе вся группа была атакована «мессершмиттами», сбившими десять из двадцати трех машин! Среди них были и три «горбатых» [98] . И хотя вернувшиеся пилоты сообщили о восемнадцати якобы сбитых ими в воздушном бою «стервятниках», на самом деле все Bf 109G и Bf 110F из JG5 благополучно приземлились на своих аэродромах.
13 октября разведчик А 20 из 118 го ОМРАП в очередной раз облетал побережье Норвегии. В 8.55 в районе Варангер-фьорда в прибрежной дымке летчики увидели конвой, в котором насчитали приблизительно пятнадцать кораблей. Командование ВВС Северного флота решило перебить его «комбинированным ударом» бомбардировщиков Пе 2, торпедоносцев A 20J и штурмовиков Ил 2. Приказ в боевые части поступил в 9.45, однако подготовка к операции затянулась аж на четыре часа. При этом на «доразведку цели» высылалось несколько Як 1.

В итоге первый удар по конвою был нанесен только в 14.58 по московскому времени уже непосредственно в акватории Варангер-фьорда. В нем участвовали шесть «горбатых» из 46 го ШАП в сопровождении истребителей. Увидев окрашенные в бело-шаровые камуфляжные полосы корабли, пилоты начали заход. На сей раз одна из сброшенных бомб ФАБ 100 попала в пароход «Амстердам». Однако для судна тоннажем 3655 брт этого было явно маловато, и оно лишь незначительно пострадало. Нападавшие же заплатили за одно попадание дорогую цену. Зенитки и истребители II./JG5 сбили два Як 1 и один Ил 2. Последний сел на воду и быстро затонул. Еще три штурмовика получили тяжелые повреждения.

Атака бомбардировщиков и торпедоносцев оказалась еще менее удачной. Не добившись ни одного попадания, они потеряли три A 20J, два Р 39 и один Пе 2. Большинство экипажей ждала смерть в ледяной воде Баренцева моря. При этом все истребители JG5 «Айсмеер» благополучно вернулись на свою базу [99] .
На этом попытки «комбинированных» ударов с воздуха в 1943 г. прекратились. Однако через пять месяцев командование ВВС Северного флота провело новую масштабную операцию.

Утром 17 марта 1944 г. разведчик А 20 все из того же 118 го омрап обнаружил у норвежского побережья, в районе Конгс-фьорда, конвой в составе трех транспортов и множества кораблей охранения. Первый удар по нему в 12.27 нанесли Р 40 из 27 го иап ВВС СФ майора А.Я. Дижевского, сбросившие бомбы ФАБ 100. Затем в море были отосланы семь Ил 2 из 46 го ШАП, семь «Киттихауков» и четыре A 20J. Ударную группу сопровождали 16 «Аэрокобр» и Як 7.
Согласно штабному плану, сначала должны были атаковать штурмовики, а затем торпедоносцы, но на практике вышло все наоборот. Первыми в 12.58 на цель вышли «Бостоны». Сброшенные ими торпеды прошли мимо, зато все четыре машины были одна за другой сбиты и, пылая, рухнули в море. Видимо, это зрелище так отвлекло корабельных зенитчиков, что Илы смогли пройти над конвоем без потерь, сбросив 36 фугасных бомб и выпустив 37 «эрэсов». Но, несмотря на это, корабли так и не были поражены.

В завязавшемся воздушном бою истребители III./JG5 сбили две «Аэрокобры», в одной из которых на дно морское ушел командир 255 го ИАП майор Николай Чертов. В свою очередь, советские летчики «скромно» заявили о девяти сбитых мессерах, но в документах люфтваффе нет упоминаний хотя бы об одном поврежденном в тот день истребителе из эскадры «Айсмеер».

Командование авиации Северного флота не унималось, и уже вечером в 17.20 и в 17.30 конвой снова атаковали группы Ил 2 и Р 40. Попаданий опять не было, и вторая массированная атака закончилась крахом. Однако, исходя из оптимистических донесений летчиков, следующие операции против кораблей планировались все с таким же размахом.
23 апреля советский разведчик засек в Варангер-фьорде большую группу немецких кораблей. Это был вышедший из Киркенеса конвой West 117, в состав которого входили 14 транспортов и 16 кораблей охранения. Для удара по нему, согласно уже устоявшейся практике, выслали торпедоносцы A 20J, штурмовики Ил 2 и истребители Р 40, действовавшие в качестве пикировщиков. Они появились над конвоем, когда тот находился восточнее островка Варде, уже на выходе из Варангер-фьорда. Единственным успехом массированной атаки стало повреждение сторожевика V 16109 «Нордвинд». В него попала торпеда, сброшенная с одного из «Бостонов». При взрыве у корабля оторвало носовую часть, но он все же остался на плаву.

Через два с половиной часа командование ВВС Северного флота предприняло повторную атаку конвоя. И на этот раз пилоты «Киттихауков» из 27 го ИАП все же смогли добить «Нордвинд», которого кормой вперед буксировал сторожевик V 6110. После четырех прямых попаданий авиабомб он затонул в проливе Буссезунд.

В этом ударе участвовала и восьмерка Ил 2 из 46 го ШАП. Корабельными зенитками был подбит самолет заместителя командира эскадрильи капитана Ильи Катунина. Согласно советским данным, 25 летний летчик направил горящий штурмовик на один из транспортов, который в результате тарана затонул. Уже спустя неделю – 31 мая 1944 г. – Катунину и его заднему стрелку Андрею Маркину посмертно присвоили звания Героев Советского Союза [100] .
В отчете командира конвоя West 117 действительно говорится, что сосредоточенным зенитным огнем со сторожевого корабля V 6110 и охотника за подводными лодками Uj 1220 был сбит один «цементбомбер». Однако при этом он никого не протаранил, а рухнул в море в 150 метрах от плавбазы «Везер». Всего же ВВС Северного флота потеряли в ходе атак этого конвоя семь самолетов, по три Ил 2 и Р 40 и один A 20J.

11 мая экипаж разведчика Пе 3 обнаружил в 00.35 в районе поселка Омганг немецкий конвой из семи транспортов и 21 корабля охранения, следовавший восточным курсом. Первыми его атаковали торпедоносцы Ил 4, потом – истребители Р 40, затем – «Бостоны», и только в 4.02 над конвоем появились шесть Ил 2 из 46 го ШАП. И уже в который раз все атаки имели нулевой результат.

С 8.32 по 8.40 по конвою, находившемуся около мыса Кибергнес, нанесли последовательные удары три группы «горбатых», состоявшие соответственно из пяти, шести и шести самолетов. Последняя атака «черных смертей» на корабли была зафиксирована в 9.37. Но и после этого конвой еще дважды бомбили «Киттихауки».

Всего же в течение 11 мая ВВС Северного флота произвели против него 207 самолето-вылетов, но их результат оказался очень скромным. Затонул лишь один мобилизованный норвежский рыболовный траулер V 6113 тоннажем 514 брт. Кому именно принадлежит сей скромный трофей, пилотам Ил 2, Р 40 или «Бостонам», неизвестно.

16 июня 1944 г. советский самолет-разведчик в 22.00 в районе мыса Нордкин засек очередной крупный немецкий конвой. Ночь была белой, и уже в 1.40 17 июня поступило повторное донесение о его обнаружении. Сначала транспорты безуспешно атаковали подводные лодки М 200 и М 201, а потом за это неблагодарное дело принялась авиация.

Первыми в 8.54 на корабли сбросили 100 кг бомбы самолеты Р 40 из 27 го иап, потом – шестерка Ил 2 из 46 го ШАП. Затем в 9.04 южнее мыса Кибергнес появились еще шесть штурмовиков, а последняя атака «горбатых» на конвой была зафиксирована в 9.07. По возвращении на базу пилоты доложили о потопленном тральщике, но на самом деле все удары снова завершились ничем. Лишь торпедоносцам A 20J из 9 го ГвМТАП удалось потопить транспорт «Дихси» тоннажем 1670 брт [101] .

Это была последняя крупная операция ВВС Северного флота с привлечением штурмовиков Ил 2. Таким образом, пилотам Илов и на Баренцевом море не удалось потопить ни одного более или менее крупного вражеского судна.
Так в чем же были общие причины неэффективного использования Ил 2 против морских целей? Ведь корабли, действительно потопленные флотскими штурмовиками за все время войны, можно пересчитать по пальцам.

Главная из них проста и банальна. Штурмовик имел слишком маленькую бомбовую нагрузку. В лучшем случае самолет мог поднять 250 кг бомбу, которой возможно было потопить только сравнительно небольшое небронированное судно, да и то при большой удаче.

Во-вторых, как тоже уже было указано, «черная смерть» не могла пикировать под большими углами, что было необходимым условием для успешных атак таких точечных и движущихся целей, каковыми являлись корабли.
В-третьих, невозможность пикирования под большими углами, в свою очередь, приводила к тому, что при атаке конвоев с малой высоты и пологого пикирования штурмовики уже на подходе к цели попадали под сосредоточенный огонь корабельной зенитной артиллерии и несли большие потери.

В-четвертых, Ил 2 из-за недостаточного радиуса действий с полной боевой нагрузкой могли атаковать цели фактически только в прибрежных водах. Для поиска же кораблей в открытом море им требовался дополнительный запас топлива. Лишь в сентябре 1944 г. в 11 й ШАД ВВС КБФ впервые начали использовать дополнительные топливные баки, подвешивавшиеся под центропланом.

Ну и, в-пятых, на общей результативности воздушных атак Ил 2 сказывалась элементарная нехватка целей, так как военный и транспортный флот Третьего рейха использовался в весьма ограниченных масштабах в войне против СССР.


Ссылки.

98. См.: Широкорад А.Б. Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками». М.: Яуза; Эксмо. 2006. С. 281–282.

99. См.: Широкорад А.Б. Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками». М.: Яуза; Эксмо. 2006. С. 292–293.

100. См.: Овчаренко А., Богатырев С. «Огненные тараны» на море. Легенды и факты // Авиамастер. 2002. № 7. С. 45.

101. См.: Широкорад А.Б. Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками». М.: Яуза; Эксмо. 2006. С. 307–312.
igor
Сообщения: 847
Зарегистрирован: 25 июл 2011 11:07
Откуда: Киселевск
Контактная информация:

Re: Вместе с торпедоносцами.

Сообщение igor »

Что-то хреново изучили вопрос авторы. Первый вылет Ил-2 совершили 1 июня, по конвою в районе Киберга. Только они конвой не нашли и атаковали сам Киберг. 7 июня был уже третий вылет, и транспорты, были с охранением. Никаких береговых зенитных батарей там не было.
19 июня никаких 5 потерянных "кобр" не было, это просто Видовитц себе столько назаказывал. Потери были 5 "харрикейнов" и 1 подбитый Ил.
13 октября пароход назывался ALSTERDAMM
Про бои 17 марта 1944 интересно написано - мол нет данных даже о поврежденных немцев в этот день. Между тем, они потеряли 3 самолета, хотя один из них разбился при взлете.
23 апреля именно Ил-2 добили поврежденный V.6109. Только прямых попаданий в него не было, 4 бомбы взорвались рядом. Т.к. корабль к тому времени был покинут экипажем, бороться за живучесть было некому и он утонул.
11 мая 1944 - кто утопил V.6113 очень даже известно, потому что в него попала торпеда.
Ну и заключение, что илам не удалось потопить ничего существенного... Кроме уже упомянутого V.6109, добитого илами, они с нуля потопили пароходы PETER PETER BORNHOFEN, WOLSUM, GOTHIA, STOR. И участвовали в утоплении еще ряда судов и кораблей. Так что туфта получается.
Аватара пользователя
Ghost Gray
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 23 май 2013 08:06
Откуда: Москва

Re: Вместе с торпедоносцами.

Сообщение Ghost Gray »

igor писал(а):Что-то хреново изучили вопрос авторы. <....> . Так что туфта получается.
Возможно, так оно и есть, разоблачители мифов - они порою такие разоблачители. Я для того сюда это и вытащил, чтобы понять и оценить, чему и кому можно верить, а чему и кому нет. Вообще, в этой книге более чем скептически, мягко говоря, оценивается и сама машина, и эффективность действий штурмовой авиации.
igor
Сообщения: 847
Зарегистрирован: 25 июл 2011 11:07
Откуда: Киселевск
Контактная информация:

Re: Вместе с торпедоносцами.

Сообщение igor »

Эффективность илов в атаках по морским целям была невелика и на севере Р-40 достигли в этой ипостаси возможно большего, но зачем сводить все к нулю?
Проблемы авторы в конце описали достаточно верно, кроме пятой - целей на севере было навалом. Другое дело, что большую часть проблем со временем можно было решить. Например массировать силы (что такое один полк?), переходить с осколочно-фугасных РС на бронебойные (хотя останется проблема с точностью, но все же). + мастерство летчиков сначала в атаках на море было фактически нулевым, но к концу кампании 1944 г. результатов стало все больше. Отчасти это из-за того, что в небе почти не осталось истребителей противника, но зато зенитный огонь становился все сильнее. Все стоящие цели потоплены Илами во второй половине 1944 г., примерно через год после начала действий на море. Пойди война дальше, еще через год они могли наловчиться еще больше.
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 17 гостей