46-ой ШАП ВВС СФ. Скопинцев В.М.

Все о 46-ом ШАП ВВС СФ, потерях, победах, летчиках и т.д. Форум посвящен памяти О.В.Скопинцева.

Модератор: Модераторы форумов

Правила форума
- Темы форума, содержащие основную информацию о Полке, будут закреплены в верхней части и закрыты.
- Обсуждение основной информации о Полке будет производиться в отдельных темах.
- Любая вновь созданная тема, не относящаяся к истории Полка, будет удалена (перенесена в другое подходящее место).
Skopintsev
Всегда с нами...
Сообщения: 96
Зарегистрирован: 13 сен 2011 09:48
Откуда: Москва

Re: 46-ой ШАП ВВС СФ. Скопинцев В.М.

Сообщение Skopintsev »

Игорь, спасибо, будем стараться, чтобы все прошло штатно.
Skopintsev
Всегда с нами...
Сообщения: 96
Зарегистрирован: 13 сен 2011 09:48
Откуда: Москва

Re: 46-ой ШАП ВВС СФ. Скопинцев В.М.

Сообщение Skopintsev »

Сегодня детально изучали Ил-2 под водой - на щитке шасси отчетливо виден номер самолета 1872452 - еще одно подтверждение (окончательное), что это самолет, на котором 25 ноября 1943 года вылетал на боевое задание экипаж Скопинцев-Гуменный. Да, был бы жив отец...
Вложения
Заводской номер1872452.jpg
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: 46-ой ШАП ВВС СФ. Скопинцев В.М.

Сообщение sk16rus »

Skopintsev писал(а):Интересно, почему с Илов очень редко выпрыгивали с парашютом, предпочитая садиться на брюхо - малая высота?
Наверное не только из-за малой высоты, а еще из-за надежности машины при такой посадке.
Кстати, где-то читал (не помню где), что изначально при поступлении Илов в части строго-настрого запрещалось их сажать без шасси и в случае неполадок предписывалось прыгать с парашютом (так как чего-то там боялись - то-ли детонации боеприпасов, то-ли капотирования, то-ли еще чего).
А потом у кого-то после пробного полета при посадке вроде отказал выпуск шасси, летчику было жаль новую машину, и он, нарушив приказ, посадил её на брюхо. Причем сделал это легко и без практически без серьезных последствий. В результате сразу же была разослана директива, разрешающая и приветствующая такой способ аварийной посадки.
Изображение
dublik
Сообщения: 108
Зарегистрирован: 24 май 2011 19:36

Re: 46-ой ШАП ВВС СФ. Скопинцев В.М.

Сообщение dublik »

Skopintsev писал(а):Сегодня детально изучали Ил-2 под водой - на щитке шасси отчетливо виден номер самолета 1872452 - еще одно подтверждение (окончательное), что это самолет, на котором 25 ноября 1943 года вылетал на боевое задание экипаж Скопинцев-Гуменный. Да, был бы жив отец...
Как я понял, после поднятия и реставрации Ил-2 будет установлен где-то под Москвой? А поподробнее можно, или пока нельзя?
Skopintsev
Всегда с нами...
Сообщения: 96
Зарегистрирован: 13 сен 2011 09:48
Откуда: Москва

Re: 46-ой ШАП ВВС СФ. Скопинцев В.М.

Сообщение Skopintsev »

Планируем Ил-2 и Як-1 установить в Музее техники Вадима Задорожного в Архангельском, где сделать небольшую экспозицию по 46-му ШАП и ВВС СФ в годы ВОВ. При этом Ил-2 попробуем восстановить до летающего состояния.
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: 46-ой ШАП ВВС СФ. Скопинцев В.М.

Сообщение sk16rus »

Думаю, "им" в Музее Задорожного будет хорошо.
На счет - научить Ил летать - дерзкая идея!
Изображение
Skopintsev
Всегда с нами...
Сообщения: 96
Зарегистрирован: 13 сен 2011 09:48
Откуда: Москва

Re: 46-ой ШАП ВВС СФ. Скопинцев В.М.

Сообщение Skopintsev »

Слава Богу, сегодня все прошло удачно - правда оказалось не два, а три РС - два 82, один 132 - все осколочно-фугасные, но все были профессионально дезактивированы. Остались под крыльями из-за повреждениий исполнительных механизмов от зенитной артиллерии аэродрома Луостари.
Вложения
РС-82.JPG
Skopintsev
Всегда с нами...
Сообщения: 96
Зарегистрирован: 13 сен 2011 09:48
Откуда: Москва

Re: 46-ой ШАП ВВС СФ. Скопинцев В.М.

Сообщение Skopintsev »

sk16rus писал(а):Думаю, "им" в Музее Задорожного будет хорошо.
На счет - научить Ил летать - дерзкая идея!
Сергей, им там будет отлично в хорошей компании.
А научить, уже один Ил-2 летает, правда восстановлен на средства Пола Аллена, и сейчас у него в коллекции...
Но мы будем восстанавливать там же - в Новосибирске, там уже у специалистов опыт есть.
Единственное, что этот самолет останется в России - это точно!
Skopintsev
Всегда с нами...
Сообщения: 96
Зарегистрирован: 13 сен 2011 09:48
Откуда: Москва

Re: 46-ой ШАП ВВС СФ. Скопинцев В.М.

Сообщение Skopintsev »

При расчистке ила в кабине пилота нашли ракетницу со стреляной гильзой от ракеты.
Видимо при посадке отец пустил ракету, обозначив место посадки - в 3 км от аэродрома.
А забрать ракетницу времени не было - самолет проваливался под лед, а нужно было еще вытащить раненного стрелка.
Ракетница отца - настоящий подарок для домашней коллекции и вещественная иллюстрация для детей и внуков.
Вложения
DSC00488.JPG
DSC00487.JPG
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: 46-ой ШАП ВВС СФ. Скопинцев В.М.

Сообщение sk16rus »

Skopintsev писал(а):Ракетница отца - настоящий подарок для домашней коллекции и вещественная иллюстрация для детей и внуков.

Да, именно такие вещицы наших предков составляют истинную память для наших потомков.
У меня нет ничего от деда, но зато осталось кое-что от бабушки (по линии отца), которая во время войны работала врачом в аэроклубе, где до войны работал мой дед (Филиппов С.Д.). Это деревянный (!) стетоскоп, костяной гребень для волос, ножницы для отрезания фитиля свечи и много других мелочей, некоторые из которых датируются аж концом 19-го века!

Ну вот, в чужой теме прихвастнул немного...
А все почему? Да потому, что рад за Вас, и по доброму чуть-чуть завидую! :D
Изображение
Skopintsev
Всегда с нами...
Сообщения: 96
Зарегистрирован: 13 сен 2011 09:48
Откуда: Москва

Re: 46-ой ШАП ВВС СФ. Скопинцев В.М.

Сообщение Skopintsev »

Сергей, как я Вас понимаю!
Тема эта Вам не чужая - все вносят свой вклад.
Хочу развеять слухи, которые поползли, что поднятый Як-1 уже за границей - сейчас был в музее Вадима Задорожного - полным ходом идет консервация - двигатель бодро хрюкает воздухозаборниками при провороте винта.
Самолет будет стоять в этом Музее!
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: 46-ой ШАП ВВС СФ. Скопинцев В.М.

Сообщение sk16rus »

На счет "чужой темы" - каюсь - забыл взять в кавычки :)
Слухов не слышал...
На АиФе писали, что Як уже в Москве, не более...

Если буду в Москве, точнее - когда буду в Москве - обязательно попробую добраться до музея. Особенно, если к тому времени и Ил-2 Вашего отца будет там!
Изображение
Аватара пользователя
Andrej
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 12 июн 2012 13:06
Откуда: Мурманск
Контактная информация:

Re: 46-ой ШАП ВВС СФ. Скопинцев В.М.

Сообщение Andrej »

Самолёт подняли, а все молчат )))
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: 46-ой ШАП ВВС СФ. Скопинцев В.М.

Сообщение sk16rus »

Видио, не до форумов пока...
Хотя, хочется тоже поскорее увидеть...
Изображение
AlexGor
Сообщения: 123
Зарегистрирован: 02 янв 2012 11:07

Re: 46-ой ШАП ВВС СФ. Скопинцев В.М.

Сообщение AlexGor »

http://www.tv21.ru/news/2012/06/21/?newsid=45969

Это - малая толика, но общее впечатление передает!
Эмоций масса!!! Вернемся домой, попробуем рассказать более внятно...

По сюжету - извините журналистов за "летчиков абвера" и за "летающую крепость Ил-2"... ну такие они, вот.... не переделаешь :) :)
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: 46-ой ШАП ВВС СФ. Скопинцев В.М.

Сообщение sk16rus »

Сегодня в Мурманской области подняли штурмовик, подбитый во время войны
3926407.jpg

Еще одно усилие подъемного крана и… крылья самолета Ил-2 оторвались от поверхности воды. Впервые за последние 69 лет израненный в бою советский штурмовик взмыл в воздух! Пусть на тросах, пусть не надолго, но все же…. Через несколько минут заслуженную машину опустили на берег на заранее подстеленные автомобильные покрышки.

- Вернулся! – выдохнул кто-то в стоящей на берегу толпе.

Сегодня в Мурманской области, недалеко от города Североморска, достали из-под воды штурмовик Ил-2, входивший в годы Великой Отечественной войны в состав 46-го штурмового авиационного полка ВВС Северного флота. 25 ноября 1943 года самолет совершил вынужденную посадку на лед озера Кривое. И с тех пор, без малого 70 лет, пролежал на дне…

На честном слове и на одном крыле

Тот боевой вылет был всего-навсего третьим для летчика Валентина Скопинцева и вторым для его стрелка Владимира Гуменного. Группа из 16 советских штурмовиков Ил-2 и истребителей сопровождения совершила налет на немецкий аэродром в Луостари. Однако противник успел поднять в воздух 25 истребителей Ме-109, поэтому бой разгорелся и на земле, и в небе.

Наши летчики уничтожили 23 вражеских самолета (10 – на земле, 13 – в воздухе), подавили огонь 6 зенитных точек, вызвали 26 очагов пожара. Но потери советской авиации тоже были велики: 6 штурмовиков и 5 истребителей домой не вернулись. Сильно досталось и самолету Валентина Скопинцева. Изрешеченный огнем зениток и пулеметов Ил-2 до родного аэродрома Ваенга-2 не дотянул чуть-чуть: хвост почти отбит, заглох двигатель, шасси не выпускалось. И тогда пилот решил сажать самолет на лед озера Кривое. Ил-2 приземлился, точнее, приледнился на брюхо. Скопинцев сумел вылезти из самолета, вытащил из залитой кровью задней кабины потерявшего сознание Владимира Гуменного и понес его на себе к берегу.

Еще не крепко ставший ноябрьский лед долго не смог держать 4-тонную машину, и Ил-2 вскоре ушел под воду. Но слетал экипаж не зря: пилот в тот день уничтожил на земле два самолета и зенитку, а стрелок в воздушном бою сбил преследовавший их «Мессершмит».
Тот боевой вылет был третьим для летчика Валентина Скопинцева и вторым для его стрелка Владимира Гуменного.

После боя летчиков встречал медвежонок

- Представляете, каково было моему отцу после той мясорубки, в которую попал их самолет? Идти 3 километра по льду, с раненым товарищем на плечах. Уже темно, холодно, сам ранен. Хорошо наш аэродром был недалеко, - вспоминает рассказ отца Евгения Валентиновна Скопинцева. Она приехала в Заполярье впервые, чтобы посмотреть, как будут доставать из воды тот самый Ил-2.

Экипаж боевой машины тогда выжил, вскоре вернулись в строй. Валентин Скопинцев и Владимир Гуменный летали вместе до конца войны. Воевали отлично, пилот, например, был награжден тремя орденами Красного Знамени и орденом Нахимова II степени. Валентин Михайлович о службе на Севере рассказывал детям часто.

- Он обижался, что этому периоду Великой Отечественной мало внимания уделяли, а ведь было о чем рассказать: и конвои союзников прикрывали, и немцев к Мурманску не подпустили, и друзей теряли, - сетует Евгения Валентиновна. – Впрочем, было место и улыбке. У них в полку на аэродроме белый медвежонок жил, встречал ребят после вылета.

Летчик Скопинцев, сменивший после войны штурвал самолета на мастерок строителя, умер в 1996 году. Но у его детей отцовские рассказы выкристаллизовались в желание найти Ил-2. Сын Олег, кстати, сам офицер, стал инициатором поиска самолета. За дело взялся поисково-исследовательский отряд «Икар» из города Заозерска. И сегодня в розысках была поставлена точка. Самолет при помощи понтонов подняли с 17-метровой глубины, аккуратно дотащили до мелководья, а потом подъемным краном вытащили на берег. Помощь в организации поисков и подъема оказывали и военные историки, и ФСБ, и Северный флот.

До последнего патрона

- Можно сказать, что этот Ил-2 прошел и огонь, и воду, и медные трубы! – говорит Владимир Чернышов, один из руководителей поискового отряда «Икар». – Огонь в небе над Луостари, вода этого озера и медные трубы сегодняшней почетной встречи.

Из распластанного на земле штурмовика вытекает последняя вода, вперемешку с илом. Кстати, ил и поспособствовал сохранности самолета. Находившаяся в воде кабина и турель заднего пулемета проржавели. А фюзеляж, крылья – в общем, то, что затянуло илом – выглядят, как новые. Правда, со скидкой на вражеский огонь. Посреди левого крыла дыра с кулак величиной от зенитного снаряда, по всей лопасти - строчка отверстий от пулеметного огня. Хвост вообще отвалился.

- В пулемете Владимира Гуменного один патрон остался, до последнего отстреливался, недаром мессер сбил, - говорит один из поисковиков, подвигав взад-вперед турель. – Но немцы тоже грамотно стреляли, знали, куда бить. Видите, поврежден баллон выпуска шасси, потому он на брюхо и садился. Электрику тоже в бою снесло, поэтому Скопинцев не смог выпустить по противнику реактивные снаряды. Так с ними и садился. Чудом уцелели…

- Ничего, отреставрируем. Он у нас еще летать будет! – уверен Борис Осетинский, президент Федерации авиареставраторов России.

Теперь Ил-2 отправят в Новосибирск, где его восстановлением займется компания «Авиареставрация».
В пулемете Владимира Гуменного остался один патрон.
Ил на дне озера Кривое спас от коррозии крылья и нижнюю часть самолета.

КСТАТИ

Подробнее о боевых действиях 46-го штурмового авиаполка ВВС Северного флота можно почитать на сайте 46shap.ru. Из ветеранов этого подразделения трое, к счастью, еще живы. Это Мельченко Николай Михайлович , Мампория Ливон Иванович и Трегубов Юрий Иванович.

После реставрации самолет еще услышит команду "От винта!"
553722.jpg
553813.jpg
553723.jpg
"Комсомольская правда"
Изображение
dublik
Сообщения: 108
Зарегистрирован: 24 май 2011 19:36

Re: 46-ой ШАП ВВС СФ. Скопинцев В.М.

Сообщение dublik »

На Блокгаузе тоже есть фото в отличном качестве!
ВОТ ТУТ
Аватара пользователя
Andrej
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 12 июн 2012 13:06
Откуда: Мурманск
Контактная информация:

Re: 46-ой ШАП ВВС СФ. Скопинцев В.М.

Сообщение Andrej »

iznaroda
Сообщения: 97
Зарегистрирован: 24 май 2011 19:37

Re: 46-ой ШАП ВВС СФ. Скопинцев В.М.

Сообщение iznaroda »

Хорошая подборка фотографий с кратким описанием. Спасибо.
Только мне кажется - немного неправильная фраза под последним фото "Одно из повреждений, полученных во время удара по аэродрому". Первая мысль была - самолет упал на аэродром и получил повреждения )))
Может лучше написать что-то вроде "Одно из повреждений на крыле, нанесенных зенитной артиллерией противника при последней атаке вражеского аэродрома Луостари 25.11.1943 года"
Аватара пользователя
Andrej
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 12 июн 2012 13:06
Откуда: Мурманск
Контактная информация:

Re: 46-ой ШАП ВВС СФ. Скопинцев В.М.

Сообщение Andrej »

Спасибо. Изначально была мысль написать именно так. Но засомневался, не могло ли быть так, что это Мессер с нижней полусферы?
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 7 гостей