Немного про Захара Сорокина

Все о 72-ом САП (2-ом ГвИАП) ВВС СФ, потерях, победах, летчиках и т.д.

Модератор: Модераторы форумов

Правила форума
- Темы форума, содержащие основную информацию о Полке, будут закреплены в верхней части и закрыты.
- Обсуждение основной информации о Полке будет производиться в отдельных темах.
- Любая вновь созданная тема, не относящаяся к истории Полка, будет удалена (перенесена в другое подходящее место).
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Немного про Захара Сорокина

Сообщение sk16rus »

На Фейсбуке (в том числе - в нашей группе) начинается полемика по поводу событий 25 октября 1941 года, когда был сбит Захар Сорокин (тыц).
Андрей Симонов в комментариях написал, что готовит материал на эту тему
Я сейчас готовлю подробнейшую статью про З.А.Сорокина, где соберу ВСЕ известные на сегодня материалы про него.
В том числе расскажу, как она сам в разные годы разные версии этих событий излагал... Сомневаюсь, что читатель сможет в чём-то самостоятельно разобраться, если сам З.А.Сорокин в разное время выдвигал ТРИ различные версии этих событий...
...поэтому - ждем!
Лично мне очень интересно будет почитать.
Изображение
dublik
Сообщения: 108
Зарегистрирован: 24 май 2011 19:36

Re: Немного про Захара Сорокина

Сообщение dublik »

А эту статью видели?
Мурманский вестник 1.jpg
Мурманский вестник 2.jpg
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Немного про Захара Сорокина

Сообщение sk16rus »

dublik писал(а):А эту статью видели?
Да, было...

А вот что вчера написал на Фейсбуке Андрей Симонов (ссылка):
19 ноября 2020 года в газете «Мурманский вестник» №174 была опубликована документальная статья историка авиации Юрия Валентиновича Рыбина «Зачем легенде сомнительная слава?» В статье, написанной под впечатлением от выпуска передачи «Легенды армии», посвящённого Герою Советского Союза Захару Артёмовичу Сорокину, Юрий Валентинович на основании исключительно документов правдиво описал боевой вылет З.А.Сорокина 25 октября 1941 года (тот самый, в котором якобы была схватка на льду с собакой и двумя немцами после совершённого тарана). К сожалению, газета опубликовала сокращённый вариант статьи.
Но даже такой сокращённый вариант статьи (в которой, кстати, нисколько не берутся под сомнения реальные боевые подвиги З.А.Сорокина), вызвал бурную реакцию дочери Героя – Марии Захаровны Сорокиной. Она написала возмущённые письма в редакцию газеты, губернатору области и даже в местное ФСБ.
Летом этого года она точно так же грозно требовала от руководства телеканала «Звезда» выпуска передачи исключительно с её версией событий 25 октября 1941 года. Которые, кстати, не подтверждены ничем, кроме воспоминаний её отца (вызвавших справедливое негодование однополчан искажением фактов) и пары газетных публикаций военных лет (противоречащих друг другу).
И что же в итоге? Летом руководство телеканала предпочло не связываться с дочкой Героя, выпустив фильм в том виде, в котором требовала она. А сегодня редакция газеты, несмотря на предоставленные Ю.В.Рыбиным архивные документы, убрала статью со своего сайта (интересно, печатный тираж этого номера газеты они тоже будут изымать?). Т.е. газетчики, как и руководство телеканала, банально струсили, испугавшись разгневанной дочери Героя, и решили попросту с ней не связываться…
Теперь вот осталось дождаться реакции мурманского ФСБ. Надеюсь, Юрию Валентиновичу не будут инкриминировать разглашение государственной тайны (правду о вылете З.А.Сорокина 25 октября 1941 года)…
С самых высоких трибун мы слышим: «Нельзя перевирать нашу историю! Нельзя допустить её фальсификации!» С этим нельзя не согласиться: однозначно – нельзя! Но означает ли это, что мы должны слепо тащить в XXI век все те выдумки, которые достались нам из века ХХ? Неужели не ясно, что такие вот сказки про дога, летавшего с экипажем Ме-110, у подрастающего продвинутого поколения (свободно владеющего Интернетом и легко находящего там необходимую документальную историческую информацию) не вызовет ничего, кроме отторжения такой выдумки и, как следствие, недоверия ко всему остальному, связанному с этим героем войны! Недаром говорится: маленькая ложь порождает большое недоверие…
К огромному сожалению, очень многие участники войны в своих воспоминаниях допустили ошибки и (будем честны до конца) приукрашивание своих реальных заслуг… Увы, таково свойство человеческой натуры, и от этого никуда не деться… Но как теперь со всем этим быть?! Переиздавать эти мемуары безо всяких примечаний или всё же как-то сдемпфировать все эти выдумки, оставив для потомков только реальные подвиги наших предков?
Естественно, что такие корректировки устоявшихся мифов вызовут резкое неприятие со стороны родственников многих героев. И как быть в таких случаях? Поступать так, как поступили «Звезда» и «Мурманский вестник», т.е. не разбираясь в исторической правде, продолжать плодить исторические небылицы и стыдливо изымать уже опубликованные правдивые статьи? А честным историкам бояться, что когда-то и на них тоже напишут жалобу в ФСБ за правдивое изложение нашей истории?
В пику трусливому «Мурманскому вестнику» выкладываю здесь статью Юрия Валентиновича Рыбина. Пусть люди знают правду!
P.S. Когда я недавно уже поднимал эту тему в Фэйсбуке, многие мне возражали: «Да какая разница! Пусть будет неправда, главное, что она – героическая! Главное – помнить и чтить героев войны!» Так вот специально для таких любителей исторических выдумок, хочу вспомнить реальную историю.
Несколько лет назад в программе «Время» (на Первом телеканале) показали сюжет, посвящённый открытию бюстов трижды Героев Советского Союза А.И.Покрышкина и И.Н.Кожедуба. А после него ведущая бойким голосом сообщила: «Но мало кто знает, что был ещё один лётчик, сбивший самолётов больше, чем эти оба аса вместе взятые! Его зовут Иван Евграфович Фёдоров. Он сбил 134 вражеских самолёта!» И показали интервью, в котором Герой Советского Союза (действительно участник двух войн и действительно первоклассный лётчик-испытатель) лично озвучил эти выдуманные цифры сбитых им самолётов…
Вот что получается, если искажают историческую правду! Подвиги реальных героев войны отходят на второй план, а на их место приходят выдумки, которые у нас почему-то принято называть легендами (хотя изначально в это слово вкладывался совершенно иной смысл!). И через сотню лет наши потомки будут помнить из истории войны лихого аса И.Е.Фёдорова, завалившего 134 вражеских стервятника, и забудут отошедших на второй план А.И.Покрышкина и И.Н.Кожедуба с их скромными шестью десятками сбитых…
Изображение
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: Немного про Захара Сорокина

Сообщение Тунгус »

Продолжим разговор о летающих собаках и таранах?
Эта тема уже поднималась в группе. (https://www.facebook.com/groups/2013749 ... 323392136/ и https://www.facebook.com/groups/2013749 ... 707604164/). Признаюсь, мне она немного поднадоела. Для меня давно все уже ясно. Но в Мурманске сложилась парадоксальная ситуация, когда требуется защита чести и достоинства не уважаемых ветеранов Великой Отечественной войны, а наоборот, человека, который всю свою сознательную жизнь занимается изучением истории воздушной войны в небе Заполярья и Карелии – Юрия Валентиновича Рыбина. Это имя очень хорошо известно в исторических кругах не только в нашей стране, но и за рубежом.
Началось это после показа на телеканале «Звезда» в программе «Легенды Армии» фильма о легендарном летчике Герое Советского Союза Захаре Артемовиче Сорокине. – https://www.youtube.com/watch?v=rVLIntONot0В этом фильме о своем отце много интересного рассказала его дочь – Мария Захаровна Сорокина. В числе прочего, она рассказала о том, что 25 октября 1941 года ее отец в воздушном бою совершил воздушный таран, а после вынужденной посадки в тундре произошла схватка с экипажем сбитого им двухмоторного истребителя «Мессершмитта-110» – двумя летчиками и собакой, в результате которой они были убиты. А ее отец, получивший при этом ранение в голову, сумел самостоятельно вернуться через четверо суток и выжить.
После показа этого фильма в «Мурманском вестнике» № 174 от 19.11.2020г. появилась статья - «Зачем легенде сомнительная слава?» - viewtopic.php?p=10014#p10014, в которой Юрий Валентинович Рыбин, отдавая должное героическим заслугам заполярного Маресьева, и ни разу не умоляя его реальных заслуг, на основании фактического материала утверждает, что Захар Артемович Сорокин воздушного тарана не совершал, и не было никакой схватки в тундре.
Реакция на статью была неожиданной – почти сразу же в редакцию «Мурманского вестника» и в структуры власти Мурманской области, включая и местное УФСБ, поступили письма за авторством Марии Захаровны Сорокиной, которая требовала разобраться с автором, обвиняя его в некомпетентности, и оскорблении памяти своего отца.
По, первому же требованию, Юрий Валентинович предоставил все необходимые документы, на которые опирался при написании статьи. Но это не удовлетворило Марию Захаровну, и она по-прежнему требовала «крови» автора статьи, написав повторные письма в те же структуры власти Мурманской области.
Так как дело приняло такой оборот, то не лишним будет выложить здесь архивные оперативные документы ВВС Северного флота, о боевом вылете старшего лейтенанта Сорокина 25.10.1941г., а также и другие материалы, имеющие прямое отношение к рассматриваемому вопросу. Сознательно не хочу делать ни каких выводов о воздушном таране 25.10.1941г. в небе Заполярья. Пусть об этом скажут документы, а выводы может сделать каждый самостоятельно.
Смотрим, что записано в одном из первичных документов - «Журнале боевых вылетов летчиков 72-го САП» за 25.10.1941г. и узнаем, что произошло в этот день в составе Краснознаменного 72-го САП, в котором в это время проходил службу командир звена старший лейтенант Захар Сорокин.
«В период 10:52-11.54 на патрулирование в р-не Мурманск-Кильдин вылетали на МиГ-3 летчики Сорокин и Соколов». «В р-не Кильдина ведомый Соколов потерял из виду ведущего. Лейтенант Сорокин на аэродром не вернулся».
1.jpg
Согласен, что если в этом документе, нет упоминания о воздушном таране, то это еще ни о чем не говорит, так как запись делалась сразу - и в полку просто не могли знать об обстоятельствах боевого вылета, ведь летчик не вернулся на свой аэродром. Достаточно много было случаев, когда летчики севшие вынуждено, через несколько дней возвращались в часть и докладывали, что произошло. Так было и в этом случае – лейтенант Сорокин через четверо суток вернулся…
Обратимся к другому источнику - «ИСТОРИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о боевой деятельности ВВС СФ в Великой Отечественной войне 1941-1945г.». Книга 1. «Хронологическое описание боевых действий», который был написан в штабе ВВС СФ в 1946 году, то есть спустя пять лет.
Запись на 25.10.1941 лаконична: «1 МиГ-3 разбился при вынужденной посадке в районе Тюва-Губа, летчик лейтенант СОРОКИН ранен». За это время командование ВВС СФ могло разобраться во всех перипетиях того боевого вылета и не могло не отметить это выдающиеся событие, как воздушный таран.
2.jpg
Как я уже отметил, воздушный таран – событие не рядовое, и я сомневаюсь, что этот подвиг не был бы упомянут в наградных листах.
Смотрим представление на второй орден Красного Знамени, которым Захар Артемович Сорокин был награжден 2.04.1943г (первым он был награжден 16.09.1941 года, то есть еще до рассматриваемого события): «Весной 1942г. т. Сорокин в воздушном бою был ранен, около 30 километров прошел пешком с места посадки, обморозил обе ноги. Около года находился на излечении…».
3.jpg
Сразу бросается в глаза, что оформлявшие наградной лист не особо помнили, когда Захар Сорокин «прошел пешком 30 км». Если бы имел место действительно первый воздушный таран 25.10.1941г. – такое громкое событие в составе ВВС СФ, подобные «ляпы» вряд ли могли случиться.
Теперь обратимся к наградному листу на 3-й орден Красного Знамени (25.05.1943):
«В 1941г. в сентябре м-це в воздушном бою был ранен. Произвел вынужденную посадку в 30-ти км от аэродрома базирования, будучи раненым и обмороженным, пришел на свой аэродром».
4.jpg
Опять видим не соответствие в дате.
И наконец, читаем наградной лист на звание Героя Советского Союза:
«25.10.1941г. в р-не Териберка в воздушном бою т.Сорокин был подбит в 30 км от аэродрома базирования. Совершив вынужденную посадку, будучи ранен, с обмороженными ногами шел в течение 4 суток на свой аэродром».
5.jpg
Как видим, ни в наградных листах, ни в одном оперативном документе ВВС Северного флота военной поры нет единого слова о том, что Захар Сорокин таранил или хотя сбил в воздушном бою истребитель «Ме-110». Здесь я повторюсь – таран, а тем более первый у ВВС Северного флота, это такое событие, которое обязательно было бы отображено в документах.
Возникает резонный вопрос – откуда взялся этот таран? Источником информации об этом в различных книгах и публикациях являются книги самого Захара Артемовича Сорокина, написанные в хорошем приключенческом стиле. Несмотря на то, что за основу взяты реальные события – расценивать их можно только как художественную литературу. Нельзя же, например, изучать историю Франции по книжкам Александра Дюма.
И напоследок про летающих собак. Посмотрим на фотографии кабины двухмоторного истребителя Bf-110, с целью выяснить на сколько «комфортно» себя мог чувствовать воздушный стрелок- борт радист во время воздушного боя с нашими истребителями, если бы вместе с ним летал «огромный и клыкастый дог». И мне было бы просто жалко собачку.
Messerschmitt-Bf-110D3-Zerstorer-III.ZG26-Bordfunker-position-01.jpg
bf110cockpitpart2.jpg
9122-main.jpg
Так зачем же легенде сомнительная слава? А Захар Артемович Сорокин действительно легендарный и достойный летчик, заслужено получивший боевые награды и звание Героя Советского Союза. Может лучше чтить его память по реальным деяниям, а не по придуманным, пусть и им самим, историям?
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Немного про Захара Сорокина

Сообщение sk16rus »

Два очень разных документа.

Документ первый.
Донесение о потерях личного состава, составленное, судя по записям, в феврале 1942 года (ЦВМА, фонд 787, опись 2, дело 37), в котором написано, что лейтенант Сорокин Захар Артемьевич 25.10.1942 г. "Ранен в борьбе с немецкими летчиками на месте вынужденной посадки".

Фрагменты документа ЦВМА, фонд 787, опись 2, дело 37
Фрагменты документа ЦВМА, фонд 787, опись 2, дело 37

Аналогичная запись есть в деле ЦВМА, фонд 787, опись 2, дело 147 (составленном в ноябре 1943 года).
Эти записи, в общем-то, перекликаются с заметкой в газете (у меня она подписана как "Красная Звезда" от 11.11.1941 года, хотя, скорее всего, это "Правда" (№ 313)), в которой рассказано о его рукопашной схватке с немецкими летчиками.

Взято отсюда pomnivoinu.ru/home/reports/1983/
Взято отсюда pomnivoinu.ru/home/reports/1983/

Правда, в этой заметке еще написано, что в воздушном бою Сорокин З.А. один немецкий самолет сбил, а второй таранил. Потом одного немца из экипажа подбитого "Мессершмитта-110" застрелил, а второго задушил.
Но ни слова про собачку...

Документ второй.
Представление на звание Героя Советского Союза, подписанное в июле 1944 года.
Кроме того, что там среди списка сбитых Сорокиным З.А. самолетов, нет ни двух, ни одного, уничтоженных 25 октября 1941 года, в этом документе есть одна примечательная фраза - "Многие воздушные бои изобилуют героическими подвигами совершенными т. Сорокиным".

С Сайта "Подвиг народа" - ЦВМА, Фонд 3, Опись 1, Единица хранения 493, № записи 50054504
С Сайта "Подвиг народа" - ЦВМА, Фонд 3, Опись 1, Единица хранения 493, № записи 50054504

После этой фразы , по логике вещей, должно следовать описание боя 25 октября 1941 года, с тараном немецкого самолета и схваткой с экипажем сбитого "Мессершмитта" (пусть и без "клыкастого дога").
Но нет!
Далее идет описание воздушного боя, проведенного летчиками 72-го САП 15 сентября 1941 года, в котором Сорокин просто участвовал! ("В этом героическом воздушном бою участвовал т. Сорокин" ©). В описании присутствует численность самолетов с нашей стороны и со стороны противника, данные о метеоусловиях и прочие подробности.
А про 25 октября 1941 года написано кратко, хотя и с указанием, что Сорокин был ранен во время воздушного боя. Но данных об этом бое почему-то нет... Странно, не правда ли?

В общем, каким документам больше веры - каждый пусть решает сам.
Я свой выбор сделал.


P.S. Писать про различные варианты событий 25 октября 1941 года можно очень много - информации, причем часто противоречивой, достаточно...
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Немного про Захара Сорокина

Сообщение sk16rus »

Хотелось бы вернуться к заметке в газете, которая упоминается в предыдущем сообщении.
Ведь именно она, судя по всему, послужила основанием для вписывания в документ о потерях сведений о ранении Захара Сорокина в борьбе с немецкими летчиками.

Чем же эта статья еще примечательна?

1. В ней сказано, что Сорокин в этот день был один (!) - "Пробив толстый слой облаков, он баражировал на высоте 5.000. В отдалении Сорокин заметил <...> Сорокин ринулся вдогонку." © Иначе как объяснить полное отсутствие в статье упоминания про его ведомого - летчика Соколова.
2.В ней сказано, что на момент описываемых действий у З.А. Сорокина было 6 сбитых самолетов ("Шесть сбитых самолетов врага были итогом, сделавшим Сорокина орденоносцем" ©), хотя по всем документам - на тот момент их было только пять.
3. В ней сказано, что в тот день он сбил еще минимум два самолета - "Сейчас этот итог пополнился еще двумя сбитыми машинами, по крайней мере двумя" ©. И далее описано, как Сорокин два самолета подбил (и вероятно сбил), а третьего таранил. Но ни в каких документах - ни в наших (см. Наградные листы), ни в немецких - сбитие двух немецких истребителей (тем более - таран) в этот день не подтверждается.

Теперь возьмём для примера другую статью, касающуюся другого воздушного боя, проведенного другими летчиками Северного флота 18.07.1942 г. Это заметка из газеты "Правда" от 21.07.1942 г., которая называется "Североморцы сбили девять вражеских самолетов". В ней написано, что наши истребители сбили 6 бомбардировщиков и один истребитель, а зенитчики сбили еще два бомбардировщика. Хотя по факту немцы потеряли в этот день только два "Юнкерса-88".
Но, в отличие от статьи про бой З.А. Сорокина, который он провёл (судя по статье), всем участникам боя 18 июля 1942 года, упомянутым в статье, на личные счета были записаны сбитые самолеты противника. Странно, не правда ли?

Поэтому, лично у меня, вывод напрашивается очень простой - статья в газете от 11.11.1941 г. несёт исключительно агитационный смысл и, скорее всего, не имеет ничего общего с реальными событиями.

И мне очень хочется узнать - зачем реальные подвиги нашего легендарного летчика, Героя Советского Союза Захара Артемовича (Артемьевича) Сорокина, разбавлять какими-то придуманными историями?
Грустно всё это...


P.S. У меня почему-то возникает аналогия с другим летчиком, заслуженно получившим звание Героя Советского Союза - Иваном Евграфовичем Федоровым. Все его реальные заслуги в войне в Испании и потом - при испытаниях новой авиационной техники (за что он, собственно, и получил Золотую звезду Героя) сейчас погребены под его сказками про кучу сбитых немецких самолетов, полученный железный крест то ли от Гитлера, то ли от Геринга, и множество других небылиц, за что среди историков отечественной авиации Иван Евграфович снискал репутацию "Барона Мюнгхаузена советских ВВС".
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Немного про Захара Сорокина

Сообщение sk16rus »

Еще газета... "Сафоновец"
«Сафоновец» – газета 2-го гвардейского истребительного авиаполка Северного флота имени Б. Ф. Сафонова. Издавалась с 8 декабря 1942 года, ответственный редактор – Г. И. Грабченко. Оригинал газеты хранится в Военно-морском музее Северного флота Министерства обороны Российской Федерации (г. Мурманск).
Газета &quot;Сафоновец&quot; № 21 от 15.04.1943 г.
Газета "Сафоновец" № 21 от 15.04.1943 г.

Бой со стодесятыми есть (кстати - опять один на один), ранение есть, а вот сбитых и протараненных - нет. Соответственно - и схватки с летчиками и "клыкастым догом".
Изображение
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: Немного про Захара Сорокина

Сообщение Тунгус »

Кажется мне теперь понятен генезис происхождения легенды. Попробую поделится, но позже. Нужно дополнительное осмысление.
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Немного про Захара Сорокина

Сообщение hellcat »

В своё время на Блокгаузе было обсуждение.
http://blockhaus.ru/forum/topic/22868-b ... /?p=289262
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Немного про Захара Сорокина

Сообщение sk16rus »

hellcat писал(а): 06 апр 2021 13:26 В своё время на Блокгаузе было обсуждение.
http://blockhaus.ru/forum/topic/22868-b ... /?p=289262
Альберт, приветствую!
Спасибо, что напомнил. Кто-то мне ссылку на этот кусок темы уже присылал.

Возьму на себя смелость процитировать здесь некоторые сообщения оттуда, чтобы народ не лопатил еще одну тему на другом ресурсе.
Но прошу учесть, что сообщения датированы мартом 2011 года. С тех пор прошло много времени (ровно 10 лет!), и, возможно, в архивах могли быть обнаружены еще какие-то документы.
muarg
В отношении случая с Захаром Сорокиным, имевшим место быть в период с 25 по 29 октября 1941 года. Обратимся к архивным документам ЦВМА. Первые пятнадцать дней октября 1941 года были относительно теплыми и температура держалась выше ноля, а ночами слегка примораживало. Где-то с 15-го октября температура упала недалеко ниже ноля, и был относительно сильный ветер, и поэтому до 25 числа никакого толстого льда, способного выдержать самолет, на озерах не появилось. Днем 25 октября температура поднялась выше ноля и без осадков. В 10:52 с аэродрома поднимается пара МиГов, имея задачу патрулирования в районе Кольский залив – остров Кильдин. Поставленную задачу Сорокин и Соколов выполнили. Барражировали на высоте 6000 метров. Облачность в том районе была 600-1000 метров. Видимость порядка 10 км. В районе Кильдина ведомый Соколов потерял из виду ведущего. Соколов вернулся один и произвел посадку на свой аэродром в 11:54. Лейтенант Сорокин по неизвестной причине на аэродром не вернулся. Никакого противодействия со стороны противника в районе патрулирования Сорокина и Соколова не было. На поиски Сорокина после 15:00 вылетели пять «Чаек», но одна из них через несколько минут из-за неисправности вернулась. Искали больше часа, не поднимаясь выше 1000 метров. Задания выполнили. Во время этого вылета никакого противодействия со стороны противника не было. В документах о том, что вылет на поиск Сорокина дал положительные результаты ничего нет. Исходя из записей в журнале вылетов 72 САП больше с воздуха Сорокина не искали. Кто и как обнаружил Захара Сорокина пока в документах архива найти не удалось. Запись об обнаружении летчика появилась 29 октября: обнаружен в р-не Тюва-губа, имеет ранение головы и обморожение ног, доставлен в госпиталь. О месте посадки Сорокин доложил, что он «сел на озеро в р-не южнее острова Малый Олений». Также есть и запись, что «высланная поисковая партия самолет не нашла». В документах 72 САП самолет с 1 ноября до 1 марта 1942 года значится как «не вернувшийся с боевого задания». Видно были какие-то надежды самолет обнаружить и эвакуировать с места вынужденной посадки, но в конце марта 1942 года МиГ-3 № 3514 был списан. Как произвел вынужденную посадку Захар Сорокин вряд ли удастся узнать пока не найдем самолет, но то, что он оказался в тундре, где нет никакой растительности и двигался он в сторону запада от самолета, преодолевая вброд реки и ручьи - это несомненно, т.к. нашли его в районе Тюва-губы. Теперь о том, в какие условия Сорокин попал отойдя от самолета. В ночь на 26 октября задул юго-западный ветер и температура опустилась ниже 8 градусов. Днем 26 октября ветер усилился и температура понизилась в том районе примерно до 10-12 градусов. В ночь на 27 октября пошел слабый снег, ветер дул со скоростью 10м/с, а под утро температура опустилась ниже 20 градусов и держалась такая в течении суток. Днем 28 октября столбик термометра поднялся до 8-10 градусов, но ветер усилился в порывах свыше 14 м/с со снежными зарядами. К вечеру ветер немного стих, но столбик термометра упал до -20-22°С. Утром 29 октября температура в районе северо-западнее Мурманска была -12 градусов, ветер слабый неустойчивый, местами шел снег. Как двигался Сорокин к Ваенге знал только он сам. Обогреться и обсушиться в том районе при таких суровых погодных условиях практически невозможно. К тому же он двигался с ранением головы (возможно во время посадки на самолете). В результате – обморожение ног. За четыре дня Захар преодолел расстояние как минимум в 70-80 км. Местность в районе, по которому двигался Сорокин скальная и сильно изрезанная долинами речек и ручьев. Накануне этого злополучного вылета Захара Сорокина назначили заместителем командира эскадрильи. Где и при каких обстоятельствах родились легенды про «Мессеров» в воздухе и на льду озера, перестрелки с немецкими летчиками, злой овчарки и другие приключения Захара в архивных данных не написано. Не менее интересные «сказки», не имеющие никакого подтверждения, рассказывают и Гусев, и Голодников в своих интервью. Откуда взял Александр Булах информацию о Сорокина тоже не известно. Воздушный бой с «Мессершмиттами Bf110» 25 октября 1942 года вели девять Харрикейнов из 78 ИАП ВВС Северного флота. Бой происходил над линией фронта в районе реки Западная Лица. Стороны потерь не имели. Но это было уже тогда, когда группа из четырех «Чаек» искала самолет Сорокина.
muarg
Самолет на 99% в озере до сих пор лежит. И озеро неглубокое или на мелководье. Во всяком случае, в 1942 году другие летчики, пролетавшие в этом районе летом видели в небольшом озере истребитель со звездами на крыльях. По потерям с начала войны до появления этой информации в том районе был потерян только самолет Сорокина.
muarg
В тех документах, которые я видел, не указано расстояние от места посадки до места обнаружения Сорокина, и цифры 70-80 км указаны мной, чтобы те, кто в тех районах никогда не был, имели представление о том, сколько Захару пришлось топать. И очень точно Вы подметили, что зимой в том районе без снегохода совсем худо. Утверждать, что место посадки записано со слов Сорокина, не могу, но если здраво рассудить, то так оно наверно и было. Найдем самолет – узнаем точно место посадки. А то, что он оказался в районе восточнее Кильдина это вполне нормально. Мы же только знаем район патрулирования пары Сорокин-Соколов, а полетного задания и маршрута в зоне патрулирования мы не знаем. В этой истории еще есть вопросы на которые пока не нашлись ответы.
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Немного про Захара Сорокина

Сообщение sk16rus »

А это из воспоминаний А.С. Гусева :shock:
- А, к примеру, с Сорокиным, враньем которого многие были недовольны…
Ну, таких летчиков у нас, он, пожалуй, единственный такой был.

- Я Сорокина просто ради примера привел.
А попали очень точно. Сорокин - болтун неугомонный. Сафонов иногда не выдерживал и говорил ему:
- Захар, если ты еще будешь врать, я тебя собью. Понял? Я тебе не просто слова говорю, а собью и все. Отчитаться сумею как-нибудь.
Сорокин его в такой момент почти ненавидел.

- А Сафонов матерился?
Нет, никогда, нет. Он очень корректный человек был. Он был такой плотный, массивный мужик, очень собранный человек. Он завоевывал себе авторитет не словом, а личным примером. Сидит в готовности, скажем, звено. И налет на аэродром. Раньше него никто не взлетит. И он едва успел пристегнуть парашют и взлетел. И представляете, какой эффект над аэродромом тут же, на глазах у всех, у нас, сбил самолет. "Ю-88". Я как сейчас помню. У него был исключительный авторитет.

А с Сорокиным вечно были проблемы. У него все с враньем связано, буквально все. У него все внутренности были на это направлены. У него в крови это было заложено - нагородить всякую ерунду.
Когда его сбили, мы его искали долго, он пришел с Западной Лицы сам, но обморозил ноги…

- Ему ноги ампутировали?
Ампутировали пальцы ног…
И столько первое время наврал, что Сафонов его просил:
- Расскажи, как это было на самом деле. Но не ври…

- После этого он продолжал летать?
Продолжал. Героя ему тогда не дали. Командир полка был на его стороне, и хотел на него представление написать. И говорил:
- Надо, - говорит, - как-то Сорокину…
А я писал всякие наградные листы… А для того, что бы написать наградной лист, надо все перечислить. Он десяти самолетов не сбил. Такая была, так сказать, норма. Ну и скребли… И наскребли. И где было, и где не было. "Натянули", как говорится. Десять ему написали, и он Героя "авансом" получил. Но он заслужил. Позже все "отработал".

Отсюда
Изображение
marias
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 15 окт 2020 19:20

Re: Немного про А.С.Гусева

Сообщение marias »

Здесь размещена выдержка из интервью с А.С.Гусевым, командиром по оперчасти 2ГИАП с мая 1942 г. по апрель 1944 г. (послужной список Гусева прилагается), которую приводят в качестве "доказательства" того, что якобы история, случившаяся с Захаром Сорокиным, была "придумана" самим летчиком.

Гусев 1.jpg
Гусев 2.jpg

Достаточно до конца прочитать интервью с этим штабистом полностью, посмотреть его послужной список, чтобы сделать соответствующие выводы.
Гусев попал в полк когда Захар Сорокин еще 10.01.1941 был эвакуирован в ВМГ в г. Киров и с Борисом Сафоновым ему посчастливилось пересечься в полку всего на три недели.
Что мог интересного рассказать Гусев? СПЛЕТНИ? У него явно была личная неприязнь к летчику, что видно из его слов, он намеренно унизил Героя.

Уже не говорю о том, что он сказал "ампутировали пальцы ног..."
Из анамнеза: 25.10.41 г. ранен ножом в лицо. 27.10.41 г. получил отморожение стоп 3-4 степени. Лечился в санчасти зенитного дивизиона в Ура-Губе; затем в ВМГ, г. Полярный, где 28.12.41 г. произведена ампутация обеих стоп.

Кто "сказочник"?


Зачем размножать грязную непроверенную информацию?
marias
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 15 окт 2020 19:20

официальные характеристики З.А. Сорокина (ЦАВМФ МО)

Сообщение marias »

Личное дело ГСС Сорокина Захара Артемовича
арх. № 402 лист 41

« Тов. Сорокин З.А. за пребывание в группе самолетов МИГ имеет боевой налет 38 часов – 42 посадки. Летает хорошо. В воздухе энергичен, решителен и смел. В воздушных боях с противником сбил два МЕ-110, один МЕ-109 и один Ю-88. В одном из воздушных боев тов. Сорокин имел ранение в руку и вместе с этим продолжал вести упорные бои с противником до полного его разгрома. Среди всего личного состава пользуется заслуженным авторитетом.
К боевым вылетам тов. Сорокин готовится всегда с желанием и любовью, дерется смело, грамотно, хладнокровно. Своим примером увлекал товарищей. Много раз, рискуя быть сбитым бросался на выручку товарищей.
Достоин к представлению Правительственной награды.
Командир 72 авиаполка ВВС СФ ГСС полковник Лобанов
Военный комиссар 72 ИАП ВВС СФ Полковой комиссар Матвеев
Сентябрь 1941 г.»


______________
О воспитанниках военно-морских училищ Героев Советского Союза
ф.1 оп.2 № 429 л.139

"Отважного и мужественного летчика-истребителя Сорокина крепко полюбил его командир и боевой друг Борис Феоктистович Сафонов, он доверял ему как самому себе."

______________


25.10.1941 г. Захар Сорокин улетел заместителем командира полка, вернулся и стал штурманом полка.
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Немного про Захара Сорокина

Сообщение sk16rus »

marias писал(а): 09 апр 2021 11:01Здесь размещена выдержка из интервью с А.С.Гусевым, командиром по оперчасти 2ГИАП с мая 1942 г. по апрель 1944 г. (послужной список Гусева прилагается), которую приводят в качестве "доказательства" того, что якобы история, случившаяся с Захаром Сорокиным, была "придумана" самим летчиком.
Мария Захаровна, спасибо, что присоединились к этой теме.

Единственный момент, на который я бы хотел обратить Ваше внимание - здесь не собираются "доказательства" чего либо.
Эта тема была задумана как место, где, по возможности, будет собрана максимально полно информация про Захара Артемовича из всех доступных источников.
Которую можно будет спокойно и цивилизованно обсудить.
Именно спокойно, и именно цивилизованно.

И уже на основании этих данных, пользователи и посетители форума смогут сделать свои собственные выводы. У кого-то они будут одни, у кого-то другие. Ведь не может быть так, чтобы все думали одинаково.
Изображение
marias
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 15 окт 2020 19:20

Re: Немного про А.С.Гусева

Сообщение marias »

Сергей, спасибо за помощь в размещение документов.
Наконец-то появилась возможность с Вами пообщаться.

Интересно узнать Ваше авторитетное мнение по данному вопросу.
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Немного про Захара Сорокина

Сообщение sk16rus »

marias писал(а): 09 апр 2021 17:36Интересно узнать Ваше авторитетное мнение по данному вопросу.
Мария Захаровна, слово "авторитетное" в данном случае лишнее - я не историк и не поисковик - ни по образованию, ни по призванию, ни по роду деятельности.

А своё мнение я высказал чуть выше - я собираю информацию из всех доступных мне источников, и потом, если мне интересно мнение других людей, выкладываю её в Интернет (не важно куда - здесь, в ВК, в Фейсбуке, в Инстаграме, на Дзене). Причем выкладываю всё, что есть.
Да, я могу высказать своё видение ситуации. Но в таком случае я всегда пишу, что это моё личное мнение. Которое, естественно, я никому не навязываю.

Вот простой пример описания истории 255-го ИАП в начале войны (написано мной почти 10 лет назад):
На Юго-Западном фронте 255-й ИАП участвовал в боях с фашистскими захватчиками до 23 августа 1941 г. Боевая деятельность полка в этот период в разных источниках оценивается по разному. По сведениям, изложенным в книге Иванова П.Н. "Крылья над морем", на ЮЗФ летчики полка совершили 815 боевых вылетов, провели 54 воздушных боя, в которых сбили 16 самолетов и 2 аэростата наблюдения противника. Кроме того, полк произвел свыше 60 вылетов на штурмовку техники и живой силы противника. По краткой истории полка, написанной в декабре 1941 года - "За время пребывания на фронте полк боевых заслуг не имел". А по отчету 36-ой ИАД за пять месяцев войны следует, что полк совершил 156 самолетовылетов, в том числе: на прикрытие промышленных объектов - 150, на разведку – 3, на штурмовку – 3. Проведено 9 воздушных боев, в которых сбит 1 Ме-109 и потеряно в 2 самолета И-16.

Отсюда
Заметьте, я привёл три абсолютно разных варианта, не акцентируя своего внимания ни на одном из них. Так как это всё, что мне известно по данному вопросу. А делать чёткие выводы на основе таких куцых данных, как мне кажется, будет глупо и крайне непрофессионально.

Вот еще один пример - заметка про последний бой моего деда "Два ЛаГГ-3 против пяти Мессершмиттов Bf 109F. Так как же погиб замкомэска 255-го ИАП ВВС СФ?" где я написал всё, что у меня есть. Но выводы предложил сделать каждому свои.
И такой подход я считаю единственно правильным.
Изображение
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: Немного про Захара Сорокина

Сообщение hellcat »

marias писал(а): 09 апр 2021 11:01 Из анамнеза: 25.10.41 г. ранен ножом в лицо. 27.10.41 г. получил отморожение стоп 3-4 степени. Лечился в санчасти зенитного дивизиона в Ура-Губе; затем в ВМГ, г. Полярный, где 28.12.41 г. произведена ампутация обеих стоп.

Спасибо за информацию.
Здесь что показалось несколько странным. Обычно описывается тип раны: колото-резаная, рассечение, ушиб и т.п. На каком основании и кем сделано заключение, что рана нанесена ножом, а не стёклами от разбитых лётных очков, например, при ударе о борт кабины (приборную доску, прицел и т.д.) при вынужденной посадке вне аэродрома? В мемурной литературе часто описывались случаи, когда лётчики получали ранения лица, в том числе и резаные, при вынужденных посадках.
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: Немного про А.С.Гусева

Сообщение Тунгус »

marias писал(а): 09 апр 2021 11:01 Из анамнеза: 25.10.41 г. ранен ножом в лицо. 27.10.41 г. получил отморожение стоп 3-4 степени. Лечился в санчасти зенитного дивизиона в Ура-Губе; затем в ВМГ, г. Полярный, где 28.12.41 г. произведена ампутация обеих стоп.


А можно копию документа? Здесь не подвоха. Просто тема не простая и если будет копия документа, то это предотвратит всякие не нужные вопросы.
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
marias
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 15 окт 2020 19:20

Re: Немного про Захара Сорокина

Сообщение marias »

sk16rus писал(а): 09 апр 2021 18:42
marias писал(а): 09 апр 2021 17:36Интересно узнать Ваше авторитетное мнение по данному вопросу.
Мария Захаровна, слово "авторитетное" в данном случае лишнее - я не историк и не поисковик - ни по образованию, ни по призванию, ни по роду деятельности.

А своё мнение я высказал чуть выше - я собираю информацию из всех доступных мне источников, и потом, если мне интересно мнение других людей, выкладываю её в Интернет (не важно куда - здесь, в ВК, в Фейсбуке, в Инстаграме, на Дзене). Причем выкладываю всё, что есть.
Да, я могу высказать своё видение ситуации. Но в таком случае я всегда пишу, что это моё личное мнение. Которое, естественно, я никому не навязываю.

Вот простой пример описания истории 255-го ИАП в начале войны (написано мной почти 10 лет назад):
На Юго-Западном фронте 255-й ИАП участвовал в боях с фашистскими захватчиками до 23 августа 1941 г. Боевая деятельность полка в этот период в разных источниках оценивается по разному. По сведениям, изложенным в книге Иванова П.Н. "Крылья над морем", на ЮЗФ летчики полка совершили 815 боевых вылетов, провели 54 воздушных боя, в которых сбили 16 самолетов и 2 аэростата наблюдения противника. Кроме того, полк произвел свыше 60 вылетов на штурмовку техники и живой силы противника. По краткой истории полка, написанной в декабре 1941 года - "За время пребывания на фронте полк боевых заслуг не имел". А по отчету 36-ой ИАД за пять месяцев войны следует, что полк совершил 156 самолетовылетов, в том числе: на прикрытие промышленных объектов - 150, на разведку – 3, на штурмовку – 3. Проведено 9 воздушных боев, в которых сбит 1 Ме-109 и потеряно в 2 самолета И-16.

Отсюда
Заметьте, я привёл три абсолютно разных варианта, не акцентируя своего внимания ни на одном из них. Так как это всё, что мне известно по данному вопросу. А делать чёткие выводы на основе таких куцых данных, как мне кажется, будет глупо и крайне непрофессионально.

Вот еще один пример - заметка про последний бой моего деда "Два ЛаГГ-3 против пяти Мессершмиттов Bf 109F. Так как же погиб замкомэска 255-го ИАП ВВС СФ?" где я написал всё, что у меня есть. Но выводы предложил сделать каждому свои.
И такой подход я считаю единственно правильным.



Сергей, не путайте, пожалуйста.
Мы говорим о разного рода источников информации.
Вы так и не ответили - какая информация Вам больше нравится?

Вы разве не читали интервью полностью прежде чем поместить его на своей странице? К таким источникам надо относиться крайне осторожно.
marias
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 15 окт 2020 19:20

Re: Немного про Захара Сорокина

Сообщение marias »

hellcat писал(а): 09 апр 2021 19:06
marias писал(а): 09 апр 2021 11:01 Из анамнеза: 25.10.41 г. ранен ножом в лицо. 27.10.41 г. получил отморожение стоп 3-4 степени. Лечился в санчасти зенитного дивизиона в Ура-Губе; затем в ВМГ, г. Полярный, где 28.12.41 г. произведена ампутация обеих стоп.

Спасибо за информацию.
Здесь что показалось несколько странным. Обычно описывается тип раны: колото-резаная, рассечение, ушиб и т.п. На каком основании и кем сделано заключение, что рана нанесена ножом, а не стёклами от разбитых лётных очков, например, при ударе о борт кабины (приборную доску, прицел и т.д.) при вынужденной посадке вне аэродрома? В мемурной литературе часто описывались случаи, когда лётчики получали ранения лица, в том числе и резаные, при вынужденных посадках.



Как к Вам можно обращаться? (Не общаюсь с анонимами.)
Вы считаете, что фронтовые врачи не могли отличить ножевое ранение от ранения при ударе о приборную доску?
Невозможно получить ножевое ранение при рукопашном бое? (который задокументирован)
Основание: история болезни № 207 ВМГ

Напишите, пожалуйста, как Вас зовут.
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя