145-й ИАП - краткая история

Все о 145-ом ИАП (19-ом ГвИАП), потерях, летчиках и т.д.

Модератор: Модераторы форумов

Правила форума
- Темы форума, содержащие основную информацию о Полке, будут закреплены в верхней части и закрыты.
- Обсуждение основной информации о Полке будет производиться в отдельных темах.
- Любая вновь созданная тема, не относящаяся к истории Полка, будет удалена (перенесена в другое подходящее место).
Ответить
iznaroda
Сообщения: 97
Зарегистрирован: 24 май 2011 19:37

145-й ИАП - краткая история

Сообщение iznaroda »

Фрагмент истории 145-го ИАП -> 19-го ГвИАП
Взято с сайта airforce.ru.
17 января 1940 года в местечке Кайрало (бывшая территория Финляндии) был сформирован 145 иап. Первым командиром полка был назначен майор Штоф В.Н. Основой для формирования новой авиационной части стал личный состав первой и второй эскадрильи 138 иап (на истребителях И-15бис), первой эскадрильи 20 иап (И-16), а так же летчики 48 иап и 80 иап (без матчасти). На этом, согласно приказа ВВС 9 Армии №6 от 3.01.1940 г., закончилось формирование 145-го истребительного авиационного полка, после чего 24 марта 1940 года он перебазировался на место постоянного дислоцирования – аэродром Шонгуй Мурманской области, войдя в состав 27 авиабригады ВВС 14 Армии.
Лётчик Дмитрюк (четвертый слева) с товарищами на фоне своего самолёта Р-40 Тамагаук<br />после боя, в котором он одержал 2 победы. 1941 г.
Лётчик Дмитрюк (четвертый слева) с товарищами на фоне своего самолёта Р-40 Тамагаук
после боя, в котором он одержал 2 победы. 1941 г.
Важно отметить, что большинство летчиков сформированного полка к тому моменту имели опыт воздушных боёв с японцами в районе озера Хасан, реки Халкин-Гол и в республиканской Испании. Кроме того до 13 марта 1940 года, полк в составе 3-х эскадрилий участвовал в войне против белофиннов, выполнив 1125 боевых вылетов, провел 4 воздушных боя, в которых советские лётчики сбили 5 самолетов противника. Поэтому, когда 22 июня 1941 года в 4-00 по телеграфу было объявлено о начале военных действий со стороны фашистской Германии, никакого смятения или замешательства среди офицеров полка не было. Уже на четвертый день Великой Отечественной войны лётчики провели первый воздушный бой, в результате которого была одержана победа над противником, а 4 августа капитан Зайцев на истребителе ЛаГГ-3 в 35-и минутной схватке смог сбить Ме-110 немецкого аса, награжденного орденом Железного Креста, капитана Шашке.

Кроме побед были и невосполнимые потери. Так, 10 июня 1941 года, три И-16 под сильным зенитным огнем артиллерии противника штурмовали колонну автотранспорта, следующую к линии фронта. Самолёт командира звена лейтенанта Алексея Небольсина был подбит и лётчик направил горящую машину в автоколонну врага. 27 июня 1941 года, во время боя 15-ти И-16 с численно превосходящими силами противника, погиб смертью героя, совершив воздушный таран, лейтенант Мисяков. 9 сентября 1942 года в бою между 11-ю нашими истребителями и 17-ю самолётами противника, совершил воздушный таран командир звена лейтенант Кривошеев Е.А.
Летчики полка Филиппов, Фомченков, Кутахов (тот самый), Тимофеев на фоне самолёта Фомченкова
Летчики полка Филиппов, Фомченков, Кутахов (тот самый), Тимофеев на фоне самолёта Фомченкова
За мужество и героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1943 года гвардии лейтенанту Кривошееву Ефиму Автомовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Приказом Министра обороны СССР №219 от 18 октября 1972 года он навечно зачислен в списки первой эскадрильи полка.

Участвуя в боевых действиях на Мурманском, Кондалакшинском и Кестенгском направлениях 145 полк в первые три месяца войны, в тяжелых условиях полярного дня и численного превосходства врага, сумел устоять под натиском противника. За высокую эффективность в боевой работе, проявленную отвагу, стойкость и мужество, а также героизм личного состава, приказом Народного Комиссара Обороны СССР №102 от 4 апреля 1942 года 145 иап был преобразован в 19-й гвардейский истребительный авиаполк. 20 июня того же года полку было вручено гвардейское знамя.
Вручение полку гвардейского знамени. Знамя вручал член Военного Совета Карельского Фронта Корпусный комиссар Желтов; принял знамя командир полка гвардии полковник Рейфшнейдер
Вручение полку гвардейского знамени. Знамя вручал член Военного Совета Карельского Фронта Корпусный комиссар Желтов; принял знамя командир полка гвардии полковник Рейфшнейдер
За четыре года войны гвардейцы совершили 9941 боевых вылетов, уничтожив 247 самолётов врага. Все это время главным оружием лётчиков 19 гиап были такие истребители как И-16 (56 ед.), МиГ-3 (3 ед.), ЛаГГ-3 (40 ед.), «Харрикейн» (13 ед.), «Киттихаук» (25 ед.) и «Аэрокобра» (92 ед.). Аэрокобра стала для полка на несколько лет основным типом, с ней связано много теплых воспоминаний и побед. Примечательно, что первым лётчиком гвардейского полка, выполнившем полет на «Аэрокобре I», стал будущий дважды Герой Советского Союза маршал авиации и командующий ВВС СССР, а на тот момент командир 1-й эскадрильи, капитан Павел Кутахов.
19_giap-5.jpg
Полк вел напряженные и жестокие воздушные бои, после которых самолёты возвращались с серьезными повреждениями. И вот тут отдельных слов достойны инженеры, техники и младшие авиаспециалисты полка. Несмотря на отсутствие учебной базы и тяжелейшие климатические условия Заполярья, они смогли не только освоить новую авиатехнику, но и обеспечить для своих лётчиков её практически 100% исправность. Особую трудность вызывало отсутствие технического описания на иностранные самолёты, так что при работе с ними приходилось полагаться исключительно на здравый смысл и армейскую смекалку. Порой лётчики совершали вынужденные посадки, не дотянув до аэродрома, и тогда техники эвакуировали поврежденную технику, работая у переднего края обороны наших войск. Всего ИТС полка эвакуировал 19 самолётов, провел 7050 самолёто-ремонтов и 2300 моторо-ремонтов.
29 июня 1942 года лётчики полка сбили 6 немецких самолётов. На снимке один из них, сбитый в районе озера Тюхменское
29 июня 1942 года лётчики полка сбили 6 немецких самолётов. На снимке один из них, сбитый в районе озера Тюхменское
Подводя итоги участия полка в Великой Отечественной войне надо сказать, что победа дорого досталась гвардейцам – погибло 64 человека личного состава полка, из них 62 лётчика и 2 техника. Звания Героя Советского Союза были удостоены 8 офицеров, четверо из которых пали в боях.
Аватара пользователя
hellcat
Сообщения: 874
Зарегистрирован: 27 авг 2011 17:14

Re: 145-й ИАП - краткая история

Сообщение hellcat »

На последней картинке обломки Ме 110 M8+YE Schaschke, сбитого 4 августа 41 года капитаном Зайцевым.
  • Изображение
А самолётик-то "вхлам", как там стрелок-радист не угробился сразу...
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя