Краткая история 72-го САП (2-го ГвИАП) ВВС СФ

Все о 72-ом САП (2-ом ГвИАП) ВВС СФ, потерях, победах, летчиках и т.д.
Правила форума
- Темы форума, содержащие основную информацию о Полке, будут закреплены в верхней части и закрыты.
- Обсуждение основной информации о Полке будет производиться в отдельных темах.
- Любая вновь созданная тема, не относящаяся к истории Полка, будет удалена (перенесена в другое подходящее место).

Краткая история 72-го САП (2-го ГвИАП) ВВС СФ

Сообщение sk16rus » 09 мар 2013 17:05

Краткая история
Гвардейского краснознаменного Печенгского истребительно авиационного полка имени
дважды Героя Советского Союза Бориса Феоктистовича Сафонова

(значительно сокращенный вариант исторической справки, составленной Владимиром Беловым для сайта gviap.narod.ru)

    Образование полка
В начале декабря 1939 года на Север из Белорусского Особого военного округа на аэродром Ваенга, который в дальнейшем стал центром Североморских летчиков, прибыли две истребительные эскадрильи, состоявшие из самолетов И-153, И-15-бис, И-16, и эскадрилья скоростных бомбардировщиков СБ-2. Приказом Наркома ВМФ от 23 декабря 1939 года из них был сформирован 72-й смешанный авиационный полк, революционное Красное Знамя 4-й отдельной ИАЭ Белорусского Особого военного округа остается знаменем 72-го САП ВВС СФ. Большинство специалистов полка имели опыт службы в военной авиации. Среди них – командир полка летчик-бомбардировщик майор В.К. Черных, летчики-истребители старшие лейтенанты А.А. Коваленко, А.И. Яковенко, И.К. Туманов. Заместителем военкома второй эскадрильи истребителей по комсомольской работе был молодой летчик старший лейтенант Б.Ф. Сафонов.

День 23 декабря стал днем годовщины образования полка.
В состав полка входили:
    1 ИАЭ - в составе 15 самолетов "И-15-БИС";
    2 ИАЭ - в составе 15 самолетов "И-15-БИС";
    3 БАЭ - в составе 8 самолетов "СБ";
    4 ИАЭ - в составе 4 самолетов "И-16" (вошла в состав полка 29 апреля 1941 г.)

Первый экзамен держали авиаторы-североморцы во время советско-финской войны. 72-й смешанный авиационный полк ВВС Северного флота принимал активное участие в боях, совершая налеты на вражеские объекты. В основном боевые вылеты носили характер воздушной разведки. Североморцы смело водили свои самолеты далеко от базы, в тыл врага, в открытое море. Сложные погодные условия требовали от них особого умения, огромной выдержки.
В марте 1940 г. война с Финляндией прекратилась.
За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и отвагу Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР командир 72-го смешанного авиаполка майор В.К. Черных был награжден орденом Красного Знамени, Ордена Красной Звезды удостоены старший лейтенанты А.П. Цецорин и Г.Я. Валов.

    Война
Весной 1941 года 72-й полк принял новый командир Герой Советского Союза майор Г.П.Губанов, летчик-истребитель, участник боев с белофиннами. Под руководством этого опытного офицера летчики осваивали новые приемы боя, тактику прикрытия бомбардировщиков, отрабатывали взаимодействие с разнородными силами флота.
В связи с возрастанием количества полетов немецкой авиации над нашей территорией с 1 апреля 1941 г. полк переходит к усиленному несению боевого дежурства. Открывать огонь по немецким самолетам было запрещено.
В 23 часа 50 минут 21 июня Народный комиссар ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов приказал Северному флоту перейти на оперативную готовность № 1 в связи с возможным нападением Германии.

Во втором часу ночи 22 июня 1941 года во всех частях Северного флота прозвучал сигнал боевой тревоги. Через 18 минут после объявления тревоги командир 72-го смешанного авиаполка доложил о готовности части к боевым действиям.
Ранним утром 22 июня около двух десятков немецких самолетов совершили налет на главную базу флота. Бомбовые взрывы были слышны далеко вокруг.
Пока не поступило никаких официальных указаний, командующий Северным флотом контр-адмирал А.Г. Головко поставил перед авиаторами задачу - вести воздушную разведку Баренцева моря, не нарушая территориальных границ и вод сопредельных стран.
В 12 часов дня по радио передали правительственное сообщение о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. В 72-м смешанном авиаполку сразу же состоялся митинг. Командир полка Герой Советского Союза майор Г.П. Губанов призвал своих однополчан отдать все силы, а если понадобится - то и жизнь, борьбе с захватчиками.

Для военных действий на Севере враг сосредоточил свыше двухсот боевых самолетов, две трети из них составляли бомбардировщики, было несколько воздушных разведчиков, остальные - истребители. Среди истребителей преобладали одномоторные самолеты Ме-109 и двухмоторные Me-110. Бомбардировочные эскадры имели самолеты Ю-88, Хе-111, Xe-115, До-17 и До-18, а также одномоторные пикирующие бомбардировщики Ю-87. Для воздушной разведки предназначались ФВ-189, «Хеншель-126» и «Физляр-шторх-156». В транспортной авиации использовались Ю-52 и ФВ-200.

Авиация Северного флота действительно располагала значительно меньшими силами в сравнении с авиацией немцев на Севере. Она имела всего два стационарных аэродрома - морской и сухопутный, а также несколько оперативных площадок. На них базировалось сто шестнадцать боевых самолетов: 118-й морской разведывательный авиационный полк имел тридцать семь самолетов МБР-2 и семь самолетов ГСТ; 72-й смешанный авиационный полк - сорок девять истребителей (в том числе: двадцать восемь И-15-бис, семнадцать И-153, четыре И-16) и одиннадцать бомбардировщиков СБ-2; 49-я отдельная разведывательная авиаэскадрилья располагала десятью самолетами МБР-2; 24-е авиазвено связи - двумя самолетами МБР-2.5 Минно-торпедной и штурмовой авиации у нас на Севере не было вообще.

В жарких схватках с врагом оттачивали боевое мастерство североморские летчики. Росло число их побед. Особенно успешно действовал летчик-истребитель Б.Ф. Сафонов, одерживавший одну победу за другой.
Боевая работа не прекращалась ни днем, ни ночью. Иногда летчикам-североморцам приходилось проводить в воздухе по десять-двенадцать часов в сутки. Многие вылеты сопровождались боями.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июля 1941 года авиаторы Северного флота летчики-истребители 72-го смешанного авиаполка полковник Г.П. Губанов, капитан Б.Ф. Сафонов, старший лейтенант С.И. Уваров, лейтенант Д.А. Реутов, младший лейтенант В.С. Адонкин были награждены орденами Красного Знамени.

В июльские дни 1941 года Северный флот получил боевые машины с других флотов: с Краснознаменного Балтийского - девять бомбардировщиков СБ-2, с Черноморского - эскадрилью новых высотных истребителей МиГ-3. Прямо с авиационного завода на североморский аэродром прибыло два пикирующих бомбардировщика Пе-2 с экипажами старших лейтенантов К.С. Недригайлова и И.В. Горкушенко. Это были первые самолеты формировавшейся в составе 72-го авиаполка эскадрильи пикировщиков.

C каждым боем все ярче раскрывался талант Б. Ф. Сафонова. Атакуя, он применял все новые и новые тактические приемы, вел меткий, губительный огонь, что называется, в упор. Сафонов уделял много внимания разбору тактики врага, ее слабостей, хорошо изучил боевые возможности немецких самолетов, воевавших на Севере. Возглавляя эскадрилью истребителей, он умело передавал свой опыт товарищам по оружию. В каждом бою молодой командир эскадрильи решительно шел на сближение с противником. Излюбленным его приемом был выход в лобовую атаку. Гитлеровцы не выдерживали и отворачивали. Это давало возможность Сафонову навязать противнику свою волю. Он прочно завладевал инициативой боя, вплотную подходил к врагу и наносил ему неотразимые удары. Каждый летчик-североморец стремился летать и воевать по-сафоновски.
Сафоновцы (так называли в полку летчиков его эскадрильи) перед вылетом распределяли свои даже незначительные силы: одни завязывали бои с истребителями прикрытия, а другие в это время атаковали бомбардировщиков.
Летчики эскадрильи Бориса Сафонова по примеру своего командира совершали столько боевых вылетов в сутки, сколько требовала боевая обстановка. Эскадрилья Сафонова была самой результативной в полку. Ее боевой счет рос с каждым днем. В то же время сами сафоновцы имели сравнительно небольшие потери. Решающим в этом успехе было незыблемое сафоновское правило: осмотрительность, взаимопомощь и взаимовыручка в бою. Сафонов не прощал отступления от этих правил.

Главной ударной силой в полярную ночь стали пикирующие бомбардировщики. К этому времени в составе 72-го Краснознаменного смешанного полка было завершено формирование бомбардировочной эскадрильи самолетов Пе-2, которую возглавил капитан А.В. Осокин. Силы увеличились. Особенно после завершения подготовки «ночников». Заметно выросли ряды метких мастеров бомбовых ударов.

В октябре 1941 года был сформирован 78-й истребительный авиационный полк. Герой Советского Союза капитан Б.Ф. Сафонов стал его первым командиром, старший политрук П.А. Редков – комиссаром. Костяк полка составили ветераны Заполярья – командиры эскадрилий старшие лейтенанты А.И. Яковенко, В.Н. Алагуров, Д.А. Реутов, командиры звеньев В. Максимович, П. Семененко, Д. Амосов, И. Кравченко, С. Верховский, В. Родин. Под руководством этих опытных бойцов пришедшие в полк молодые летчики проходили хорошую школу.

    1942 год. Гвардия
В ожесточенных боях за столицу нашей Родины родилась Советская гвардия. Первым на Северном флоте гвардейского звания был удостоен 72-й смешанный авиационный полк. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 января 1942г. за проявленное мужество, храбрость и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками 72-й Краснознаменный САП был преобразован во 2-й гвардейский Краснознаменный смешанный авиаполк.
В приказе Народного комиссара ВМФ СССР адмирала Н.Г. Кузнецова от 18 января 1942 года о 72-м Краснознаменном САП говорилось:
«...72-й Краснознаменный смешанный авиационный полк за 4,5 месяца боевых действий сбил в воздушных боях сто восемнадцать самолетов и уничтожил на аэродромах двадцать четыре самолета противника, уничтожил штурмовыми действиями более двух тысяч человек вражеской пехоты, потопил три транспорта, уничтожил три береговые батареи, многократно разрушал причалы и сооружения в портах противника.
За проявленную отвагу в воздушных боях с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава... полк преобразовать в гвардейский…»

В полку состоялся митинг. Летчики, авиационные специалисты, командиры и политработники обещали воевать еще лучше. Все выступавшие заверили - будут драться с врагом по-гвардейски: «…мы клянемся беспощадно уничтожать в воздухе и на земле фашистскую свору. Воодушевленные наградой, мы, гвардейцы, еще лучше будем драться с ненавистным врагом, мы наш счет уничтоженных фашистских самолетов приумножим».

19 марта 1942 года радио Москвы передало, что четыре наших летчика: А.А. Коваленко, А.Н. Кухаренко, Б.Ф. Сафонов и И.К. Туманов награждены Высшим авиационным орденом Великобритании – Большой серебряный крест "Ди-Эф-Си". Награды вручал в торжественной обстановке прибывший в Заполярье глава британской миссии в СССР генерал-лейтенант Макфарлан.

Гитлеровцы, усиливая весной 1942 года военные действия на море, готовились нарушить наши коммуникации. Одновременно они лихорадочно наращивали свои крупные надводные силы. На аэродромах в северных районах Норвегии и Финляндии сосредоточилось до четырех сотен боевых самолетов. Немцы перебросили сюда авиацию из Франции и даже из состава противовоздушной обороны Берлина. Значительно увеличилось и количество подводных лодок. Противник сгруппировал силы, готовясь повести наступление на конвои на всем пути их следования. Наибольшую опасность представляла фашистская авиация.

Советское командование приняло ряд мер для усиления истребительной авиации Северного флота. 20 марта 1942 года был подписан приказ Наркома ВМФ об организационных изменениях в авиации флота.
Во 2-й гвардейский смешанный авиационный полк передавался личный состав 78-го полка со всей авиационной техникой. Командиром 2-го гвардейского смешанного авиационного Краснознаменного полка стал Герой Советского Союза майор Б. Ф. Сафонов.
Бывшая сафоновская эскадрилья из 2-го полка, имевшая на вооружении самолеты И-16, перешла в 78-й полк, его командиром был назначен капитан И.К. Туманов, эскадрильи возглавили старшие лейтенанты В.С. Адонкин и П.Г. Сгибнев.
На базе двух истребительных эскадрилий гвардейского полка, имевших на вооружении самолеты И-15-бис, И-153, был сформирован 27-й истребительный авиационный полк под командованием капитана Н.И. Хряшкова. В полк пришли опытные летчики.

Переформирование 2-го полка прошло сравнительно безболезненно и существенно не отразилось на боевой деятельности вошедших в него подразделений. Но трудности определенные возникали. Столкнулся с ними и сам Сафонов. Смешанный характер состава полка заставил его основательно заняться проблемами боевого применения бомбардировщиков и тактики их действий совместно с истребительной авиацией. Одну из таких проблем составляла отработка использования звеном тяжелых бомбардировщиков ДБ-3Ф торпедного и минного оружия.
Командира звена тяжелых бомбардировщиков ДБ-3Ф Ивана Яковлевича Гарбуза во 2-м гвардейском полку называли отцом североморской торпедоносной авиации.
23 марта 1942 года в полк прибыли шесть ДБ-ЗФ, возглавляемых капитаном Г.Д. Поповичем, из 4-го минно-торпедного авиаполка Тихоокеанского флота. Командование приняло решение о формировании в составе сафоновского полка торпедоносную эскадрилью. Ее возглавил тихоокеанец капитан Г.Д. Попович.

В первые же месяцы войны на Северном флоте начали применять такое грозное морское оружие, как мины. Вначале их выставляли с надводных кораблей и подводных лодок. Позднее, в апреле-мае-июне 1942 года, сформированная в составе 2-го гвардейского смешанного авиаполка 6-я минно-торпедная эскадрилья начала активно действовать по назначению. Постановка мин производилась в заливе Петсамовуоно, в Бек-фьорде, в проливах Магерейсунн, Брейсунн. В этих полетах участвовали экипажи Г. Поповича, И. Гарбуза, П. Зубкова, В. Балашова, Б. Громова, А. Хорева, Г. Ткачева, В. Агафонова.

Весной 1942 года бои разгорелись с новой силой. Если за март месяц гвардейцы сбили 14 самолетов, то в апреле число уничтоженных фашистских самолетов увеличилось еще на 21.

1 мая 1942 года на летном поле в торжественной обстановке член Военного совета Северного флота дивизионный комиссар А.А. Николаев вручил авиаполку гвардейское знамя.
Командир полка майор Б.Ф. Сафонов принял знамя и преклонил перед ним колено. Полк в торжественном молчании последовал его примеру.
Знамя приняли знаменосцы - командир эскадрильи В.Н. Алагуров, летчик-истребитель Д.Ф. Амосов и штурман экипажа бомбардировщика, ветеран полка А.А. Коваль. С развевающимся на ветру гвардейским знаменем полк торжественным маршем прошел перед командованием.

    PQ-16 и гибель Б.Ф.Сафонова
Двадцатого мая 1942 года из Рейкьявика вышел караван союзников РQ-16. Он должен был доставить в Мурманский и Архангельский порты военную технику из Англии и США.

В зону прикрытия истребителями ВВС СФ конвой вошел 29 мая. Рано утром его обнаружили самолеты 95-го полка. Более суток, непрерывно барражируя четверками, дальние истребители сопровождали суда в порт.
Утром 30 мая конвой разделился на две группы. Шесть транспортов и несколько кораблей охранения взяли курс на Архангельск. Их сопровождала пара, ведомая капитаном В.А. Куликовым. Оставшейся группой командовал командир эскадрильи майор С.С. Кирьянов.
Большая часть конвоя, шедшая в Кольский залив, была атакована немецкими торпедоносцами. Первые атаки североморцы отбили сравнительно легко. Самолеты поспешно сбросили торпеды далеко от цели. Но через некоторое время в воздухе опять появились многочисленные группы "юнкерсов". Напряжение нарастало. Экипажи "Петляковых" отражали непрерывные налеты Ю-88. Североморцы провели пять продолжительных воздушных боев, заставляя бомбардировщики свернуть с курса и сбросить бомбы на подступах к конвою. Старший лейтенант Л.Г. Пузанов дважды вплотную схлестнулся с фашистами. Первого, попытавшегося в суматохе боя выйти в атаку на транспорт, он настиг точной очередью уже над самым конвоем. "Юнкерс" камнем упал в море. Второй был перехвачен при выходе на боевой курс.
Когда суда выстроились в колонну для прохода по протраленному фарватеру Кильдинского плеса, на смену дальним истребителям пришли летчики 2-го гвардейского Краснознаменного полка. Три краснозвездных ястребка подошли к конвою в десятом часу утра. В эфире раздался голос командира полка Героя Советского Союза гвардии подполковника Б.Ф. Сафонова:
- Прикрытие взял на себя!
Дальние истребители ушли на свой аэродром. Сафоновцы заняли их место. С аэродрома Б.Ф. Сафонов поднял две пары, как того и требовала боевая тактика истребителей. С ним вылетели майор А.Н. Кухаренко, капитаны П.И. Орлов и В.П. Покровский. Сафонов не случайно включил в группу самых опытных, закаленных в боях пилотов. Дело в том, что в начале мая гвардейцы получили на вооружение истребители «киттихаук» с мотором "Эллисон", доставленные предыдущим конвоем. Машины оказались «с характером». Не каждому удавалось «укротить» их. Самым уязвимым местом был мотор, не выдерживавший работы на форсированном режиме. А такой режим крайне необходим был в воздушном бою.
Из воспоминаний Командующего Северным флотом адмирала А.Г. Головко: "Эти самолеты имеют особые подшипники в своих моторах, потому что залиты подшипники не обычным сплавом, а серебряным. Американцы считают такой сплав новейшим техническим достижением; однако моторы с подшипниками, залитыми серебряным сплавом, часто выходят из строя. Вот почему наши летчики с горькой насмешкой называют эти самолеты "чудом безмоторной авиации". Чаще всего "Киттихауки" стоят в бездействии".
Именно разрушения подшипников на взлетных режимах двигателя и приводили к его отказу.
В тот день не успели гвардейцы отойти от своего аэродрома, как мотор на самолете майора Кухаренко начал давать перебои. Летчик вернулся на аэродром. Оставшись втроем, сафоновцы оказались в трудном положении: начался самый крупный налет немцев за все время следования конвоя. В нем участвовало около сорока пяти бомбардировщиков и двадцати истребителей врага.
Но попытки бомбардировщиков прорваться к конвою не имели успеха.
Атаки следовали одна за другой. В непродолжительном бою Сафонов, Орлов и Покровский сбили по одному «юнкерсу». Покровский и Орлов вели бой парой. Сафонов, не имея ведомого, атаковал один.
В очередной схватке командир полка уничтожил второй «юнкерс», а затем отразил и атаку третьего. На командном пункте приняли от него радиограмму: «Подбил третьего... мотор...»
По кодовому сигналу последнее слово означало вынужденную посадку.
Теряя высоту, самолет Сафонова планировал в направлении эсминца Северного флота «Валериан Куйбышев». Не дотянув до него три-четыре километра, истребитель приводнился и моментально затонул.
Узнав о случившемся, командующий Северным флотом вице-адмирал А.Г. Головко приказал эсминцу выйти из охранения конвоя и произнести поиск в районе приводнения самолета. Туда же вылетели группы истребителей под командой капитана В. Пронченко и майора С. Кирьянова. Многочасовые розыски результатов не дали. Невозможно было примириться с мыслью, что герой погиб

Безмерна была скорбь гвардейцев-сафоновцев. Они дрались с еще большей яростью, успешно отбивая все атаки гитлеровцев. Только в день гибели командира полка они уничтожили над конвоем еще три фашистских самолета. Всего 30 мая, защищая PQ-16, советские летчики сбили 9 бомбардировщиков и истребителей врага.
1 июня все суда и боевые корабли благополучно достигли портов разгрузки в Кольском заливе и Белом море. Если до вступления в операционную зону Северного флота конвой не досчитался семи судов, то в ее пределах он потерь не имел.

Тогда никому и в голову не приходило подвести итоги сделанного Борисом Сафоновым за одиннадцать месяцев войны. Если бы кто-то и попытался тогда обобщить их, это показалось бы всем кощунственным, противоестественным.
Но об этих итогах заговорили через две недели. И заговорили по совершенно иному поводу: 14 июня 1942 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о награждении Бориса Феоктистовича Сафонова второй медалью «Золотая Звезда». Произошло исключительное событие: впервые в ходе Великой Отечественной войны было дважды присвоено звание Героя Советского Союза. За столь высоким отличием стоял и исключительный подвиг: североморский воздушный ас совершил 224 боевых вылета, уничтожил 30 фашистских самолетов лично и 3 - в группе (по другим данным 25 вражеских самолетов и 14 в группе) провел около 34 воздушных боев. Такого боевого счета тогда не имел ни один советский летчик. Вновь к этому высокому званию Сафонов был представлен не посмертно, а при жизни, 27 мая 1942 года - за три дня до гибели...
На митингах, прошедших в частях и соединениях военно-воздушных сил флота, выступавшие отмечали, что заслуги выдающегося летчика и командира выразились не только в сбитых вражеских самолетах. Все говорили о замечательной сафоновской школе боевого и летного мастерства, о большом отряде прошедших ее летчиков - отличных воздушных бойцов.
«Бить врага по-сафоновски!» - к этому сводились прозвучавшие на митингах резолюций. Боевой девиз гвардейцев-сафоновцев приняли все североморские летчики.
По просьбе гвардейцев и ходатайству Военного совета Северного флота 15 июня 1942 года Нарком ВМФ СССР подписал приказ о присвоении 2-му гвардейскому смешанному Краснознаменному авиаполку имени дважды Героя Советского Союза Сафонова Б.Ф.

После гибели Сафонова полк возглавил Иван Константинович Туманов (до ноября 1942 года).

    Вторая половина 1942 года
Наступило второе военное лето, но положение на фронтах войны оставалось тяжелым. Тревожные сообщения поступали из-под Харькова. Усилился вражеский штурм Севастополя, шли кровопролитные бои под Ленинградом. Гитлеровцы рвались на Северный Кавказ и Нижнюю Волгу.
Намеченное фашистами летнее наступление на Мурманск провалилось.
Заметно возросла численность авиации противника на Мурманском направлении. Авиационная разведка Северного флота установила, что на нескольких аэродромах немцы сосредоточили более четырехсот боевых самолетов. В их числе было около сотни истребителей Ме-109 и Ме-110, до двухсот бомбардировщиков Ю-88, Ю-87, Хе-111 и примерно сотня разведывательных и транспортных самолетов.
Военно-воздушные силы Северного флота вступили во второй год войны выросшими численно более чем в полтора раза. Две трети самолетного парка у нас составляли истребители, остальную часть - бомбардировщики и разведчики. На вооружении состояли истребители И-16, И-153, И-15-бис, МиГ-3, Пе-3, импортные «харрикейны» и «киттихауки». Бомбардировочные эскадрильи имели дальние ДБ-3ф, пикирующие Пе-3 и СБ-2. Морской разведывательный авиаполк был укомплектован МБР-2, ГСТ и Че-2.
По числу бомбардировщиков немецкая авиация по-прежнему превосходила нашу более чем в десять раз. Что же касается истребителей, то здесь соотношение сил было примерно равным, так как самолеты, полученные авиацией Северного флота из-за границы, в большинстве своем постоянно находились в ремонте.
Все же, несмотря на количественное превосходство врага, советские авиаторы сорвали попытки противника завладеть инициативой в боях, не позволили ему господствовать в небе Заполярья.

В октябре 1942 года из состава 2-го гвардейского Краснознаменного смешанного авиаполка имени Б.Ф. Сафонова были выведены две эскадрильи – минно-торпедная (командир капитан Г.Д. Попович) и бомбардировочная (командир капитан А.З. Стоянов). Эти эскадрильи вошли в состав вновь формируемого 24-го минно-торпедного полка, который возглавил подполковник Н.Н. Ведменко. 3-я эскадрилья формировалась из экипажей 118-го разведывательного полка и 35-го минно-торпедного полка, командиром эскадрильи был назначен капитан И.Я. Гарбуз. Эскадрилья Поповича была вооружена отечественными ДБ-3Ф, имевшими высокие боевые качества, летчикам же 2-й и 3-й эскадрилий достались тихоходные неустойчивые английские «хемпденами»

После октябрьского переформирования во 2-м гвардейском полку имени Б.Ф. Сафонова остались только истребительные эскадрильи. Приказом Наркома ВМФ он был переименован во 2-й гвардейский истребительный авиационный Краснознаменный полк имени Б.Ф. Сафонова.

А с декабря 1942 года командиром 2-го ГвИАП был назначен капитан Сгибнев Петр Георгиевич.

    1943 год
С приходом ранней зимы накал боевых действий авиации воюющих сторон постепенно ослабевал. Североморцы использовали это время для решения ряда организационных вопросов. Значительные изменения произошли в структуре авиации Северного флота. Были созданы две авиационные бригады: 5-я бомбардировочная в составе вновь сформированного 24-го минно-торпедного полка, 29-го бомбардировочного полка, 255-го истребительного полка; 6-я истребительная в составе 2-го гвардейского, 27-го и 78-го истребительных полков. На командующего ВВС Северного флота замыкались 95-й истребительный и 118-й разведывательные полки, а также сформированная отдельная разведывательная эскадрилья.

В зимний период 1943 года во 2-й гвардейский полк поступила партия новых американских истребителей «Аэрокобра». Их осваивали летчики 1-й эскадрильи, успешно совмещая учебу с боевой работой.
С весны 1943 года возобновились напряженные воздушные бои на подступах к объектам, которые прикрывали североморские истребители. У немцев появились модернизированные истребители Ме-109-Ф и высотные Ме-109-Г, а также тяжелые бронированные истребители ФВ-190, на которые гитлеровцы возлагали большие надежды. Под их охраной истребители Ме-109 и Ме-110 пытались наносить бомбардировочные удары по Мурманску и базам Северного флота. Североморские летчики навязывали им бой еще на подступах к объектам и стремительными атаками заставляли сбрасывать бомбы до выхода на боевой курс.

3 мая 1943 года 2-й гвардейский полк понес тяжелую утрату – при выполнении боевого задания погиб командир полка Герой Советского Союза гвардии капитан П.Г. Сгибнев, талантливый летчик-истребитель, одержавший девятнадцать побед в воздухе.

В майских воздушных боях особенно отличились летчики гвардейского полка - капитаны Д. Соколов, З. Сорокин, старший лейтенант П. Коломиец, лейтенант Н. Бокий, старшина В. Горишный, одержавшие по две-три победы.
По приказу Народного комиссара ВМФ 1 июня 1943 года полк перебазирован на аэродром "Ягодник" под Архангельском для отдыха, переформирования и пополнения новой материальной частью. Шло переучивание на самолет "Аэрокобра". Большая работа была проведена по изучению опыта первых боев, проведенных на данных истребителях.
25 июля 1943 года в День Военно-Морского флота Северный флот отмечал свое десятилетие. К знаменательной дате Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1943 года было присвоено звание Героя Советского Союза авиаторам Северного флота представителям 2-го гвардейского истребительного Краснознаменного авиаполка имени Б.Ф. Сафонова – командирам звеньев гвардии младшим лейтенантам Николаю Андреевичу Бокию, Павлу Дмитриевичу Климову, гвардии капитану Владимиру Павловичу Покровскому, заместителю командира эскадрильи гвардии капитану Павлу Ивановичу Орлову (посмертно).

В сентябре воздушная война в Заполярье приобрела более ожесточенный характер. Гитлеровское командование перебросило на Север несколько авиационных подразделений. Противник преследовал при этом двоякую цель: усилить воздушное прикрытие своих морских перевозок и блокировать движение конвоев в Мурманск и Архангельск, которое, предположительно, должно было возобновиться.
Военно-воздушные силы Северного флота сохранили за собой количественное и качественное превосходство. В течение месяца североморская авиация приняла на вооружение около семидесяти боевых машин. Пополнение более чем в три раза превысило потери, понесенные за этот месяц.

    1944 год
За мужество и отвагу многие летчики-североморцы Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года были отмечены высокими наградами. Летчик-истребитель Василий Семенович Адонкин, ветеран североморской авиации, за два с половиной года войны совершил более двухсот пятидесяти боевых вылетов, одержал четырнадцать побед, освоил пять типов истребителей, получил звание Героя Советского Союза.

В дни возросшей активности авиации Северного флота в состав боевых полков после длительного перерыва вступил 2-й гвардейский истребительный авиационный Краснознаменный полк имени Б.Ф. Сафонова.
В начале марта 1944 года полк перебазировался на оперативный аэродром Уж-Губа, расположенный в 17 км от переднего края обороны. Полк перешел на круглосуточное боевое дежурство для выполнения задач противовоздушной обороны.

К августу 1944 года немцы в полтора раза увеличили на Мурманском направлении свой самолетный парк, основную часть которого составляли истребители Ме-109. Но это не повлияло на соотношение сил на театре. Превосходство в небе Заполярья осталось за североморскими летчиками.

В День Советской авиации Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года было присвоено звание Героя Советского Союза летчику-истребителю гвардии капитану Захару Артемовичу Сорокину - из 2-го гвардейского истребительного полка имени Б. Ф. Сафонова

Осень 1944 года принесла замечательный урожай побед. Фашистские полчища были разгромлены и отброшены за пределы нашей страны почти на всем протяжении границы.

За активное участие в боях за освобождение Печенгской области Приказом Верховного Главнокомандующего от 31 октября 1944 года 2-му гвардейскому Краснознаменному истребительному авиационному полку имени Сафонова Б.Ф. присвоено почетное наименование "Печенгский".
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года высокое звание Героя Советского Союза было присвоено заместителю командира эскадрильи гвардии старшему лейтенанту Николаю Матвеевичу Диденко и командиру эскадрильи гвардии капитану Петру Леонтьевичу Коломийцу.

    Итоги
Всего за всю войну боевой счет полка выглядит следующим образом:
Сбито в воздушных боях - 361 самолет;
Уничтожено на земле - 47 самолетов;
Потоплено - 29 различных судов;
Уничтожено - 40 автомашин, 9 артиллерийских батарей, 4 полевых орудия, свыше 2 тысяч живой силы противника.
За годы войны 554 человека летного и технического состава награждены орденами и медалями. Борис Феоктистович Сафонов стал дважды Героем Советского Союза, 16 летчиков стали Героями Советского Союза. Навечно в списки 2-го гвардейского авиаполка были зачислены:
1 иаэ гвардии подполковник Сафонов Борис Феоктистович;
2 иаэ гвардии капитан Орлов Павел Иванович;
3 иаэ гвардии старшина Семененко Петр Макарович.
За массовый героизм личного состава, стойкость и самоотверженность в борьбе с врагом в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов полк был награжден орденом Красного Знамени – 16 сентября 1941 года;
18 января 1942 года полк стал гвардейским. 15 июня 1942 года полку присвоено имя Б.Ф. Сафонова.
За активное участие в боях за освобождение Печенгской области приказом Верховного Главнокомандующего от 31 октября 1944 года полку присвоено почетное наименование "Печенгский".
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 2062
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Вернуться в 72-ой САП (2-ой ГвИАП) ВВС СФ



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


cron