"Прерванный полет" в Заполярье

Памятники, мемориалы, музей, интернет-проекты и т.п.

Модератор: Модераторы форумов

Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

"Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение Тунгус »

Небольшое пояснение: Прерванный полет - это инициативная группа, которая занимается установкой памятных знаков на местах, где в годы войны погибли советские летчики, уже установленно 20 таких знаков, пять из них в Мурманской области.

В сентябре этого года нами планируется провести мемориальную экспедицию "Заполярье -2017" для установки восьми памятных знаков защитникам неба Заполярья, в их числе Герою Советского Соза Павлу Кайкову, летчику истребителю 147 ИАП. В настоящее время, на краудфандинговой интернет платформе BOOMSTARTER, нами открыта кампания по сбору денег на проведение предстоящей экспедиции. Все желающие нам помочь могут сделать это ЗДЕСЬ

Притяжение к Северу у нас неспроста. Именно в Заполярье нами был установлен первый памятный знак. Тогда мы еще не думали заниматься этим дальше, это было, скорей, семейным делом Анатолия Елисеева, одного из авторов возникшего в дальнейшем проекта. В далеком 1942 году на этом месте погиб его родной дядя – летчик-истребитель 147 ИАП старший лейтенант Анатолий Васильевич Елисеев. Но именно тогда и появилась идея: продолжать...

Изображение

В 2015 году - мы опять в Заполярье. В результате совместной работы с Владимиром Чернышовым, Альбертом Ничипорук, Константином Титаренко и Сергеем Дубровиным было установлено четыре памятных знака:
Летчику истребителю 145 ИАП Алексею Небольсину

Изображение

Летчику 20 ГИАП комиссару АЭ старшему лейтенанту Дмитрию Горелышеву

Изображение

Герою Советского Союза комэску 20 ГИАП капитану Хлобыстову и его ведомому младшему лейтенанту Александру Колегаеву

Изображение

Изображение


Я еще вернусь к более детальному описанию этих событий.
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Первый опыт

Сообщение Тунгус »

Небольшой рассказ о событии, после которого и родилась идея "Прерванного полета"
Сразу после возвращения я написал что-то вроде отчета в своем ЖЖ, как говорится по горячим следам и со свежими впечатлениями.
Поэтому не буду придумывать ничего нового, а процитирую самого себя.

Началось все со звонка моего друга Елисеева Анатолия… Нет. Началось это гораздо раньше, в далеком 1942 году, когда 31 марта с военного аэродрома в Мурмашах отправился на свое последнее боевое задание самолет P-40C Tomahawk, пилотируемый ст. лейтенантом 147 го ИАП Елисеевым Анатолием Васильевичем. О дальнейшей его судьбе не было ни чего известно.
Елисеев Анатолий Васильевич – это родной дядя моего друга Анатолия, которого и назвали в его честь.
Поставив себе задачу узнать, о судьбе своего родственника, Толик делает сайт в интернете, посвященный своему дяде. А в июле 2011 года ему приходит письмо от заместителя командира поискового отряда «Подводник» Копыткова Андрея - «В 1984 году нашим поисковым отрядом был найден «Томахаук» № 202... На месте падения самолета были обнаружены останки пилота. Летчик захоронен в поселке Кола в 1989 году, как неизвестный. В 2006 году удалось установить, что на Томахауке № 202 летал Анатолий Елисеев...»

Вернусь к телефонному звонку. Толик хотел проконсультироваться, чем можно пробить четыре отверстия в граните.
Оказывается, он решил прикрепить памятную табличку на месте гибели дяди. Порекомендовав ему альпинистский пробойник, я напросился составить компанию. И 14 сентября мы с Анатолием сели в поезд Москва-Мурманск.

Изображение

В Мурманске нам нужно было пересесть на местный поезд, следующий до г. Никель. До его отправления у нас было два с половиной часа, и мы решили, сдав рюкзаки в камеру хранения, прогуляться по городу. Вернувшись на вокзал, мы чуть не стали жертвой собственной невнимательности. У камеры хранения был обеденный перерыв, и его часы как раз попадали на время отправления поезда. Выручила местная милиция. Напротив камеры хранения находился опорный пункт, позвонив в дверь, и объяснив милиционеру суть проблемы, нам обещали помочь. Через несколько минут дверь в камеру хранения открылась, и беззлобно на нас поворчав, добрая тетенька выдала наши рюкзаки.
Поезд Мурманск-Никель – это тепловоз и два вагона. Один сидячий, а второй плацкартный, причем последний прицепили по просьбе рыбаков, охотников и грибников, которые часто пользуются этим поездом.
Дорогу до станции Моккет, где нам предстояло выйти, мы скоротали за беседой с интересной женщиной. Ей 60 лет. Судя по рассказам, у нее была достаточно бурная молодость. Да и сейчас продолжает вести активный образ жизни. Много путешествует по Мурманской области – охота, рыбалка, грибы… Фотографирует, то что связано с войной на Кольском полуострове. Жаль только, что ни куда не выкладывает. Свое 60-летие отметила на Байкале. На ее счету 99 прыжков с парашютом. Мечтает совершить свой сотый прыжок. В этот раз решила прогуляться, вместе со своей собачкой, вдоль железной дороги – от станции до станции.
В Моккет прибыли в 18-47. В Мурманске не успели встретиться с Андреем Копытковым, чтобы взять схему пути, и поэтому руководствовались его словесным описанием, которое он нам дал по телефону. Кроме этого, у нас был GPS навигатор и точные координаты места. Так что заблудиться мы не боялись.

Изображение

Следуя указаниям, прошли немного вдоль путей и свернули на дорогу, ведущую в нужную сторону, которая потом перешла в тропу. Через несколько метров уткнулись в развилку. На карте тропы не были указаны, и поэтому мы задумались по какой нам идти. На левую указывала, кем-то нарисованная на земле стрелка. Она и моя приверженность поворачивать на лево, определила дальнейший путь, как оказалось, в дальнейшем, ошибочный. Пройдя от станции около 10 км, решили остановится на ночевку возле озера Явр (забавно – если перевести название с саамского, то получится озеро Озеро).

Изображение

С утра, на свежую голову, все-таки поняли, что тропа забирает сильно влево, и не приведет нас к цели, поэтому решаем «поиграть в лосей» - ломиться напрямую по азимуту. Идти оказалось достаточно комфортно, погода хоть и пасмурная, но без дождя и, не смотря на то, что пришлось пересекать заболоченные участки, обошлись короткими резиновыми сапогами. И главное – полное отсутствие гнуса.

Изображение

Четыре часа пути и мы на месте. Пискнул навигатор о прибытии на конечную точку. В подтверждение - находим первый обломок самолета.

Изображение

продолжение следует...
Последний раз редактировалось Тунгус 11 май 2017 23:07, всего редактировалось 1 раз.
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Первый опыт (продолжение)

Сообщение Тунгус »

Продолжу повествование:

Далее предоставлю слово Анатолию, у него очень хорошо получилось сделать описание места трагедии. Не думаю, что у меня получится лучше, и я позволю сделать небольшой перепост с его сайта:
«Обломки стали попадаться примерно метрах в шестидесяти от места столкновения самолета с землей. Метрах в тридцати — лежит измятый кусок крыла и еще довольно крупные дюралевые фрагменты. После осмотра окрестностей возникло впечатление, что разлет обломков от центра произошел в основном в одном направлении. В направлении снижения (посадки) самолета? То есть некоторые части пролетели дальше вперед по инерции.

Изображение

На дне ручья валялось многослойное бронестекло.
На «Томагавках» бронестекло устанавливалось спереди в отдельной раме внутри фонаря и не было частью его конструкции.


Изображение

Изображение

Из наиболее крупных фрагментов самолета осталось только сильно разрушенное крыло, лежащее непосредственно на месте катастрофы, чуть в стороне от площадки, усыпанной мелкими обломками и почти лишенной растительности. Рядом лежит стойка шасси со следами пожара на дюралевом ободе, бывшая ранее в ручье (кто-то вытащил). Как нам показалось, на этой площадке до сих пор видны следы пожара, попадаются мелкие обугленные веточки.

Изображение

Стойка шасси, а правее — то, что осталось от крыла. Такая надпись от руки имеется на внутренней поверхности нескольких фрагментов крыла.
Площадку несколько раз перекапывали. Поисковики собирали останки летчика. По словам Андрея, покопался там и еще кто-то. По-видимому, с целью вывоза фрагментов самолета место посещалось неоднократно, хотя проехать туда даже на гусеничном вездеходе вряд ли возможно. Разве что только вертолетом.
Два патронных ящика, обнаруженные нами на месте катастрофы, несут на себе следы рвавшегося боекомплекта. Один ящик от патронов калибра 12,7 мм, другой — 7,62 мм. Следы пожара на них, если и есть, то незначительные (на взгляд неспециалиста). Попадаются рваные посередине гильзы.


Изображение

Изображение

На этом самолете стояли два пулемета калибра 12,7 мм над мотором и по два 7,62 мм пулемета — в каждом крыле. Судя по гильзам (гильзы не имеют закраин, а также — маркировка), пулеметы винтовочного калибра, как и крупнокалиберные, на этом P-40C стояли американские.

Некоторые алюминиевые детали обшивки, видимо, сильно пострадали от огня и в дальнейшем разрушались быстрее. Они выглядят более изъеденными. На большей же части фрагментов сохранилась краска — и на внутренних поверхностях, и на внешних. Некоторые части превратились в слитки алюминия, в которые вплавились небольшие детали и обломки. Из одного такого слитка удалось извлечь прибор с сохранившимся, только треснувшим стеклом. Расплавленный алюминий заливал его снизу-вверх. Этот датчик стоял на самолете ниже приборной доски, справа. То есть во время пожара и плавления фрагментов самолета этот прибор находился в перевернутом положении. Больше никаких приборов на глаза не попадалось. Только мелкие осколки стекла. Видимо, то, что осталось от приборной доски, тоже вывезено. Прибор, залитый алюминием, просто не распознали.»
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Первый опыт (продолжение)

Сообщение Тунгус »

Фрагменты самолета:
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Первый опыт (продолжение)

Сообщение Тунгус »

Осмотрев место падения, и сфотографировав все то, что осталось от самолета, выбрали подходящее место для таблички – на большом валуне в речке, возле стойки шасси и обломка крыла. Хотя в весенний паводок ее будет заливать, но на наш взгляд, это наиболее подходящее место.

Изображение

Пробив две дырки, решаем, что на сегодня хватит. Нужно еще озаботиться ночлегом и ужином. Андрей говорил, что недалеко от самолета, есть охотничья изба, поиски которой не увенчались успехом, и найдя подходящее место – ставим палатку. Под вечер немного распогодилось, но когда ложились спать начал накрапывать дождик.

Изображение

Изображение

На следующее утро он продолжал накрапывать. Он был мелким и противным. Когда мы дошли до самолета он закончился. И мы продолжили работу. Кроме пробивки дырок, приходилось растачивать напильником отверстия в табличке – Толик немного промахнулся с размером. Я долбил, Толик растачивал.

Изображение

Изображение

После того, как мы закончили работу, было нам знамение, в виде радуги.

Изображение

Изображение

Остаток дня посвятили прогулке к озеру Вайявр. А вечером, перед сном, нам было второе знамение – северное сияние.

Изображение
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Первый опыт (продолжение)

Сообщение Тунгус »

Так как обратный поезд отходил рано утром, мы решили на следующий день дойти до станции, и где-нибудь возле нее заночевать, чтоб наверняка успеть к отправлению поезда. Достаточно быстро отыскали нужную тропу, по которой и должны были идти изначально. Времени было предостаточно, и поэтому особо не спешили, любуясь красотами осенней тундры. И там было на что посмотреть, лишь немного омрачили прогулку капризы моего фотоаппарата, который периодически выдавал ошибку объектива.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Первый опыт (окончание)

Сообщение Тунгус »

По прибытию в Мурманск, встретились с Андреем Копытковым и вместе с ним поехали в пос. Кола, где за памятником на западном берегу Кольского залива за мостом захоронены останки ст. лейтенанта Елисеева Анатолия Васильевича. Правда, не смотря на установленное имя летчика, он до сих пор лежит в земле как Неизвестный, хотя прошло уже четыре года. Вот, что об этом говорит Андрей:
«О том, что неизвестный пилот обрел имя была составлена и отправлена докладная записка в мурманский центр по сохранению историко-культурного наследия. Они занимаются учетом и паспортизацией памятников. Но я сомневаюсь, что когда будет проводиться очередной ремонт памятника, рядом с которым захоронены летчики и еще неизвестные, имя Анатолия Елисеева будет увековечено. Захоронение находится за территорией памятника и не входит в охраняемую территорию. Во всяком случае так было раньше. Как сейчас не знаю, не уточнял».

Изображение

Изображение

Потом Андрей повез нас в поселок Мурмаши, где базировался в годы войны 147й истребительный авиаполк (в дальнейшем — 20-й гвардейский), откуда отправился в свой последний полет Елисеев Анатолий Васильевич.

Изображение
Анатолий Елисеев после боевого вылета.
Кадр из «Союзкиножурнала» № 39. 1942 год.


Изображение
В документах 147 ИАП указано, что в 1942 году Анатолий воевал на самолете «Томагавк». На фото изображен самолет советских ВВС — P-40B (Tomahawk IIA), произведенный североамериканской компанией Curtiss-Wright.
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
igor
Сообщения: 847
Зарегистрирован: 25 июл 2011 11:07
Откуда: Киселевск
Контактная информация:

Re: "Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение igor »

Отличный рассказ
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: "Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение sk16rus »

igor писал(а):Отличный рассказ
Согласен на все 100!
Изображение
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: "Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение Тунгус »

Мы продолжаем сбор денег на предстоящую экспедицию "Заполярье -2017", в ходе которой планируем установить восемь памятных знаков на местах гибели наших летчиков. Уже собрано 42 тыс. рублей. Оказать нам посильную помощь можно ЗДЕСЬ. Если, по каким-либо причинам, вы не можете сделать это по указанной ссылке, то можно написать мне в личку и я подскажу альтернативный способ.
А пока, при помощи небольшого фотофильма расскажу, что было нами сделано в 2015 году.

Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: "Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение Тунгус »

Мы уже начали готовить макеты мемориальных табличек
Вложения
Цаплин (ум).jpg
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: "Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение sk16rus »

А в этом году таблички только для армейских ВВС будут?
Или морские летчики тоже в списках?
Изображение
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: "Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение Тунгус »

sk16rus писал(а):Или морские летчики тоже в списках?
Один планируется. Калинкин из 2-го ГКИАП. Погиб в августе 1944 го.
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: "Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение Тунгус »

До старта экспедиции "Заполярье-2017" остаются считанные часы. Собраны рюкзаки и мы с нетерпением ждем встречи с нашими друзьями из Мурманской области.
IMG_3442.jpg
В ходе экспедиции, совместно с ПГ "Икар" и ПО "Петсамо" будет установленно восемь памятных знаков на местах, где в годы войны погибли советские летчики, защищавшие небо Севера.
IMG_3447.jpg
Экспедиция проводится при поддержке "Поискового движения России", компании "POEZD.RU" и студии дизайна "Паровоз". Половина средств на экспедицию было собрано народом - около 70 человек внесли посильный вклад.
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Заполярье 2017. Хроника экспедиции.

Сообщение Тунгус »

Я думаю, что давно уже пора было опубликовать отчет о поездке на Север нашей группы "Прерванный полет", которую мы для солидности окрестили "Заполярье -2017". Хотя получилась самая настоящая экспедиция. Поставленные задачи выполнили... Но по порядку:
1 сентября поезд Москва-Мурманск прибыл к месту назначения. Меня, Анатолия и Машу встречал наш друг из Мурмашей ‒ Сергей Дубровин, который очень помог нам в нашей поездке в 2015 году, и которого мы считаем участником нашей группы. Он пытается от этого откреститься, но все равно он наш... На мурманском направлении.:) Загрузив в его познавший жизнь "Опель" всякий разный груз, в том числе изготовленные заранее основания для табличек, мы двинулись в сторону Заполярного, где нас ждал уже Альберт Ничипорук.

Изображение

Изображение

Изображение

По дороге посетили Долину Славы. Мне хотелось побывать на могиле комиссара АЭ 20 ГИАП ст. лейтенанта Горелышева, останки которого были нами найдены в 2015 году во время установки памятной доски на месте его гибели.

Изображение

И вот мы в Заполярном.

Изображение

Немного отдохнув направлямся в Корзуново. Альберт решил устроить нам экскурсию на аэродром Луостари, где в годы войны базировалась немецкая авиация. И этот аэродром был одной из целей для наших летчиков. Его летали бомбить, штурмовать и на разведку. Слово Луостари часто попадается в оперативных сводках и других документах полков, которые воевали на мурманском направлении.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

В этот день планировалось установить памятный знак младшему лейтенанту Калинкину, погибшему на Аэрокобре 17 августа 1944 года возле оз. Палоярви не далеко от Заполярного.
Альберт нас немного огорчил тем, что не может нам составить компанию, так как ему надо на работу в ночную смену. Снобдив нас координатами и ценными указаниями и пожелав нам удачи отправился домой, а мы выполнять свою миссию, ради которой забрались за полярный круг.

Изображение

Таким нам открылось оз. Палоярви:
Изображение

Идти оказалось не очень далеко и мы достаточно быстро вышли на нужное нам место.
Альберт давно был на этой точке и не смог нам точно сказать имеются ли там подходящиее камни, и мы несли с собой железное основание, но оно не понадобилось. Мы обнаружили вполне хороший для наших целей камушек...
Начало было положено: 1 сентября 2017 года на северо-восточном берегу оз. Палоярви недалеко от города Заполярный в Печенгском районе Мурманской области установлена памятная доска на месте гибели пилота 1 эскадрильи 2 Гвардейского истребительного авиационного Краснознаменного полка военно-воздушных сил Северного флота Гвардии младшего лейтенанта Бориса Васильевича Калинкина, не вернувшегося с боевого задания 17 августа 1944 года.

Изображение

Изображение

Изображение

продолжение следует....
Последний раз редактировалось Тунгус 06 дек 2017 19:53, всего редактировалось 6 раз.
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: "Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение Тунгус »

2 сентября.
Установив памятный знак, у нас небыло особо времени осмотреться, уже темнело. Нужно было заняться лагерем, да и дождик начался.
Это мы сделали на следующий день.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Было бы не правильно, не рассказать о летчике и работе поисковиков.
Процитирую сообщение, которое сделал Анатолий Елисеев на нашей официальной страничке в Фейсбуке:
Борис Калинкин родился 18 апреля 1923 года в селе Канино Сапожковского района Московской области.
Член ВЛКСМ с 1939 г.
Призывался в армию в мае 1941 г. Сузунским РВК Новосибирской обл.
Во 2 ГИАКП – с июля 1944 г.
17 августа 1944 года Гв. мл. лейтенант Калинкин погиб в воздушном бою в районе вражеского аэродрома Луостари.
В Центральном военно-морском архиве сохранились сведения о последнем бое Бориса Калинкина:
«...17 августа 1944 г. авиация КСФ наносила удар по порту противника Киркенес. Для обеспечения этого удара 8 самолетов "Киттихаук" [неофициальное название ряда модификаций американского истребителя P-40] под прикрытием 14 самолетов "Аэрокобра" [неофициальное название американского истребителя P-400 и P-39] блокировали вражеский аэродром Луостари. В завязавшемся воздушном бою сбито 7 "Me-109" и два самолета "Аэрокобра" №№ 128 и 42204.»
Еще:
«17.08.44
Блокирование АЭ Луостари 8 P-40 (78 ИАП) и 14 P-39 (2 ГКАП) с одновременным бомбардировочным ударом по летному полю. В р-не цели встретили самолеты пр-ка с нескольких направлений и на различных высотах – на одной высоте и ниже себя. Все наши самолеты были связаны боем в составе четверок. Ведущим группы была дана команда: "Бить самолеты пр-ка на взлете. Четверке оставаться на верху, остальным вниз". Команда была выполнена. В конце боя командиром АП была подана команда: "С боем отходить на свою территорию".
Летчик гв.л-нт Заподобников... после бомбардировочного удара "Китихауков" в составе своей группы P-39 вступил в бой с истребителями пр-ка. В рез-те боя сбил 1 Me-109. Во время атаки был обстрелян и подбит огнем ЗА пр-ка. На выходе из атаки по радио сообщил: "Подбит, прикройте". Получив прикрытие, развернулся и пошел в сторону своего аэродрома. Перелетев линию фронта, с H=2000 м сорвался в штопор и упал в р-не 51-го км.
Летчик гв.мл.л-нт Калинкин... оторвался от своей группы и был атакован и сбит истребителями пр-ка. Самолет упал в 4 км западнее АЭ Луостари.»
В самом начале 2000-х Альберт Ничипорук (ПО «Петсамо») услышал про обломки самолета, лежащие на берегу озера недалеко от города Заполярный. При обследовании места выяснилось, что там упал советский истребитель североамериканского производства P-39Q-15 «Аэрокобра». Был найден серийный номер самолета: 42204.
При повторном осмотре 10 августа 2001 года были найдены фрагменты останков летчика.
Юрием Бидненко (ПО «Петсамо») через главу администрации г. Заполярный был подан запрос в Центральный военно-морской архив и в июне 2002 года получен ответ, где в частности значилось, что в завязавшемся бою во время блокирования аэродрома Луостари было
потеряно два самолета P-39 с серийными номерами 128 и 42204, и погибли два летчика из 2 ГИАКП – Калинкин и Заподобников.
Также в документах ЦВМА говорится, что Заподобников на подбитом самолете перелетел на свою территорию и упал далеко от места боя, значит на P-39 № 42204, найденном в районе г. Заполярный, недалеко от которого до сих пор находится бывший аэродром Луостари, вылетал и погиб Гвардии младший лейтенант Борис Васильевич Калинкин.
18 октября 2002 года останки летчика захоронены на воинском кладбище в г. Заполярный Печенгского р-на Мурманской обл.
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: "Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение Тунгус »

2 сентября (продолжение)

Изображение

Полюбовавшись на прощание озером Палоярви, мы отправились в обратный путь к машине.
Следующим этапом было место где упал самолет МиГ-3 летчика 147 ИАП старшего лейтенанта Цаплина.
Но для этого нам надо было встретиться с командиром поисково-исследовательской группы "ИКАР" Владимиром Чернышовым.
До встречи было еще время, и мы отправились любоваться Титовскими водопадами:

Изображение

Изображение

Изображение

Чай пили под звуки банджо:
Изображение
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: "Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение Тунгус »

2 сентября (продолжение)

Встретившись с Владимиром Чернышовым, выдвинулись на следующую точку. Свернув с основной трассы "Кола", под колесами машины стелилась старая немецкая дорога, носящая имя главного шефа Люфтваффе Германа Геринга:
Изображение

Затем эта дорога, после небольшого поворота сменила название. В годы войны она называлась в честь главного "босса" - Адольфа Гитлера. Немного проехав по ней, остаток пути прошли пешком.

Изображение

И вышли к красивому озеру, официально безымянному, но народ ее называет Уголки или Уголок. На немецких картах оно значилось, как Winkelsee – Угол озеро.

Изображение

Изображение

На лед этого озера, возле берега, в ноябре 1941 года, упал сбитый, во время штурмовки, ЗА противника Миг-3, пилотируемый зам. ком-ра эскадрильи 147 ИАП старшим лейтенантом Александром Цаплиным.
В октябре 2000 года, поисковой группой "ИКАР" (г. Заозерск) и ПО "Норд" (г. Мурманск) из воды были извлечены фрпгменты самолета. Был, найден серийный номер самолета 2904, по которому и удалось установить имя летчика. А нам предстояло поставить точку, в проделанной поисковиками работе - установить на этом месте памятный знак:

Изображение

Изображение

Изображение

На последней фотографии видно, что на табличке написано - умер в плену в тот же день. Это обстоятельство стало известным из документа из немецкой картотеки военнопленных офицеров, в котором значится, что oblt. Zaplin Alexandr Iwanowitsch умер в плену 1.11.41. Как видно, дата, звание, фамилия совпадают полностью. Вероятно, когда немцы извлекли его из обломков самолета, летчик был еще жив.
На обратном пути осмотрели руины немецкого госпиталя или лазарета. Возможно сюда и привезли тяжелораненного старшего лейтенанта Цаплина.

Изображение

Изображение

Изображение
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: "Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение Тунгус »

3 сентября
В этот день мы, в составе Владимира Чернышова, Анатолия Елисеева, Маши Бояровой и меня, выдвинулись в сторону железнодорожной станции Нял. К сожалению, Сергею Дубровину пришлось остаться в лагере для ремонта машины.

Изображение

Изображение

Изображение

Нам предстояло установить памятный знак на месте гибели экипажа самолета СБ 137 Краснознаменного скоростного бомбардировочного авиаполка.
Бомбардировщик СБ 137 КСБАП №16/210 не вернулся с боевого задания 21 июля 1941 года.
Экипаж:
Командир звена младший лейтенант Гончаренко Леонид Григорьевич (1917 - 21/VII/1941).
Стрелок-бомбардир лейтенант Лаврищев Василий Степанович (1/I/1914 - 21/VII/1941).
Воздушный стрелок-радист младший сержант Тулин Павел Иванович (1921 - 21/VII/1941).
21 июля 1941 года в воздушном бою с группой немецких тяжелых истребителей Ме-110 в районе реки Западная Лица было подбито 3 СБ 137-го СБАП, вылетевших с аэродрома Ваенга. Два СБ были сбиты, а один с убитыми стрелками дотянул до аэродрома Шонгуй. Одним из двух сбитых в том бою СБ был самолет, пилотируемый мл. л-том Гончаренко.

Изображение
Изображение

О проведении поиковых работ, нам рассказал непосредственный участник событий Владимир Чернышов:
Летом 1994 года место падения бомбардировщика было обследовано участниками поисковой группы «Высота» из города Заозерска Мурманской области.
Был обнаружен партийный билет штурмана Лаврищева, его планшет с картой Мурманской области и Карелии и неиспользованные талоны на питание в летной столовой, начиная с 21 июля.
У пилота был комсомольский билет №8381924, но все записи в нем размыло, и они были нечитаемы. На петлицах – «кубики» младшего лейтенанта. У стрелка-радиста документов никаких не было, лишь связка ключей и треугольник красной эмали, оторванный от петлицы, что подтверждало его воинское звание – младший сержант. Судя по сильно обгоревшим парашюту и одежде стрелка-радиста, он погиб еще в воздухе, до столкновения с землей.
Также были обнаружены номера обоих двигателей (М-103 №№ 913-572 и 913-1198), по которым в начале 2000-х гг. на основании архивных данных были установлены имена членов погибшего экипажа.
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: "Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение Тунгус »

3 сентября (продолжение)
Вечером посетили место, где нами в 2015 году был установлен памятный знак Герою Советскому Союза гв. капитану Алексею Хлобыстову

Изображение

Изображение

Заодно поднялись к примеченному нами обелиску:
Изображение

Изображение
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость