"Прерванный полет" в Заполярье

Памятники, мемориалы, музей, интернет-проекты и т.п.

"Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение Тунгус » 11 май 2017 22:07

Небольшое пояснение: Прерванный полет - это инициативная группа, которая занимается установкой памятных знаков на местах, где в годы войны погибли советские летчики, уже установленно 20 таких знаков, пять из них в Мурманской области.

В сентябре этого года нами планируется провести мемориальную экспедицию "Заполярье -2017" для установки восьми памятных знаков защитникам неба Заполярья, в их числе Герою Советского Соза Павлу Кайкову, летчику истребителю 147 ИАП. В настоящее время, на краудфандинговой интернет платформе BOOMSTARTER, нами открыта кампания по сбору денег на проведение предстоящей экспедиции. Все желающие нам помочь могут сделать это ЗДЕСЬ

Притяжение к Северу у нас неспроста. Именно в Заполярье нами был установлен первый памятный знак. Тогда мы еще не думали заниматься этим дальше, это было, скорей, семейным делом Анатолия Елисеева, одного из авторов возникшего в дальнейшем проекта. В далеком 1942 году на этом месте погиб его родной дядя – летчик-истребитель 147 ИАП старший лейтенант Анатолий Васильевич Елисеев. Но именно тогда и появилась идея: продолжать...

Изображение

В 2015 году - мы опять в Заполярье. В результате совместной работы с Владимиром Чернышовым, Альбертом Ничипорук, Константином Титаренко и Сергеем Дубровиным было установлено четыре памятных знака:
Летчику истребителю 145 ИАП Алексею Небольсину

Изображение

Летчику 20 ГИАП комиссару АЭ старшему лейтенанту Дмитрию Горелышеву

Изображение

Герою Советского Союза комэску 20 ГИАП капитану Хлобыстову и его ведомому младшему лейтенанту Александру Колегаеву

Изображение

Изображение


Я еще вернусь к более детальному описанию этих событий.
Инициативная группа "Прерванный полет"
https://www.facebook.com/air.heroes/
Аватара пользователя
Тунгус
 
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 21 мар 2017 13:54
Откуда: г. Москва

Первый опыт

Сообщение Тунгус » 11 май 2017 22:46

Небольшой рассказ о событии, после которого и родилась идея "Прерванного полета"
Сразу после возвращения я написал что-то вроде отчета в своем ЖЖ, как говорится по горячим следам и со свежими впечатлениями.
Поэтому не буду придумывать ничего нового, а процитирую самого себя.

Началось все со звонка моего друга Елисеева Анатолия… Нет. Началось это гораздо раньше, в далеком 1942 году, когда 31 марта с военного аэродрома в Мурмашах отправился на свое последнее боевое задание самолет P-40C Tomahawk, пилотируемый ст. лейтенантом 147 го ИАП Елисеевым Анатолием Васильевичем. О дальнейшей его судьбе не было ни чего известно.
Елисеев Анатолий Васильевич – это родной дядя моего друга Анатолия, которого и назвали в его честь.
Поставив себе задачу узнать, о судьбе своего родственника, Толик делает сайт в интернете, посвященный своему дяде. А в июле 2011 года ему приходит письмо от заместителя командира поискового отряда «Подводник» Копыткова Андрея - «В 1984 году нашим поисковым отрядом был найден «Томахаук» № 202... На месте падения самолета были обнаружены останки пилота. Летчик захоронен в поселке Кола в 1989 году, как неизвестный. В 2006 году удалось установить, что на Томахауке № 202 летал Анатолий Елисеев...»

Вернусь к телефонному звонку. Толик хотел проконсультироваться, чем можно пробить четыре отверстия в граните.
Оказывается, он решил прикрепить памятную табличку на месте гибели дяди. Порекомендовав ему альпинистский пробойник, я напросился составить компанию. И 14 сентября мы с Анатолием сели в поезд Москва-Мурманск.

Изображение

В Мурманске нам нужно было пересесть на местный поезд, следующий до г. Никель. До его отправления у нас было два с половиной часа, и мы решили, сдав рюкзаки в камеру хранения, прогуляться по городу. Вернувшись на вокзал, мы чуть не стали жертвой собственной невнимательности. У камеры хранения был обеденный перерыв, и его часы как раз попадали на время отправления поезда. Выручила местная милиция. Напротив камеры хранения находился опорный пункт, позвонив в дверь, и объяснив милиционеру суть проблемы, нам обещали помочь. Через несколько минут дверь в камеру хранения открылась, и беззлобно на нас поворчав, добрая тетенька выдала наши рюкзаки.
Поезд Мурманск-Никель – это тепловоз и два вагона. Один сидячий, а второй плацкартный, причем последний прицепили по просьбе рыбаков, охотников и грибников, которые часто пользуются этим поездом.
Дорогу до станции Моккет, где нам предстояло выйти, мы скоротали за беседой с интересной женщиной. Ей 60 лет. Судя по рассказам, у нее была достаточно бурная молодость. Да и сейчас продолжает вести активный образ жизни. Много путешествует по Мурманской области – охота, рыбалка, грибы… Фотографирует, то что связано с войной на Кольском полуострове. Жаль только, что ни куда не выкладывает. Свое 60-летие отметила на Байкале. На ее счету 99 прыжков с парашютом. Мечтает совершить свой сотый прыжок. В этот раз решила прогуляться, вместе со своей собачкой, вдоль железной дороги – от станции до станции.
В Моккет прибыли в 18-47. В Мурманске не успели встретиться с Андреем Копытковым, чтобы взять схему пути, и поэтому руководствовались его словесным описанием, которое он нам дал по телефону. Кроме этого, у нас был GPS навигатор и точные координаты места. Так что заблудиться мы не боялись.

Изображение

Следуя указаниям, прошли немного вдоль путей и свернули на дорогу, ведущую в нужную сторону, которая потом перешла в тропу. Через несколько метров уткнулись в развилку. На карте тропы не были указаны, и поэтому мы задумались по какой нам идти. На левую указывала, кем-то нарисованная на земле стрелка. Она и моя приверженность поворачивать на лево, определила дальнейший путь, как оказалось, в дальнейшем, ошибочный. Пройдя от станции около 10 км, решили остановится на ночевку возле озера Явр (забавно – если перевести название с саамского, то получится озеро Озеро).

Изображение

С утра, на свежую голову, все-таки поняли, что тропа забирает сильно влево, и не приведет нас к цели, поэтому решаем «поиграть в лосей» - ломиться напрямую по азимуту. Идти оказалось достаточно комфортно, погода хоть и пасмурная, но без дождя и, не смотря на то, что пришлось пересекать заболоченные участки, обошлись короткими резиновыми сапогами. И главное – полное отсутствие гнуса.

Изображение

Четыре часа пути и мы на месте. Пискнул навигатор о прибытии на конечную точку. В подтверждение - находим первый обломок самолета.

Изображение

продолжение следует...
Последний раз редактировалось Тунгус 12 май 2017 00:07, всего редактировалось 1 раз.
Инициативная группа "Прерванный полет"
https://www.facebook.com/air.heroes/
Аватара пользователя
Тунгус
 
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 21 мар 2017 13:54
Откуда: г. Москва

Первый опыт (продолжение)

Сообщение Тунгус » 11 май 2017 22:55

Продолжу повествование:

Далее предоставлю слово Анатолию, у него очень хорошо получилось сделать описание места трагедии. Не думаю, что у меня получится лучше, и я позволю сделать небольшой перепост с его сайта:
«Обломки стали попадаться примерно метрах в шестидесяти от места столкновения самолета с землей. Метрах в тридцати — лежит измятый кусок крыла и еще довольно крупные дюралевые фрагменты. После осмотра окрестностей возникло впечатление, что разлет обломков от центра произошел в основном в одном направлении. В направлении снижения (посадки) самолета? То есть некоторые части пролетели дальше вперед по инерции.

Изображение

На дне ручья валялось многослойное бронестекло.
На «Томагавках» бронестекло устанавливалось спереди в отдельной раме внутри фонаря и не было частью его конструкции.


Изображение

Изображение

Из наиболее крупных фрагментов самолета осталось только сильно разрушенное крыло, лежащее непосредственно на месте катастрофы, чуть в стороне от площадки, усыпанной мелкими обломками и почти лишенной растительности. Рядом лежит стойка шасси со следами пожара на дюралевом ободе, бывшая ранее в ручье (кто-то вытащил). Как нам показалось, на этой площадке до сих пор видны следы пожара, попадаются мелкие обугленные веточки.

Изображение

Стойка шасси, а правее — то, что осталось от крыла. Такая надпись от руки имеется на внутренней поверхности нескольких фрагментов крыла.
Площадку несколько раз перекапывали. Поисковики собирали останки летчика. По словам Андрея, покопался там и еще кто-то. По-видимому, с целью вывоза фрагментов самолета место посещалось неоднократно, хотя проехать туда даже на гусеничном вездеходе вряд ли возможно. Разве что только вертолетом.
Два патронных ящика, обнаруженные нами на месте катастрофы, несут на себе следы рвавшегося боекомплекта. Один ящик от патронов калибра 12,7 мм, другой — 7,62 мм. Следы пожара на них, если и есть, то незначительные (на взгляд неспециалиста). Попадаются рваные посередине гильзы.


Изображение

Изображение

На этом самолете стояли два пулемета калибра 12,7 мм над мотором и по два 7,62 мм пулемета — в каждом крыле. Судя по гильзам (гильзы не имеют закраин, а также — маркировка), пулеметы винтовочного калибра, как и крупнокалиберные, на этом P-40C стояли американские.

Некоторые алюминиевые детали обшивки, видимо, сильно пострадали от огня и в дальнейшем разрушались быстрее. Они выглядят более изъеденными. На большей же части фрагментов сохранилась краска — и на внутренних поверхностях, и на внешних. Некоторые части превратились в слитки алюминия, в которые вплавились небольшие детали и обломки. Из одного такого слитка удалось извлечь прибор с сохранившимся, только треснувшим стеклом. Расплавленный алюминий заливал его снизу-вверх. Этот датчик стоял на самолете ниже приборной доски, справа. То есть во время пожара и плавления фрагментов самолета этот прибор находился в перевернутом положении. Больше никаких приборов на глаза не попадалось. Только мелкие осколки стекла. Видимо, то, что осталось от приборной доски, тоже вывезено. Прибор, залитый алюминием, просто не распознали.»
Инициативная группа "Прерванный полет"
https://www.facebook.com/air.heroes/
Аватара пользователя
Тунгус
 
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 21 мар 2017 13:54
Откуда: г. Москва

Первый опыт (продолжение)

Сообщение Тунгус » 11 май 2017 22:58

Фрагменты самолета:
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Инициативная группа "Прерванный полет"
https://www.facebook.com/air.heroes/
Аватара пользователя
Тунгус
 
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 21 мар 2017 13:54
Откуда: г. Москва

Первый опыт (продолжение)

Сообщение Тунгус » 11 май 2017 23:06

Осмотрев место падения, и сфотографировав все то, что осталось от самолета, выбрали подходящее место для таблички – на большом валуне в речке, возле стойки шасси и обломка крыла. Хотя в весенний паводок ее будет заливать, но на наш взгляд, это наиболее подходящее место.

Изображение

Пробив две дырки, решаем, что на сегодня хватит. Нужно еще озаботиться ночлегом и ужином. Андрей говорил, что недалеко от самолета, есть охотничья изба, поиски которой не увенчались успехом, и найдя подходящее место – ставим палатку. Под вечер немного распогодилось, но когда ложились спать начал накрапывать дождик.

Изображение

Изображение

На следующее утро он продолжал накрапывать. Он был мелким и противным. Когда мы дошли до самолета он закончился. И мы продолжили работу. Кроме пробивки дырок, приходилось растачивать напильником отверстия в табличке – Толик немного промахнулся с размером. Я долбил, Толик растачивал.

Изображение

Изображение

После того, как мы закончили работу, было нам знамение, в виде радуги.

Изображение

Изображение

Остаток дня посвятили прогулке к озеру Вайявр. А вечером, перед сном, нам было второе знамение – северное сияние.

Изображение
Инициативная группа "Прерванный полет"
https://www.facebook.com/air.heroes/
Аватара пользователя
Тунгус
 
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 21 мар 2017 13:54
Откуда: г. Москва

Первый опыт (продолжение)

Сообщение Тунгус » 11 май 2017 23:09

Так как обратный поезд отходил рано утром, мы решили на следующий день дойти до станции, и где-нибудь возле нее заночевать, чтоб наверняка успеть к отправлению поезда. Достаточно быстро отыскали нужную тропу, по которой и должны были идти изначально. Времени было предостаточно, и поэтому особо не спешили, любуясь красотами осенней тундры. И там было на что посмотреть, лишь немного омрачили прогулку капризы моего фотоаппарата, который периодически выдавал ошибку объектива.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Инициативная группа "Прерванный полет"
https://www.facebook.com/air.heroes/
Аватара пользователя
Тунгус
 
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 21 мар 2017 13:54
Откуда: г. Москва

Первый опыт (окончание)

Сообщение Тунгус » 11 май 2017 23:14

По прибытию в Мурманск, встретились с Андреем Копытковым и вместе с ним поехали в пос. Кола, где за памятником на западном берегу Кольского залива за мостом захоронены останки ст. лейтенанта Елисеева Анатолия Васильевича. Правда, не смотря на установленное имя летчика, он до сих пор лежит в земле как Неизвестный, хотя прошло уже четыре года. Вот, что об этом говорит Андрей:
«О том, что неизвестный пилот обрел имя была составлена и отправлена докладная записка в мурманский центр по сохранению историко-культурного наследия. Они занимаются учетом и паспортизацией памятников. Но я сомневаюсь, что когда будет проводиться очередной ремонт памятника, рядом с которым захоронены летчики и еще неизвестные, имя Анатолия Елисеева будет увековечено. Захоронение находится за территорией памятника и не входит в охраняемую территорию. Во всяком случае так было раньше. Как сейчас не знаю, не уточнял».

Изображение

Изображение

Потом Андрей повез нас в поселок Мурмаши, где базировался в годы войны 147й истребительный авиаполк (в дальнейшем — 20-й гвардейский), откуда отправился в свой последний полет Елисеев Анатолий Васильевич.

Изображение
Анатолий Елисеев после боевого вылета.
Кадр из «Союзкиножурнала» № 39. 1942 год.


Изображение
В документах 147 ИАП указано, что в 1942 году Анатолий воевал на самолете «Томагавк». На фото изображен самолет советских ВВС — P-40B (Tomahawk IIA), произведенный североамериканской компанией Curtiss-Wright.
Инициативная группа "Прерванный полет"
https://www.facebook.com/air.heroes/
Аватара пользователя
Тунгус
 
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 21 мар 2017 13:54
Откуда: г. Москва

Re: "Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение igor » 12 май 2017 06:58

Отличный рассказ
igor
 
Сообщения: 622
Зарегистрирован: 25 июл 2011 12:07
Откуда: Киселевск

Re: "Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение sk16rus » 12 май 2017 09:36

igor писал(а):Отличный рассказ
Согласен на все 100!
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1803
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: "Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение Тунгус » 18 май 2017 11:46

Мы продолжаем сбор денег на предстоящую экспедицию "Заполярье -2017", в ходе которой планируем установить восемь памятных знаков на местах гибели наших летчиков. Уже собрано 42 тыс. рублей. Оказать нам посильную помощь можно ЗДЕСЬ. Если, по каким-либо причинам, вы не можете сделать это по указанной ссылке, то можно написать мне в личку и я подскажу альтернативный способ.
А пока, при помощи небольшого фотофильма расскажу, что было нами сделано в 2015 году.

Инициативная группа "Прерванный полет"
https://www.facebook.com/air.heroes/
Аватара пользователя
Тунгус
 
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 21 мар 2017 13:54
Откуда: г. Москва

Re: "Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение Тунгус » 18 май 2017 13:26

Мы уже начали готовить макеты мемориальных табличек
Вложения
Цаплин (ум).jpg
Инициативная группа "Прерванный полет"
https://www.facebook.com/air.heroes/
Аватара пользователя
Тунгус
 
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 21 мар 2017 13:54
Откуда: г. Москва

Re: "Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение sk16rus » 18 май 2017 14:21

А в этом году таблички только для армейских ВВС будут?
Или морские летчики тоже в списках?
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
 
Сообщения: 1803
Зарегистрирован: 22 июн 2008 17:19
Откуда: Казань

Re: "Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение Тунгус » 18 май 2017 14:36

sk16rus писал(а):Или морские летчики тоже в списках?

Один планируется. Калинкин из 2-го ГКИАП. Погиб в августе 1944 го.
Инициативная группа "Прерванный полет"
https://www.facebook.com/air.heroes/
Аватара пользователя
Тунгус
 
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 21 мар 2017 13:54
Откуда: г. Москва

Re: "Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение Тунгус » 30 авг 2017 15:10

До старта экспедиции "Заполярье-2017" остаются считанные часы. Собраны рюкзаки и мы с нетерпением ждем встречи с нашими друзьями из Мурманской области.
IMG_3442.jpg

В ходе экспедиции, совместно с ПГ "Икар" и ПО "Петсамо" будет установленно восемь памятных знаков на местах, где в годы войны погибли советские летчики, защищавшие небо Севера.
IMG_3447.jpg


Экспедиция проводится при поддержке "Поискового движения России", компании "POEZD.RU" и студии дизайна "Паровоз". Половина средств на экспедицию было собрано народом - около 70 человек внесли посильный вклад.
Инициативная группа "Прерванный полет"
https://www.facebook.com/air.heroes/
Аватара пользователя
Тунгус
 
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 21 мар 2017 13:54
Откуда: г. Москва


Вернуться в Память о летчиках Заполярья



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


cron