19-й ГвИАП - Гвардии старшина Ивченко Игорь Степанович

Все о 145-ом ИАП (19-ом ГвИАП), потерях, летчиках и т.д.

Модератор: Модераторы форумов

Правила форума
- Темы форума, содержащие основную информацию о Полке, будут закреплены в верхней части и закрыты.
- Обсуждение основной информации о Полке будет производиться в отдельных темах.
- Любая вновь созданная тема, не относящаяся к истории Полка, будет удалена (перенесена в другое подходящее место).
Oldman

19-й ГвИАП - Гвардии старшина Ивченко Игорь Степанович

Сообщение Oldman »

Интересует любая информация о старшем брате моего деда гв. старшина Ивченко Игорь Степанович 19 ГИАП - фото, ФИО и фото сослуживцев, типы самолетов в подробностях (модификации, бортовые номера, камуфляж, прочее), подробности службы и учебы (в каком летном училище), место захоронения (есть непроверенная информация, что перезахоронен из Шонгуя в Мурманск).

Всё что имеется:1) информация с ОБД Мемориал
2) информация с ОБД Подвиг народа
3) компиляция из упомянутых источников:

Я ДРАЛСЯ С АСАМИ ЛЮФТВАФФЕ.
А.Драбкин.

Гайдаенко Иван Дмитриевич... Наш 145-й, ставший весной 1942 года 19-м гвардейским, авиаполк был посильнее соседнего 20-го гвардейского. Потери в нем были намного выше, чем у нас, и где-то в августе 1942 года меня перевели туда на усиление. Я не хотел туда ехать, но Туркин, командующий ВВС 14-й армии, прислал У-2, буквально с приказом: «Связать Гайдаенко и отвезти в 20-й полк». Что тут сделаешь?
В 20-м полку к тому моменту из старых летчиков никого не осталось, и прислали молодых ребят, только из училищ. ... В это время 20-й полк отвели с аэродрома Мурмаши немножко в тыл, чтобы переучивать. Я принял эскадрилью. Знаешь, из кого она состояла? У меня был заместитель, капитан, получивший 10 лет условно за трусость. Ему дали возможность летать, мол, если еще провинишься, то пойдешь в штрафбат. И еще был под моим началом командир звена, офицер, а остальные летчики только из училищ прибыли сержантами, в обмотках, в ботиночках, в шинелишках. Стал я с ними беседовать, спрашиваю: «Какой у вас налет?» Старший из них объясняет: «Летали мы на И-16, у меня самый большой налет: 10 самостоятельных полетов. Остальные сделали 3-5 полетов». Вот такие летчики! Разве можно на фронт присылать таких?!
А знаешь, как подготовка наших летчиков проходила? В начале войны был запрещен высший пилотаж! Когда я переучивался на И-16, так Новожилову говорю: «Покажи, как бой вести, я же после «СБ», там никакого пилотажа». Он отвечает: «Во-первых, пилотаж запрещен, во-вторых, в бой попадешь — сам будешь крутиться как надо. А не сможешь — значит, собьют». Вот такое обучение! Но я-то хоть имел опыт, большой общий налет днем и ночью, а эти пришли… Их надо было еще год учить! Не меньше! В последующем были созданы так называемые ЗАПы. Но и там недостаточно учили. Там должны были обучать воздушному бою и всему прочему, но в запах жаловались, что горючего не дают, запчастей на самолетах нет, все шло на фронт.
А ведь 20-й полк летал на «киттихауках». Вот этих сержантов надо было переучивать на них. «Киттихаук» — сложный самолет. ... Каждый полет молодые ломают самолеты… Потом я все-таки сбежал с этого полка. Что я буду делать с этими сержантами? Убьют же! Подобрал четверых летчиков, получше, и перебрался опять в 19-й гвардейский полк, где возглавил третью эскадрилью. ...
— У вас основная результативная боевая работа связана с 1942 годом?
— Да. Основная интенсивность боевых действий на Севере была в 1941—1942 годах. Тогда немцы рвались к Мурманску. А потом были уже эпизодические бои. Но все равно потери шли…
Кроме того, в конце 1942 года меня второй раз подбили, и пришлось мне садиться на лес. В итоге сломал позвоночник. Хорошо еще, что приземлился недалеко от аэродрома и меня тут же начали искать. Если бы не нашли, я, наверное, там бы и замерз, поскольку из-за травмы позвоночника сам вылезти из кабины я не мог.
Пока меня не было, командир полка Новожилов 12 марта 1943 года угробил почти всю мою эскадрилью. Немножко вернусь назад в своем рассказе. В самом начале войны полком командовал Николай Иванович Шмельков, но он у нас пробыл недолго, и командиром стал Георгий Александрович Рейфшнейдер. Он сам летал не часто, но умел организовать боевую работу. Он первый стал проводить разборы каждого боевого вылета, вырабатывать вместе с летчиками тактику действий. Он не указания давал, а позволял летчикам принимать решения. Поэтому при нем полк здорово поднялся. В середине 1942 года Рейфшнейдера, сменившего фамилию на Калугин, забрали командиром дивизии... Мы просили поставить командиром полка Кутахова, но назначили Новожилова. Это был «колхозник», уже в то время практически пожилой дед. Он страшно боялся начальства, и если что скажут сверху, так спешил выполнять, не думая. В тот день ему позвонили на командный пункт, приказали поднять эскадрилью. Он дал ракету в воздух, не глядя, что кругом немцы ходят. На взлете сбили четверых. Вот говорят, что немцы были рыцарями. У меня ведомым был Ивченко, такой высокий, симпатичный парень, я из 20-го полка его забрал. Так он сел вынужденно на озеро. Как сядешь — надо за самолет прятаться, а он от самолета побежал. И фашисты расстреляли его на земле. Вот какое рыцарство!


Expertenstaffel за Полярным кругом.
Ю.Рыбин

Весной 1943 г. в Заполярье вновь резко активизировалась боевая деятельность авиации ...
... 12 марта, эскадрилья в составе семи Bf-109 G2 вылетела на боевое задание с целью обеспечения действий своей бомбардировочной авиации, путем блокирования аэродрома Шонгуй. Вспоминает бывший летчик 2-й эскадрильи 19-го гв. иап Д.С. Гончаренок:
«12 марта 1943 г. немецкие самолеты заблокировали наш аэродром и летали по его границе, пользуясь тем, что зенитного прикрытия у нас не было. Командир дивизии (258-я сад) Рефшнейдор-Калугин приказал поднять в воздух эскадрилью. Командир полка Новожилов доложил, что аэродром блокирован истребителями противника. Но Рефшнейдор-Калугин повторил приказание, и Новожилов дал команду взлететь третьей эскадрилье.
Первым взлетел гвардии капитан И.Миусов, только что назначенный заместителем командира эскадрильи. Взлететь и сразу попасть в лапы к немцам на неготовом к бою истребителе — не убраны шасси, скорость не набрана - было равносильно самоубийству. Миусов прекратил взлет и доложил, что мотор дает перебои. Командир приказал повторить взлет. В это время в воздух поднялся ведомый Миусова летчик Ивченко. Его сразу подожгли, и он упал на лес1. Взлетел летчик Романенко, затем Чернов. Оба сразу были сбиты. Взлетел еще один самолет. И тоже загорелся. Взлетел Миусов, но, как только он оторвался от земли, его атаковали два «Мессершмитта» и зажгли. Миусов, падая в лес, только успел сказать по радио: «Прощайте, товарищи!»
После этого летчики полка, сидевшие в самолетах в готовности №1, включили передатчики и, не договариваясь, каждый в отдельности, заявили. Это была большая трагедия для полка. Тот, кто был в это время на командном пункте полка, рассказывал: Новожилов после каждого вылета самолета докладывал по телефону командиру дивизии: «Выпустил третий самолет — горит». «Выпускай следующего», — слышно было в трубке телефона. «Выпустил четвертого — сбит». «Выпускай следующего!» После гибели Миусова, Новожилов в сердцах ударил трубкой об аппарат, разбил ее в дребезги, сел и заплакал». Все летчики, не стыдясь слез, оплакивали так глупо погибших друзей. После этого случая Рефшнейдор был переведен от нас (на Кандалакшское направление командиром 260-й сад. — Прим.авт.)».
Тем временем четверка Ju-88 отбомбилась по аэродрому Мурмаши с одного захода, в результате чего погибли несколько человек и был уничтожен один бомбардировщик «Бостон» 137-го бап. Но над аэродромом Шонгуй все же произошел воздушный бой, в котором немцы потеряли один Bf-109. Пять «Аэрокобр» 19-го гв.иап под командованием заместителя командира полка гвардии капитана И.В.Бочкова, патрулировавшие в районе Туломской ГЭС, были отозваны на аэродром. Они сходу атаковали барражирующие над взлетной полосой «Мессершмитты». Гвардии капитан К.Ф.Фомченков, один из самых опытных летчиков полка, догнал уходящий вверх «стодевятый» и в тот момент, когда немецкий истребитель завис в верхней точке «горки», сбил его. Из «мессера» выбросился с парашютом немецкий пилот Дитрих Вайничке. Но в следующую секунду самолет Фомченкова был подбит. Раненому летчику все же удалось посадить «на брюхо» «Аэрокобру» на своем аэродроме. Затем в завязавшемся бою немцам удалось сбить еще две наших машины.
Почти все сбитые в этом бою советские истребители — четыре «Киттихаука» и две «Аэрокобры» — были записаны на счет лейтенанта Вайссенбергера, количество воздушных побед у которого перева-лило за полсотни. Лишь один Р-40 «Киттихаук» пополнил счет другого немецкого летчика — фельдфебеля Дитриха Вайничке (Fw.Dietrich Weinitschke).

______________________________________________
1 Старшине Ивченко удалось совершить вынужденную посадку на замерзшее озеро Тюхменское, но летчик был расстрелян возле своего самолета немецким истребителем.
Примечание Oldman: Позже в подобную ситуацию с посадкой на лед и добивание попал и Д.С.Гончаренок, но сумел спастись. Описано там же.




Любопытна так же дальнейшая судьба Рефшнейдора-Калугина и Новожилова.
Что означает: "летчики полка, сидевшие в самолетах в готовности №1, включили передатчики и, не договариваясь, каждый в отдельности, заявили."?
Выразили протест в каком-то виде? Никогда о таком не слышал.
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: Гв.старшина Ивченко Игорь Степанович

Сообщение sk16rus »

Здравствуйте.
Краткую справку по 145-му ИАП -> 19-му ГвИАП можно прочитать на сайте Василия Харина "Авиаторы второй мировой".
Вот информация по периоду Великой Отечественной:
Перед началом Великой Отечественной войны полк базировался на Крайнем Севере на аэродроме Шонгуй для обороны Мурманска и Архангельска.
К 22.06.41 г. имел на вооружении 56 самолетов И-16 (в том числе 4 неисправных).
В июне 1941 г. полк получил самолеты МиГ-3, а в июле - и ЛаГГ-3.
С февраля 1942 г., после расформирования 1 сад, непосредственно подчинялся ВВС 14 армии.
Преобразован приказом Народного комиссара обороны СССР No. 102 от 04.04.42 г. в 19 гиап.
В апреле 1942 г. действовал в составе ВВС 19 армии. В мае вернулся в состав ВВС 14 армии.
Примерно с февраля 1942 г. на вооружении имел самолеты "Харрикейн", которые в марте-апреле 1942 г. были заменены на P-40 "Томахаук", а в мае были получены и Р-40 "Киттихаук", а также P-39 "Аэрокобра".
В конце ноября 1942 г. на базе ВВС 14 армии была сформирована 258 иад (позже 258 сад -> 1 гсад -> 16 гиад), в которой продолжил воевать полк.

Ссылка
Рекомендую зарегистрироваться на форуме (регистрация быстрая без "наворотов"), так как Ваша тема будет перенесена в соответствующий раздел, в котором Гости писать сообщения не могут. А тема поднята интересная.

С уважением
Красильников Сергей.
Изображение
igor
Сообщения: 847
Зарегистрирован: 25 июл 2011 11:07
Откуда: Киселевск
Контактная информация:

Re: 19-й ГвИАП - Гвардии старшина Ивченко Игорь Степанович

Сообщение igor »

Бомбили Мурмаши в тот день Ме.110, а не "юнкерсы". Вайссенбергер получил 5 побед, а не 6, (3 кобры и 2 Р-40), еще пара Дёбриху.
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: 19-й ГвИАП - Гвардии старшина Ивченко Игорь Степанович

Сообщение sk16rus »

Алексей Пекарш (Alex) с Авиационно-исторического форума подсказал, что вот на этом фото, опубликованном на сайте "Я помню" на странице с интервью с Кутаковым А.О. в центре - Ивченко

Изображение
Интервью с Кутаковым А.О.

Там же есть фрагмент:
12 марта 1943 года немцы сбили практически всю эскадрилью нашего полка. Я тогда в столовой был, а немцы к аэродрому подошли, заняли выгодную позицию. Полетами тогда Новожилов руководил, и он дал команду на взлет. Я слышал, как наши самолеты взлетают, выбежал из столовой и видел, как немцы 3 или 4 наших самолета прямо на взлете сбили. А у одного самолета, там Ивченко пилотом был, они перебили тягу руля управления, и он вынужден был садится на озеро. Сел нормально, а потом пошел от самолета к берегу. Тут немец вернулся, увидел, что он идет к берегу, и обстрелял его, в результате Ивченко погиб.
Изображение
Oldman
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 24 июн 2013 01:29

Re: 19-й ГвИАП - Гвардии старшина Ивченко Игорь Степанович

Сообщение Oldman »

Благодарю за Ваше содействие.
У меня есть только довоенные фото, одно ещё детское, а второе - 1939 г.
Сказать по правде - сходства не улавливаю, хотя и допускаю. Любопытно было бы оценить достоверность сведений Алексея Пекарш.
Фото вставить, как я понял, не получится.
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: 19-й ГвИАП - Гвардии старшина Ивченко Игорь Степанович

Сообщение sk16rus »

Oldman писал(а):Фото вставить, как я понял, не получится.
Если на форум, то нет никаких проблем - ТЫК
Изображение
Oldman
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 24 июн 2013 01:29

Re: 19-й ГвИАП - Гвардии старшина Ивченко Игорь Степанович

Сообщение Oldman »

Нет вкладки "Добавить вложение" рядом с вкладкой "Настойки"

???
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: 19-й ГвИАП - Гвардии старшина Ивченко Игорь Степанович

Сообщение sk16rus »

Все понял...
У Вас не хватает одного сообщения до появления возможности добавления вложений (таковы настройки форума - нужно иметь более 3-х сообщений, чтобы получить такую возможность), поэтому я вам сейчас просто дал такие права. Возможность вложений у Вас сейчас есть.
Изображение
Oldman
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 24 июн 2013 01:29

Re: 19-й ГвИАП - Гвардии старшина Ивченко Игорь Степанович

Сообщение Oldman »

Фото 1939 года.
Надпись на обороте собственноручно.
Вложения
lwf2.jpg
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: 19-й ГвИАП - Гвардии старшина Ивченко Игорь Степанович

Сообщение sk16rus »

Oldman писал(а):Благодарю за Ваше содействие.
У меня есть только довоенные фото, одно ещё детское, а второе - 1939 г.
Сказать по правде - сходства не улавливаю, хотя и допускаю. Любопытно было бы оценить достоверность сведений Алексея Пекарш.
Тоже что-то вроде не то...
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: 19-й ГвИАП - Гвардии старшина Ивченко Игорь Степанович

Сообщение sk16rus »

sk16rus писал(а):Алексей Пекарш (Alex) с Авиационно-исторического форума подсказал, что вот на этом фото, опубликованном на сайте "Я помню" на странице с интервью с Кутаковым А.О. в центре - Ивченко

Изображение
Так же Алексей сообщил, что данная фотография подписана лично Кутаковым и на ней изображены:
  • Чернов Василий Петрович (погиб в том же эпизоде 12.03.43), Кутаков Александр Анисимович, Ивченко Игорь Степанович (погиб 12.03.43), Горшков Константин (погиб), Лелик Виктор Михайлович (погиб в бою 24.02.44 в одном бою с ГСС К.Ф. Фомченковым).
Примечание Алексея: Горшкова в 19 Гв.ИАП вроде нет, но по всему подходит лейтенант Горшков Константин Александрович из 118 ОДРАЭ - у него КЗв была, и погиб он в декабре 1943-го...
Изображение
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: 19-й ГвИАП - Гвардии старшина Ивченко Игорь Степанович

Сообщение sk16rus »

Продублировал спорный вопрос по фото в Группе "Летчикам - защитникам Советского Заполярья - посвящается" на Фейсбуке.
Изображение
Oldman
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 24 июн 2013 01:29

Re: 19-й ГвИАП - Гвардии старшина Ивченко Игорь Степанович

Сообщение Oldman »

Доброго времени суток.
Может кто-то силен в сравнении портретов. На более ранней семейной фотографии с отцом и мл.братом
И.Ивченко выглядит так (слева):
Вложения
lwf3.jpg
Oldman
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 24 июн 2013 01:29

Re: 19-й ГвИАП - Гвардии старшина Ивченко Игорь Степанович

Сообщение Oldman »

И еще. Тут есть знатоки подробностей немецких потерь.
Как можно оценить достоверность информации из посмертного наградного листа о его воздушных победах?
Oldman
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 24 июн 2013 01:29

Re: 19-й ГвИАП - Гвардии старшина Ивченко Игорь Степанович

Сообщение Oldman »

Вот страница:
Вложения
filterimag.jpg
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: 19-й ГвИАП - Гвардии старшина Ивченко Игорь Степанович

Сообщение sk16rus »

Oldman писал(а):На более ранней семейной фотографии с отцом и мл.братом...
Человек слева на представленном фото, и человек в центре на фото с Кутаховым (выглядывает из-за спины орденоносца) - очень похожи и, вероятно, это один и тот же человек.
Oldman писал(а):Как можно оценить достоверность информации из посмертного наградного листа о его воздушных победах?
Ну, если верить вот этим спискам потерь (а им стопроцентно верить все равно нельзя) - ссылка - то 19.08.1942 года у немцев потерь Ю-88 не было.

А вот 05.09.1842 года есть одна потеря, которая может подойти, так как в наградном тип самолета не указан:
- 05.09.42 6./JG 5 Bf-109F-4 10144 Yellow 7 Unknown F 100 Missing Fw. Albert Brunner (F) MIA Returned 4 days later
Хотя сколько было заявок в этот день от других полков, я не знаю.
Изображение
Oldman
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 24 июн 2013 01:29

Re: 19-й ГвИАП - Гвардии старшина Ивченко Игорь Степанович

Сообщение Oldman »

Насколько я понимаю, тип указан как "Брустер".
Может что-то финское вроде Буффало В-239?
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: 19-й ГвИАП - Гвардии старшина Ивченко Игорь Степанович

Сообщение sk16rus »

Oldman писал(а):Насколько я понимаю, тип указан как "Брустер".
Вы что-то спутали - тип указан четко - Мессер (Фридрих) - Bf-109F-4

А пилот - Альберт Бруннер из 6./JG5 , награжденный Рыцарским Крестом (посмертно) за 53 победы.
Даты жизни: 17.07.1918 г. - 07.05.1943 г.
Звание: обер-фельдфебель (Obfw.)
Авиачасть: JG5 Люфтваффе
Боевые вылеты: 135
Воздушные победы: 53
Награды: Рыцарский Крест (Ritterkreuz des Eisernen Kreuz), Германский Крест в Золоте (Deutsches Kreuz in Gold).
Бруннер Альберт - немецкий летчик - ас Родился 17.07.1918 г. в поселке Дёртель, в 42 км южнее г. Вюрцбург. Летая в составе 6./JG5, Альберт Бруннер сбил 53 советских самолета. 05.09.1942 г. его Bf- 109F-4 W.Nr. 10144 был сбит в бою с ЛаГГ-3 из 255-го ИАП. Приземлившись за линией фронта, фельдфебель Бруннер избежал плена и спустя четыре дня достиг немецких позиций.
07.05.1943 г. его Bf- 109G-2 W.Nr. 14802 снова был сбит в бою с Р-39 в районе Петсамо (ныне г. Печенга). На этот раз пилот получил тяжелые ранения, но смог покинуть самолет. Однако из-за слишком малой высоты купол парашюта не успел раскрыться, при ударе о землю обер-фельдфебель Бруннер получил дополнительные травмы и вскоре умер.
Всего немецкий ас совершил 135 боевых вылетов. 4 июня его сначала посмертно наградили Германским Крестом в Золоте, а потом 3 июля — и Рыцарским Крестом.

Отсюда
Если верить этой цитате, то Бруннер был сбит Юзовым С.Е. (ему засчитана победа в этот день) из 255-го ИАП ВВС СФ.

Но тут есть что-то непонятное - бой, когда Бруннер был сбит вернулся из-за линии фронта, Александром Мардановым описывается в статье "Восемь пишем, два в уме" как 21 августа...
Изображение
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: 19-й ГвИАП - Гвардии старшина Ивченко Игорь Степанович

Сообщение hellcat »

Имеется в виду именно этот самолёт, других аэропланов фирмы Brewster в Карелии не было. Сергей, это в представлении на орден КЗ, бой 5.9.42. "Брустер" фигурирует.
Аватара пользователя
sk16rus
Site Admin
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 июн 2008 16:19
Откуда: Казань
Контактная информация:

Re: 19-й ГвИАП - Гвардии старшина Ивченко Игорь Степанович

Сообщение sk16rus »

hellcat писал(а):Сергей, это в представлении на орден КЗ, бой 5.9.42. "Брустер" фигурирует.
Блин, читал и просмотрел...
Но откуда он взялся?
Изображение
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей