145-й ИАП
Модератор: Модераторы форумов
Правила форума
- Темы форума, содержащие основную информацию о Полке, будут закреплены в верхней части и закрыты.
- Обсуждение основной информации о Полке будет производиться в отдельных темах.
- Любая вновь созданная тема, не относящаяся к истории Полка, будет удалена (перенесена в другое подходящее место).
- Темы форума, содержащие основную информацию о Полке, будут закреплены в верхней части и закрыты.
- Обсуждение основной информации о Полке будет производиться в отдельных темах.
- Любая вновь созданная тема, не относящаяся к истории Полка, будет удалена (перенесена в другое подходящее место).
145-й ИАП
Из статьи "ЛаГГ-3" ("Война в воздухе" № 96)
В числе первых самолеты ЛаГГ-3 получил базировавшийся западнее Мурманска 145-й ИАП: в августе 1941 г. летчики полка пересели на ЛаГГи с И-16. В числе других летчиков успехов на новом типе добился командир 2-й эскадрильи 145-го ИАП капитан Леонид Гальченко. Сравнительно немолодой пилот, 29 лет от роду, Гальченко получил боевое крещение зимой 1939-1940 г.г. в войне с Финляндией, но первую победу в воздушном бою одержал в июле 1941 г. на И-16.
Первые ЛаГГи прибыли в 145-й полк в начале августа 1941 г. один из этих самолетов достался Гальченко. Первый полет капитана на новом истребителе завершился неудачно - на посадке подломилось шасси. Освоение истребителя проходило непросто, поскольку в техническом отношении ЛаГГ резко отличался от И-16. Так летчики с трудом привыкали к винту изменяемого шага. По мере овладения самолетом, количество инцидентов уменьшилась.
В ночь на 9 августа ярко сияло полярное солнце (полярный день) Гальченко перехватил и сбил немецкий самолет-разведчик. Комэск идентифицировал противника как «Не-111, хотя на самом деле его противником стал Ju-88. Этот успех переломил отношение летчика к новому самолету: Гальченко сделался ярым адептом истребителя ЛаГГ-3, одним из немногих. Отражая 15 сентября массированный налет авиации люфтваффе на Мурманск Гальченко со своими ведомыми Мироновым и Кузьминым сбили три бомбардировщика Ju-87. В конце сентября Гальченко в 77-м боевом вылете одержал восьмую подтвержденную победу - сбил Bf.110.
Гальченко был представлен к званию Герой Советского Союза, но капитан стал настаивать, чтобы к Герою был представлен также Миронов, который служил надежным щитом ведущему. То есть все свои победы Гальченко считал «общественным» достоянием: своим и ведомого. Гальченко и Миронов были удостоены звания Герой Советского Союза позже - указом от 6 июня .1942 г.
В сентябре 1941 г. на вертикальном оперении истребителя, на котором летал Леонид Гальченко появилось изображение кошки. Гальченко после войны вспоминал, что изображение кота он подсмотрел на одном из фашистских самолетов в ходе воздушного боя.
Гальченко верил, что кот приносит удачу - изображение котофея стало теперь обязательным для всех самолетов, на которых летал в годы войны полярный ас. Леонид Гальченко не был сбит ни разу - котяра хранил его!
В сентябре 1941 г. Гальченко стал майором и был назначен командиром вновь сформированного 609-го ИАП, на вооружении которого состояли истребители И-16, МиГ-3 и ЛаГГ-3, полк базировался в Кандалакше. Позже Гальченко стал заместителем командира 324-й истребительной авиационной дивизии, ЛаГГ-3 летчик сменил на Ла-5Ф. Гальченко воевал в Арктике и Карелии до самого Дня Победы. Свою последнюю победу ас одержал 22 октября 1944 г. (сбил Bf.l09G) в районе Салмиярви. Леонид Гальченко выполнил 310 боевых вылетов, сбил 24 самолета противника лично и 12 в группе.
С первых месяцев войны плечом к плечу с Гальченко в составе 145-го ИАП сражался Александр Зайцев. Талантливый летчик командовал 3-й эскадрильей полка. Первые из своих 14 личных и 21 групповой победы Зайцев одержал на И-16, с начала августа 1941 г. Зайцев летал на ЛаГГ-3. Всего через несколько дней после первого полета на ЛаГГ-3, 4 августа 1941 г., комэск провел тяжелейший воздушный бой с группой Bf.110 из ZG-76.
В тот период Zerstorer geschwader в то время командовал Герхард Шашке, его самолет русские пилоты знали «в лицо». В первые недели войны Шашке, используя фактор внезапности и преимущество в скорости на пикировании, сбил 19 советских самолетов.
4 августа звено ЛаГГов из 145-го ИАП во главе с Зайцевым перехватило очередную группу самолетов люфтваффе. Советские летчики после набора высоты обнаружили четверку Bf.109 и четверку Bf.110. Звено 110-х возглавлял Шашке. В первой же атаке немецкий ас сбил два ЛаГГа. Сложно сказать как бы мог развиваться бой дальше, если бы на помощь пилотам 145-го полка не пришла тройка И-16.
Пока Шашке расстреливал второй ЛаГГ, в хвост его истребителя пристроился Зайцев. Первая очередь прошла мимо цели, но второй залп ЛаГГа пришелся по правому мотору Bf.110. Двигатель задымил. Добить «мессер» Зайцеву помешал другой 110-й. Бой продолжался почти полчаса. Невредимыми с советской стороны вышли только один ЛаГГ Зайцева и пара И-16. Потери наших скрасила гибель Шашке. Выкормыш Гитлера сумел посадить подбитый истребитель в тундре, но при посадке погиб, стрелка с Bf.l 10 расстреляли подоспевшие красноармейцы.
В декабре 1941 г. Александр Зайцев в течение недолгого срока командовал 760-м ИАП (вновь сформированный полк имел на вооружении «Харрикейны»), в апреля 1942 г. он опять стал командиром своей старой 3-й эскадрильи 145-го ИАП. Александр Зайцев разбился 30 мая 1942 г., осваивая «Аэрокобру».
В числе первых самолеты ЛаГГ-3 получил базировавшийся западнее Мурманска 145-й ИАП: в августе 1941 г. летчики полка пересели на ЛаГГи с И-16. В числе других летчиков успехов на новом типе добился командир 2-й эскадрильи 145-го ИАП капитан Леонид Гальченко. Сравнительно немолодой пилот, 29 лет от роду, Гальченко получил боевое крещение зимой 1939-1940 г.г. в войне с Финляндией, но первую победу в воздушном бою одержал в июле 1941 г. на И-16.
Первые ЛаГГи прибыли в 145-й полк в начале августа 1941 г. один из этих самолетов достался Гальченко. Первый полет капитана на новом истребителе завершился неудачно - на посадке подломилось шасси. Освоение истребителя проходило непросто, поскольку в техническом отношении ЛаГГ резко отличался от И-16. Так летчики с трудом привыкали к винту изменяемого шага. По мере овладения самолетом, количество инцидентов уменьшилась.
В ночь на 9 августа ярко сияло полярное солнце (полярный день) Гальченко перехватил и сбил немецкий самолет-разведчик. Комэск идентифицировал противника как «Не-111, хотя на самом деле его противником стал Ju-88. Этот успех переломил отношение летчика к новому самолету: Гальченко сделался ярым адептом истребителя ЛаГГ-3, одним из немногих. Отражая 15 сентября массированный налет авиации люфтваффе на Мурманск Гальченко со своими ведомыми Мироновым и Кузьминым сбили три бомбардировщика Ju-87. В конце сентября Гальченко в 77-м боевом вылете одержал восьмую подтвержденную победу - сбил Bf.110.
Гальченко был представлен к званию Герой Советского Союза, но капитан стал настаивать, чтобы к Герою был представлен также Миронов, который служил надежным щитом ведущему. То есть все свои победы Гальченко считал «общественным» достоянием: своим и ведомого. Гальченко и Миронов были удостоены звания Герой Советского Союза позже - указом от 6 июня .1942 г.
В сентябре 1941 г. на вертикальном оперении истребителя, на котором летал Леонид Гальченко появилось изображение кошки. Гальченко после войны вспоминал, что изображение кота он подсмотрел на одном из фашистских самолетов в ходе воздушного боя.
Гальченко верил, что кот приносит удачу - изображение котофея стало теперь обязательным для всех самолетов, на которых летал в годы войны полярный ас. Леонид Гальченко не был сбит ни разу - котяра хранил его!
В сентябре 1941 г. Гальченко стал майором и был назначен командиром вновь сформированного 609-го ИАП, на вооружении которого состояли истребители И-16, МиГ-3 и ЛаГГ-3, полк базировался в Кандалакше. Позже Гальченко стал заместителем командира 324-й истребительной авиационной дивизии, ЛаГГ-3 летчик сменил на Ла-5Ф. Гальченко воевал в Арктике и Карелии до самого Дня Победы. Свою последнюю победу ас одержал 22 октября 1944 г. (сбил Bf.l09G) в районе Салмиярви. Леонид Гальченко выполнил 310 боевых вылетов, сбил 24 самолета противника лично и 12 в группе.
С первых месяцев войны плечом к плечу с Гальченко в составе 145-го ИАП сражался Александр Зайцев. Талантливый летчик командовал 3-й эскадрильей полка. Первые из своих 14 личных и 21 групповой победы Зайцев одержал на И-16, с начала августа 1941 г. Зайцев летал на ЛаГГ-3. Всего через несколько дней после первого полета на ЛаГГ-3, 4 августа 1941 г., комэск провел тяжелейший воздушный бой с группой Bf.110 из ZG-76.
В тот период Zerstorer geschwader в то время командовал Герхард Шашке, его самолет русские пилоты знали «в лицо». В первые недели войны Шашке, используя фактор внезапности и преимущество в скорости на пикировании, сбил 19 советских самолетов.
4 августа звено ЛаГГов из 145-го ИАП во главе с Зайцевым перехватило очередную группу самолетов люфтваффе. Советские летчики после набора высоты обнаружили четверку Bf.109 и четверку Bf.110. Звено 110-х возглавлял Шашке. В первой же атаке немецкий ас сбил два ЛаГГа. Сложно сказать как бы мог развиваться бой дальше, если бы на помощь пилотам 145-го полка не пришла тройка И-16.
Пока Шашке расстреливал второй ЛаГГ, в хвост его истребителя пристроился Зайцев. Первая очередь прошла мимо цели, но второй залп ЛаГГа пришелся по правому мотору Bf.110. Двигатель задымил. Добить «мессер» Зайцеву помешал другой 110-й. Бой продолжался почти полчаса. Невредимыми с советской стороны вышли только один ЛаГГ Зайцева и пара И-16. Потери наших скрасила гибель Шашке. Выкормыш Гитлера сумел посадить подбитый истребитель в тундре, но при посадке погиб, стрелка с Bf.l 10 расстреляли подоспевшие красноармейцы.
В декабре 1941 г. Александр Зайцев в течение недолгого срока командовал 760-м ИАП (вновь сформированный полк имел на вооружении «Харрикейны»), в апреля 1942 г. он опять стал командиром своей старой 3-й эскадрильи 145-го ИАП. Александр Зайцев разбился 30 мая 1942 г., осваивая «Аэрокобру».
Re: 145-й ИАП
Наиболее известные фото самолета Гальченко^
Re: 145-й ИАП
Интересно, где это "западнее Мурманска" он базировался? Порадовало так же ярко сияющее солнце ночью 9 августа-так полярный день же! (вот так http://fototelegraf.ru/?p=53760 бывает с конца мая по конец июля, в августе начинает темнеть). Насчёт командира церстёрергешвадер "выкормыша Гитлера" Шашке промолчу. Текст содержит больше мусора, чем пользы.iznaroda писал(а):Из статьи "ЛаГГ-3" ("Война в воздухе" № 96)
В числе первых самолеты ЛаГГ-3 получил базировавшийся западнее Мурманска 145-й ИАП
Re: 145-й ИАП
Даже Шашкины победы правильно назвать не смогли, бедняги. 19 у него было всего, на нашем фронте 14 или 15.
Re: 145-й ИАП
По информации А.Копыткова, на этом коллаже из музея школы в посёлке Килп-Явр, к этому событию, кроме фото Зайцева, относится фото килевой шайбы от мессера Шашке. Среднее фото с винтом от другого самолёта, найденного рыбаком в 80-х и в 93-м вывезенном архангелогородцами. Веркнуммер пока неизвестен.hellcat писал(а): картинка, посвящённая сбитию Шашке.
- sk16rus
- Site Admin
- Сообщения: 2344
- Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
- Откуда: Казань
- Контактная информация:
Re: 145-й ИАП
Отличные фотографии!hellcat писал(а):вот так http://fototelegraf.ru/?p=53760 бывает с конца мая по конец июля, в августе начинает темнеть
Ну, наверное, это потому, что "Война в воздухе" - вообще непонятное издание (к тому же научно-популярное). Авторы и источники там не указываются, видимо, принципиально. Единственное, что мне об этом журнале известно, так это то, что его редактор-составитель - некий Иванов С.В.hellcat писал(а):Текст содержит больше мусора, чем пользы.
Но, ИМХО, статьи по устройству самолетов, затрагивающие чисто технические стороны (чертежи, фотографии) - довольно интересны - я сам ими иногда пользуюсь - и могут служить этаким ликбезом.
Кстати, коллаж классный! Особенно порадовал в нем асс Шашке
Re: 145-й ИАП
Ага, и десятки сбитых "вскорости" Ме-110. С плохими прицелами, бронёй и пулемётами.sk16rus писал(а):Кстати, коллаж классный! Особенно порадовал в нем асс Шашке
- sk16rus
- Site Admin
- Сообщения: 2344
- Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
- Откуда: Казань
- Контактная информация:
Re: 145-й ИАП
Сами формулировки, конечно, насмешили - сразу, почему-то, представились мухи, которых раньше бить боялись, а потом стали молотить пачками.
Хотя первая мысль тоже была - "нафига на юге столько напильников?" - точнее - откуда на Севере столько "стодесятых". Но потом подумал, что в "Боевом листке" речь шла вообще о Ме-110, а не конкретно об этом типе самолета на Севере - а значит вроде все логично и правильно
Хотя первая мысль тоже была - "нафига на юге столько напильников?" - точнее - откуда на Севере столько "стодесятых". Но потом подумал, что в "Боевом листке" речь шла вообще о Ме-110, а не конкретно об этом типе самолета на Севере - а значит вроде все логично и правильно
- sk16rus
- Site Admin
- Сообщения: 2344
- Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
- Откуда: Казань
- Контактная информация:
Re: 145-й ИАП
Жуткая фотография...hellcat писал(а):А вот фото разбитого ЛаГГ-3 ст. л-та Соколёнкова С.Н., погибшего 4.08.41. в районе оз.Медвежье.
Шрифт, похоже, один. Да и место нанесения номера одинаковое.hellcat писал(а):Сравните стиль написания номера на его машине и на ЛаГГ-3 Гальченко.
Re: 145-й ИАП
Здорово получилось.hellcat писал(а):Собрал все фотки, что удалось найти.
По фотографии Соколенкова соглашусь с sk16rus - жутковато смотрится. Это Соколенков?
Re: 145-й ИАП
Из истории полка (на основе текста с сайта В.Харина):
Управление 145-го истребительного авиаполка было сформировано в Москве в УК ГУ ВВС РККА 29 декабря 1939 года, после чего убыло на фронт в состав ВВС 9-ой армии. Командир и комиссар полка были назначены уже на месте: командиром полка назначался инспектор по технике пилотирования 54-ой авиабригады капитан В.Н.Штофф, военкомом — старший политрук А.А.Ионин. По прибытии на фронт управление 145-го ИАП включили в авиагруппу полковника Филина и подчинили все истребительные эскадрильи группы. К 17 января 1940 года формирование полка было завершено (на ледовом аэродроме Кайрала к западу от Алакуртти). Основой для формирования новой авиационной части стал личный состав первой и второй эскадрильи 138-го ИАП на истребителях И-15 бис, первой эскадрильи 20-го иап на И-16, а также летчики 48-го и 80-го ИАП (без материальной части). По состоянию на 18 января в составе полка числилось 23 самолета И-15бис и 13 истребителей И-16.
Авиагруппа Филина расформирована 7 марта 1940 года, после чего до конца войны полк формально подчинялся 10-ой авиабригаде, но фактически находился в прямом подчинении начальника ВВС 9-ой армии.
В ходе боевых действий было потеряно пять летчиков (двое сбиты зенитной артиллерией, трое не вернулись из боевого вылета). После окончания Советско-Финской войны полк перебазировался на аэродром Шонгуй, где в его состав была включена эскадрилья истребителей Поликарпова И-16 из 80-го САП, а сам полк вошел в состав 27-ой авиабригады, которая 15 августа 1940 года была переформирована в 1-ую САД.
С началом Великой Отечественной войны летчики 145-го полка принимали активное участие в боях в Заполярье. Уже на четвертый день летчики провели первый воздушный бой, в результате которого была одержана победа над противником, а 4 августа капитан Зайцев на истребителе ЛаГГ-3 в 35-минутной схватке смог сбить Bf-110 капитана Шашке (про бой с Шашке написано выше в первом посту темы).
Первым Героем Советского Союза в полку (посмертно) стал командир звена лейтенант Кривошеев Ефим Автономович (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1943 года) за воздушный таран.
Начав войну с истребителями И-16, уже в июне полк получил самолеты МиГ-3, а в июле — и ЛаГГ-3.
- 9 сентября 1942 года Кривошеев вылетел в составе пятёрки "Аэрокобр" под командованием капитана П.С.Кутахова на отражение налёта большой группы бомбардировщиков и истребителей противника на Мурманск. Силы были неравные, но наши лётчики, атакуя и обороняясь, срывали все попытки врага разбить строй группы и уничтожить самолёты поодиночке. В ходе боя Кривошеев подбил один "мессершмитт", который со снижением вышел из боя. На тридцатой минуте боя он заметил, как в хвост самолёта Кутахова зашёл вражеский истребитель Me-109. Он устремился на фашиста и нажал на гашетку, но боеприпасы уже кончились. Тогда, спасая командира, Кривошеев ударил «мессершмитта» нижней частью корпуса своей машины. Удар был настолько сильным, что фашистский самолёт загорелся и разрушился в воздухе. Погиб и Кривошеев.
(с сайта "Герои страны")
Примерно с февраля 1942 года на вооружении появились истребители «Харрикейн», которые в марте — апреле 1942 года были заменены на Р-40. В мае 1942 года одновременно с Р-40 были также получены «Аэрокобры» Р-39.
Приказом НКО СССР № 102 от 4.04.1942 года 145-й ИАП был преобразован в 19-й гвардейский истребительный авиаполк (Гвардейское знамя было вручено полку 20 июня).
Всего за четыре года войны летчики 145-го ИАП (19-го ГвИАП) уничтожили 247 самолетов противника. В боях с врагом погибло 62 летчика и 2 техника.
Звания Героя Советского Союза были удостоены 8 офицеров (четверо из которых пали в боях).
Re: 145-й ИАП
Да, это фото самолёта Соколёнкова. На аукционе проскакивала серия из пяти фотографий, сделанных немцами на месте катастрофы. Жаль, что они ушли с молотка.iznaroda писал(а):Здорово получилось.hellcat писал(а):Собрал все фотки, что удалось найти.
По фотографии Соколенкова соглашусь с sk16rus - жутковато смотрится. Это Соколенков?
Re: 145-й ИАП
Тема по поиску самолёта Соколёнкова находится тут http://sk16.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=1005
Re: 145-й ИАП
Если кого интересует краткая история создания 145 иап и его участия в советско-финской войне http://cyclolife.livejournal.com/12151.html
- Ghost Gray
- Сообщения: 17
- Зарегистрирован: 23 май 2013 08:06
- Откуда: Москва
Re: 145-й ИАП
Усомнился я и проверил: в декабре 44-го он был назначен заместителем командира 324-й истребительной авиадивизии в Московском военном округе и до конца войны в боевых действиях уже не участвовал. В Заполярье вернулся только в 50-м году командиром 16-й гвардейской истребительной авиационной дивизии ВВС Северного округа, а в 52-м стал слушателем Высшей военной академии Генштаба.
Из статьи "ЛаГГ-3" ("Война в воздухе" № 96)
< ... >
Гальченко воевал в Арктике и Карелии до самого Дня Победы.
Re: 145-й ИАП
Есть по указанной ниже ссылке фотоальбом Л.А.Гальченко, где присутствует период его службы в 145 ИАП. Прелюбопытнейший, надо сказать. Масса фотографий. Есть там упоминание и про Соколёнкова, который, судя по всему, сбивался не раз. Первый раз в воздушном бою на И-16, выпрыгнул с парашютом и приземлился в расположении своих, после чего вернулся в часть. Скопировать фото в указанном ниже ресурсе у меня не получается, так, что пока вот так:
http://kolanord.ru/html_public/col_war/ ... .html#10/z
http://kolanord.ru/html_public/col_war/ ... .html#10/z
- sk16rus
- Site Admin
- Сообщения: 2344
- Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
- Откуда: Казань
- Контактная информация:
Re: 145-й ИАП
Круто!
Сделано на флеш.
Как такие вещи копировать, пока не разобрался.
Если очень нужно - обычно делаю через PrintScreen (но это через .опу)
Сделано на флеш.
Как такие вещи копировать, пока не разобрался.
Если очень нужно - обычно делаю через PrintScreen (но это через .опу)
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость