"Прерванный полет" в Заполярье

Памятники, мемориалы, музей, интернет-проекты и т.п.

Модератор: Модераторы форумов

Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: "Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение hellcat »

Хорошая новость!
Юрий Валентинович Рыбин, работая в Гатчинском архиве, по просьбе Юрия Бидненко, нашёл фото Калинкина Бориса Васильевича. За что ему большое спасибо. Забегая вперёд, скажу, что не только фото Калинкина. Но это будет другая история. :)
Вложения
Калинкин Борис
Калинкин Борис
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: "Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение Тунгус »

Действительно хорошая новость!!!
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: "Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение Тунгус »

В прошлом году не успел закончить повествование о нашей экспедиции "Заполярье 2017", продолжу...
Я остановился на 10 сентября, когда нам по метеорологическим и техническим причинам не удалось добраться до места падения самолета ст. политрука 147 ИАП Тулупникова Владимира Алексеевича. (http://sk16.ru/forum/viewtopic.php?f=38 ... t=20#p7960)

11 сентября не смотря на то, что дождь не прекратился решили осуществить вторую попытку добраться до места. На этот раз решили не рисковать, и не стали забираться на машине слишком далеко: не хотелось тратить время на ее извлечение, тем более этого времени у нас уже не оставалось.
Оставив машину возле места, где раньше проходила железная дорога, начали свое "восхождение" на сопку Киэристельемявара Южная.

Изображение

Многочиленные укрепления и огневые точки сложенные из камней, а так же различные артефакты, которые нам попадались во время подъема свидетельствовали о минувших боях.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Добравшись до места, увидели обломки самолета И-15бис, лежащие на финских позициях:

Изображение

Изображение

На этом месте мы прикрепили мемориальную табличку:

Изображение

Изображение

Изображение
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: "Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение Тунгус »

11 сентября (окончание)
Это был последний день раьоты нашей экспедиции. Вечером со станции Лоухи мы должны были отправится домой. Но работа еще не была закончена.
Нам еще предстояло побывать на месте, где 29 ноября 1941 года погиб летчик-истребитель 147 ИАП Павел Кайков.
Как только пересекли границу Карелии дождик почти прекратился, а по прибытии в Лоухи и совсем закончился.
Встретившись с местным поисковиком Владимиром Вайниловичем, который совместно с поисковой группой "Икар" в 2010 году принимал участие в подъеме самолета, отправились к месту.
Теперь, в полукилометре к востоку от поселка Лоухи на болоте стоит небольшая металлическая пирамидка:
Изображение

Изображение

Изображение

Павел Кайков родился 10 января 1917 года в деревне Межево Ново-Завидовского района Калининской области (ныне Конаковский р-н Тверской обл.) в семье рабочего – Кайкова Александра Павловича.
В детстве с семьей переехал в Калинин.
В 1932 г. – окончил семилетку в г. Калинин.
В 1934 г. – окончил ФЗУ по специальности токарь.
Член ВЛКСМ с 1938 г.
С 1 апреля 1938 по 5 февраля 1939 – курсант Одесской военной школы летчиков.
5 февраля 1939 по окончании ВШЛ с присвоением звания младший лейтенант – зачислен на должность младшего летчика в 18 иап 2 ОКА [отдельная Краснознаменная армия] (Хабаровск).
С 15 августа 1940 – старший летчик 147 иап.
Участвовал в советско-финляндской войне 1930–40 гг.
29 ноября 1941 г. погиб в воздушном бою таранив при лобовой атаке самолет противника в р-не Лоухи КФССР.
Похоронен в поселке Мурмаши.
6 июня 1942 г. присвоено звание Героя Советского Союза.

Работа экспедиции была закончена. Но мы еще вернемся на Север.
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: "Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение hellcat »

Виктор, спасибо за подробный отчёт!
AlexGor
Сообщения: 123
Зарегистрирован: 02 янв 2012 11:07

Re: "Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение AlexGor »

Не хочу поднимать дискуссию... но как-то нелогично, чтобы во время войны отвезли хоронить за 300+ км от места гибели.... хотя все документы на это указывают...
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: "Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение hellcat »

AlexGor писал(а):Не хочу поднимать дискуссию... но как-то нелогично, чтобы во время войны отвезли хоронить за 300+ км от места гибели.... хотя все документы на это указывают...
Тоже об этом подумалось.
7,62mm
Сообщения: 261
Зарегистрирован: 30 мар 2016 22:11

Re: "Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение 7,62mm »

Совсем недавно тоже сталкивался с подобным внутренним рассуждением, когда штудировал истории с захоронениями в Африканде, это когда погибшего в Карелии летчика хоронили именно там.
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: "Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение Тунгус »

10 января исполнился 101 год со дня рождения Героя Советского Союза Павла Кайкова.
8 января Владимир Вайнилович, поисковик из Лоухи, который принимал участие в подъеме самолета и установке памятного знака, посетил место гибели лейтенанта Кайкова.
Вложения
20180108_115511.jpg
2018_01_10.jpg
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: "Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение Тунгус »

7,62mm писал(а):Совсем недавно тоже сталкивался с подобным внутренним рассуждением, когда штудировал истории с захоронениями в Африканде, это когда погибшего в Карелии летчика хоронили именно там.
Потому что это очень интересный вопрос. Может быть было и так, что и не хоронили вовсе, так как тело не нашли, а могила есть. Война была, а там другие законы.
Я неоднократно слышал, что такое практиковалось, что бы пенсия была родным. За НБЗ не давали. А в случае с Кайковым, думаю, что похоронили его... Хотя кто знает.
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: "Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение Тунгус »

Мы опять собираемся в Мурманскую область с очередную экспедицию.
Уже начали разрабатывать макеты мемориальных табличек. Планируем установить девять или десять памятных знаков. На этот раз, в основном лечикам-северомоцам. Но не будут забыты и армейцы и ПВО.
Поездка планируется как всегда в сентябре этого года.
Сейчас пытаюсь собрать деньги на изготовление табличек. Нужно 40 тыс. руб. Семь же собрано.
На этот раз не хочу это делать через краудфандинг, слишком сложно и потеря по деньгам большая по налогам. Поэтому обращаюсь за помощью напрямую: если кто имеет возможость поддержать нас, пишите мне в личку, я скжу как это можно сделать.
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: "Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение Тунгус »

Мы возвращаемся на Север. Не отпускает он нас. С 8-го по 16 сентября мы планируем установить еще девять памятных знаков. Что интересно, на этот раз будут установлены мемориальные таблички не только армейским летчикам, но и ВВС Северного флота, ПВО и одному пилоту гражданской авиации, самолет которого был сбит ИА противника.
Вложения
2018.jpg
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: "Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение Тунгус »

Опять с запозданием, но лучше поздно чем никогда, начинаю отчет о сентябрьской экспедиции нашей группы "Прерванный полет" в Мурманскую область. На этот раз наши планы были несколько авантюрными - за одну неделю установить девять памятных знаков. Но, благоприятная погода, сопутствующая удача, и самое главное: неоценимая поддержка и помощь наших друзей из поисковой группы "Икар" Владимира Чернышова и его отца Валерия Петровича, позволили осуществить задуманное.

8 сентября наша группа, в составе меня, моего соратника Анатолия Елисеева и его товарища Павла Крюкова прибыла в город-герой Мурманск, где нас встречали "Икаровцы", а так же Сергей Дубровин.
Перед тем, как ехать на первую точку, нужно было забрать квадрки. Условившись встретиться на озере Нял, Володя с отцом уехали за техникой, а мы в компании Сереги к месту встречи.
К вечеру, пожав руку Сергея - у него в этот раз, не получалось принять участие в экспедиции, мы выдвинулись к первой запланированной точке.
В этот день добраться до нее не удалось, и мы встали на ночевку возле памятного для нас места.

9 сентября Перед тем, как отправиться дальше мы посетили место, где в прошлом году нами был установлен памятный знак экипажу бомбардировщика СБ 137-го СБАП. (http://sk16.ru/forum/viewtopic.php?f=38&t=1452#p7858)
IMG_7437.jpg
Забегая вперед, нам так же удалось посетить могилу экипажа, который был захоронен 9 сентября 1994 года (ровно 24 года назад) на въезде в город Заозерск:
IMG_7603.jpg
IMG_7604.jpg
Но вернемся к текущему дню, который оказался весьма насыщенным на события. Наш дальнейший путь лежал к месту, где 27 июня 1941 года погиб командир звена 147 ИАП лейтенант Геннадий Федоров.
IMG_7450.jpg
IMG_7447.jpg
IMG_7445.jpg
Об этом месте нам рассказал Андрей Копытков. Обломки "Чайки" были найдены в 1990 году. Но только в 2005 году, по номеру самолета, удалось привязать его к летчику. Мы очень надеялись, что Андрею удастся принять участие, но работа не дала ему возможности присоединиться к нам.
Место удалось найти не без труда: координаты были плюс-минус, а крупные обломки самолета были вывезены, да и место сильно изменилось с тех пор. Пришлось звонить Андрею... Подслушав разговор, Павел, ушел куда-то в сторону и скоро позвал нас. Место найдено, и на подходящем камне была установлена первая табличка:
IMG_7454.jpg
IMG_7459.jpg
Установив табличку, немного покопались в железе, которое осталось. И как бы в подтверждение сведений Андрея Копыткова, нами был найден обломок с серийным номером:
IMG_7458.jpg
Начало было положено, но день еще не закончился...
Последний раз редактировалось Тунгус 06 ноя 2018 20:31, всего редактировалось 5 раз.
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: "Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение Тунгус »

9 сентября (продолжение)
В этот день работа еще не была закончена, и мы отправились дальше.
IMG_7479.jpg
IMG_7474.jpg
IMG_7473.jpg
Следующей точкой было место в районе оз. Малый Пайявр, где 17 июня 1942 года на самолете "Харрикейн" погиб летчик-истребитель 769 ИАП 122 ИАД ПВО младший лейтенант Сергей Котов.
Работы по подъему самолета производились поисково-исследовательской группой «Икар» в сентябре 2016 года, в ходе которых был найден номер двигателя, по которому и удалось установить имя летчика.
Так как, среди нас, были непосредственные участники, то искать место долго не пришлось. Вот только, второпях забыли взять металлическую стойку, оставшуюся еще от прошлогодней экспедиции. Самолет упал на краю болота, а камней на нем нет. Мы все же надеялись найти подходящий камень на берегу, но увы... Пришлось импровизировать, и делать основание из обломков "Харрикейна":
IMG_7485.jpg
В итоге был установлен еще один памятный знак:
IMG_7492.jpg
IMG_7490.jpg
IMG_7487.jpg
Владимир Чернышов рассказал, что по оперсводкам и документам дивизии: младший лейтенант Котов был сбит в воздушном бою западнее Мурманска при преследовании самолетов Ю-87.

До захода солнца еще оставалось много времени и мы успевали установить еще одну табличку.
Последний раз редактировалось Тунгус 06 ноя 2018 20:50, всего редактировалось 2 раза.
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: "Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение Тунгус »

9 сентября (продолжение)
День завершили установкой памятного знака летчику-североморцу из 78 ИАП ВВС СФ сержанту Карпу Лопатину.
IMG_7516.jpg
IMG_7513.jpg
Место падения самолёта Валерию Петровичу Чернышову показал местный житель в 1992 году. А в 1993 году на месте падения побывала поисковая группа "Подводник", которая обнаружила останки летчика, которые были захоронены в пос. Килп-Явр.
Имя летчика, было установлено по донесению разведгруппы 181 ОПСБ, 18.08.42 г., в котором указано, что в районе кв. 6266 обнаружен самолет «Харрикейн», недалеко от которого разложившийся труп лётчика, у которого изъят комсомольский билет на имя Лопатина Карпа Кузьмича. (скорее всего пограничники прикопали летчика на месте падения, т.к. в донесении нет сведений о вывозе трупа). Место так же совпадает с районом воздушного боя, указанным в оперсводке штаба ВВС СФ за 29.05.42 г.

Так закончился первый день работы экспедиции. В один день было установлено три памятных знака , причем, летчикам из разных подразделений ВВС, воевавших в небе Севера - армейскому летчику, летчику ПВО и североморцу.
Последний раз редактировалось Тунгус 06 ноя 2018 20:52, всего редактировалось 2 раза.
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: "Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение Тунгус »

10 сентября
В этот день нам предстояло побывать на самой удаленной точке нашей экспедиции: в районе мыса Пикшуев, где 4 мая 1942 года погиб командир звена 2 ГИАП ВВС Северного флота старший лейтенант Сергей Верховский.
Установить памятный знак планировалось еще в прошлом году, но во время изготовления табличек нам сделали две одинаковые на другого летчика, а эту не напечатали. Как оказалось, что к лучшему - у нас к тому моменту не было фотографии летчика, и табличка была без нее. Фотографию удалось найти только после возвращения.
Изначально, в наших планах было добраться до места на квадрациклах, на это бы ушло два дня, с дорогой туда-обратно. Как я говорил, в этой экспедиции нам сопутствовала счастливый случай, и самое время назвать его имя - Мишин Виктор Вадимович, председатель Заозерского гарнизонного суда. Не задолго до нашего приезда, ему удалось договорится с моряками, чтобы нас доставили к месту на катерах...
IMG_7528.jpg
Я не помню точно, сколько времени мы затратили на дорогу. Может часа полтора или два, но это явно быстрее, если мы бы ехали на квадриках. А тем более, когда еще представиться возможность прокатиться на катерах по Мотовскому заливу, и полюбоваться скалистыми берегами.
IMG_7523.jpg
Высадившись, нам предстояло подняться вверх и пройти несколько километров от берега.
IMG_7536.jpg
Виды открывались великолепные. Полуостров Рыбачий был виден как на ладони:
IMG_7535.jpg
Выбрав место на скале, возле места где падающий самолет коснулся земли (обломки от удара были разбросаны по большому радиусу), установили табличку в память о событиях далекого 1942 года.
IMG_7554.jpg
IMG_7552.jpg
IMG_7547.jpg
Со слов Владимира Чернышова: Место падения было обследовано в начале 2000-х гг. силами поисковой группы "Икар". Были обнаружили останки пилота, которые захоронили на мемориальном кладбище в Долине Славы. Самолёт был идентифицирован по найденной центральной табличке с номером и совпал с архивными данными и номер двигателя "Мerlin-XX", выштампованный на блоках цилиндров: 43053.

Прощальный взгляд на красоты:
IMG_7573_75.jpg
IMG_7568.jpg
Спускаемся к катерам и в обратный путь:
IMG_7577.jpg
IMG_7580.jpg
Но рабочий день нашей экспедиции еще не закончен...
Продолжение будет
Последний раз редактировалось Тунгус 06 ноя 2018 21:11, всего редактировалось 2 раза.
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: "Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение Тунгус »

10 сентября (продолжение)
Благодаря содействию Виктора Вадимовича, нам удалось сэкономить много времени, и прежде чем вернуться на нашу "базу" в Заозерск, предоставленную гостеприимными "икаровцами", нам удалось отработать по дороге еще одно место, где 11 января 1942 года потерпел катастрофу самолет МБР-2 118 РАП ВВС СФ. Пилоту мл. лейтенанту Галдину и стрелку-бомардиру ст. сержанту Роленко удалось спастись на парашютах. По прибытии в часть они доложили, что самолетт после выполнения боевого задания имел прямое попадание снаряда ЗА в хвостовую часть. Судьба стрелка-радиста сержанта Меева неизвестна.
Валерию Петровичу и Владимиру Чернышову удалось найти среди обломков останки погибшего стрелка-радиста Анатолия Меева, который был захоронен в Долине Славы в 2009 году.
А теперь на месте гибели установлена и мемориальная табличка:
IMG_7600.jpg
IMG_7596.jpg
Принадлежность самолета установлена по серийному номеру .
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: "Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение Тунгус »

11 сентября Этот день тоже был богат на события. Начнем с того, что на установку памятного знака должны были приехать съемочная группа с первого канала ГТРК «Мурман» - Андрей Зайцев с оператором. Дело в том, что я несколько «засветился» в СМИ Мурманской области: весть о том, что мы приезжаем была опубликована в газетах и интернет-порталах региона. Канал обратился за подробностями к главному поисковику области Добровольскому Константину Алексеевичу, который и позвонил Владимиру Чернышову с вопросом: знает ли он о нашем приезде и планах? Владимир ответил, что не только знает, но и принимает в этом не посредственное участие… Тут и встал вопрос – на какую установку памятного знака можно позвать съемочную группу? После недолгих раздумий было решено, что наиболее удачным вариантом будет место не далеко от п-ва Средний, где в сопках погиб экипаж самолета Ил-2 из 46 ШАП ВВС СФ: летчик Александр Ивчик, и воздушный стрелок Михаил Феклистов.

Еще к нам присоединились Альберт Ничипорук и Юрий Бидненко из ПО «Петсамо», которые работали на месте падения самолета и по найденным номерам установили экипаж:
IMG_7618.jpg
С камнями, куда можно было бы установить памятный знак, проблем не было – на месте, куда 12 октября 1944 года упал сбитый самолет, были не только камни, но и целые скалы.
IMG_7613.jpg
IMG_7632.jpg
Но формат таблички был достаточно большой, размером с лист А3, и мы не знали удастся ли найти достаточно ровную поверхность для того, чтобы табличка плотно прижалась к камню. Поэтому мы заранее озаботились подложкой из стали, которая могла бы нам помочь. Вот сейчас самое время выразить благодарность директору фирмы «Альпстрой» (г. Мурманск) Виталию Ермохину и его работнику (имя, к сожалению, не знаю), которые и помогли нам с изготовлением. Кроме этого Виталий оказал нам посильную финансовую поддержку.
Установив памятный знак,
IMG_7627.jpg
немного поработали на камеру
IMG_7623.jpg
и осмотрели место, где в 1944 году произошла трагедия.
IMG_7638.jpg
IMG_7637.jpg
IMG_7634.jpg
О самих поисковых работах и об установлении экипажа Альберт уже рассказывал на форуме – http://sk16.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=1167#p1900

Репортаж можно посмотреть ЗДЕСЬ.

А наш день на этом еще не закончился…
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: "Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение Тунгус »

11 сентября (продолжение)
Альберт нам рассказал, что почти на вершине сопки напротив Долины Славы лежат фрагменты и двигатель от СБ. Чей самолет не понятно, он сам там не был. Было бы здорово поискать номерочки... И мы решили заехать на это место.
Когда мы добрались, начинало темнеть. Обломки самолета и двигателя нашли, а вот номера отыскать не удалось.
IMG_7679.jpg
IMG_7673.jpg
Альберт, уже после нашего отъезда, тоже там побывал и номера нашел. Но об этом лучше ему рассказать самому.

В годы войны на этой высотке были немецкие укрепления.
IMG_7668.jpg
IMG_7663.jpg
И понятно почему:
IMG_7664_66.jpg
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Аватара пользователя
Тунгус
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 21 мар 2017 12:54
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: "Прерванный полет" в Заполярье

Сообщение Тунгус »

12 сентября по старым немецким дорогам, любаясь осенними сопками,
IMG_7720.jpg
IMG_7722.jpg
IMG_7694.jpg
мы отправились к месту, где 29 июня 1941 года погиб летчик-истребитель 147 ИАП младший лейтенант Николай Ефремов.
Проезжая мимо озера, безымянного на наших картах, но в народе именуемое Уголки (по немецкому названию Winkelsee), рассмотрели на другом берегу мемориальную табличку его однополчанину старшему лейтенанту Александру Цаплину, которую мы установили в прошлом году (http://sk16.ru/forum/viewtopic.php?f=38&t=1452#p7857)
IMG_7692.jpg
На месте был хороший огромный камень, куда мы и прикрепили табличку. Хороший памятник получился у Николая Ефремова:
IMG_7711.jpg
IMG_7710.jpg
IMG_7705.jpg
Летчик был установлен по номеру двигателя самолета И-15бис - №1910259.
В подтверждение, нами был найден не только номер двигателя, но и номер самолета:
IMG_7709.jpg
IMG_7712.jpg
А вот, что осталось от И-15бис:
IMG_7702.jpg
IMG_7700.jpg
Так закончился очередной наш день.
Мемориально-исследовательская группа "Прерванный полет"
https://www.airheroes.ru
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость