- Самый известный авиационный полк, воевавший на самолетах Пе-3 и Пе-3бис завода№39. Этот полк первым освоил Пе-2 и участвовал на них в параде 1940г, он же был первым вооружен и самолетами Пе-3. Единственный полк, который прошел и закончил войну на самолетах Пе-3. Один из немногих полков, в котором тяжелые истребители использовались по своему прямому назначению.
Периоды вхождения в действующую Армию:
95 бомбардировочный авиационный полк
23.06.41 – 05.09.41
10.10.1941 – 10.03.1942 Передан ВВС (Пер.12)
95 Краснознаменный истребительный авиационный полк самолетов «Пе-3»
05.03.1942 – 09.05.1945 (пер.17)
95 СБАП был сформирован в ВВС Московского военного округа в апреле 1940г. Его вооружение составляли бомбардировщики СБ. В феврале 1940 полк начинает перевооружение на самолеты Пе-2, а 1 мая уже участвует на них в параде. До начала войны входит в состав 46 ад.
В июне 1941 был выведен из состава 46 ад и подчинен непосредственно ВВС Западного фронта. Подробного описания боевых действий за первый период обнаружить не удалось. В конце августа 1941г, был отозван с фронта и отправлен на перевооружение на самолеты Пе-3.
25 сентября полк был переименован в 95 ИАП. В некоторых источниках упоминается, что первые боевые вылеты полк совершил в сентябре 1941г, сопровождая транспорты с английской делегацией из Вологды в Москву. Упоминается про отражение 3-х атак истребителей противника, но это кажется сомнительным, учитывая географическое расположение Вологды и линии фронта на конец сентября 1941г.
В ЖБД 6 ИАК за 1941г первое упоминание о 95 ИАП встречается в конце сентября 1941г:
29.09.1941г 95 ИАП был включен в состав 6 ИАК, с местом дислокации аэр. Инютино.
В боевом составе 6 ИАК на 30.09.1941г отмечено: 5. 95 ИАП аэр.Инютино, самолеты Пе-3, самолетов – 20, летчиков – 20.
К 20.00 01.10.1941г 95 ИАП. 17 экипажей на самолетах Пе-3 с аэродрома Чкаловская перебазировались на аэродром Инютино.
Таким образом, растиражированное мнение о том, что 95 ИАП получил на вооружение 40 Пе-3, не соответствует действительности. Ситуацию с данным заблуждением, вероятно объясняет запись в альбоме «История и боевой путь 9ББАП», который перевооружался на Пе-3 не намного позже 95 ИАП: Получили во время боевых действий 40 Пе-3. Было передано в другие части – 22 Пе-3.
Точное количество самолетов в 95 ИАП на 01.01.1941г установить не представляется возможным. Скорее всего оно было в пределах от 17 до 23 самолетов. В соответствии со штатом 015/156 бомбардировочные и истребительные полки формировались двух эскадрильного состава. Количество самолетов в эскадрилье 9 самолетов. И дополнительно 2 командирских самолета. По этому штату состав 95 ИАП должен был иметь 20 самолетов Пе-3. Но известны случаи, когда полки получали по 22-23 самолета.
В журнале боевых действий за октябрь 1941г отмечено 5 не вернувшихся с боевого задания самолетов Пе-3. А состав полка на конец месяца – 14 летчиков, и 16 самолетов, два из которых не исправны. В конце ноября количество летчиков уменьшилось до 12, а число самолетов увеличилось до 17.
В феврале состав 95 ИАП увеличился до 25 экипажей и самолетов за счет переданных из 208 БАП 10 самолетов Пе-3 и 12 экипажей.
При отсутствии зафиксированных потерь самолетов Пе-3 за февраль 1942г, на 01.03.1942г количество исправных Пе-3 составляет лишь 13 самолетов и 9 неисправных.
Последняя запись в ЖБД 6 ИАК, касающаяся 95 ИАП датирована 04.03.1942г: 95 ИАП в количестве 18 экипажей убыл из 6 ИАК в ВМФ. Упоминаний о Пе-3 в дальнейшем в ЖБД 6 ИАК больше не встречается.
На Северном Фронте полк приступил к боевым действиям 15 марта 1942г. Активно привлекался к разведывательным и бомбардировочным задачам, в результате чего понес ощутимые потери.
С 25.06.1942г входит в состав ОМАГ, обеспечивая воздушное прикрытие конвоя PQ-16 в составе 1 эскадрильи. Вторая убыла на пополнение мат.частью.
После расформирования группы 05.11.1942г участвовал в сопровождении торпедоносцев, самостоятельных атаках малых судов и бомбардировках береговых объектов и сооружений противника.
Трижды пополнялся: 6 сентября прибыла 2 эскадрилья в полном составе – 12 Пе-3бис. В августе она участвовала в боях на Сталинградском фронте. Потерь не имели. В ноябре 1942г получил самолеты от убывавшего на переформирование 13 ИАП. В июле 1943г получил материальную часть расформированного 121 ИАП. В начале 1944г в полк прибыло пополнение – 8 молодых летчиков.
Серийные номера Пе-3 первого состава заканчивались 24 серией.
Более подробно боевая работа этого и других полков будет рассмотрена в главе 4.
Пе-3 в 95-ом ИАП ВВС СФ
Модератор: Модераторы форумов
Правила форума
- Темы форума, содержащие основную информацию о Полке, будут закреплены в верхней части и закрыты.
- Обсуждение основной информации о Полке будет производиться в отдельных темах.
- Любая вновь созданная тема, не относящаяся к истории Полка, будет удалена (перенесена в другое подходящее место).
- Темы форума, содержащие основную информацию о Полке, будут закреплены в верхней части и закрыты.
- Обсуждение основной информации о Полке будет производиться в отдельных темах.
- Любая вновь созданная тема, не относящаяся к истории Полка, будет удалена (перенесена в другое подходящее место).
- sk16rus
- Site Admin
- Сообщения: 2348
- Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
- Откуда: Казань
- Контактная информация:
Пе-3 в 95-ом ИАП ВВС СФ
Товарищ написал статью про Пе-3, и в третьей главе есть фрагмент, посвященный 95-му ИАП ВВС СФ:
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость